Устав о пенсиях и единовременных пособиях

Содержание

185 лет прошло с принятия в России первого пенсионного Устава

Подписка на новости

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

10 декабря 2012 10:54

185 лет назад, 6 декабря 1827 года, Николай I утвердил «Устав о пенсиях и единовременных пособи­ях государственным (военным и гражданским) служащим» — первый пенсионный устав.

Пенсии и пособия государственным служащим выплачивались и ранее, однако «правила, по коим сии вознаграждения были доселе производимы, не имели ни надлежащей определенности, ни соразмерности. Сверх сего не было поставлено постоянных правил на призрение вдов и сирот по смерти лиц, продолжительно и беспорочно служивших».

Указом и Уставом о пенсиях (1827 г.) определены три принципиальных положения пенсионной системы:

  1. Пенсионная система предполагала, что выплата пенсий и единовременных пособий должна производиться из государственного казначейства.
  2. Пенсионная система предусматривала, что размер пенсий должен определяться не по окладам жалования, а по окладам пенсий гражданским чиновникам, установленным соответственно их должностям. К «Уставу о пенсиях. » (1827 г.) прилагалось «Примерное росписание окладов для определения пенсий гражданским чиновникам по их должностям», которым устанавливались девять разрядов пенсий.
  3. Вдовам и сиротам гражданских служащих гарантировалось пенсионное обеспечение.

Пенсионный устав 1827 года сохранил в своих главных положениях силу до настоящего времени. При этом в ближайшее время планируется реформирование существующей пенсионной системы в соответствии со стратегией долгосрочного развития системы пенсионного обеспечения в России, реализация которой намечена на ближайшие 20 лет, которая будет адекватна экономическому развитию страны, и при этом соответствовать международным стандартам.

Первый пенсионный Устав появился в России 185 лет назад

Подписка на новости

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

10 декабря 2012 14:55

Черкесск, 10 декабря 2012 года. 185 лет назад, в декабре 1827 года, Николай I утвердил «Устав о пенсиях и единовременных пособи¬ях государственным (военным и гражданским) служащим» — первый пенсионный устав.

Пенсии и пособия государственным служащим выплачивались и ранее, однако «правила, по коим сии вознаграждения были доселе производимы, не имели ни надлежащей определенности, ни соразмерности. Сверх сего не было поставлено постоянных правил на призрение вдов и сирот по смерти лиц, продолжительно и беспорочно служивших».

Указом и Уставом о пенсиях (1827 г.) определены три принципиальных положения пенсионной системы:

1. Пенсионная система предполагала, что выплата пенсий и единовременных пособий должна производиться из государственного казначейства.

2. Пенсионная система предусматривала, что размер пенсий должен определяться не по окладам жалования, а по окладам пенсий гражданским чиновникам, установленным соответственно их должностям. К «Уставу о пенсиях. » (1827 г.) прилагалось «Примерное росписание окладов для определения пенсий гражданским чиновникам по их должностям», которым устанавливались девять разрядов пенсий.

3. Вдовам и сиротам гражданских служащих гарантировалось пенсионное обеспечение.

Пенсионный устав 1827 года сохранил в своих главных положениях силу до настоящего времени. При этом в ближайшее время планируется реформирование существующей пенсионной системы в соответствии со стратегией долгосрочного развития системы пенсионного обеспечения в России, реализация которой намечена на ближайшие 20 лет, которая будет адекватна экономическому развитию страны, и при этом соответствовать международным стандартам.

В декабре 1827 года император Николай I утвердил первый в истории России Пенсионный Устав

Подписка на новости

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

07 декабря 2011 17:18

Документ, которому в этом году исполняется уже 184 года, назывался «Устав о пенсиях и единовременных пособиях государственным (военным и гражданским) служащим». Он состоял из трех частей: «О производстве пенсий и пособий», «О пенсиях и пособиях вдовам и детям классных чиновников» и «Правила для назначения пенсий и пособий».

Отметим, что пенсии и пособия в России выплачивались и ранее, но как отметил Николай I: «правила, по коим сии вознаграждения были доселе производимы, не имели ни надлежащей определенности, ни соразмерности. Сверх сего, не было поставлено постоянных правил на призрение вдов и сирот по смерти лиц продолжительно и беспорочно служивших».

Уставом были определены три принципиальных положения пенсионного законодательства того времени. Во-первых, выплата пенсий и единовременных выплат должна была производиться из Государственного казначейства, которому для этих целей перечислялись все «пенсионные капиталы и суммы, накопившиеся по разным местам на производство пенсий и пособий». Таким образом, в России был создан бюджетный централизованный государственный пенсионный фонд.

Во-вторых, вдовам и сиротам гражданских служащих гарантировалось пенсионное обеспечение.

В соответствии с третьей частью Устава, размер пенсий и определялся не по окладам жалования, а по окладам пенсий гражданским чиновникам, установленным соответственно их должностям. Также, к Уставу прилагалось «Примерное расписание окладов для определения пенсий гражданским чиновникам по их должностям», которым устанавливались девять разрядов пенсий.

В последующие годы «Устав» был дополнен новыми положениями и в дальнейшем стал называться «Общий Устав о пенсиях».

В настоящее время Уставы есть только у негосударственных пенсионных фондов.

