Сущность принципов права социального обеспечения

Основные принципы права социального обеспечения

Положения права занимают первостепенное место в законодательном регламентировании:

  • во-первых, они предстают в роли центральных идей для государственных лиц, указывая направления модернизации юридических положений;
  • во-вторых, органы управления и руководящие личности пользуются положениями права при утверждении частных постановлений;
  • в-третьих, при упущении в законах положения возможно применять в виде правового принципа при разрешении спорной ситуации о праве;
  • в-четвертых, положения права оказывают помощь в истинном объяснении правовых норм.

Определение 1

Принципы права – это центральные понятия, описывающие назначение права, его смысл и функции в группе людей.

Общие принципы права

Положения права разделяются на:

  • общеправовые – характерные праву в общем;
  • отраслевые – свойственные конкретному разделу;
  • межотраслевые – присущие нескольким близким отраслям.

В основные положения права можно включить следующие понятия:

  • объективность;
  • легальность;
  • первостепенность прав и свободы гражданина;
  • господство Конституции РФ.

Свобода приобретения прав по социальному обеспечению

Возникновение отношений по соц.обеспечению возникают только при наличии волеизъявления гражданина в форме подачи заявления в орган социального обеспечения. Данный признак отличает законодательство по социальному обеспечению от других. Срок обращения гражданина за обеспечением не ограничен, при возникновении права гражданин может обратиться за различными видами социального обеспечения в любое время. Гражданин может выбрать приемлемый для себя вариант обеспечения из нескольких, если он имеет на это право.

Человек одновременно имеет право на несколько видов пенсий, он выбирает для назначения один, самый подходящий. Граждане могут выбирать зарплату, из которой насчитывается пенсия, за более выгодные периоды.

Классификация и общая характеристика принципов права социального обеспечения

По сфере действия принципы принято классифицировать следующим образом:

  • общеправовые (свойственные всем отраслям права);
  • межотраслевые (отражающие общие черты нескольких отраслей права);
  • отраслевые (характеризующие специфику конкретной отрасли);
  • внутриотраслевые (касающиеся отдельных институтов отрасли).

В регулировании общественных отношений по социальному обеспечению находят проявление все группы правовых принципов.

Общеправовые принципы:

  • признание и гарантированность в России прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права;
  • неотчуждаемость основных прав и свобод человека и принадлежность их каждому от рождения;
  • признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими;
  • равенство всех перед законом и судом;
  • равенство прав и свобод мужчины и женщины и равенство возможностей для их реализации;
  • право каждого на объединение для защиты своих интересов;
  • гарантированность государственной защиты прав и свобод, включая судебную защиту, и др.

Межотраслевые принципы:

Характерны для ряда отраслей права, нормы которых регулируют общественные отношения, связанные с реализацией гражданами предоставленных им прав. К межотраслевым принципам можно отнести:

  • обеспечение достойной жизни и свободного развития человека;
  • обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;
  • запрещение принудительного труда и др.

Они наиболее характерны для таких отраслей права, как трудовое, семейное, право социального обеспечения.

Внутриотраслевые принципы:

В российском законодательстве последних лет, регулирующем отдельные институты социального обеспечения, прослеживается тенденция закрепления внутриотраслевых принципов непосредственно в нормах права. Так, в ст. 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» указаны следующие принципы социального обслуживания: адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, конфиденциальность, профилактическая направленность.

Право социального обеспечения относится к числу тех отраслей, принципы которых текстуально не закреплены в законе. До сих пор нет общего нормативного акта типа Основ или Кодекса, где были бы зафиксированы принципы права социального обеспечения. Поэтому исследователи данной проблемы вынуждены их выводить из сути норм права социального обеспечения. При этом важно учитывать, что в силу ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы России.

Отраслевые принципы

Под принципами права социального обеспечения понимаются основополагающие идеи, руководящие начала, которые, с одной стороны, характеризуют внутреннее единство данной отрасли права, а с другой — указывают основные тенденции ее развития.

Ученые, занимающиеся исследованиями в области социального обеспечения, по-разному формулируют отраслевые принципы, не совпадает их количество и у различных авторов.

  • всеобщность;
  • финансирование социального обеспечения за счет обязательных страховых взносов, а также за счет государственного бюджета;
  • дифференциация социального обеспечения в зависимости от условий труда (вредные, тяжелые и пр.), природно-климатической зоны, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов;
  • универсальность и комплексность, т.е. гарантированность социального обеспечения при наступлении всех социально значимых обстоятельств, установленных законом.
  • осуществление социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета;
  • дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств;
  • обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума;
  • гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми;
  • многообразие видов социального обеспечения;
  • участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав.

