Виды помощи ипр ребенка инвалида

Индивидуальная программа реабилитации инвалида: что в нее входит в 2020 году, как получить льготы

После установления инвалидности членами комиссии МСЭ, гражданин с ограничениями по здоровью получает не только конкретную группу, справку об особом статусе, но и план реабилитации с рекомендациями по восстановлению утраченных функций и не только. О том, для чего льготнику с инвалидностью нужна ИПР, какие преференции она даёт, предлагаем узнать далее.

Что надо знать об ИПР?

Индивидуальная программа реабилитации инвалида должна соблюдаться медицинскими учреждениями, работодателями и, разумеется, госорганами. К слову, именно закон определяет, что представляет собой ИПР.

Согласно закону №1891-ФЗ от 24 ноября 1995 года программа реабилитации граждан с инвалидностью является комплекс мер психологического, медицинского, социально-экономического, педагогического характера. Представленные мероприятия направлены на компенсацию или восстановление возникших нормальной жизнедеятельности человека.

Подразумевается, что инвалид в ходе разноплановой реабилитации сможет адаптироваться к новым условиям, сможет стать более самостоятельным и упрочит свой социальный статус.

Важно! МСЭ вправе создавать ИПР инвалида совместно с общественной организацией инвалидов, чтобы разработать максимально эффективную программу абилитации и реабилитации.

Отметим также следующее: в ИПР, наряду с реабилитационными мероприятиями, содержится перечень необходимых льготнику технических средств. Они могут быть полностью бесплатными, либо предоставляются за плату. К программе прилагается список организаций, учреждений, центров, где оказывают перечисленные в ИПР услуги и тд.

Выдают ИПР инвалиду в момент установления ему группы, если от гражданина поступило соответствующее заявление. При этом можно отказаться от ИПР, так как она носит рекомендательный характер.

Условия оформления и получения карты

Для оформления документа ИПР инвалиду необходимо пройти специальную комиссию МСЭК. Выписка из протокола этой комиссии несёт информацию для заполнения документа, и её формуляр будет предоставлен по месту обслуживания инвалидов в районное БМСЭ. Подчинённость этого бюро – Минсоцразвития РФ. В случае неправомерности действий сотрудников БМСЭ обращаться за разъяснениями необходимо именно в это министерство.

Исключением в алгоритме оформления карточки являются инвалиды по зрению, которые получают формы в спецподразделениях МСЭ по вопросам офтальмологии.

Для получения карточки необходимо выполнить следующий порядок действия:

  1. Обратиться к лечащему врачу за получением направления на медкомиссию.
  2. Подать заявление на ИПР в госслужбу медико-социальной экспертизы. Подача заявления осуществляется в двух экземплярах. На экземпляре заявителя ставится штамп о получении бумаги с указанием даты и расшифровка фамилии ответственного сотрудника. Заявление обычно стандартной формы, бланк которого предоставляется в приёмной МСЭ, образец заполнения можно увидеть там же.

Важно указать в заявлении все необходимые типы реабилитационных мероприятий, в которых нуждается нетрудоспособное лицо. Перечислить все средства, которые, по мнению обратившегося, смогут помочь стать человеку полноценным членом общества. Обычно для этих примечаний есть специально отведённое место в заявлении. В случае отсутствия такого раздела в бланке можно сделать дополнение на свободном месте листа с пометкой «Прошу принять во внимание!».

Так как инвалидность касается множественных функционалов организма, то уникальность болезни может не быть в компетенции врачей, составляющих МСЭ. Поэтому при прохождении комиссии претенденту на форму необходимо чётко обозначить свои потребности и пожелания для составления полной картины необходимых реабилитационных мероприятий.

При получении заполненной формы претендент должен изучить все сделанные записи и в случае согласия с ними засвидетельствовать их своей личной подписью или это должен сделать его представитель. Обнаружив неполный перечень индивидуальных потребностей или неточностей в описании анамнеза необходимо сделать запись: «С данными, указанными в карте, не согласен». И обязательно указать причину несогласия.

Действия сотрудников комиссии подлежат обжалованию в вышестоящей организации. К жалобе приложить копию поданного заявления и карточки, предоставленной сотрудниками районного отделения. Внесение корректива в документ осуществляется после повторного прохождения комиссии. И, если другой состав комиссии обнаружит недоработки, в карту обязаны внести изменения.

Новую редакцию плана реабилитации удостоверяет председатель МСЭ и скрепляет документ печатью Главного бюро. В случае несогласия с выводами ГМСЭ следующей инстанцией является Министерство по юридической подчинённости. Обращение содержит конкретную информацию о том, какой характер изменений не внесли в документы. Важно знать, что обратиться в суд для решения вопроса о нарушении прав недееспособного человека реально на любой стадии взаимодействия с МСЭ.

