Защита прокурором прав инвалидов

Защита прокурором прав инвалидов

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Указание Генеральной прокуратуры РФ от 14 мая 2009 г. N 160/8 «Об организации работы по применению части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации»

В связи с принятием Федерального закона от 05.04.2009 N 43-ФЗ «О внесении изменений в статьи 45 и 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации», которым прокурору предоставлены дополнительные полномочия по предъявлению в суды общей юрисдикции заявлений в защиту социальных прав, свобод и законных интересов граждан, и в целях обеспечения надлежащей реализации прокурорами этих полномочий, руководствуясь статьей 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», обязываю:

Заместителей Генерального прокурора, начальников главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, городов и районов, других территориальных, приравненных к ним военных прокуроров и прокуроров иных специализированных прокуратур в соответствии с установленной компетенцией принять меры к неукоснительному исполнению требований части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации:

1. С учетом предоставленных прокурору дополнительных полномочий организовать эффективную работу по предъявлению заявлений в суд в защиту нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов граждан в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Сосредоточить внимание на защите прав, свобод и законных интересов социально незащищенных слоев населения (инвалидов, пенсионеров, малообеспеченных, многодетных, несовершеннолетних и т.д.), имея в виду, что указанные лица по объективным причинам не могут самостоятельно обратиться в суд за защитой нарушенных прав.

2. Использовать все меры прокурорского воздействия для устранения нарушений социальных прав граждан. Исходить из того, что обращение в суд с заявлением является одной из наиболее эффективных форм прокурорского реагирования при выявлении нарушений и применяется наряду с иными мерами прокурорского воздействия (протест, представление, предостережение).

3. Иметь в виду, что основанием для предъявления заявления в суд является обращение гражданина к прокурору о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов. Обращение должно быть письменным. При невозможности оформления гражданином заявления его волеизъявление должно быть зафиксировано прокурором в письменной форме. В случае, когда по объективным причинам гражданин не может представить доказательства, подтверждающие нарушение его прав и законных интересов, прокурор принимает исчерпывающие меры к сбору необходимых доказательств.

4. Неукоснительно соблюдать требования материального и процессуального права, в частности сроки исковой давности и процессуальные сроки.

Исходить из того, что на заявления прокурора распространяются те же сроки, которые действуют в отношении граждан. В случае пропуска срока исковой давности или процессуального срока по уважительной причине ставить перед судом вопрос о его восстановлении.

5. Обеспечивать поддержание заявления при рассмотрении его судом, добиваясь восстановления нарушенных социальных прав граждан. На всех стадиях процесса получать подтверждение волеизъявления гражданина на дальнейшее движение дела. Своевременно реагировать на допущенные судом ошибки. На незаконные судебные постановления приносить апелляционные, кассационные и надзорные представления.

6. Регулярно (не реже одного раза в полугодие) анализировать практику предъявления заявлений в защиту социальных прав граждан, практику рассмотрения их судами и внесения апелляционных, кассационных и надзорных представлений. Использовать результаты анализа для совершенствования деятельности органов прокуратуры по защите социальных прав граждан.

Контроль за исполнением настоящего указания возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Указание направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

И. о. Генерального прокурора
Российской Федерации
государственный советник
юстиции 1 класса
С.Г. Кехлеров

Указание Генеральной прокуратуры РФ от 14 мая 2009 г. N 160/8 «Об организации работы по применению части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации»

Текст указания опубликован в журнале «Законность», июль 2009 г., N 7

Разъясняем законодательство

Законодательная база

Чтобы подать жалобу на нарушение прав инвалидов, следует руководствоваться такими законодательными актами:

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г.
  2. ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» N 2202-1-Ф от 17.01.1992г. (ред. от 29.07.2017).
  3. ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» N 181-ФЗ от 24.11.1995 (ред. 29.07.2018).
  4. Гражданский Кодекс РФ N 14-ФЗ от 26.01.1996г. (ред. от 28.03.2017).
  5. ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» N 442-ФЗ от 28.12.2013г. (ред. от 21.07.2014).