Принципы права социального обеспечения

Назначение норм права социального обеспечения в том, чтобы осуществлять регулирование общественных отношений при реализации гражданами прав на социальное обеспечение, гарантированных Конституцией. На основе принципов выстраивается правовая база в этой отрасли. Основной идеей о правах и обязанностях субъектов в области социального обеспечения является наличие трудового стажа. Стаж должен иметь определенную продолжительность, так как размер пенсий и многих пособий сопоставляется с заработной платой. Первый из принципов социального обеспечения – принцип связи ПСО с трудом. Социальное обеспечение распространяется как на граждан, так и на их семьи, поэтому вторым принципом социального обеспечения является принцип обеспечения граждан и членов их семей.

Читайте так же:  Досрочная трудовая пенсия по старости закон

При реализации своих прав граждане свободны в усмотрении, значит наличествует принцип свободы приобретения своих прав и распоряжения ими. В актах отрасли есть нормы, которые предусматривают социальное обеспечение отдельных категорий граждан: женщин, молодежи, инвалидов и т.д. Речь идет о принципе приоритета в обеспечении некоторых категорий граждан. И еще один принцип является важным в социальном обеспечении – зависимость уровня обеспечения от прожиточного минимума. Итак, отраслевыми принципами социального обеспечения являются:

  • связь с трудовым процессом;
  • субъектами соц. обеспечения являются граждане и члены их семей;
  • приобретение прав на усмотрение и распоряжение ими;
  • приоритетное обеспечение отдельных категорий граждан;
  • взаимосвязь обеспечения и прожиточного минимума.

Замечание 1

Из принципов вытекает суть прав и обязанностей граждан и органов в системе соц.обеспечения.

Понятие принципов права социального обеспечения

Правовые принципы – это руководящие идеи, которые выражают сущность, основные свойства и общую направленность развития правовых норм в пределах всей системы права либо ее отдельных отраслей или институтов.

Однако, правовые идеи могут значительно опережать действующее право и возникнуть за столетия до их реального воплощения в нормах права. Правовые же принципы — это принципы «права своего времени».

Отличие принципов права от правовых норм:

  • принципы права , устанавливая общее правило поведения на основе руководящих идей, не содержат всех элементов правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция);
  • с помощью принципа нельзя всесторонне урегулировать конкретное правоотношение между субъектами права;
  • определяют сущность и содержание не только действующих, но и будущих правовых норм, тенденции развития законодательства.

В соответствии с принципами осуществляется толкование норм, особенно в тех случаях, когда в них имеются противоречия и пробелы.

Принципы проявляют себя в нормах права, а нормы права не могут не соответствовать правовым принципам.

Представляется, что закрепление правовых принципов в нормах права — это то, к чему должна стремиться правовая система любого социального, цивилизованного государства. Так, в ст. 4 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» определены основные принципы осуществления обязательного социального страхования.

Институциональные принципы права социального обеспечения

Положения обязательного общественного страхования:

  • устойчивость материальной системы обязательного социального страхования, гарантируемая на основе равнозначности страховых выплачиваемых средств;
  • общий основной вид общественного страхования, открытость для застрахованных субъектов воплощения своих социальных обеспечений;
  • правительственная гарантия не нарушения прав застрахованных лиц на охрану от общественных страховых вероятностей и выполнение обязанностей по социальному страхованию вне зависимости от материального состояния человека;
  • правительственное регламентирование структуры обязательного общественного страхования;
  • важность деятельности представителей субъектов общественного страхования в регулирующей системе страхования;
  • необходимость проведением страхователями финансовых пожертвований;
  • наказуемость за нецелевое распределение финансов;
  • проведения мониторинга;
  • независимость денежной системы.

Принципы пенсионного обеспечения:

  • принцип определения пенсии не связанной с наличием посторонней финансовой прибыли;
  • принцип определения различного количества людей, обладающих правом на пенсию в связи со смертью кормильца;
  • определение формы правительственной пенсионной выплаты в фиксированном значении;
  • принцип перехода финансовых средств накопительной доли трудовой пенсии.

Принципы предоставления правительственной социальной услуги:

  • целенаправленное применение бюджетных финансов;
  • понижение степени общественного неравенства;
  • увеличение прибыли граждан.

