Внедрение налоговых льгот

Проблемы налоговых льгот

Сущность и признаки налоговых льгот

Государственная власть производит финансирование собственных нужд через систему налогообложения, которая представляет собой установление и взимание обязательных безвозмездных платежей с населения и предпринимательства.

Основным инструментом взаимодействия между субъектами налогового права выступают налоги и сборы. По своей экономической сути они представляют выплаты налогоплательщиков через налоговых агентов в пользу государства. Однако, разница между ними заключается в том, что сбор в отличие от налога дает плательщику определенные преференции. Налог представляет собой обязательство.

Налоговая система страны являет собой совокупность всех процессов, относящихся к налогообложению.

Через применение налогов и сборов, а так же через гибкое изменение законодательства, государство может влиять на определенные процессы экономики. Предоставление налоговых льгот является одним из инструментов стимулирования и контроля за развитием определенных хозяйственных видов деятельности.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Особое преимущество плательщика перед другими плательщиками в части налоговых выплат называется налоговой льготой.

Важно понимать, что налоги не подразумевают применение льгот. Они направлены на формирование достаточности государственного бюджета. Льготы приводят к финансовым потерям бюджета. Основной функцией налоговых преимуществ является стимулирование определенных экономических процессов. Получается, что льготы снижают доходность бюджета в текущем временном отрезке. Однако, при выполнении своей функции, они могут повысить его финансирование в долгосрочном будущем.

Основными признаками льгот являются:

  • Законность и обоснованность их применения. Плательщик должен подтвердить свое право на пользование льготами.
  • Отсутствие дискриминационного подхода в предоставление льгот.
  • Ликвидация индивидуального подхода при назначении налоговых преимуществ.

Разработка и внедрение новых видов льгот должно отвечать вышеперечисленным признакам, тогда эффективность от их действия будет выше.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Экономическая суть налогообложения

Возникновение государственности повлияло на появление налогов. Сам по себе аппарат управления не может производить и реализовывать экономические блага, у него другие функции. Получается, что он не может сам себя обеспечить. Для финансирования работы по управлению страной, а так же для решения острых социально – экономических проблем было введено налогообложение.

Налогообложение представляет собой явление, при котором изымается часть имущества в пользу властного субъекта. Здесь важно, что плательщик налога относит себя к территории, которой управляет данный субъект, и пользуется его защитой. На ранних этапах развития человечества изъятие совершалось насильственным методом, сейчас все происходит в рамках закона.

Процедура взимания налогов и сборов у населения и организаций составляет систему налогообложения.

Процесс взаимодействия между государством и налогоплательщиками регулируется законами и правовыми актами.

Основным инструментом отношений выступает налог, который является обязательной выплатой гражданином или предпринимателем, взимаемой государством.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Общие функции налоговой системы во многом определяются функциями самих налогов. Среди них выделяют:

  • функцию по сбору денежных средств с плательщиков, которая обеспечивает финансирование бюджета;
  • функцию перераспределения денежных средств между разными социальными слоями населения;
  • функцию регулирования экономических процессов в обществе;
  • функцию контроля над притоком денежных средств в государственный бюджет;
  • функцию воспроизводства финансовых средств на восстановление использованных ресурсов.

В макроэкономике применяется термин налоговой нагрузки. Он показывает долю реальных налоговых выплат в бюджет страны. Расхождение между фактической и номинальной суммой уплаченных налогов показывает степень уклонения от их выплат. Если уровень отклонения достаточно высок, то государство снижает налоговую нагрузку на субъекты.

Формы и способы применения налоговых льгот

Плательщик имеет право пользоваться налоговыми льготами. Он может приостановить применение налоговых преимуществ на определенный период времени. Полная отмена льгот возможна только при изменении законодательства, согласно постановлению Конституционного суда РФ, а так же по добровольному отказу самого плательщика.

Льготы могут подразделяться относительно областей и объектов применения. Так выделяют преимущества предоставляемые гражданам, а так же юридическим лицам, являющимся резидентами. Льготы могут иметь экономический или социальный характер, в зависимости от целей их применения. Отдельно выделяют льготы для стимулирования процессов во внешнеэкономической деятельности страны.

Для отечественной практики характерно применение следующих форм налоговых льгот:

  1. Изъятие части объекта налогообложения из общей суммы уплаты. Оно может применяться относительно имущества и финансового результата деятельности. Необлагаемый минимум формируется благодаря изъятию.
  2. Скидки снижают базу налогового исчисления. Например, для организаций, занимающихся общественно значимой деятельностью, предоставляется уменьшение уплаты налога с прибыли. Скидки могут быть лимитированными и общими.
  3. Налоговое освобождение является льготой, уменьшающей ставку или окладную сумму. Сюда так же относят рассрочку, отсрочку, налоговый кредит и налоговую амнистию. Первые три вида льгот имеют схожую природу, они дают срок на выплату налога, первые два на шесть месяцев, а кредит на год. Налоговая амнистия может способствовать возврату всей или части суммы ранее произведенной выплаты.