Министерство здравоохранения

Государство обязано обеспечить инвалидов бесплатными лекарствами, специальными медицинскими приспособлениями и путевками на санаторно-курортное лечение. Но в этом случае выдача лекарств осуществляется по определенной схеме (они выдаются только по рецептам в аптеках, которые участвуют в специализированной федеральной программе), а рассчитывать на бесплатное лечение в санатории гражданин с таким статусом может только один раз (при этом он лишен возможности самостоятельно выбрать лечебное учреждение). Соответственно, если в течение календарного года ему не была предложена путевка для оздоровления или в поликлинике ему отказали в выдаче рецепта на бесплатные лекарства — это является прямым нарушением прав, и он может напрямую обратиться в Министерство здравоохранения, что можно сделать любым удобным для себя способом:

Читайте так же:  Компенсационные выплаты при увольнении по собственному желанию

Инвалиды имеют право на бесплатного адвоката

Вопрос: Я – инвалид IIгруппы. Недавно мне исполнилось 72 года. Собираюсь судиться с соседом, который передвинул свой забор, захватив 46 сантиметров моего огорода. Денег у меня на адвоката нет. Слышал, что права инвалидов защищает прокуратура. Может ли сотрудник прокуратуры представлять мои интересы в суде?

Отвечает старший помощник прокурора Советского района Смотров А.А.: В соответствии со ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами.

Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Вышеуказанные основания для обращения прокурора в суд с заявлением в защиту прав и интересов гражданина являются исчерпывающими. В связи с чем, обратиться в суд в Ваших интересах прокурор не вправе, так как спор возник между двумя физическими лицами.

Вместе с тем, всоответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» инвалиды 1 и 2 групп, а также малообеспеченные граждане имеют право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи.

Бесплатная юридическая помощь оказывается в виде:правового консультирования в устной и письменной форме; составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера; представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях.

Законом Курской области от 27.11.2012 № 106-ЗКО «О бесплатной юридической помощи в Курской области в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи» правом участвовать в государственной системе бесплатной юридической помощи на территории области наделены адвокаты, перечень которых утверждается Адвокатской палатой Курской области. С указанным перечнем можно ознакомиться на официальных сайтах Адвокатской палаты (www.kursk-advokat.ru) и Администрации области (www.adm.rkursk.ru) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Таким образом, для получения бесплатной юридической помощи по интересующему Вас вопросу Вы вправе обратиться к любому адвокату, участвующему в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи. При этом Вам необходимо представить соответствующие документы о наличии у Вас инвалидности.

Здание прокуратуры Курской области 305000, г. Курск, ул. Ленина, 21
схема проезда

Защита прав и свобод

О результатах работы органов прокуратуры по защите прав инвалидов в судебном порядке

Вопросам социальной защиты инвалидов органами прокуратуры всегда уделялось повышенное внимание.

При выявлении нарушений в сфере обеспечения беспрепятственного доступа указанной категории граждан к объектам инфраструктуры прокуроры активно используют такой способ защиты нарушенных прав как предъявление иска в суд.

По результатам прокурорских проверок за период 2012-2013 г.г. в суды общей юрисдикции прокуроры направили более 200 исков о понуждении выделить инвалидам бесплатные места на стоянках (остановках); о понуждении обеспечить техническим средством реабилитации (креслом-коляской); о понуждении обеспечить беспрепятственный доступ к объектам инфраструктуры. Часть исков, предъявленных прокурорами, удовлетворены судом, по части дел производство прекращено в связи с добровольным удовлетворением требований прокурора.

Так, в ходе проверки установлено, что престарелый мужчина состоит на очереди в Центре медико-социальных услуг Курской области на получение кресла-коляски активного типа, однако указанным средством технической реабилитации он не обеспечен.

Курчатовский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах инвалида 1 группы к ОГУ «Центр медико-социальных услуг Курской области» с требованием обеспечить его техническим средством реабилитации.