Положения общественного патронажа:

  • целенаправленность;
  • открытость;
  • непринудительность;
  • человечность;
  • первостепенность оказания общественных услуг детям не достигшим 18 лет или лицам, находящимся в сложной жизненной ситуации;
  • секретность;
  • направленность в области профилактической деятельности.

Понятие, система и функции права социального обеспечения.

Система социального обеспечения

Человек, его права и свободы являются по Конституции РФ высшей ценностью. Их признание, соблюдение и защита – важнейшая обязанность государства. Право на социальное обеспечение раскрывается в ст.ст.7, 37-41 Конституции РФ.

Рассмотрим систему социального обеспечения (НЕ систему права социального обеспечения, не путать!).

Понятие социального обеспечения

В течение жизни каждый человек подвергается различным социальным рискам, которые могут самым непосредственным образом отразиться на состоянии его здоровья и трудоспособности, привести к утрате заработной платы или иного трудового дохода, служащего основным источником средств существования.

Социальный риск – это вероятное событие, наступление которого приводит к материальной необеспеченности в связи с утратой дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания, а также возникновением дополнительных расходов на детей и других нетрудоспособных членов семьи, потребности в медицинских или социальных услугах.

Характерными признаками, позволяющими называть определенные события, происходящие в жизни человека, социальным риском , служат:

  • обусловленность экономической системой и общественной организацией труда;
  • имущественные последствия в виде отсутствия дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания, дополнительные расходы на нетрудоспособных членов семьи;
  • заинтересованность государства и общества в смягчении и преодолении последствий наступления указанных событий.

С учетом объективной природы и в зависимости от влияния на трудоспособность человека социальные риски можно объединить в 4 группы (виды социальных рисков).

  1. экономического характера (безработица);
  2. физиологического характера (временная или стойкая утрата трудоспособности, беременность и роды, старость, смерть);
  3. производственного характера (трудовое увечье, профессиональное заболевание);
  4. демографического и социального характера (многодетность, неполнота семьи, сиротство).

Экономические и демографические риски прямо не отражаются на трудоспособности человека.
Как правило, человек не может преодолеть последствия наступления социального риска самостоятельно, т.к. они обусловлены объективными социально-экономическими условиями жизни, тесно связаны с производственной деятельностью и не зависят от его воли.

Государство, обеспечивающее своим гражданам, иностранцам и лицам без гражданства, находящимся на его территории на законных основаниях, достойный уровень жизни и свободное развитие, называют «социальным». Оно создает государственную систему социального обеспечения, участвует в финансировании пенсий, пособий, компенсаций, медицинских и социальных услуг.

Основные критерии (признаки) социального обеспечения:

Социальное обеспечение — форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества.

Читайте так же:  Налоговые льготы для сельхозпроизводителей

Отраслевые принципы права

К отраслевым принципам права социального обеспечения следует относить:

  • связующую нить с рабочей деятельностью;
  • универсальность общественного снабжения;
  • первостепенность снабжения определенных групп лиц;
  • снабжения всей семьи, а не отдельных членов;
  • рассчитывание объемов социального обеспечения;
  • эпизодичность индексации основных форм общественного обеспечения.

Рассмотрим каждый из представленных принципов более детально.

Первый из них гласит, что от количества отработанных лет зависит право на множество из видов социального обеспечения.

Например, для выплаты страховой пенсии при наступлении пожилого возраста обязательное условие более 15 лет трудовой деятельности.

Сумма выплаты прямо пропорциональна количеству трудовых лет, т.е. размер обеспечения тем больше, чем больше трудовой стаж. Но бывают случаи, когда данные выплаты предоставляются независимо от существования стажа и его количество лет. Допустим, помощь в сфере медицины оказывается каждой личности.

Следующий принцип всеобщности заключается в финансовом обеспечении разных граждан несмотря на половую принадлежность, языковой барьер, происхождение, финансовое положение, статуса в обществе, религиозных убеждений и иных обстоятельств.

  • Во-первых, принцип первоочередного обеспечения определенных групп лиц означает, что жители РФ для получения выплат собирают гораздо меньше документов в отличие от зарубежных граждан или вовсе без гражданства, которым необходимо в дополнении еще подтвердить факт постоянной прописки в России.
  • Это объясняется тем, что материальные средства государства не бесконечны, и в дополнении, государство должно сохранять рациональный баланс национальных и зарубежных трудовых ресурсов.
  • Во-вторых, определенные группы людей должны подлежать более детальной охране со стороны государства в связи:
    • с существованием у них особых успехов и отличий перед Отечеством (ветераны войн, нобелиаты государственных премий, призеры Олимпийских и Паралимпийских игр и др.);
    • претерпеванием лиц утрат (обитатель Ленинграда в период блокады, бывшие заключенные нацизма, подвергшиеся репрессиям, жертвы от радиационных влияний и др.);
    • положением самочувствия гражданина (инвалиды, нетрудоспособные и др.);
    • произведением работы в условиях, не относящихся к нормальным;
    • возрастом (ребенок, старики и др.);
    • особенной социальной значимостью (женщины в положении, семьи с детьми и др.).
    • финансовым состоянием граждан (малоимущие).

