Выполнение конвенции о правах инвалидов

Ратифицирована Конвенция о правах инвалидов, которая была подписана от имени Российской Федерации в Нью-Йорке 24 сентября 2008 года

Государства-участники Конвенции должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах.

Также государства-участники должны обеспечивать, в том числе:

доступность для инвалидов объектов и услуг частных предприятий, предоставляемых населению;

оснащение зданий и других объектов для населения знаками, выполненными азбукой Брайля и в легкочитаемой и понятной форме;

поощрять доступ инвалидов к новым информационно-коммуникационным технологиям и системам, включая Интернет.

Конвенция была принята в г. Нью-Йорке 13 декабря 2006 года.

Конвенция о правах инвалидов. Краткое изложение основных положений.

Конвенция о правах инвалидов и Факультативный протокол вступили в силу 3 мая 2008 года. Подписала Конвенцию и Россия. Однако многие люди с ограниченными возможностями плохо представляют себе ее предназначение. Попробуем хотя бы в канун Дня инвалидов вкратце рассмотреть основные положения Конвенции о правах инвалидов.

Руководящие принципы Конвенции

Есть восемь руководящих принципов, которые лежат в основе Конвенции и каждого из ее конкретных статей:

a. Уважение достоинства, присущего человеческой личности, личная самостоятельность, включая свободу делать свой собственный выбор, и независимости лиц

b. Недопущение дискриминации

c. Полная и эффективная интеграция в общество

d. Уважение различий и принятие инвалидов как части человеческого многообразия и гуманности

e. Равенство возможностей

g. Равенство между мужчинами и женщинами

h. Уважение развивающихся способностей детей-инвалидов и уважение права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность

«В чем предназначение конвенции?» Дон Маккей, председатель комитета, который занимался переговорами по ее принятию, говорил, что ее главная задача заключается в том, чтобы детально разработать права инвалидов и выработать пути их реализации.

Страны, которые присоединились к Конвенции, должны сами заниматься разработкой и осуществлением политики, законов и административных мер для обеспечения прав, закрепленных в Конвенции и отмены законов, постановлений, обычаев, являющихся дискриминационными (статья 4).

Изменение восприятия самого понятия инвалидности имеет важное значение для улучшения положения инвалидов, ратификации Конвенции странами в целях борьбы со стереотипами и предрассудками, а также повышения осведомленности о возможностях людей с инвалидностью (статья 8).

Страны должны гарантировать, что инвалиды пользуются их неотъемлемым правом на жизнь наравне с другими (статья 10), а также обеспечение равных прав и улучшение положения женщин и девочек-инвалидов (статья 6) и защитой детей-инвалидов (статья 7) .

Дети-инвалиды должны иметь равные права, не должны быть разлучены со своими родителями против их воли, за исключением случаев, когда органы социальной защиты установят, что это отвечает наилучшим интересам ребенка, и ни в коем случае не должны быть отделены от своих родителей, на основании инвалидности ребенка или родителей (статья 23).

Страны должны признать, что все люди равны перед законом, в целях запрещения дискриминации по признаку инвалидности и гарантируют равную правовую защиту (статья 5).

Страны должны обеспечить равные права на владение и наследование имущества, контролировать финансовые дела и иметь равный доступ к банковским ссудам, ипотечным кредитам (Статья 12). Равноправие заключаются в обеспечении доступа к правосудию на равной основе с другими лицами (статья 13), инвалиды имеют право на свободу и безопасность, и не лишаться свободы незаконно или произвольно (статья 14).

Страны должны защищать физическую и психическую неприкосновенность лиц с инвалидностью, как и для всех остальных (статья 17), гарантировать свободу от пыток и от жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, а также запретить медицинские или научные эксперименты без согласия самих инвалидов или их опекунов (статья 15).

Законы и административные меры должны гарантировать свободу от эксплуатации, насилия и надругательства. В случае злоупотреблений, государства должны содействовать восстановлению, реабилитации и реинтеграции жертв и расследованию злоупотреблений (ст. 16).

Лица с ограниченными возможностями, не могут быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в их личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, переписки или общения. Конфиденциальность их личной, медицинской и реабилитационной информации должна быть защищена так же как и других членов общества (статья 22).

Отвечая на фундаментальный вопрос о доступности физической среды (статья 9), Конвенция требует от стран мероприятий по выявлению и устранению препятствий и барьеров, а также обеспечить, чтобы лица с ограниченными возможностями могли получить доступ к транспорту, общественным помещениям и услуга м, а также информационным и коммуникационным технологиям.

