Проблемы регулирования пособий по беременности и родам

ВС РФ: отсутствие у генетической матери «суррогатного» ребенка права на получение больничного по беременности и родам не противоречит закону

Tolikoff / Depositphotos.com

Верховный Суд Российской Федерации рассмотрел иск о признании недействующим п. 53 Порядка выдачи листков нетрудоспособности. Согласно указанной норме женщине, усыновившей ребенка в возрасте до 3-х месяцев, листок нетрудоспособности выдается со дня усыновления на период до 70 календарных дней (при одновременном усыновлении двух или более детей – на 110 календарных дней) со дня рождения ребенка (Решение Верховного Суда РФ от 29 августа 2019 г. № АКПИ19-513).

Заявительница считала, что данная норма нарушает ее права, поскольку не предусматривает выдачи листка нетрудоспособности по беременности и родам родителю, чьи половые клетки использовались для оплодотворения, при рождении ребенка суррогатной матерью.

ВС РФ, однако, несоответствия этой нормы закону не усмотрел. Судьи указали, что в соответствии с действующим законодательством пособие по беременности и родам выдается беременной женщине на установленный период до родов и после родов. В случае суррогатного материнства отпуск на период беременности и родов предоставляется только суррогатной матери, поскольку в период вынашивания и рождения ребенка суррогатной матерью генетическая мать не теряет свою трудоспособность, соответственно, листок нетрудоспособности ей не выдается.

Целевым предназначением пособия по беременности и родам является частичное возмещение заработка, утраченного застрахованным лицом в связи с наступлением страхового случая. То есть целью данного пособия является не возмещение расходов в связи с появлением ребенка в семье, а частичная компенсация утрачиваемого женщиной заработка в период, когда она не может осуществлять трудовую деятельность по медицинским показаниям. При суррогатном материнстве у генетической матери отсутствует факт наступления страхового случая – беременность и роды, а также утрата заработка, на возмещение которого направлена выплата пособия по беременности и родам, в связи с чем указанное пособие генетической матери не назначается.

Исключительным случаем, при котором выдается листок нетрудоспособности и устанавливается пособие по беременности и родам при отсутствии у женщины беременности и родов, является усыновление ребенка (детей) в возрасте до 3-х месяцев.

Работникам, усыновившим ребенка, ч. 1 ст. 257 Трудового Кодекса предусмотрено предоставление отпуска на период со дня усыновления и до истечения 70 календарных дней со дня рождения усыновленного ребенка, а при одновременном усыновлении двух и более детей – 110 календарных дней со дня их рождения.

Женщинам, усыновившим ребенка, по их желанию вместо отпуска, указанного в части первой данной статьи, предоставляется отпуск по беременности и родам на период со дня усыновления ребенка и до истечения 70 календарных дней, а при одновременном усыновлении двух и более детей – 110 календарных дней со дня их рождения (ч. 4 ст. 257 ТК РФ).

В связи с этим выдача листка нетрудоспособности именно женщине, усыновившей ребенка, соответствует положениям закона.

При суррогатном материнстве факт усыновления отсутствует, генетические родители регистрируются в органах записи актов гражданского состояния в качестве родителей, а не усыновителей.

При этом судьи добавили, что застрахованные лица, в том числе один из родителей, чьи половые клетки использовались для оплодотворения, не лишены возможности оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и права на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком со дня предоставления отпуска и до достижения им возраста полутора лет.

Пособие по беременности и родам в 2020 году

Пособие по беременности и родам (или, как его часто называют, «декретные») является одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию. Разберемся, кому и в каком размере положена декретная выплата, какова продолжительность и особенности ее получения.

Выплата пособия по беременности и родам

Важно понимать, что на декретные могут рассчитывать только женщины (в отличие от пособия по уходу за ребенком). Все категории получателей пособия по беременности и родам в 2020 году перечислены в Федеральном законе от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». К ним относятся женщины:

безработные (уволенные в связи с ликвидацией организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших дню признания их безработными)

обучающиеся по очной форме обучения

проходящие военную службу по контракту

усыновившие ребенка и относящиеся к вышеперечисленным категориям

Если женщина одновременно получает право на пособие по уходу за ребенком и пособие по беременности и родам, она может выбрать лишь одно из этих пособий

Обратите внимание: пособие по беременности и родам в 2020 году выплачивается только за период одноименного отпуска. Это значит, что если женщина не воспользуется правом на указанный отпуск и продолжит работать (и, соответственно, получать заработную плату), то пособие ей не положено. Работодатель в данной ситуации не вправе предоставить женщине сразу два вида выплат: и зарплату, и пособие. Следовательно, за дни работы будет выплачена заработная плата. Как только женщина решит воспользоваться правом на отпуск по беременности и родам и он будет оформлен, выплата зарплаты прекратится и работодатель начислит пособие.

Пособие по беременности и родам выплачивается по месту работы, службы или иной деятельности. Женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организации, пособие выплачивается органами соцзащиты по месту жительства (месту фактического пребывания или фактического проживания).

Обратите внимание: если сотрудница является совместителем и в течение двух предшествующих лет трудилась у одних и тех же работодателей, то пособие по беременности и родам в 2020 году ей платят оба работодателя.