Решением Курчатовского горсуда Курской области исковые требования Курчатовского межрайпрокурора полностью удовлетворены. Мужчина обеспечен креслом-коляской.

В ходе проведенной прокурором Советского района проверки установлено, что в нарушение технических требований к оборудованию входа (выхода) зданий и сооружений для людей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, требований Федерального Закона РФ «О техническом регулировании», вход в здание аптечного пункта не был оборудован пандусом для беспрепятственного доступа инвалидов в помещение аптеки, что явилось грубым нарушением лицензионных требований.

Решением арбитражного суда Курской области по заявлению прокурора ИП привлечен к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 4000 руб. В настоящее время нарушения устранены, пандус на входе в аптечный пункт установлен.

Так же 2 заявления, предъявленные в 2013 году в арбитражный суд Курской области Щигровским межрайпрокурором, находятся в производстве суда.

Работа по защите прав инвалидов продолжается.

Жалоба на нарушение прав инвалидов

Далеко не во всех случаях лица с ограниченными возможностями здоровья могут полноценно реализовывать свои законные права, учиться, работать, получать предусмотренные государством льготы, посещать магазины и культурно-массовые мероприятия. На том или ином этапе своей жизни гражданин, который имеет такой статус, может столкнуться с несоблюдением другими лицами (в том числе чиновниками) своих законных интересов, что может стать основанием для подачи жалобы. При этом инвалиды (в том числе и несовершеннолетние дети) могут от собственного имени (т. е. лично) реализовывать свои права или делать это через законных представителей, которые получили такие полномочия на основании выданной им доверенности. В первую очередь это актуально для случаев, когда человек в силу своей недееспособности не в состоянии самостоятельно выполнять определенные действия, обращаться в государственные учреждения или суд.

Читайте так же:  Запрос в архив о подтверждении трудового стажа

Министерство науки и высшего образования

Граждане с ограниченными физическими возможностями могут рассчитывать на получение образования (в том числе и высшего) и даже претендовать на целый ряд льгот, определенных действующим законодательством. И если инвалид придет к выводу, что образовательное учреждение нарушило его права, ему следует обратиться в Министерство, что можно сделать несколькими способами:

  1. Направить письмо с уведомлением на юридический адрес: 109992, г. Москва, ул. Солянка, д. 14, стр. 3. Узнать, были ли документы получены и будут ли рассмотрены в установленный срок можно по телефону: +7 (495) 547-13-16 или +7 (495) 547-13-11 (доб. 3132).
  2. По электронной почте [email protected] Онлайн жалобы на любые нарушения рассматриваются Министерством в сроки, предусмотренные действующим законодательством при условии, что были соблюдены все требования при составлении такого документа.
  3. По телефону горячей линии, куда можно пожаловаться на несоблюдение прав граждан с ограниченными физическими возможностями, которые обучаются в учебных учреждениях. Для этого следует позвонить по номеру 8 (800)222-55-71. Звонки принимаются с 9.00 до 17.00 (по московскому времени).
  4. Онлайн через minobrnauki.gov.ru/ru/reception/appeal/index.php. Чтобы подать жалобу следует выбрать вкладку «Физическое лицо» и заполнить соответствующую форму. В тексте обращения важно кратко (объемом до 5 тыс. символов) описать, при каких обстоятельствах произошел инцидент и по возможности приложить дополнительные материалы и доказательства, подтверждающие достоверность изложенных фактов. А если гражданин ранее обращался в другие организации или ведомства, то это тоже стоит указать в специальном поле.

Получить более подробную информацию о порядке работы Министерства с претензиями можно по телефону +7 (495) 547-13-07. Звонки принимаются в рабочие дни с 9.00 (обеденный перерыв: 12.00-12.45).

Прокуратура

Органы прокуратуры уполномочены принимать меры по защите законных интересов граждан, которые нуждаются в такой помощи. И в первую очередь это касается инвалидов, которые не всегда могут самостоятельно отстаивать свои права.