История становления пенсионного обеспечения военнослужащих

( Петр I)

«увечных, не способных ни к какой службе, пожизненно помещать в госпитали или выдавать единовременно годовой оклад жалования и паспорт; вдовам старше 40 лет или моложе, но больным, до нового замужества или пожизненно выдавать 1/8 долю годового жалованья мужа; вдовам моложе 40 лет единовременно выдавать годовой оклад жалованья мужа; сыновьям до 10-летного, а дочерям до 15-летнего возраста выдавать каждому 1/12 долю годового жалованья отца».

Устав о пенсиях 1827 г. просуществовал в неизменном виде до 1858 г.; затем указом императора Александра II в него были внесены изменения в оклады воинам, награжденным орденами Святого Георгия 4-й степени, Святого Владимира 4-й степени, золотым оружием. Основные положения второго устава о пенсиях оставались действительными вплоть до 1912 г.

Новый Устав о пенсиях и единовременных пособиях чинам военного ведомства был утвержден Царским указом от 23 июня 1912 г. и объявлен в Приказе по военному ведомству от 31 июля 1912 г. N 400. Данный Устав, устранил наиболее существенные недостатки Устава 1827 г., установив «погодное увеличение размеров пенсий».

Читайте так же:  Коэффициент стажа осаго

Однако Устав о пенсиях 1912 г. действовал совсем недолго, поскольку в связи с политическими событиями 1917 г. все законодательство Российской империи было отменено.

Современный этап развития военного пенсионного обеспечения

Система пенсионного обеспечения военнослужащих Советских Вооруженных Сил и их семей стала складываться с изданием Декрета СНК РСФСР от 28 января 1918 г. «О создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии на добровольческих началах». Наряду с решением вопросов строительства новой армии этим декретом было закреплено право военнослужащих РККА на материальное обеспечение при утрате трудоспособности, а членов их семей в случае потери кормильца.

Первым актом военно-пенсионного законодательства советской власти стал принятый СНК РСФСР Декрет от 7 августа 1918 г. «О пенсионном обеспечении солдат Рабоче-крестьянской Красной Армии и их семейств», гарантировавший назначение и выплату пенсий солдатам, лишившимся полностью или частично трудоспособности в результате повреждений, ран или болезней, полученных вследствие прохождения военной службы. В нем также гарантировалось получение пенсий для семей солдат Красной Армии, убитых, умерших от ран или пропавших без вести на войне.

21 января 1919 г. СНК РСФСР действие Декрета от 7 августа 1918 г. было распространено на моряков Красного Флота Советской Республики, на военнослужащих сухопутной охраны Главного управления водных сообщений, на военнослужащих пограничной охраны, на военнослужащих продовольственных отрядов, железнодорожной охраны, на бывших красногвардейцев, на членов рабочих и крестьянских боевых дружин, на командный состав Красной Армии, на все категории солдат и матросов армии и флота. Назначение пенсий указанным лицам и их семьям производили комиссии при местных отделах социального обеспечения .

Спустя несколько лет были приняты Постановления СНК РСФСР от 8 декабря 1921 г. о социальном обеспечении инвалидов и от 9 декабря 1921г. о социальном обеспечении членов семей трудящихся и военнослужащих в случае потери кормильца. В соответствии с данными актами право на пенсию по инвалидности наряду с рабочими и служащими (в случае наступления у них инвалидности) имели все военнослужащие.

19 марта 1926 г. Постановлением ЦИК и СНК СССР было утверждено «Положение о государственном обеспечении кадрового начальствующего состава РККА и РККФ», согласно которому пенсионное обеспечение кадрового начальствующего состава было выделено из общей системы социального обеспечения населения. Данным Положением предусматривалось назеачение лицам начальствующего состава пенсий за выслугу лет и по инвалидности, выходного пособия и пособия по безработице, а их семьям пенсий по случаю потери кормильца, оказание бесплатной медицинской помощи, выдача единовременных пособий по случаю рождения ребенка и на погребение умерших членов семьи.

В 1936 году право на материальное обеспечение в случае болезни, потери трудоспособности и старости было закреплено в Конституции СССР.
Право на государственное обеспечение военнослужащих и членов их семей было подтверждено Законом о всеобщей воинской обязанности, принятом 1 сентября 1939 года. Этим же законом были определены виды пенсий, назначаемых военнослужащим и их семьям.

16 июля 1940 года и 5 июня 1941 года СНК СССР, в целях улучшения государственного обеспечения военнослужащих и их семей, приняты постановления: «О пенсиях военнослужащим рядового и младшего начальствующего состава срочной службы и их семьям» и «О пенсиях и пособиях лицам высшего, старшего и среднего начальствующего состава, лицам младшего начальствующего состава сверхсрочной службы, специалистам рядового состава сверхсрочной службы и их семьям».
Постановлением СНК от 5 июня 1941 г. также предписывалось создание при областных (краевых, республиканских) военных комиссариатах особых комиссий для назначения пенсий.

Пенсии назначались по письменным заявлениям лиц, имеющих право на получение пенсий. Письменные заявления подавались в соответствующий районный военный комиссариат по месту жительства; райвоенкомат уже сам направлял эти заявления в соответствующий орган военного управления, ведающий назначением пенсий. В подтверждение права на получение пенсий военным пенсионерам выдавались пенсионные книжки (позднее стали называться пенсионными удостоверениями).