Налоговые льготы являются инструментом налоговой политики. В зависимости от экономических целей, производится предоставление налоговых преимуществ определенным категориям граждан или предпринимателей.

Регулирование налогообложения. Цели налоговых льгот

Государственная власть, собирая налоги, не только занимается самофинансированием, но и решает ряд задач, возникающих в разные моменты времени. Так, через налоговую систему могут регулироваться экономические процессы внутри страны, решаться социальные проблемы, восстанавливаться утраченные в ходе производственной деятельности ресурсы.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Государственная власть прибегает к различным механизмам налогообложения, в зависимости от стоящих перед ней целей и задач. Вмешательство управленческого аппарата в экономическую жизнь страны должно отвечать принципам целесообразности и обоснованности.

В разных странах применяются свои методы регулирования. К ним относят:

  • отсрочки по платежам;
  • налоговые кредиты;
  • налоговые каникулы;
  • амнистию от уплаты налогов;
  • вычеты;
  • возможность выбора ставки налога;
  • регулирование случаев двойного налогообложения.

Можно влиять на макроэкономические показатели внутри страны при помощи механизма налогообложения. При снижении налоговой нагрузки у населения и предпринимателей появляются свободные денежные средства, которые могут использоваться для потребления и для повышения прибыльности. Таким образом, повышается общий совокупный спрос. Если налоги повышаются, то производственные темпы начинают падать, что приводит к уменьшению предложения.

Читайте так же:  Досрочная пенсия электрогазосварщикам код

Налоговая политика России в основном ориентируется на применение налоговых льгот для регулирования и влияния на экономические процессы.

Суть льготы заключается в предоставлении особых преимуществ плательщику

Они являются инструментом налоговой политики. Основными целями их применения является организация социально – экономических тенденций в обществе.

Льготы могут предоставляться отдельным группам населения, либо юридическим лицам. Они могут иметь общесоциальное или общеэкономическое значение. Часто используются льготы во внешнеторговой деятельности, для стимуляции импорта и экспорта продукции. Такая регуляция позволяет сохранять положительное значение платежного баланса страны.

Для государственного бюджета применение льгот ведет к сокращению количества финансирования. Однако, данный механизм широко применяется для стимулирования необходимых экономических процессов.

Проблемы налоговых льгот

Если на Западе механизм налоговых льгот достаточно проработан и является гибким инструментом реагирования на изменения в экономике, то в России все обстоит иначе. Налоговые преимущества дают возможность снизить налоговое бремя на плательщиков, однако, не выполняют своих прямых функций. Рассмотрим причины данного процесса.

В законодательстве России приведен большой перечень льгот. При этом они могут назначаться региональными и муниципальными органами управления. Все это приводит к неясностям в определении полного перечня преимуществ, относящихся к определенному налогу.

Отсутствие упорядоченности выражается в широком списке граждан и предпринимателей, имеющих право на льготы. Возникает непонимание разделения причин и оснований для применения льгот. Такая ситуация усложняет налоговые институты, кроме того, влияет на снижение дохода и сложности определения источников потерь.

Возникают ситуации, когда льготы применяются не целевым образом. То есть, они предоставляются тем, кто в них не нуждается. Изменения в законодательстве полностью не решили этой проблемы. До сих пор пользуются спросом услуги налоговых консультантов, помогающих легально снизить налоговые выплаты, путем использования налоговых льгот.

Неэффективность льгот выражается в низкой функции стимулирования плательщиков. Например, уменьшение выплаты налога на доходы физических лиц не соизмеримо всей суммы выплат, производимых плательщиком за год. Поэтому данный вид льгот не выполняет своей основной функции в силу незаинтересованности граждан.

Особо стоит выделить эффективность социальных льгот, которые по данным статистики попадают лишь к 20% малообеспеченных людей. В итоге не выполняется функция по выравниванию социального положения граждан. Дифференциация доходов населения настолько различается, что ее показатели равны показателям бедных стран.

Стимулирование определенных отраслей народного хозяйства через механизм налоговых льгот приводит к подавлению других сфер деятельности. Здесь государству необходим объективный подход к назначению льгот.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Правовые инструменты повышения эффективности налоговых льгот (Зарипов В.М.)

Дата размещения статьи: 04.07.2014

Понятие налоговых льгот

В условиях существенного ухудшения экономических показателей и роста государственных расходов одним из резервов дополнительных поступлений в бюджеты рассматривается оптимизация налоговых льгот .
———————————
См.: Минфин нашел 1,8 трлн. // Ведомости. 2013. 19 дек. С. 1, 4.

