Споры в праве социального обеспечения

Социальные споры

Надзор в сфере соблюдения прав граждан и юридических лиц

    Юридические услуги / Полезная информация / Социальные споры

Наши преимущества, или почему выбирают именно нас

Бесплатная юридическая консультация

Выиграем дело в суде или вернем деньги

Взыщем с виновника
более 100 000
судебных расходов

Защита прав граждан в области соц. обеспечения

Споры в сфере назначения гражданам пособий связаны с различными вопросами и возникают между гражданами и соответствующими органами, учреждениями и предприятиями.

В случае назначения пособия по временной нетрудоспособности, включая пособия, назначенные по причине беременности и родов, граждане должны вступить в отношения с мед. организациями для того, чтобы установить факт временной нетрудоспособности, со страхователем (работодателем) для назначения и выплаты пособия. Подобные споры появляются по причине отказа в выдаче листка нетрудоспособности, включая срок, на который он выдан, отказа в назначении пособий, несогласия человека с суммой пособий и сроком их выплат, задержкой выплат со стороны страхователей (работодателей).

Разногласия между страхователями и застрахованными лицами также могут возникнуть в случае расчета страхового стажа, назначения и выплаты ежемесячных пособий на период отпуска по уходу за детьми до 1,5 лет и др.

Споры, касающиеся ежемесячных пособий на детей, возникают между гражданином и органами соц. защиты населения субъектов РФ по отказу в назначении пособия, расчету среднедушевого дохода семьи, суммы пособий, задержек в их выплате.

Споры, которые касаются предоставления социальной помощи со стороны государства, могут возникать между малоимущим гражданином (семьей) и органом соц. защиты населения субъектов государства. Они могут быть связаны с отказом предоставить помощь, исчислением средней суммы дохода на душу, суммой и видом помощи, задержкой в предоставлении и др.

Существует целая группа споров, возникающих между гражданами и органами, учреждения и предприятиями. Они связаны с вопросами социальной поддержки. Здесь можно говорить о ежемесячных денежных выплатах, системе социальных услуг, включая дополнительную медицинскую помощь, санаторном и курортном лечении, обеспечении лекарствами, проезде на транспорте.

Существуют споры и по другим вопросам социального обеспечения, включая социальное обслуживание, медицинскую помощь, дополнительное социальное обеспечение и др.

В нашей стране конституционно закреплена обязанность государства в соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. В соответствии с ч. 1 ст. 45 Конституции, государственную защиту прав и свобод, которая предусмотрена для человека и гражданина в Российской Федерации, гарантирует закон. Он гласит, что каждое лицо имеет право на защиту своих прав и свобод любым способом, который не вступает в противоречие с законом, то есть граждане, права которых нарушены в области социального обеспечения, вправе отстаивать их в рамках законодательства и по собственному усмотрению.

Юридические гарантии защиты прав для граждан более конкретно устанавливают другие статьи Конституции РФ.

Внесудебная защита прав граждан в сфере социального обеспечения рассматривается 33 статьей, в соответствии с которой граждане РФ имеют право личного обращения, направления индивидуальных и коллективных обращений в органы государства и органы местного самоуправления.

Реализация гражданских прав тесно взаимосвязана с их защитой, которая представляет собой деятельность в сфере устранения препятствий при исполнении субъективных нрав. В этом процессе принимают участие граждане, государственные и муниципальные органы и прочие субъекты.

Если принимать более широкий подход, то можно выделить правовой механизм защиты, предусмотренный для субъективных прав и интересов, которые охраняются законом. Он состоит в системе правовых средств, посредством которых происходит обеспечение восстановления нарушенных субъективных прав, защита интересов, решение споров и устранение прочих препятствий в ходе реализации субъективного права.

Основа социальной защиты в области соцобеспечения пенсией

В ходе реализации гражданами собственных прав, касающихся отдельных видов социального обеспечения, проявляются различные разногласия (споры) между гражданами, муниципальными органами и государством, организациями, предприятиями, учреждениями, которые предоставляют обеспечение. Они могут возникнуть в правоотношениях, устанавливающих факты, которые имеют юридическое значение и касаются предоставления соответствующих видов социального обеспечения, включая материальные правоотношения по социальному обеспечению.

Правоотношения в области установления фактов, которые имеют юридическое значение, в качестве основы спора предусматривают отказ в установке инвалидности, неудовлетворенность граждан предоставленной группой инвалидности, причиной инвалидности, и т.д., отказ в установке факта иждивенства и др.