Пособие по беременности и родам выплачивается за счет средств ФСС .

Документы для получения пособия по беременности и родам

Перечень необходимых документов приведен в Федеральном законе от 29.12.2006 №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». Вам понадобятся:

заявление о назначении пособия (составляется в свободной форме)

справка о сумме заработка для расчета пособия

Документы для получения пособия по беременности и родам в 2020 году можно направить в электронной форме, а также почтой — в последнем случае предоставляются не оригиналы, а заверенные копии

Сроки выплаты пособия по беременности и родам

При обращении за декретными выплатами важно не пропустить срок подачи документов — шесть месяцев со дня окончания отпуска по беременности и родам.

После того, как женщина предоставит пакет необходимых документов, страхователь в течение десяти календарных дней назначает ей пособие. Если пособие по беременности и родам платит работодатель, то оно выдается вместе с ближайшей зарплатой. Если же пособием обеспечивают органы соцзащиты, то выплата осуществляется почтой либо через банк не позднее 26-го числа месяца, следующего за месяцем приема документов. Соблюсти сроки назначения и выплаты пособия по беременности и родам поможет производственный календарь.

Пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине суммарно за весь период отпуска.

Бухгалтерский учет

Эта сумма, как и сумма единовременного пособия по беременности и родам, выплачиваемого за счет средств бюджета ФСС РФ, расходом организации не является (применительно к п. 2 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н) и относится на расчеты с ФСС РФ.

Бухгалтерские записи по отражению операций, связанных с начислением и выплатой работнице этих сумм, производятся в порядке, установленном Инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, и приведены ниже в таблице проводок.

Нормативно-правовое регулирование отношений по назначению пособия по беременности и родам

Работницы организации (застрахованные лица) получают страховое обеспечение в виде пособия по беременности и родам (п. 2 ч. 1 ст. 1.4, п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (закон № 255-ФЗ)).

Читайте так же:  Налоговые льготы для предпенсионеров

Назначение и выплата осуществляются страхователем (работодателем) по месту работы застрахованного лица (работницы) (ч. 1 ст. 13 закона № 255-ФЗ).

Для этого работница предоставляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией в соответствующем порядке и по установленной форме (ч. 5 ст. 13 закона № 255-ФЗ).

В общем случае женщинам по их заявлению и на основании предоставленного листка нетрудоспособности предоставляются отпуска продолжительностью 140 календарных дней (70 дней — до родов, 70 дней — после). Производится выплата пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере. Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных ею до родов (ст. 255 Трудового кодекса РФ, ч. 1 ст. 10 закона № 255-ФЗ, ст. 7 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»).

Пособие назначается в течение 10 календарных дней со дня обращения застрахованного лица за его получением с необходимыми документами (листком нетрудоспособности), а его выплата осуществляется работодателем в ближайший после назначения пособия день, установленный для выплаты заработной платы (ч. 1 ст. 15 закона № 255-ФЗ, п. 14, 18, пп. «а» п. 16 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 № 1012н (Порядок)).

Вся декретная сумма, рассчитанная в соответствии с законодательством, выплачивается за счет средств бюджета ФСС РФ (что следует из ч. 1 ст. 3 закона № 255-ФЗ, пп. «а» п. 17 Порядка).

На сумму выплачиваемых средств уменьшается сумма уплачиваемых организацией страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (п. 2 ст. 431 Налогового кодекса РФ, ч. 2 ст. 4.6 закона № 255-ФЗ).

Кроме того, женщины, вставшие на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности (до 12 недель), вправе получить единовременную выплату (дополнительно к рассчитанной), которая является одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ст. 9, абз. 3 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ, п. 19 Порядка, п. 3 ч. 1 ст. 1.4 закона № 255-ФЗ).

Единовременная выплата женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки, назначается и выплачивается по месту назначения и выплаты пособия по беременности и родам. Для этого работница должна предоставить организации заявление о назначении, справку из женской консультации либо другой медицинской организации, поставившей женщину на учет в ранние сроки (п. 5, 21, 22 Порядка).

Выплата тоже производится за счет средств ФСС РФ (абз. 2 ч. 1 ст. 4 закона № 81-ФЗ, ч. 1 ст. 3 закона № 255-ФЗ, п. 23 Порядка).

В общем случае на сумму выплачиваемого работнице единовременного пособия по беременности и родам организация уменьшает сумму страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты сумм в полном объеме, он вправе обратиться за необходимыми средствами в территориальный орган ФСС РФ (ч. 2 ст. 4.6 закона № 255-ФЗ, п. 2, 9 ст. 431 НК РФ).

В расчете по страховым взносам пособие по беременности и родам в расчете по страховым взносам 2020 при соответствующей выплате отражается полностью; раздел 3 следует заполнять даже на работниц, находящихся в декретном отпуске и не получающих выплат в отчетном периоде, исключая подраздел 3.2, поскольку сотрудницы организации, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, являются застрахованными лицами (ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ, ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»).

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки, назначается и выплачивается одновременно с основным пособием по беременности и родам, если справка о постановке на учет в ранние сроки предоставляется одновременно с документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия по беременности и родам, которые указаны в п. 16 Порядка. Если справка предоставлена позже, сумма выплачивается не позднее 10 дней с даты приема (регистрации) справки о постановке на учет (п. 24, пп. «а» п. 9 Порядка).