Инвалиды должны иметь возможность жить самостоятельно, должны быть включены в общественную жизнь, выбирать, где и с кем жить и иметь доступ к жилью и сфере услуг (статья 19). Персональная мобильность и независимость должны быть обеспечено путем содействия личной мобильности, обучение навыкам мобильности и доступа к свободе передвижения, вспомогательным технологиям и помощи в бытовых вопросах (статья 20).

Страны признают право на достаточный жизненный уровень и социальную защиту. Это включает в себя государственное жилье, услуги и помощь по инвалидности, связанной с потребностями, а также с помощью связанных с инвалидностью расходов, в случае бедности (статья 28).

Страны должны содействовать доступу к информации путем предоставления информации, предназначенной для широкой общественности, в доступных форматах и с использованием технологий, путем содействия использованию азбуки Брайля, языка жестов и других форм коммуникации и поощрения средств массовой информации и Интернет-провайдеров сделать он-лайн информацию в доступных форматах (статья 21).

Читайте так же:  Удостоверение ветерана военной службы какие льготы

Дискриминация, касающаяся брака, семьи и личных отношений должны быть ликвидированы. Инвалиды должны иметь равные возможности для отцовства и материнства, вступления в брак и право основывать семью, принимать решение о количестве детей, иметь доступ к услугам в области репродуктивного здоровья и планирования семьи, образования, а также пользоваться равными правами и обязанностями в отношении опекунства, попечительства, опеки и усыновления детей (статья 23).

Государства должны способствовать обеспечению равного доступа к начальному и среднему образованию, профессиональному обучению, образованию для взрослых и обучению в течение всей жизни. Образование должно осуществляться с применением соответствующих материалов, методов и форм общения. Учащиеся, нуждающиеся в мерах поддержки и ученики со слепотой, глухотой и глухонемотой должны получать образование в наиболее подходящих формах общения с учителями, которые свободно владеют сурдопереводом и шрифтом Брайля. Образование инвалидов должно способствовать их участию в жизни общества, сохранению их чувства достоинства и самоуважения и развитие их личности, способностей и творчества (статья 24).

Инвалиды имеют право на наивысший достижимый уровень здоровья без дискриминации по признаку инвалидности. Они должны получать тот же спектр, качество и уровень бесплатных или недорогих медицинских услуг, предусмотренных другим лицам, получать услуги в сфере здравоохранения необходимо по причине их инвалидности, а не подвергаться дискриминации при предоставлении медицинского страхования (статья 25).

Для того чтобы инвалиды могли достичь максимальной независимости страны должны обеспечить всестороннюю медицинскую помощь и реабилитационные услуги в области здравоохранения, занятости и образования (статья 26).

Инвалиды имеют равные права на работу и могут зарабатывать себе на жизнь. Страны должны запрещать дискриминацию в рабочих вопросах, связанных с содействием самозанятости, предпринимательству и организации собственного бизнеса, найме инвалидов в государственном секторе, содействовать их трудоустройству в частном секторе, а также обеспечить, чтобы они предоставлялись с разумным удалением места проживание от места работы (статья 27).

Страны должны обеспечить равное участие в политической и общественной жизни, в том числе право голоса, право баллотироваться на выборах и занимать определенные должности (статья 29).

Страны должны способствовать участию в культурной жизни, организации досуга, отдыха и спорта, обеспечивая предоставление телевизионных программ, фильмов, театральных и культурных материал в доступной форме, сделав театры, музеи, кинотеатры и библиотеки доступными, и гарантировать, что инвалиды имеют возможность развивать и использовать свой творческий потенциал не только для своего блага, но и для обогащения общества (ст. 30).

Страны должны предоставлять помощь развивающимся странам в целях практической реализации Конвенции (статья 32).

Для обеспечения реализации и мониторинга Конвенции, страны должны назначить координатора в правительство и создать национальный механизм для содействия и контроля за осуществлением контроля (статья 33).

Комитет по правам инвалидов, в состав которой входят независимые эксперты, будет получать периодические доклады государств-участников о прогрессе, достигнутом в осуществлении Конвенции (статья 34 до 39).

18-статья Факультативного протокола по сообщениям, позволяет отдельным лицам и группам лиц обращаться с жалобами непосредственно в Комитет, как только все национальные процедуры обжалования были исчерпаны.