В случае обращения за назначением пенсии, спор часто касается задержки в оформлении документации по вине работодателей или задержки по вине территориальных органов пенсионного фонда, органа военного управления, правоохранительных органов. Помимо этого, спор возникает по поводу отказа в назначении пенсии, включая несогласие человека с ее суммой и сроком назначения.

Спор также может может возникнуть на этапе выплаты пенсий, где предмет спора состоит в задержках выплаты, выплаты в меньшем размере, чем было назначено.

Проявление спорных вопросов между гражданами, с одной стороны, территориальными органами ПФР или пенсионным подразделением органов военного управления, правоохранительным органом, с другой стороны, споры могут касаться нескольких вопросов:

  • назначения пенсий,
  • расчет стажа,
  • определение суммы и выплата пенсий,
  • перерасчет, индексация, перевод с одного вида пенсии на другой,
  • расчет сумм удержаний из пенсий,
  • приостановка и прекращение выплат пенсий и др.

Перечень наиболее часто возникающих социальных споров:

  • Споры относительно пенсионного обеспечения. Данные споры выражаются в отказе назначения досрочной пенсии по старости (трудовой пенсии), незачислении в стаж работы определенных промежутков трудовой деятельности.
  • Споры относительно выплат материнского капитала на погашение жилищных целевых кредитов или же ипотеки. Пенсионный фонд иногда отказывает в выплатах материнского капитала, что не всегда законно.
  • Споры относительно годности гражданина к военной службе, а именно обжалование решения призывной комиссии. В этом случае судебная практика знает случаи изменения категорий годности.
  • Споры относительно внеочередного получения жилья (в случае страдания тяжелыми формами заболеваний, гражданам жилье, которых признано непригодным для проживания, ремонта и реконструкции). Муниципальное образование на практике не признает подобное право и делает из внеочередников «очередь внеочередников».
Читайте так же:  Возраст на льготную пенсию трактористов

Суть защиты прав в подобных спорах сводится к призванию действий должностных лиц незаконными, а их решений — подлежащими отмене.

Объекты социальной защиты

Федеральное и региональное законодательство выделяет следующие категории населения, защищаемые теми или иными правовыми актами, поскольку они без мер защиты будут находиться в трудной жизненной ситуации:

  • граждане пожилого возраста одинокие и одиноко проживающие;
  • инвалиды Великой Отечественной войны и семьи погибших военнослужащих;
  • инвалиды, в том числе инвалиды с детства и дети-инвалиды;
  • граждане, пострадавшие от последствий аварии на Чернобыльской АЭС и радиоактивных выбросов в других местах;
  • безработные;
    вынужденные беженцы и переселенцы;
  • дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и семьи, в которых они проживают;
  • дети с девиантным поведением;
  • малообеспеченные семьи;
  • многодетные семьи;
  • одинокие матери;
  • граждане, инфицированные ВИЧ или больные СПИДом;
  • лица без определенного места жительства.

Для этих категорий социальная защита рассматривается как система гарантированных государством постоянных или долговременных мер, обеспечивающих условия для преодоления трудной жизненной ситуации.

Эти меры направлены на создание защищаемых категорий населения равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Они включают социальную помощь и социальную поддержку.

Социальная помощь — периодические или регулярные мероприятия, способствующие устранению или уменьшению трудной жизненной ситуации, т.е. предоставление гражданам за счет бюджета социальных пособий, субсидий, компенсаций или жизненно необходимых товаров.

Социальная поддержка — одноразовые или эпизодические мероприятия кратковременного характера, не ориентированные непосредственно на устранение социальной проблемы, но способствующие ее снижению, т.е. обеспечение преимущества в пользовании общественными фондами потребления, прямую социальную помощь, снижение налогов.

Тема 18. Споры по вопросам социального обеспечения

Понятие спора по вопросам социального обеспечения. Виды, причины споров по вопросам социального обеспечения.

Досудебный (административный) прядок разрешения споров по вопросам социального обеспечения. Оспаривание в суде действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих в сфере социального обеспечения в порядке, установленном главой 25 ГПК РФ.

Понятие и виды споров вытекающих из пенсионных правоотношений. Порядок оспаривания в суде решений Пенсионного фонда Российской Федерации. Дела по спорам между гражданами и органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, об установлении или отказе в установлении пенсии, о выплате пенсии, об удержаниях из пенсии, о взыскании излишне выплаченных сумм пенсии, а также по иным спорам, связанным с назначением и выплатой пенсий.

