Субсидии из федерального бюджета на строительство

Субсидии из федерального бюджета на строительство

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 26 декабря 2019 года N 1858

О предоставлении субсидии из федерального бюджета на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства федерального государственного унитарного предприятия «Московский эндокринный завод»

Правительство Российской Федерации

1. Предоставить в 2019-2022 годах субсидию из федерального бюджета на осуществление капитальных вложений в строительство, реконструкцию и техническое перевооружение объектов капитального строительства федеральному государственному унитарному предприятию «Московский эндокринный завод», находящемуся в ведении Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, согласно приложению.

2. Определить федеральное государственное унитарное предприятие «Московский эндокринный завод» заказчиком и застройщиком в отношении объектов, указанных в пункте 1 настоящего постановления.

3. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации — главному распорядителю средств федерального бюджета, Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации обеспечить в 2019-2022 годах финансирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета работ по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов, указанных в пункте 1 настоящего постановления, с распределением, предусмотренным приложением к настоящему постановлению.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

Приложение. Распределение предполагаемой (предельной) стоимости строительства, реконструкции и технического перевооружения объектов капитального строительства федерального государственного унитарного предприятия «Московский эндокринный завод», общего ..

Приложение
к постановлению Правительства
Российской Федерации
от 26 декабря 2019 года N 1858

Распределение предполагаемой (предельной) стоимости строительства, реконструкции и технического перевооружения объектов капитального строительства федерального государственного унитарного предприятия «Московский эндокринный завод», общего объема капитальных вложений и общего (предельного) размера субсидии, предоставляемой из федерального бюджета на осуществление капитальных вложений в их строительство, реконструкцию и техническое перевооружение по годам реализации инвестиционных проектов

Субсидия на возмещение прямых затрат на строительство объектов АПК (КАПЕКС)

Возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов АПК.

В целях ускоренного снижения зависимости внутреннего рынка от поставок импортной продукции в условиях введения продуктовых санкций, недопущения ухудшения положения сельскохозяйственных товаропроизводителей в условиях экономических санкций, а также в целях стимулирования сельскохозяйственного производства реализуются меры государственной поддержки сельскохозяйственного производства, предусматривающие мероприятия, стимулирующие привлечение инвестиций, направленных на развитие производства отечественной сельскохозяйственной продукции.

Начиная с 2015 года реализуется мера государственной поддержки — возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов агропромышленного комплекса, а также на приобретение техники и оборудования.

Субсидии от центра занятости

Если вы только планируете открыть свой бизнес, то первое, о чем вам нужно знать, — о существовании специальной программы Минэкономразвития по предоставлению субсидий малому и среднему предпринимательству на региональном уровне. В рамках этой программы центр занятости населения оказывает единовременную финансовую помощь в открытии собственного дела.

Сумма предоставляется в размере 12-кратной максимальной величины пособия по безработице. Ранее она составляла 58 800 руб. (из расчета, что размер пособия по безработице был 4900 руб.). Однако с 1 января 2019 года максимальный размер пособия вырастет с 4900 руб. до 8000 руб., поэтому и размер субсидии может увеличиться. Также предусмотрена единовременная финансовая помощь на подготовку документов: оплату госпошлины, совершение нотариальных действий при госрегистрации, приобретение бланочной документации, изготовление печатей, штампов, услуги правового характера, консультации. Так, например, в Московской области финансовая помощь на подготовку документов составляет 7500 руб.

Субсидия от центра занятости доступна гражданам, достигшим возраста 18 лет. Но чтобы ее получить, им необходимо встать на учет в центр занятости, то есть иметь статус безработного и получать пособие. Стоит также учесть, что субсидии дают не всем, поскольку их ограниченное количество, и выдаются они в начале финансового года (нужно постараться попасть в нужный период). Об этих и других тонкостях рассказывает Василий Пучков, заместитель директора регионального центра поддержки олимпиадного движения.

Правовая основа изменений

Теперь в Бюджетном кодексе закреплены два основных способа финансового обеспечения строительства или покупки недвижимого имущества – путем предоставления государственному (муниципальному) учреждению бюджетных инвестиций (ст. 79 БК РФ) либо субсидии на осуществление капвложений (ст. 78.2 БК РФ). Правда, п. 1 ст. 79 БК РФ оставляет возможность и для третьего варианта – когда орган власти сам осуществляет бюджетные инвестиции, а учреждению передается в оперативное управление уже готовый объект.

