Задачи и функции права социального обеспечения

Право социального обеспечения. Шпаргалки (М. Б. Кановская, 2010)

В книге кратко изложены ответы на основные вопросы темы «Право социального обеспечения». Издание поможет систематизировать знания, полученные на лекциях и семинарах, подготовиться к сдаче экзамена или зачета. Пособие адресовано студентам высших и средних образовательных учреждений, а также всем интересующимся данной тематикой.

Оглавление

  • 1. Понятие социального обеспечения
  • 2. Основные современные критерии социального обеспечения
  • 3. Функции социального обеспечения
  • 4. Социальное обеспечение и социальная защита
  • 5. Предмет права социального обеспечения
  • 6. Система отношений по социальному обеспечению граждан
  • 7. Система отношений в сфере социальных услуг
  • 8. Метод права социального обеспечения
  • 9. Специфические способы определения содержания правоотношений
  • 10. Общее юридическое положение граждан
  • 11. Отграничение права социального обеспечения от других отраслей права
  • 12. Система права социального обеспечения
  • 13. Финансирование социального обеспечения
  • 14. Гарантии устойчивости финансовой системы
  • 15. Пенсионный фонд Российской Федерации
  • 16. Страховые тарифы Пенсионного фонда
  • 17. Освобождение от уплаты страховых взносов
  • 18. Денежные средства Пенсионного фонда РФ
  • 19. Фонд социального страхования Российской Федерации
  • 20. Источник средств Фонда социального страхования
  • 21. Использование средств Фонда социального страхования
  • 22. Социальное страхование
  • 23. Фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации
  • 24. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Основные задачи
  • 25. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Основные функции
  • 26. Страховые взносы (отчисления) в Федеральный фонд ОМС
  • 27. Территориальные фонды обязательного медицинского страхования
  • 28. Государственный фонд занятости населения в Российской Федерации
  • 29. Средства Фонда занятости
  • 30. Понятие и общая характеристика принципов права социального обеспечения

Из серии: Зачет

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Право социального обеспечения. Шпаргалки (М. Б. Кановская, 2010) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

3. Функции социального обеспечения

Можно отметить несколько основных функций социального обеспечения, среди которых экономическая, политическая, демографическая, социально-реабилитационная, защитная.

Экономическая функция выражается в оказании материальной поддержки гражданам в трудной жизненной ситуации, в содействии развитию общественного производства в целом и отдельных отраслей народного хозяйства, экономическому подъему зон приоритетного развития и т. д.

Политическая функция направлена на сближение социального уровня различных слоев населения, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь каждому человеку. Она призвана стабилизировать общественные отношения в сфере социальной защиты населения.

Демографическая функция способствует стимулированию роста народонаселения страны, воспроизводству здорового поколения, росту продолжительности жизни граждан и т. д.

Социально-реабилитационная функция связана с удовлетворением специфических потребностей престарелых и нетрудоспособных граждан. Она выражается в создании условий, благоприятствующих сохранению их правового статуса и охране здоровья всех граждан.

Защитная функция направлена на защиту граждан в трудной жизненной ситуации, помощь в решении различных проблем (материальных, физических, психологических, возрастных и т. д.). В этом и заключается основное назначение социального обеспечения. Необходимо обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня социальной защищённости как населения в целом, так и каждой из его социальной групп.

Еще одна функция социальной политики – обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня экологической безопасности.

Социально-политические отношения не существуют в обществе обособленно, они представляют собою общественную форму всех без исключения хозяйственных, культурных, потребительских процессов. Социальная политика привносит в эти процессы их связанность с разнообразием интересов классов, социальных групп, общностей.

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Право социального обеспечения. Шпаргалки (М. Б. Кановская, 2010) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Предмет, принципы, задачи права социального обеспечения

Как предмет и метод правового регулирования, принципы также относятся к числу важнейших отраслеобразующих свойств права социального обеспечения.

Одно из важнейших философских определений принципа сводится к тому, что принципесть центральное понятие, основание системы, обобщающее положение, распространяемое на все явления той области, из которой данный принцип абстрагирован (См.: Философский словарь/Под ред. И.Т. Фролова. 5-е изд. М., 1987. С. 382.). Другими словами, принцип – это теоретическое обобщение наиболее типичного, что выражает самую суть явления.

Опираясь на философские определения понятия “принцип”, правоведы довольно неоднозначно определяют понятие “принцип права”.

Результаты дискуссии по проблеме формы существования принципа права и наметившаяся неоднозначность в использовании термина “правовой принцип” приводят к мысли о том, что правовой принцип – это категория правового сознания и что правовые принципы предшествуют созданию системы права. А когда такая система уже бывает создана, тогда правовые принципы становятся принципами права, т.е. его нормами.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что принцип права существует только в форме нормы права. Принципы же других правовых явлений (правовые принципы) существуют в иных формах: принципы правосознания – в форме идей, обычаев, доктрин и положений, выводимых из норм; принципы юридической науки – в форме идей.

Следовательно, принцип права социального обеспечения– это закрепленное в Конституции РФ или федеральном законе руководящее положение, которое непосредственно регулирует сферу социально-обеспечительных правовых отношений.

Система принципов права социального обеспечения должна соотноситься с системой принципов права, в основе которой лежит родовидовая классификация. Основаниями классификации принципов права являются: содержание общественных отношений (предмет), метод правового регулирования, цели и задачи, стоящие перед соответствующими отраслями и институтами права.