Четвертый принцип означает, что в случае утраты одного члена, его семья имеет право на требования многих видов выплат (пенсия в связи с потерей кормильца, деньги на проведение похорон и др.).

Порядок рассчитывания сумм социальных выплат позволяет обеспечивать нормальный уровень жизни. Целевое применение данного положения в России пока не находится на должном уровне, но в последнее время правительство принимает некоторые меры, направленные на то, чтобы сумма финансовых выплат тем гражданам, которые в них нуждаются, была выше размера прожиточного минимума, прописанного для данной группы людей.

Последний принцип гласит, что правительственные выплаты семьям с одним ребенком, повышаются в объеме и временные рамки, предусмотренные законом об общегосударственном расчете на данный финансовый год исходя из планируемой ступени прироста.

Что касается трудовых страховых обеспечений, то размер закрепленной суммы к страховой пенсии проходит ежегодную переиндексацию с 1 февраля на коэффициент увеличения покупательских цен за прошедший период в один год. Более того, Государство РФ имеет право каждый год с 1 апреля на заключение о дополнительном подъеме прописанной доплаты к страховой пенсии лицам, имеющим ребенка.

Функции права социального обеспечения

Сущность социального обеспечения проявляется в его функциях:

  1. экономической;
  2. политической;
  3. демографической;
  4. социально-реабилитационной;
  5. профилактической.

Экономическая функция заключается:

  1. в частичном возмещении заработка или иного трудового дохода, утраченного в связи с безработицей, нетрудоспособностью, а также внутрисемейного содержания в связи с потерей кормильца;
  2. в частичной компенсации дополнительных расходов, вызванных наступлением определенных жизненных обстоятельств (например, наличием детей);
  3. в оказании минимальной денежной, натуральной и иной помощи безработным, малоимущим лицам и семьям;
  4. в предоставлении бесплатных для потребителя медицинских и социальных услуг в пределах государственных минимальных стандартов (например, лекарственной помощи).

Источниками финансирования социального обеспечения служат единый социальный налог (ЕСН), средства бюджетов различных уровней, страховые взносы, а также иные установленные законом поступления. Часть ЕСН перечисляется в виде страховых взносов во внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ (ПФР), Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС), Фонд социального страхования РФ (ФСС). Средства фондов являются федеральной собственностью.

Политическая функция социального обеспечения способствует ослаблению социальной напряженности в обществе, порождаемой чрезмерными различиями в уровне жизни различных слоев населения.

Демографическая функция призвана стимулировать воспроизводство населения, необходимое для нормального развития страны.

Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса инвалидов и других социально слабых групп населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества.

Профилактическая функция заключается в предотвращении возникновения социально-рисковых ситуаций (например, несчастных случаев на производстве).

Электронная библиотека

Принципами права социального обеспече­ния являются руководящие начала, определяю­щие сущность, направления развития данной системы права, которые должны быть закреплены в правовых нормах или же прямо следо­вать из их содержания. До настоящего времени кодифицированного нормативного акта (основ или кодекса), где были бы зафиксирова­ны принципы права социального обеспечения, не существовало. Принципы отражены, например, в поста­новлении Правительства РФ от 20 мая 1998 г. № 463 с последующими изменениями, одобрившем Программу Пенсионной реформы в Российской Федерации, в Федеральном законе от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», в Федеральном законе от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и в ряде других.

Принципы права социального обеспече­ния по сфере действия классифицируются следующим образом:

· общеправовые принципы, свойственные всем отраслям права;

· межотраслевые принципы, которые отражают единые черты не­скольких отраслей права;

· отраслевые принципы, характеризующие отдельную отрасль права. Касательно права социального обеспечения к ним следует отнести все­общность права социального обеспечения, социальное обеспечение за счет обязательных платежей во внебюджетные фонды, государственного бюджета, негосударственных пенсионных фондов и ряд других;

· внутриотраслевые принципы, касающиеся отдельных институтов отраслей права. В праве социального обеспечения выделяют принципы пенсионного обеспечения, социального обслуживания, обязательного медицинского страхования и некоторые другие.

