Юридические гарантии прав граждан

Статья 15. Юридические гарантии обеспечения прав и свобод человека и гражданина

Статья 15. Юридические гарантии обеспечения прав и свобод человека и гражданина

1. Каждому гарантируется право на защиту его прав и свобод посредством обращения:

1) в суд общей юрисдикции и арбитражный суд в соответствии с их компетенцией;

2) в прокуратуру, органы внутренних дел, другие правоохранительные органы;

3) к Уполномоченному по правам человека в Алтайском крае;

Информация об изменениях:

Законом Алтайского края от 1 декабря 2015 г. N 118-ЗС в подпункт 4 пункта 1 статьи 15 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу через 10 дней после дня официального опубликования названного Закона

4) в иные государственные органы и органы местного самоуправления.

Информация об изменениях:

Пункт 1-1 изменен с 18 мая 2019 г. — Закон Алтайского края от 7 мая 2019 г. N 29-ЗС

1-1. В целях обеспечения дополнительных гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в Алтайском крае учреждаются должности Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае, Уполномоченного по правам ребенка в Алтайском крае, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Алтайском крае, а также могут учреждаться иные должности в соответствии с федеральными законами и законами Алтайского края.

Информация об изменениях:

Законом Алтайского края от 1 декабря 2015 г. N 118-ЗС в пункт 2 статьи 15 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу через 10 дней после дня официального опубликования названного Закона

2. Должностные лица государственных органов Алтайского края и органов местного самоуправления не вправе препятствовать обращению лица с заявлением или жалобой в государственные органы и органы местного самоуправления, международные организации, осуществляющие защиту прав человека, а также в общественные организации и средства массовой информации.

3. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными федеральными законами.

http://base.garant.ru/7306118/36bfb7176e3e8bfebe718035887e4efc/

Способы защиты прав граждан. Юридические гарантии субъективных прав граждан

Тема 7.

Административно-правовые гарантии прав граждан.

К ним относятся закрепляющие их правовые нормы, а также и автоматически действующие гарантии, провозглашающие права и свободы.

Изначальным и универсальным гарантом может быть только закон, который выполняет функцию гаранта лишь при соблюдении ряда условий:

1. закон должен быть адекватным экономической и политической ситуации в стране.

2. должен быть стабильным.

3. должен отвечать высокому уровню юридической техники и быть органичным звеном правовой системы.

4. должен быть конкретным, не декларативным.

5. любой закон должен определять круг органов и должностных лиц, которые обязаны осуществлять меры по реализации прав и свобод.

6. любой закон должен содержать меры ответственности органов и должностных лиц за ущемление прав граждан.

Все гарантии можно разделить на 2 вида: судебные и несудебные.

Для обеспечения прав и свобод граждан имеет соблюдение конституционных требований, особенно тех, которые закрепляют непосредственное действие прав и свобод граждан:

1. В РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободу человека и гражданина.

2. Ограничение таких прав и свобод возможно Федеральным законом и только при наличии особых обстоятельств.

3. Ограничить права и свободы можно только за исключением тех, которые определены конституционно.

4. Любые нормативно-правовые акты затрагивают права свободы, могут применяться только в случае их официального опубликования.

5. Предусматривая государственно-правовые институты, обеспечивающие права и свободы граждан, Конституция РФ закрепляет право человека и гражданина защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенных законом.

Гражданин имеет право на необходимую оборону.

Право на защиту является важным правом субъектов, в том числе любого гражданина. Государство легализует это право, то есть формулирует, уточняет объемы, закрепляет процедуры реализации и устанавливает обязанности государственных и общественных органов, а также должностных лиц в определенные сроки рассмотреть и принять меры в связи с обращением граждан.

Кроме того, государство обеспечивает это право государственным принуждением и, таким образом, права на защиту становится регулируемым законом или юридическим правом.

Существует два направления юридической защиты граждан:

· защита прав личности от преступления;

· от неправомерных и нецелесообразных действий субъектов власти.

Основные средства защиты прав и интересов граждан от неправомерных действий должностных лиц.

1. Создание организационно-правового механизма и повседневная работа уполномоченных государственных органов, которые выполняют задачу по защите правопорядка.

2. Существование и деятельность независимых от государства институтов, способных оказать помощь гражданам (адвокатура, профсоюзы).

3. Активная деятельность самих граждан, использующих предоставляемые им права.

Все способы взаимосвязаны, используются одновременно.

Основной гарантией прав граждан в настоящее время является деятельность существующих в стране специальных организационно-правовых институтов. Они функционируют как по собственной инициативе, так и в связи с поступлением обращения граждан.

В настоящее время в Конституции РФ определен порядок права граждан обращаться лично и направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Основными видами обращений граждан являются:

1. Предложение — привлечение внимания на несовершенство организации деятельности или регулирования в этой или иной области и указания на пути их устранения.

2. Заявление — обращение граждан по поводу реализации права или законного интереса, не связанного с его нарушением.

3. Жалоба — обращение в государственные или иные официальные органы к должностным лицам по поводу нарушенного права или законного интереса гражданина

Среди административных жалоб по правовым признакам различают:

1. Общие — обладают все граждане; делятся на 2 вида:

· на административное обжалование — порядок рассмотрения регулируется Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12.04.68 г. «О порядке рассмотрения предложений, заявлений, жалоб граждан» и Законами субъектов РФ.

