Защита прав граждан в сфере социального обеспечения

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp» , которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска

курсовая работа Защита прав граждан в сфере социального обеспечения Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.03.14. Год: 2013. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru:

Глава I. Классификация споров, связанных с защитой права граждан на социальное обеспечение их виды

В Российской Федерации на конституционном уровне закреплены гарантии прав граждан на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца, рождении и воспитании детей, на охрану здоровья и медицинскую помощь на защиту от безработицы.

Глава II. Административная защита прав граждан в сфере социального обеспечения

Таким образом, защита прав и свобод человека и гражданина в области социального обеспечения является одной из важнейших задач Российской Федерации как социального государства.

Статьей 33 Конституции РФ закреплено одно из фундаментальных начал российского права, а именно право граждан на обращение. Обратимся к формулировке ст. 33 Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления». Данное право является важнейшим элементом правового статуса граждан в целом и представляет собой одну из основных гарантий защиты прав человека в сфере социального обеспечения. 6
В соответствии с Конституцией граждане Российской Федерации имеют право направлять личные и коллективные обращения в государственные органы и должностным лицам, которые в пределах своей компетенции обязаны рассмотреть эти обраще ния, принять по ним решения и дать мотивированный ответ в установленный срок.

2.1. Организация работы органов социального обеспечения и социальной защиты с обращениями граждан

2.3. Сроки рассмотрения писем граждан и контроль за своевременным их рассмотрением

2.4. Анализ обращений граждан

Для изучения характера обращений и причин, порождающих обращения граждан, ежеквартально проводится их анализ по видам работы (пенсионное обеспечение, медико-социальная экспертиза, социально-бытовое обслуживание пенсионеров, кадры).
При анализе обращений особое внимание должно быть обращено на те жалобы, по которым были восстановлены нарушенные права и законные интересы граждан или выявлены недостатки в деятельности учреждений социального обеспечения или отдельных должностных лиц, а также на факты несвоевременного рассмотрения обращений. 13
На основании результатов анализа разрабатываются мероприятия по устранению причин и условий, порождающих письма граждан, улучшению социального обслуживания населения.
Предложения, направленные на совершенствование законодатель ства о социальном обеспечении и улучшение работы учреждений социального обеспечения, систематически обобщаются, и информация о них высылается в вышестоящие учреждения социального обеспечения.

Глава III. Судебная защита прав граждан на социальное обеспечение

Применительно к защите прав граждан в сфере социального обеспечения, такие нормы содержатся преимущественно в ГПК РФ и АПК РФ.
При этом споры, разрешаемые в судебном порядке можно разделить на рассматриваемые в порядке искового производства и в порядке производства из публичных правоотношений. В тех случаях, когда гражданин обращается в суд с требованием о восстановлении нарушенного права на определенный вид социального обеспечения, возникает спор, связанный с защитой права на социальное обеспечение, который рассматривается в порядке производства из публичных правоотношений.
В иных случаях, в частности, если спор инициируется органом социального обеспечения либо не связан с нарушением права гражданина на определенный вид социального обеспечения, споры рассматриваются в порядке искового производства.
Классификация споров призвана обеспечить точное установление юрисдикционного органа, в компетенцию которого входит рассмотрение и разрешение конкретного спора, а с точки зрения правовой науки — выделить наиболее существенные группы спорных правоотношений, и в дальнейшем подвергнуть их наиболее детальному изучению, на основании чего разработать практические рекомендации для законодательных и правоприменительных органов 16 .

Список
и т.д.

Перейти к полному тексту работы

Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru

Смотреть полный текст работы бесплатно

Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

Защита прав граждан в сфере социального обеспечения

Е.И. Петрова
Кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой трудового и экологического права
Сибирский федеральный университет. 660075, г . Красноярск, ул. Маерчака, 6

Статья посвящена анализу таких правовых категорий, как формы, способы и меры защиты субъективных прав и законных интересов в сфере социального обеспечения. Опираясь на научные разработки и практические аспекты исследуемого вопроса, автор показывает существующие проблемы применительно к юрисдикционным и неюрисдикционным формам защиты социально-обеспечительных прав граждан.

Ключевые слова: право социального обеспечения; защита прав граждан в сфере социального обеспечения; юрисдикционная и неюрисдикционная формы защиты

Создание надлежащего механизма защиты прав и основных свобод – актуальная проблема правовой науки, важным аспектом которой выступает вопрос о формах, способах и мерах защиты как об определенном наборе инструментов, призванных обеспечивать конституционные права граждан.