На пути к подлинному равенству

«Учреждения ООН — и я горд тем, что Информцентр был среди них — стремились к тому, чтобы идея инклюзивного общества, общества для всех, получила распространение в России. Теперь, когда страна подписала, а затем ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов, реальные предпосылки для этого налицо», — говорит А. Горелик.

Для большинства российских инвалидов новость о том, что Россия после нескольких лет ожидания все же ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов, прошла незамеченной. Между тем, эксперты уверены, что это решение знаменует собой подлинный переворот в социальной политике страны в отношении людей с инвалидностью, позволяющий не только создать условия для интеграции инвалидов, но и изменить отношение российского общества к людям, имеющим нетипичные психофизиологические свойства. А эти изменения в новой России были необходимы. Ведь в годы существования СССР отношение к инвалидам в стране было специфическим: о них заботились, их опекали, однако никаких усилий по полноценной интеграции людей с инвалидностью в общество не прикладывалось. Более того, людей с инвалидностью искусственно изолировали от остальной части населения, когда отправляли их учиться в коррекционные школы, техникумы и институты, а потом трудоустраивали на специализированные предприятия Всероссийского общества инвалидов, Всероссийского общества слепых и пр. После распада Советского Союза отношение к инвалидам в России не стало лучше, так как людей с инвалидностью продолжали рассматривать только как объект заботы.

Конвенция о правах инвалидов, на разработку и продвижение которой было потрачено немало усилий со стороны представителей разных структур и органов ООН, направлена на то, чтобы изменить это отношение. Страна, подписавшая и ратифицировавшая Конвенцию ООН о правах инвалидов, обязуется обеспечивать и поощрять полную реализацию всех прав человека и основных свобод всеми инвалидами без какой бы то ни было дискриминации по признаку инвалидности. Однако недостаточно подписать Конвенцию, необходимо выполнять обязательства, которые страна-участник берет на себя при подписании данного документа.

Работа ООН в России в связи с ратификацией Конвенции по правам инвалидов

Учреждения и структуры ООН приложили немало усилий, чтобы в России началась работа по созданию по-настоящему инклюзивного общества. В преддверии ратификации Конвенции Россией страну посетила делегация ООН, которую возглавил старший советник Офиса Верховного комиссара по правам человека в РФ Дирк Хебеккер. Одной из задач делегации стало убедить российское правительство в том, что к Конвенции о правах инвалидов не следует относиться как к «какому-то неосуществимому идеалу, к которому можно только стремиться». Немало усилий было приложено и для того, чтобы доказать, что выполнение Конвенции не требует вложения астрономических средств, и что необходимо сосредоточиться на том, чтобы в российском обществе возникло новое понимание инвалидности. Проблему инвалидности не решить медицинским методом или увеличением размера пособий. Успеха можно достичь, только если в обществе изменится отношение к инвалидам, к ним станут относиться как к равным.

Читайте так же:  Мошенничество с перерасчетом пенсии

После подписания Конвенции в России была создана Неформальная рабочая группа по инициативе Информационного Центра ООН в Москве. Группа объединяет представителей государственных структур, неправительственных организаций, в частности занимающихся проблемами людей с ограниченными возможностями, и заинтересованных структур ООН.

В 2009 году, спустя год после подписания Конвенции, группа независимых национальных экспертов под руководством д.э.н., профессора, руководителя Центра социальной политики Института экономики РАН Е.Ш. Гонтмахера подготовила по заказу ООН в России аналитический обзор «Россия: на пути к равным возможностям». Как заявил во время презентации данной работы Заместитель Генерального секретаря ООН по вопросам коммуникации и общественной информации Киётаки Акасаки, данное исследование состоит в «оказании поддержки Российской Федерации в преодолении существующих барьеров при применении инклюзивного подхода в отношении людей с инвалидностью посредством проведения анализа возможностей для их большей социальной и экономической интеграции, а также разработки соответствующих рекомендаций».

Что изменилось в России после принятия Конвенции о правах инвалидов

Подписание, а потом ратификация Конвенции о правах инвалидов действительно позволило начать работу по созданию в нашей стране условий для подлинного равенства. В рамках выполнения Конвенции были внесены изменения в целый пакет законодательных актов, которые были отражены в специальном федеральном законе «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов». Данные изменения вступят в силу с 1 января 2016 года. Что это за изменения, и что они означают для обычных людей, которых в обществе принято называть людьми с ограниченными возможностями здоровья?