Особенности разрешения споров, возникших между пенсионными органами и гражданами по вопросу включения отдельных периодов в специальный (профессиональный) стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

Особенности уплаты государственной пошлины по спорам, вытекающим из пенсионных правоотношений. Поворот исполнения решения суда по спорам, вытекающим из пенсионных правоотношений.

Основной нормативный материал к ТЕМЕ 18

Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

Федеральный Конституционный закон от 26 февраля 1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (с изм. и доп.).

Федеральный Конституционный закон от 21 июня 1994 г. №1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (с изм. и доп.).

Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ (с изм. и доп.).

Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ. (с изм. и доп.).

Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с изм. и доп.).

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (с изм. и доп.).

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (с изм. и доп.).

Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (с изм. и доп.).

Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (с изм. и доп.).

Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом (с изм. и доп.).

Постановление Администрации города Ижевска от 13 марта 2007 г. № 121 «О создании на общественных началах должности Уполномоченного по правам ребенка в г. Ижевске».

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии».

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА КО ВСЕМ ТЕМАМ

— Буянова М.О., Кобзева С.И. Право социального обеспечения. – М. 2008.

— Ершов В. А. Право социального обеспечения: Учеб. Пособие. — М. 2009.

— Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. 2008.

— Лепихов М. И. Право и социальная защита населения (социальное право). – М. 2000.

— Мачульская Е. Е., Добромыслов К. В. Право социального обеспечения: Учебник для вузов. – М. 2005.

— Никонов Д. А., Стремоухов А. В. Право социального обеспечения России 2-е изд., перераб. и доп. М. 2008.

— Право социального обеспечения России: Учебник для вузов (под ред. Гусова К. Н.) Изд. 4-е, перераб., доп. – М. 2008.

Читайте так же:  Входит ли дневной институт в пенсионный стаж

— Право социального обеспечения: учеб. пособие для вузов рек. УМЦ «Проф. учеб.» /М. О. Буянова, С. И. Кобзева, З. А. Кондратьева . — 2-е изд., стер. – М. 2006.

— Социальная защита в России: правовая защита / Т. К. Миронова. – М. 2004.

— Удалова А. В. Право социального обеспечения: учеб. пособие. – М. 2008.

ПЛАН СЕМИНАРСКИХ (практических) занятиЙ

По курсу «ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ»

Тема 1: Общая характеристика права социального обеспечения Российской Федерации

Вопросы:

  1. Социальное обеспечение и социальная защита населения в Российской Федерации: история и современность.

2. Право социального обеспечения как самостоятельная отрасль права.

3. Источники права социального обеспечения.

4. Организационно-правовые формы и финансирование социального обеспечения.

5. Социально-обеспечительные правоотношения: понятие, специфика, структура и содержание.

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Приведите примеры норм Конституции РФ о социальном обеспечении. Как эти конституционные положения конкретизируются в отраслевом законодательстве о социальном обеспечении?

2. Приведите примеры взаимодействия права социального обеспечения и:

3. С какого момента вступают в силу Федеральные Законы, Указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ? Приведите примеры на базе источников права социального обеспечения.

4. Приведите примеры:

— правообразующих фактов, определяющих право на получение конкретных видов социального обеспечения;

— правоизменяющих и правопрекращающих юридических фактов в праве социального обеспечения.

См. «Рекомендуемая литература ко всем темам» и «Основной нормативный материал к темам 1-5».

Дополнительная литература:

1. Андреев В. С. Социальное обеспечение в СССР. – М.: Юридическая литература, 1971.

2. Анисимов А. Л., Анисимов Л. Н. Социальное партнерство в сфере труда и социальная защита населения // Трудовое право. 2002. № 6.

3. Астрахан Е. И. Развитие законодательства о пенсиях рабочим и служащим. – М.: Юридическая литература, 1971.

4. Бахрах Д. Н. Действие норм права во времени: теория законодательство, судебная практика. – М.: Норма, 2004.

5. Белоглазова В. Г. Правоприменительная практика: вопросы и ответы // Пенсия. – 2002. № 3.

6. Исаков В. Б. Фактический состав в механизме правового регулирования. – Саратов: Издательство Саратовского университета, 1980.

7. Исаков В. Б. Юридические факты в советском праве. – М.: Юридическая литература, 1984.

8. Катков В.Ю. Совершенствование законодательства в области социальной политики // Современное право. – 2003. № 2.

9. Лисицина В. Н. Об основных направлениях кодификации законодательства в сфере социального обеспечения // Трудовое право. – 2003. № 10.

10. Миронова Т. К. Перспективы становления отрасли социального права // Журнал российского права. – 2003. № 10.