ИПР ребёнка-инвалида очень важный документ, оформляемый в установленном порядке и указывающий привилегии, которые предусмотрены для недееспособных детей. В последнее время всё чаще претворяются в жизнь ДОУ с инклюзивным образованием. По статистическим сведениям учреждения для особенных детей существуют в 11 регионах страны. Планы развития в этом направлении предоставлены на официальном сайте Минсоцразвития РФ. Осуществляется подготовка педагогов для работы в таких ДОУ за счёт государственных ассигнований.

Последствия отказа от ИПР для инвалида

Так как ИПР в целом является набором рекомендаций, гражданин с инвалидностью имеет право не исполнять всю программу или только её часть. В случае отказа госорганы и организации освобождаются от ответственности за реализацию мер по ИПР.

Отметим также важный момент, касающийся трудоустройства. По закону работодатель не может требовать предъявления программы реабилитации. Поэтому при отсутствии таковой или при отказе дать ИПР, наниматель исполняет только общие требования, осуществляемые в компании применительно к работникам-инвалидам.

Приложение N 2. Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы

ГАРАНТ:

См. форму индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемой федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденную приказом Минтруда России от 31 июля 2015 г. N 528н

Читайте так же:  Льготная пенсия сельским учителям

Приложение N 2
к приказу Министерства здравоохранения и
социального развития РФ
от 4 августа 2008 г. N 379н

Перечень ограничений основных категорий жизнедеятельности

Степень ограничения (1, 2, 3)

способности к самообслуживанию:

способности к передвижению:

способности к ориентации:

способности к общению:

способности к обучению:

способности к трудовой деятельности

способности к контролю за своим поведением

Перечень мероприятий медицинской реабилитации

Срок проведения мероприятий медицинской реабилитации

Исполнитель проведения мероприятий медицинской реабилитации

Отметка о выполнении или невыполнении (указать причину)

Протезирование и ортезирование

Перечень мероприятий психолого-педагогической реабилитации

Срок проведения мероприятий психолого-педагогической реабилитации

Исполнитель проведения мероприятий психолого-педагогической реабилитации

Отметка о выполнении или невыполнении (указать причину)

Получение дошкольного воспитания и обучения

Тип дошкольного образовательного учреждения (нужное подчеркнуть): дошкольное учреждение общего назначения; дошкольное учреждение общего назначения с соблюдением специального режима; коррекционная группа в дошкольном учреждении общего назначения; специализированное (коррекционное) учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (указать вид):______________

Получение общего образования

Тип школьного образовательного учреждения (нужное подчеркнуть): общеобразовательная школа общего назначения (обучение с использованием обычной программы, в малых группах при соблюдении специального режима учебного процесса (указать какого)__________

коррекционный класс (группа) в школьном образовательном учреждении общего назначения; специализированное (коррекционное) учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (указать вид): _____________________________

Условия получения общего образования (нужное подчеркнуть):

в общеобразовательном учреждении, на дому, в лечебном (реабилитационном) учреждении

Форма получения общего образования (нужное подчеркнуть): очная, заочная, очно-заочная (вечерняя), семейное образование, самообразование, экстернат

учебная нагрузка в день (указывается в часах):___________ ; объем изучаемого материала (указывается в процентах от объема учебной программы): ________

Получение профессионального образования

Рекомендуемая профессия, специальность: _____________________

Тип образовательного учреждения профессионального образования (нужное подчеркнуть): общего назначения, специальное для инвалидов

Форма получения профессионального образования (нужное подчеркнуть): очная, заочная, очно-заочная (вечерняя), семейное образование, самообразование, экстернат

Рекомендации о противопоказанных и доступных условиях и видах труда

Проведение психолого-педагогической коррекции

Виды психолого-педагогической коррекции, в которой нуждается ребенок-инвалид (нужное подчеркнуть): коррекция несформированных высших психических функций, эмоционально-волевых нарушений и поведенческих реакций, речевых недостатков, взаимоотношений в семье, детском коллективе, с учителями; формирование мотивации к обучению, социально-бытовых навыков и других навыков (вписать каких) _______________________

Перечень мероприятий социальной реабилитации

Срок проведения мероприятий социальной реабилитации

Исполнитель проведения мероприятий социальной реабилитации

Отметка о выполнении или невыполнении (указать причину)

ИПР (индивидуальная программа реабилитации) для инвалидов

8 минут Ирина Смирнова 23

Жизнь инвалида состоит из множества ограничений, которые не позволяют ему вести нормальную деятельность. Для полноценного существования человека с ограниченными возможностями разработаны определённые восстановительные программы и приспособления, без которых ему трудно обходиться. Все эти наработки входят в специальный комплекс, утверждённый на государственном уровне и имеющий обозначение ИПР инвалида (индивидуальная программа реабилитации).