Защите субъективных прав, свобод и законных интересов посвящено немало исследований, проводимых представителями науки в самых различных отраслях права. Тем не менее вряд ли можно говорить о том, что данное правовое явление и составляющий его содержание инструментарий достаточно полно исследованы в праве социального обеспечения, нормы которого регулируют одну из самых конфликтных сфер общественных отношений, где сталкиваются финансовые и иные интересы государства и конституционные права граждан на социальное обеспечение. Более того, ни один нормативный правовой акт по праву социального обеспечения, в отличие, например, от гражданского и трудового права, не содержит перечень способов защиты прав и свобод граждан в рассматриваемой области.

Юридическая наука не дает однозначного определения и соотношения между собой форм, способов и мер защиты как правовых категорий. Иногда учеными отождествляются формы и способы защиты и, называя те или иные формы защиты, они подразумевают под ними также и способы защиты [1, с. 114]. В некоторых случаях представители науки разграничивают между собой инструменты защиты и полагают, что форма защиты должна указывать на то, кто осуществляет право на защиту, в то время как способ – «как тот или иной субъект защиты это делает, посредством каких мер» [9, с. 35]. Еще одну позицию можно сформулировать как разграничение не только форм и способов защиты, но и мер защиты [7, с. 49, с. 54–59; 4, с. 252].

Читайте так же:  Работающим пенсионерам решено не платить пенсию

Итак, ученые-правоведы демонстрируют большое разнообразие мнений по поводу того, что такое формы, способы и меры защиты прав и законных интересов, как они соотносятся между собой. Анализ существующих в юридической науке суждений относительно понимания рассматриваемых категорий позволяет сделать вывод о том, что, будучи межотраслевым феноменом, они представляют собой установленные законодательством правовые средства, направленные на восстановление права, обеспечение его исполнения, на пресечение и предупреждение правонарушений. Формы, способы и меры защиты обладают некоторыми общими чертами, которые позволяют рассматривать их в качестве явлений одного порядка. Так, для них характерны определенные функции, т.е. направления правового воздействия на поведение субъектов, общественные отношения, раскрывающие их сущность, роль и социальное предназначение. Сходство проявляется и в том, что они находят реализацию не только через нормы материального характера, но и процессуальные и процедурные нормы, поскольку без определенных законом процедур право защитить невозможно.

Вместе с тем при характеристике форм, способов и мер защиты прав и законных интересов необходимо учитывать существующее между ними различие, выражающееся как в терминологии, так и в содержании.

Думается, следует согласиться с выделением двух видов форм защиты прав и законных интересов – юрисдикционной формы, когда речь идет о деятельности предусмотренных законом органов по защите прав, и формы неюрисдикционной, когда граждане и объединения граждан осуществляют самостоятельные действия, без обращения за помощью в компетентные органы [5, с. 746–750]. Способами защиты, в свою очередь, выступают определенные действия, не запрещенные законом, направленные на защиту нарушенного субъективного права или признание законного интереса. Представляется, что оформленные результаты таких действий представляют собой меры защиты, к которым можно отнести, например, восстановление нарушенного права, пресечение противоправных деяний, признание акта нормотворчества, не подлежащего применению, и т.п.

Думается, сформулированные тезисы в равной мере применимы к характеристике инструментария защиты в праве социального обеспечения. В этой отрасли права можно выделить такие формы, способы и меры защиты, которые являются традиционными и существование которых обусловлено конституционными основами российской государственности. К таковым прежде всего относится судебная защита, закрепленная в ФЗ от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования», в ФЗ РФ от 15 декабря 2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в ФЗ РФ от 1 апреля 1996 г. «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» [11].

Наряду с этим в качестве формы защиты выступает административный порядок защиты, который преимущественно проявляется через защиту прав и законных интересов в процессе обжалования действия (бездействия) органов социальной защиты в вышестоящие органы. Например, п. 42 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. №95, предусматривает, что гражданин может обжаловать решение бюро в главное бюро в месячный срок на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро [13].

Относительно защиты прав и законных интересов в сфере социального обеспечения существуют такие способы защиты, которые предусмотрены действующим законодательством, однако широкого распространения не имеют. Это относится к общественному порядку защиты, осуществляемому с участием профессиональных союзов. Так, в статье 8 ФЗ РФ от 24 июля 2002 г. «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» предусматривает возможность общественного контроля за формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений в рамках обязательного пенсионного страхования [12]. Он осуществляется Общественным советом по инвестированию средств пенсионных накоплений, который формируется на паритетной основе из представителей общероссийских объединений профессиональных союзов и общероссийских объединений работодателей в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации, с учетом требований Федерального закона «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений».

В качестве примера можно назвать и ст. 26 ФЗ РФ от 24 июля 1998 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях», которая предусматривает, что общественный контроль за соблюдением законных прав и интересов застрахованных в соответствии с названным законом лиц осуществляют профессиональные союзы или иные уполномоченные застрахованными представительные органы [10].