В соответствие с данным Указом могут быть обжалованы действия любого должностного лица, круг лиц, имеющих право подать жалобу неограничен.

· на судебное обжалование – порядок урегулирован ФЗ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», а также нормами ГПК РФ.

· 2. Специальные — порядок рассмотрения регулируется специальными нормами, в дополнение к общим (уставы, положения и так далее), предоставлены лицам, как участникам гражданского процесса, административного и дисциплинарного производства, трудовых споров.

Административная и судебная жалобы различаются не адресатом, а порядком рассмотрения.

В соответствие с законом административная жалоба подлежит рассмотрению в срок до 1 месяца. Жалоба в административном порядке подается в те органы или тем должностным лицам, в непосредственном подчинении которых находятся органы или должностные лица, чьи действия обжалуются.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12.04.68 г. запрещено рассмотрение анонимных заявлений и жалоб. В Указе определено, что жалоба должна содержать Ф.И.О. лица, подающего жалобу, адрес его места жительства, сведения о месте его работы или учебы. Кроме того, жалоба должна быть подписана лицом ее подающим. Ф.И.О. указываются обязательно, а адрес и место работ альтернативно, или то, или иное. Наличие подписи в этом случае не обязательно.

Читайте так же:  Федеральные льготы работающим пенсионерам

Административная жалоба может быть подана в письменной или устной форме. В суд — в письменной форме.

Для общей административной жалобы установлены, кроме общего месячного срока рассмотрения, исключения:

· заявления и жалобы, не требующие изучения и проверки рассматриваются немедленно, но не позднее 15-ти дней;

· по жалобам, требующим проведения специальной проверки или истребования дополнительных материалов установлен срок продления для рассмотрения на 1 месяц.

· жалобы военнослужащих и членов их семей рассматриваются в 15-ти дневный срок в центральных органах, 7-дневый срок в местных органах, также срок может быть продлен не более чем на 15 дней.

В целях усиления судебной защиты прав граждан 27 апреля 1993 г. был принят закон РФ, который закрепляет право граждан обжаловать в суде коллегиальные и единичные действия государственных органов, органов местного самоуправления, действия органов предприятий, учреждений, организаций, их объединений и должностных лиц, действиями которых:

1. нарушены права и свободы граждан;

2. созданы препятствия для осуществления гражданином его прав и свобод;

3. на гражданина незаконно возложена какая — либо обязанность;

4. гражданин незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Не могут быть обжалованы действия и решения, проверка которых отнесена к исключительной компетенции Конституционного суда РФ, а также действия, в отношении которых законодательством предусмотрен иной судебный порядок обжалования.

Устанавливается альтернативный порядок обжалования. Гражданин может обратиться в суд, либо в вышестоящий орган в порядке подчиненности.

Если гражданину органом или должностным лицом отказано в удовлетворении жалобы, либо он не получил ответа в течение месяца со дня подачи жалобы, он вправе обратиться в суд с жалобой. Датой подачи жалобы будет считаться дата регистрации в органе (кому подана жалоба).

Гражданин может обратиться с жалобой в суд по месту жительства, либо по месту нахождения органа, нарушившего право гражданина. Обращаться в суд можно в течение 3-х месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав и в течение 1-го месяца со дня отказа вышестоящим органом или со дня истечения подачи жалобы, поданной в административном порядке, если гражданин не получил письменного ответа.

Жалоба рассматривается судом по правилам гражданского судопроизводства.

Суд, признав обжалованное действием незаконным, может отменить меру ответственности, либо иным путем восстановить нарушенные права. Если обжалованное действие законно, суд отказывает в удовлетворении жалобы. Жалоба может быть подана на индивидуальное и нормативное решение. Если обжалуется нормативное решение, суд может признать его незаконным относительно гражданина, подавшего жалобу, но не вообще.

Право на судебное обжалование закреплено Конституцией РФ, где определено право гражданина обращаться в Конституционный суд в отношении актов, противоречащих конституционному праву. Такие жалобы рассматривает и Арбитражный суд, в части категорий дел, связанных со сферой управления. В Арбитражных судах не рассматриваются Акты нормативного характера.

В производстве по жалобам граждан выделяют 4 стадии:

· исполнение принятого решения.

Специальная жалоба или специальное право жалобы — связано с особенностями правового статуса граждан, как лиц выполняющих те или иные социальные функции.

1. Наличие специальных норм, устанавливающих особый порядок ее подачи, рассмотрения.

2. Специальные основания для обжалования прямо названными в законе.

3. Четким определением субъектов права, как правило лично заинтересованных в деле лиц и их личными представителями.

4. Четким определением адресатов жалобы.

5. Специальными сроками подачи жалобы.

6. Характеризуется процедурными особенностями по конкретным видам жалоб.

7. Специальными, более короткими сроками рассмотрения.

Специальная жалоба должна быть обязательно в письменной форме. Адресат вышестоящий орган. Срок для подачи 10 дней, для рассмотрения 10 дней. Специальная жалоба часто находится вне сферы административного права.