Одно из важнейших изменений, прописанных в данном законе – о недопустимости в российском обществе дискриминации по признаку инвалидности. Соответствующая статья была включена в ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В ней сказано: «В Российской Федерации не допускается дискриминация по признаку инвалидности. Для целей настоящего Федерального закона под дискриминацией по признаку инвалидности понимается любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области».

Создание безбарьерной среды

Другое важное изменение, которое не только упрощает жизнь людей с инвалидностью, но и позволяет изменить отношение общества к людям с особенными психофизическими свойствами – это обязательство обеспечить доступ к учреждениям культуры и искусства, объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур людям с ограниченными возможностями здоровья. Данное обязательство также было закреплено на федеральном уровне после ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов. В России тем самым обязались начать работу по созданию безбарьерной среды, в которой человеку с любыми нетипичными свойствами, будь то проблемы в передвижении, зрительные или слуховые нарушения, будет комфортно и удобно, и ему не придется сталкиваться с барьерами, которые препятствуют его полноценной жизни в обществе. Для решения этой задачи впервые в российской практике принята специальная Государственная программа «Доступная среда», мероприятия которой направлены на полную интеграцию в общество более чем 12,5 млн. российских инвалидов, на снятие барьеров, мешающих их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.

Среди мероприятий данно й программы – адаптация российских школ для людей с инвалидностью. Принятие и ратификация Конвенции ООН о правах инвалидах позволили произвести в системе образования России серьезные изменения, направленные на то, чтобы создать в школах и вузах страны условия для доступности людей с разными видами ограничений.

Движение без барьеров – это реальность

Это лишь некоторые из изменений, которые были произведены в законодательных актах РФ после подписания Конвенции о правах инвалидов. Некоторые из них пока остаются только «на бумаге», другие же активно внедряются в жизнь. Хочется надеяться, что все они будут реализованы, и Россия действительно станет страной равных возможностей.

Защита и ответственность за нарушение прав инвалидов

В России, как и в большинстве стран мира инвалиды являются одной из самых незащищённых групп населения, которые в силу физических, психологических и иных причин не могут полноценно и в полном объеме реализовывать свои права. Если за последние 100 лет условия жизни человека в развитых странах намного улучшились, то к инвалидам это не относятся.

Как правило, об их правах государство и общество думает в самую последнюю очередь. По данным ООН в мире насчитывается больше 650 млн. инвалидов, ежедневно от инвалидности страдают 2 млрд. человек, если добавить членов их семей и людей осуществляющих уход за ними.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-46-83 . Это быстро и бесплатно !

  • юрист;
  • автор юридической колонки газеты «Cyprus Expert»;
  • бакалавр Российского государственного института интеллектуальной собственности;
  • магистр Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина.

Стаж юридической деятельности – 8 лет. Подробнее о наших экспертах вы можете узнать здесь.

Зачастую инвалиды не могут свободно выбирать свой образ жизни, а некоторые из них и попросту лишены возможности учиться, создавать семью, работать, посещать магазины, культурно-массовые мероприятия и т.д.

Реализация инвалидами своих прав

Инвалиды, как и любые другие граждане, реализовывают свои права посредством применения правовых норм через соблюдение их, исполнение и использование.

Граждане-инвалиды, в том числе дети, могут реализовывать права как непосредственно, т.е. лично, так и через своих законных представителей (на основании выданной доверенности или в силу недееспособности, т.е. когда инвалид не может самостоятельно приобретать и осуществлять свои права и обязанности).

Читайте так же:  Сохранятся ли досрочные пенсии
Видео (кликните для воспроизведения).

В настоящее время инвалиды могут реализовать и защищать свои права на основании следующих законов (список неисчерпывающий):

  • Конвенции ООН о правах инвалидов, принятая 13 декабря 2006 г. резолюцией Генеральной Ассамблеeй ООН N 61/106);
  • Конституции РФ;
  • УК РФ;
  • ГК РФ;
  • ТК РФ;
  • КоАП РФ;
  • ФЗ от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»;
  • ФЗ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
  • ФЗ от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ»;
  • ФЗ от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»;
  • Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032 «О занятости населения в РФ»;
  • ФЗ от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»;
  • ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Конвенция по отношению к любому закону России, в том числе и по отношению к Конституции, имеет преимущественное значение (ст.15 Конституции РФ).