Читайте так же:  Выход на пенсию по вредности с

Общеправовые принципы по своему характеру могут быть различными в зависимости от того, какой сущностной признак права они отражают (социально-экономический, политический, специально-юридический и т.д.). К ним относятся такие следующие принципы:

· человек, его права и свободы являются высшей ценностью;

· признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства;

· признание и гарантированность прав и свобод человека и гражданина согласно обще­признанным принципам и нормам международного права;

· принадлежность основных прав и свобод человека каждому от рождения и их неотчужда­емость;

· права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного само­управления и обеспечиваются правосудием;

· равенство всех перед зако­ном и судом;

· равенство прав и свобод мужчины и женщины и равные возможности для их реализации;

· право каждого на жизнь;

· гарантирован­ность каждому судебной защиты прав и свобод;

· право каждого на возме­щение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Видео (кликните для воспроизведения).

К общим принципам права обычно относят также принципы:

· законности и юридической гарантирован­ности прав и свобод личности, зафиксированных в законе;

· связанности нормами закона деятельности всех должностных лиц и государственных органов;

· единства юридических прав и обязанностей;

Будучи общими, перечисленные принципы права являются основополагающими, руководящими идеями, отражающими сущность правового регулирования общественных отношений в сфере социаль­ного обеспечения, как и в иных сферах социальной жизни общества, а некоторые из них указывают на дальнейшую перспективу развития системы российского права.

Наряду с общими принципами выделяют и межотраслевые правовые принципы, которые охватывают две (или более) отрасли права, как правило, близко соприкасающиеся между собой (например, право социального обеспечения и трудовое право). Межотраслевые принципы не являются абсолютно обособленными от общих принципов права, наоборот, они базируются на них, конкретизируя те или иные основополагающие идеи, пронизывающие содержание права в целом, с учетом специфики отраслей права.

К межотраслевым принципам относятся:

· право на защиту от безработицы;

· право на охрану здоровья;

· государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;

· право пожилых граждан, инва­лидов на социальную защиту;

· право на защиту от бедности.

Указанные принципы являются общими для отраслей права, регу­лирующих общественные отношения, в которых граждане реализуют предоставленные им социально-экономические права. К числу таких отраслей относятся, прежде всего, трудовое право и право социального обеспечения.

Следующий уровень принципов права – это отраслевые принципы. Каждая отрасль права, помимо общих и межотраслевых, строится на основе своих собственных, присущих лишь ей правовых принципов; вместе они образуют фундамент, на котором создаются и функцио­нируют не только отрасли, но и все право.

Отраслевые принципы отражают сущность и пронизывают содер­жание норм конкретной отрасли права. На их основе создаются и ре­ализуются нормы, в совокупности образующие и такую отрасль, как право социального обеспечения. Таким образом, отраслевые принци­пы – это как бы низший этаж в общей системе принципов права, это принципы, конкретизирующие основополагающие идеи более высо­кого порядка.

· всеобщности социального обеспечения;

· обеспечения граждан во всех случаях утраты трудоспо­собности и множественности видов социального обеспечения;

· социального обеспечения за счет уплаты единого соци­ального налога (взноса);

· соизмерения размеров пособий, пенсий и других выплат с прожиточным минимумом;

· дифференциации условий и уровня социального обеспечения в зависимости от трудового стажа и некоторых других обстоя­тельств.

Принцип всеобщности социального обеспечения. Законодательство РФ устанавливает одинаковую для всех граждан возможность при на­ступлении определенных обстоятельств получить установленные соци­альные выплаты и услуги. На равных основаниях с гражданами РФ пра­во на социальное обеспечение имеют и другие граждане, постоянно проживающие в РФ (например, иностранцы, лица без гражданства и не­которые другие).

Принцип обеспечения граждан во всех случаях утраты трудоспо­собности и множественности видов социального обеспечения. Здесь имеется в виду множество жизненных обстоятельств и ситуаций, все не­обходимые случаи, при наступлении которых предоставляется обеспече­ние в виде различных пособий, пенсий, медицинского обслуживания, компенсационных выплат, социальных услуг и т.п.