Размер пособия по беременности и родам

Размер декретных выплат зависит от статуса получательницы:

Работающие женщины получают пособие в размере 100% среднего заработка

Уволенные в связи с ликвидацией организации – в размере 300 рублей

Студентки – в размере стипендии

Военнослужащие-контрактницы – в размере денежного довольствия

Если стаж застрахованной женщины составляет менее шести месяцев, она может рассчитывать на пособие в размере не выше МРОТ (с 1 января 2020 года – 12 130 рублей)

Расчет пособия по беременности и родам

С 2013 года женщинам не предоставляется право выбора порядка расчета пособия

Пособие по беременности и родам рассчитывается исходя из среднего заработка и не зависит от стажа сотрудницы (в отличие от пособия по временной нетрудоспособности). Для удобства расчет пособия можно представить в виде следующей схемы:

Пособие по беременности и родам в 2020 году
равно

доходы за 2 календарных года
(предшествующих году наступления декрета)
делим на
количество дней в этом периоде
умножаем на
количество дней декрета

Теперь о нюансах.

Во-первых, средний заработок за каждый из двух календарных лет не должен превышать определенного максимума. Этот максимум законодательно установлен – предельная величина базы для начисления страховых взносов в ФСС за соответствующий год. В 2018 году эта сумма составляла 815 000 рублей, в 2019 году – 865 000 рублей. То есть при расчетах по каждому году нужно использовать ту сумму, которая меньше.

Во-вторых, величина среднего дневного заработка (то есть частного от деления доходов за два года на количество дней) теперь законодательно ограничена . Допустимый максимум определяется так: берём предельные базы для начисления взносов в ФСС за два предшествующих декрету года, складываем и полученную сумму делим на 730.

В-третьих, из общего количества календарных дней в двухлетнем периоде следует исключить:

Периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком

Период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы, если на сохраняемую заработную плату за этот период НЕ начислялись страховые взносы

В-четвертых, если в течение двух предшествующих декрету лет сотрудница брала отпуск по беременности и родам или по уходу за ребенком, то эти периоды, как видим, будут исключены из подсчетов. Однако женщине в этом случае предоставлено право заменить такие периоды (один год или оба) предшествующим годом (двумя годами), дабы это привело к увеличению размера декретных выплат.

Конспекты юриста

Налог на прибыль организаций. Корреспонденция счетов

Для целей налогообложения прибыли все суммы, выплачиваемые за счет средств ФСС РФ, не признаются расходами применительно к п. 1 ст. 252 НК РФ (поскольку организация не несет затрат на выплату). Рассмотрим, как отражают пособие по беременности и родам в 2020 году, проводки:

ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ПОСОБИЯ ПО БЕРЕМЕННОСТИ И РОДАМ

студент 4 курса, юридического факультета, ФГБОУ ВО «Оренбургский ГАУ»,

студент 4 курса, юридического факультета, ФГБОУ ВО «Оренбургский ГАУ»,

канд. юрид. наук, доцент, кафедра предпринимательского права и гражданского процесса, ФГБОУ ВО «Оренбургский ГАУ»,

В настоящее время все более актуален вопрос по получению женщинами пособий по беременности и родам. В 2017 году произошли существенные изменения в законодательстве Российской Федерации. Теперь взносы на выплаты по временной нетрудоспособности и материнству с 01.01.2017 администрирует Федеральная Налоговая Служба (ФНС), это закреплено в Налоговом кодексе РФ в главе 34, которая была введена Федеральным законом от 03.07.2016 №243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование». Также была изменена справка о заработке за последние 2 года. Модифицированы формы документов, на основании которых Фонд социального страхования (далее – ФСС) компенсирует компаниям расходы на выплату социальных пособий.

Читайте так же:  Пенсионный отказывает в назначении льготной пенсии

В 2017 году была увеличена максимальная базовая величина до 755 000 рублей и женщины с 1 июля могут получать у врача электронные листки нетрудоспособности.

Целью пособия является возмещение женщине заработной платы на время отпуска по беременности и родам, и в связи с прекращением её трудовой деятельности. Так же оно направлено на охрану здоровья женщины, восстановления её здоровья после родов и воспитание ребенка первые месяцы после рождения.

В соответствие с законодательством Российской Федерации можно выделить следующие категории женщин, которые имеют право на получение пособия по беременности и родам:

В Российской Федерации в течение длительного времени, и особенно на современном этапе основной проблемой является демография страны. Нам представляется целесообразным предоставить прямую взаимосвязь демографии страны с пособиями по беременности и родам.

Так, на наш взгляд, главной проблемой данных пособий является размер выплат. Многие женщины не решаются рожать детей, так как знают, что те пособия, которые будут выплачены на период беременности и родов, очень малы. Они понимают, что им будет тяжело обеспечить себя, сидя дома без дохода. Данная проблема в особом смысле касается женщин индивидуальных предпринимателей, так как исходя из Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» выплаты пособия им на много меньше, чем другим категориям женщин.