В-третьих, при практическом применении данного определения выясняется, что все так называемые преимущества на деле заключаются в использовании возможности не уплачивать налог или сбор или уплачивать их в меньшем размере (другими словами, в полном или частичном освобождении от уплаты налогов и сборов) и ни в чем другом . Если все льготы — это преимущества, а все преимущества — это освобождения, то все льготы — это освобождения. Эти освобождения от обязанности платить налог призваны облегчить положение налогоплательщиков. Очевидно, что этимологически слово «льгота» близко к слову «легкий».
———————————
В отдельных случаях можно говорить об освобождении от других обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, помимо обязанности уплачивать налог. Однако таких освобождений в настоящее время практически не предусмотрено.

По сути, налоговая льгота — это облегчение налогового бремени, и для ее квалификации в качестве таковой не имеет значения, с какой целью или по каким причинам оно осуществляется.
Не соответствует действительности и утверждение о том, что льготы по налогам и сборам — это преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов. В большинстве случаев нормы об освобождениях от уплаты налогов вообще не содержат указания на категории плательщиков. Любой плательщик в обстоятельствах, перечисленных в «льготных» нормах, вправе считать, что ему законодательно предоставлена льгота. Иное понимание означает, что освобождения от уплаты налога, даваемые всем плательщикам, фактически имеющим для них основания (т.е. когда законодательно не определена категория), не являются льготами.
Под налоговой льготой следует понимать предусмотренное законодательством о налогах и сборах освобождение организации или физического лица от уплаты налога с полученной экономической выгоды .
———————————
В отношении имущественных налогов презюмируется получение экономической выгоды от самого наличия имущества у налогоплательщика.

Иными словами, несмотря на наличие в конкретной ситуации экономического основания для налогообложения в виде полученной экономической выгоды (прибыли, чистого дохода, добавленной стоимости, природной ренты и т.п.), налог не взимается. При этом для квалификации налоговой льготы в качестве таковой не имеет значения, каким образом она устанавливается — посредством исключения из перечня налогоплательщиков, исключения из объекта налогообложения, вычетов, пониженной ставки или другим способом. Данное определение позволяет выявлять льготы на основе фактических признаков, независимо от формы их закрепления в законодательстве.
———————————
Согласно п. 3 ст. 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание.

В свете такого понимания расходы по налогу на прибыль, профессиональные вычеты по НДФЛ и вычеты на сумму НДС, уплаченного в составе цены поставщикам, хотя и позволяют уменьшить сумму налога к уплате, тем не менее не относятся к льготам, так как выступают базовыми элементами механизма исчисления конкретного налога и обложения соответствующих видов экономических выгод — прибыли, чистого дохода, добавленной стоимости .
———————————
Прожиточный минимум также не является налоговой льготой, поскольку это неизбежный расход налогоплательщика, который должен быть учтен для того, чтобы, как отметил КС РФ в Постановлениях от 13.03.2008 N 5-П, от 01.03.2012 N 6-П, «налогом облагался бы так называемый чистый доход».

Читайте так же:  Социальная стипендия для студентов сколько рублей

К вопросу о понятии налоговых расходов и повышении прозрачности

Требования к обоснованию введения налоговых льгот

Одной из серьезнейших проблем, присущих налоговым льготам как исключениям из общего принципа всеобщности налогообложения , является их «неконтролируемое размножение». Вследствие этого исключение из правил становится правилом. Если согласиться с тем, что, как и всякое исключение, введение налоговой льготы должно на чем-то основываться, то по аналогии с п. 3 ст. 3 НК РФ необходимо закрепить требование к обоснованию введения налоговых льгот их инициатором, который всегда имеется.
———————————
Принцип всеобщности налогообложения прямо закреплен в ст. 57 Конституции РФ, согласно которой каждый обязан платить законно установленные налоги.

О статусе заключений Правительства РФ при установлении льгот

Как следует из ч. 3 ст. 104 Конституции РФ, законопроекты об освобождении от уплаты налогов, т.е. о введении налоговых льгот, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.
Следует признать, что названная конституционная норма в настоящее время не реализована, вследствие чего широко распространена практика внесения существенных поправок в принятый Государственной Думой Федерального Собрания РФ в первом чтении и имеющий заключение Правительства РФ или правительственный налоговый законопроект. Причем порой поправки концептуально меняют законопроект. Например, подобным образом установлена достаточно существенная льгота по налогу на имущество организаций в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 г. на учет в качестве основных средств .
———————————
См.: Федеральный закон от 29.11.2012 N 202-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

Подобная практика означает нарушение требования, предусмотренного ч. 3 ст. 104 Конституции РФ (в случаях, когда поправками предлагается ввести новые налоговые льготы). По смыслу данной конституционной нормы, если для внесения законопроекта о налоговых льготах необходимо заключение Правительства РФ, то оно тем более необходимо для поправок, предлагающих дополнительные по сравнению с законопроектом налоговые льготы . Соблюдение такого требования в отношении поправок значительно уменьшит количество льгот, вводимых в нарушение Конституции РФ фактически без заключения Правительства РФ, а следовательно, без соответствующего обоснования.
———————————
Например, при рассмотрении в Госдуме законопроекта об объединении высших судебных органов к инициаторам вносимых поправок ко второму чтению было выдвинуто такое же требование, как и к субъекту данной законодательной инициативы (ст. 134 Конституции РФ).