В то же время законодатель не предусматривает права профессиональных союзов или иных общественных организаций на осуществление контроля в сфере иных видов обязательного социального страхования. Это относится к медицинскому страхованию, страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, где институты общественного контроля упразднены.

Среди способов защиты, которые не получили значительного распространения в праве социального обеспечения, можно выделить группу способов, существующих в рамках коллективно-договорного регулирования социально-обеспечительных отношений и закрепленных в актах социального партнерства. Это прежде всего меры примирительно-посреднического характера.

И, наконец, опираясь на тезис о том, что защита прав и свобод граждан допускает активную деятельность самого обладателя по восстановлению им своего нарушенного права без обращения в компетентные органы, хотелось бы обратиться к такому способу защиты, как самозащита. Существует мнение, что в праве социального обеспечения самозащита присуща органу социального обеспечения, который может применить определенные меры воздействия в отношении получателя социального обеспечения, например прекратить выплату денежных средств [2, с. 476].

Представляется, что приведенная позиция не может быть приемлемой, поскольку противоречит сути такого явления как самозащита права. Еще Д.М. Мейер писал о самозащите как о такой разновидности защиты права, которая допускается только как исключение, «когда помощь со стороны государства может явиться слишком поздно» [6, с. 301–302].

В этом смысле говорить о самозащите в рамках права социального обеспечения не приходится. Трудно себе представить ситуацию, когда гражданин, например, по собственному усмотрению назначит себе пенсию или пособие, изменит размер уже назначенных выплат или присвоит себе звание ветерана труда, полагая приобрести право на меры социальной поддержки.

Перечень способов защиты социально-обеспечительных прав будет неполным, если не сказать об уполномоченном по правам человека, который играет немаловажную роль в сфере защиты социальных прав граждан. В Докладе уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2008 г. отмечается, что доля жалоб, связанных с нарушением прав на пенсионное обеспечение различных категорий граждан, получением пособий, льгот для инвалидов и других категорий граждан, нуждающихся в социальной защите, составляет 32% от всего объема поступивших жалоб, число которых составило 27522 жалобы [3]. Если к этим цифрам добавить статистику Верховного Суда РФ, которая свидетельствует о значительной доле социальных споров в структуре рассмотренных судами гражданских дел (до 48,5%) [8], то можно констатировать следующее.

Читайте так же:  Единоразовая выплата детям войны

В праве социального обеспечения сложился традиционный инструментарий применительно к защите прав и законных интересов в сфере социально-обеспечитель­ных отношений, который реализуется через уполномоченные государственные структуры и который представляет собой, по существу, акт реагирования компетентного органа, направленного на восстановление нарушенных прав (т.е. говорить о предупреждении правонарушения не приходится). Другими словами, юрисдикционная форма защиты социально-обеспечительных прав является преобладающей. Что же касается неюрисдикционной формы и соответствующей ей способов защиты прав в рассматриваемой сфере – доюрисдикционное урегулирование спора без обращения в специально уполномоченные органы, защита социально-обеспечительных прав профсоюзными или иными общественными организациями, самозащита, – то они либо не имеют особой значимости, либо отсутствуют вовсе.

Преобладание юрисдикционной формы защиты само по себе не может, на наш взгляд, расцениваться как существенный недостаток всего правового механизма защиты субъективных прав, свобод и законных интересов. Однако настораживает тот факт, что практика обращения граждан в специально уполномоченные государственные органы в связи с нарушением их прав в сфере социального обеспечения носит весьма распространенный характер. С одной стороны, это может быть вызвано недостатками правоприменения, а с другой – тем, что не всякая социальная потребность гражданина, являющаяся для него вполне естественной для притязаний в рамках социального государства, взята последним под свою защиту посредством правовых норм. И даже если в какой-то отрезок времени общественный интерес нашел свое нормативное закрепление, это не означает, что в следующий момент государство не откажется от ранее заявленного объема благ и не «подправит» его через изменения и дополнения законодательных актов. К сожалению, для сферы социального обеспечения характерны такие прецеденты.

Поэтому считаю уместным высказать еще одно важное и принципиальное замечание применительно к рассматриваемой теме.

Библиографический список

1. Анисимов П.В. Права человека и правозащитное регулирование: Проблемы теории и практики. Волгоград, 2004.

2. Барышникова Т.Ю. Некоторые особенности форм и способов защиты социально-обеспечительных прав // Право человека на жизнь и гарантии его реализации в сфере труда и социального обеспечения: материалы междунар. науч.-практ. конф. М., 2008.

3. Доклад уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2008 г. [Электронный ресурс]. URL: http://ombudsman.gov.ru/doc/documents.html (дата обращения: 11.03.2010).

4. Костян И.А. Защита субъективных прав, свобод и законных интересов: трудоправовой аспект. М., 2009.