Компенсация реабилитационных средств и услуг

Список бесплатно предоставляемых средств не полный, поэтому не всегда в нём есть требуемая модель, разновидность. В таком случае инвалид приобретает ТСР за свои деньги, а позже может частично или в полном объёме компенсировать затраты.

По закону группы изделий имеют границы стоимости. Если купленное ТСР по цене не превысило нижнюю границу, можно получить 100% компенсацию. Если стоимость необходимого средства больше, то рассчитывать можно только на выплату по верхней границе.

Кажем, трости, костыли и подобные изделия имеют границу в 23 000 руб., протезы — до 500 000 руб., стулья-кресла с санитарным оснащением – 125 000 руб, и тд.

Алгоритм получения компенсации следующий:

— самостоятельно оплатить изделие, сохранить чек;

— подать заявление в орган ФСС вместе с чеком;

— дождаться одобрения запроса и поступления денег на расчётный счёт в течение 30 дней.

Что такое реабилитация инвалида

Процесс реабилитации – это совокупность мероприятий медицинского направления, педагогического обучения, психологических занятий и социально-экономических действий. Направлен этот комплекс на возможное устранение или компенсацию ограничений в жизнедеятельности человека, которые вызваны нарушением функциональности организма на фоне потери здоровья.

Программой реабилитации предусмотрено выполнение определённых целей, которые направлены на следующие жизненные аспекты:

  • Достижение полноправного социального статуса в обществе.
  • Осуществление материальной независимости.
  • Полная социальная адаптация в жизни.

Для реализации этих направлений предусмотрены разработанные специальные технические средства, которые позволяют людям с ограниченными возможностями беспрепятственно существовать в современной жизни. При этом используя все важные инфраструктурные и транспортные средства по своим надобностям без затруднений.

ИПРА включает в себя несколько одинаковых по значимости разделов:

  • медицинский – который состоит из комплекса индивидуальных занятий, направленных на восстановление или преодоление ухудшения здоровья, связанного с заболеваниями. К ним относятся все виды терапевтических манипуляций, реконструктивные операции, протезирование и восстановительные абилитации;
  • профессиональный – включающий систему профориентации с последующим профильным образованием и адаптацией на производстве. Направлено на создание из ограниченного в возможностях человека конкурентную, профессиональную личность;
  • социальный – больше консультативный, который включает в себя информативные мероприятия в целях ориентирования человека в бытовой и общественной жизни. Также подразумевает юридическое сопровождение лиц со всеми группами инвалидности;
  • педагогический – предназначенный для детей и лиц моложе 18 лет, так как ориентирован на осваивание дошкольного и среднего образования в школе, коррекционную работу с личностью и приобретение технических средств реабилитации.

Сроки и внесение изменений в ИПР

Что касается сроков. Обычно ИПР действует год, несколько лет, либо бессрочно. Дети-инвалиды получают программу на год-два или до 18 лет, когда происходит освидетельствование на взрослой комиссии.

Читайте так же:  Максимальный стаж для пенсии для женщин

Если по какой-то причине в ИПР нужно внести изменения (например, указать дополнительные рекомендации по деятельности, добавить ТСР и пр.), понадобится предоставить необходимые документы и обосновать желаемые изменения (тоже с помощью бумаг).

После этого можно снова проходить МСЭ. Правда, данная процедура нужна не всегда. Например, если состояние инвалида стало другим, комиссия обязательна.

Разделы индивидуальной программы

Теперь рассмотрим подробнее, что входит в ИПР инвалида.

Медицинская реабилитация

Здесь представлены базовые медицинские мероприятия, с помощью которых стремятся поддержать здоровье на стабильном уровне или восстановить его. К данному виду реабилитации относятся:

— протезирование и ортезирование;

— курс лечения в санатории для неработающих инвалидов.

Особенно отметим несколько последних пунктов.

Санаторно-курортное лечение

Эта преференция есть в ИПР только тех граждан с инвалидностью, кому требуется восстановление жизненно важных навыков и функций. То есть нужно, чтобы члены МСЭ выдали заключение, справку и на данной основе можно обращаться за путёвкой в санаторий.