Представляется, что женщина, которая не является юристом и не разбирается в правовых вопросах, не знает о существовании того или иного закона, решив заняться предпринимательской деятельностью и оформив надлежащие документы, может не знать о том, какие действия необходимо предпринять, чтобы при рождении ребенка не остаться без пособий.

В целях, на которое направлено пособие, а именно защита и охрана здоровья матери и ребенка, было бы правильно, чтобы в законе указывалось, что необходимо делать женщинам, которые намерены стать индивидуальными предпринимателями, для того что бы у них возникло право на получения пособия по беременности и родам.

Еще одной проблемой пособия по беременности и родам является то, что женщины, в силу маленькой величины размера пособия прибегают к крайним ситуациям. В настоящее время, когда очень сильно увеличилась занятость женщин, удлинение отпуска по беременности и родам имело бы смысл только в том случае, если данное пособие не ограничивалось бы максимальным пределом. Как показывает практика, работающие женщины, получающие среднемесячный заработок, который превышает максимальный предел пособия, стремятся уменьшить отпуск по беременности и родам или вовсе отказаться от него в ущерб своему здоровью и здоровью своего ребенка, что не соответствует цели пособия.

В п. 6 ст. 4 Конвенции международной организации труда (далее – МОТ) «Об охране материнства» предусматривается: «сумма пособия, которая предоставляется за счет средств обязательного социального страхования и исчисляется на основе заработка, должна составлять не менее 2/3 предшествовавшего заработка женщины» [2].

В России пособие по беременности и родам выплачивается в размере 100% среднемесячного заработка, но не более чем максимальный размер, который устанавливается Федеральным законом о бюджете ФСС РФ на очередной финансовый год [4].

Так же в Конвенции МОТ установлено: «если среднемесячный заработок женщины существенно превышает максимальную сумму пособия, то размер пособия составит только ровно половину ее среднемесячного заработка, а не 2/3».

Из числа женщин, которые получают пособия, в размере среднемесячного заработка, исключены те женщины, которые имеют страховой стаж менее 6 месяцев. Таким категориям женщин пособие по беременности и родам выплачивается в размере, не превышающий МРОТ.

Такой подход государства вызывает определенное отрицание, так как женщины детородного возраста выпускники учебных заведений профессионального образования, устроившиеся на работу, к моменту ухода в декретный отпуск чаще всего не имеют 6 месяцев страхового стажа. Таким образом, рождение детей в молодых семьях юридически не поощряется и, это может отрицательно повлиять на состояние здоровья матери и будущего ребенка [1, с. 11].

В таком случае было бы правильно установить размер пособия, который равен 80% среднемесячного заработка, до дня ухода в отпуск по беременности и родам, как женщинам, не проработавшим 6 месяцев, так и женщинам индивидуальным предпринимателям.

Сделав анализ выделенных нами проблем, мы пришли к выводу о том, что все они в итоге приводят к одной главной проблеме. Она была нами выделена в начале статьи, а именно маленький размер выплат, что непосредственно влияет на желание и возможность женщин рожать детей, что главным образом влияет на демографию страны.

дипломная работа Государственные пособия гражданам, имеющим детей

Правовое регулирование пособий женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности

План курсовой работы

1. Нормативные основы регулирования пособий по беременности и родам.

  • 1.1. Право на пособие по беременности и родам.
  • 1.2. Период выплаты пособия по беременности и родам.

2. Особенности выплаты пособий женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, по беременности и родам.

  • 2.1. Размер пособия по беременности и родам.
  • 2.2. Право на единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности.

3. Проблемы правового регулирования пособий по беременности и родам.

Список нормативных актов и литературы.

Введение

Рождение ребенка для большинства родителей — важное событие в их жизни. Особые чувства, связанные с появлением малыша, преобразуют обычные будни в приятные хлопоты. Вместе с тем необходимо помнить, что наступает время, когда женщина становится временно нетрудоспособной и нуждается в особой социальной защите и поддержке как со стороны своего работодателя, так и со стороны государства. Особенно такая поддержка необходима, если женщина будет воспитывать ребенка одна.

В настоящее время государство, во-первых, предоставляет гарантии женщинам, имеющим ребенка, при приеме на работу, в процессе выполнения работы и увольнения. Так, например, при приеме на работу женщины, имеющей ребенка в возрасте до полутора лет, не устанавливается испытание (ст. 70 ТК РФ). Только после письменного согласия женщины можно привлечь ее к работе в ночное время, если такая работа не запрещена ей по состоянию здоровья (ст. 96 ТК РФ). Не допускается по инициативе работодателя расторгнуть с женщиной, имеющей детей, трудовой договор, за исключением случаев ликвидации юридического лица или прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем, которые по отношению к женщине являются работодателями (ст. 261 ТК РФ).

Во-вторых, Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» предусматривается обязательная выплата ряда пособий, таких как: пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком; ежемесячное пособие на ребенка.

Поскольку применение положений Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» вызывает многочисленные трудности, написание данной работы актуально.

Объект работы – общественные отношения, возникающие в процессе получения женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, пособия и пособия по беременности и родам.

Предмет работы – пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности; пособие по беременности и родам.

Цель курсовой работы – исследование правового регулирования пособий женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности; пособий по беременности и родам.

