Содержание метода права социального обеспечения

Система права социального обеспечения

Современной наукой системность рассматривается в качестве одного их фундаментальных свойств объективного мира. Как метод научного познания, системный подход включает в себя ряд взаимосвязанных аспектов изучения объекта (компонентный, структурный, функциональный), которые позволяют в совокупности дать более глубокое представление о системе в целом.

Центральное место в системном подходе занимает компонентный аспект исследования, отвечающий на вопрос, из каких частей состоит системное целое.

Другой важный аспект системного подхода связан с изучением внутренней организации содержания системы, т.е. ее структуры. Применительно к праву структурный анализ означает выявление отраслевого состава, установление места конкретных отраслей в общей системе права, изучение взаимодействия отраслей друг с другом и системой в целом. А на уровне отрасли права его применение позволяет определить состав ее институтов, их соотношение и характер воздействия друг на друга.

Функциональный аспект заключается в установлении способов проявления активности системы и ее компонентов. Право занимает ведущее место в механизме социального регулирования.

Компонентами системы права являются: отрасли, институты, нормы права и иные образования, занимающие промежуточное положение (подотрасли, подинституты). Они проявляют свое регулятивное свойство лишь в определенных пределах и формах. В частности, отрасль обеспечивает регламентацию в пределах конкретной группы общественных отношений, а правовая норма затрагивает лишь отдельные стороны определенного общественного отношения.

Норма может выражать общие, принципиальные положения, относящиеся в равной степени ко всему комплексу общественных отношений в целом, либо закреплять правило, касающееся только одного вида отношений, входящих в предмет отрасли. Руководствуясь этим критерием, нормы отрасли можно группировать на общую и особенную части.

Система права социального обеспечения представляет собой совокупность объективно взаимосвязанных правовых институтов и норм, расположенных в определенной структурированной последовательности в соответствии со спецификой регулируемых общественных отношений, в которой можно выделить общую и особенную части (Приложение. Рис.6.).

Рисунок 6. Система права социального обеспечения

К Общей части отрасли права социального обеспечения относятся нормы, выражающие цели и задачи правового регулирования, основные права человека в области социального обеспечения, принципы правового регулирования, разграничение компетенции РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления в сфере социального обеспечения, виды социальных рисков.

Особенную часть составляют нормы, определяющие условия предоставления отдельных видов обеспечения. Эти группы норм образуют институты отрасли права. В качестве примера можно назвать следующие институты: пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, пособий по безработице, по временной нетрудоспособности и пр.

Внутри институтов нормы права также располагаются по определенной системе с учетом дифференциации условий обеспечения.

В частности, внутри института трудовых пенсий по старости можно выделить:

1) общие нормы, определяющие субъектов и содержание пенсионных правоотношений, юридические факты, порождающие, изменяющие или прекращающие действие данных правоотношений, перерасчет и индексацию трудовых пенсий, процедуру их назначения и выплаты. Действие указанных норм распространяется на все группы лиц, если они не имеют права на получение трудовых пенсий по старости на основании специальных норм;

2) специальные нормы, закрепляющие право на досрочное обеспечение трудовыми пенсиями по старости с учетом вредности, тяжести, природно-климатических условий труда.

Комплексными институтами в праве социального обеспечения можно назвать институты пенсионного обеспечения, обеспечения пособиями, бесплатной и частично-платной медицинской помощи, бесплатного и частично-платного социального обслуживания. Указанные комплексные институты охватывают несколько блоков самостоятельных институтов (например, трудовых пенсий и социальных пенсий).

Большинство норм права социального обеспечения имеют управомочивающий характер, что обусловливается природой опосредуемых ими общественных отношений. Они создают реальные предпосылки для удовлетворения жизненно необходимых потребностей граждан в старости, при нетрудоспособности, потере кормильца и при наступлении других социальных рисков. При этом используется разрешительное регулирование: субъектам правоотношений дозволяется только то, что прямо предусмотрено нормами.

Систему отрасли права необходимо отличать от системы законодательства. Система законодательства с разной степенью обобщения оформляет и закрепляет систему отрасли. Систему законодательства можно определить как совокупность нормативных актов о социальном обеспечении, обладающих внутренним единством и взаимосвязью, отражающей структуру отрасли права.

Контрольные вопросы

1. Кто и когда обосновал наличие права социального обеспечения в качестве самостоятельной отрасли права?

2. Какие отличительные признаки отношений по социальному обеспечению выделены советскими учеными?

3. Какие отношения образуют предмет права социального обеспечения в современных условиях? Сформулируйте понятие предмета.

4. Входят ли в предмет права социального обеспечения отношения по предоставлению дополнительных пенсий, пособий и услуг, возникающие на основании коллективных договоров?

5. Какие отличительные признаки метода права социального обеспечения вы можете назвать?