Ортезирование и протезирование

Что касается ортезирования, оно подразумевает воссоздание функций опорно-двигательного аппарата (частичное) с помощью спецустройств. Инвалид, одевший их, способен самостоятельно преодолеть некоторые физические ограничения. А протезирование направлено на практическое и эстетическое восстановление.

Оснащение техническими средствами

Видео (кликните для воспроизведения).

ТСР являются специальными устройствами, помогающими инвалиду справиться с возникшими ограничениями, нормализовать и облегчить выполнение повседневных задач и тд. Как правило, в ИПР перечисляются нужные человеку средства (они выдаются бесплатно или приобретаются самим льготником с возможностью дальнейшей компенсации затрат).

Например, к ТСР можно отнести:

— подгузники и бельё;

— протезы для глаз и конечностей;

— специальные матрацы и подушки;

— инвалидные кресла, трости, костыли;

— слуховые и госообразующие аппараты и тд.

Профессиональная реабилитация

Такая разновидность реабилитации означает, что инвалид восстанавливается для дальнейшего трудоустройства. К профмерам относятся:

— практика по трудоустройству льготной категории граждан;

— обучение по профессии для подготовки квалифицированного сотрудника;

— мероприятия, позволяющие льготнику самоопределиться с ориентировкой на присутствующие ограничения;

— создание особых условий на рабочем месте инвалида, использование специального оборудования, приспособление к трудовым нагрузкам.

Социальная реабилитация

Под соцреабилитацией понимаются также различные меры, только нацеленные на вовлечение инвалида в общество за счёт создания доступной среды, предоставления ему техсредств, обеспечения социальных связей и психологической поддержки (при необходимости).

В рассматриваемую реабилитацию инвалида обычно входят:

— оснащение ТСР с учётом состояния здоровья;

— обучение навыкам отдыха и организации досуга;

— создание и развитие способностей для осуществления социальной роли;

— обучение тому, как использовать технические средства (члены семьи тоже вовлекаются);

— рекомендации по переоборудованию жилого пространства для удобства.

Что такое реабилитационная карта и где ее взять

На уровне законодательства с 2005 года по всей стране существует единая форма ИПРА. Порядок разработки единой системы предназначен для осуществления максимального уровня помощи недееспособным людям по всей стране в одинаковой мере.

Для полного осуществления плана ИПРА предусмотрен учёт нетрудоспособных лиц с заполнением карточки, которая в информативном порядке несёт в себе данные об индивидуальных потребностях человека, его медицинских показания и ограничениях. В ней обязательно указывается место осуществления его государственной поддержки. Обязательно составляется отчет о реализации плана мероприятий, направленных на улучшение условий жизни инвалидов.

После введения в обиход карточки все госорганизации, в которые может обратиться больной, требуют подтверждения наличия особенностей в виде легитимного формуляра ИПР. В перечень необходимых бумаг для оформления справок или различных привилегий для лиц с ограниченными возможностями в обязательном порядке будет востребован этот документ.

Адаптационные мероприятия и ИПР включают в себя платные услуги и сервисы, не требующие оплаты. Без оплаты предоставляется помощь, которая финансируется государством, согласно перечню, разработанному на федеральном уровне. К таковым относится:

  • Технические приспособления для оказания помощи в передвижении.
  • Устройства, помогающие в самообслуживании.
  • Измерительные медприборы.
  • Средства для сбора естественных отхождений.
  • Специализированная одежда и обувь.
  • Ортопедические приспособления.

Для обретения положенной помощи рекомендации к её получению должны быть зафиксированы в заполненной официальной карточке.

Помимо ЕДВ и пенсионного обеспечения людям с ограниченными возможностями 1 группы полностью и 2 группы частично назначаются социальные льготы следующего порядка:

  • бесплатный или льготный проезд на транспорте муниципального подчинения;
  • внеконкурсное обучение в различных учебных заведениях;
  • налоговые вычеты при различных видах налогообложения;
  • юридическая помощь у государственного специалиста без выполнения оплаты услуг;
  • скидки на приобретение курортных путёвок с санаторным уклоном;
  • трудоустроенным лицам предоставляется скидка на покупку медикаментов, включённых в индивидуальный список больного. Неработающие больные получают такие лекарства без оплаты.

Перечень очень мал и видно, что государство берёт на себя минимальное количество услуг и техсредств на поддержание людей, имеющих инвалидность. Но федеральными законами разрешено брать на себя дополнительные расходы по программе за счёт средств региональных бюджетов. Остальные необходимые услуги оплачиваются человеком самостоятельно.