Данное положение просуществовало до 1942 г. В связи с начавшейся Великой Отечественной войной существенно возросло число лиц, имеющих право на пенсионное обеспечение по линии Наркомата обороны СССР (главным образом, по инвалидности и в связи с потерей кормильца). Потребовалась коренная реформа военно-пенсионных органов и организации пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, и их семей.
Данная реформа была осуществлена путем издания Постановления Государственного Комитета Обороны от 11 марта 1942 г. N ГОКО-1424с «Об оформлении и назначении пенсий семьям погибшего начальствующего состава Красной Армии» .

В целом данная система военно-пенсионного обеспечения сохранилась до сегодняшних дней: общее руководство пенсионным обеспечением лиц, проходивших военную службу, осуществляет финансово-экономический орган военного ведомства (в разное время он именовался по-разному), а непосредственную работу по назначению и выплате пенсий указанным лицам осуществляют военные комиссариаты во взаимодействии с учреждениями Сбербанка России.

В дальнейшем, в послевоенные и последующие годы был принят ряд нормативно-правовых актов, которые внесли в действующее законодательство существенные дополнения и изменения, направленные на повышение, улучшение и совершенствование пенсионного обеспечения военнослужащих. Были установлены различные надбавки и увеличения участникам и инвалидам войны, повышение пенсий и другие меры социальной поддержки отдельным категориям уволенных военнослужащих.

В настоящее время пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службы осуществляется в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»

Таким образом, зарождение и развитие отечественного законодательства о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, и их семей, позволяет прийти к выводу о том, что в государственной политике России изначально отдавался приоритет государственному пенсионному обеспечению именно военнослужащих в сравнении с иными категориями государственных служащих, исходя из того, что, как заметил русский историк XIX столетия С.М. Соловьев, «служба мечом считалась честнее службы пером». В нормативном порядке данный важнейший принцип государственного строительства был впервые закреплен Петром I в «Табели о рангах», где было указано, что при равенстве чинов «воинские выше прочих», т.е. военные имели преимущество перед гражданскими чиновниками.

Ю.В. Александровский. Уставы о пенсиях и единовременных пособиях чинам военного ведомства и их семействам (1827-1912), комментированные законодательными мотивами, разъяснениями по пенсионным делам Правительствующего Сената, Военного Совета, циркулярами Главного Штаба, приказами по военному ведомству, отзывами и разъяснениями Министерства Финансов, и данными пенсионной практики

Ю. В. Александровский

УСТАВЫ О ПЕНСИЯХ

чинам военного ведомства и

комментированные законодательными мотивами, разъяснениями
по пенсионным делам Правительствующего Сената, Военного
Совета, циркулярами Главного Штаба, приказами по военному
ведомству, отзывами и разъяснениями Министерства Финансов,
и данными пенсионной практики

всех вообще законоположений, относящихся до пенсионного
обеспечения офицерского состава армии и флота.

Издание Юридического книжного магазина
И. И. Зубкова под фирмой «ЗАКОНОВЕДЕНИЕ»
С
· Петербург, Литейный просп., 53

1. Исторический очерк пенсионного обеспечения офицерского
состава армии.

С изданием 6-го декабря 1827 года первого пенсионного устава исполнилось давнишнее желание Правительства
· объединить отдельные пенсионные узаконения в один общий устав. Стремление обеспечить не только самих отставных, но и их семейства, желание продолжить работы по устранению недостатков в пенсионном деле, особенно подчеркнуты в Именном указе, данном по поводу утверждения устава о пенсиях и единовременных пособиях.
«В награду трудов, подъемлемых на службе, установлены не только в течение ее разные почести и оклады жалованья, но и по совершении которой, за долговременное и беспорочное ее продолжение, определяются при отставке единовременные пособия и пенсии».
«Правила, по каким эти вознаграждения были до этого производимы, не имели ни надлежащей определительности, ни соразмерности. Сверх этого, не было постановлено постоянных правил на призрение вдов и сирот по смерти лиц, продолжительно и беспорочно служивших»
·

Читайте так же:  Льготные года и военная пенсия

·»Рассмотрев представленный Нам устав о пенсиях и находя правила, на которых он основан, справедливыми и намерениям Нашим к благоустройству службы, к возмездию трудов, к успокоению ослабевших сил, к призрению беспомощных семейств, сообразными: признали Мы за благо его утвердить».
Этим же указом расходы на пенсии отнесены на средства государственного казначейства.
Пенсионный устав 1827 года сохранил в своих главных положениях силу до настоящего времени.
В целях уменьшения пенсионных расходов в 1852 году были установлены взамен ранее существовавших трех пенсионных сроков в 20, 30 и 35 лет, два срока на выслугу пенсии в 25 и 35 лет. С этой же целью в 1859 году при увеличении содержания всем военнослужащим для исчисления пенсии были оставлены ранее производившиеся оклады жалованья,

которые и указаны в особых табелях. Табели эти действуют и ныне.
При издании Свода Военных Постановлений в 1859 году пенсионное законодательство о военнослужащих было помещено в этот Свод, а ныне указано в Своде 1869 года в кн. VIII.