Чтобы у прокуратуры было достаточно оснований для проведения проверки и выявления нарушений со стороны других лиц или организаций, она должна получить жалобу, в которой будет четко описано, какие действия повлекли нарушения, и к какому это привело результату (не лишним будет дать ссылки на определенные нормативные акты, чтобы подтвердить обоснованность заявленных требований). Важно, чтобы в заключительной части документа была кратко сформулирована просьба (разобраться в сложившейся ситуации, принять меры, провести проверку, наказать виновных и т. д.), чтобы у правоохранителей было четкое представление о том, каких действий от нее ждет заявитель.

Исходя из тяжести нарушения, инвалид может обратиться в прокуратуру своего субъекта (по месту жительства) или в Генеральную прокуратуру. Во втором случае это можно сделать:

  • По почте, направив жалобу по адресу: ГСП-3, 125993, г. Москва, ул. Большая Дмитровка, 15а. Письменный документ можно составить по образцу.
  • Лично принести в отдел по приему обращений, расположенный в столице по адресу: Благовещенский пер., д. 10, стр. 1. Получить информацию о порядке осуществления приема граждан можно по телефону +7 (495) 987-56-56. В Генпрокуратуре посетители принимаются только при условии предварительной записи.
  • В интернет-приемной ipriem.genproc.gov.ru/contacts/ipriem/. При указании типа жалобы следует обозначить, что это обращение физического лица о нарушении его прав и подробно описать обстоятельства инцидента (когда это произошло, кто совершил противоправное деяние, какие нормы закона при этом были нарушены, к каким это привело последствиям и т. д.).

Если гражданин не смог добиться защиты своих прав или хочет получить денежную компенсацию причиненного ему физического или морального вреда, ему придется обратиться в суд, который является последней инстанцией в РФ, которая может помочь ему решить текущую проблему.

Защита интересов потерпевшего в суде осуществляется на каждом этапе разбирательства. Но в виду того, что граждане с ограниченными физическими возможностями не всегда могут без посторонней помощи оперативно собирать доказательства и необходимые документы, они часто пользуются услугами юристов, которые специализируются на защите прав инвалидов. В первую очередь это касается имущественных споров (например, нужно добиться пересчета социальной пенсии) и случаев, когда стоит задача получить материальную компенсацию причиненного вреда.

Куда обратиться по правам защиты инвалидов

В зависимости от сути обращения, гражданин с ограниченными физическими возможностями может обратиться в:

  1. Министерство здравоохранения.
  2. Министерство науки и высшего образования.
  3. Департамент по делам инвалидов (Министерство труда и социальной защиты).
  4. Прокуратура.
  5. Суд.

На что можно пожаловаться

Руководствуясь положениями профильного закона, определяющего перечень дополнительных прав лиц с ограниченными возможностями, инвалид может пожаловаться на:

  • создание неравных условий для реализации гражданских, экономических и политических прав, а также на отсутствие возможности получить привилегии, предусмотренные действующим законодательством;
  • неверно рассчитанный размер социальной пенсии;
  • отсутствие доступа к бесплатным лекарствам или возможности получить санаторное лечение;
  • отказ в предоставлении социального обслуживания (услуг) или оказание такой помощи не в полном объеме, что является серьезным нарушением прав социально защищенных слоев населения;
  • отсутствие возможности получить образование, гарантированное государство, или отказ в создании необходимых для этого условий и т. д.

Департамент по делам инвалидов

В Министерстве труда и социальной защиты функция по контролю за соблюдением прав лиц с ограниченными физическими возможностями возложена на Департамент по делам инвалидов. В это Ведомство стоит обратиться в том случае, если гражданин с особым статусом не может получить бесплатную путевку на оздоровление, ему не оказывается должный уход или ему был рассчитан неправильный размер социальной помощи. В Департамент можно обратиться:

  1. На приеме в общественной приемной, расположенной по адресу: г. Москва, ул. Ильинка, 15, ком. 103. В ходе общения с уполномоченным сотрудником следует кратко изложить, какие действия другого лица можно квалифицировать как нарушение, и передать письменную жалобу, которая подлежит регистрации в журнале учета. Прием осуществляется в будние дни с 9.30 до 17.00 (в пятницу сокращенный рабочий день — до 16.00) с перерывом на обед.
  2. По почте, направив претензию по адресу: 127994, ГСП-4, г. Москва, ул. Ильинка, 21. Чтобы письмо дошло до адресата, следует точно указать получателя — Департамент по делам инвалидов.
  3. По факсу +7 (495) 606-15-02. Получить подтверждение, что документ принят и будет передан в работу можно по телефону: +7 (495) 606-15-20.
  4. Через онлайн форму rosmintrud.ru/reception/form. Для объективного и всестороннего анализа ситуации кроме персональных данных пользователь должен указать адрес, где произошел инцидент, а также подробно описать факты и события, свидетельствующие о нарушении предусмотренных законом прав. Дополнительно можно сообщить личный телефон, чтобы в случае необходимости ответственный сотрудник Департамента мог уточнить актуальную для рассмотрения жалобы информацию.
Читайте так же:  Последний министр мвд

Дежурные юристы

Напишите жалобу в Росздравнадзор. При нарушении прав в сфере охраны здоровья или низкого…

Защита социальных прав инвалидов, находится на постоянном контроле прокуратуры Амурской области

Результаты прокурорских проверок показали, что уполномоченными органами и должностными лицами не всегда принимаются эффективные меры к соблюдению законодательства в части обеспечения инвалидов лекарственными средствами, техническими средствами реабилитации, отмечены нарушения жилищных, трудовых прав инвалидов при квотировании рабочих мест, права инвалидов на доступ к объектам социальной, транспортной инфраструктуре и другие.

К примеру, прокурором космодрома «Восточный» установлено, что реализация муниципальной программа «Развитие системы социальной поддержки населения ЗАТО Циолковский на 2016-2020 годы», в рамках которой выполняются мероприятия по обеспечению прав инвалидов, в 2017 году осуществлялась муниципальным образованием крайне слабо.

По данному факту прокурор космодрома «Восточный» 02.04.2018 главе ЗАТО «Циолковский» внес представление, которое рассмотрено и удовлетворено, приняты меры к устранению нарушений законодательства.

Проведенными проверочными мероприятиями в текущем году выявлены факты нарушений прав инвалидов при оказании медицинской помощи, обеспечении их жизненно важными лекарственными средствами.

Видео (кликните для воспроизведения).

К примеру, прокурор г. Благовещенска 06.06.2018 в интересах ребенка-инвалида в городской суд направил исковое заявление с требованием обязать региональное министерство здравоохранения обеспечить ребенка-инвалида необходимыми лекарственными препаратами (рассмотрено, удовлетворено, исполнено).

Аналогичные иски в защиту инвалидов направлены в суды прокурорами г.Белогорска, Зейского, Мазановского районов (рассмотрены, удовлетворены, на исполнении).

В ходе проверки, проведенной прокуратурой г.Благовещенска, установлено, что нарушение п. 31 постановления Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» информация о назначении проведения программы дополнительного обследования до сведения инвалида надлежащим образом не доведена, согласие или отказ от программы дополнительного обследования от него не получены. По результатам проверки заместитель прокурора г. Благовещенска 18.06.2018 руководителю ФКУ «ГБ МСЭ по Амурской области» внес представление об устранении нарушений законодательства о порядке признания граждан инвалидами, которое рассмотрено и удовлетворено, приняты меры к устранению нарушений закона.

В ходе проверок выявлены неединичные случаи нарушения прав инвалидов на обеспечение доступа к объектам транспортной, социальной инфраструктуры, государственным учреждениям, в том числе выделения специальных мест на парковках, информирования об оказываемых услугах, обследовании и паспортизации объектов. Установлено, что муниципальными учреждениями, коммерческими организациями не всегда соблюдаются требования о выделении бесплатных мест для парковки транспортных средств инвалидов на каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около вышеуказанных объектов.