11. Михайлова О. Б. Порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации // Финансы. – 2004. № 9.

12. Никитин С. М. Распределение доходов и социальная защита в развитых странах // Труд за рубежом. – 2004. № 3.

13. Поленина С. В. Взаимодействие системы права и системы законодательства в современной России // Государство и право. – 1999. № 9.

14. Саликов М. С. О сущности правовых позиций Конституционного Суда РФ // Российский юридический журнал. – 2003. № 1 (37).

15. Тарасова В. А. Юридические факты в области пенсионного обеспечения. – М.: Изд-во МГУ, 1974.

16. Трудовое и социальное право зарубежных стран: основные институты: Сравнительно-правовое исследование / Под ред. Э. Б. Френкель. – М.: Юристъ, 2002.

17. Шайхатдинов В. Ш. Система социального обеспечения Российской Федерации на современном этапе // Российский юридический журнал. – 1994. № 1.

Дата добавления: 2019-09-13 ; просмотров: 65 ;

«Споры по вопросам социального обеспечения»

Срочно выполнить курсовую работу по праву и юриспруденции с оформлением по госту и списком литературы. Срок 8 дней, подробное описание темы приложено к заданию

  • Бесплатные корректировки
  • Шпаргалки в подарок!
  • Предоплата всего 25%
  1. Главная
  2. Заявки
  3. Споры по вопросам социального обеспечения

Тип: Курсовая работа

Предмет: Право и юриспруденция

Стоимость: 1000 РУБ

Тип: Курсовая работа

Предмет: Право и юриспруденция

Видео (кликните для воспроизведения).

Стоимость: 800 РУБ

Тип: Курсовая работа

Предмет: Право и юриспруденция

Стоимость: 1000 РУБ

Тип: Курсовая работа

Предмет: Право и юриспруденция

Стоимость: 900 РУБ

Тип: Курсовая работа

Предмет: Право и юриспруденция

Стоимость: 1000 РУБ

Тип: Курсовая работа

Предмет: Право и юриспруденция

Стоимость: 1000 РУБ

Тип: Курсовая работа

Предмет: Право и юриспруденция

Стоимость: 800 РУБ

Тип: Курсовая работа

Предмет: Право и юриспруденция

Стоимость: 1000 РУБ

У каждого студента рано и поздно настает день «Х». И это не свадьба или кризис среднего возраста, как можно было подумать, это защита курсовой или дипломной работы (проекта). Однако этот процесс вызывает немало вопросов и сложностей.А действительно, как же на самом деле выглядит правильная защита.

Несмотря на то что список используемой литературы – заключительная часть курсовой работы, все преподаватели обращают внимание на важность его грамотного оформления. Будь там хоть малейшая ошибка или неточность, вряд ли удастся без проблем защитить работу с первого раза.Чтобы избежать столкновений.

Виды и значение классификации споров по вопросам социального обеспечения

«Трудовое право», 2009, N 8

Классификация споров по вопросам социального обеспечения имеет важное значение, так как связана с процедурой их разрешения . Вместе с тем вопрос о классификации споров по вопросам социального обеспечения исследовался в целом недостаточно.

Алиева В.А. Понятие и причины трудовых споров // Актуальные проблемы государственного и правового строительства в Азербайджанской Республике в переходный период. Сборник научных статей. 11-й выпуск. Баку. Адиль-оглы, 2005. С. 180 (на азербайджанском языке).

В.Ш. Шайхатдинов классифицирует споры по вопросам социального обеспечения по следующим основаниям :

  1. по субъектному составу;
  2. по существу заявленных требований при разрешении спора по вопросам социального обеспечения в судебном порядке.
Читайте так же:  Ответственность за обналичивание материнского капитала

Шайхатдинов В.Ш. Право социального обеспечения Российской Федерации: Альбом схем. Екатеринбург: Мысль, 1998. 275 с.

Последнее основание классификации может иметь значение для обобщения судебной практики, хотя сама такая классификация по этому основанию является по сути частью классификации в зависимости от юрисдикционного порядка разрешения спора.

Мы считаем, что споры по вопросам социального обеспечения можно классифицировать по следующим основаниям:

  1. по субъектному составу;
  2. по субъекту, инициирующему спор;
  3. по виду спорного правоотношения;
  4. по характеру требований, содержащихся в обращении в юрисдикционный орган;
  5. по юрисдикционному порядку разрешения.