По правилам законодательной техники поправки ко второму чтению не могут изменять концепцию законопроекта. Введение льгот путем поправок следует признать концептуальным изменением. Поэтому было бы правильным законодательно закрепить запрет на установление налоговых льгот путем поправок ко второму чтению.
Учитывая, что специальные требования к законопроектам содержатся в акте такого уровня, как Конституция РФ, закрепление и развитие требований в налоговом законодательстве представляется вполне естественным и необходимым.
Конституционно-правовая роль правительственного заключения в настоящее время недооценена. Положения ч. 3 ст. 104 Конституции РФ не следует понимать слишком узко, поскольку конституциям присуща феноменально большая емкость нормативных положений, в том числе налоговых, что подтверждается толкованием ст. 57 Конституции РФ в многочисленных решениях Конституционного Суда РФ.
Заключение Правительства РФ должно выступать своего рода подтверждающим или опровергающим ответом на обоснования и расчеты, представляемые инициатором новой льготы в ходе ее публичной защиты.
Аналогичные правила необходимо ввести на региональном и местном уровнях.

О необходимости четкого установления налоговых льгот

Проект изменений в НК РФ

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Налоговые льготы: целесообразность и эффективность

Видео (кликните для воспроизведения).

«Финансы», 2012, N 10

Проблема налоговых льгот является на сегодняшний день наименее исследованной и наиболее дискуссионной. Ни в налоговом законодательстве, ни в научных работах, к примеру, не дается четкого определения, что такое налоговая льгота. Не существует теоретического обоснования налоговых льгот, отсутствуют научно обоснованные критерии и методики расчета эффективности их применения. Нет ясности и в отношении того, как и кому контролировать эффективность предоставленных налоговых льгот и других преференций.

При этом размер выпадающих доходов бюджетов всех уровней в связи с добавляемыми почти ежегодно исключениями из общих правил налогообложения из года в год возрастает, достигая огромных сумм. Выборки из статистической налоговой отчетности показывают, что сумма потерь бюджета от предоставления различного рода преференций и изъятий из российской налоговой системы только по НДС составляет ежегодно свыше 1,8 трлн руб. И это без учета сумм возмещения из бюджета «входного» НДС по операциям, облагаемым по ставке 0%, составивших в 2011 г. более 1,2 трлн руб. Все эти налоговые послабления, однако, не обозначены в гл. 22 НК РФ как налоговая льгота. Расчеты показывают, что общая сумма различного рода льгот, преференций и других налоговых освобождений, предоставляемых как юридическим, так и физическим лицам по всем налогам, составляет порядка 50% от всего объема администрируемых ФНС России налогов и сборов.

Между тем данная в ст. 56 НК РФ правовая дефиниция налоговых льгот недостаточно конкретна. Исходя из данной формулировки, весьма трудно из всех многочисленных налоговых преференций и изъятий выделить собственно налоговые льготы. Определенная часть этих налоговых исключений носит ярко выраженный характер налоговых льгот, другие к льготам, исходя из положений ст. 56, отнести довольно сложно. Не случайно, во второй части Кодекса, определяющей порядок исчисления и уплаты конкретных налогов и сборов, зачастую понятие «налоговая льгота» вообще не упоминается. Из 18 налогов и сборов (включая пять специальных режимов налогообложения) только по трем, в фискальном отношении незначительным, налогам введено данное понятие. Что же касается основных налогов, таких как НДС и НДФЛ, налог на прибыль и некоторых других, то здесь используются такие понятия, как «освобождение от налогообложения», «налоговые вычеты», устанавливаются иные, пониженные против основной, ставки налога. Таким образом, во второй части НК РФ понятие «налоговая льгота» постепенно исчезает как вид.

Фактически в Кодексе понятие «налоговая льгота» трактуется двояким образом: в первой его части — это родовое понятие, во второй же превалируют иные трактовки, подсказанные практикой и в этом случае опережающей теорию. Но так ли необходимо давать точное и четкое определение понятия «налоговая льгота», да и возможно ли это? Все предусмотренные налоговым законодательством льготы, преференции, налоговые освобождения, особые условия налогообложения и т.д. представляют собой по существу скрытую форму финансирования из бюджета организаций и домашних хозяйств. При этом предоставление каждой из льгот преследует различные цели: одни носят стимулирующий характер, другие направлены на экономическую поддержку налогоплательщиков, третьи обеспечивают социальную защиту определенной части населения, четвертые — перераспределение доходов и т.д. и т.п.