Содержание

По содержанию – это первый всеобъемлющий договор в области защиты преференций инвалидов. Соглашением предопределено не только, каким образом нездоровые люди могут пользоваться всеми категориями привилегий. В редакции норматива обозначены области социальной жизни, нуждающиеся в адаптации, механизмы для поддержки их осуществления и мониторинга их реализации.

Содержание условно можно распределить следующим образом:

  • Преамбула, дающая в общем контексте расшифровку наиболее важных аспектов.
  • Цель, раскрывающая необходимость документа.
  • Основные положения, дающие исчерпывающее раскрытие первичных терминов.
  • Общие принципы, применяемые для осуществления всех прав, закрепленных мировым стандартом.
  • Обязанности государства, которые должны осуществляться по отношению к особенным людям.
  • Преимущества недееспособных особ, обозначенные таким образом, что они уравниваются с существующими гражданскими, культурными, экономическими, политическими и социальными правами обычного человека.
  • Определение мер, которые страны-подписанты должны предпринять для обеспечения благоприятных условий реализации возможностей человека.
  • Рамки мирового сотрудничества.
  • Осуществление и контроль, который обязывает создавать границы для мониторинга и реализации трактата.
  • Заключительные процедурные моменты, имеющие отношение к Соглашению.

Важной статьёй, содержащейся в Пакте, является решение во всех действиях в отношении детей с ограничениями по здоровью, первоочередное внимание уделять высшим интересам ребенка.

Заключение

Наивысшем актом по защите прав инвалидов (см. права инвалидов первой группы) является Конвенция ООН «О правах инвалидов».

Этой программой предусмотрено принятие большого количества мер по созданию «безбарьерной среды», обеспечение мобильности инвалидов, создания для них специальных образовательных центров, вовлечение их в трудовую и общественную жизнь.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 938-46-83 (Москва)
+7 (812) 425-67-01 (Санкт-Петербург)

Конвенция о правах инвалидов

7 минут Марина Семенова 755

Международное законодательство, регулирующее взаимоотношения государств, строится на принципах свободы от дискриминации всех людей в реализации своих прав. Наряду с общепринятыми нормативами существуют отдельные документы, которые касаются непосредственно людей с ограниченными возможностями.

Конвенция о правах инвалидов является договором международного права, определяющим возможности неполноценных лиц и обязательств стран-участниц, направленных на содействие, защиту и обеспечение этих прав. Включает в себя развитие социальной точки зрения, чем признает важность международного сотрудничества.

Нарушение прав инвалидов — это …

Нарушение прав инвалидов, как и любое другое нарушение обусловлено следующим. Это противоправное деяние гражданина или должностного лица, злоупотребляющего властью или служебным положением.

Противоправность имеет несколько признаков:

  1. Наличие деяния – т.е. может быть в виде активного действия или бездействия;
  2. Причинение вреда — направлено против общества;
  3. Наличие вины – психическое отношение лица к своему деянию и к последствиям. Вина бывает двух форм: в виде неосторожности и в виде прямого умысла.
  4. Ответственность за нарушение прав, кто и как защищает права инвалидов? (социальная защита инвалидов).

За причинение вреда здоровью граждан, приведшего к инвалидности или нарушение иных прав инвалидов, виновные лица, несут материальную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность. В случае наличия правонарушения в отношение инвалида, следует понять, это преступление или проступок.

Преступление

Опасное правонарушение, запрещенное УК РФ, за которое следует уголовная ответственность.

Проступок

Общественно опасное правонарушение с меньшей степенью общественной опасности, за которое предусмотрена гражданская или административная ответственность.

Уголовная ответственность Гражданская ответственность Административная ответственность По статьям против жизни и здоровья 111, 112, 113, 116, 117 УК РФ в результате чего человек стал инвалидом. Неправильное начисление пенсии (ФЗ о пенсиях). Нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости (ст. 5.42 КоАП РФ). По статье халатность (ст.124), связанной с неисполнением должностным лицом норм, обеспечивающие инвалидам их права. Дискриминация при осуществлении инвалидом права на образование (ст.19 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ). Незаконная парковка на месте для инвалидов (ч.2 ст.12.19 КоАП РФ).

Если права инвалида были нарушены, то непосредственно сам инвалид, либо заинтересованные лица могут обратиться в суд за восстановлением его прав.