В первых двух случаях учреждения должны применять нормы Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ). При осуществлении капвложений казенные учреждения выступают в роли государственного (муниципального) заказчика (в силу п. 5, 6 ст. 3 данного закона), а бюджетные и автономные учреждения либо являются заказчиками (п. 7 ст. 3, ч. 4 ст. 15), либо наделяются полномочиями государственного и муниципального заказчика в соответствии с ч. 6 ст. 15.

Получается, что в отношении казенных учреждений физкультуры и спорта имеется лишь один способ финансирования капвложений – посредством бюджетных инвестиций. А вот в отношении бюджетных и автономных учреждений физкультуры и спорта могут быть использованы оба способа: предоставление как соответствующих целевых субсидий, так и бюджетных инвестиций. Рассмотрим подробнее особенности финансового обеспечения в обоих случаях.

Кто может претендовать на получение субсидии на возмещение затрат при строительстве объектов в агропромышленном комплексе?

  • сельскохозяйственные товаропроизводители;
  • российские организации агропромышленного комплекса.

Этой мерой поддержки не могут воспользоваться граждане, ведущие личное подсобное хозяйство.

Концептуальные подходы оказания государственной поддержки в виде субсидирования части прямых затрат на создание объектов агропромышленного комплекса.

  1. Основные концептуальные подходы по предоставлению указанной меры государственной поддержки:
  • отбор инвестиционных проектов, претендующих на субсидирование, осуществляется на конкурсной основе Комиссией Минсельхоза России в пределах бюджетных ассигнований;
  • субсидирование производится в отношении введенных в эксплуатацию объектов агропромышленного комплекса.
  1. Механизм возмещения части прямых понесенных затрат, направленных на создание и (или) модернизацию объектов АПК позволяет единоразово получить средства федерального бюджета на развитие сельскохозяйственных предприятий.

У Вас остались вопросы по государственной поддержке?

Нужна консультация по Вашей ситуации?

Читайте так же:  Досрочный выход на пенсию при работе

Важные изменения по субсидированию КАПЕКСов.

Начиная с 2018 года, предусмотрена замена с субсидий из федерального бюджета регионам на субсидии юридическим лицам. Это означает перечисление субсидий из федерального бюджета напрямую получателям.

Процесс осуществления капвложений

При реализации бюджетных инвестиций казенные учреждения, а также бюджетные и автономные учреждения, которым переданы полномочия государственного (муниципального) заказчика, должны руководствоваться нормативной базой, действующей в отношении получателей бюджетных средств. Расходы учреждений, связанные с исполнением государственного (муниципального) контракта, подвергнутся санкционированию в соответствии с Приказом Минфина РФ от 01.09.2008 № 87н , а в отношении не использованных на начало очередного финансового года остатков лимитов бюджетных обязательств на исполнение этих госконтрактов необходимо применять положения Приказа Минфина РФ от 19.09.2008 № 98н .

На основании данных бюджетного учета учреждения, расходующие средства бюджетных инвестиций, должны формировать за отчетный период и представлять своему вышестоящему распорядителю (главному распорядителю) бюджетных средств или органу власти, передавшему полномочия, бюджетную отчетность, преду­смотренную для получателей бюджетных средств Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н .

В свою очередь, при использовании средств субсидии на капвложения следует руководствоваться другими документами. Санкционирование расходов и взыскание неиспользованных остатков в этом случае осуществляются по таким же правилам, как и в отношении субсидий на иные цели (приказы Минфина РФ от 16.07.2010 № 72н и от 28.07.2010 № 82н ). А операции, связанные со стро­ительством или приобретением объекта, отражаются в бухгалтерской (финансовой) отчетности бюджетных и автономных учреждений в соответствии с Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н (по виду деятельности 6 «Субсидии на цели осуществления капитальных вложений).

Теперь обобщим основные отличия двух способов осуществления капвложений в виде таблицы.

Параметр для сравнения

Субсидии на капвложения (для БУ и АУ) Выделены госзаказчикам (КУ)

По переданным полномочиям (для БУ и АУ) Основание для осуществления капвложений

Государственный (муниципальный) контракт

Соглашение о передаче полномочий, государственный (муниципальный) контракт

Соглашение о предоставлении субсидии, гражданско-правовой договор Сторона договора

Государственный (муниципальный) заказчик от имени публично-правового образования

Государственный (муниципальный) заказчик (орган власти, передавший полномочия) от имени публично-правового образования Открытие счета

Лицевой счет получателя бюджетных средств (КУ)

Лицевой счет получателя бюджетных средств (органа власти) по переданным полномочиям

Отдельный лицевой счет учреждения Санкционирование расходов, возврат неиспользованных остатков

Как для получателей бюджетных средств

Аналогично субсидиям на иные цели Вид отчетности

Бухгалтерская (финансовая) отчетность

Вид статистической отчетности по закупкам

Для получателей бюджетных средств – форма 1-контракт

для АУ – форма 1-закупки (разд. 4)

Субсидии на осуществление капвложений

Согласно названным нормативным актам орган власти должен принять решение о предоставлении рассматриваемой субсидии. При этом необходимо учесть, что за счет данных средств не финансируются, например, разработка проектной документации и выполнение инженерных изысканий, проведение госэкспертизы и проверки достоверности определения сметной стоимости объекта (п. 7 Правил № 14). Поименованные работы могут быть учтены при формировании сметной стоимости только при наличии соответствующего решения уполномоченного органа власти.