В юридической литературе нет единства относительно классификации принципов права. Чаще других можно встретить разделение всех принципов права на три вида: общие, межотраслевые и отраслевые.

Как общие, так и отраслевые и другие принципы права имеют самостоятельное значение. При этом отраслевые принципы являются своеобразным преломлением общеправовых через предмет и метод регулирования данной отрасли права.

Общие, межотраслевые, отраслевые и подотраслевые (институционные) принципы соотносятся между собой как диалектические категории общего, особенного и единичного. Это означает, что если какой-либо принцип относится к общеправовым, то он действует во всех (или почти во всех) отраслях права (например, принцип законности), однако в каждой группе отраслей права и в каждой конкретной отрасли права этот принцип проявляется по-своему. Своеобразие его проявления определяется спецификой предмета и метода регулирования каждой отрасли права, а следовательно, спецификой выполняемых ею задач и функций.

Поэтому, когда идет речь о системе принципов права социального обеспечения, то вполне обоснованно можно включить в нее общие принципы права. Таким образом, указанная система должна включать в себя две подсистемы: 1) общие и межотраслевые принципы права в праве социального обеспечения и 2) принципы собственно права социального обеспечения.

Общие принципы права– это руководящие, отправные идеи и положения, закрепленные в нормативных актах высшей юридической силы и отражающие сущность, содержание и особенности права как регулятора всей совокупности общественных отношений. Они распространяются на все правовые нормы и с одинаковой силой действуют во всех отраслях права вне зависимости от характера и специфики регулируемых ими общественных отношений.

Читайте так же:  Есть ли льготы на протезирование зубов пенсионерам

Набор общих принципов права составляют следующие принципы: законности (ч. 2 и 3 ст. 15 Конституции РФ); равенства перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ); справедливости (ст. 297 УПК РФ); гуманизма (ст. 6, 7 УК РФ); презумпции добропорядочности субъекта права (ст. 49 Конституции РФ); необратимости силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность (ст. 54 Конституции РФ).

Указанные принципы нашли отражение и в международных правовых документах. Так, принцип законности закреплен во Всеобщей декларации прав человека (преамбула) и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 4); принципы гуманизма, справедливости, презумпции добропорядочности субъекта и равенства – в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. (ст. 10, п. 1 и 2 ст. 14, ст. 26).

Реализация общеправовых принципов в сфере социального обеспечения – одна из острейших социальных проблем, требующих незамедлительного решения путем как принятия соответствующих экономических мер, так и их правового опосредования в нормах соответствующих социально-обеспечительных законов.

Межотраслевые принципы не являются абсолютно обособленными от общих принципов права, а базируются на них, конкретизируя те или иные основополагающие идеи, пронизывающие содержание права в целом, с учетом специфики конкретных отраслей права.

Межотраслевые принципы– это такие нормы права, которые характеризуют наиболее существенные черты нескольких отраслей (двух или более) права, как правило, близко соприкасающиеся между собой (например, право социального обеспечения и трудовое право).

К межотраслевым принципам, которые имеют регулирующее значение и для социально-обеспечительных отношений, относятся такие, как: защита прав безработных; право на охрану здоровья; государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства; право ветеранов, пожилых граждан, инвалидов на социальную защиту; право на достойное существование.

Непосредственно к принципам права социального обеспечения относятся отраслевые и подотраслевые (институционные).

Третий уровень принципов права – это отраслевые принципы.Каждая отрасль права, помимо общих и межотраслевых, строится на основе своих собственных, присущих лишь ей, правовых принципах. Вместе они образуют фундамент, на котором создается и функционирует данная отрасль права. На отраслевых принципах создаются и реализуются нормы, в совокупности образующие и такую отрасль, как право социального обеспечения. Пока нет единого акта, который в достаточно полном объеме специально регулировал бы социальное обеспечение человека и провозглашал его принципы, их выделяет наука права социального обеспечения.

Подотраслевые (институционные) принципынаиболее динамичны и могут изменяться при изменении соответствующего законодательства, в котором они сформулированы. Подотраслевые принципы закреплены в соответствующих федеральных законах. Так, принципы обязательного социального страхования сформулированы в ст. 4 ФЗ “Об основах обязательного социального страхования”. К их числу данный Закон относит: устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования; всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий; государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика; государственное регулирование системы обязательного социального страхования и др.

Принципы социального обслуживания как подотрасли права социального обеспечения закреплены в ст. 5 Закона об основах социального обслуживания. Согласно данной статье оно основывается на принципах: адресности; доступности; добровольности; гуманности; приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации; конфиденциальности; профилактической направленности.

На другие подотрасли социального обеспечения – государственное пенсионное обеспечение, социальную поддержку и социальную помощь – можно и необходимо экстраполировать отдельные принципы обязательного социального страхования и социального обслуживания населения.