Читайте так же:  Закон о выплате за третьего ребенка

Возникает естественный вопрос: насколько важно из всего сегмента идентичных понятий, связанных с исключением из общих налоговых правил и обеспечивающих дополнительные налоговые преференции для налогоплательщиков, выделять именно налоговые льготы? На мой взгляд, представляется целесообразным ликвидировать в российской налоговой системе само понятие «налоговая льгота», введя в бюджетное законодательство другое, которое можно было бы определить как «налоговая субсидия». При этом речь должна идти не просто о смене дефиниций. Налоговые субсидии должны отражаться в расходах соответствующего бюджета при его утверждении и в отчете о его исполнении. В этих условиях сам по себе отпадет вопрос о необходимости и экономической целесообразности контроля за эффективностью использования налогоплательщиками налоговых льгот.

В настоящее время данные государственные расходы являются непрозрачными, они не утверждаются в соответствующих бюджетах, никому не известны. Для того чтобы установить общую сумму прописанных в Налоговом кодексе льгот, преференций, налоговых освобождений и других особых условий налогообложения, необходимо проделать серьезную исследовательскую работу. В настоящее время официальная статистика предоставляет достаточно скудную информацию по размеру указанных средств. При этом даже имеющиеся статистические данные, формируемые Федеральной налоговой службой, приспособлены исключительно для целей бюджетного планирования. В связи с этим не только затруднен, но практически невозможен мониторинг эффективности их предоставления и расходования.

Кроме того, законодательно не определен государственный орган, на который возлагалась бы обязанность контролировать эффективность соответствующей налоговой преференции. Налоговые органы сегодня контролируют исключительно законность применения конкретным налогоплательщиком налоговых льгот и правильность расчета их сумм. Проверять же достигнутый экономический (и социальный) эффект они не обязаны, что, на мой взгляд, совершенно правильно. Между тем качественная работа по мониторингу эффективности налоговых субсидий невозможна без установления конкретных ответственных исполнителей. Возлагать данную работу на Минфин (как и на ФНС) вряд ли целесообразно: у них иные функциональные обязанности.

Одним из важнейших итогов проведенной в стране административной реформы явилось наделение министерств функцией разработки и проведения политики в соответствующей области. Но о проведении какой именно, экономической или социальной, политики может идти речь, если соответствующие министерства не в курсе того, насколько эффективно используются налоговые освобождения, да и вообще каков их размер?

Возьмем такой вид налоговых субсидий, как социальные вычеты по налогу на доходы физических лиц, и в первую очередь вычеты на лечение и образование. Кто сегодня может сказать, какие социальные группы воспользовались этими привилегиями? Имеются ли у социально незащищенной части населения страны средства, чтобы оплатить расходы на необходимую хирургическую операцию, на учебу детей, чтобы воспользоваться затем налоговой преференцией? Не идет ли в данном случае речь фактически об оказании финансовой помощи тем категориям населения, которые в силу своего материального достатка в данной налоговой привилегии особенно и не нуждаются? Ответы на эти вопросы ни одно министерство в настоящее время дать не в состоянии, поскольку отсутствует необходимая информационная база. Да на них эту обязанность никто и не возлагал.

Думается, что каждый вид налоговых субсидий следует закрепить за соответствующими органами исполнительной власти, поручив им осуществлять анализ обоснованности введения, необходимости и целесообразности сохранения каждой налоговой субсидии из установленного законом перечня. В частности, за Минсельхозом можно было бы закрепить мониторинг налоговых субсидий, предоставленных налогоплательщикам, занимающимся производством и переработкой сельскохозяйственной продукции. За Минпромторгом — все налоговые преференции, направленные на стимулирование инвестиций. Мониторинг социальных налоговых субсидий можно было бы возложить на Минздравсоцразвития. Анализом эффективности стимулирующих развитие малого и среднего предпринимательства налоговых механизмов могло бы заняться Минэкономразвития. Обобщение предложений министерств следовало бы поручить Минфину, который совместно с Минэкономразвития мог бы готовить соответствующие предложения по внесению изменений в налоговое законодательство.

Проводить аудит эффективности налоговых субсидий сможет в этом случае и Счетная палата РФ, которая в настоящее время в связи с неопределенностью самого понятия «налоговая льгота» практически отстранена от проверки эффективности получаемых через налоговые механизмы налогоплательщиками средств.

Отсюда и частые изменения в налоговом законодательстве, и отмена налоговых преференций, которые с самого начала не были просчитаны и обоснованы должным образом.