5. Лушникова М.В., Лушников А.М. Очерки теории трудового права. СПб., 2006.

6. Мейер Д.И. Русское гражданское право. М., 2003.

7. Нестерова Т.А. Государственные органы и их служащие в системе защиты трудовых прав. Пермь, 2005.

8. Обзор статистических данных о рассмотрении уголовных, гражданских и административных дел в Верховном Суде РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.supcourt.ru/vscourtdetale.php? >

9. Свердлык Г.А., Страунинг Э.Л. Защита и самозащита гражданских прав: учеб. пособие. М., 2002.

10. Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. №14, ст. 1401; 1999. №29, ст. 3686; 2009. №30, ст. 3739; 2001. №51, ст. 4832; 2009. №29, ст. 3622.; 2009. №52, ч. 1, ст. 6454.

11. Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. №9, ст. 1018.

12. Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. №30, ст. 3028; 2009. №29, ст. 3619.

13. Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. №31, ст. 3803; 2009. №48, ст. 5745.

Механизм реализации и защиты права граждан на достойный уровень жизни в сфере социального обеспечения

Рубрика: 3. Конституционное (государственное) право

Дата публикации: 26.02.2016

Статья просмотрена: 2815 раз

Библиографическое описание:

Крыскина И. В. Механизм реализации и защиты права граждан на достойный уровень жизни в сфере социального обеспечения [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 57-59. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/181/9860/ (дата обращения: 06.03.2020).

Статья посвящена изучению правоотношений, которые образуются в ходе реализации прав граждан на достойный уровень жизни в сфере социального обеспечения,вчастности государственного социального страхования. В данной статье рассматриваются основной комплекс вопросов, касающихся теоретического осмысления сущности права граждан на достойный уровень жизни в сфере социального обеспечения, его роль в современном российском обществе и проблемы правового регулирования данных правоотношений.

Ключевые слова: социальное обеспечение, достойный уровень жизни, право социального обеспечения, социальное страхование.

В статье 7 Конституции Российской Федерации закреплены фундаментальные юридические основы развития Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Под уровнем жизни понимают обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их использования и степень удовлетворения разумных потребностей [9, с. 35].Уровень жизни в существенной степени обуславливается уровнем развития промышленного производства, объёмом и структурой национального богатства страны, производством и применением валового национального продукта, характером распределения доходов.Право граждан на достойный уровень жизни предполагает собой общепризнанное социально-экономическое право [12, с.7]. Оно необходимо для поддержания достойного благосостояния человека и его семьи. Социальное обеспечение является одним из механизмов реализации права граждан за достойную жизнь.

Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ (ред. от 29.12.2015)

Таким образом, важным направлением реформирования государственного социального страхования является создание финансово-устойчивой системы, обеспечивающей гражданам государственные гарантии в защите от социальных и профессиональных рисков, а также более эффективное использование страховых средств. В целях повышения эффективности социального страхования необходимо обеспечить исключение из системы социального страхования все нестраховые платежи, или осуществлять финансирование расходов за счет федерального или иных бюджетов в полном объеме согласно потребности граждан [10, с. 40]. Так же необходимо повысить эффективность администрирования доходов и расходов. В настоящее время нормы, что содержатся в законодательстве о социальном обеспечении, не полноценным способом обеспечивают в полной мере защиту прав граждан на социальное обеспечение, а именно права граждан на достойный уровень жизни. Это обусловлено противоречивостью и неоднозначностью принимаемых нормативно-правовых актов, постоянными изменениями законодательства в области социального обеспечения, и это допускает возможность произвольного толкования законодательства правоприменительными органами.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРАВАХ ГРАЖДАН В СФЕРЕ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРАВАХ ГРАЖДАН В СФЕРЕ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ…………………………………….6

1.1. Понятия, правовая характеристика и виды прав граждан в сфере права социального обеспечения…………………………………6

Читайте так же:  Повышение льгот пенсионерам

1.2. Источники правового регулирования прав граждан в сфере права социального обеспечения……………………………………….10

2. ЗАЩИТА ПРАВ ГРАЖДАН В СФЕРЕ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ……………………………………………………..….17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….…..26

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В сложных условиях экономического кризиса особенно острыми являются проблемы уровня жизни всего населения и социальной защиты граждан пожилого возраста, инвалидов, лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию, то есть тех слоев, которые не в состоянии самостоятельно обеспечить себе достойный уровень жизни.

Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации – Российская Федерация является социальным государством. Это означает, что при любых системных и структурных преобразованиях экономики страны, приоритетной целью ее политики является обеспечение высоких жизненных стандартов для большинства граждан. Социальное государство призвано заботиться о создании условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Одним из важнейших направлений социальной политики государства является обеспечение социально гарантированных условий для жизнедеятельности граждан, то есть социальная защита населения и особенно наиболее уязвимых его слоев от негативного воздействия рыночных отношений в экономике.