“Собственные” принципы имеет также ряд институтов права социального обеспечения. Так, основными принципами института охраны здоровья граждан, провозглашенными Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 (далее – Основы от 22 июля 1993 г.), являются: соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан; доступность медико-социальной помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

Основой для выделения современных принципов права социального обеспечения стали разработанные философами и юристами признаки принципа права.Среди них:

1) сформулированностъ принципа в нормативном правовом акте соответствующей юридической силы. Такими источниками являются Конституция РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы;

2) предметная определенность. Она означает, что объективным критерием для определения принципа права социального обеспечения (отраслевого, подотраслевого, институционного) служит специфика предмета правового регулирования – социально-обеспечительные и в какой-то части распределительные общественные отношения;

3) целевая направленность. Этот признак дает возможность выделить принципы права социального обеспечения по направлениям и желаемым результатам в области правового регулирования социально-обеспечительных отношений. Признак целенаправленности означает, что правообеспечительный принцип должен выражать сущность определенной совокупности норм права не только в статике, но и в динамике, в направлении достижения целей социального обеспечения;

4) нормативность. Как признак она сводится к указанию на то, что в общем случае может человек как субъект права социального обеспечения и что обязаны и не могут государство и другие лица по отношению к нему как субъекту этого права. Нормативность принципов – это более высокая ступень обобществления по сравнению с нормативностью конкретных норм права. Принципы не содержат гипотезы, диспозиции, санкции. Тем не менее в отдельных случаях при опоре на них можно урегулировать конкретное социально-обеспечительное отношение;

5) выражение внутреннего единства совокупности правовых норм отрасли (подотрасли, института). Принцип права социального обеспечения вносит единообразие во всю систему юридических норм отрасли и придает глубокое единство правовому регулированию социально-обеспечительных отношений, цементирует все элементы механизма социального обеспечения;

6) стабильность. Этот признак означает, что принцип права социального обеспечения действует в течение определенного, относительно длительного отрезка времени. Он не может быть изменчив в такой же мере, как правовые нормы, потому что принцип в данном случае предстает как устойчивое знание и правопони-мание, утвердившееся на данном этапе в качестве не только нормы права, но и в качестве научной истины, которой в процессе дальнейшего развития теории права и правовой действительности предстоит постоянно обобщаться и уточняться за счет установления новых норм, отражающих неизвестные или новые правовые явления;

7) универсальность. Данный признак является ведущим при выделении принципа из норм права социального обеспечения. Универсальность принципа базируется на его общезначимости, общеобязательности, высшей императивности и прямом действии;

8) истинность. Принципом может быть только такое положение, которое не противоречит иным принципам права социального обеспечения и юридической практике;

9) взаимосвязь и взаимообусловленность принципов права социального обеспечения. Взаимосвязь принципов предполагает их взаимное воздействие. Характер связи может быть различным: содержание, причина, следствие; прямая, косвенная, непосредственная. Связь принципов определяется единой целью, и чтобы достичь этой цели, они должны взаимодействовать.

Читайте так же:  Пенсия мвд по сокращению

Перечисленные выше признаки, наполненные специфическим содержанием, позволяют вычленить из множества нормативно-руководящих положений только те нормы законов, которые являются принципамиименно права социального обеспечения.К их числу следует отнести: 1) принцип всеобщности права человека на социальное обеспечение; 2) принцип установления уровня социального обеспечения, гарантирующего достойную жизнь человека; 3) принцип дифференциации условий и уровня социального обеспечения в зависимости от жизненных обстоятельств; 4) принцип гарантированности предоставления мер социального обеспечения человеку в случаях, когда он нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми; 5) принцип многообразия оснований и видов социального обеспечения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Функции права социального обеспечения

Функция — слово латинского происхождения, означает выполнение, свершения. Под ней понимают деятельность, обязанность, работу, назначение, роль и т.п. Впервые этот термин в научный оборот ввел в 1692 г. известный немецкий философ и математик Г. Лейбниц. Сейчас в науке этот термин употребляется в разных значениях. В философии — это отношение двух (группы) объектов, изменение одного из которых ведет к изменению другого. В математике — величина, которая меняется с изменением независимой переменной (аргумента). В физиологии — специфическая деятельность органа или организма (например, функция обмена веществ). В социологии — роль, которую выполняет определенный социальный институт отношении общества. В лингвистике — назначение, роль (иногда и значение) языковой единицы или элемента языковой структуры.

Этот термин сто лет назад стали употреблять и в юридической науке для характеристики социальной роли государства и права.Его используют во многих смыслах, но среди ученых нет единства относительно необходимости этого термина, его понятие, названия и содержания отдельных функций и их классификации. Попытка через функции раскрыть классовую сущность права и сформировать особые функции отдельных отраслей права с применением их в дальнейшем как одного из критериев разграничения норм права самостоятельными отраслями права завел исследователей в тупик.

В литературе по теории права чаще всего дают три определения функций права, которые поддерживают и специалисты права социального обеспечения. Под ними понимают или социальное назначение права, или направления правового воздействия на общественные отношения, либо то и другое вместе.

Функции права социального обеспечения — это правовые характеристики социальной роли (назначения) этой отрасли права в жизни общества и главных направлений воздействия его норм на поведение людей с целью реализации целей и задач государства в сфере социального обеспечения населения.