Если заявителю не удалось восстановить свои права в российских судах Истец может обратиться в Европейский суд по правам человека. Этот суд рассматривает дела, связанные с нарушением прав, закрепленных в Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950г., при условии исчерпания всех внутренних средств правовой защиты в течение 6 месяцев.

ФЗ от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ предусмотрено создание социальной защиты для инвалидов. Эти функции отведены общественным объединениям, которые создаются и действуют с целью защиты прав и законных интересов инвалидов. Эти объединения обеспечивают инвалидам равные с другими гражданами возможности.

Государство обязано таким учреждениям оказывать всестороннюю помощь и содействие (материальную, техническую) вплоть до их финансирования. Представители общественных объединений инвалидов участвуют в законодательном процессе по вопросам, затрагивающим интересы инвалидов.

Международное право

За годы работы ООН, в интересах неполноценных лиц, было разработано множество нормативных актов. В создании правовой защиты изучались различные аспекты жизни и лишений недееспособного населения планеты. Как итог – несколько десятков документов, регулирующих преимущества особенных людей.

Читайте так же:  Что входит в пенсионный стаж

К основным можно причислить:

  • Всеобщая декларация 1948 года о правах человека.
  • Права ребёнка, собранные в декларации от 1959 года.
  • Международные пакты 1966 года.
  • Документ о социальном прогрессе и развитии.
  • Декларация о правах инвалидов 1975 года, являющаяся первым трактатом международного уровня. Посвящён нездоровым людям всех категорий. Считается основоположником Конвенции о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г.

Для того чтобы стать участником Соглашения, государство осуществляет подписание договора. Подписание создает обязательство к проведению его ратификации. В период между скреплением договора и осуществлением ратификации страна должна воздерживаться от действий, которые лишили бы объект возможности соблюдать положения договора.

Следующим шагом к становлению участником Соглашения является ратификация, которая имеет конкретные меры, подтверждающие намерения осуществлять юридические права и обязательства, содержащиеся в мировом положении.

Иным действием может быть присоединение. Оно имеет такую же юридическую силу, как ратификация, но если страна подписала присоединение, то требуется только одно – сдача на хранение документа о присоединении.

Конвенция о защите прав инвалидов

3 мая 2012 года Россия ратифицировала Конвенцию ООН «О правах инвалидов», это означает, что нормы Конвенции распространяются на российских граждан, юридических лиц и на государство в целом.

Термин «Конвенция» используется для обозначения официального международного многостороннего договора, который открыт для подписания странами, не являющимися участниками Конвенции.

Это первый международный договор по правам человека (инвалидов), который ратифицировала наднациональная международная организация Европейский Союз. Конвенция имеет 147 подписей.

Конвенция состоит из преамбулы, 50-ти статей и факультативного Протокола к ней. Стоит отметить, что РФ ратифицировала только текст самой Конвенции, Протокол же так и остался нератифицированным.

Что определяет Конвенция:

    Минимальное определение инвалидности, например эпилепсии. Это лица “с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими”.

Комитет после изучения докладов выносит свои предложения, замечания, общие рекомендации, которые передаются соответствующему государству-участнику в виде заключительных замечаний.Для стран, которые ратифицировали Факультативный протокол (РФ к ним не относится), Комитет является независимым международным органом, который исполняет еще две дополнительные функции:

  • Принимает и рассматривает индивидуальные жалобы граждан и юр.лиц;
  • Проводит расследование в случае действительный грубых и систематических нарушений Конвенции.
  • Как уже было отмечено, россияне не могут обратиться в данный Комитет на незаконные действия РФ, в случае исчерпания всех внутренних средств защиты.

    Что представляет конвенция о правах инвалидов

    С принятием Декларации 1975 года термин «инвалид» получило развёрнутое определение. Позже, в процессе разработки Конвенции, существующее определение уточнили, и в настоящее время под ним следует понимать, что это лицо с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать его полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.

    Нормативом закреплена привилегия, за каждым государством-членом ООН, вносить свои коррективы в существующее определение и уточнять инвалидность разграничением её на группы. На теперешний момент в РФ официально признано 3 группы для взрослого населения и категория «дети-инвалиды», которая дается несовершеннолетним гражданам, имеющим любую из трех групп инвалидности.

    Что представляет собой Конвенция? Это непосредственно текст трактата и дополняющий её Факультативный протокол. Подписание документа для стран участниц ООН было в Нью-Йорке в 2006 году. Правилами разрешена ратификация документа в любой комбинации.