Далее получатель бюджетных средств, предоставляющий субсидию (им, как правило, является орган-учредитель), и бюджетное (автономное) учреждение должны подписать соглашение. В силу п. 4 ст. 78.2 БК РФ оно также может быть заключено в отношении нескольких объектов и помимо описания предмета договора, прав и обязанностей учреждения должно содержать, в частности, следующие положения:

После предоставления субсидии на капвложения бюджетное (автономное) учреждение выбирает подрядчика или продавца готового объекта недвижимости в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ. Однако с победителем подписывается не государственный (муниципальный) контракт, а гражданско-правовой договор – от имени самой организации (п. 4.1.2 Совместного письма). Причем в силу п. 5 ст. 78.2 БК РФ в такой договор нужно включать условие о возможности изменения размера, и (или) сроков оплаты, и (или) объема работ в случае уменьшения получателю бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии. А подрядчик вправе потребовать от БУ или АУ возмещения понесенного реального ущерба, непосредственно обусловленного изменениями условий указанного договора.

Поддержка малого бизнеса: изменения в 2019 году

Летом 2018 года президент подписал Федеральный закон от 03.07.2018 № 185-ФЗ, который расширяет имущественную поддержку малого и среднего бизнеса. Этот закон устанавливает бессрочное право выкупа арендуемого государственного и муниципального имущества и возможность использования земельных участков при оказании имущественной поддержки субъектам МСП.

Также незадолго до 2019 года было представлено Постановление Правительства от 10.10.2018 № 1212. Документ вносит изменения в правила предоставления субсидий из федерального бюджета кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным субъектам МСП по льготной ставке.

Согласно документу, максимальная сумма кредита, выдаваемого субъекту МСП на инвестиционные цели по льготной ставке, снижена с 1 млрд руб. до 400 млн руб. Но максимальный размер суммарного объема кредитов, которые могут быть выданы одному заемщику, по-прежнему составляет 1 млрд руб. Изменения внесены для того, чтобы банки могли предоставлять кредиты большему количеству субъектов МСП.

Кроме того, важно упомянуть Распоряжение Правительства от 26.11.2018 № 2586-р, в котором говорится о проекте федерального закона, вносящем изменения в ст. 25 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Этот законопроект подготовлен для реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», который предусматривает расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию.

Читайте так же:  Возраст льготной пенсии для женщин

Когда законопроект будет принят, то гарантийная поддержка, оказываемая АО «Корпорация МСП» субъектам МСП, будет расширена. Это коснется компаний, работающих в высокотехнологичных отраслях, стартапов, сельскохозяйственных кооперативов, быстрорастущих инновационных компаний и субъектов МСП, реализующих проекты на территории Дальневосточного и Северо-Кавказского федеральных округов и в моногородах.

Подпишитесь на наш канал в Telegram @konturjournal, чтобы вовремя узнавать о самых важных изменениях для бизнеса.

Капитальные вложения: новые правила финансирования

Нормативно-правовая база, определяющая особенности осуществления капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, с начала 2014 года значительно обновилась. Вступили в силу поправки БК РФ, принят ряд постановлений Правительства РФ, внесены изменения в другие нормативные акты, регулирующие процесс осуществления капвложений. Каковы теперь условия получения целевых средств на стро­ительство и приобретение объектов недвижимости? Что следует учесть учреждениям физкультуры и спорта при расходовании этих средств?

Грантовая поддержка

Такую меру господдержки обычно оказывают региональные власти. Грант предоставляется начинающему предпринимателю в форме субсидии единовременно, на безвозвратной и безвозмездной основах. Максимальная сумма, как правило, составляет 600 000 руб. Но в зависимости от региона условия получения грантов могут отличаться. Поэтому все детали лучше узнавать на местах. Деньги выделяются тем, чьи заявки прошли конкурсный отбор. В числе критериев отбора — сфера деятельности бизнеса, размер выручки, количество рабочих мест и др.