Основной функцией права социального обеспечения регулятивная. Именно в ней проявляется суть и ценность этой отрасли права. Назначение права социального обеспечения — регулирование общественных отношений, складывающихся в условиях индивидуальной формы распределения материальных благ из специально созданных для этого социальных фондов.С помощью норм права социального обеспечения определяются:

1) цель и задачи государства в сфере социальной защиты населения,

2) круг субъектов, уполномоченных создавать социальные фонды и осуществлять с ним социальные выплаты,

3) круг субъектов из числа инвалидов, лиц стариков, детей, оставшихся без попечения родителей, и других лиц, нуждающихся в социальной поддержке со стороны государства;

4) размеры взносов граждан, предприятий, учреждений, организаций, а также бюджетных средств в социальных страховых фондов и их виды,

5) перечень видов социального обеспечения, предоставляемых наиболее уязвимым слоям населения;

6) условия предоставления определенного вида социального обеспечения круг жизненных обстоятельств, с какими социально-обеспечительных нормы связывают наступление тех или иных юридических последствий (болезнь, старость, потеря трудоспособности, инвалидность, безработица и т.д.)

7) компетенция государственных органов и правовой статус (права и обязанности) граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства в сфере социального обеспечения

8) порядок и размеры предоставления отдельного вида социального обеспечения,

9) государственные гарантии по обеспечению социальных прав человека и гражданина;

10) основы негосударственного социального обеспечения отдельных групп населения.

Задачей регулятивной функции права социального обеспечения не только фиксация субъективного состава социально-обеспечительных правоотношений, правового статуса участников этих отношений и определение юридических фактов, при которых могут возникать указанные правоотношения, но и изменение или отмену отдельных его элементов или введения новых. Ведь государственное социальное обеспечение возможно только на основании норм права. Физическое лицо может претендовать при наличии соответствующих условий только на тот вид социального обеспечения, который закреплен в законе. Орган социальной защиты населения обязан предоставить такой вид обеспечения также только на основании закона. Нормы права здесь выступают критерием оценки действий субъектов социально-обеспечительных правоотношений, возникающих на их базе.

Право социального обеспечения на длительное время в пределах государства закрепляет возможное и должное поведение людей в сфере социального обеспечения и с помощью угрозы применения государственного принуждения заставляет их действовать в определенных правом рамках и тем самым удерживает социально-обеспечительных правоотношения в желаемом состоянии. Эти отношения характеризуются стабильностью, цикличностью, непрерывным повторением, прогнозируемость, т.е. постоянным воспроизводством. Под влиянием общественной жизни эти отношения корректируются нормами права.

Одним из свойств социально-обеспечительных норм является их нормативность, которая включает предписания, правила поведения общего характера, которые распространяются на любого, кто попадает в сферу действия этих норм, а также способность права социального обеспечения в соответствии с его предписаниями четко зафиксировать общественные отношения, складывающиеся при предоставлении физическим лицам пенсий, пособий, социальных услуг. Таким образом, с помощью утверждения в жизни общества нормативных основ упорядочиваются общественные отношения в социальной сфере.

Регулятивное воздействие права социального обеспечения на общественные отношения состоит в том, что нормы этой отрасли права, определяя права и обязанности субъектов социально-обеспечительных правоотношений, тем самым выступают общеобязательному образцом их правомерного поведения. Эти нормы детально и в императивной форме определяют условия, при которых лицо имеет право на социальное обеспечение, порядок реализации этого права, компетенцию органов социальной защиты населения в этой сфере.

Отдельная отрасль права состоит не только из регулятивных, но и правоохранительных норм, определяющих условия применения к субъектам мер государственного принуждения, характер и содержание этих мер. Направление воздействия этих норм на общественные отношения и характеризует охранительную функцию права.

В охранной функцией права социального обеспечения понимают целенаправленное воздействие норм данной отрасли права на социально-обеспечительных правоотношения с целью охраны их и вытеснение из них отношений, вредных для общества с точки зрения государства. Составляющими этой функции являются:

1) запреты, предусмотренные нормами права,

2) санкции, которые принимают к правонарушителям,

3) непосредственное юридическая ответственность субъектов правоотношений.

В основе охранительной функции права социального обеспечения лежат запрещающие правовые нормы, которые указывают, что не следует делать, какие действия будут осуждены государством. В случае совершения противоправного деяния наступает юридическая ответственность, целью которой является защита установленного правопорядка и воспитание граждан в духе уважения к праву. Эта цель конкретизируется в функциях юридической ответственности, к которым чаще всего относят репрессивно-карательную (штрафную) и правовосстановительные (компенсационную).

Читайте так же:  Региональные компенсационные выплаты

Главным назначения охранительной функции права социального обеспечения, прежде всего, превентивная (предупредительная) охрана социально-обеспечительных правоотношений, предупреждения нарушения норм права, на основании которых возникли эти отношения. Нормы права детально предусматривают процедуру реализации гражданами своего права на конкретный вид социального обеспечения. Законодательство устанавливает различные виды юридической ответственности должностных лиц органов социальной защиты населения за создание препятствий в реализации гражданами своих социальных прав (бюрократизм, волокита, безосновательный отказ в удовлетворении того или иного ходатайства, вымогательство взятки и т.д.). Закон также возлагает на граждан обязанность (а значит предполагает и надлежащую ответственность) представлять в органы социальной защиты населения достоверные сведения о фактах, имеющих юридическое значение для социального обеспечения. Установление запретов и санкций за их нарушение побуждает субъектов социально-обеспечительных правоотношений действовать согласно предписаниям правовых норм. Соблюдение гражданами и должностными лицами требований социального законодательства является критерием эффективности охранительной функции права социального обеспечения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9839 — | 7651 — или читать все.