К примеру, прокурором Архаринского района 31.01.2018 в районный суд направлено два заявления о возложении на индивидуального предпринимателя и Архаринское РАЙПО обязанности оборудовать здания магазинов пандусами в соответствии с требованиями приказа Минрегиона России от 27.12.2011 № 605 «Об утверждении свода правил «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (рассмотрены, удовлетворены, одно решение суда находится на исполнении, второе — исполнено). В целях устранения аналогичных нарушений закона 06 и 07 февраля 2018 года прокурор Архаринского района генеральному директору ООО «Фэшн-сити», ИП Шлыкову П.В. внес два представления, которые рассмотрены, удовлетворены, нарушения устранены, два виновных лица привлечены к дисциплинарной ответственности в виде замечания.

Аналогичные нарушения закона выявлены и приняты меры реагирования прокурорами г. Райчихинска, Белогорского, Бурейского, Завитинского, Ивановского, Михайловского, Мазановского, Серышевского и других районов, Свободненским городским прокурором, прокурором космодрома «Восточный».

Установлено, что зачастую официальные сайты муниципальных органов, учреждений здравоохранения и образования в нарушение требований Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не содержат версию для инвалидов по зрению.

Подобные нарушения выявлены Свободненской городской прокуратурой, в связи с чем, 21.02.2018 главе администрации Свободненского района внесено представление, которое рассмотрено, удовлетворено, нарушения устранены, виновное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.

По аналогичным фактам приняты меры прокурорского реагирования Тындинским городским прокурором, прокурорами Белогорского, Серышевского районов.

Прокурорами проверками установлены случаи необеспечения трудовых прав лиц с ограниченными возможностями.

К примеру, прокурором Ивановского района 19.02.2018 внесено представление по фактам бездействия администрации Ивановского района в части неустановления квоты для приема на работу инвалидов, непринятия нормативно-правового акта в указанной сфере правоотношений, которое рассмотрено, удовлетворено, нарушения устранены.

Прокурорами вскрыты нарушения работодателями требований п. 3 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», ст. 4 Закона области от 07.07.2004 № 343-ОЗ «О квотировании и резервировании рабочих мест для инвалидов в организациях, расположенных на территории Амурской области».

Читайте так же:  Какие надо собирать документы по потери кормильца

Так, прокуратурой Сковородинского района установлено, что ООО «Сковородинская теплоснабжающая компания» и МУП «Энергоресурс» не представляют сведения в ГКУ АО «ЦЗН Сковородинского района» о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных и выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района 21.06.2018 руководителям указанных организаций внесено три представления (рассмотрены, удовлетворены, нарушения устранены, три лица привлечены к дисциплинарной ответственности).

По тем же фактам приняты меры прокурорского реагирования прокурорами г.Белогорска, Бурейского, Мазановского, Михайловского, Ромненского Серышевского, Тамбовского районов, космодрома «Восточный» (внесено 23 представления, рассмотрены, удовлетворены, нарушения устранены, 10 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности).

Прокуратурой Белогорского района 17.03.2018 принесено 5 протестов на коллективные договоры пяти образовательных учреждений района в связи с ущемлением прав работающих инвалидов на предоставление отпуска без сохранения заработной платы. Вместо предусмотренных статьей 128 Трудового кодекса РФ 60 календарных дней в году, коллективные договоры допускали предоставление отпуска без содержания работающим инвалидам до 5 дней. Протесты прокурора рассмотрены, удовлетворены, коллективные договоры приведены в соответствие с требованиями закона.

Как показали прокурорские проверки, не всеми органами местного самоуправления приняты меры по обеспечению жилищных прав инвалидов.

Так, прокурор г. Благовещенска 07.02.2018 обратился в суд в интересах ребенка-инвалида об обязании администрации г. Благовещенска предоставить жилое помещение во внеочередном порядке. Требования прокурора удовлетворены в полном объеме, 20.03.2018 решением Благовещенского городского суда на администрацию г. Благовещенска возложена обязанность предоставить ребенку-инвалиду Запольской Ю.С. жилое помещение во внеочередном порядке в соответствии с требованиями действующего законодательства (исполнено).