6. Какие меры ответственности применяются к получателям выплат или услуг в случае злоупотреблений с их стороны?

7. Несут ли государственные органы (или учреждения) ответственность за несвоевременную выплату пенсий или пособий?

8. Из каких компонентов складывается система отрасли права социального обеспечения?

9. Какие институты составляют Общую часть права социального обеспечения?

10. Какие институты образуют Особенную часть права социального обеспечения?

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10464 — | 7721 — или читать все.

Предмет и особенности метода права социального обеспечения.

Понятие и виды социального риска.

Социальный страховой риск — предполагаемое событие, при наступлении которого осуществляется обязательное социальное страхование. Федеральный закон «об основах обязательного социального страхования» определяет социальный страховой риск следующим образом: предполагаемое событие, влекущее изменение материального и (или) социального положения работающих граждан и иных категорий граждан, в случае наступления которого осуществляется обязательное социальное страхование.

Виды страховых рисков выглядят следующим образом:

· Необходимость получения медицинской помощи.

· Смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

При наступлении одновременно нескольких страховых случаев порядок выплаты страхового обеспечения по каждому из них определяется в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Государственное социальное обеспечение как организационно-правовая форма социального обеспечения.

Соц обеспечение — форма выражения социальной политики гос-ва, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества. В зависимости от источника денежных средств различают 2 вида социального обеспечения:

Читайте так же:  Выплата пособия на погребение за счет фсс

1) гос. социальное обеспечение,

2) негосударственное социальное обеспечение.

В зависимости от порядка формирования денежных средств государственное социальное обеспечение может осуществляться в различных организационно-правовых формах:

1) гос. Соц. страхование, это система, созданных гос-вом правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального или социального положения работающих граждан, а также в иных случаях предусмотренных российским законодательством

2) гос-ное соц. обеспечение, система обеспечения и обслуживания престарелых и нетрудоспособных граждан, а также семей, где есть дети

3) гос-ная соц. помощь.материальной поддержки двух категорий населения: малоимущих семей и одиноко проживающих граждан, у которых доход ниже величины прожиточного минимума, установленных для данных категорий.

Закон-во закрепляет лишь 6 видов соц. обеспечения: 1) пенсии; 2) пособия; 3) социально-обеспечительные компенсации; 4) льготы; 5) соц. и мед.услуги; 6) предметы первой необходимости

Предмет и особенности метода права социального обеспечения.

ПСО – это самостоят. отрасль права, совокупность правовых норм, регул. пенсионные и некот. другие отношения по матер.обеспечению и соц. обслуживанию нетрудоспособных членов общества, предоставлению им действующих льгот и преимуществ, а также тесно связанных с ними процессуальных отношений по разрешению споров и процедурных отношений по установлению юр. фактов

Предмет ПСО – это совокупность общ отношений, регулируемых данной отраслью права.

В предмет права соц обеспечения входят следующие отношения:

· Отношения по пенсионному обеспечению;

· Отношения по социальному обслуживанию;

· Отношения по выплате пособий;

· Отношения по бесплатному мед обслуживанию и т.д.

Метод права социального обеспечения отражает специфику правового регулирования отношений в области социального обеспечения и включает в себя следующие признаки.

1. Социальное обеспечение осуществляется государством в лице уполномоченных им органов управления или учреждений.

2. Доп социальное обеспечение осуществляется за счет негосударственных фондов, в том числе фондов добровольного социального страхования.

3. Одним из субъектов отношений соц. обеспечения выступает гражданин (или семья), а другим – органы, осуществляющие соц. обеспечение.

Нормы права, составляющие отрасль ПСО, образуют систему данной отрасли:

1) общая часть содержит нормы, кот выражают общие положения, характеризуют отрасль в целом;

2) особенная часть отрасли включает в себя правовые институты, нормы каждого из которых имеют свой предмет регулирования и составляют часть отрасли: это трудовой стаж и выслуга лет, пенсии, компенсации, льготы, социальное обслуживание и др.

СИСТЕМА ПСО — это научно обоснованная, объективно существующая последовательность связи правовых институтов и норм права соц. обеспечения, составляющих в целом единую отрасль права.

Понятие, признаки и особенности метода права социального обеспечения

Понятие метода ПСО

Метод права социального обеспечения (ПСО) представляет собой систему приемов и способов, с помощью которых производится регулирование общественных отношений, которые составляют предмет этой отрасли права.

Как и предмет, метод правового регулирования можно рассматривать в качестве показателя, в соответствии с которым разграничиваются отрасли права. Предметом каждой отрасли является некоторая группа правоотношений, поэтому способы воздействия на них — метод правового регулирования — должны обладать определенными, характерными именно для данной группы правоотношений способами и приемами регулирования.