Понятие,виды и функции социального обеспечения

Социальное обеспечение — форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества.

Пенсииэто наиболее значимый как по числу обеспечиваемых, так и по объему расходуемых средств, вид обеспечения.
Это одна из форм денежных выплат, которая осуществляется государством через специально предназначенные для этого органы и производится из определенного пенсионного фонда. Субъектом данного вида обеспечения является лицо, признанное нетрудоспособным по причине достижения определенного возраста, по признанию нетрудоспособным по медицинским критериям (инвалидность)

Пособия — это ряд видов социального обеспечения, различающихся по целям, источникам выплат, субъектам.

Трудовые пособия, которые выплачиваются лицам, состоящим в трудовых отношениях с предприятием (государственным, муниципальным, кооперативным и т. д.) и утратившим заработную плату временно в связи с нетрудоспособностью. Выплачиваются они за счет средств социального страхования.

Социальные пособияне связаны с трудовой деятельностью. Для данных пособий характерно отсутствие общественно-полезной деятельности получателя или наличие ее в размерах, не дающих права на другие виды обеспечения. Цель — предоставление средств, которые были бы источником существования или материальной поддержкой. Они выплачиваются в твердых, установленных законодательством размерах. Для лиц, освобожденных от обязанностей трудится (инвалиды 1-ой гр., инвалиды 1-ой и 2-ой гр.), данные пособия приравниваются к минимальной трудовой пенсии.

Следующий вид обеспечения — предоставления льгот, облегчающих материальное положение некоторых категорий лиц в результате того, что часть необходимых денежных трат общество берет на себя. Данный вид обеспечения используется достаточно широко. К нему относится частичная оплата лекарственных средств и коммунальных услуг, оплата частичной стоимости путевок для отдыха детей в санаториях и лагерях, содержание детей в детских дошкольных учреждениях и т. д.

Еще одним видом обеспечения является натуральное обеспечение, т. е. передача некоторым категориям граждан в собственность или в пользование материальных ценностей. Речь идет о бесплатном обеспечении протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения, лекарственными препаратами некоторых групп инвалидов, о предоставлении жилья за счет государственного жилого фонда.

Функции социального обеспечения – это обусловленные его природой и целевым назначением направления воздействия на общество. Существует 5 функций социального обеспечения: экономическая, социальная, политическая, духовно-идеологическая, семейно-бытовая.

Экономическая функция – Это положительное воздействие социального обеспечения на экономику, на интересы людей как участников процесса производства. Экономическая функция по структуре сложна и имеет подфункции.

Социальная функция отражает взаимосвязь социального обеспечения и социальной системы общества. В зависимости от конкретной ситуации в социальной функции можно выделить защитную, реабилитационную и компенсационные функции.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Функции социального обеспечения

Понятие функций социального обеспечения

Функциями социального обеспечения признаются обусловленные целевым назначением направления воздействия на общество и его природой.

Между обществом как системой вместе с его элементами и социальным обеспечением имеется цепочка связей. На социальное обеспечение воздействует общество и его элементы. Такое воздействие является определяющим и первичным.

Но имеются и обратные связи: социальное обеспечение с помощью своих функций влияет и на обусловливающие его факторы. Социальное обеспечение, выполняя данные функции, выступает в качестве активного фактора развития общества.

Воздействие на общество осуществляется социальным обеспечением как целостной системой. Но при этом каждая из главных сфер может быть подвержена воздействию конкретной функции. Так как общество делится на пять основных сфер: социальную, экономическую, духовно-идеологическую, политическую и семейно-бытовую, — необходимо различать социальную, экономическую, духовно-идеологическую, демографическую, политическую функции социального обеспечения.

Классификация функций социального обеспечения

Экономическая функция социального обеспечения заключается в положительном его воздействии на потребности и интересы людей как участников процесса производства, на экономику в целом. Она имеет внутреннюю сложную структуру и состоит из ряда взаимосвязанных подфункций: обеспечительной, распределительной и производственной.

При помощи распределительной подфункции осуществляется доведение до потребителя специфических материальных услуг и благ особым экономическим способом. Такая подфункция включает в себя способы сосредоточения средств в фондах и их распределения на различные цели — это действия органов государства, организаций, органов местного самоуправления, по отчислению денежных средств в фонды, которые предназначены для социального обеспечения, но направлению указанных средств для выплаты пособий, пенсий и обслуживания пенсионеров.

Суть обеспечительной функции заключается в поддержании достойного материального благосостояния лиц, для которых средства социального обеспечения (пособия, пенсии) являются источником существования, чтобы предупредить обнищания народа.

Производственная подфункция заключает в себе повышение производительности труда и стимулирование граждан, освобождения трудовых ресурсов от нетрудоспособных и пожилых работников и воспроизводства рабочей силы путем создания благоприятных условий для формирования способности к труду у несовершеннолетних. Таким образом, социальное обеспечение способствует проведению экономических реформ и созданию рыночных отношений.

Социальная функция показывает взаимосвязь социальной подсистемы общества и социального обеспечения. Деятельность социального обеспечения направлена на смягчение, предупреждение и устранение последствий наступления различных жизненных ситуаций. В социальной функции, в зависимости от конкретной жизненной ситуации, можно выделить компенсационную, защитную и реабилитационную подфункции.