Оценка эффективности гарантий прав граждан на социальное обеспечение предполагает научное исследование и осмысление проблем применения законодательства о социальном обеспечении с учетом накопленного научного и практического опыта, а также новых социально-экономических условий и изменений в процессуальном законодательстве.

Видео (кликните для воспроизведения).

Основным средством социальной защиты населения от бедности служит государственная социальная помощь. В настоящее время происходит ее становление в качестве обособленного, внутренне организованного образования в рамках государственной системы социального обеспечения. В этой связи особую актуальность и значимость приобретает исследование особенностей правового регулирования отношений по оказанию государственной социальной помощи.

Методологическая и информационная основа исследования. Методологической основой работы послужили общенаучные и часто научные методы исследования: диалектический, формально-логический, сравнительно-правовой, технико-юридический, структурно-системный и другие, широко применяемые в гуманитарных науках.

Теоретической базой работы являются труды российских ученых-правоведов по общей теории права, а также по отраслевым правовым наукам и, в первую очередь, по праву социального обеспечения России.

Проблемы правового регулирования общественных отношений по социальному обслуживанию в том или ином объеме исследовались такими известными учеными в области права социального обеспечения как В.С. Андреевым, Е.Г. Азаровой, К.С. Батыгиным, М.Л. Захаровым, Т.В. Иванкиной, Р.И. Ивановой, Е.Е. Мачульской, В.К. Субботенко, В.А. Тарасовой, Э.Г. Тучковой, В.Щ. Шайхатдиновым, Я.М. Фогелем и другими.

Эмпирическую основу исследования составляют: международные правовые акты, массив правовых норм права социального обеспечения, регулирующих отношения по социальному обслуживанию.

Цели и задачи исследования. Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе комплексного анализа всего массива, действующих в Российской Федерации нормативных актов, регулирующих отношения по социальной защите граждан, дать оценку способам защиты прав граждан на социальное обеспечение.

Для достижения поставленных целей исследование призвано решить следующие задачи:

— рассмотреть понятие, правовую характеристику и виды прав граждан в области социального обеспечения;

— проанализировать нормативную базу по данному вопросу;

— выявить способы защиты прав граждан в области социального обеспечения.

Объектом исследования являются общественные отношения, которые возникают у лиц, имеющих право на государственную социальную защиту.

Предметом исследования является правовое регулирование общественных отношений по поводу предоставления государственной социальной защиты в виде денежных выплат, предоставления жизненно необходимых товаров, а также предоставления набора социальных услуг.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРАВАХ ГРАЖДАН В СФЕРЕ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

О некоторых проблемах защиты прав граждан в сфере социального обеспечения: 4 шага к их разрешению

Дата публикации: 17.02.2016 2016-02-17

Статья просмотрена: 4811 раз

Библиографическое описание:

Костюков А. А. О некоторых проблемах защиты прав граждан в сфере социального обеспечения: 4 шага к их разрешению // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 566-568. — URL https://moluch.ru/archive/108/26161/ (дата обращения: 06.03.2020).

Lex est tutissima cassis; sub clypeo legis nemo decipitur

(лат.: Право есть безопаснейший шлем; под защитой права никто не бывает обманут)

Государство, как гарант социальных прав граждан, играет решающую роль в жизни страны посредством последовательно проводимой им социальной политики. Формирование гражданского общества и эффективного социального пространства предполагает для граждан наличие гарантий в области социального обеспечения. Юридические гарантии занимают особое место в системе гарантий права на социальное обеспечение и включают в себя все правовые средства, обеспечивающие осуществление и охрану прав и свобод человека, и гражданина. Как правило, потребность в защите права на социальное обеспечение возникает:

  1. в случае его нарушения;
  2. в случае создания препятствий на пути его реализации;
  3. в случае отказа в признании за лицом этого права;
  4. в случае неисполнения обязанности по предоставлению права.

Право соцобеспечения в условиях перехода к рыночным отношениям, на данный момент имеет довольно сложную систему юридических источников, что обусловлено характером правового регулирования этой отрасли права. Предмет данной отрасли включает разнообразные общественные отношения, а именно отношения:

  1. по поводу денежных выплат;
  2. по поводу натуральных видов социального обеспечения;
  3. процедурного и процессуального характера.

Такое разнообразие источников права соцобеспечения предопределяет возможность охарактеризовать только в основополагающие акты, в которых закреплены права граждан на те или иные виды социального обеспечения, где отражаются требования и условия предоставления, регламентируется организационно-правовой порядок осуществления указанных предписаний соответствующих нормативных актов.