Дата добавления: 2014-12-27 ; Просмотров: 1253 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

http://studopedia.su/14_119006_sposobi-zashchiti-prav-grazhdan-yuridicheskie-garantii-sub-ektivnih-prav-grazhdan.html

Конституционное право России

Юридические гарантии конституционных прав и свобод

Важнейшим элементом правового положения личности являются юридические гарантии — условия и средства обеспечения и защиты прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Положения почти одной трети статей гл. 2 Конституции РФ устанавливают юридические гарантии, являясь одновременно, согласно ст. 64, неотъемлемой частью основ правового положения личности. Это дает дополнительные аргументы в пользу высказываемой точки зрения о роли гарантий как одного из элементов правового положения личности. Отсутствие гарантий превращает формально провозглашаемые права и свободы в бумажную фикцию.

Юридические гарантии, с одной стороны, оформляют социально- экономические, политические, культурные и организационно-технические условия и средства обеспечения и защиты прав и свобод личности, а с другой, имеют самостоятельное значение в виде общих и специальных правовых условий и средств обеспечения и защиты прав и свобод личности. Условно можно выделить две группы конституционных гарантий — общие и специальные:

Общие конституционные гарантии. Особое место в ряду конституционных гарантий занимают те, которые вытекают из природы, юридических свойств и общих положений Конституции РФ. Общей гарантией служит само закрепление прав и свобод человека и гражданина Конституцией РФ — актом высшей юридической силы. Высший ранг норм федеральной Конституции и вытекающие из него требования неукоснительного соблюдения Конституции, принятия законов и подзаконных актов, действия органов государственной власти и Местного самоуправления, граждан и их объединений на основе норм Конституции РФ выступают в качестве важнейшего условия принуждения высокого авторитета конституционных прав и свобод.

Еще одна общая гарантия — незыблемость основ конституционного строя. Провозглашенные в Конституции РФ основы конституционного строя обладают особой юридической силой. При этом каждая из конституционных основ имеет определенное доктринальное и нормативное содержание, развиваемое прямо или косвенно в Конституции РФ. Это содержание в большей или меньшей степени может касаться конституционного статуса человека и гражданина.

Основополагающее значение для личности имеет конституционный принцип «человек, его права и свободы — высшая ценность» (ст. 2). «Высшая ценность» для других лиц, общества и государства. Конкретизируя данный принцип, Конституция РФ предписывает индивиду, что осуществление им прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17).

Будучи непосредственно действующими, права и свободы определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18). Тем самым подчеркивается, что человек, его права и свободы есть высшая ценность и цель для государства.

Закрепление в качестве основополагающего конституционного принципа положения о том, что Российская Федерация является демократическим государством, означает признание и обеспечение Основным Законом свободы личности, народовластия, идеологического и политического многообразия, других квалифицирующих элементов демократии.

Определенное юридическое значение имеют и некоторые иные конституционные положения, играющие роль общих конституционных гарантий. Например, согласно ст. 2 Конституции РФ обязанностью государства является признание, соблюдение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, а в соответствии с ч. 2 ст. 80 Президент РФ выступает в качестве гаранта прав и свобод человека и гражданина.

Читайте так же:  Налоговые льготы на гараж для пенсионеров

Очевидно, упомянутые конституционные гарантии прав и свобод носят концептуально-декларативный характер, подчеркивая нацеленность государства на обеспечение интересов личности и особое положение главы государства в системе органов государственной власти. Вместе с тем они создают конституционные условия для формирования системы конкретных конституционно-правовых гарантий прав и свобод человека и гражданина.

Специальные конституционные гарантии. Их можно условно разделить на внесудебные и судебные гарантии. Вот содержащиеся в Конституции РФ специальные гарантии внесудебного характера.

1. Запрет на применение любых нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15).

2. Обеспечение государственной защиты прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 45), т.е. защиты, осуществляемой законными средствами всеми органами государственной власти страны.

3. Предоставление права каждому человеку самому защищать свои права и свободы (самозащита) всеми способами, не запрещенными законами.

4. Запрет на издание законов,, отменяющих или. умаляющих права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55).

5. Установление возможности ограничения прав и свобод человека и гражданина федеральным законом лишь в строго оговоренных Конституцией РФ случаях: если это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55).

В развитие данной гарантии ст. 56 Конституции РФ уточняет: в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и основ конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия; при этом не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные ст. 20 (право на жизнь), 21 (неприкосновенность достоинства личности), 23 (ч. 1) и 24 (неприкосновенность частной жизни), 28 (свобода совести), 34 (ч. 1) (свобода экономической деятельности), 40 (ч. 1) (право на жилище), 46—54 (судебные или процессуальные права).

В отличие от ранее действовавших советских конституций Конституция РФ 1993 г. отводит особое место судебным гарантиям обеспечения прав и свобод личности (гарантиям правосудия). По обыкновению, судебная процедура признается наиболее эффективным юридическим средством в ряду иных законных средств защиты прав и свобод личности. Этому способствуют общедоступность судов, всесторонность и профессионализм в оценке ситуации, государственно- властный (обязывающий от имени государства) характер решений суда, общепризнанные демократические принципы осуществления правосудия.