Документы

от 22 ноября 2019

Россия. Министерство финансов. Департамент гос.казначейства. Смирнов Е.И. Уставы о пенсиях и единовременных пособиях. Спб., 1906.

Видео (кликните для воспроизведения).

Дата публикации: 22.11.2019

Дата изменения: 22.11.2019

Прикрепленный файл: pdf, 210.92 МБ

Россия. Министерство финансов. Департамент гос.казначейства. Смирнов Е.И. Уставы о пенсиях и единовременных пособиях. Спб., 1906. Отправить по электронной почте

Россия. Министерство финансов. Департамент гос.казначейства. Смирнов Е.И. Уставы о пенсиях и единовременных пособиях. Спб., 1906. Поделиться в социальных сетях

Чины и пенсии за службу гражданскую. Часть 4

С 1832 года все нормативные акты о службе гражданских чинов были сведены в Устав о службе гражданской, включенный в Свод законов Российской империи. При этом Свод Уставов о службе гражданской состоял из 3-х книг: 1) Устава о службе по определению от правительства; 2) Устава о пенсиях и единовременных пособиях; 3) Устава о службе по выборам. Этими документами регулировалась вся гражданская госслужба, начиная от прошения на имя царя при поступлении на службу и завершая прошением об отставке. При поступлении на службу чиновник принимал в устной форме присягу и ставил свою подпись в специальном присяжном листе. Помимо этого, начиная с 1822 года, как отмечает Вялова Л. М., каждый вновь принятый чиновник давал подписку, что он не принадлежит ни к масонским ложам, ни к иным тайным обществам и впредь к ним принадлежать не будет.

На каждого чиновника в период службы составлялся формулярный (послужной) список, в котором были изложены его, как сейчас сказали бы, персональные данные. В 1832 году этот список состоял из 10 пунктов. Позже он дополнялся и изменялся. На каждый чин госслужащий получал специальный персональный документ – патент.

Общие пенсионные правила

При увольнении в отставку чиновник получал аттестат, в котором, наряду с персональными сведениями и данными о прохождении службы, указывались данные о назначении и размере пенсии. Аттестат вне зависимости от чина госслужащего писался на гербовой бумаге и скреплялся печатью ведомства. Для оформления пенсии чиновник подавал прошение на имя своего начальства с приложением всех «законных свидетельств». Начальник присоединял к нему послужной список чиновника и прилагал свое представление на имя министра с изложением личного мнения о размере пенсии.

В царской России пенсия от казны рассматривалась как награда. В Уставе о пенсиях и единовременных пособиях (1896) прямо указывалось: «В награду трудов, подъемлемых на государственной и общественной службе, сверх различных почестей и окладов содержания, установлены: 1) пенсии и единовременные пособия за долговременное и беспорочное прохождение оной; 2) постоянные и единовременные пособия, назначаемые не по уважению к одним летам службы, но из внимания к особенному усердию в исполнении должностей и к происшедшим от того болезненным припадкам, не позволяющим продолжать службу временно или продолжительно».

Существовало несколько видов пенсий для гражданских чинов: пенсии из государственного казначейства; пенсии из эмеритальной кассы; пенсии для кавалеров орденов; пенсии по Комитету призрения заслуженных гражданс¬ких чиновников; усиленные пенсии по болезни или увечью на госслужбе. При этом при повторном поступлении на госслужбу выплата пенсии прекращалась. Получать одновременно жалованье и пенсию запрещалось. Однако для некоторых категорий пенсионеров возможности получения пенсий во время службы официально сохранялись, но с определенными условиями.

Помимо классных гражданских чинов, пенсии от казны предусматривались и для низших служителей. Устав о пенсиях определял, что «Не имеющие офицерских чинов и занимающие штатные или нештатные канцелярские и тому подобные низшие должности имеют право на пенсии и единовременные пособия наравне с классными чиновниками». Канцеляристы и другие низшие служители приобретали пенсионные права, как и все остальные, беспорочной выслугою установленных сроков пребывания на госслужбе. Одновременно этот документ определял, что курьерам, присяжным, счетчикам, сторожам и «другим нижним всяких наименований служителям, поступающим в служительские должности с воли по найму, не представляется права на пенсии».

Канцелярским служителям вне штата и без постоянного жалованья при выслуге 35 лет назначалась пенсия в размере 28 руб. 59 копеек в год. А если он поступал на гражданскую службу от военного ведомства, то при полной выслуге пенсия назначалась в зависимости от жалованья и составляла от 14 руб. 16 коп. до 28 руб. 30 коп. Пенсия, вроде бы, меньше, но была у них льгота. Если уже получал пенсию по военному ведомству, то она сохранялась на время гражданской службы.

Низших служителей аттестовало и представляло к пенсии их начальство. Процедура была простая. Прошение о пенсии вместе с необходимыми документами и письменным мнением начальства на этот счет за месяц до отставки отправлялось в министерство по принадлежности. Пенсии семьям назначались по общему порядку. С 1836 года в представление о назначении пенсии не включались дети, рожденные в период службы отца в нижних воинских чинах.