Задачи курсовой работы:

  • 1. Раскрыть понятие права на пособие по беременности и родам.
  • 2. Охарактеризовать период выплаты пособия по беременности и родам.
  • 3. Отразить особенности выплаты пособий женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, по беременности и родам.
  • 4. Выявить проблемы правового регулирования пособий по беременности и родам.

При написании курсовой работы применялись как общенаучные, так и частнонаучные методы познания.

Нормативная база работы сложилась за счет положений законодательства в сфере социального обеспечения.

Практическая часть работы сформировалась за счет практики Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ.

Теоретическая база работы сложилась за счет комментариев действующего законодательства, публикаций в периодической печати.

Читайте так же:  Социальная стипендия для студентов сколько рублей
Видео (кликните для воспроизведения).

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка нормативных актов и литературы.

Учет пособия по беременности и родам в 2020 году

Как рассчитать и отразить в учете пособие по беременности и родам в 2020 году? Порядок остался прежним, по сравнению с прошлым годом. Изменилась лишь предельная сумма заработка для расчета. Это связано с тем, что для начисления используются другие расчетные периоды, и с ежегодным увеличением МРОТ.

Разберем порядок расчета необходимых сумм и правила их отражения в бухгалтерском учете на примере. Работнице с 20.01.2020 предоставляется отпуск по беременности и родам на 140 календарных дней. Для назначения декретных выплат работницей предоставлен листок нетрудоспособности. Выплаты в пользу работницы, на которые начислялись страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, составили: в 2018 г. — 697 600 руб., в 2019 г. — 720 000 руб. В сентябре 2019 г. работница была нетрудоспособна 10 календарных дней. Иные исключаемые при расчете среднего дневного заработка периоды у нее отсутствуют. Пособие по беременности и родам выплачивается в безналичной форме путем перечисления денежных средств на банковский счет сотрудницы.

Расчет пособия по беременности и родам

Поскольку в этом случае в расчетный период включаются 2018 и 2019 календарные годы (т. е. период по 31.12.2019 включительно), то в средний заработок включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу работницы, которые включались в базу для начисления страховых взносов в ФСС РФ в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (закон № 212-ФЗ) (ч. 2 ст. 14 закона № 255-ФЗ, п. 2 Положения). Если сотрудница принесла больничный, начинающийся в декабре 2019, то в расчетный период включите 2017 и 2018 годы.

Выплаты по беременности и родам рассчитываются исходя из среднего дневного заработка, сумма которого определяется путем деления суммы среднего заработка, начисленного за расчетный период, на число календарных дней в этом периоде, за исключением календарных дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности работницы в сентябре 2019 г. (ч. 3.1 ст. 14 закона № 255-ФЗ, п. 15, абз. 1, 2 п. 15(2) Положения).

Обращаем внимание, что есть особенность подсчета, если в расчетный период входит високосный (он включает 366 календарных дней). В этом случае количество календарных дней в расчетном периоде составляет 731 день (366 дн. + 365 дн.) (письмо ФСС РФ от 03.03.2017 № 02-08-01/22-04-1049л). Если високосный год в расчетный период не попадает (как в нашем примере), число календарных дней равно 730.

Следовательно, с учетом исключаемого периода число календарных дней для расчета среднего дневного заработка принимается равным 720 дням:

730 дн. — 10 дн., где 10 дн. — количество календарных дней нетрудоспособности работницы в сентябре 2019 г.

Средний дневной заработок работницы равен 1968,89 руб. ((697 600 руб. + 720 000 руб.) / 720 дн.).

Средний дневной заработок для исчисления не может превышать величину, определяемую путем деления на 730 суммы предельных величин базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ, установленных, в соответствии с законом № 212-ФЗ, на два календарных года, предшествующие году наступления соответствующего отпуска по беременности и родам (ч. 3.3 ст. 14 закона № 255-ФЗ, абз. 4 п. 15(2) Положения).

Предельная величина базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в ФСС РФ, составляют: на 2018 г. — 815 000 руб., на 2019 г. — 865 000 руб.

Таким образом, исходя из приведенных выше норм, максимальный размер среднего дневного заработка для выплат по страховым случаям, наступившим в 2020 году, составляет 2301,37 руб. ((815 000 руб. + 865 000 руб.) / 730).

В этом случае средний дневной заработок, рассчитанный исходя из фактического заработка работницы за расчетный период (1968,89 руб.), не превышает предельный размер среднего дневного заработка для исчисления пособия в 2020 году (2301,37 руб.). Соответственно, сумма выплаты по беременности и родам рассчитывается исходя из размера среднего дневного заработка сотрудницы, равного 1968,89 руб.

Итоговая сумма определяется путем умножения размера дневного пособия на число календарных дней, приходящихся на период отпуска по беременности и родам. Размер дневного пособия определяется как 100% среднего дневного заработка (ч. 4, 5 ст. 14, ч. 1 ст. 11 закона № 255-ФЗ).

Исходя из приведенных норм, причитающаяся работнице сумма основной выплаты по беременности и родам равна 275 644,60 руб. (1968,89 руб. × 100% × 140 дн.).