Прежде чем решаться на реформу всей системы налоговых субсидий, следовало бы унифицировать действующие налоговые освобождения по видам и целям их предоставления: стимулирование развития экономики, ее отдельных отраслей, территорий; социальная защита населения; финансовая поддержка отдельных категорий налогоплательщиков и т.д. Кроме того, необходимо, на наш взгляд, ввести соответствующую статистическую отчетность по каждой группе налоговых освобождений, включая сумму фактически использованных налогоплательщиками освобождений.

Если не будут анализироваться причины недостаточного или низкого экономического или социального эффекта от предоставления налоговых освобождений, то получит продолжение практика отмены налоговых преференций. Именно так была решена судьба налоговых льгот, предоставлявшихся в первые годы действия российской налоговой системы предприятиям малого бизнеса, когда те получали льготные ставки налога на прибыль в первые четыре года своего функционирования. Может быть, целесообразнее было бы не отменять эту льготу вообще, а прописать конкретные условия ее получения и использования? Например, направление установленного законом процента высвободившейся прибыли на инновации, капитальные вложения, НИР и т.д.

Реформирование системы льгот и других налоговых освобождений — дело, безусловно, сложное и длительное. Прежде чем его проводить, следует наметить программу мер, а также этапы реализации реформы. На мой взгляд, следовало бы начать с пилотного проекта, успешное осуществление которого станет первым шагом на пути совершенствования одного из важнейших налоговых механизмов.

Классификация и цели налоговых льгот

Налоговые льготы и их классификация

В законодательстве обычно зафиксированы признаки, определяющие налоговые льготы. Среди них выделяют:

  • законность;
  • добровольность;
  • отсутствие срочности;
  • недопустимость назначения льготы индивидуального, либо дискриминационного характера;
  • проявление преимущества.
Читайте так же:  Дроздов об индексации пенсий работающим пенсионерам

Классификация льгот может осуществляться относительно форм их применения.

Льготные налоговые режимы создают преимущества для определенных категорий граждан или юридических лиц. Сюда так же относят экономические зоны свободной торговли и особого режима. Хотя данная сфера отношений регулируется другими законами по сути в ней осуществляется снижение налоговой нагрузки.

Освобождение от уплаты налогов позволяет полностью или частично вывести из-под уплаты налогов группу граждан или объектов предпринимательства. Налоговый иммунитет, например, для дипломатов, так же входит в данную категорию.

Изъятие представляет собой освобождение части объекта от выплат налогов по нему.

Налоговый вычет уменьшает базу исчисления. Вычеты могут производиться на основании документов, предоставляемых органы исполнительной власти, либо устанавливаться заранее. Налоговые скидки позволяют снизить ставку налога. Сюда можно отнести понижение ставки налога на добавленную стоимость в отношении товаров первой необходимости. Однако, применение нулевой ставки НДС не относится к скидкам, например, при реализации экспортируемой продукции. Товары, продаваемые за рубеж принято «очищать» от налога на добавленную стоимость.

По форме предоставления выделяют так же налоговый кредит, который представляет собой систему переноса срока уплаты налога при наличии обоснованных обстоятельств. Так же сюда относят отсрочку или рассрочку платежа.

Налоговые каникулы представляют собой полное освобождение от выплат на определенный промежуток времени.

Льготы могут классифицироваться относительно элементов налогообложения, принцип ранжирования сохраняется как при разнесении по форме предоставления.

Классификация может проводиться по субъекту налогообложения отдельно для физических лиц, отдельно для юридических лиц. Так же различие между налоговыми льготами может формироваться в зависимости от уровня их принадлежности. В России это местный, муниципальный и федеральный уровни.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Налоговые льготы: как измерить их эффективность

Для стимулирования отдельных видов экономической активности, поддержки определенных территорий или категорий населения в России широко применяются налоговые льготы. Это ежегодно «обходится» бюджетной системе более чем в 2,5% ВВП выпадающих доходов. В то же время до сих пор не ведется систематическая работа по инвентаризации мер налогового стимулирования, отсутствуют единые подходы к оценке их эффективности.

Основной функцией налоговой системы традиционно считают фискальную, то есть формирование доходной части бюджета страны или отдельных ее территорий (региона, муниципалитета). Причем российская налоговая система, как подчеркивается в ряде публикаций, является достаточно эффективной в реализации этой функции, что проявлялось как в длительном периоде профицита бюджета в середине 2000-х годов, так и в относительно небольшом бюджетном дефиците в кризисные периоды 2008–2009 гг. и 2014–2016 гг.

Для стимулирования инвестиций и факторной производительности многие страны применяют налоговые стимулы в рамках своей налоговой политики. В качестве основных аргументов в пользу этого инструмента называются способность налоговых льгот заметно повышать отдачу от инвестиций и сигнализировать об открытости экономики для частных инвестиций, а также их полезность для мобильности капитала. Кроме того, это служит инструментом налоговой конкуренции с другими юрисдикциями. Также считается, что предоставление налоговых льгот – более простое решение, нежели принятие бюджетных программ, направленных на стимулирование деловой активности.