Санкции

В праве социального обеспечения существует два вида санкций. В ситуации, когда происходит невыполнением получателями пенсий и пособий возложенных на них обязанностей в составе семьи, на которую выплачивается пенсия по какому-либо определенному случаю, например, потери кормильца, то виновные лица обязаны полностью возвратить полученные ими средства, на которые они не имеют права. Но также стоит отметить, что несмотря на причиненный имущественный вред, виновные лица не несут никакого материального ущерба.

Поэтому из вышесказанного можно подвести итог, что санкции данного вида относятся к числу правовосстановительных, а не штрафных.

Санкции второго вида используются в специальной области предоставления пособий по временной нетрудоспособности. Лицам, которые нарушили конкретный режим, установленный для них врачом, или не являющимся без определенных уважительных причин в назначенный срок на врачебный осмотр, или на освидетельствование в бюро медико-социальной экспертизы, происходит снижение пособия с того момента, как было допущено одно из нарушений. В данной ситуации, нет вреда имущественной направленности, что означает, и нет обязанности загладить этот вред. Тем не менее в показанных случаях виновные получатели пособий несут имущественный ущерб в результате применения к ним каких-либо санкций.

В случае же, предоставления других , кроме пенсий, пособий, видов обеспечения, происходит применение специфических для каждого из них санкций. Например, к гражданам, которые достаточно часто нарушают правила внутреннего распорядка в домах-интернатах, может быть применена такая мера, как выписка из данного учреждения.

Одним из элементов отраслевого метода контроля правовой направленности является определенный порядок разрешения споров. В праве соц. обеспечения есть два основных порядка по решению споров — судебный, а также внесудебный. Поэтому, по вопросам назначения, выплаты и исчисления пенсий споры разрешаются вышестоящим органом социальной защиты населения, а при несогласии одной или обеих сторон уже судебным органом.

В самих судах происходит процесс решения споров между гражданами и органами, которые предоставляют обеспечение, об установлении фактов, которые имеют определенное юридическое значение для разрешения вопрос обеспечения социальной направленности, о причинении ущерба материального характера и о праве на какие-либо отдельные виды обеспечения.

У основных элементов есть своя определенная специфика отраслевого метода, которая находит свое выражение в специальных приемах и способах правового контролирования.

В праве обеспечения социальной направленности имеет место сочетание четырех типов нормативно-правового регулирования отношений общественного характера: муниципально (на уровне образования муниципальной направленности), централизованного (федерального), локального (на уровне каких-либо организаций), региональное (на уровне субъектов Российской Федерации).

Стоит отметить, что преобладающим способом контролирования в праве соц. Обеспечения является дозволением, а основным видом норм — нормы управомочивающего порядка, которые в свое время содержат в своих диспозициях правомочия граждан на получение различных видов обеспечения во время наличия предусмотренных в гипотезах норм условий.

Чаще всего, диспозиции данных норм определенны и не предусматривают никакой возможности изменения условия возникновения прав и обязанностей сторон. Такими являются нормы о возрасте для назначения пенсии, стажа работы, размера пособия и пенсии. Но при этом у дозволительных норм, диспозиции от части считаются определенными. К их числу можно отнести такие нормы, которые имеют в себе определенные возможности для граждан выбирать наиболее оптимальный вариант обеспечения: какой-то один вид пенсий из нескольких, заработок среднемесячного характера для исчисления пенсии за период, когда он был наиболее высоким. В тоже время вышеперечисленные нормы носят специальный обязывающий характер для иных участников правоотношений — органов, предоставляющих обеспечение.

Читайте так же:  Какой сегодня размер социальной пенсии

Правовой статус

Видео (кликните для воспроизведения).

Правовой статус субъектов в праве социального обеспечения порядка характеризуется такими чертами. Граждане в нем выступают в роли носителей правомочий, которые имеют связь с применением материальных благ, а также услуг из фондов, которые являются федеральной собственностью, государственной собственностью субъектов Российской Федерации, собственностью муниципальной направленности, частной собственностью лиц юридического характера. Поэтому, в данном случае по существу нет определенного равенства сторон (граждан, и органов, предоставляющих обеспечение), которое в свое время давало бы им возможность своим положением определять объем их прав. Тем не менее мы не видим в данных отношениях правового характера и подчиненности граждан по отношению к органам социальной защиты населения. Помимо этого, их положение по отношению к последним можно считать активным. Далее, какой-либо свободой распоряжения правами обладают только граждане, в то время как имущественные обязанности в большинстве случаев, возлагаются на органы социальной защиты населения. Для положения органов защиты социальной направленности населения считается характерным также определенное ограничение диспозитивности, а также усмотрения.

Отсюда можно сделать вывод, что есть все необходимые основания для того чтобы можно было говорить о специфическом правовом статусе субъектов в праве социального обеспечения — о главной черте метода отрасли в целом. Такая черта выражается в отсутствии как равенства, так и подчиненности между ними.