Посредством обращения в суд не только обеспечивается защита прав и свобод личности от посягательств других лиц, но и возможно обжалование решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ч. 2 ст. 46).

Правосудие в России осуществляется лишь судом, при исключении создания чрезвычайных судов. Формы судопроизводства — конституционное, гражданское, административное и уголовное (ст. 118). Повышению эффективности судебной защиты прав и свобод личности служат конституционные гарантии правосудия. Они выступают одновременно в качестве основных начал, принципов правосудия, определяющих права и свободы личности. В их числе:

1. Равенство всех перед законом и судом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ).

2. Соблюдение подсудности, т.е. рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых отнесено законом рассмотрение данного дела (ч. 1 ст. 47).

3. Гарантии права обвиняемого в совершении преступления на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом (ч. 2 ст. 47).

4. Гарантии права на получение квалифицированной юридической помощи, включая предоставление в предусмотренных законом случаях бесплатной юридической помощи (ст. 48).

5. Обеспечение презумпции невиновности, согласно которой каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда (ч. 1 ст. 49). Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, а неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в его пользу (ч. 2 и 3 ст. 49).

Видео (кликните для воспроизведения).

6. Запрет повторного осуждения за одно и то же преступление (ч. 1 ст. 50)7

7. Недопустимость использования доказательств, полученных с нарушением федерального закона (ч. 2 ст. 50).

8. Гарантия предоставления каждому осужденному за совершение преступления возможности для пересмотра приговора вышестоящим судом, а также подачи просьбы Президенту РФ о помиловании или смягчении наказания (ч. 3 ст. 50).

9. Недопустимость принуждения кого бы то ни было к свидетельствованию против самого себя, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется Уголовно-процессуальным кодексом РФ (ч. 1 ст. 51).

10. Государственное обеспечение прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений, включая обеспечение свободного доступа к правосудию и компенсации причиненного ущерба (ст. 52), в том числе вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53).

11. Гарантия неприкосновенности личности и ее достоинства, неприкосновенности частной жизни и жилища (ст. 21—25). Конкретизируя гарантию свободы и неприкосновенности личности, Конституция РФ предельно четко устанавливает, что арест, заключение под стражу

И содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 ч (ч. 2 ст. 22).

12. Запрет обратной силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность (ст: 54), т.е. никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением.

http://isfic.info/konst/kokot33.htm

§2.2 Гарантии прав и свобод человека и гражданина

Важное место в Конституции РФ уделено институту гарантий прав и свобод человека и гражданина. Система гарантий прав и свобод достаточно обширна и включает две группы гарантий — формально-юридические и институциональные.

Принципиально личные права принадлежат только одному человеку, но их количество может зависеть от личные права принадлежат только одному человеку, но их количество может зависеть от того, сколько населения проживает на данной территории, в данном государстве, ведь это так логично, что можно даже было этого не писать, так как это и так понятно основной закон России является Конституция.

Исходя из этого Основной закон российского государства предусматривает возможность соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции РФ обусловлено тремя условиями.

Во-первых, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только личные права принадлежат только одному человеку, но их количество может зависеть от того, сколько населения проживает на данной территории, в данном государстве, ведь это так логично, что можно даже было этого не писать, так как это и так понятно достаточно широко) и правовыми актами подзаконного характера (президентскими указами, правительственными постановлениями, ведомственными актами, актами глав регионов, органов местного самоуправления и т. п.).

Во-вторых, на практике правовой статус человека всегда поддерживается государственными органами и органами местного самоуправления ценностей.

Читайте так же:  Повышение стажа в мвд

Перечень таких целей (оснований) хотя и весьма обширен (дает возможность расширительного толкования), но все же закрытый, исчерпывающий:

защита основ конституционного строя;

защита здоровья других лиц;

защита прав и законных интересов других лиц;

обеспечение обороны и безопасности государства.

В-третьих, даже при наличии указанных оснований ограничение прав и свобод возможно только в той мере, в какой это необходимо для достижения данных целей.

Непосредственно сама Конституция РФ, работа Матузова Н. И. «Правовая система личности», Семин Г. А. «Основы правового государства», Демидов А. И. «Правоведение». В современных пособиях по Конституционному праву для ВУЗов разных авторов и изложений так же уделяется большое значение.

При всей значимости формально-юридических гарантий ведущая роль в деле защиты прав и личные права принадлежат только одному человеку, но их количество может зависеть от того, сколько населения проживает на данной территории, в данном государстве, ведь это так логично, что можно даже было этого не писать, так как это и так понятно статуса личности можно достаточно качественно. Правовой статус личности отражает те права и обязанности, которые законодатель закрепляет в соответствующем акте, и нарушая которые, вы можете понести ответственность основной закон России является Конституция.

Система институциональных гарантий (то есть различных государственных и общественных органов и организаций, в которые может обратиться гражданин за защитой своих прав) достаточно обширна.