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) и страховые взносы

Сумма выплат по беременности и родам (в том числе сумма единовременных выплат женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности) не облагается НДФЛ на основании п. 1 ст. 217 НК РФ. То есть на вопрос, какими налогами облагается пособие по беременности и родам в 2020 году, ответим коротко: никакими.

Выплаты по беременности и родам не подлежат обложению страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование и на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (пп. 1 п. 1 ст. 422 НК РФ, пп. 1 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»). Налогообложение пособия по беременности и родам в 2020 году подоходным налогом, как и прежде, тоже не производится.

Порядок назначения и выплаты государственных пособий. Пособия по беременности, родам, уходу за ребёнком и иные дополнительные меры социальной помощи. Пути совершенствования законодательства Российской Федерации о пособиях гражданам, имеющим детей.

Нажав на кнопку «Скачать архив», вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку «Скачать архив»

Рубрика Государство и право
Вид дипломная работа
Язык русский
Дата добавления 01.06.2015
Размер файла 117,6 K

Подобные документы

Социальная поддержка граждан, имеющим детей. Понятие и основные виды пособий, право на их получение. Порядок назначения и выплаты государственных пособий: пособия по беременности и родам, по уходу за ребёнком. Особенности пособий многодетным семьям.

дипломная работа [111,6 K], добавлен 10.07.2017

Система законодательства Российской Федерации, регулирующая порядок выплаты пособий на детей. Получатели пособий на детей. Право на государственные пособия гражданам, имеющим детей и порядок их выплаты: по беременности и родам, семьям, имеющим детей.

курсовая работа [73,1 K], добавлен 04.04.2009

История развития законодательства о детских пособиях. Общая характеристика закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Основы выплат по беременности и родам. Проблемы гендерного равенства в связи с предоставлением детских пособий.

дипломная работа [382,8 K], добавлен 24.06.2015

Общая характеристика и правовое регулирование государственных пособий, предоставляемых гражданам, имеющим детей. Положения Законодательства РФ о государственных пособиях гражданам, имеющих детей, классификация категорий, подпадающих под его действие.

реферат [37,3 K], добавлен 17.05.2011

Государственные пособия гражданам, имеющим детей. Порядок перерасчета пособий по беременности и родам. Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву. Пособие при рождении, передаче ребенка в семью.

курсовая работа [28,0 K], добавлен 17.10.2014

Особенности назначения единовременных, периодических и ежемесячных пособий гражданам, имеющим детей. Проблемы демографической политики Российской Федерации. Пути решения проблем реализации дополнительных мер социальной поддержки семей, имеющих детей.

Читайте так же:  Судебные решения по перерасчету пенсии

дипломная работа [64,2 K], добавлен 09.06.2014

Социальная функция государства в отношении граждан, имеющих детей. История законодательства о детских пособиях. Общая характеристика закона, регулирующего эту сферу. Классификация государственных пособий по беременности и родам, по уходу за ребенком.

курсовая работа [48,0 K], добавлен 17.12.2015

Общая характеристика пособий семьям, имеющим детей. Пособие по беременности и родам и при усыновлении ребенка. Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями. Порядок и условия назначения и выплаты пособий гражданам, имеющим детей.

дипломная работа [66,9 K], добавлен 20.05.2014

Государственные пособиях гражданам, имеющим детей: понятие, виды. Право на пособие, порядок назначния и выплат. Право на пособие. Порядок перерасчета пособий по беременности и родам. Демографическая политика.

курсовая работа [28,3 K], добавлен 16.08.2007

Осуществление защиты материнства, детства и семьи; виды государственных пособий гражданам, имеющим детей. Право на пособие по беременности и родам, период его выплаты, размер. Право на единовременное пособие при рождении ребенка и по уходу за ребенком.

контрольная работа [20,3 K], добавлен 10.01.2010

Правовое регулирование отношений, связанных с выплатой пособия по беременности и родам

(Ершов О. Г.) («Социальное и пенсионное право», 2010, N 3)

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ВЫПЛАТОЙ ПОСОБИЯ ПО БЕРЕМЕННОСТИ И РОДАМ

——————————— Ershov O. G. Legal regulation of relations related to payment of prenatal allowances.

Ершов О. Г., старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Омской академии МВД РФ, кандидат юридических наук.

В статье автор исследует правовые отношения, возникающие в связи с выплатой пособия по беременности и родам, на примере судебной практики анализирует состояние правоприменения в этой сфере, предлагает меры повышения гарантий для защиты материнства и детства.

Ключевые слова: защита материнства, пособие по беременности и родам, отпуск по беременности и родам, социальные гарантии, фонд социального страхования.

The author of the article studies legal relations arising in connection with payment of prenatal allowances at the example of judicial practice, analyses the state of law application in this sphere, proposes the measures of rise of guarantees for protection of maternity and childhood.

Key words: protection of maternity, prenatal allowance, maternity leave, social guarantees, fund of social insurance.

Иногда в судах возникают споры по размеру выплаченного пособия. Так, например, предметом рассмотрения судебных органов стали положения действующего законодательства об особенностях порядка исчисления пособия по беременности и родам. Был сделан вывод о том, что в заработок, исходя из которого исчисляются пособия, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования . ——————————— См.: решение Верховного Суда РФ от 9 января 2008 г. N ГКПИ07-1372 // СПС «КонсультантПлюс».