Конституция Российской Федерации, как база для развития всего федерального законодательства, формулирует конституционные положения по социальным вопросам были с учетом всех ратифицированных международно-правовых актов в этой сфере. Вместе с тем, вопросы их реализации и защиты пока не достигли должного для социального государства уровня. Определенно, поиск баланса между потребностями общества в социальной сфере и выделением финансовых средств на эти цели очень часто зависит от позиции федерального законодателя.

Если социальное государство предполагает гарантии социальных прав гражданина, следовательно, у него имеются соответствующие обязанности, например, как:

  1. охрана труда и здоровья людей;
  2. МРОТ;
  3. обеспечение государственной поддержки семье, материнству, отцовству и детству, инвалидам и пожилым гражданам;
  4. развитие системы социальных служб;
  5. установление пенсий, пособий и иных гарантии социальной защиты.

Однако, законодательство, как правило, редко учитывает современную юридическую доктрину, поэтому нормативные акты в сфере регулирования социальных прав имеют пробелы и противоречия. Из-за этого, перед реализацией социальных прав в России встаёт ряд проблем, о коих свидетельствует обширная судебная практика [4] [5].

Одним из наиболее непростых вопросов соцзащиты, пожалуй, следует назвать защиту материнства и детства. Ст. 38 Конституции Российской Федерации [1] закрепляет институт защиты материнства и детства. Воспитание детей — право и обязанность родителей. Однако законодательству в этой сфере, в силу большого количества нормативно-правовых актов, не хватает системности, акты разобщены и носят разрозненный характер. Так, например, СК РФ в ст. 139 [2] обязует некоторых лиц сохранять тайну усыновления без каких-либо условий, только в силу наличия самого факта усыновления и запрета разглашать против воли усыновителей, а УК РФ в ст. 155 [3] установлена ответственность за разглашение тайны лицом, обязанным хранить факт усыновления (удочерения) как служебную или профессиональную тайну, либо иным лицом из корыстных или иных низменных побуждений. Подобные противоречия строят препятствия применению охраны прав лиц, так как, привносят некоторые характеристики, условия в отношении тайны — ее служебный или профессиональный характер, а также корыстные или иные низменные побуждения для лица, разглашающего тайну.

Читайте так же:  Гарантия кредит

Также, немалое значение имело введение права получения материнского капитала. Но, при этом, возник ряд проблем, как по срокам его получения, так и по целям расходования. Таким образом, учитывая сложившуюся правоприменительную практику, многие аспекты получения материнского капитала, нуждаются в более тщательном правовом регулировании.

Законодательство о государственных пособиях на детей до сих пор остается противоречивым. Выстроенная система социальных пособий не реагирует должным образом на изменения в сфере рынка и экономики. Немалое значение здесь играет отсутствие в социальном законодательстве таких понятий, как «семья с детьми», узким толкованием понятий «кровная семья», «семья усыновителей», что приводит к ограничению прав некоторых категорий граждан, в действительности занимающихся воспитанием и содержанием ребенка: опекунов, попечителей, приемных родителей, патронатных и фактических воспитателей, на получение социальных пособий.

В связи с выше изложенным напрашивается вывод том, что существует необходимость принятия федерального закона о защите семьи, материнства и детства, раскрывающего содержание и разграничивающего вышеуказанные понятия и регулирующего все правоотношения в данной сфере.

Также, значительное количество проблем существует в отношении конституционно-правового регулирования соцзащиты лиц, нуждающихся в помощи со стороны государства. Конституция Российской Федерации в ст. 39 [1] гарантирует каждому социальное обеспечение как по возрасту, так и в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституцией Российской Федерации также гарантируются государственные пенсии и пособия, поощряются добровольное соцстрахование, создание дополнительных форм соцобеспечения и благотворительность.

В настоящее время правовыми источниками регулирования социальных пособий в Российской Федерации является ряд законодательных и иных нормативных актов. По мнению исследователей [6], в России пока нет достаточно четких подходов к реформированию сложившейся системы социальной защиты.

Социальная защита населения России в её новейшей истории ориентировалась на оперативное решение кризисных проблем отдельных категорий граждан на заявительной основе. Однако время показало, что такой подход не дает долгосрочного эффекта, поскольку, не направлен ни на профилактику повторений кризисных ситуаций в частности, ни на перспективную социальную защиту каждого конкретного человека и населения в целом. Что же касается законодательства в пенсионной сфере, то оно может быть признано эффективным при определенных условиях:

 если оно распространяется на всех нуждающихся, социально уязвимых граждан; если в нем соблюдаются принципы равноправия и справедливости;

 если государство выполняет по отношению к гражданам взятые на себя обязательства;

 если оно не допускает снижения уже достигнутого уровня социальных гарантий и обеспечивает уровень жизни нетрудоспособных, соответствующий прожиточному минимуму.