Всего прокурорами выявлено 240 нарушений закона (АППГ- 160), в целях устранения которых принят 151 акт прокурорского реагирования, в том числе принесено 5 протестов; внесено 138 представлений (из которых 102 — рассмотрены, удовлетворены, к дисциплинарной ответственности привлечено 56 (40) лиц, остальные — на рассмотрении), к административной – 1, в суды направлено 9 заявлений, 7 из которых рассмотрены и удовлетворены, 2 на рассмотрении.

Защита прокурором прав инвалидов

Разъясняет заместитель начальника управления по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры г. Москвы Наталья Анатольевна Емелькина

Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 20 декабря 1993 года приняты «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов», в соответствии с которыми равные возможности для указанной категории граждан обеспечиваются посредством проведения с ними процесса реабилитации с целью помочь достигнуть оптимального физического, интеллектуального, психического и социального уровня деятельности и поддержания его.

Статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. То есть, государство стремится обеспечить инвалидам и лицам пожилого возраста равные с другими гражданами возможности в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.

В этой связи Правительством Российской Федерации приняты постановления, регламентирующие вопросы практической реализации прав инвалидов.

Так, постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2008 г. № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» утвержден порядок обеспечения инвалидов колясками, протезами и прочими необходимыми им техническими средствами реабилитации.

Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2008 г. № 247 «О внесении изменений в Правила признания лица инвалидом» предусмотрена возможность установления группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования при отсутствии положительных результатов реабилитационных мероприятий, проведенных гражданину до его направления на медико-социальную экспертизу.

Понятие «инвалид», т.е. лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты, содержится в ст. 1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главным бюро медико- социальной экспертизы, бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро в порядке, предусмотренном ст. 8 указанного Закона и Правилами признания лица инвалидом, утвержденными постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95. Решения указанных органов могут быть самостоятельно обжалованы гражданином в суд либо в порядке подчиненности в вышестоящее бюро, входящее в систему органов медико-социальной экспертизы.

Вторым этапом реализации прав граждан данной категории является реабилитация инвалидов, то есть система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалида к бытовой, общественной и профессиональной деятельности.

В этой связи на основании ст. 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» соответствующим федеральным государственным учреждением медико- социальной экспертизы разрабатывается индивидуальная программа реабилитации инвалида включающая в себя виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и иных реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, способностей к выполнению определенных видов деятельности.

Форма индивидуальной программы реабилитации инвалида, выдаваемая федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, а также порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида утверждены приказом Минздравсоцразвития от 4 августа 2008 г. № 379н.

В целях практической реализации основных направлений реабилитации инвалидов, предусмотренных ст. ст. 9, 10, 11, 11.1 указанного Закона распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. № 2347-р (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 г. № 216) утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.

Читайте так же:  Налоговые и таможенные льготы гарантии против национализации

Вместе с тем, в ходе прокурорских проверок выявляются факты, когда специально уполномоченные органы по различным причинам не разрабатывают индивидуальные программы реабилитации инвалидов, в связи с чем, процесс возврата указанной категории граждан к нормальной жизни затягивается.

В этой связи прокуроры, руководствуясь ст. 45 Гражданско- процессуального кодекса Российской Федерации, ст.ст. 8, 10 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в целях защиты прав указанной категории граждан обращаются в суд с заявлениями об обязании соответствующего Филиала ФГУ Бюро медико-социальной экспертизы по г. Москве разработать индивидуальную программу реабилитации инвалида.

Кроме того, в ходе проверок прокуроры уделяют внимание вопросам практического исполнения положений индивидуальных программ реабилитации инвалидов, и при установлении фактов невыполнения по каким — либо причинам соответствующих реабилитационных мероприятий, вносят руководителям стационарных учреждений социального обслуживания представления об устранении нарушений закона.