В 2019 году на особую поддержку государства по-прежнему могут рассчитывать начинающие фермеры. Размер гранта в рамках программы «Поддержка начинающих фермеров» может достигать 3 млн руб. Такую сумму, например, получают начинающие фермеры-животноводы в Подмосковье, если они специализируются на разведении крупного рогатого скота, а по 1,5 млн руб. предоставляется фермерским хозяйствам, работающим по другим направлениям. В фермерском хозяйстве, получившем такой грант, должно быть создано не менее одного рабочего места на каждый 1 млн руб. гранта.

В Татарстане на 2019 год сумма грантовой поддержки по программе «Начинающий фермер» будет выше — она составит до 5 млн руб. вместо прежних 3 млн. Так что условия и суммы стоит уточнять в каждом конкретном случае.

Кроме того, существуют гранты в размере до 30 млн руб. на развитие семейных животноводческих ферм.

В Санкт-Петербурге с 2015 года реализуется программа «Поддержка социального предпринимательства», в рамках которой возмещению подлежат затраты, связанные с уплатой арендных платежей и приобретением оборудования: аренда зданий, нежилых помещений, аренда оборудования и приобретение оборудования.

Чтобы узнать подробности получения грантов и субсидий, заходите на официальные государственные сайты, которые предоставляют информацию о мерах поддержки бизнеса. Так, например, на сайте Министерства экономики Республики Татарстан подробно расписаны все направления государственной поддержки. По Подмосковью такую информацию дает сайт Центра Развития Предпринимательства Московской Области. На сайте «Малый бизнес Кубани» приводится подробный список субсидий для предпринимателей, работающих на юге России.

Будет проще, если вы воспользуетесь поиском в разделе «Поддержка МСП в регионах» на Федеральном портале малого и среднего предпринимательства. Просто укажите в поиске регион — и вас автоматически перенесет на «местный» портал малого и среднего предпринимательства.

Правовые основы регулирования предоставления субсидии на компенсацию части капитальных затрат на строительство и модернизацию объектов АПК.

Указанный механизм государственной поддержки регламентируется постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2018 г. № 1413, а также приказами Минсельхоза России.

Видео (кликните для воспроизведения).

Благодарю Вас за интерес к статье.

Если Вы нашли ее полезной:

  1. Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
  2. Напишите комментарий (внизу страницы).
  3. Подпишитесь на обновления, будет много интересного и полезного!

Госпрограммы поддержки малого бизнеса – 2019

В этом году будет расширена имущественная поддержка малого и среднего бизнеса, а также внесены изменения в порядок кредитования по льготной ставке субъектов МСП. Также власти заинтересованы в том, чтобы расширить доступ субъектов МСП к финансовым ресурсам.

На какие конкретно меры поддержки государства может рассчитывать человек, открывший свой бизнес?

Региональные программы поддержки

Чтобы узнать о программах поддержки субъектов РФ, воспользуйтесь специальным поисковым фильтром.

Подробнее о программах поддержки и условиях, на основании которых можно претендовать на помощь государства в развитии бизнеса, можно узнать на региональных порталах малого и среднего предпринимательства. Например, рязанский портал дает подробную информацию и по видам, и по формам, и по инфраструктуре поддержки.

На какие цели предоставляется субсидия по КАПЕКСам?

Субсидия на возмещение части прямых затрат предоставляется на создание (новое строительство) или модернизацию следующих объектов агропромышленного комплекса:

  1. плодохранилищ;
  2. картофелехранилищ;
  3. овощехранилищ;
  4. льно- , пенькоперерабатывающих производств;
  5. селекционно семеноводческих центров в растениеводстве;
  6. селекционно-питомниководческих центров в виноградарстве;
  7. молочных ферм крупного рогатого скота;
  8. молочных козоводческих ферм;
  9. овцеводческих ферм;
  10. селекционно-генетических центров в птицеводстве;
  11. мощностей по производству сухих молочных продуктов для детского питания и компонентов для них.

Бюджетные инвестиции

Механизм, с помощью которого учреждениям могут предоставляться бюджетные инвестиции, заключается в следующем. Сначала соответствующий орган власти определяет объект капитального строительства (недвижимого имущества) и принимает решение о реализации указанных инвестиций. При этом в сметную сто­имость объекта могут включаться средства, необходимые для подготовки проектной документации, выполнения инженерных изысканий и др. (Постановление Правительства РФ от 30.04.2008 № 324 в ред. от 09.01.2014).

После принятия положительного решения и доведения до учреждения лимитов бюджетных обязательств оно проводит закупку в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ и заключает государственный (муниципальный) контракт. Согласно п. 10 Правил № 13 контракт оплачивается в пределах выделенных лимитов либо в пределах средств, предусмотренных актами (решениями), на срок, превышающий срок действия утвержденных учреждению лимитов бюджетных обязательств.