Компенсационная подфункция представляет собой возмещение утраченного дохода или заработка, а также повышенных расходов в случае утраты дохода или заработка, снижения уровня материальной обеспеченности в связи с уходом па пенсию по инвалидности, старости, в случае рождения ребенка, безработице, при потере кормильца, при повышении розничных цен на предметы потребления.

Защитная подфункция осуществляется путем защиты человека от неблагоприятных последствий наступления жизненных ситуаций, а именно: болезни, старости, инвалидности. Также от последствий перехода к рыночной экономике (к примеру, безработица). Все это происходит путем выплаты пособий, пенсий, материальной помощи и предоставления услуг.

Читайте так же:  Ветеран труда куда обращаться за льготами

Реабилитационная подфункция заключается в восстановлении физических и иных способностей нетрудоспособных, а именно, приспособлении их к труду. Такая подфункция будет осуществляться при помощи таких видов обеспечения, которые помогут восстановить трудоспособность гражданина и вовлечь его в трудовую деятельность (пособия по временной нетрудоспособности, пенсии по инвалидности, по родам и беременности, профессиональное обучение и трудовое устройство инвалидов, снабжение их средствами передвижения и протезно-ортопедическими изделиями).

В политическую функцию включается связь между политикой и социальным обеспечением, но прежде всего социальной политикой. Цели социальной политики реализуются с помощью такого средства, как социальное обеспечение. Его учреждения и институты способствуют практическому осуществлению социально-политических мероприятий, которые были намечены государством. Важную роль в решении ряда общих задач социальной политики в современный период играет социальное обеспечение: улучшает материальное положение его различных слоев и групп, предотвращает дальнейшее снижение жизненного уровня населения, снижается рост социальной напряженности в обществе.

Духовно-идеологическая функция характеризуется наличием связи между духовно-идеологической сферой общества и социальным обеспечением. Так как социальное обеспечение взаимодействует не только с социальной сферой, но и с ее элементами, а именно, различными уровнями и формами общественного сознания, но прежде всего с моралью, идеологией и социальной психологией. Таким образом, в составе этой функции можно выделить социально-психологическую, идеологическую и моральную подфункцию.

Социально-психологическая подфункция основывается на связи социальной психологии и социального обеспечения. Социальное обеспечение может поспособствовать реализации уверенности людей и их социальной защищенности в будущем, и, таким образом, оказывать положительное воздействие па развитие социальной психологии.

Идеологическая подфункция представляет собой взаимосвязь между идеологией и социальным обеспечением. Идеология отражает воззрения слоев общества и классов на разные стороны общественной жизни, также и на социальное обеспечение, оказывает активное влияние на его сущность и характер. В целом, эффективное социальное обеспечение благоприятно воздействует на сознание людей, укрепляя при этом их доверие к государству.

Моральная подфункция связывает социальное обеспечение с этическими воззрениями, которые существуют в обществе. Значение здесь имеют этические взгляды общества на отношение инвалидам, к малообеспеченным, старикам и детям. Социальное обеспечение оказывает материальную помощь экономически неактивным гражданам, обеспечивает семьи, которые потеряли кормильца, оказывает помощь в воспитании детей. Также социальное обеспечение благодаря моральной подфункции способствует укреплению нравственных начал в обществе.

Демографическая функция означает, что социальное обеспечение оказывает воздействие на демографические процессы, которые происходят в обществе. Так как от характера демографических процессов и от демографической структуры населения, зависит состояние социального обеспечения. Таким образом, социальное обеспечение оказывает активное благоприятное воздействие на демографические процессы. В содержание демографической функции входит укрепление и развитие семьи, материальное стимулирование ее создания, а также повышения рождаемости.

Функции социального обеспечения

Назначение системы социального обеспечения проявляется в его функциях. В правовой литературе выделяются четыре основные функции социального обеспе­че­ния: экономическая, политическая, демографическая, социально-реабилитационная.

Экономическая функция выражается в оказании материальной поддержки гражданам в трудной жизненной ситуации, в содействии развитию общественного производства в целом и отдельных отрас­лей народного хозяйства, экономическому подъему зон приоритет­ного развития и т. д.

Политическая функция направлена на сближение социального уровня различ­ных слоев населения, создание условий, обеспечиваю­щих достойную жизнь каждому человеку. Она призвана стабилизи­ровать общественные отношения в сфере соци­альной защиты насе­ления.

Демографическая функция способствует стимулированию роста народона­селе­ния страны, воспроизводству здорового поколения, росту продолжительности жиз­ни граждан и т. д.

Социально-реабилитационная функция социального обеспече­ния (впервые выделена профессором Р. И. Ивановой) связана с удовлетворением специфических потребностей престарелых и не­трудоспособных граждан. Она выражается в создании условий, бла­гоприятствующих сохранению их правового статуса и охране здоро­вья всех граждан.

Представляется, что социальное обеспечение выполняет еще одну весьма важную функцию — защитную. Прежде всего именно эту задачу ставит перед собой общество, предоставляя социальное обеспечение своим гражданам, ибо защита их в трудной жизненной ситуации, помощь в решении различных проблем (материальных, физических, психологических, возрастных и т. д.) являются основ­ным назначением социального обеспечения.