Пенсии гражданским чинам по ведомственным уставам

В дополнение к общему для всех чинов гражданской службы уставу, в империи действовали ведомственные уставы. В разные годы их число доходило до нескольких десятков наименований. Так, пенсионное обеспечение медицинских работников осуществлялось в соответствии с Уставом о пенсиях и единовременных пособиях по медицинскому ведомству. Причем к медицинским работникам согласно этому документу относили всех, кто «служил по медицинской, ветеринарной или фармацевтической части» во всех ведомствах. Например, в установленных законом случаях пенсионные права приобретали ординаторы, ассистенты, чиновники медицинских ведомств, повивальные бабки, тюремные акушерки и другие лица, которые каким-либо образом имели отношение к медицинской части.

Читайте так же:  Умерла жена военного пенсионера льготы

Главным критерием был стаж службы: 20 и более лет беспорочной службы давали право на пенсию размером в половину жалованья. Если выслуга составляла 30 лет, то пенсия была в размере полного жалованья. Кстати, периоды учебы, если медик в это время не состоял на службе, в пенсионный стаж ему не засчитывались, даже если он достиг высших медицинских научных степеней, званий и чинов.

В тоже время исполнение обязанностей по медицинской части «на войне и в походах против неприятеля» засчитывалось на льготных условиях – один год за два. Были у медиков и иные привилегии. Например, если пенсионер вновь поступал на службу по медицинской части, то его пенсия, вопреки существовавшим в те годы правилам, сохранялась за ним в полном объеме. В то время как все другие пенсионеры-служащие, при определении вновь на службу, пенсию теряли. Правда, и медик этой льготы тоже мог лишиться, если определялся на новую службу не по медицинской, фармацевтической или ветеринарной специальности. Лишался он пенсии и в случае «принятия должности или службы иноземной» без согласия на то от российского правительства.

Согласно Уставу о пенсиях и единовременных пособиях (1896 г.), не все служащие империи имели право на казенную пенсию. Но эти исключения касались лишь тех, кто поступал на гражданские должности в нарушение устава о службе по определению от правительства.
По общим же правилам на казенную пенсию мог рассчитывать каждый госслужащий. Например, заведующий государственными сберкассами по «росписанию должностей» (1895 г.) относился к чиновникам V класса, что соответствовало по Табели о рангах чину статского советника. Помимо обращения «ваше высокородие», по этому чину был определен годовой оклад в 2700 рублей, столовые и квартирные деньги – 1300 и 1000 рублей соответственно. Итого в сумме получалось 5000 рублей выплат из казначейства в год. Этим же росписанием определялся этому чину III пенсионный разряд. Так, при выслуге 35 лет и более он получал из казначейства полную пенсию в размере 540 рублей 40 копеек. Если выслуга составляла от 15 до 20 лет, то назначалась пенсия в размере 186 рублей 78 копеек или 1/3 от полной пенсии.

Этим же документом определялись оклады, столовые и квартирные деньги, а также пенсионные разряды и по другим должностям в управлении государственными сберегательными кассами. Перечислены там должности главного бухгалтера, бухгалтера, контролера, делопроизводителя, счетного чиновника и других служащих. К примеру, полная пенсия счетного чиновника 2 разряда, служившего в управлении госсберкасс в столице, составляла по VII разряду 168 рублей 15 копеек. А такой же должности в московской сберкассе был присвоен лишь последний IX пенсионный разряд, который максимально предполагал пенсионные выплаты в размере 84 рубля 90 копеек. А пенсионный минимум по этому чину составлял всего 28 рублей 30 копеек в год.

Пенсионное обеспечение гражданских чинов, служивших, например, по ведомству министерства юстиции предусматривало полную пенсию за 25 лет выслуги и пенсию в половину жалования при 20-летнем стаже службы. Прослужившие на юридических и судебных должностях от 10 до 20 лет прав на пенсию не приобретали и могли рассчитывать лишь на единовременное казенное пособие. Пенсионные выплаты из казны были достаточно высокими. Так, законоучителю пенсия рассчитывалась из оклада 2700 руб., что было почти в 4 раза больше, чем максимальный оклад народного учителя с выслугой более 20 лет (в 1916 г. = 720 руб.). Имели определенные различия пенсии, начисляемые за службу в некоторых других министерствах и ведомствах.

Не заслугами, а выслугой

При достижении установленных сроков службы чиновнику предоставлялось право выбора – либо пенсия, либо очередной чин, но тогда уже без назначения пенсии. При этом члены Госсовета, министры и другие «высшие должности отправляющие», получали пенсии «соразмерно заслугам их» по-особому о каждом из них высочайшему усмотрению. Иными словами, здесь действовал не закон, а личное решение царя. В начале XX века члены Госсовета получали годовое жалованье в размере около 20 тыс. рублей, министры — от 12 до 24 тыс., а губернаторы — от 5 до 8 тыс. рублей. Соразмерно окладам им, как правило, назначалась и пенсия.

В основу всех пенсионных уставов были определены условия получения пенсии не столько заслугами, сколько установленной выслугой лет на гражданской службе. В расчет, как правило, не принимались даже выдающиеся таланты и признанные в обществе творческие успехи. Например, в сознании большинства россиян А.С. Пушкин является олицетворением литературного гения и гордостью Отечества. Многие из нас выросли на его сказках, а в школьные годы полюбили его стихи и прозу. И уж конечно, непросто представить его пожилым литератором в придворном мундире на пенсии. А ведь такое вполне могло бы случиться.