В то же время налоговые льготы, как и иные освобождения и преференции по налогам и сборам, предусмотренные действующим законодательством, приводят к недополученным бюджетным доходам. Поэтому любые инициативы по налоговому стимулированию должны реализовываться крайне взвешенно и ответственно, а страны, которые испытывают сильные бюджетные ограничения, должны быть особенно осторожны в предоставлении налоговых стимулов во избежание усиления сопутствующих фискальных рисков.

Примеров относительно успешного предоставления налоговых льгот немного (Коста-Рика, Ирландия, Малайзия, Китай). В большинстве стран эффект от применения налогового стимулирования оказался обратным: широко распространенные налоговые льготы привели к снижению уровня эффективного налогообложения и эрозии налоговых баз, что стало в свою очередь основными фискальными факторами развития кризисных явлений в национальных финансовых системах, особенно это касается стран с низким качеством госуправления. Дело в том, что успешность применения налоговых стимулов зависит от наличия сразу нескольких важных системных факторов: благоприятных макроэкономических условий, стабильности монетарной и налоговой систем, развитой инфраструктуры, мобильного и прозрачного рынка труда, готовности госструктур к партнерскому (взаимовыгодному) сотрудничеству с бизнесом. В противном случае налоговые преференции могут не только подрывать доходную базу бюджета и требовать болезненных налоговых корректировок в виде более высоких налогов на другие субъекты хозяйствования и виды деятельности, сокращения расходов или усиления зависимости от долгового финансирования, но и приводить к серьезным экономическим искажениям, политическим манипуляциям и коррупции.

В теории налогообложения уже давно сформулированы три принципа оптимальной структуры налогов: эффективность (минимальное налоговое искажение в распределение ресурсов по законам рынка); справедливость (обложение в соответствии со способностью платить налоги); простота (минимальные затраты на администрирование и исполнение налоговых обязательств). Очевидно, что налоговые льготы в целом нарушают эти три принципа оптимального налогообложения, за исключением случаев вмешательства в устранение провалов рынка, налоговой конкуренции за привлечение инвестиционных проектов или формирования налоговых условий для развития экономических агломераций (производственных кластеров). В этой связи наиболее обоснованным налоговым стимулом является установление справедливых и умеренных базовых налоговых ставок.

В России в настоящее время как на федеральном, так и на региональном уровне существует большое количество налоговых льгот и преференций, при этом общий объем выпадающих доходов бюджетной системы составляет, по оценкам Минфина России, от 2,5 до 2,8% ВВП ежегодно.

Основной объем налоговых расходов сосредоточен на федеральном уровне – их доля составляет около 85% от общего размера выпадающих доходов бюджетной системы – и в основном касается таких налогов, как налог на прибыль, НДС, налог на добычу полезных ископаемых, НДФЛ. На региональном уровне налоговые расходы в основном формируются благодаря льготам по налогу на имущество.

Таблица. Распределение налоговых расходов между уровнями бюджетной системы в 2014-2017 гг, млрд рублей

2014 2015 2016 2017
Всего налоговые расходы 2190,3 2163,3 2208,8 2448,6 в том числе: налоговые расходы федерального бюджета 1886,5 1835,9 1882,6 2103,0 налоговые расходы консолидированного бюджета 282,7 302,0 305,8 319,6
Читайте так же:  Индексация пенсий список

Источник: Минфин России

В функциональном разрезе доминирующим направлением налоговых льгот является национальная экономика (в среднем 83–85% от всех налоговых расходов), внутри данного раздела наибольший вес имеют воспроизводство минерально-сырьевой базы и сельское хозяйство. В то же время теоретические исследования и эмпирический опыт применения налоговых послаблений указывают, что инвестиции в проекты, неразрывно связанные с конкретным местоположением их реализации (например, инвестпроекты по освоению природных ресурсов или агропромышленные проекты на специально отведенных землях) и не отличающиеся географической «мобильностью», не должны получать специальные налоговые преференции. Более обоснованной формой государственной поддержки их реализации являются бюджетные субсидии.

Еще одной особенностью российской практики применения налоговых льгот, уже не для бизнеса, а для населения, является их компенсационно-стимулирующий характер. Государство берет на себя часть расходов налогоплательщика на образование, приобретение жилья или медицинское обслуживание, как бы стимулируя потребление отдельных видов социальных услуг или рыночных благ. Напротив, в большинстве развитых стран налоговые льготы предоставляются в виде снижения налоговой нагрузки в обмен на одновременное снижение уровня потребления подобных товаров, работ, услуг. Так, в США гражданам, преимущественно проживающим за пределами страны в течение года и фактически не пользующимся общественными благами или благами с положительными внешними эффектами, финансируемыми из бюджетных средств (например, услугами социальной или транспортной инфраструктуры), предоставлено право исключить из налогооблагаемого по законам США дохода чуть более 100 тыс. долл.