Читайте так же:  Уровень индексации пенсии

Как сказано в п. 9 Правил № 13, расходы, связанные с бюджетными инвестициями, осуществляются в порядке, установленном бюджетным законодательством, на основании государственных контрактов. В свою очередь, последние заключаются:

а) государственными заказчиками, являющимися получателями средств федерального бюджета (сюда относятся казенные учреждения);

б) организациями, которым орган-учредитель передал полномочия государственного заказчика (сюда относятся бюджетные и автономные учреждения).

Отметим, что процедура передачи полномочий теперь дополнительно урегулирована в Бюджетном кодексе. Согласно п. 4 его ст. 79 орган госвласти или местного самоуправления вправе безвозмездно передать подведомственным БУ и АУ свои полномочия по заключению и исполнению от имени публично-правового образования государственного (муниципального) контракта. Для этого учредитель и учреждение должны подписать соответствующее соглашение.

Такое соглашение может быть заключено в отношении нескольких объектов капстроительства (недвижимости) и должно содержать следующие условия:

  • цель осуществления бюджетных инвестиций и их объем с разбивкой по годам в отношении каждого объекта. Также должны указываться наименование объекта, его мощность, стоимость, сроки строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) или приобретения;
  • права и обязанности бюджетного или автономного учреждения, по заключению и исполнению от лица органа-учредителя государственных (муниципальных) контрактов;
  • ответственность БУ или АУ за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных полномочий;
  • право органа-учредителя на проведение проверок соблюдения бюджетным или автономным учреждением условий соглашения о передаче полномочий;
  • обязанность БУ или АУ по ведению бюджетного учета, составлению и представлению бюджетной отчетности как получателя бюджетных средств.

На основании заключенного соглашения в органе Федерального казначейства (финансовом органе) учредителю открывается лицевой счет получателя бюджетных средств по переданным полномочиям. На этом счете и учитываются операции по осуществлению бюджетных инвестиций.

Существенным является еще один момент. Бюджетному (автономному) учреждению физкультуры и спорта, которому переданы полномочия государственного или муниципального заказчика, необходимо заключать государственный (муниципальный) контракт от имени публично-правового образования в лице органа-учредителя. На это Минфин и Федеральное казначейство неоднократно указывали в своих письмах (см., например, п. 4.1.1 Письма Минфина РФ № 02‑02‑005/58618, Федерального казначейства № 42-7.4-05/5.1-897от 31.12.2013 (далее – Совместное письмо)).

Федеральные программы поддержки бизнеса

Такой вид поддержки бизнеса можно разделить на программы от:

Его область интересов распространяется на реализацию программы по предоставлению субсидий из федерального бюджета для оказания господдержки субъектам МСП в регионах (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2014 № 1605 и ежегодно издаваемыми приказами Минэкономразвития).

Средства распределяются на конкурсной основе между регионами и выделяются на мероприятия, предусмотренные региональными программами, но при условии, что расходы софинансируются регионами.

Программа Минэкономразвития предполагает прямые и непрямые меры поддержки, на которые могут рассчитывать те, кто занимается производством товаров, разрабатывает и внедряет инновационную продукцию, специализируется на народно-художественных промыслах, осуществляет ремесленную деятельность, продвигает сельский и экотуризм, развивает социальное предпринимательство.

Эта организация занимается решением различного спектра задач, в числе которых оказывает финансовую, имущественную, юридическую, инфраструктурную, методологическую поддержку; организовывает различные виды сопровождения инвестпроектов и др.

Занимается государственной программой финансовой поддержки предпринимательства, предоставляя МСП прямые гарантии для получения банковских кредитов и помогая воспользоваться кредитными ресурсами при недостаточности залогового обеспечения.

Организация выступает в роли гаранта исполнения субъектами МСП своих кредитных обязательств, разделяя с банками риски, которые могут возникать в результате ухудшения финансового состояния заемщика. Гарантийные продукты доступны субъектам МСП, желающим получить кредиты в банках-партнерах МСП Банка.

  • Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере

Эта организация отвечает за развитие и поддержку малых предприятий в научно-технической сфере и непосредственно оказывает финансовую помощь целевым проектам. Особенно известна программа «Умник», ориентированная на поддержку талантливых молодых инноваторов. Но также есть программа для стартапов «Старт», разные предложения по поддержке предприятий «Развитие», «Интернационализация», «Коммерциализация».

Для агропромышленного комплекса предусмотрены различные меры государственной поддержки в 2019 году. Так, с 1 января 2017 года товаропроизводители, организации и ИП, осуществляющие производство, переработку и реализацию соответствующей продукции, могут обратиться в уполномоченный Минсельхозом России банк за краткосрочным или инвестиционным кредитом по ставке не более 5 %.