Функцию фактов юридической направленности в праве обеспечения социального характера исполняют такие жизненные обстоятельства и состояния, как достижения возраста, когда начинается получение пенсии, наличие определенного трудового стажа конкретной продолжительности, наступление постоянной или же временной потери трудоспособности, беременность, роды, рождение ребенка.

Отношения правовой направленности по соц обеспечению в своей основе появляются во время наличия специальной совокупности юридических фактов (а точнее фактического состава). При этом наступлению каких-то отдельных обстоятельств в жизни, имеющих юридическое значение, сопутствуют определенные специфические последствия: утрата дохода или же заработка, расходы, которые можно считать повышенными, понижение способности к труду за который собственно происходит оплата.

Волеизъявление граждан

Активное положение граждан, о котором говорилось ранее, влечет за собой такой факт юридической направленности, как волеизъявление граждан. Такое волеизъявление людей сочетается в данном случае с документами органов, предоставляющих обеспечение.

Для формирования определенных отношений правовой направленности по социальному обеспечению характерно также и то, что состав фактов юридического характера и время появления правоотношений, чаще всего, не могут определяться по соглашению сторон. Что же касается правоотношений по предоставлению конкретных видов обеспечения в связи с волеизъявлением граждан, они прекращаются, а также появляются в конкретно установленный нормами правового характера срок.

Правовому методу обеспечения присущи специальные специфические способы определения содержания каких-либо правоотношений. Обязанности и права субъектов в данной отрасли, зачастую, устанавливаются непосредственно именно нормами права, а не соглашением сторон.

Помимо этого, содержание отношений правового характера в большинстве ситуаций не может измениться по соглашению их участников.

Способы охраны прав субъективного порядка и обеспечения исполнения обязанностей в праве социального обеспечения обычно характеризуется следующими особенностями.

Взыскания имущественного характера в социальном праве обеспечения может быть обращено только на самих людей, которые в результате своей вины получили больше денег, чем им положено. Что же касается органов, которые занимаются предоставлением обеспечения, если происходит невыплата по их вине каких-либо денежных сумм гражданам, то процесс восстановления прав граждан производится путем выплаты причитающихся им средств. Данную выплату принудительного характера нельзя считать санкцией, так как орган соц. защиты населения не несет никакого материального ущерба, а только исполняет обязанности, которые на него возложены.

Особенности метода ПСО

Обратимся к особенностям метода права социального обеспечения. В первую очередь, он сочетает централизованный, локальный и индивидуальный уровень регулирования общественных отношений.

В 72 статье Конституции РФ установлено, что координация проблем здравоохранения; защита семьи, детства, материнства и отцовства; социальная защита, в том числе социальное обеспечение, должны находиться в общем ведении РФ и ее субъектов. По этой причине регулирование отношений в области ПСО производится централизованно (посредством принятия ФЗ и прочих правовых актов, которые направлены на их реализацию). Это осуществляют центральные органы власти государства. На региональном уровне регулирование происходит посредством издания соответствующих нормативных актов субъектов РФ.

Сегодня на федеральном уровне закреплен некоторый минимальный социальный стандарт в области социального обеспечения. Субъекты РФ не вправе снизить его ни при каких условиях, поскольку предоставление этого стандарта гарантируют средства федеральных финансовых источников.

С помощью собственных источников и при наличии возможностей субъекты РФ могут установить дополнительные меры в сфере социальной защиты. Это могут быть надбавки к пенсии, пособиям, льготы для населения, дополнительные услуги в области социального обслуживания некоторых категорий граждан и др. Регулирование в рассматриваемой сфере также производится на муниципальном уровне.

На локальном уровне регулирование ПСО осуществляют отдельные организации, что выражается созданием локальных нормативных актов, которые принимает собственник финансовых источников. В не централизованном порядке предусмотрены дополнительные типы социального обеспечения, которые используются для роста степени социальной защищенности персонала конкретного предприятия. Подобные условия часто включают в состав коллективных договоров или планов социального развития компании.

Регулирование осуществляется и на индивидуальном уровне. Условия, касающиеся предоставления определенных дополнительных льгот (например, пенсии, пособия и др.) часто рассматриваются в рамках индивидуального трудового договора работодателя и работника. Помимо этого, любое лицо вправе заключать различные индивидуальные договоры в области ПСО. Это может быть договор с муниципальным центром соц. обслуживания на предоставление услуг на дому; с негосударственным пенсионным фондом и др.

Еще одной особенностью метода ПСО является специфический порядок установки прав и обязанностей субъектов. Сюда включены договорной и не договорной способы определения содержания правоотношений.

Читайте так же:  Срок перерасчета пенсии работающим пенсионерам

Чаще всего для ПСО присущ недоговорной порядок определения, что можно объяснить наличием централизованного регулирования. Виды пенсий, пособий, компенсаций, их сумму, порядок назначения и предоставления определяют нормативные акты и субъекты правоотношений — физические лица и органы, которые должны предоставить определенный вид социального обеспечения. Они не могут эти нормы изменить по своему усмотрению.