Принцип социального обеспечения за счет уплаты единого соци­ального налога (взноса). Социального обеспечения осуществляется за счет уплаты единого соци­ального налога, зачисляемого в государственные внебюджет­ные фонды (Пенсионный фонд России, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования), за счет государствен­ного бюджета, а также негосударственных пенсионных фондов. В соответствии со ст. 241 второй части Налогового кодекса РФ уста­новлена прогрессивная шкала ставок уплаты работодателем единого со­циального налога (взноса) на каждого отдельного работника нарастаю­щим итогом с начала года.

Принцип соизмерения размеров пособий, пенсий и других выплат с прожиточным минимумом. В соответствии с федеральным законом от 24 октября 1997 г. №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» для установления минимального размера пенсии по старости, оказания государственной социальной помощи гражданам в субъектах РФ, а также для определения размеров пособий и других социальных выплат ежеквартально устанавливается величина прожиточного минимума.

Прожиточный минимум – стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы; потребительская кор­зина – это минимальный набор продуктов питания, непродовольствен­ных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Потребительская корзина в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации определяется не реже одного раза в пять лет на основе методических рекомендаций, разрабатываемых с участием общероссийских объединений профсоюзов.

Величина прожиточного минимума на душу населения и по основ­ным социально-демографическим группам населения в целом по Рос­сийской Федерации и в субъектах Российской Федерации определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных Госу­дарственного комитета Российской Федерации по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные това­ры и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам. Величина прожиточного минимума, определяемая в целом по Российской Феде­рации, является основой для установления минимального размера оп­латы труда и минимального размера пенсии по старости, а также для оп­ределения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат.

Читайте так же:  Где ветеранские выплаты за январь

Принцип дифференциации условий и уровня социального обеспечения в зависимости от трудового стажа и некоторых других обстоя­тельств. Основные денежные выплату по государственному социаль­ному страхованию (пособия по временной нетрудоспособности, пенсии и др.) исчисляются исходя из заработка работника, его страхового ста­жа, характера и условий труда.

Внутриотраслевые принципы права социального обеспечения – принципы, касающиеся его отдельных институтов. Например, такому институту права социального обеспечения, как «пенсионное обеспечение», присущи следующие принципы:

· каждый гражданин имеет право на пенсию в случае утраты трудоспособности (по старости, по инвалидности и в иных, предусмотренных законодательством случаях);

· каждый работающий по трудовому договору (контракту) подлежит обязательному государственному пенсионному страхованию;

· каждый застрахованный имеет право на трудовую пенсию в соот­ветствии с продолжительностью страхования и заработком работника;

· средства обязательного государственного пенсионного страхова­ния используются исключительно на пенсионное обеспечение застра­хованных по правилам и нормам, установленным законом. Часть этих средств централизуется и перераспределяется в целях обеспечения пен­сионных гарантий граждан независимо от их места жительства на тер­ритории Российской Федерации. Расходы на пенсионное обеспечение лиц, не участвовавших в пенсионном страховании, покрываются за счет средств федерального бюджета.

Институт отрасли права «Социальное обслуживание» характеризуют следующие принципы:

· приоритетность предоставления социальных услуг.

Основными видами социального обеспечения выступают: пенсии, пособия, услуги (рисунок 4.5).

Срочно?

Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

Принципы права социального обеспечения: понятие, классификация и общая характеристика

Система права социального обеспечения

В соответствии с положениями общей теории права под системой правовой отрасли принято понимать объективно существующее внутреннее ее подразделение на подотрасли, институты, подинституты.

Право социального обеспечения, как и любая правовая отрасль, делится на общую и особенную части.

В общую часть входят институты, которые содержат положения, «обслуживающие» практически все институты особенной части. Именно поэтому в общую часть входят нормы права, действие которых распространяется на все отношения, входящие в предмет права социального обеспечения.
К общей части относятся такие институты, как:

  • субъекты права социального обеспечения;
  • основания обеспечения и его виды;
  • принципы права социального обеспечения.

Особенная часть отрасли состоит из институтов, имеющих самостоятельный объект регулирования. К ним относятся следующие институты:

  • трудовой стаж;
  • пенсии;
  • пособия;
  • компенсационные выплаты;
  • социальное обслуживание;
  • медицинская помощь и лечение;
  • льготы по системе социального обеспечения.

Каждый из указанных институтов делится на подинституты. Так, институт пенсий делится на подинституты: пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии. Институт трудового стажа — на подинституты в зависимости от общего, специального, непрерывного, страхового стажа.

Система науки традиционно более широка, нежели система отрасли. Так, в общую часть науки включаются такие институты, как понятие, предмет, метод, системы, правоотношения, принципы, источники прав социального обеспечения, а также история и перспективы развития этой отрасли. Особенная часть науки совпадает с особенной частью этой отрасли права, поэтому состоит из тех же институтов.