    2008 год стал моментом подписания международного стандарта. С мая 2012 года ФЗ №46 этот акт распространён в Российской Федерации, и выражено это тем, что деяния физлиц, юридических особ и самого государства должны происходить с учётом принципов Конвенции. Согласно Конституции, все международные пакты, принятые страной, по силе выше любого внутреннего закона.

    В России была принята только Конвенция без Факультативного протокола. Непринятие Факультативного протокола ограничивает свободу нетрудоспособных лиц в части обжалования нарушенных госструктурами привилегий после исчерпания в России всех внутренних средств защиты.

    Зачем нужна?

    Необходимость мировых стандартов важна для чёткого обозначения защиты возможностей недееспособных людей в социальном плане и закрепления весомости этих привилегий. Принятые ранее нормативы, защищающие нездоровых людей, и само отношение здоровых лиц к неполноценным гражданам должны были привнести в жизнь уязвлённого населения облегчение.

    Но при виде картины жизненного существования инвалидов становится ясно, что этот потенциал не работает. Люди различной инвалидности продолжают быть лишенцами и содержатся позади всего общества практически во всех частях земного шара.

    С изложением правовых и моральных обязательств государства перед его гражданами с инвалидностью по поощрению и созданию для них привилегий.

    Некоторые элементы этих обязательств должны выделяться особо, а именно:

    • Признание того, что «инвалидность» – это развивающаяся концепция, связанная с поведенческими и эмоциональными барьерами, которые препятствуют участию нездоровых людей в жизни общества. Это означает, что недееспособность не является фиксированной и может меняться, в зависимости от отношения со стороны общества.
    • Инвалидность не считается заболеванием, и как доказательство – эти лица могут быть допущены в качестве активных членов общества. При этом используя весь спектр своих преимуществ. Примером является испробованное инклюзивное образование, подтверждающее этот элемент.
    • Государство не занимается проблемой конкретного лица, а, скорее, благодаря трактату определяет лиц, имеющих долгосрочные физические, психические, интеллектуальные и сенсорные недостатки в качестве бенефициаров, в соответствии со стандартным подходом.

    Общий стандарт создаёт поощрения в поддержку национальных усилий по реализации основных обязательств.

    Обязательства государств-участников

    Всемирный норматив определяет общие и конкретные обязательства для участников по отношению к реализации прав недееспособных лиц. Основываясь общими обязательствами, страны-подписанты должны:

    • Принять меры законодательных и административных ресурсов, направленные на поощрение привилегий нетрудоспособных членов общества.
    • Ликвидировать дискриминацию, путём внедрения законодательных актов.
    • Провести защиту и поощрение нездоровых людей путём внедрения госпрограмм.
    • Исключить любую практику нарушения привилегий людей с инвалидностью.
    • Обеспечить уважение преимуществ особенных людей на государственных и частных уровнях.
    • Обеспечить доступ к вспомогательным технологиям и профподготовке для неспособных и лиц, помогающих таким людям.
    • Проводить консультационную и информационную работу в процессах принятия решений, затрагивающих интересы нуждающихся неполноценных лиц. В РФ существует правовая площадка «Консультант плюс», которая работает именно в этом направлении.
    Читайте так же:  Компенсационная выплата в связи с рождением ребенка

    Исполнение всех обязанностей требуют контроля. Трактатом заложен принцип регламента национального и мирового уровня. Для этого на международном уровне учреждается Комитет по правам инвалидов. На него возложены функции рассмотрения периодических докладов стран о мерах, принятых ими для реализации глав документа. Также Комитет уполномочен рассматривать индивидуальные сообщения и проводить расследования в отношении участников, ратифицировавших Факультативный протокол.

    Выполнение национальной основы защиты и мониторинга Соглашения является открытой. Всемирный стандарт признает, что такие структуры могут разниться среди стран, позволяя устанавливать собственные рамки, в соответствии с правовой и административной системой государства. Но Пактом предусмотрено, что любой орган должны быть независимыми. И национальные рамки должны включать независимые национальные институты по возможностям человека.

    Несмотря на то, что Трактат не устанавливает новые привилегии человеку, он призывает страны защищать и гарантировать людям с ограничениями по здоровью их преимущества. Этим не только уточняется, что участница исключает дискриминацию в отношении людей с инвалидностью, но и излагается ряд мероприятий, которые члены мировых взаимоотношений должны принять для создания благоприятных условий реального равенства в обществе. Соглашение является гораздо более наполненным документом, чем иные положения о преимуществах человека, запрещающих дискриминацию и обеспечивающих равенство.