Обязанности и права, а также содержание правоотношений субъектов в этой отрасли может устанавливаться еще и договорным путем. Например, такое регулирование отношений часто характерно для предприятий. В рамках коллективного договора предусматриваются более льготные условия, если сравнивать их с условиями, содержащимися в действующем законодательстве (например, надбавка к пенсии, досрочный выход на пенсию и др.). Также на предприятиях гарантии социальной защищенности закрепляются в индивидуальном трудовом договоре. Его стороны вправе установить дополнительные условия, виды и размеры обеспечения (например, материальная помощь в отпуске, бесплатное санаторное лечение, лекарственное обеспечение и др.).

ТК РФ в 9 статье содержит положение о том, что трудовой договор не может включать условий, которые определенным образом снижают уровень прав и гарантий персонала. При наличии подобных условий в коллективном или трудовом договоре, их применять нельзя. Если же рассматривать более льготное обеспечение, то здесь предусмотрена полная свобода усмотрения сторон договора

ПСО отражает специфику положения (взаимоотношений) субъектов правоотношений. Это проявляется в виде координации и субординации.

По традиции в теории права рассматриваются 2 взаимосвязи субъектов правоотношений: координацию и субординацию. В первом случае стороны равны между собой, во втором одна из сторон находится в подчинении перед другой (возникают отношения власти).

Правовой статус субъектов ПСО часто не вписывается в классические понятия равенства и подчинения сторон. Участники этих отношений считаются экономически неравными, но не зависят друг от друга административно. Помимо этого, свобода выбора поведения и имущественные права принадлежат физическому лицу, а имущественные обязанности возлагаются на органы государства (учреждения). По этой причине отношения, которые формируются между ними можно определить в качестве отношений координации.

Специфика метода ПСО также отражается характером правовых норм, который представляет собой способ правового воздействия на поведение субъектов. Он может быть императивным и диспозитивным.

Суть рассматриваемых правоотношений требует вполне определенной совокупности юридических приемов воздействия на поведение субъектов, что проявляется в форме дозволения, запрета, обязывания. Основные права граждан в этой области могут быть установлены посредством управомочивающих норм, выраженных в форме дозволений. Осуществляя их, физическое лицо должно выполнять и определенные обязанности.

Так, для пенсионера предусмотрена обязанность известить орган, который выплачивает ему пенсию, о наступлении обстоятельств, которые способны повлечь к изменению ее размера или прекращению выплаты.

Таким образом, требуемое поведение управомоченных субъектов (физических лиц) достигается не только при использовании дозволения, но и обязывания.

Чаще всего диспозиции правоустанавливающих норм могут указать только на правомочия физического лица. Поведение второго участника (учреждения или государственного органа), без решения которого невозможно реализовать право человека на конкретный вид социального обеспечения, должно регулироваться через позитивное обязывание.

Состав правоотношений в области материального обеспечения граждан, включая их социальное обслуживание в порядке социального обеспечения за счет средств централизованных финансовых фондов, может быть определен императивным путем. Только так гарантируется соответствующая мера потребления для каждого субъекта при наступлении определенных социальных рисков, указанных в законе.

Пределы диспозитивного метода значительно ограничены, а его использование в форме дозволения обладает определенными особенностями. Дозволение направлено в адрес не обоих субъектов, а только одного из них — гражданина. Это относится к реализации права на соответствующий вид социального обеспечения, включая выбор самого выгодного для лица варианта обеспечения и др.

Отметим, что в рамках правового регулирования общественных отношений по социальному обеспечению чаще используется императивно-диспозитивный метод, который представляет собой сочетание предписания и дозволения. Рассматриваемый метод используют при формировании прав и обязанностей, предусмотренных для субъектов ПСО на федеральном уровне в централизованном порядке.

Метод права социального обеспечения

Метод правового регулирования – это способы воздействия отрасли права на определенный вид общественных отношений, являющийся предметом ее регулирования. Он всегда определяется предметом правового регулирования: конкретное содержание общественных отношений данного вида обусловливает своеобразие способов юридического воздействия[22].

В научной и учебной юридической литературе обычно выделяют два основных метода правового регулирования. Один из них называется авторитарным (императивный метод), а другой – методом автономии (диспозитивный метод). Авторитарный метод (императивный) – это такой способ правового регулирования, при котором лицу или лицам – участникам правоотношений предоставляется лишь один строго определенный вариант поведения, при этом нормами права точно определяются порядок возникновения и прекращения, характер, объем и содержание прав и обязанностей сторон – участников общественных отношений, урегулированных с помощью данных норм права[23]. Императивный метод широко применяется в тех отраслях, характерной особенностью которых является то, что одной из сторон в возникающих правоотношениях является государственный орган либо другой, уполномоченный государством орган.