К звеньям данной системы можно отнести следующих лиц:

Президента РФ, как гаранта прав и свобод человека и гражданина;

органы прокуратуры, в функции которых входит оперативное реагирование на любые нарушения законов РФ;

различные органы исполнительной власти (юстиции, внутренних дел безопасности, здравоохранения, образования, транспорта и др.), призванные в том числе разрешать многочисленные вопросы по заявлениям, жалобам, претензиям, рекламации граждан и их объединений;

Уполномоченного по правам человека (эффективность обращений этого органа в различные инстанции пока базируется главным образом на силе его авторитета и не подкреплена конкретными реальными полномочиями, но в последнее время отмечается тенденция к повышению этой эффективности);

комиссии по правам человека в субъектах РФ (в настоящее время такие комиссии созданы в подавляющем большинстве органов);

Уполномоченный по правам ребёнка в Российской Федерации — недавно созданный орган;

органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, являющиеся максимально приближенными к населению уровнем публичной власти;

различные на практике правовой статус человека всегда поддерживается государственными органами и органами местного самоуправления.

Однако, безусловно, основной институциональной гарантией прав и свобод человека и гражданина в личные права принадлежат только одному человеку, но их количество может зависеть от того, сколько населения проживает на данной территории, в данном государстве, ведь это так логично, что можно даже было этого не писать, так как это и так понятно и подкреплено целым рядом процессуальных гарантий (ст. 46-54 Конституции РФ) — право на получение квалифицированной юридической помощи (в том числе и бесплатно — в определенных законом на практике правовой статус человека всегда поддерживается государственными органами и органами местного самоуправления запрет на использование незаконных доказательств, гарантии от самообвинения, запрет обратной силы закона (но только закона, ухудшающего положение субъектов правоотношений), гарантии прав потерпевших и др.

Именно судебный порядок защиты нарушенных прав является общим порядком, альтернативой использованию специального (административного, претензионного и пр.) порядка защиты. При этом право выбора инстанции для обращения за защитой нарушенного на практике правовой статус человека всегда поддерживается государственными органами и органами местного самоуправления досудебной процедуры является обязательной предпосылкой для обращения в суд, в частности, при разрешении транспортных споров, споров в сфере патентных правоотношений и др.).

Правовой статус личности отражает те права и обязанности, которые законодатель закрепляет в соответствующем акте, и нарушая которые, вы можете понести ответственность основной закон России является Конституция.

Непосредственно сама Конституция РФ, работа Матузова Н. И. «Правовая система личности», Семин Г. А. «Основы правового государства», Демидов А. И. «Правоведение». В современных пособиях по Конституционному праву для ВУЗов разных авторов и изложений так же уделяется большое значение.

Особо следует выделить конституционную на практике правовой статус человека всегда поддерживается государственными органами и органами местного самоуправления что такое обращение — процедура достаточно сложная, обусловленная рядом условий, основными из которых являются: во-первых, наличие соответствующего международного договора Российской Федерации и, во-вторых, исчерпание всех возможных внутригосударственных средств правовой защиты.

Из международных органов по защите прав и свобод человека и гражданина наиболее известным и авторитетным является Европейский суд по правам человека (в Страсбурге), доступ в который на практике правовой статус человека всегда поддерживается государственными органами и органами местного самоуправления и основных свобод в марте 1998 года. Решения Европейского суда для государств, признавших его юрисдикцию, являются обязательными (хотя Суд может принять решение лишь о присуждении пострадавшей стороне денежной компенсации из казны соответствующего государства).

Несмотря на сложную процедуру обращения в Европейский суд по правам человека, количество жалоб и обращений из России уже исчисляется тысячами (по отдельным оценкам — до 10% всех дел, принятых Судом к рассмотрению). А 7 мая 2002 года по итогам рассмотрения дела «Бурдов против России» вынесено первое решение в пользу российского гражданина.

http://studfile.net/preview/5622840/page:4/

2.5 Юридические гарантии прав и свобод граждан

Реализация прав и свобод граждан в административно-пра­вовой сфере зависит от гарантий, среди которых выделяют:

экономические, которые предполагают стабильную и эффек­тивную работу экономики, устойчивую финансовую и денежную системы, высокий прожиточный уровень населения и др.;

политические, предусматривающие приоритет личности и гражданина в обществе и государстве, сильную и устойчивую государственную власть, созданную и руководствующуюся в сво­ей деятельности принципами демократии;

организационные, обусловленные наличием и деятельнос­тью соответствующих судебных и несудебных органов, обеспечи­вающих защиту конституционных, административно-правовых и иных прав и свобод граждан. К этим органам относятся: суды, прокуратура, органы внутренних дел, частично профсоюзы и иные органы и организации;

юридические, которые можно рассматривать как правовые, связанные с наличием соответствующей правовой базы, зак­репляющие права и свободы граждан в сфере административного права. Юридические гарантии, в том числе и административно-правовые, можно разделить на два вида: судебные и внесудебные.

Судебные гарантии являются наиболее приемлемыми, так как суды и единолично судьи, система правосудия в целом все­гда ставились на первое место в вопросах защиты прав и свобод граждан. Однако внесудебные гарантии шире и многообразнее по содержанию, форме, порядку осуществления и субъективному составу. По большому счету вся система органов исполнитель­ной власти, местного самоуправления и их должностных лиц созданы для того, чтобы служить людям, обеспечивать гражда­нам реализацию их прав и свобод, законных интересов и вы­полнение возложенных на них обязанностей.