Выпускник элитного Царскосельского лицея по обычаю тех лет был направлен в 1817 году на гражданскую службу. Поскольку особой прилежностью в науках лицеист Пушкин не отличался, то был распределен в коллегию иностранных дел в чине коллежского секретаря, что по Табели о рангах соответствовало Х классу. Другие лицеисты получали более высокие чины и лучшие назначения. Он же окончил лицей лишь по 2-му разряду, поэтому и чин получил ниже. Да и не лежала у него душа к чиновничьей службе. Манили молодого Пушкина литературные высоты. Они же и причиняли всякие беспокойства по службе, особенно его острые эпиграммы, включая и «пасквили» на самого императора Александра I. В результате скандалов и серьезных объяснений чиновника Пушкина чуть было не отправили в отставку. Выручили друзья, которые добились его перевода по службе на юг. Здесь он служил в канцеляриях генерал-губернаторов Кишинева и Одессы. Но служба не складывалась и летом 1824 года он был отправлен в отставку даже без производства в очередной чин. Его выслуга по гражданскому ведомству на тот период составила всего 7 лет.

Вновь Пушкин поступил на гражданскую службу в 1831 году прежним чином. Императором Николаем I ему было лично поручено написать историю Петра Великого. Роль придворного историографа вполне подходила, хотя после Карамзина этот чин официально больше никому не жаловался. В те годы уже маститого, всеми признанного литератора более увлекала история, чем рутина гражданской службы. Да и характер у него был сложный, взрывной, порой выходивший за принятые в высшем обществе рамки приличия.

В конце 1833 года он был пожалован придворным чином камер-юнкера, который счел неприличным по своим летам и заслугам. Низший придворный чин он принял болезненно, поскольку это был общепринятый статус для молодых, начинающих царедворцев. Хотя пребывание при дворе открывало новые возможности по службе. По Табели о рангах этот придворный чин соответствовал статскому советнику и был выше чина полковника. Однако он, конечно же, не отражал огромной популярности Пушкина в обществе и не соответствовал его литературным заслугам перед Отечеством. Стать камергером и повесить на шею символ этого чина – ключ на цепочке, по воспоминаниям его однокашников, было давней мечтой начинающего придворного.

Читайте так же:  Социальная доплата к пенсии по потере кормильца

Возможность получить желаемый чин и пенсию по придворному ведомству у поэта была. Пенсия здесь назначалась при выслуге от 15 до 50 лет (интервал 5 лет) и составляла от одной трети жалованья до полного жалованья и всего остального содержания. При этом содержание включало в себя столовые, порционные и иные выплаты «в награду за долговременную или отличную службу». Служебное положение и дворцовый статус менялись с годами пребывания в придворном ведомстве. Так что мог, вполне мог бы великий поэт дожить до пенсионного возраста, увеличив при этом свой вклад в российскую литературу и словесность. Его покровитель известный поэт и академик русской словесности тайный советник В.А. Жуковский заслужил достойную пенсию при дворе и в 1841 году вышел в отставку. Или другой пример гражданской службы современника Пушкина. Известный баснописец статский советник И.А. Крылов выслужил казенную пенсию за многолетнюю службу библиотекарем в императорской публичной библиотеке. При выходе в отставку в том же 1841 году ему была назначена пенсия в размере его полного содержания – 11,7 тыс. рублей ассигнациями в год.

Служили в различных гражданских чинах и другие известные литераторы. В чине действительного статского советника вышел на пенсию друг Пушкина, автор известного словаря В. Даль. Тот же чин имел писатель И. Гончаров. С чина коллежского регистратора начал свою службу писатель Н. Гоголь, а позже возглавил кафедру истории Петербургского университета. Ныне подзабытый, а в конце XIX века известный писатель и поэт М. Лонгинов достиг служебных высот: был орловским губернатором и главным цензором Российской империи. Так что в благоприятных обстоятельствах чины и таланты могли успешно сосуществовать.

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Пенсия в офицерском мундире. Часть 1

Из истории известно, что военные пенсии (в современном понимании этого термина) появились в Древнем Риме. Впервые их ввел для центурионов (офицеров) и легионеров римский консул Гай Марий. Выходец из низов, он в 107 г. до н.э. занял высший пост в Риме и впервые в истории сформировал на добровольной основе постоянную наемную армию. До этого римская армия была, по сути, милиционной. Ее собирали лишь для ведения войн, а по их окончании сразу распускали по домам. В армию до нововведений принимали только состоятельных римлян, которые сами могли приобрести оружие, снаряжение и содержать себя в походе.

Именно Марий установил для ветеранов пенсии за выслугу лет и обеспечение их земельными наделами при отставке. В те времена в Риме ветеранами называли легионеров, прослуживших не менее 16 лет в строю и 4 года в ветеранском резерве. Позже общий срок службы был увеличен до 25 лет. Римские граждане, завершившие службу, получали денежный пенсион и земельный надел там, где они вышли в отставку. Спустя 7 лет пришедший к власти Юлий Цезарь закрепил военные пенсионы и расширил ветеранские льготы и преимущества. Войскам после побед над врагами выплачивались премии, а позже выдавались прибавки к жалованью при восшествии на престол нового императора. Легионеры могли делать пенсионные сбережения, которые хранились у знаменосцев когорты. Обычно половина всех премий откладывалась до времени выхода в отставку.