Социальное обеспечение и социальная зашита

В правовой литературе понятие социального государства спра­ведливо увязы­ва­ется с понятием социальной защиты, а также его соотношением с социальным обеспечением.

Разработка понятия социальной защиты ведется с позиций тех элементов и свойств феномена, которые входят в круг проблем, свя­занных с предметом той или иной науки. В результате неоправдан­но сужается понятие социальной защиты, наблюдается фрагментар­ный подход к ее организации. Это связано еще и с тем, что на сего­дня термин «социальная защита» не имеет четко обозначенных рамок, границ и объема содержания.

Выделяя место «социального» в системе общественных процес­сов и отношений, следует подчеркнуть, что социальные отношения отражают определенный срез в рамках «общественного». Причем социальная защита личности, социальное обеспе­чение имеют тес­нейшую связь с такой категорией, как мораль. Именно по состоя­нию социальной защищенности и социальному обеспечению лич­ности в обществе можно судить о его моральной стороне. То есть эти социальные факторы высту­пают в некотором роде критерием зрелости общества, уровнем его нравственных и юридических норм.

В широком смысле слова под социальной защитой понимается система соци­аль­ных отношений, при которых индивид способен са­мостоятельно позаботиться о себе, создать условия для жизнедея­тельности и духовного развития. Он как бы социально «самообслу­живается». В данном значении социальная защита практически сов­падает с разветвленной системой гарантий прав человека.

Что касается социальной защиты в узком смысле слова, то имеется в виду кон­к­ретная социальная политика государства, стремящегося правовыми мерами обес­пе­чить удовлетворительное или хотя бы безбедное существование тем группам насе­ления, которые находят­ся в особо сложном материальном положении и не способны без внешней поддержки улучшить его.

Соотношение социальной защиты и социального обеспечения можно более объективно выявить на базе международного опыта правового регулирования обеих этих общественных категорий. Возьмем, к примеру, конвенцию МОТ № 102 «О минимальных нор мах социального обеспечения», вступившую в силу для России в 1995 г., которая дает перечень девяти видов социальной защиты: медицинское обслу­живание, пособие по безработице, пенсии по ста­рости, пособия по производ­ствен­ному травматизму, пособия по бе­ременности и родам, пособия по болезни, семейные пособия. Здесь МОТ устанавливает виды социальной защиты в зависимости от раз­новидности социальных и несоциальных факторов. Из этого можно сделать вывод, что:

— во-первых, социальная защита и соци­альное обеспечение — все же различные категории,

— во-вторых, со­циальная защита может иметь своим объектом и общественные от­ношения, не связанные с социальным обеспечением.

Конечно, Кон­венция не охватывает все социальные и иные проблемы, требую­щие социальной защиты граждан, однако она рассчитана на государства, находя­щиеся на этапе позитивного (нормального) социального раз­вития. Россия же пока к таким странам не относится. Нашей стране сегодня необходима более широкая и эффективная система органов социальной защиты.

Некоторые авторы отождествляют социальную защиту с общим понятием соци­альной политики. Так, Я. И. Фельдман полагает, что социальная защита в широком смысле означает круг мероприятий, направленных на создание благоприятных условий работы и жизни в условиях рынка, обеспечение повышения жизненного уровня на­селения.

Читайте так же:  Какие льготы имеет пенсионер по возрасту

Вывод, хотя и логичный (ибо социальная полити­ка социального государства дол­жна быть направлена, прежде всего, на социальную защиту своих граждан), однако указанный круг ме­роприятий лишь частично обозначает должные направ­ле­ния соци­альной защиты. За ее пределами остались такие меры, как преду­преждение и борьба с преступностью, защита природы и окружаю­щей среды, меры, направлен­ные на их сохранение.

Однако решить проблему социальной защищенности в рамках одной правовой отрасли невозможно, поскольку она выходит одно­временно на несколько отраслей права, перечисленных ниже.

Трудовое право — проблемы безработицы, занятости и трудо­устройства различных слоев населения, стабильности трудовых от­ношений, повышения социальных гарантий в области оплаты труда (определенный уровень заработной платы, включая установление минимального размера оплаты труда, гарантии соблюдения установ­ленных в законе принципов вознаграждения за труд, выплаты рай­онных коэффициентов, оплаты труда при выполнении работы, от­клоненной от тарифа, и т.д.); проблемы воспроизводства рабочей силы, в том числе вопросы продолжительности рабочего времени и времени отдыха, охраны труда, гарантий для лиц, совмещающих работку с обучением, гарантий работникам при рассмотрении тру­довых споров (индивидуальных и коллективных).

Гражданское право — государственная поддержка, охрана и за­щита частной собственности, поддержка индивидуального частного предпринимательства и т. д.

Жилищное право — вопросы, связанные с обеспечением жильем, улучшением жилищных условий.

Семейное право — вопросы государственной поддержки инсти­тута брака и семьи, установление в законодательном порядке прав и обязанностей родителей, детей и супругов и т. д.

Экологическое право — проблемы, связанные с созданием бла­гоприятной экологической среды для нормальной жизнедеятельно­сти членов общества и т. д.

Финансовое право — вопросы и проблемы, связанные с обеспечением правовых действий в области права социального обеспечения.

Налоговое право — вопросы, связанные с отчислением налоговых сборов граждан с их доходов для начисления сумм пенсионных выплат.