Также предусмотрены субсидии производителям сельскохозяйственной техники, субсидия на повышение продуктивности в молочном скотоводстве и др.

Откройте счет в Контур.Банке и пользуйтесь встроенной бухгалтерией и отчетностью. Корпоративная карта и электронная подпись — бесплатно. До 5 % на остаток.

Субсидии на возмещение процентов по кредиту

Бизнес может рассчитывать на компенсацию затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях на поддержку и развитие деятельности, в том числе на обновление основных средств (за исключением кредитов, полученных для приобретения легковых транспортных средств).

Условия получения субсидии нужно уточнять в регионах. Например, в Москве они следующие:

  • организация соответствует критериям субъекта МСП;
  • организация или ИП зарегистрированы и осуществляют деятельность на территории Москвы, а продолжительность регистрации составляет не менее 6 месяцев до дня подачи заявки на предоставление субсидии;
  • срок просроченной задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам на день подачи заявки не превышает одного месяца;
  • отсутствуют незавершенные договоры на предоставление субсидии из бюджета города Москвы на день подачи заявки;
  • отсутствуют нарушения договорных обязательств, обеспеченных за счет средств бюджета города Москвы;
  • имеется кредитный договор с кредитной организацией, включенной в перечень кредитных организаций, отобранных в установленном порядке акционерным обществом «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», и заключившей с Департаментом науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы соглашение о сотрудничестве, либо получило одобрение кредитной организации на выдачу кредита.

В 2019 году государство выделит банкам 7,2 млрд руб. на льготные займы для предпринимателей, таким образом увеличив субсидии из бюджета на программу льготных кредитов для некрупного бизнеса в приоритетных отраслях в 11 раз. Это предусмотрено в проекте федерального бюджета на 2019 год и последующие 2020–2021 годы. Общая сумма расходов на ближайшие 6 лет составит 190,9 млрд руб.

Читайте так же:  Назначение льготной пенсии учителю

Предложение заключается в том, чтобы выдавать малому и среднему бизнесу на проекты в приоритетных отраслях кредиты по ставке 6,5 %. Оно будет распространяться на такие отрасли, как сельское хозяйство, строительство, транспорт, связь, туристическая деятельность, обрабатывающие производства, производство электроэнергии, газа и воды, здравоохранение, сбор, обработка и утилизация отходов, отрасли, в которых реализуются приоритетные направления развития науки, технологий и техники.

Согласно правилам, разницу с рыночными ставками (3,1 % по кредитному договору для среднего бизнеса и 3,5 % — для малого бизнеса) банкам возмещает бюджет. В 2019 году, благодаря нововведениям, льготное кредитование будет осуществляться более чем на 200 млрд руб.

Заключение

Для бюджетных и автономных учреждений более привычным окажется механизм предоставления субсидии на капвложения, поскольку в этом случае целевые средства расходуются по правилам, ранее уже применяемым в отношении субсидий на иные цели. А вот при реализации бюджетных инвестиций, сопровождаемой передачей полномочий госзаказчика, изменения будут наиболее значительными. БУ и АУ потребуется не только заключать государственные и муниципальные контракты, но и вести бюджетный учет, а также составлять бюджетную отчетность.

Нестоличный регион впервые выделит субсидию федеральному бюджету

Тюменская область станет первым в новейшей истории регионом после Москвы, который направит деньги в федеральный бюджет. Обычно деньги идут в другом направлении: так, в 2019 году федеральный центр должен перевести регионам 2,4 трлн руб. Средства Тюменской области пойдут на софинансирование реконструкции и строительства Тюменского высшего военно-инженерного командного училища имени маршала инженерных войск А.И.Прошлякова.

Закон о федеральном бюджете на ближайшую трехлетку (одобрен Совфедом 25 ноября) предусматривает, что в 2020 году из бюджета Тюменской области федеральному бюджету может быть предоставлена субсидия для софинансирования исполнения расходного обязательства Российской Федерации по строительству (реконструкции) объектов государственной собственности. Этот пункт появился в бюджете после внесения поправок ко второму чтению, поправка была инициирована правительством.

В департаменте по общественным связям, коммуникациям и молодежной политике Тюменской области РБК сообщили, что субсидия предполагается на софинансирование строительства и реконструкции объектов Тюменского высшего военно-инженерного командного училища. Училище подведомственно Министерству обороны и является собственностью федерального центра.