Государево попечение служилых людей на Руси

На Руси воинские начала возникли вместе с формированием обособленных княжеств и появлением первых княжеских дружин для защиты власти, населения и территорий. Первые шаги по обеспечению ратного люда за счет казны предпринял великий князь Иван III, занявший престол в 1462 году. За верную службу и преданность он установил материальное вознаграждение в виде временных поместий. Спустя годы временные поместья перешли в полную собственность ратным людям и стали называться вотчинами. Одновременно с получением поместий и вотчин у зарождавшейся военной знати появилась обязанность по первому зову монарха явиться ко двору с установленным количеством вооруженных людей и коней. Именно эти ратные люди составляли основное ядро княжеского войска.

Известный русский историк С.М. Соловьев подсчитал, что с середины XI века и до 2-й половины XV века было 245 вражеских нашествий и нападений на Русь. При этом почти 200 таких вторжений приходится на период с 1240 по 1462 годы. Иными словами, в это время русские княжества почти ежегодно подвергались военному нашествию и вынуждены были воевать за свою свободу и независимость. Войны и вражеские нападения извне продолжались и в более поздние годы.

Развитие основ попечения ратных людей в России получило дальнейшее развитие в XVI веке. В период царствования Иоанна Грозного впервые было установлено государственное попечение при отставке. Существовало три вида обеспечения: 1) оставление за отставным всего поместья или его части; 2) назначение кормления; 3) помещение в богадельни. Первые два вида попечения жаловались, как правило, высшим военным чинам. Всем военным чинам при увольнении со службы выдавались специальные отставные грамоты.

В те же годы формировавшееся русское дворянство обрело наследственные черты. Вместо отставного служилого на царскую службу должны были прийти его сыновья и внуки. С появлением стрелецкого войска служилые люди стали получать содержание от казны и обрели некоторые льготы и преимущества. Они были освобождены от налогов. Стрельцов нельзя было обратить в холопы или сделать крепостными. А тяготы и лишения ратной службы компенсировались получаемыми земельными наделами, правом заниматься ремеслами и торговлей. Стрелецкие начальники имели еще большие льготы, которые зависели от занимаемой должности в войске. В годы правления царя Алексея Михайловича выделение поместий и земельных наделов за долгую ратную службу и полученные ранения становится одной из форм натурального пенсиона.

Военно-пенсионные реформы ускорились во времена правления Великих. Как известно, титул «Великий» в отечественной истории носили всего два монарха — Петр I и Екатерина II. И эти титулы, возложенные на них современниками, и много позже воспринимались всеми как вполне ими заслуженные. Петровские реформы в значительной мере систематизировали и расширили льготы воинским людям. Постепенно закладывались основы будущей военно-пенсионной системы России. Так, царским указом еще от 9 августа 1700 года было впервые установлено «полковникам и начальным людям, за отличия их службы и для старости давать на пропитание, из прежних их годовых дач третью долю, по все годы». Именно Петр Великий включил расчет военной выслуги лет для определения сумм пенсионных выплат от казны при выходе в отставку. Своими указами от 1716 года и от 1719 года царь предписал пожизненно выплачивать офицерам, вышедшим в отставку по старости, жалование для пропитания.

Екатерина Великая также внесла свой вклад в развитие пенсионного обеспечения в империи. С 1764 года она полностью освободила монастыри от обязанностей содержания (пропитания) отставных военных. Их стали отсылать на жительство в особо назначенные для этих целей города, которые взамен того освобождались от воинского постоя. Всего был определен 31 город империи (для отставных чинов гвардии — только г. Муром). Всем отставным воинским чинам было установлено денежное довольствие от казны: офицерам от 33 до 120 рублей в год в зависимости от чина.

Читайте так же:  Код вида налоговой льготы

Гораздо лучше обстояли дела с военными пенсионами генералитета. В царствование Екатерины Великой пенсионное обеспечение получали все отставные генералы. Постепенно пенсию по выслуге лет стали назначать офицерам, прослужившим в строю 20 лет и более. Все чины, получавшие пенсионные выплаты в пределах установленной императрицей общей суммы расходов на эти цели, составляли пенсионный «комплект чинов». Все те, кто не попал в комплект, ждали своей очереди. В конце ее правления на пенсии «чинам по комплекту» казна выделяла почти 300 тыс. рублей в год. Для того времени это были огромные деньги. Все пенсии персонально утверждались монаршим благоволением. Существовали также пенсии, назначавшиеся за особые заслуги по именным указам императрицы.

Пенсионное обеспечение в Российской империи в XIX-XX веках.