Связь с трудовым процессом и обеспечение семей

Главным объектом здесь является пенсионное обеспечение, а также пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам. Принцип закрепляет специальные нормы, например, о трудовом (страховом) стаже. Наличие стажа дает право на соц. обеспечение и влияет на его размер. Существуют и другие условия для возникновения права на льготное пенсионное обеспечение.

Не только гражданин является участником отношений по соц. обеспечению, данная отрасль затрагивает и членов его семьи. Существуют нормы о круге обеспечиваемых, о размере обеспечения. Сюда относятся случаи назначения пенсии по потере кормильца, по уходу за больным членом семьи, пособия на детей.

Размер обеспечения определяется с учетом состава семьи. Это касается области назначения пенсий по старости, по инвалидности.

Приоритет в обеспечении некоторых категорий граждан

В социальном обеспечении существует дифференциация. Государство проявляет особую заботу о людях, нуждающихся в повышенном внимании. К этой категории относятся ветераны Великой Отечественной войны, воины-афганцы, участники ликвидации радиационных катастроф. Эти категории граждан получают пенсии в силу их особых заслуг. По причинам физиологического характера, семейного положения, условий труда также имеется социальное обеспечение. Льготы и преимущества закреплены законодательно.

Льготным пенсионным обеспечением считается обеспечение лиц, ставших инвалидами в период Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц. Эти люди имеют льготы и в других видах социального обеспечения.

Граждане, которые пострадали от радиации при ликвидации техногенных катастроф, имеют право на систему льгот: бесплатную медицинскую помощь, санаторно-курортное лечение, оплата коммунальных услуг, бесплатный проезд и т.д.

Женщины тоже входят в область приоритетного обеспечения. Это особые виды обеспечения, льготы. Беременные женщины, матери получают специальные пособия по беременности и родам, по уходу за детьми. Льготы в пенсионном обеспечении выражены в пониженных требованиях к возрасту и стажу в сравнении с мужчинами.

Молодежь тоже имеет льготы, они выражены в пониженных требованиях к стажу или в отсутствии требований к стажу при назначении пенсии по инвалидности. Инвалиды с детства получают социальную пенсию, учащиеся от 18 лет и старше получают пенсию по потере кормильца до окончания обучения, но не более чем до 23-х лет.

Приоритетным является обеспечение граждан, занятых на вредных производствах, у них снижен пенсионный возраст, уровень пенсий выше, чем у обычных граждан.

Неоспоримым является факт, что пенсии и пособия должны соответствовать установленному законом уровню жизни. Существует понятие «прожиточный минимум», суть его в том, что он определяет стоимостную величину, которая необходима для обеспечения и функционирования организма человека и сохранения его здоровья. Такие явления, как безработица, социальное расслоение, инфляция, колебания в заработной плате сделали необходимым установление взаимосвязи между прожиточным минимумом и социальным обеспечением.

Читайте так же:  Федеральный закон о муниципальной пенсии

Понятие и общая характеристика принципов права социального обеспечения

Систему принципов права социального обеспечения состав­ляют:

а) всеобщность социального обеспечения;

б) финансирование социального обеспечения за счет страхо­вых взносов и государственного бюджета;

в) дифференциация условий и уровня социального обеспече­ния;

г) универсальность и комплексность при предоставлении со­циального обеспечения.

Кроме общих отраслевых принципов существуют принципы, обладающие определенной спецификой в силу того, что они при­менимы к отдельным организационно-правовым формам соци­ального обеспечения.

3. Содержание принципов права социального обеспече­ния

Всеобщность социального обеспечения выражается в том, что Конституция РФ устанавливает равную и одинаковую для каждо­го возможность при наступлении объективных социально значи­мых обстоятельств получать определенные виды социальных вы­плат или услуг (ст. 39). запрещенным ч. 2 ст. 19 Конституции РФ.

На равных основаниях с гражданами Российской Федерации право на социальное обеспечение имеют постоянно проживаю­щие в России иностранные граждане, если международными со­глашениями по этому поводу не установлен иной порядок. Вре­менно находящиеся на территории Российской Федерации ино­странные граждане также имеют право на социальное обеспече­ние, но основанием для этого являются соответствующие между­народные договоры. Беженцам предоставляются те виды соци­ального обеспечения, которые предусмотрены специальными нормами (например, в соответствии с Законом РФ «О беженцах» от 19 февраля 1993 г., ст. 13: «В целях обеспечения беженцам благоприятных материальных условий и компенсации расходов, связанных с их пребыванием на территории Российской Федера­ции при Правительстве РФ учреждается Фонд помощи беженцам (специальный фонд денежных средств для оказания помощи бе­женцам»).