    Доклады Российской Федерации о ходе выполнения Конвенции о правах инвалидов

    Российской Федерацией в 2008 году подписана, а затем Федеральным законом от 3 мая 2012 года № 36-ФЗ ратифицирована Конвенция о правах инвалидов (далее – Конвенция), которая вступила в силу для Российской Федерации 25 октября 2012 года. Решение о присоединении к Конвенции в полном объеме соответствует содержащемуся в статье 7 Конституции Российской Федерации положению о том, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов (наряду с другими категориями лиц), развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
    Поскольку Конвенция имеет статус международного договора, то ее положения применяются в обязательном порядке, в том числе в тех случаях, когда они не совпадают с нормами внутреннего законодательства (пункт 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации). Подробнее

    Министр Максим Топилин: В России будет организован постоянный мониторинг положения инвалидов и выполнения Конвенции о правах инвалидов

    21 августа 2014

    «Российская Федерация в 2012 году ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, – напомнил Министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин. – За двухлетний период 2012-2014 годов подготовлен первый для нашей страны Доклад в ООН о выполнении в России ее норм и положений». Доклад направлен в МИД России, его внесение в Комитет ООН планируется до 25 сентября 2014 года.

    «В продолжение этой работы в регионах, в отраслях, в стране в целом будет организован постоянный мониторинг положения инвалидов и выполнения Конвенции о правах инвалидов», – заявил Максим Топилин.

    Для этого предстоит разработать новые отраслевые программы и формы статистических наблюдений, а также создать федеральный реестр инвалидов.

    «При подготовке доклада были учтены предложения и замечания отечественных и международных экспертов по этой проблематике, общественных организаций инвалидов, различных министерств и ведомств, регионов, использованы итоги конференций ООН с участием представителей Минтруда России», – отметил Министр.

    По его словам, за период после ратификации Конвенции была проделана серьезная работа по приведению российского законодательства в соответствие с Конвенцией.

    Было принято 12 законодательных актов в сфере соцзащиты инвалидов. Ими, в частности, определены особенности организации образования инвалидов; установлены требования к оснащению специальных рабочих мест для инвалидов; обеспечена доступность воздушных перевозок для инвалидов; расширены сферы использования русского жестового языка.

    Принята и реализуется беспрецедентная по масштабам преобразований и используемых средств государственная программа «Доступная среда» на 2011-2015 годы. Она предусматривает создание безбарьерной среды, совершенствование системы экспертизы и реабилитации инвалидов, включение инвалидов в различные сферы жизнедеятельности, в том числе в образование, спорт, культуру, общественную жизнь.

    «Минтруд России готовит предложения о пролонгации этой программы на период 2016-2020 годов, особый акцент планируется сделать на развитии системы реабилитации инвалидов», – заявил Максим Топилин.

    Он также напомнил, что Госдумой России принят в первом чтении законопроект, вносящий изменения в 25 законов, регулирующих оказание инвалидам услуг в сферах транспорта, культуры, информации, здравоохранения, связи, жилищно-коммунального хозяйства.

    «Законодательно закрепляются действия соответствующих органов власти по обеспечению безусловного соблюдения прав инвалидов, в том числе в части создания безбарьерной среды, оказания им помощи в получении услуг и в преодолении барьеров, мешающих жить и работать», – отметил глава Минтруда России.

    Законопроектом предусматривается определить с учетом норм Конвенции взаимоувязанную систему полномочий и порядков действия органов власти по оказанию помощи инвалидам в реализации всех общегражданских прав.

    «На практике, – отметил Максим Топилин, – это будет означать, что органы власти и организации, оказывающие услуги населению, будут обязаны создавать необходимые условия жизнедеятельности для людей с различными формами инвалидности: по слуху, по зрению, нарушениями опорно-двигательного аппарата».

    «Несоблюдение этих условий будет квалифицироваться как дискриминация по признаку инвалидности, – подчеркнул Министр. – Законопроектом устанавливается её недопустимость».

    Видео (кликните для воспроизведения).

    «Это пока первые шаги, но курс на интеграцию инвалидов в общество взят и мы эту работу продолжим», – резюмировал Министр Максим Топилин.

    Источники

    Выполнение конвенции о правах инвалидов
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here