По инициативе Тюмени

Выделение средств на строительство военного института — инициатива Тюменской области, которая выступила с таким предложением, сообщили РБК в пресс-службе Минфина России.

«Такие примеры скорее исключительная практика по инициативе регионов, Минфин России не прорабатывает вопрос расширения такой практики», — подчеркнули в пресс-службе.

Согласно бюджету Тюменской области, в виде субсидии федеральному центру планируется выделить 840 млн руб. в 2020 году, 1,134 млрд руб.в 2021-м и 1,465 млрд руб. в 2022 году. Эти деньги вернутся в регион вместе с расходной долей федерального правительства.

Тюменская область рассматривает уровень софинансирования в реализации проекта в размере 50% от стоимости строительно-монтажных работ, сообщили в департаменте по общественным связям региона. Отмечается также, что объем средств определен на основании предварительного графика строительно-монтажных работ, представленного Минобороны, и требует уточнения.

Весь проект рассчитан на пятилетний срок. За это время планируется построить более 30 социальных объектов, среди которых несколько казарм, котельная, столовая, крытый спортивный комплекс, учебные корпуса, культурно-досуговый центр, поликлиника, тир, учебно-технические и административные здания и несколько спортивных площадок.

В 2018 году средства федеральному бюджету выделяла Москва. Почти 11 млрд руб. пошло в виде взноса в уставный капитал РЖД в целях финансирования строительства объектов Московской железной дороги.

Инициатива Тюмени о субсидировании федерального бюджета, очевидно, разовый случай, считает директор группы корпоративных рейтингов рейтингового агентства НКР Александр Шураков. По его словам, более распространены (хотя тоже встречаются нечасто) горизонтальные субсидии, когда один регион софинансирует расходы на территории другого.

«У Тюменской области на депозитах скопилось порядка 110 млрд руб. Такие финансовые резервы сформированы в том числе благодаря программе сотрудничества, действующей между Тюменской областью и автономными округами ХМАО — Югра и ЯНАО, которые перечисляют треть поступлений по налогу на прибыль в бюджет Тюменской области», — сказал Шураков РБК.

Эксперт полагает, что такое софинансирование со стороны региона — способ привлечь федеральные власти, которые без участия со стороны региона, возможно, не стали бы строить и ремонтировать объекты военного вуза. Например, в богатых регионах есть медицинские учреждения федерального уровня, которые им по статусу не обязательны, но которые они сами построили и финансируют, уточняет Шураев.

Тюменская область — один из регионов, не получающих дотаций из федерального бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности. Бюджет субъекта на 2020 год сформирован с дефицитом 57,3 млрд руб., который целиком покрывается бюджетными остатками (депозитами).

Такие «отрицательные трансферты» (из бюджета субъекта в федеральный бюджет) очень редкая практика, согласен завкафедрой государственного регулирования экономики Института общественных наук РАНХиГС Владимир Климанов. Он привел в пример передачу в федеральный бюджет налогового долга ЮКОСа перед Тюменской областью и ХМАО в 2005 году и направление сверхдоходов Сахалинской области, возникших в один из годов в результате соглашения о разделе продукции, на взнос в Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке.

О возможности использования «отрицательных трансфертов» для выравнивания бюджетной обеспеченности регионов писал в своей докторской диссертации в 2012 году первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов. Применение «отрицательного трансферта» позволяет более полно использовать природную ренту для социального развития регионов, отмечал он.

Читайте так же:  Входит ли в доход социальная стипендия

Тихие омуты: как распределяются субсидии и субвенции российского бюджета

Какой объем бюджетных средств в России распределяется неконкурентным образом? Как получают деньги университеты, больницы, исследовательские центры и другие бюджетные учреждения? Сколько средств и на какие цели распределяется по регионам год за годом? Это лишь малая часть вопросов о том, как устроен российский бюджет. Где искать ответы?

Надо отдать должное Минфину и Федеральному казначейству — с 2015 года большой объем информации публикуется на Едином портале бюджетной системы. Среди прочего там есть «Реестр субсидий» — раздел о трансфертах, субсидиях и субвенциях из федерального бюджета, то есть о средствах, перечисляемых другим уровням бюджетной системы и организациям на выполнение госзаданий, софинансирование целевых расходов (субсидии) или на исполнение определенных полномочий (субвенции). Раздел содержит не только общую информацию о каждой субсидии, но и сведения о проведенных по ней платежах, распределителях и получателях, тексты соглашений о предоставлении субсидий и госзадания организаций. Все это доступно в формате открытых данных через открытый API.

Благодаря этому у проекта КГИ «Госзатраты» появилась возможность в 2018 году создать специальный подпроект «Госзатраты. Субсидии». На основе открытых данных реестра были созданы профили распределителей и получателей, как, например, ОТР, что сделало данные еще более удобными для работы аналитиков и исследователей.