Будучи прямой альтернативой бюджетным расходам, налоговые льготы в России отличаются преимущественно бессрочным характером, отсутствием адресности, несмотря на формальную нацеленность на решение определенных задач государственной политики, и выведены из-под бюджетного контроля. Как справедливо отмечает Минфин России, подобная практика создает предпосылки для снижения эффективности мер государственной политики, недооценки фактических объемов поддержки того или иного направления, неоптимального распределения ограниченных бюджетных ресурсов и в конечном итоге ведет к прямым потерям общественного благосостояния. В этой связи необходимо обеспечить в рамках бюджетного процесса проведение регулярного мониторинга и оценки эффективности налоговых расходов бюджета.

На сегодняшний день существует множество исследований, посвященных количественной оценке эффективности налоговых льгот. Но большинство из методик либо не предназначены для всестороннего анализа издержек и выгод, сосредотачиваясь на выявлении отдельных последствий от применения налоговых льгот, либо используют крайне сложное эконометрическое моделирование всех социально-экономических последствий их применения. В силу их сложности и трудоемкости рекомендовать подобные методические подходы для регулярного использования государственными служащими без должной специальной подготовки не представляется целесообразным. Вот почему оценка эффективности налоговых льгот должна сочетать в себе комплексность и всесторонность учета социально-экономических и бюджетных последствий применения налоговых льгот, с одной стороны, и простотой и понятностью алгоритма анализа, с другой.

На наш взгляд, анализ эффективности налоговых льгот следует осуществлять в два этапа: сначала проверку их соответствия необходимым критериям целесообразности, а затем оценку достаточности показателя результативности их фактического или планового применения, характеризующего эффекты от использования льготы.

На первом этапе критериями анализа могут быть:

а) льгота относится к числу налоговых расходов бюджета;

б) потери доходов бюджета от применения льготы являются существенными (например, больше 100 млн руб. ежегодно);

в) льгота не носит узкого характера при том, что она применяется в достаточно специфической сфере либо небольшим числом налогоплательщиков по прошествии нескольких лет от начала ее действия. Востребованность льготы рассчитывается как отношение фактического количества ее потребителей к потенциально возможному количеству ее пользователей;

г) льгота не вызывает сложности администрирования и правоприменения, и/или ее использование не сопровождается злоупотреблениями, и/или ее действие достаточно адресно, и/или имеет соразмерные (низкие) издержки администрирования (издержки администрирования налоговых расходов составляют менее 10% от их общего объема);

д) для достижения целей, которые преследует льгота, отсутствуют менее затратные альтернативные возможности (например, бюджетные субсидии или реализации проектов на основе государственночастного партнерства).

Несоответствие вышеперечисленным критериям свидетельствует о недостаточной эффективности льготы, а, значит, она должна быть рекомендована к отмене, либо по крайней мере к разработке предложений по совершенствованию механизма действия льготы (например, для издержек ее администрирования, повышения востребованности льготы и т.п.).

Результаты анализа на соответствие применяемых сегодня в России налоговых льгот необходимым критериям представлены в приложении. Указанные в нем льготы являются «кандидатами» на отмену.

При этом достоверность оценки влияния льготы на динамику целевого показателя (индикатора) зависит от соблюдения ряда требований:

– доступность полной информации о льготе;

– отсутствие в течение анализируемого периода существенных изменений в законодательстве по порядку применения льготы и расчету налогооблагаемой базы;

– отсутствие исключительно отрицательной динамики показателя (индикатора) и соответствующих налоговых расходов;

– отсутствие определяющего влияния иных факторов (помимо налоговой льготы) на динамику значений рассматриваемого показателя (индикатора).


Формирование механизма оценки эффективности налоговых льгот предполагает ряд мер, в частности, введение в бюджетный процесс процедур регулярного мониторинга и оценки налоговых расходов бюджета; формализацию перечня налоговых расходов, подлежащего ежегодному пересмотру с целью учета изменений нормативных правовых актов, списка государственных программ/проектов и их структуры, а также иных обстоятельств; регламентацию процедуры отмены неэффективных и не соответствующих современным целям государства налоговых льгот; закрепление требований к установлению новых налоговых льгот, в том числе предусматривающих повышение адресности их применения и строгой координации с целями и задачами соответствующих инструментов государственного программно-целевого и проектного управления.

Получение адекватных результатов применения предлагаемого механизма оценки эффективности налоговых льгот напрямую зависит от остроты таких общесистемных проблем, как высокий уровень коррупции, избыточно волатильный обменный курс, инфляция, неудовлетворительная прозрачность и ритмичность бюджетных расходов, непоследовательность и непредсказуемость государственного управления и других важных институциональных условий.

Видео (кликните для воспроизведения).

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Источники

Внедрение налоговых льгот
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here