Принцип всеобщности не следует понимать как безусловное право на социальные выплаты, услуги или льготы. Все они пре­доставляются в соответствии с основаниями, предусмотренными законодательством. Так, право на трудовую пенсию по старости возникает только при достижении определенного законом воз­раста и наличия трудового стажа установленной продолжитель­ности.

Финансирование социального обеспечения осуществляется за счет обязательных страховых взносов и государственного бюд­жета. Концентрируются средства на социальные выплаты и услу­ги в централизованных внебюджетных фондах социального на­значения. Эти фонды являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. Хотя денежные средства фондов и находятся в собственности государства, но в состав бюджетных средств они не включаются. Поэтому фонды и называются «вне­бюджетными».

Денежные средства фондов формируются, как уже было ска­зано выше, на основе норм финансового законодательства за счет страховых взносов работодателей, граждан, занимающихся пред­принимательской деятельностью без образования юридического лица, и иных категорий физических лиц. Кроме того, фонды по­полняются за счет ассигнований из федерального бюджета. Фон­ды вправе инвестировать временно свободные средства. Доход от такой деятельности принадлежит фондам и направляется для обеспечения их уставной деятельности. Кроме того, средства фондов могут пополняться за счет добровольных взносов физи­ческих и юридических лиц.

Наемные работники платят взносы только в Пенсионный фонд РФ.

Тарифы страховых взносов устанавливаются федеральными законами ежегодно. Размеры страховых взносов устанавливаются в процентах от всех выплат, включая гражданско-правовые дого­воры о выполнении работ и услуг. Перечень выплат, на которые не начисляются взносы в Пенсионный фонд РФ, утверждены по­становлением Правительства РФ от 7 мая 1997 г. № 546.

В задачи ПФР входит: целевой сбор и аккумуляция страховых взносов; финансирование расходов на все виды государственных пенсий и другие выплаты. Кроме того, ПФР организует работу по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм, выплачи­ваемых в качестве возмещения за трудовое увечье, профзаболе­вания или по случаю потери кормильца, а также выполняет дру­гие функции, предусмотренные Положением о Пенсионном фон­де Российской Федерации.

Средства Государственного фонда занятости населения РФ направляются на выплату пособий по безработице, компенсацию затрат гражданам в связи с их переездом в другую местность по предложению службы занятости, оказание материальной и иной помощи членам семьи безработного, оплату периода временной нетрудоспособности безработного, возмещение затрат Пенсион­ному фонду в связи с назначением досрочных пенсий безработ­ным и др.

Источниками финансирования системы здравоохранения в России являются средства бюджетов РФ и субъектов РФ, госу­дарственных и общественных организаций, личные средства гра­ждан, благотворительные взносы и иные поступления. Денежные средства государственной (муниципальной) системы здравоохра­нения направляются для финансирования мероприятий по разра­ботке и реализации целевых программ, утвержденных Прави­тельством РФ и исполнительными органами субъектов РФ, по профессиональной подготовке кадров, научных исследований, развития материально-технической базы учреждений здраво­охранения. Эти средства могут быть использованы для оплаты особо дорогостоящих видов медицинской помощи, для финанси­рования медицинских учреждений, оказывающих медицинскую помощь при социально значимых заболеваниях, в зонах стихий­ных бедствий и т. д. Формирование этих средств осуществляется в соответствии с системой государственного обязательного ме­дицинского страхования за счет отчислений страхователей в тер­риториальные фонды ОМС.

Фонд социального страхования РФ направляет свои средства на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по бере­менности и родам, единовременных пособий женщинам, встав­шим на учет в медучреждениях в ранние сроки, а также при рож-

Принцип универсальности права на социальное обеспечение означает признание права граждан на обеспечение при наступле­нии всех социально значимых случаев: болезни, возраста, трудо­вого увечья, потери кормильца, накопления определенного тру­дового стажа, наличия детей, инвалидности, безработицы, нуж­даемости и т. д.

Универсальность социального обеспечения реализуется через комплекс мероприятий государства, заложенный в государствен­ные программы. Такие программы принимаются на федеральном уровне, на уровне субъектов федерации или территории. Подоб­ные программы могут быть разработаны и на уровне конкретной организации.

Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники

Сущность принципов права социального обеспечения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here