Суть другого метода правового регулирования – метода автономии, или диспозитивного метода заключается в том, что нормами права устанавливаются не запреты или предписания определенного поведения, а лишь пределы, в которых участники общественных отношений самостоятельно устанавливают свои взаимные права и обязанности. Данный метод регулирования применяется главным образом в таких отраслях российского права, где стороны – участники правоотношений выступают как равноправные субъекты[24].

Императивный и диспозитивный методы применяются в сочетании и являются как бы «сквозными» для всех отраслей права. В то же время они не могут в полной мере учитывать специфику общественных отношений, регулируемых нормами конкретной отрасли права, которая детерминирует необходимость использования определенного метода, характерного для регулирования именно данной совокупности отношений (т.е. предмета отрасли). Способ разрешения данного противоречия был предложен С.С. Алексеевым, который обратил внимание на то, что анализ метода правового регулирования должен учитывать не только характер волевых предписаний законодателя (предписание, запрет, дозволение), но и выявлять другие признаки приемов правового регулирования. Концептуально такие признаки были обоснованы Л.С. Явичем[25]. Развив данную концепцию, С.С. Алексеев более четко сформулировал их конструкцию. К числу таких признаков отнесены следующие: 1) характер способов формирования содержания прав и обязанностей субъектов; 2) характер оснований возникновения, изменения и прекращения правоотношений; 3) характер общего юридического положения субъектов; 4) характер юридических мер воздействия[26].

Читайте так же:  Управление назначения перерасчета выплаты пенсий едв

Проблема метода правового регулирования общественных отношений в общей теории права – одна из дискуссионных, что предопределило ее дискуссионность и в праве социального обеспечения, о чем свидетельствует отсутствие единства взглядов среди ученых на данную проблему[27].

Впервые проблема метода правового регулирования отношений в сфере социального обеспечения была исследована В.С. Андреевым[28]. Он выделял три специфические черты, раскрывающие, по его мнению, особенности метода данной отрасли и отражающие особенность самого предмета регулирования.

Во-первых, все входящие в предмет отношения имеют алиментарный характер, причем предоставлять обеспечение обязано государство в лице его органов управления или учреждений либо по поручению государства профсоюзы или органы колхозов.

Во-вторых, одним из субъектов таких отношений выступает гражданин или семья, а другим – органы государства или по его поручению профсоюзы или органы колхозов.

В-третьих, посредством этих отношений осуществляется обеспечение за счет средств таких общественных фондов потребления, как фонды для нетрудоспособных, ассигнования на содержание детей в детских учреждениях, на медицинское обслуживание и лечение[29].

В одной из последних своих работ В.С. Андреев отказывается от ранее применяемого им термина «алиментарный», обосновывая такой отказ тем, что данный термин подвергся критике со стороны ученых[30].

Дальнейшей разработкой проблемы метода права социального обеспечения занимался целый ряд ученых[31], однако анализ основных точек зрения, высказанных уже на современном этапе, хотя и свидетельствует о сближении позиций, но еще не позволяет констатировать, что найден единый подход к концептуальному обоснованию определения метода права социального обеспечения[32].

Итак, что же следует понимать под методом права социального обеспечения?

Метод права социального обеспечения – это совокупность приемов и способов правового регулирования общественных отношений по социальному обеспечению граждан, специфика которых объективно обусловлена распределительным характером этих отношений. Данная совокупность охватывает как общеправовые и межотраслевые приемы регулирования, так приемы, специфичные для данной отрасли права.

Выше указывалось, что к общеправовым («сквозным») приемам правового регулирования относятся императивное и диспозитивное регулирование. Императивное регулирование выражается формулой: «все, что не разрешено, — запрещено», диспозитивное – формулой «все, что не запрещено, — разрешено». В первом случае регулирование осуществляется посредством предписания, а во втором – дозволения.

Какой же из этих методов применяет законодатель в правовом регулировании отношений по социальному обеспечению граждан?

Если говорить о диспозитивном методе в регулировании социально-обеспечительных отношений, то кроме локальных форм социального обеспечения его использование крайне ограничено и имеет свои особенности, поскольку дозволение адресуется не обоим субъектам правоотношения, а лишь одному из них – гражданину. Это касается его волеизъявления о реализации права на тот или иной вид социального обеспечения, выбора наиболее выгодного для человека варианта обеспечения и др.

В связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122 – ФЗ с 1 января 2005 г. существенно возросла роль субъектов федерации в правовом регулировании отношений в сфере социального обеспечения, поскольку к их полномочиям теперь отнесено регулирование целого ряда отношений, которые прежде регулировались нормами федерального законодательства (по установлению пособий на детей, по социальному обслуживанию инвалидов и пожилых граждан в учреждениях социального обслуживания и т.д.).