С течением времени все большее распространение получила выплата пенсий и пособий в денежной форме. В 1803 году указом императора Александра I пенсия отставным военным чинам от казны за выслугу лет была узаконена и окончательно обрела денежную форму. Поскольку этим документом юридически было зафиксировано введение системы пенсионного обеспечения для всех военнослужащих в соответствии с вполне определенными условиями, то этот указ прежде часто называли первым Уставом о пенсиях в Российской империи. На основании установленных причин выхода в отставку по ранению или болезни и при соблюдении сроков обязательной выслуги не менее 20 лет назначалась пенсия в размере 1/3 жалования. Позже сроки выслуги были существенно увеличены, а условия получения военных пенсий были изменены. Теперь при 20-летней выслуге можно было рассчитывать лишь на незначительные пенсионные выплаты в размере инвалидного содержания. Пенсию в размере половины жалованья назначали отставному военному чину при 30-летней выслуге, а полную пенсию в размере всей суммы жалованья выплачивали лишь при 40-летней выслуге.

Однако к 1820 году недостаточно регулируемый процесс назначения пенсий из казначейства привел к росту государственных расходов на эти цели. Когда сумма годовых выплат из казны увеличилась до 7,5 млн. рублей, потребовалось принятие экстренных мер как по снижению самих расходов, так и по законодательному упорядочению всех пенсионных законоположений в рамках единого и общего для всех пенсионного документа.

Устав о пенсиях и пособиях

Пенсии по Уставу: традиции и перемены

Для пересмотра основных положений Устава о пенсиях и пособиях и приведения их в соответствие с текущей социально-экономической ситуацией в империи были созданы Особый и Эмеритальный комитеты. Подготовка новой редакции Устава была возложена на графа Блудова, который в ту пору возглавлял II отделение собственной канцелярии императора Николая I. Отделение занималось составлением Свода законов империи. По своему месту в системе государственной власти отделение императорской канцелярии соответствовало рангу министерства.

Представленная графом Блудовым записка об основах нового Устава о пенсиях была воспринята неоднозначно. Он считал, что пенсия для чиновника не есть его право, заслуженное беспорочной службой, а всего лишь проявление монаршей милости. В записке предлагалось лишить пенсий всех, у кого имеется собственное имущество, а также значительно повысить сроки выслуги для получения пенсии. Рассматривался предельный срок службы 45 лет с правом получения полуторного размера пенсии. При этом право дослужить до этого срока должен был получать не каждый чин, а только тот, кого начальство посчитало нужным для дела.

Предложения графа Блудова не получили поддержки ни среди сановников, ни в обществе. Ознакомившись с различными точками зрения, Николай I пришел к выводу, что в короткий срок принципиально пересмотреть все положения Устава о пенсиях и пособиях невозможно. Поэтому он повелел внести в него лишь те изменения, которые позволят стабилизировать ежегодные расходы казны на выплату пенсий в текущем размере, не допуская их дальнейшего роста.

Указом императора от 6 ноября 1853 года Устав о пенсиях был изменен. Была установлена двухступенчатая выслуга в 25 и 35 лет для половинной и полной пенсии соответственно. За 40 лет (1828-1868 годы) число пенсионеров и объем пенсионных выплат выросли почти в 6 раз. Но средний размер пенсии увеличился незначительно: с 109 руб. 82 коп. (1828 г.) до 114 руб. 45 коп (1868 г.). Поэтому все годы вплоть до 1917 года власти Российской империи пытались решить две альтернативные финансовые задачи, лежащие в основе пенсионной системы – как повысить размер пенсий военным чинам при одновременном снижении расходов казны.

Наряду с выплатой пенсий из казначейства за многолетнюю и беспорочную службу военным чинам постепенно формировался 2-й уровень в системе пенсионного обеспечения империи в виде эмеритальных касс.

Эмеритура, или добровольно-принудительные накопления

В числе хорошо зарекомендовавших себя на практике и получивших положительный отклик в обществе стало создание системы добровольно-обязательных взносов военных чинов в специально созданные эмеритальные кассы. Их название произошло от латинского слова emeritus, в переводе означающего «заслуженный». Помимо внесения обязательных накопительных взносов-отчислений, право на такую пенсию надо было еще и заслужить.

В качестве образца был взят пример успешно работавшей эмеритальной кассы прежней армии Польского царства. Поскольку статистических данных и расчетных показателей работы подобных касс на тот период времени просто не существовало, то было решено принять все положения и расчеты этой кассы в качестве образца с условием их последующей доработки и адаптации к российским условиям. Первоначальный капитал кассы формировался, как правило, за счет поступлений из внешнего источника (из казначейства, инвалидного капитала, добровольных пожертвований и т.д.). Капиталы эмеритальных касс, размещенные в ценных бумагах, позволяли получать ежегодно примерно 4% дохода. Расчеты, проведенные на 50-летний период вплоть до 1919 года, показали рост размеров персональных накопительных пенсий примерно в 3 раза. Выплаты в эмеритальную кассу устанавливались обычно в размере 6% от жалованья. В 1860-е годы числе первых были утверждены положения об эмеритальных кассах военно-сухопутного и морского ведомств. Эмеритальные капиталы и число участников касс росли из года в год вплоть до 1917 года.

Пенсия из эмеритальной кассы назначалась с учетом сроков выслуги и периода отчислений в кассу и выплачивалась только после выхода в отставку. Следует отметить, что пенсионная система империи даже в начале ХХ века оставалась во многом сословной. Государственные пенсии по выслуге лет назначались военным чинам, выходившим в отставку, как минимум, в статусе личного дворянства.

Видео (кликните для воспроизведения).

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Источники

Устав о пенсиях и единовременных пособиях
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here