Вместе с тем основные вопросы социальной защиты российских граждан относятся к праву социального обеспечения. Все институ­ты этой правовой отрасли направлены на защиту различных слоев населения от социальных рисков.

Исходя из изложенного, совершенно очевидно, что понятие «со­циальная за­щита» значительно шире понятия «социальное обеспе­чение», так как последнее вхо­дит в категорию первого.

Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнитель­ных форм социального обеспечения и благотворитель­ность.

Государственное социальное обеспечение служит одной из га­рантий соци­альной защиты. Под социальной защитой в широком смысле понимается деятель­ность государства, направленная на обеспечение процесса формирова­ния и разви­тия полноценной личности, на выявление и нейтрали­зацию негативных факторов, воздействующих на личность, на со­здание условий для самоопределения и утверж­дения в жизни.

В более узком смысле социальная защита рассматривается как совокупность законодательно закрепленных экономических и пра­вовых гарантий, обеспечиваю­щих соблюдение важнейших социальных прав граждан и достижение социально приемлемого уров­ня жизни.

Перечень основных гарантий социальной защиты содержится в статье 7 Конституции РФ 1993г.: — охрана труда и здоровья лю­дей; — установление минимального размера оплаты труда; — государ­ственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, а также инвалидов и пожилых граждан; — развитие системы социальных служб; государственные пенсии, пособия и т.п.

В настоящее время продолжается разработка концепции соци­альной защиты применительно к новым политическим и социаль­но-экономическим условиям. По многим ее положениям среди специалистов отсутствует единство мнений.

Важное теоретическое значение имеет разработка понятия со­циального обеспечения как категории, имеющей общечеловечес­кую ценность. Социальное обеспе­чение – это форма распределения материальных благ, но не в обмен на затраченный труд с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей (физических, соци­альных, интеллектуальных) стариков, больных, инвалидов, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизвод­ства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе, в случаях и на условиях, установленных в социальных, в том числе правовых, нормах.

Данное определение является универсальным и отражает сущ­ность социаль­ного обеспечения независимо от конкретно-истори­ческих условий (экономи­ческого и политического строя), в которых оно организуется. В его основе лежат следующие устойчивые при­знаки: 1) объективные основания, вызывающие потребность в осо­бом механизме социальной защиты, направленной на поддержа­ние или предоставление определенного уровня жизнеобеспечения; 2) особые фонды, источники финансирования социального обес­печения;

3) особые способы предоставления средств к существо­ванию; 4) закрепление правил назначения социального обеспече­ния в социальных, в том числе правовых нормах.

Сущность социального обеспечения про­является в его функциях: — экономической (компенсационно-распре­делительной), — политической, — демографической, — реабилитационной и других.

Экономическая функция социального обеспечения заключает­ся в полном или частичном замещении заработка или другого ис­точника средств сущест­вова­ния, утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособностью или потерей кор­миль­ца, полном или частич­ном возмещении дополнительных расходов при наступлении оп­ределенных жизненных обстоятельств, а также оказании минималь­ной денежной или натуральной помощи нуждающимся гражданам.

Источником финансирования для ее осуществления служат го­сударственные внебюджетные фонды социального назначения, которые образуются по террито­ри­альному принципу. К внебюджет­ным фондам социального назначения относятся следующие фон­ды: пенсионный, занятости, обязательного медицинского страхо­вания, социального страхования, социальной поддержки.

Политическая функция социального обеспечения способству­ет ослаблению социальной напряженности, связанной с чрезмер­ными различиями в уровне жизни различных слоев населения.

Демографическая функция призвана стимулировать воспроизводство наро­до­­на­селения, необходимое для нормального разви­тия страны.

Социально-реабилитационная функция направлена на восста­новление об­щест­венного статуса нетрудоспособных граждан и других социально слабых групп населения, позволяющего им ощу­щать себя полноценными членами общества.

Социальное обеспечение представляет собой совокупность общественных отношений по распределению внебюд­жетных фондов социального назначения и перераспределению части государственного бюджета в целях удовлетворения потреб­ностей граждан (и членов их семей) в случаях утраты источника средств существования, несения дополнительных расходов или отсутствия необходимого прожиточного минимума по объективным социально-значимым причинам.

Удовлетворение потребностей может осуществляться с помо­щью: 1) назначения денежных выплат (пенсий, пособий, компенса­ций) на без­экви­валентной, но нормированной основе, либо вне связи с трудовой деятельностью и уплатой взносов; 2) оказания бесплатных для потребителя социальных услуг (по оказанию ме­дицинской помощи, содержанию и воспитанию детей и др.) в пре­делах государ­ст­венных минимальных стандартов, а сверх них — по льготным тарифам;

3) предоставления льгот на возмездно-неэк­вивалентных началах.

Существование данного комплекса отношений обусловле­но объективными причинами, поэтому государство заинтересова­но в их развитии и осуществляет их правовое регулирование.

Видео (кликните для воспроизведения).

Что касается соотношения понятий социальная защита и соци­альное обес­пе­чение, то, руководствуясь статьей 7 Конституции РФ, первое следует признать бо­лее широким, т.к. оно охватывает га­рантии по охране труда, минимальной оплате труда и другие меры, необходимые для нормальной жизнедеятельности человека и фун­кционирования государства, но выходящие за рамки отношений по социальному обеспечению.

Источники

Задачи и функции права социального обеспечения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here