Сочетание централизованного регулирования с региональным характерно не только для социально-обеспечительных отношений. Аналогичный правовой режим в силу ст. 72 Конституции РФ охватывает общественные отношения, регулируемые и некоторыми другими отраслями права (трудовым, жилищным, административным и др.). Поэтому есть все основания для признания данного способа регулирования как межотраслевого.

Муниципальное регулирование отношений по социальной защите населения – еще одно звено в правовом регулировании, дополняющее централизованное и региональное. Формирование прав и обязанностей субъектов общественных отношений путем закрепления их на всех указанных выше уровнях – это, очевидно, новый прием правового регулирования, обусловленный конституционным разграничением компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления, а самое главное – разграничением собственности.

В условиях рыночной экономики все более очевидной становится необходимость использования наряду с традиционными и новых способов воздействия на общественные отношения. К их числу следует отнести новые для системы права источники, признаваемые государством в качестве таковых, — социально-партнерские соглашения. Их регулятивное значение велико как для трудового права, так и права социального обеспечения, поскольку они закрепляют соответствующие условия труда и социального обеспечения работников на федеральном, региональном уровнях, на уровне отрасли (нескольких отраслей), конкретной организации, устанавливая коллективно-договорным способом более высокий уровень таких условий и гарантируя его средствами работодателей.

Учитывая, что содержание социально-обеспечительных отношений в определенной степени может быть обусловлено трудовыми отношениями, правомерно выделять и такой способ формирования прав и обязанностей субъектов как договорный, который распространяется и на сферу социального обеспечения, если он касается работника.

Наряду с межотраслевыми приемами регулирования рассматриваемых отношений в методе права социального обеспечения присутствуют и способы воздействия на эти отношения, отражающие собственную специфику данной отрасли. Такая специфика обнаруживается, прежде всего, в характере оснований возникновения, изменения и прекращения социально-обеспечительных отношений. Она выражается в том, что, во-первых, к этим основаниям относятся специфические юридические факты.Это, как правило, такие жизненные обстоятельства, наступление которых не зависит от воли человека. Именно поэтому законодатель называет их социальными рисками. К ним относятся: временная нетрудоспособность, инвалидность, производственная травма, профессиональное заболевание, старость, безработица, рождение человека и др. Особыми основаниями возникновения отношений законодатель признает материнство, отцовство и детство.

Отраслевая специфика правового регулирования проявляется также в характере правового положения субъектов правоотношения: с одной стороны, законодатель не наделил их равенством, а с другой – не ввел для них элементов подчиненности.

Кроме того, если сравнить соотношение прав и обязанностей одной стороны с правами и обязанностями другой, то выявляется, что имущественные права граждан в этих отношениях носят абсолютный характер, а их обязанности – это в основном обязанности процедурного или процессуального характера (обратиться за получением того или иного вида социального обеспечения в установленном порядке, представить необходимые документы и т.п.). Обязывающие нормы адресуются другой стороне – органу, предоставляющему обеспечение, возлагая на него имущественные обязательства.

Специфические признаки метода права социального обеспечения характерны и для способа защиты нарушенного права: граждане могут воспользоваться для защиты своих прав в сфере социального обеспечения как административным, так и судебным порядком, либо одновременно тем и другим.

Читайте так же:  Зрение минус 12 это инвалидность

По некоторым видам социального обеспечения жалобы граждан могут рассматриваться функциональными органами (например, жалобы по вопросам обеспечения пособием по временной нетрудоспособности, по беременности родам рассматриваются органами Фонда социального страхования). Однако, это скорее исключение из общего правила.

И, наконец, особенности метода связаны со спецификой санкций, применяемых в праве социального обеспечения к субъектам отношений. В этой отрасли не предусмотрены репрессивные санкции: за правонарушения, допущенные гражданами как субъектами правоотношения, применяются санкции двух видов: правовостановительные и правограничивающие. Причем в отличие, например, от трудового права, предусматривающего, как правило, ограниченную материальную ответственность работника в случае причинения по его вине материального ущерба работодателю, нормы права социального обеспечения обязывают гражданина, причинившего материальный ущерб вследствие злоупотребления с его стороны либо сокрытия обстоятельств, от которых зависит размер получаемых выплат или право на их получение, возместить такой ущерб в полном размере.

Правоограничивающие санкции допускают приостановление реализации права на некоторые виды социального обеспечения на определенный срок. Так работник может быть лишен пособия по временной нетрудоспособности, если он нарушает режим, предписанный врачом, на весь период такого нарушения; гражданину, признанному безработным, который не выполняет обязанностей по своевременной явке в орган службы занятости, либо по направлению данного органа к работодателю, может быть уменьшен размер пособия по безработице или приостановлена его выплата. В то же время закон не допускает такого правоограничения по отношению к гражданину – субъекту пенсионного либо любого другого правоотношения по социальному обеспечению. В связи с этим можно сделать вывод о довольно узком применении правоограничивающих санкций.