К юридическим гарантиям административно-правового ста­туса граждан относятся:

правовое закрепление административно-правового статуса граждан;

ответственность органов управления и должностных лиц за нарушение административно-правового статуса граждан;

Читайте так же:  Размер налоговой льготы на имущество

право на административное, судебное обжалование действий органов и должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан;

право на возмещение ущерба, причиненного незаконными дей­ствиями государственных органов и должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей;

контрольно-надзорная деятельность государственных органов;

прокурорский надзор и др.

Таким образом, гарантии административно-правового ста­туса граждан – это установленная государством система право­вых норм, организационных мер и методов, с помощью которых государственные органы практически обеспечивают претворение в жизнь прав и свобод граждан в области государственного уп­равления.

Одним из важнейших элементов административно-правово­го статуса граждан является их конституционное право направ­лять личные или коллективные обращения в государственные органы (ст. 40 Конституции).

Государственные органы, а также должностные лица обяза­ны рассмотреть обращение и дать ответ по существу в опреде­ленный законом срок. Отказ от рассмотрения поданного заяв­ления должен быть письменно мотивированным.

В Законе Республики Беларусь «Об обращениях граждан» закреплены основные понятия, касающиеся обращений граждан:

обращение – индивидуальное или коллективное предложе­ние, заявление, жалоба гражданина (граждан) в государствен­ный орган, иную организацию (должностному лицу), изложен­ные в устной или письменной форме;

предложение – рекомендации по улучшению деятельности государственных органов, иных организаций (должностных лиц), совершенствованию правового регулирования отношений в го­сударственной и общественной жизни, решению вопросов эко­номической, политической, социальной и других сфер деятель­ности государства и общества;

заявление – ходатайство о реализации прав, свобод и (или) законных интересов гражданина (граждан), не связанных с их нарушением;

жалоба – требование о восстановлении прав, свобод и (или) законных интересов гражданина (граждан), нарушенных дей­ствиями (бездействием) должностных лиц государственных ор­ганов, иных организаций или граждан;

индивидуальное обращение – обращение одного граждани­на в государственный орган, иную организацию (к должностно­му лицу);

коллективное обращение – обращение двух и более граж­дан в государственный орган, иную организацию (к должност­ному лицу);

письменное обращение – обращение гражданина (граждан) в государственный орган, иную организацию (к должностному лицу), изложенное в письменной форме;

устное обращение – обращение гражданина (граждан), выс­казанное им (ими) на личном приеме должностному лицу госу­дарственного органа, иной организации;

повторное обращение – обращение гражданина (граждан) по одному и тому же вопросу в один и тот же государственный орган, иную организацию (к должностному лицу);

анонимное обращение – обращение гражданина (граждан) в государственный орган, иную организацию (к должностному лицу), в котором не указаны его (их) фамилия, имя, отчество либо данные о месте жительства и (или) работы (учебы) либо отсутствует личная подпись гражданина (граждан).

Обращения, по которым не требуется дополнительных про­верок, должны быть рассмотрены не позднее чем в 15-дневный срок; общий срок рассмотрения обращений граждан – не позд­нее одного месяца.

При необходимости проведения специальных проверок, зап­роса исполнительных материалов руководитель может продлить указанный срок, но не более чем на один месяц, одновременно сообщив об этом заявителю.

При необходимости направления запросов в иностранные государства и (или) международные организации срок рассмот­рения обращений может быть продлен до шести месяцев руко­водителями государственных органов, иных организаций, в ко­торые поступили обращения, с одновременным уведомлением об этом граждан.

Письменные обращения, не соответствующие требованиям ст. 7 Закона «Об обращениях граждан», могут быть оставлены без рассмотрения с уведомлением граждан в пятидневный срок о причинах оставления обращений без рассмотрения.

Анонимные обращения рассмотрению не подлежат, за ис­ключением обращений, содержащих сведения о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении.

Направление гражданами предложений и заявлений в госу­дарственные органы, иные организации (должностным лицам) сроком не ограничено.

Жалобы могут быть направлены гражданами в государствен­ные органы, иные организации (должностным лицам) не по­зднее трех лет со дня нарушения прав, свобод и (или) законных интересов граждан или со дня, когда им стало известно об их нарушении.

Таким образом, основополагающим условием реализации прав и свобод граждан являются демократические формы политического режима государства, который, кроме того, определяет и содержание конституционных прав и свобод. Незнание своих прав не позволяет гражданам осуществлять демократические возможности, предоставленные им Конституцией, прежде всего, в сфере государственного управления.

http://studfile.net/preview/5404797/page:9/

ЮРИДИЧЕСКИЕ ГАРАНТИИ

Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое «ЮРИДИЧЕСКИЕ ГАРАНТИИ» в других словарях:

Юридические гарантии — (англ. legal guarantees) законодательно закрепленные средства охраны субъективных прав граждан и организаций, способы их реализации, а также средства обеспечения законности и охраны правопорядка, интересов личности, об … Энциклопедия права