Классификация споров призвана обеспечить точное установление юрисдикционного органа, в компетенцию которого входит рассмотрение и разрешение конкретного спора, а с точки зрения правовой науки — выделить наиболее существенные группы спорных правоотношений и в дальнейшем на основании данного выделения подвергнуть их наиболее детальному изучению, на основании чего разработать практические рекомендации для законодательных и правоприменительных органов. Классификация споров по последнему из названных оснований облегчит обобщение практики по разрешению споров, выявит эффективность процедур разрешения споров и поможет в выработке научных рекомендаций по совершенствованию действующего законодательства. По указанному основанию можно выделить споры по вопросам социального обеспечения, рассматриваемые в административном, судебном порядке, а также споры, прошедшие рассмотрение и в административном, и в судебном порядке.

Споры по вопросам социального обеспечения в зависимости от субъектного состава их участников делятся на споры между:

В каждом конкретном конфликте стороне, которая считает нарушенными свои интересы и права, охраняемые законом, принадлежит инициатива обращения за разрешением данного конфликта в соответствующий юрисдикционный орган, что преобразует конфликт в спор и свидетельствует о крайней степени обострения противоречий конфликтующих сторон и о невозможности прийти к соглашению, удовлетворяющему интересы обеих сторон.

В зависимости от того, кому принадлежит инициатива возбуждения спора, определяется, например, подведомственность данного спора. Так, в случае, если инициатором спора выступает государственный орган, то спор подведомствен суду. В случае же, когда спор инициируется противоположной стороной конфликта, применяется правило альтернативной подведомственности спора.

По рассматриваемому основанию споры по вопросам социального обеспечения подразделяются на:

  1. споры, инициируемые лицом, претендующим на социальное обеспечение;
  2. споры, инициируемые органом, обязанным осуществлять социальное обеспечение.

Классификация споров по вопросам социального обеспечения по виду спорного правоотношения представляет большой интерес и может эффективно использоваться для выявления особо конфликтных групп отношений, определения причин споров и совершенствования в дальнейшем действующего законодательства.

Споры по вопросам социального обеспечения могут возникать:

а) из пенсионных правоотношений;

б) по поводу пособий и компенсационных выплат. В 1999 г. наибольшее количество споров было связано с определением 3-летнего срока для пенсионеров, своевременно не получивших назначенные им пенсии. Длительное время такие пенсии выплачивались только с назначением трехлетнего срока, такая практика была прекращена в январе 2003 г. после принятия Конституционным Судом Азербайджанской Республики решения о признании ст. 106 Закона «О пенсионном обеспечении граждан» не соответствующей ст. 38 Конституции Азербайджанской Республики ;

в) по поводу льгот;

г) по поводу социального обслуживания.

Постановление Конституционного Суда Азербайджанской Республики от 22 мая 2001 г. «О толковании части первой статьи 106 Закона Азербайджанской Республики «О пенсионном обеспечении граждан».

Внутри указанных видов споров могут быть выделены их подвиды.

В зависимости от стадии пенсионного правоотношения, на которой возник спор, можно выделить следующие виды споров из данных правоотношений:

  1. Споры, связанные с назначением пенсий.

1.1. Споры, связанные с установлением юридических фактов, имеющих значение для назначения пенсии. К числу таких юридических фактов можно отнести наличие общего и специального страхового стажа, выслуги лет, достаточных для назначения соответствующего вида пенсии; наличие инвалидности, ее группа и причина; факт нахождения на иждивении; факт смерти лица и другие. На этот вид споров следует обратить особое внимание. Хотя предмет таких споров непосредственно не относится к виду социального обеспечения, данные споры возникают в связи с социальным обеспечением. Юридический факт сам по себе не представляет интереса, однако установление такого факта будет основанием для возникновения отношений по социальному обеспечению. Юридические факты могут устанавливаться как самостоятельно, так и в процессе рассмотрения спора о назначении пенсии.

1.2. Споры, связанные с назначением пенсии. Зачастую органы социального обеспечения отказывают в назначении пенсии. Отказ может быть обжалован лицом, претендующим на пенсию. Например, житель г. Баку С.А. Каримов, основываясь на ст. 33 Закона «О занятости населения» (который с принятием Закона от 02.06.2001 «О занятости» потерял свою силу), обратился в орган социальной защиты Сабаильского района (в тот период пенсии назначались органами социальной защиты районов (городов)). В этой статье указывалось, что безработным, у которых общий трудовой стаж достиг 52 календарных недель, пенсии могут назначаться преждевременно, то есть за 2 года до наступления времени, установленного законом. Но орган социальной защиты Сабаильского района, основываясь на Законе «О пенсионном обеспечении граждан» (с 1 января 2007 г. в связи с принятием Закона «О трудовых пенсиях» этот Закон потерял свою силу), отказался назначить пенсию. С.А. Каримов обратился с иском в Сабаильский районный суд, который после нескольких судебных заседаний не удовлетворил иск. Но Апелляционный суд Азербайджанской Республики отменил решение Сабаильского районного суда об отказе в удовлетворении иска С.А. Каримова .