Помогающей организацией может оказаться не только госучреждение, важным условием участия является качество оказываемых услуг. Исполнитель должен быть отражён в формуляре больного.

Если нетрудоспособный человек уже получил помощь или техсредства, которые оказываются государством безвозмездно, то об этом должна свидетельствовать запись в формуляре для последующего возмещения расходов через госорганы. Оформить возмещение можно через территориальные соцслужбы. Взаимодействие с ними происходит путём подачи соответствующего заявления с необходимыми приложениями в виде карточки ИПРА, удостоверения инвалида и расходных документов, подтверждающих понесённые затраты.

Отказ недееспособного человека или его законного представителя в получении технических средств или других услуг для реабилитации по федеральной программе обеспечения не дает право претендовать на компенсации за приобретение этого средства за свой счёт.

Читайте так же:  Федеральные льготы работающим пенсионерам

Утверждённая форма ИПР

Вступившая в силу 1 января 2016 года, форма программы была утверждена приказом Минздравсоцразвития №528 от 31 июля 2015 года.

В начале ИПР содержатся персональные данные о человеке – не только анкетные сведения, но также срок актуальности программы. В форме содержатся дополнительные и общие разделы. В частности, программа включает в себя план мер по:

— медицинской абилитации или реабилитации;

— социальной адаптации, реализации;

— услуги по реабилитации и TCP.

Зачем ИПР инвалиду?

Программа, о которой идёт речь, создана для восстановления у инвалида способностей к работе, самообслуживанию и не только. В целом благодаря реабилитации и абилитации по ИПР человек должен вернуться к прежнему образу жизни.

Важно! Реабилитация подразумевает восстановление утраченной социализации, трудоспособности, а абилитация — приобретение, развитие новых умений, навыков для нормализации жизни.

Как говорилось ранее, ИПР по сути — это своего рода инструкция с комплексом социальных и медицинских мероприятий. Их выполнение входит в обязанности инвалида (хотя возможен отказ), медучреждений, государственных органов и иных организаций. Программа финансируется за счёт федерального и регионального бюджета. То есть, к примеру, указанные в ИПР технические средства реабилитации (ТСР) должны предоставляться нуждающемуся бесплатно.

Где и как получить ИПР?

Выдают программу в рамках МСЭ. Чтобы попасть на экспертизу, требуется подготовить документы. Отдельно для оформления ИПР собирать бумаги не нужно, так как карта составляется в ходе освидетельствования.

Но если от программы отказывались, а затем решили её восстановить, не обойтись без:

— направления от врача и заявления на прохождение МСЭ;

— паспорта инвалида или иного, подтверждающего личность документа;

— копий медсправок, выписок и пр., в качестве подтверждения ограничений;

Что делать в случае возникновения противоречий при заполнении?

По итогу оформления программы гражданин с инвалидностью выражает своё согласие с изложенными рекомендациями путём проставления своей подписи. Но при обнаружении отсутствия желаемых мероприятий и тп., важно написать «С содержанием карты ИПРА не согласен». Далее указывается причина несогласия.

Обжалование допустимо через главное в регионе бюро МСЭ. С заявителем проводят беседу, дополнительное обследование. Если доводы инвалида признают обоснованными, сделают новую ИПР. Документ заверяет должностное лицо региона. Если решение принято не в пользу льготника, следует обратиться в федеральное бюро, соцзащиту и Минтруда. Плюс, возможно рассмотрение вопроса через суд, причём на любом этапе.

Индивидуальная программа реабилитации и абилитации ребёнка-инвалида

Детям с особенностями тоже положена ИПР, но её принципы немного отличаются от прописанных для взрослых. Например, важное значение имеет ранняя реабилитация ребёнка-инвалида, чтобы он быстрее развил полезные навыки и тд. С этой целью реализуются такие реабилитационные методы, как:

— психологические — организация мероприятий для детей;

— медицинские — курсы массажа, ЛФК и прочие процедуры;

— бытовые — улучшение адаптации в быту за счёт наработки умений и пр;

— социокультурные — посещение музеев, театров и организация других видов досуга.

Важно! Чтобы эффективнее помочь ребёнку-инвалиду восстановиться, стать наиболее полноценным и всесторонне его развить, перечисленные мероприятия должны проводиться в комплексе.

Сроки получения карты

Согласно Постановлению Правительства №965 срок оформления ИПР составляет один месяц со дня подачи заявления. Также законодательно прописано необходимое ежегодное обновление этого формуляра, независимо от срока освидетельствования инвалидности у человека. Даже при наличии бессрочной справки и пожизненного документального признания инвалидности карта подлежит переоформлению в положенный срок. При этом правительством рекомендована индивидуальная проработка бумаг для каждого случая отдельно.