Следующим этапом реализации прав инвалидов является создание условий, при которых указанные лица обеспечиваются беспрепятственным доступом к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур. Так, Правительством Российской Федерации издано распоряжение от 26 ноября 2012 г. № 2181-р, утвердившее государственную программу Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 -2015 годы.

Во исполнение указанной государственной программы постановлением Правительства Москвы от 6 сентября 2011 г. № 420-ПП утверждена Государственная программа «Социальная поддержка жителей города Москвы на 2012-2016 годы», 3-я подпрограмма которой предусматривает мероприятия по социальной интеграции инвалидов и формированию безбарьерной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения.

Решение данной проблемы является актуальным для такого мегаполиса как Москва, где проживает более 1 млн. 200 тыс. инвалидов, причем из них: свыше 31 тыс. инвалиды в возрасте от 18 до 30 лет. По данным общегородского Регистра лиц с ограничениями жизнедеятельности в г. Москве проживает 1 205082 человек, в т.ч. 12 882 человек – на присоединенных к г. Москве новых территориях.

Право инвалидов на обеспечение беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, и ответственность за неисполнение данных требований, подробно регламентированы ст. ст. 15, 16 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Законом города Москвы от 17 января 2001 г. № 3 «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы».

Юридические и должностные лица, уклоняющиеся от исполнения требований закона об обеспечении беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, пользования всеми видами транспорта, средствами связи и информации несут административную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрены
следующие составы административных правонарушений:


ст. 5.43 Нарушение требований законодательства, предусматривающих выделение на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвалидов;

ст. 9.13 Уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур;

ст. 9.14 Отказ от производства транспортных средств общего пользования, не приспособленных для использования инвалидами;

ст. 11.24 Организация транспортного обслуживания населения без создания условий доступности для инвалидов.

Кроме того, в соответствии с ч.2 ст.8 Закона города Москвы от 17 января 2001 г. № 3 «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы» неоднократное нарушение норм настоящего Закона в период строительства и проведения ремонтных работ объектов и территорий юридическим лицом, а также нарушение, совершенное в течение одного года с момента наложения штрафа, может явиться основанием ликвидации юридического лица в соответствии с требованиями п.2 ст.61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Гарантии трудовой занятости инвалидов, права, обязанности и ответственность работодателей за неисполнение требований закона и данной сфере правоотношений регламентированы ст. ст. 20-24 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», соответствующими нормами Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» и Закона города Москвы от 22 декабря 2004 г. № 90 «О квотировании рабочих мест».

В целях реализации выше указанных законов Правительством Москвы принято постановление от 4 августа 2009 г. № 742-1111 «Об утверждении положения о квотировании рабочих мест в городе Москве».

Ранее, постановлением Минтруда РФ от 8 сентября 1993 г. № 150 утвержден Перечень приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда.

За нарушение права инвалидов на занятость федеральным и московским законодательством предусмотрена административная ответственность:

ст. 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях — нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости;

ст. 2.2 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 г. № 45 «Кодекса города Москвы об административных правонарушениях» — нарушение установленного порядка квотирования рабочих мест.

Изложенное свидетельствует, что действующим законодательством подробно регламентированы вопросы защиты прав инвалидов, а также предусмотрены санкции за нарушение прав граждан данной категории.

В этой связи, граждане, чьи права в данной сфере правоотношений нарушены, вправе самостоятельно (по своему выбору) в установленном порядке обратиться с соответствующим заявлением в суд, Департамент социальной защиты населения города Москвы, территориальные органы исполнительной власти для восстановления нарушенных прав.

Видео (кликните для воспроизведения).

Кроме того, органы прокуратуры в рамках полномочий, предоставленных Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» по заявлению инвалида либо лица представляющего его интересы, вправе провести соответствующую проверку и при наличии оснований принять меры по защите прав заявителя в гражданско-правовом порядке либо рассмотреть вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении.

Источники

Защита прокурором прав инвалидов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here