Архив Апелляционного суда Азербайджанской Республики. Дело N МК-399/2001.

1.3. Споры, связанные с установлением размера пенсий.

1.4. Споры, связанные с применением надбавок и повышением основного размера пенсии.

1.5. Иные споры, возникающие на стадии назначения пенсии.

  1. Споры, возникающие в процессе выплаты пенсий.

2.1. Споры, связанные с взысканием излишне выплаченных сумм пенсии.

2.2. Споры, связанные с удержаниями из пенсий.

Читайте так же:  Смешанная пенсия условия выхода

Архив Наримановского районного суда. Дело N 2358/2004.

2.4. Иные споры, возникающие в процессе выплаты пенсий.

  1. Споры, связанные с перерасчетом пенсии.

Рост таких споров вызвал перерасчет пенсий, осуществленный в соответствии с Законом от 7 февраля 2006 г. Суды оказались буквально завалены жалобами пенсионеров. Так, 16 мая 2006 г. Ясамальский районный суд г. Баку рассмотрел дела по жалобам ряда заявителей-пенсионеров, требовавших перерасчета пенсий с применением добавки по служебному стажу к заработной плате во время его исчисления. Суд Ясамальского района г. Баку удовлетворил требования пенсионеров . Вместе с тем следует отметить, что в то время не была выработана практика по спорам, связанным с применением среднемесячной выплаты для исчисления пенсий. Решения судов вступали в силу, некоторые из них даже были исполнены. В дальнейшем, когда высшая судебная инстанция страны продемонстрировала свою позицию, все решения, ранее вступившие в силу, были отменены в порядке надзора, а пенсионеров, получивших выплаты, обязали все вернуть обратно. Таким образом, законодатель ограничил возможность взыскания с пенсионеров выплаченных сумм, что обусловлено социальной сущностью государства, и поворот исполнения принятых в пользу граждан решений не может быть признан законным.

Закон Азербайджанской Республики от 5 декабря 2007 г. «О прожиточном минимуме» // Газета «Азербайджан». Баку, 2004, 5 декабря.

  1. Следующим видом являются споры, возникающие в связи с прекращением и приостановлением выплаты пенсий.

Сборник Постановлений Конституционного Суда Азербайджанской Республики по индивидуальным жалобам. Баку: Юридическая литература, 2005. С. 112 — 115.

  1. Споры, связанные с выплатой недополученных сумм пенсии умершего пенсионера.

Споры, вытекающие из пенсионных правоотношений, могут быть разделены также по видам пенсионного обеспечения, с которыми они связаны:

а) споры, связанные с обеспечением пенсиями по возрасту;

б) споры, связанные с обеспечением пенсиями по инвалидности;

в) споры, связанные с обеспечением пенсиями по случаю потери кормильца;

г) споры, связанные с обеспечением социальными пенсиями.

Споры, возникающие по поводу социальных пособий и компенсационных выплат, можно разделить соответственно на споры по поводу пособий и споры по поводу компенсационных выплат. При этом как первая, так и вторая группы могут быть подразделены на подгруппы по виду соответствующего материального обеспечения.

Так, споры, связанные с обеспечением лиц пособиями, составляют:

  1. споры, связанные с обеспечением пособиями по временной нетрудоспособности;
  2. споры, связанные с обеспечением пособиями по беременности и родам;
  3. споры, связанные с обеспечением пособиями по безработице;
  4. споры, связанные с обеспечением пособиями по возрасту, по инвалидности и в связи с потерей кормильца;
  5. споры, связанные с пособиями по случаю рождения ребенка;
  6. споры, связанные с обеспечением пособиями по уходу за ребенком до одного года;
  7. споры, связанные с обеспечением пособиями на детей до шестнадцати лет (учащихся общеобразовательных учреждений — до окончания обучения, но не более чем до достижения ребенком возраста 23 лет);
  8. споры, связанные с обеспечением пособиями по погребению;
  9. другие споры, связанные с вопросами социального обеспечения.