Просьбы от медперсонала, которые часто встречаются, особенно в случаях ИПР ребёнка-инвалида, об отказе от разработки программы незаконны. Любая карта ИПР очень полезна для жизни человека с ограниченными возможностями, и различные программы, которые направлены на адаптацию недееспособного лица, доступны всем людям при наличии документа ИПРА.

Абилитация и реабилитация должны быть эффективными для инвалидов. Программа станет полезной только в том случае, если основой её станет не только федеральные возможности, а и глубокий подход к её осуществлению.

Новый порядок разработки ИПРА: что изменилось?

12 августа 2017 года вступил в силу Приказ Минтруда России от 13.06.2017 № 486н, утвердивший новый Порядок разработки и реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалида и ребенка-инвалида (далее ИПРА), выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (далее – бюро МСЭ), и их новые формы.

Существенные нововведения в Порядке и формах ИПРА (заметим, что и предыдущие Порядок и формы менялись сравнительно недавно и действовали с 1 января 2016 года), а также их последствия подробно комментирует юрист правовой группы РБОО «Центр лечебной педагогики» Елена Заблоцкис.

Следует отметить следующие нововведения в Порядке разработки ИПРА:

1) определено, что разработка ИПРА ребенка-инвалида в части мероприятий по психолого-педагогической реабилитации или абилитации осуществляется с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) о результатах проведенного обследования ребенка. Тем самым формально закреплено право бюро МСЭ просить предъявления заключения ПМПК в пакете документов для проведения МСЭ.

Однако предъявление заключения ПМПК по-прежнему остается правом родителей ребенка, как и прохождение ПМПК. Родители вправе отказаться и от того, и от другого. При этом напомним, что для детей с проблемами поведения, иными трудностями, не видными для медиков, но требующими серьезных реабилитационных или абилитационных мероприятий, заключение ПМПК может стать весомым аргументом для подтверждения «нуждаемости в инвалидности». Сохранение в ИПРА раздела о психолого-педагогической реабилитации, в котором указывается нуждаемость в рекомендациях по организации условий обучения, в настоящее время может объясняться только тем, что выводы ПМПК «помогают» специалистам МСЭ исследовать все стороны жизни ребенка для определения нуждаемости в установлении инвалидности;

Читайте так же:  Калькулятор перерасчета пенсии работающим пенсионерам

2) теперь срок ИПРА должен соответствовать сроку установленной группы инвалидности(категории «ребенок-инвалид»), а срок проведения реабилитационных или абилитационных мероприятий не может превышать срок ИПРА.

3) появилась новая норма права, согласно которой инвалид (ребенок-инвалид), законный или уполномоченный представитель инвалида (ребенка-инвалида) может отказаться от получения ИПРАпутем подачи в бюро МСЭ в простой письменной форме заявления, которое приобщается к акту медико-социальной экспертизы гражданина.

4) Минтруд России попытался восполнить пробел, который имелся в старом порядке реализации ИПРА в части взаимодействия между инвалидом и исполнителем отдельных разделов ИПРА, указанным в ней. В соответствии с новым Порядком гражданин для реализации определенного раздела или графы ИПРА должен обратиться с заявлением о проведении реабилитационных или абилитационных мероприятий, предусмотренных ИПРА, к исполнителю, указанному в них. Ранее подача такого заявления не требовалась – и было непонятно, как действовать гражданину, чтобы реализовать ИПРА. В трехдневный срок с даты поступления заявления гражданина исполнитель ИПРА совместно с органами местного самоуправления, организациями, осуществляющими мероприятия по реабилитации или абилитации, организуют работу по реализации мероприятий ИПРА. Однако на этом регулирование взаимодействия инвалида и исполнителя, к сожалению, закончилось.

По-прежнему остается открытым вопрос о целесообразности обращения инвалида ко всем исполнителям ИПРА по-отдельности; вызывает недоумение отсутствие норм об органе, который должен координировать деятельность исполнителей по реализации ИПРА, содействовать инвалиду в ее реализации. Принимая во внимание высокую степень формальности ИПРА (в основном в ней указывается нуждаемость или ее отсутствие в отдельных видах мероприятий – без указания конкретных мероприятий и их особенностей), по-прежнему непонятно, как должны рассматриваться спорные вопросы о перечне конкретных реабилитационных мероприятий, их объеме, особенностях, исполнителях – реабилитационных организациях.