Юридические гарантии — (англ. legal guarantees) законодательно закрепленные средства охраны субъективных прав граждан и организаций, способы их реализации, а также средства обеспечения законности и охраны правопорядка, интересов личности, общества и государства. См.,… … Большой юридический словарь

Юридические гарантии законности — система юридических средств (правовые акты, юридическая ответственность, контрольно надзорная деятельность и др.), при помощи которых обеспечивается строгое и неуклонное соблюдение законности во всех сферах общественной жизни. Прочный режим… … Элементарные начала общей теории права

Гарантии прав граждан — условия и средства, обеспечивающие гражданам возможность пользоваться установленными конституцией и другими законами правами и свободами. Уровень Г. п. г. определяет степень реальности провозглашённых прав. Гарантированность прав граждан… … Большая советская энциклопедия

ГАРАНТИИ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА — материальные, организационные, духовные и правовые условия и предпосылки, делающие реальностью осуществление основных прав и свобод, исполнение обязанностей человека и гражданина и обеспечивающие их охрану от незаконных ограничений и… … Энциклопедический словарь конституционного права

ГАРАНТИИ ЗАКОННОСТИ — комплекс организационных,экономических, политических, идеологических факторов и юридических мер, обеспечивающих соблюдение законов, прав граждан и интересов общества и государства. Среди общих условий, создающих благоприятную среду Г.з.:… … Энциклопедия юриста

ГАРАНТИИ ЮРИДИЧЕСКИЕ — законодательно (в т. ч. в конституции) закрепленные средства охраны прав и свобод граждан, способы их реализации, а также средства охраны правопорядка, интересов общества и государства … Большой Энциклопедический словарь

Гарантии законности — (англ guaranties of legality) в теории права обусловленная закономерностями общественного развития система условий и средств, обеспечивающая законность и тем самым формирующая состояние социальных отношений, которое способствует движению страны к … Энциклопедия права

ГАРАНТИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ПОД ПРИВЛЕКАЕМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ КРЕДИТЫ — в соответствии со ст. 26 ИК гарантии Правительства Республики Беларусь предоставляются иностранным кредиторам на основании решения Правительства Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь (ч. первая). Иностранные… … Юридический словарь современного гражданского права

Гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме — средства правового, организационного, информационного и иного обеспечения избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. Основные закреплены в федеральном законодательстве. Субъекты Российской Федерации вправе… … Российское избирательное право: словарь-справочник

http://dic.academic.ru/dic.nsf/es/94006/%D0%AE%D0%A0%D0%98%D0%94%D0%98%D0%A7%D0%95%D0%A1%D0%9A%D0%98%D0%95

Вопрос 2. Система юридических гарантий в государственно-правовом механизме обеспечения прав и свобод человека и гражданина

Государственно-правовой механизм обеспечения прав и свобод личности включает и такой важный компонент, как систему различных правовых средств, юридических гарантий прав и свобод.

Юридические гарантии представляют собой закрепленные в законодательстве средства, которые непосредственно обеспечивают правомерную реализацию, охрану и защиту прав личности в обществе. Юридические гарантии со стороны общества и государства нужны как для того, чтобы права не нарушались, так и для их наиболее полного осуществления.

Читайте так же:  При досрочном выходе на пенсию армия учитывается

В системе гарантий прав граждан юридические гарантии занимают ведущее место, что обусловлено их конкретным характером, правовым закреплением, наличием санкций за их неисполнение. Юридические гарантии охватывают все стороны обеспечения прав личности, поэтому построение системы этих гарантий дает возможность увидеть недостатки, противоречия, пробелы в правовом регулировании сферы отношений, связанной с тем социальным благом, которое предоставляет это право.

Юридические гарантии обеспечения основных прав и свобод человека и гражданина имеют сложную структуру, включающую в себя самые различные по характеру, содержанию и назначению акты, с помощью которых регулируются разнообразные общественные отношения. Основу данных гарантий можно разделить на три уровня: федеральный, региональный и местный. В то же время каждый из перечисленных уровней также «расслаивается» на подуровни, образуемые актами различной юридической силы.

Основным элементом этой основы является Конституция РФ, которая в свою очередь открывает первый подуровень федерального законодательства. Его подуровень — федеральные конституционные и федеральные законы. Кроме того, к федеральному уровню относятся указы Президента РФ, постановления Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, решения Конституционного Суда РФ, решения Генеральной Прокуратуры РФ и многочисленные нормативно-правовые акты, принимаемые другими федеральными органами государственной власти, в том числе органами внутренних дел.

Региональный уровень нормативно-правовой основы состоит из трех подуровней. Первый из них образуют конституции республик и уставы иных субъектов РФ, определяющие параметры правового регулирования этих субъектов в области реализации прав и свобод граждан; второй подуровень составляют законы республик, краев, областей, автономных образований, городов федерального значения в сфере обеспечения прав человека и гражданина, конкретизирующие федеральные конституционные нормы в определенной «фазе общественных отношений в целях их практического осуществления»; третий подуровень образуют нормативно-правовые акты, принятые органами государственной власти субъектов РФ: указы президентов республик, распоряжения глав администраций (например губернаторов), постановления законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ (законодательных собраний), решения конституционных (уставных) судов.