Необходимо отметить, что в судебной практике иногда встречаются необоснованные иски в связи с выплатой социальных пособий. Например, А.А. Гасанов обратился в Насиминский районный суд г. Баку с иском к Насиминскому районному отделению ГФСЗ о неуплате ему одновременно двух пособий. В своем иске он требовал платить ему эти пособия одновременно, что является незаконным и необоснованным .

Архив Насиминского районного суда. Дело N 2-1082/2007.

Споры, связанные с предоставлением и реализацией льгот, отличаются от других видов споров по вопросам социального обеспечения тем, что при рассмотрении и разрешении их следует руководствоваться не только нормами административного, гражданского процессуального права и права социального обеспечения, но и нормами, регулирующими сферы общественных отношений, на которые указанные льготы распространяются.

Из споров по поводу социального обслуживания можно выделить следующие:

а) споры по поводу приобретения права на социальное обслуживание;

б) споры, возникающие в процессе социального обслуживания, например споры по качеству социального обслуживания;

в) споры, связанные со снятием лица с социального обеспечения.

Порядок рассмотрения юрисдикционным органом спора зависит от формы изложения требований, которые могут быть выражены в виде искового заявления и жалобы на действия должностного лица или органа.

При подаче искового заявления рассмотрение спора осуществляется всегда в судебном порядке в ходе искового производства в соответствии с требованиями действующего гражданского процессуального законодательства Азербайджанской Республики.

В случае обращения в юрисдикционный орган с жалобой порядок рассмотрения жалобы определяется либо нормами административного права — тогда, когда жалоба подана в соответствующий орган социального обеспечения, либо нормами гражданского процессуального права, регулирующими производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений, — при обращении за защитой в суд.

Классификация споров по вопросам социального обеспечения имеет большое теоретическое и практическое значение. Она призвана:

  • установить систему споров по вопросам социального обеспечения, тем самым способствовать выявлению закономерностей возникновения и развития этих споров, характера взаимоотношений между сторонами этих споров и юрисдикционными органами;
  • распределить массив споров по вопросам социального обеспечения, способствуя выявлению тех видов отношений, которые являются наиболее конфликтными;
  • способствовать созданию системы доказательств, характерных для конкретного вида споров;
  • выявить эффективность действия законодательства о социальном обеспечении и разработать наиболее действенные механизмы правового регулирования отношений в этой сфере;
  • выявить причины и условия возникновения споров по вопросам социального обеспечения;
  • создать методологическую основу для анализа судебной и административной практики рассмотрения споров по вопросам социального обеспечения.

Основы защиты прав граждан в сфере социального обеспечения

Прием и государственный надзор осуществляют

Проблемы социального права исходят из обязанностей государственных органов реализовать социальную поддержку гражданину или же исходит из социальной обязанности гражданина.

Рассмотрение формы, средств и способов защиты

Юридическая литература содержит формы защиты прав, меры, средства и способы защиты.

Форма защиты является видом юридической деятельности, в ходе которой происходят охранительные правоотношения. Можно выделить непосредственную, общественную, управленческую, судебную и международную форму защиты гражданских прав.

Читайте так же:  Доплата к пенсии за непрерывный трудовой стаж

Форму защиты можно характеризовать разрешением спорных вопросов, которые осуществляют заинтересованные субъекты (граждане и работодатели, гражданине и органы или учреждения, куда он обращается для того, чтобы установить юридический факт, представить обеспечение).

В случае общественной формы защиты прав, ее осуществляют специально сформированным правозащитным органом. Сфера социального обеспечения в качестве такого органа предусматривает работу комиссии (уполномоченного) по социальному страхованию.

Форма управления для защиты прав состоит в работе органов публичной власти (государственные органы, органы местного самоуправления, Уполномоченный по правам человека в РФ, Уполномоченные по правам человека в субъектах РФ, по правам ребенка в РФ, в субъектах РФ).

Все указанные формы защиты прав граждан можно считать внесудебной формой в отличие от судебной, которая включает деятельность судов общей юрисдикции, Конституционного Суда РФ, конституционных, уставных судов субъектов РФ.

Международную защиту прав граждан осуществляют специально созданные международные компетентные органы, включая Совет по правам человека, МОТ, Суд по правам человека в Европе (Страсбург), Экономический суд СНГ и др.

Предусмотрена и более крупная классификация для форм защиты прав: юрисдикционная и неюрисдикционная. Такая классификация относит к юрисдикционным формам общественную, управленческую, судебную и международную форму.

Если рассматривать неюрисдикционную форму, то в системе социального обеспечения ее не используют. Это обусловлено тем, что реализация гражданских прав в этой области не осуществляется без участия органов государства, органов местного самоуправления, предприятий.