К сожалению, пока о единообразии порядка реализации ИПРА на территории России говорить не приходится – каждый регион разрабатывает свои механизмы реализации ИПРА. При этом новый Порядок предлагает новшество — заключение соглашения между бюро МСЭ и исполнителями ИПРА (это уполномоченные органы власти и организации) об особенностях межведомственного взаимодействия при направлении бюро МСЭ выписки из ИПРА инвалида. Странно, что об организационных проблемах бюро МСЭ подумали, а о про такие же проблемы инвалида при реализации ИПРА – нет…

5) в новом Порядке установлено право инвалида пригласить к участию в формировании ИПРАспециалистов медицинских организаций, государственных внебюджетных фондов, государственной службы занятости населения, работодателей, педагогов и других специалистов – с правом совещательного голоса. Напомним, что такое же право пригласить любого специалиста для проведения МСЭ уже определено в Правилах признания лица инвалидом. В отличие от нормы Правил в Порядке имеется уточнение, что может быть приглашен и работодатель. Это важное уточнение, т.к. для определения «показаний» к трудовой и профессиональной деятельности важно знать мнение лиц, непосредственно заинтересованных в работниках и занимающихся созданием специальных рабочих мест. Призываем пользоваться предоставленным правом и делиться опытом его использования.

Отметим также нововведения в формах ИПРА.

1. Разделы ИПРА, посвященные профессиональной и трудовой деятельности гражданина с инвалидностью, стали более подробными. Теперь в ИПРА включаются сведения об ограничениях инвалида, влияющих на осуществление профессиональной и трудовой деятельности, рекомендации по оснащению специального рабочего места, по производственной адаптации. Эти сведения направляются в органы службы занятости – для подбора для гражданина работы с учетом особенностей, отмеченных в его ИПРА.

2. Появился новый раздел ИПРА, в котором для граждан, проживающих в стационарных организациях социального обслуживания, дается заключение о возможности (невозможности) осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни. Нововведение призвано восполнить пробел, который имелся в законодательстве: согласно Федеральному закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» дети-инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме, и являющиеся сиротами или оставшиеся без попечения родителей, по достижении 18 лет подлежат обеспечению жилыми помещениями вне очереди, если их ИПРА предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни. До принятия рассматриваемого Порядка в нормативных правовых актах не было положений, которые бы регулировали обязанность бюро МСЭ давать соответствующее заключение в ИПРА, и тем самым такие заключения не давались, что затрудняло реализацию прав граждан.

Вместе с тем хотелось бы указать на ряд возникающих вопросов:

2) нуждаемость в постоянной помощи сама по себе не может являться основанием для того, чтобы человек всю жизнь жил в психоневрологическом интернате (а именно для этого сейчас и требуется соответствующее заключение в ИПРА). Такое положение дел прямо противоречит Конвенции ООН о правах инвалидов и нормам российского законодательства. Конечно, это более широкая проблема, и обязанность МСЭ дать в ИПРА указанное заключение – лишь одно из ее проявлений. Для изменения ситуации необходимо пересмотреть подходы к обеспечению жильем граждан, закончивших пребывание в стационарном учреждении социального обслуживания или желающих выписаться из него, признать необходимость разнообразия форм жизнеустройства даже для граждан с самой тяжелой инвалидностью. Активно обсуждающейся в настоящее время формой жизнеустройства является сопровождаемое проживание инвалидов малочисленной группой в обычных квартирах и домах. Такая форма жизнеустройства могла бы стать выходом для лиц, которые постоянно нуждаются в посторонней помощи, из незаконной ситуации ограничения их прав проживать в обычных местах проживания, а не в огромных учреждениях с палатами больничного типа;

3) очень смущают формулировки заключения в «детской» ИПРА. Указано, что заключение о возможности (невозможности) осуществлять самообслуживание или вести самостоятельный образ жизни заполняется в отношении ребенка-инвалида «по достижении им возраста 18 лет». Как такое может быть? По достижении возраста 18 лет ребенок перестает быть ребенком-инвалидом, а его ИПРА перестает быть действительной! Гражданин должен пройти новое освидетельствование, ему устанавливается группа инвалидности и разрабатывается «взрослая» ИПРА. При этом в «детской» ИПРА отсутствуют какие-либо пояснения о правилах вынесения заключения: может ли, например, быть дано заключение на будущее – ведь нельзя его дать ребенку в возрасте до 18 лет, поскольку на момент совершеннолетия ситуация может существенно измениться. А в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ответственные органы формируют списки детей для предоставления жилья, в которые включаются лица, достигшие 14 лет. Тем самым возникает много вопросов к порядку вынесения заключения.