Однако, анализ действующего законодательства с учетом этих критериев свидетельствует о его невысокой эффективности.

Нельзя не обратить внимание на гарантированное ст. 41 Конституции Российской Федерации [1] право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которую оказывают бесплатно.

Под государственной охраной здоровья должно понимать совокупность мер политического, правового, экономического и медицинского характера, направленных на охрану и поддержание физического и психического здоровья граждан, а также меры поддержки в случае утраты здоровья. Несмотря на интенсивное развитие законодательства о здравоохранении, в сфере правовой охраны здоровья и медицинской помощи можно также выделить ряд проблем. Основной будет являться отсутствие полноценной правовой концепции развития медицинской отрасли. Вариант её решения состоит в дальнейшем совершенствовании нормативно-правовых актов, в области медицинской помощи и охраны здоровья, например, принятие нового федерального закона «О здравоохранении Российской Федерации» в котором будут содержатся положения, регулирующие такие аспекты, как:

  1. нехватка квалифицированных кадров;
  2. дефицит финансирования;
  3. нерациональное использование средств;
  4. износ помещений, медицинской техники и оборудования.

Также, необходимо рассмотреть вариант федерального закона о защите прав пациентов.

Обобщая всё вышесказанное, необходимо отметить, что в Российской Федерации существует значительное количество проблем в сфере реализации конституционных норм о социальной защите граждан. Прямое действие Конституции Российской Федерации означает, что её нормы должны применяться непосредственно и не требуют наличия специального нормативного акта. Однако, в связи с тем, что формулировки конституционных норм, как правило, являются слишком общими, большинство ее норм о социальных правах не может иметь прямое действие. В отдельных случаях конституционная норма устанавливает необходимость принятия федерального закона по определенным видам правоотношений.

Резюмируя проведенную работу, позволю себе сформулировать некоторые предложения по совершенствованию законодательства в области соцзащиты:

  1. положения о защите прав граждан на социальное обеспечение разбросаны в десятках международных и национальных нормативно-правовых актов. Требуется разработка основополагающего акта (например, «Основы законодательства о пенсионном обеспечении»), который бы содержал все основные принципы осуществления конституционных гарантий прав граждан на социальную защиту и положения, регулирующие непосредственно деятельность органов в этой сфере;
  2. для поддержки защиты материнства необходимо создать семейный капитал. Он может содержаться (в качестве гарантии финансового характера) в банке;
  3. необходимо закрепление вопросов ответственности пенсионных и страховых фондов, за не соответствующие действующему законодательству действия, а также действия, ведущие к необоснованному уменьшению размера пенсии, например, в основополагающем акте: «Основы законодательства о пенсионном обеспечении»;
  4. необходимо разработать реальные критерии оценки эффективности социальной политики государства. Минимальный размер пенсий, пособий, минимальная стипендия должны быть не ниже прожиточного минимума.
  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (ред. от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ,2015;
  2. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015);
  3. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 30.12.2015).
  4. Вялков А.И. Современные проблемы страховой деятельности населения Российской Федерации / Пенсия, 2012, № 16;
  5. Кокорев Р.А, Трухачев С.А. Негосударственные пенсионные фонды в России: текущее состояние, проблемы и пути развития / Информационно-аналитический бюллетень Фонда «Бюро экономического анализа», 2014, № 62;
  6. Лепихов М.И. Право и социальная защита населения (социальное право) — М: ИНФРА-М, 2012.

Понятия, правовая характеристика и виды прав граждан в сфере социального обеспечения

Социальное обеспечение – это один из способов распределения части государственных средств путём предоставления гражданам материальных благ, в целях выравнивания их личных доходов в случаях наступления социальных рисков за счёт средств целевых финансовых источников. В объёме и на условиях строго нормируемых обществом, государством для поддержания их полноценного социального статуса.

Читайте так же:  Новые льготы на налог на имущество

Социальное обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых, определяющих мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием людей труда и неработающих слоев населения.

Содержание понятия социального обеспечения, его параметры формировались постепенно по мере развития самой системы социального обеспечения в нашем государстве.

Принципы социального обеспечения:

1. Всеобщность социального обеспечения. Конституция Российской Федерации, Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г., устанавливают равную и одинаковую для каждого возможность при наступлении конкретных социально значимых обстоятельств получить определенные виды социального обеспечения независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.

2. Осуществление социального обеспечения за счет, как страховых платежей, так и средств бюджета. Конституционное право граждан на социальное обеспечение гарантируется системой обязательного социального страхования. Как показывает опыт стран с рыночной экономикой, практика Российской Федерации, социальное страхование является наиболее рациональной, проверенной временем формой социального обеспечения работников при наступлении страховых рисков.

3. Дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств. Данный принцип раскрывается через правовые нормы, которые устанавливают виды социального обеспечения, условия выплаты, размеры.

4. Обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума. Принцип зависимости уровня обеспечения от прожиточного минимума означает, что пенсии, пособия, компенсационные выплаты, различные виды социального обслуживания должны поддерживать уровень жизни нуждающихся в социальной помощи не ниже установленного законом прожиточного минимума.

5. Гарантированное получение социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми. Содержание данного принципа выражается в том, что к числу оснований, признаваемых государством социально значимыми и влекущими его обязанность предоставить социальную помощь, относятся различные события, которые могут сопровождать человека в течение всей его жизни. Это – достижение определенного возраста; потеря трудоспособности временно либо постоянно, полностью или частично; утрата кормильца семьей; длительная профессиональная деятельность в определенных сферах; беременность и роды; наличие детей в семье; нуждаемость в медицинской помощи и лечении, в постороннем уходе, средствах передвижения; протезирование; вынужденное переселение; смерть близких и т. д.

6. Многообразие видов социального обеспечения. Данный принцип находит свое выражение в том, что в случае наступления того или иного социального риска государство оказывает социальную поддержку, помощь различными способами (денежные выплаты, социальные услуги и др.).

7. Участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав. Общеправовой принцип о праве каждого на объединение для защиты своих интересов и гарантированности свободы деятельности общественных объединений находит свое преломление в названном выше отраслевом принципе. Укреплению правового статуса лиц, охватываемых сферой социального обеспечения, способствует их активная позиция в отстаивании своих интересов.[1]

Сущность социального обеспечения наиболее рельефно проявляется в его функциях: экономической, политической, демографической, реабилитационной и других.

Экономическая функция социального обеспечения заключается в замещении заработка (дохода и содержания), утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособностью или потерей кормильца; частичном возмещении дополнительных расходов при наступлении определенных жизненных обстоятельств; оказании минимальной денежной или натуральной помощи малоимущим гражданам.

Политическая функция социального обеспечения способствует поддержанию стабильности в обществе, в котором имеются значительные различия в уровне жизни различных слоев населения.

Демографическая функция призвана регулировать и стимулировать воспроизводство народонаселения, необходимое для нормального развития страны.

Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса нетрудоспособных граждан и других социально слабых групп населения, позволяющего ощущать им себя полноценными членами общества.

Таким образом, социальное обеспечение представляет собой совокупность общественных отношений по распределению централизованных внебюджетных фондов социального назначения и перераспределение части государственного бюджета в целях удовлетворения потребностей граждан (и членов их семей) в случае утраты источника средств к существованию, несения дополнительных расходов или отсутствия необходимого прожиточного минимума по объективным социально значимым причинам, а так же оказания медицинской помощи, содействия семье в содержании и воспитании детей, предоставления других социальных льгот и услуг.

В правовой литературе понятие социального государства справедливо увязывается с понятием социальной защиты, а также его соотношение с социальным обеспечением.

В широком смысле слова под социальной защитой понимается система социальных отношений, при которых индивид способен самостоятельно позаботиться о себе, создать условия для жизнедеятельности и духовного развития. Он как бы социально «самообслуживается». В данном значении социальная защита практически совпадает с разветвленной системой гарантий прав человека. Что касается социальной защиты в узком смысле слова, то имеется в виду конкретная социальная политика государства, стремящегося правовыми мерами обеспечить удовлетворительное или хотя бы безбедное существование тем группам населения, которые находятся в особо сложном материальном положении и не способны без внешней поддержки улучшить его.

Право же на социальное обеспечение есть признанная международным сообществом и гарантированная государством возможность человека удовлетворять физиологические, социальные и духовные потребности в объеме, необходимом для достойной жизни, в тех случаях, когда в результате наступления социального риска или других социально значимых обстоятельств он утратил доход от трудовой деятельности или внутрисемейное содержание.[2]

Исходя из предмета права социального обеспечения, можно сделать вывод о перечне прав граждан на в сфере социального обеспечения.

Так, исходя из перечня общественных отношений, составляющих предмет права социального обеспечения, предложенного К.Н. Гусовым следует, что таковыми правам являются:

— Право граждан на социальное обеспечение в денежной форме (назначение и выплата пенсии, пособия, компенсационных выплат, субсидий, страховых выплат).

— Право граждан на предоставление им различных социальных услуг (социальное обслуживание престарелых, инвалидов, детей, семей с детьми, беженцев и вынужденных переселенцев, медицинское обслуживание, льготы для отдельных категорий граждан, лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение).

Видео (кликните для воспроизведения).

— Процедурные и процессуальные права, связанные с установлением юридических фактов, а также реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения. [3]

Источники

Защита прав граждан в сфере социального обеспечения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here