Проблемы правового регулирования социально-трудовых прав беременных женщин

Дата публикации: 09.04.2017 2017-04-09

Статья просмотрена: 1040 раз

Библиографическое описание:

Переходько А. А. Проблемы правового регулирования социально-трудовых прав беременных женщин // Молодой ученый. — 2017. — №14. — С. 541-544. — URL https://moluch.ru/archive/148/41589/ (дата обращения: 06.03.2020).

В статье рассматриваются вопросы предоставления отпуска по беременности и родам и выплаты пособия по беременности и родам, а также порядок его исчисления. Автор приводит примеры продолжительности и оплаты отпуска по беременности и родам в различных странах.

Ключевые слова: беременность, роды, отпуск по беременности и родам, пособие по беременности и родам, размер пособия

The article deals with issues of granting maternity leave and payment of maternity benefits, as well as the procedure for calculating maternity leave. The author gives examples of the duration and payment of maternity leave in different countries.

Key words: pregnancy, childbirth, maternity leave, maternity allowance, allowance size

Понятие декретного отпуска в СССР впервые возникло в 1917 году. Отпуск по уходу за ребенком в СССР был значительно короче современного, и в разные годы составлял от трех месяцев до полугода (максимум): в 2–3 месяца малышей полагалось отдавать в ясли. Только в конце 70-х годов, декрет «подрос» до полутора лет. Данный временной период вычислялся в соответствии с мнением советских врачей-педиатров, которые считали, что материнское присутствие в целом полезно для ребенка, но вовсе не обязательно. Стране требовались работники.

В 1918 г. был принят Кодекс законов о труде [7] (далее — КЗоТ 1918 г.), который предусмотрел запрет сверхурочных работ для женщин, перерывы для отдыха (ст. 89). К статье 89 имелось примечание, которое устанавливало для женщин право на перерывы для кормления ребенка: каждые три часа, продолжительностью не менее 30 минут.

В ст. 3 КЗоТ 1918 г. предусматривалось освобождение от трудовой повинности беременных женщин.

КЗоТ 1922 г. [8] выделил в отдельную главу (глава ХХШ) регулирование труда женщин. В нем были предусмотрены льготы для беременных женщин. Так, в соответствии со ст. 131 не допускалось применение труда беременных женщин и кормящих матерей на сверхурочных работах, на работах в ночное время. Женщины, занятые физическим трудом, освобождались от работы в течение 8 недель до и 8 недель после родов, а занятые конторским и умственным трудом в течение 6 недель до и 6 недель после родов. С пятого месяца беременности женщин нельзя было посылать в командировки вне места постоянной работы без их согласия (ст. 133).

В 1936 году сталинская Конституция провозгласила, что женщина имеет равные права с мужчиной, реализация которых обеспечивается предоставлением женщине равного с мужчиной права на труд, на оплату труда, отдых, социальное страхование и образование, государственной охраной интересов матери и ребенка, государственной помощью многодетным и одиноким матерям, предоставлением женщине при беременности отпусков с сохранением содержания, широкой сетью родильных домов, детских яслей и садов.

«Дети — наша смена, будущие строители коммунистического общества. Вырастить новое поколение здоровым, жизнерадостным и энергичным — одна из главнейших задач нашей социалистической Родины». — отмечали авторы популярной в 60-х годах книги [12].

Беременности и родам в советском государстве уделяли большое внимание, однако рассматривали материнство прежде всего, как важный политический и социально-экономический аспект.

В настоящее время все категории получателей пособия по беременности и родам в 2017 году перечислены в Федеральном законе от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» [3]. К ним относятся женщины (ст. 6):

− безработные (уволенные в связи с ликвидацией организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших дню признания их безработными);

− обучающиеся по очной форме обучения;

− проходящие военную службу по контракту;

− усыновившие ребенка и относящиеся к вышеперечисленным категориям.

Следует заметить, если женщина одновременно получает право на пособие по уходу за ребенком и пособие по беременности и родам, она может выбрать лишь одно из этих пособий.

Пособие по беременности и родам в 2017 году выплачивается только за период одноименного отпуска. Это значит, что если женщина не воспользуется правом на указанный отпуск и продолжит работать (и, соответственно, получать заработную плату), то пособие ей не положено. Работодатель в данной ситуации не вправе предоставить женщине сразу два вида выплат: и зарплату, и пособие. Следовательно, за дни работы будет выплачена заработная плата. Как только женщина решит воспользоваться правом на отпуск по беременности и родам, и он будет оформлен, выплата зарплаты прекратится, и работодатель начислит пособие.

Пособие по беременности и родам выплачивается по месту работы, службы или иной деятельности. Женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организации, пособие выплачивается органами соцзащиты по месту жительства (месту фактического пребывания или фактического проживания).

Если женщина является совместителем и в течение двух предшествующих лет трудилась у одних и тех же работодателей, то пособие по беременности и родам в 2017 году ей платят оба работодателя. Пособие по беременности и родам выплачивается за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации (далее — ФСС РФ). Чтобы получить пособие по беременности и родам нужно предоставить все необходимые документы, которые перечислены в Федеральном законе «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» [2] (далее — Закон № 255-ФЗ).