Читайте так же:  Проверка накопительной части пенсии

3. Также в ИПРА появились рекомендации по предоставляемому жилью и оборудованию жилых помещений, занимаемых инвалидом. Рекомендации по жилью, согласно утвержденным формам ИПРА, могут касаться удаленности жилья от медицинских организаций, переселения с верхних этажей на нижние или поближе к месту проживания родных и близких. Рекомендации об оборудовании жилых помещений ограничиваются только указанием на нуждаемость в оборудовании, конкретизировать оборудование не предполагается.

4. Сокращен раздел, посвященный физкультурно-оздоровительным мероприятиям, мероприятиям по занятию спортом. Если раньше в ИПРА указывалась нуждаемость в таких мероприятиях, то теперь указывается нуждаемость только в информировании и консультировании по вопросам адаптивной физкультуры и спорта. Тем самым исполнителю достаточно сообщить инвалиду, что в населенном пункте отсутствует адаптивная физкультура и спорт, подходящие для него, – и ИПРА будет исполнена.

5. Появился новый раздел, в котором дается заключение о показаниях к приобретению транспортного средства за счет инвалида или средств других лиц и организаций. Это заключение дает право на компенсацию в размере 50 процентов от уплаченной инвалидом (ребенком-инвалидом) страховой премии по договору обязательного страхования в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Компенсация предоставляется при условии использования транспортного средства лицом, имеющим право на такую компенсацию, в том числе ребенком-инвалидом, и наряду с ним не более чем двумя водителями. Правила выплаты инвалидам компенсации страховых премий устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

6. Изменился раздел, посвященный видам помощи, в которых нуждается инвалид для преодоления барьеров, препятствующих ему в получении услуг на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур наравне с другими лицами. Поскольку такой раздел изначально появился в ИПРА только с 1 января 2016 года, трудно предположить плюсы и минусы его изменения. Призываем всех ознакомиться с формами ИПРА, чтобы понять, какие виды помощи необходимы для включения в ИПРА.

7. Во «взрослой» ИПРА выделен раздел «Мероприятия по общему и профессиональному образованию», в котором указывается нуждаемость в рекомендациях по условиям организации обучения. Тем самым встает вопрос: какой орган или организация должны дать рекомендации по условиям обучения, если до сих пор ПМПК дает рекомендации лишь детям, т.е. лицам до достижения ими 18 лет? Приятно, что во взрослой ИПРА появились слова «общее образование»: это напоминает всем о том, что право на общее образование не зависит от возраста гражданина.

8. Из ИПРА исчезло заключение о наличии или отсутствии противопоказаний для обучения в образовательных организациях высшего образования, что связано с исключением из Федерального закона «Об образовании в РФ» требования об отсутствии противопоказаний для обучения инвалидов в пределах квот.

9. В форме ИПРА ребенка-инвалида появилось новшество, крайне важное для родителей: раздел «Товары и услуги, предназначенные для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, на приобретение которых направляются средства (часть средств) материнского (семейного капитала)» заполняется при наличии заявления лица, желающего направить средства (часть средств) материнского (семейного) капитала на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество ребенка-инвалида. Таким образом, родители, имеющие право на средства материнского капитала, должны заранее подготовиться и подать соответствующее заявление в бюро МСЭ.

Считаем, что родителям, имеющим право на средства материнского капитала, независимо от того, думают они о возможности их использования на указанные цели или нет, целесообразно подать в бюро МСЭ заявление о желании направить средства, чтобы соответствующий раздел ИПРА был заполнен (без указания товаров и услуг в ИПРА средства материнского капитала невозможно будет на них использовать). Желание использовать средства материнского капитала на эти товары и услуги может возникнуть позже, могут измениться обстоятельства; но заполненный раздел даст возможность своевременно получить компенсацию, а не проходить вновь МСЭ для разработки новой ИПРА и заполнения этого раздела.

10. Фактически ИПРА совершеннолетнего инвалида и ИПРА ребенка-инвалида стали отличаться только двумя разделами:

– первый – и в том, и в другом случае – посвящен нуждаемости в рекомендациях по условиям организации обучения, только называется по-разному: у детей – мероприятия по психолого-педагогической реабилитации или абилитации, у взрослых – мероприятия по общему и профессиональному образованию;

Видео (кликните для воспроизведения).

– второй имеется только в детской ИПРА и посвящен средствам реабилитации и реабилитационным услугам, приобретение которых может быть компенсировано за счет средств материнского капитала.

Источники

Виды помощи ипр ребенка инвалида
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here