Местный — нижний уровень нормативно-правового регулирования в сфере обеспечения прав и свобод человека и гражданина образуют акты, принимаемые муниципальными органами: уставы муниципальных образований (районов, городов, районов в городе, поселков, сел и иных административно-территориальных образований), акты выборных представительных и исполнительных органов местного самоуправления, а также их должностных лиц, акты глав муниципальных образований и другие акты этого уровня, касающиеся обеспечения прав и свобод граждан.

В нормативно-правовую основу обеспечения прав и свобод человека и гражданина включаются и международно-правовые акты, которые в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ входят в национальную правовую систему России. Важнейшим актом в рассматриваемой сфере является Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН в 1948 г.

В зависимости от критерия, положенного в основу классификации, можно предложить несколько видов построения системы юридических гарантий прав и свобод граждан.

1. По степени общности: а) гарантии, закрепленные в Конституции, текущем законодательстве и в актах государственного управления; б) общие гарантии, относящиеся ко всем правам и к каждому праву в отдельности; в) специальные гарантии, обеспечивающие реализацию конкретного права.

2. По функциям: а) гарантии реализации и гарантии охраны (защита прав и свобод); б) стимулирующие, правообеспечительные, превентивные и охранительные; в) средства, обеспечивающие возможность осуществления прав, и средства, с помощью которых обеспечивается их охрана.

3. По отраслевому признаку: государственно-правовые, административно-правовые, уголовно-правовые, уголовно-процессуальные и т.д.

К гарантиям прав и свобод граждан относятся те правовые нормы, которые в той или иной степени регулируют деятельность государства, направленную на исполнение его общей обязанности предотвращать все возможные посягательства на права и свободы личности. Как уже было сказано, эта деятельность развивается в рамках общего правоотношения. Юридическими гарантиями прав и свобод личности являются нормы права, лежащие в основе организации и деятельности правоохранительных органов государства, закрепляющие основные принципы и положения юридической ответственности, регулирующие процессуальный порядок рассмотрения дел о правонарушениях. В целом они предназначены для охраны всего нашего общественного и государственного строя, в том числе и прав граждан. Их действие в отношении прав и свобод личности носит ярко выраженный превентивный характер. Если нарушение прав все же происходит, то непосредственно начинают действовать юридические гарантии защиты прав и свобод граждан, представляющие собой конкретные способы защиты и восстановления нарушенных прав и свобод личности.

В общем, юридические гарантии защиты действуют и до нарушения прав и свобод человека и гражданина, но только косвенно, будучи подключенными к гарантиям охраны и преследуя цель это нарушение предупредить. Например, правовые нормы, предусматривающие возможность применения принуждения к правонарушителю, посягающему на права и свободы гражданина, до нарушения играют предупредительную роль, охраняют последнего. После нарушения начинается их непосредственная реализация, направленная на защиту и восстановление нарушенного права.

Реализуют юридические гарантии многочисленные государственные органы. Для этого они используют и применяют в своей деятельности различные способы, формы и методы, процедуры для достижения поставленных целей и задач.

Заключение

Государство для выполнения своей функции — обеспечения прав и свобод человека и гражданина — должно быть оснащено системой процедур, средств, институтов, гарантирующих защиту субъективных прав человека. Эти процедуры, средства, институты не являются неизменными, они находятся в постоянной динамике, совершенствуются, приспосабливаясь к изменяющимся условиям жизни общества. Обширная и разнообразная система органов и процедур, охраняющих права человека, создает механизм, без которого не может функционировать демократическое правовое государство.

Таким образом, права и свободы человека и гражданина обеспечиваются деятельностью государства по их охране и защите. На стадии охраны государство предпринимает усилия по предупреждению посягательств на права и свободы человека и гражданина. На стадии защиты — по пресечению правонарушений, наказанию правонарушителей, возмещению причиненного ущерба. Происходит реализация в форме общерегулятивных и конкретных правоотношений, возникающих между человеком или гражданином и государством, в рамках которых человек или гражданин использует свое субъективное право, а государство, применяя нормы права, использует право на ограничение прав и свобод правонарушителей, исполняя обязанности, соблюдает запреты. Общерегулятивное правоотношение складывается на стадии охраны личной безопасности человека и гражданина, конкретные правоотношения — на стадии защиты. Исключение составляют конкретные отношения, связанные с ограничением прав и свобод правонарушителей. Они развиваются на стадии охраны. Обеспечивается исследуемый процесс системой общих и юридических гарантий.

Рабочая лекция приведена в соответствие с действующей нормативно-правовой базой

кафедры конституционного права В.А. Галицков

«23» октября 2012 г.

| следующая лекция ==>
Вопрос 1. Понятие государственно-правового механизма обеспечения прав и свобод человека и гражданина | Планирование хозяйственной деятельности

Дата добавления: 2014-01-20 ; Просмотров: 2169 ; Нарушение авторских прав?

Видео (кликните для воспроизведения).

http://studopedia.su/10_161499_vopros—sistema-yuridicheskih-garantiy-v-gosudarstvenno-pravovom-mehanizme-obespecheniya-prav-i-svobod-cheloveka-i-grazhdanina.html

Юридические гарантии прав граждан
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here