Всего в реестре содержится информация о 93 тыс. субсидий на сумму 15,35 трлн руб. Механизм их распределения в бюджетной системе России практически никогда не имел отношения к конкуренции. Средства предоставляются по специальным договорам субсидий и субвенций, через которые главные распорядители бюджетных средств раздают их учреждениям, нижестоящим органам власти и другим организациям, в том числе некоммерческим и коммерческим.

Механизм субсидий и субвенций используется правительством для перераспределения части доходов в пользу регионов, Министерством науки и высшего образования — для выдачи заданий университетам по обучению на бюджетных местах; с помощью этого механизма оказывается поддержка крупнейшим государственным и негосударственным НКО, СМИ, представителям общественности и коммерческим компаниям. Главная особенность такого подхода к распределению общественного блага состоит в том, что в отличие от госзаказа (госзакупок и госконтрактов) субсидии гораздо менее жестко регулируются. А они охватывают заметную часть государственного бюджета.

Всего, по данным на 14 января 2019 года, в 2018 году было заключено 17 253 соглашения о субсидиях на общую сумму 2,88 трлн руб. Напомним, что все расходы федерального бюджета в прошлом году составили 16,8 трлн руб.

Топ-20 субсидий в сумме составляет 531,5 млрд руб., или 18,5% от всех субсидий за год. Их получателями стали транспортные организации, региональные органы власти, медиакомпании, банки, фонды и федеральные государственные учреждения. Период, на который выданы субсидии, то есть срок, за который должно быть выполнено госзадание, может варьироваться от нескольких дней до нескольких лет.

В 2018 году половина всех средств была распределена шестью главными распорядителями — Минобрнауки, Минсельхозом, Минпросвещения, Минздравом, Минэкономразвития и Минкультуры.

Получателями субсидий являются:

  • субъекты Федерации (региональные правительства и органы власти) — 4126 субсидий на сумму 832 млрд руб.;
  • юридические лица (федеральные государственные учреждения, НКО, компании, ИП) — 13 127 субсидий на сумму 2,05 трлн руб.

Крупнейшие субсидии были выданы Минтрансом для госкомпании «Российские автомобильные дороги» (74,8 млрд руб.), а также Минэкономразвития в адрес минэкономики Калининградской области (56 млрд руб.) и минфина Крыма (43 млрд руб.).

Важно, что часть субсидий предоставляется автономным и некоммерческим организациям, а также коммерческим структурам. Фактически возникает механизм вывода государственного финансирования из-под регулирования законом о госзакупках. Оценка точной доли таких субсидий при текущей структуре данных трудоемка, но ее планируется сделать в этом году.

Можно вспомнить, как в 2015 году Аналитический центр при правительстве был преобразован из федерального государственного бюджетного учреждения в подчиненную правительству автономную некоммерческую организацию. У этого решения могли быть свои резоны, но одним из последствий стало выведение всех расходов организации из-под закона 44-ФЗ о госзакупках, причем не подвело организацию под гораздо более простой в исполнении 223-ФЗ о закупках бюджетных учреждений и госкомпаний. Получателями крупных субсидий являются и компании или НКО, не подчиненные правительству, но получающие субсидии, иногда на миллиарды рублей. Вполне возможно, что законодательство о закупках слишком жесткое и не годится на все случаи жизни. Но разве хорошо, что мы не знаем, как в итоге распределяется немалая часть бюджетных средств? Мы знаем только, на что и кому их выделили, но как они использовались — неизвестно.

Прозрачность «Цифровой экономики»

Важный вопрос ближайших лет — как именно будут распределяться средства по новым национальным проектам и, в частности, по программе «Цифровая экономика».

Эту программу можно назвать ключевой с точки зрения будущего присутствия государства в российской экономике. Огромные бюджетные средства будут потрачены на самые разные направления, от здравоохранения до образования, от цифровой прослеживаемости товаров до создания новых платформ, что вызывает сразу много вопросов.

  • Будут ли эти расходы подотчетны гражданам?
  • Будет ли государство раздавать субсидии крупнейшим госкорпорациям и назначать единственных исполнителей по контракту или будет поддерживать конкуренцию на рынке ИТ?
  • Будет ли идти по пути создания государственно-частных партнерств?
Видео (кликните для воспроизведения).

Ответы на эти вопросы, в частности, покажут, как государство собирается достигать обещанного технологического прорыва и стоит ли нам (предпринимателям, журналистам, просто гражданам) вообще на него надеяться.

Источники

Субсидии из федерального бюджета на строительство
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here