Неюрисдикционная форма включает процедуру медиации, применяя которую происходит урегулирование споров, которые возникают из гражданских правоотношений, включая те, которые связаны с предпринимательской и иной экономической деятельностью, с трудовыми и семейными правоотношениями. В соответствии с вышеизложенным, споры, которые возникают из правоотношений в области социального обеспечения, не могут быть урегулированы посредством процедуры медиации.

Понятие «способы защиты прав» литература трактует по-разному. М. Н. Малеина и Т. Ю. Барышникова полагали, что они представляют собой действия, непосредственно направленные на защиту прав. В соответствии с подобным пониманием, во-первых, происходит отождествление способов и мероприятий защиты. Во-вторых, признак «непосредственно направлены» не может являться квалифицирующим. В-третьих, не совсем ясно, кому принадлежат подобные действия: только гражданам, гражданам и органам, учреждениям и предприятиям, которые нарушили гражданские права или права третьих лиц, включая вышестоящие органы, прокуратуру и др.

Исследуя понятие «способы защиты прав», необходимо взять за основу ч. 2 ст. 45 Конституции РФ, в соответствии с которой любое лицо имеет право на защиту своих прав и свобод любым способом, который не запрещается законодательно.

Способы защиты могут быть выбраны гражданином, права которого нарушены. Они заключаются в действиях, которые не запрещает законодательство. Подобные действия выражаются направлением жалоб и заявлений в органы государства, органы местного самоуправления, предприятия, а также в СМИ, устных обращений.

Способы правовой защиты исходят и от органов государства различного уровня. Так, при нарушении гражданами собственных обязанностей в правоотношениях, касающихся социального обеспечения, может приниматься решение о прекращении выплат пенсий, пособий, об удержании из пенсии, пособия, приостановлении выплаты органами государства, органами местного самоуправления, учреждениями, предприятиями и др.

Мероприятия защиты отличаются от способов защиты тем, что представляют собой действия компетентного органа, учреждения, предприятия или должностного лица. Они используются как ответ на обращение гражданина, права которого были нарушены, или по инициативе органа, учреждения, организации и должностного лица. Система мер зависит от нескольких факторов:

  • форма правовой защиты;
  • вид нарушенного права;
  • характер нарушения прав;
  • полномочия компетентных органов, предприятий, учреждений, должностных лиц, которые применяют меры защиты;
  • статус органа, учреждения, организации, должностных лиц, которые нарушают гражданские права;
  • содержание нормативных правовых актов.

В число мер защиты включено признание прав, признание недействительными актов органов государства различных уровней, возмещение убытков, компенсация морального вреда, прекращение (изменение) правоотношений и др.

Признание права может проводится посредством любого компетентного органа (учреждения), включая суд, признание недействительным актов государственных органов, органа местного самоуправления осуществляется только судом; который, как правило, выносит решение о возмещении убытков и компенсации морального вреда.

Средства защиты включают действия граждан, органов, учреждений, предприятий и должностных лиц. Они обладают внешним оформлением. Суд выносит решение, постановление и определение. Граждане могут подать обращение, иск. Государственные органы, органы местного самоуправления, предприятия, должностные лица должны реагировать на обращения граждан с помощью оформления протокола, издания постановления, предписания, предостережения, протеста, представления и др.

В качестве субъекта охранительных правоотношений могут выступать гражданин; орган, организация или учреждение, которые предоставляют обеспечение; юрисдикционный орган.

Граждане имеют правомочия требований восстановить нарушенные права и возместить причиненный ущерб. Юрисдикционные органы, в свою очередь, должны удовлетворять законные требования граждан, требуя от виновных граждан, предприятий и учреждений восстановления этих прав, возмещения причиненного ущерба.

Обязанность органов, предприятий и учреждений состоит в том, чтобы выполнять решения, которые вынесены юрисдикционным органом.

Видео (кликните для воспроизведения).

Существенную роль играет проблема момента возникновения охранительных правоотношений, который зависит от времени возникновения нарушения прав граждан и места обращения граждан за защитой их прав. В одной ситуации это происходит на этапе подготовки к обращению за обеспечением, в другой — за обеспечением, то есть в ходе процедурных правоотношений. Также существуют ситуации, когда граждане обращаются за защитой своих прав в области материальных правоотношений. Тогда и происходит проявление охранительных правоотношений, которые существуют наряду с процедурными и материальными правоотношениями, но и без них.

Источники

Споры в праве социального обеспечения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here