Что касается санкций, применяемых к другому субъекту – органу, предоставляющему обеспечение, то в данном случае речь идет скорее не о санкциях, а об обязанности этого органа восстановить нарушенное право гражданина, если по вине данного органа гражданин не смог в полном объеме воспользоваться своим правом. Такая обязанность наступает когда гражданином недополучены денежные выплаты по системе социального обеспечения.

Таким образом, к признакам метода права социального обеспечения можно отнести следующие: императивное регулирование отношений, одним из субъектов которых выступает государственный орган либо по его поручению иной компетентный орган, сочетающееся с коллективно-договорным регулированием отношений, возникающих на основе корпоративных соглашений; сочетание централизованного регулирования с региональным, муниципальным и локальным; обусловленность возникновения, изменения и прекращения правоотношений специфическими юридическими фактами (как правило, событиями, не зависящими от воли людей); относительная автономность субъектов по отношению друг к другу; абсолютный характер прав граждан как субъектов отношений и недопустимость принятия усмотренческих решений органом, обязанным предоставлять обеспечение; административный и судебный порядок защиты нарушенного права граждан; применение правовостанновительных и правограничивающих санкций.

Дата добавления: 2015-09-28 ; просмотров: 777 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Метод права социального обеспечения: черты, правовой статус, функции

Метод регулирования правового характера является одним из самых важных дифференцирующих критериев обособления отрасли правовой направленности. Данный метод представляет собой определенную совокупность конкретных приемов юридического воздействия на поведение.

Стоит отметить, что важнейшие черты метода права социального обеспечения, как и какой-либо другой основной отрасли, выражаются в специальном правовом положении субъектов, основаниях формирования правоотношений, способах, которые в свое помогают определить содержание правоотношений, а также способах защиты субъективных прав и обеспечения исполнения обязанностей.

Признаки метода ПСО

В праве рассматривают несколько признаков, посредством которых характеризуются особенности метода правового регулирования:

  • уровень регулирования отношений в обществе, которые включены в состав предмета этой отрасли права (индивидуальный, централизованный, локальный);
  • порядок установления обязанностей и прав, предусмотренных для субъектов, в качестве способа определить содержание правоотношений (договорной, недоговорной);
  • взаимоотношения (положение) субъектов правоотношений (субординация, координация);
  • характер норм права в качестве способа правового влияния на поведение лиц (диспозитивный, императивный).

Особенность правовых норм

Особенность правовых норм содержания социального обеспечения кроется в том, что их подавляющее большинство содержит в себе только правомочия граждан на получение обеспечения, а также подразумевает определенные обязанности соответствующих органов предоставить данное обеспечение. Число же норм, которые предусматривают обязанности граждан в каких-либо правоотношениях по социальному обеспечению, крайне ограничено. Это нормы о выплате различных видов обеспечения и нормы, которые включают в себя конкретные правила поведения лиц, находящихся в учреждениях соц. защиты населения.

Но сказанное не означает, что в праве соц. обеспечения нет норм, которые содержали бы какие-либо правомочия иной стороны органов, предоставляющих обеспечение. Активные правомочия такие органы имеют во время решения вопросов так называемого факультативного обеспечения (что означает определенную материальную помощь, какое-либо помещение в домах-интернатах, помощь за счет средств организаций).

По форме выражения содержащихся в них правил нормы права соц. обеспечения в большинстве своем являются категорическими. Гражданские права на отдельные виды обеспечения реализуются императивно, их ограничение волей участников правоотношений, как правило не допускается.

Определенные рекомендательные нормы содержатся в составе права социального обеспечения. Их назначение служебной направленности заключается в предложении субъектам, а также органам, которые предоставляют обеспечение, наиболее целесообразного с точки зрения государства варианта поведения (то есть каких-либо доплат, компенсаций).

Среди норм права управомочивающего характера соц. Обеспечения достаточно таких, чьи диспозиции содержат льготный режим обеспечения. Такие нормы об обеспечении инвалидов и участников ВОВ, лиц, которые пострадали от радиационных воздействий, реабилитированных, лиц, занятых на работах с вредными и тяжелыми трудовыми условиями. В роли льгот тут выступает определенное снижение пенсионного возраста, а также повышение размера самой пенсии.

В праве социального обеспечения регулирование имеет достаточно важное место, так как именно при помощи такого способа происходит своего рода воздействие на поведения людей, как позитивное обязывание. В нормах такой отрасли есть обязывания, которые в свое время адресованы именно органам, предоставляющим обеспечение. Из-за этого способ запрещения в данной ситуации применяется очень редко, а число норм запрещающего характера ограничено.

Видео (кликните для воспроизведения).

Опираясь на эту информацию, можно выделить следующие черты метода права обеспечения социальной направленности.

Источники

Содержание метода права социального обеспечения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here