Читайте так же:  Как получать стипендию по потере кормильца

Можно отметить, очень важный момент-новшество: документы для получения пособия по беременности и родам в 2017 году можно направить в электронной форме, а также почтой — в последнем случае предоставляются не оригиналы, а заверенные копии.

Законодатель обращает наше внимание, что при обращении за декретными выплатами важно не пропустить срок подачи документов — шесть месяцев со дня окончания отпуска по беременности и родам (п. 2 ст. 12).

После того, как женщина предоставит пакет необходимых документов, страхователь в течение десяти календарных дней назначает ей пособие (ч. 1 ст. 15). Если пособие по беременности и родам платит работодатель, то оно выдается вместе с ближайшей зарплатой. Если же пособием обеспечивают органы соцзащиты, то выплата осуществляется почтой либо через банк не позднее 26-го числа месяца, следующего за месяцем приема документов [6]. Соблюсти сроки назначения и выплаты пособия по беременности и родам поможет производственный календарь.

Пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине суммарно за весь период отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности — 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов — 86, при рождении двух или более детей — 110) календарных дней после родов (ст. 10 Закона № 255-ФЗ).

Размер декретных выплат зависит от статуса получательницы:

  1. Застрахованные женщины получают пособие в размере 100 % среднего заработка (ст.11 Закона № 255-ФЗ);
  2. Уволенные в связи с ликвидацией организации, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в течение двенадцати месяцев, предшествовавших дню признания их в установленном порядке безработными — в размере 300 рублей [3];
  3. Женщинам, обучающимся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, образовательных организациях дополнительного профессионального образования и научных организациях — в размере стипендии [3];
  4. Женщинам, проходящим военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в таможенных органах — в размере денежного довольствия [3 [.

Если стаж застрахованной женщины составляет менее 6 месяцев, женщина может рассчитывать на пособие в размере не выше МРОТ (с 1 июля 2016 года — 7500 рублей) [4].

С 2013 года женщинам не предоставляется право выбора порядка расчета пособия. Пособие по беременности и родам рассчитывается исходя из среднего заработка и не зависит от стажа сотрудницы.

В средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по беременности и родам включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы (п. 2 ст. 14 Закона № 255-ФЗ).

Пособия по беременности и родам исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году отпуска по беременности и родам в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).

Средний заработок за каждый из двух календарных лет не должен превышать определенного максимума. Этот максимум законодательно установлен — предельная величина базы для начисления страховых взносов в ФСС за соответствующий год. В 2015 году эта сумма составляла 670000 рублей, в 2016 году — 718000 рублей. Предельная величина базы для исчисления страховых взносов: на обязательное социальное страхование в связи с материнством составляет сумму, не превышающую 755000 рублей [5].

Величина среднего дневного заработка в настоящее время законодательно ограничена. Размер пособия по беременности и родам рассчитывается как сумма дохода за 2 календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам, деленная на 730 и умноженная на число календарных дней, приходящихся на период отпуска по беременности и родам.

С учетом особенности високосного года, который составляет 366 календарных дней, расчетный период при определении среднего дневного заработка для исчисления ежемесячного пособия по уходу за ребенком может составлять 730 календарных дней, 731 календарный день, 732 календарных дня.


Из общего количества календарных дней в двухлетнем периоде следует исключить:

  1. Периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;
  2. Период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы, если на сохраняемую заработную плату за этот период не начислялись страховые взносы.

Если женщина до наступления беременности работала в нескольких организациях, она имеет право оформить пособие во всех местах трудовой деятельности. В дальнейшем, ежемесячные выплаты на ребенка будут осуществляться только одной организацией, размер которых исчисляется исходя из средней заработной платы.

В соответствии с Конвенцией МОТ № 163 [1], женщина имеет право на отпуск по беременности и родам продолжительностью не менее 14 недель. Денежные пособия устанавливаются на таком уровне, чтобы женщина могла содержать себя и своего ребенка в достойных с санитарно-гигиенической точки зрения условиях и иметь надлежащий уровень жизни.

Ученые отмечают [11], что в настоящее время в отношении многих беременных женщин и кормящих матерей данное положение Конвенции № 183 не выполняется. Пособия по беременности и родам не всем застрахованным женщинам устанавливаются на таком уровне, чтобы они могли содержать себя и своего ребенка в достойных с санитарно-гигиенической точки зрения условиях и иметь надлежащий уровень жизни.

Во всех европейских странах предусмотрен установленный законом отпуск по беременности и родам, длящийся как минимум 14 недель. Во Франции такой отпуск длится 16 недель. Самый долгий отпуск по беременности и родам предоставляет женщинам Англия — 52 недели. За ней следует Ирландия (42 недели) [14].

В финансовом плане в самом выгодном положении оказываются австрийки, датчанки, француженки, немки, нидерландки и испанки, ставшие матерями. Их государства выплачивают молодым мамам 100 % прежних доходов на протяжении всего отпуска.

Франция предоставляет новоиспеченным отцам отпуск сроком на 11 дней. Для сравнения в Испании этот показатель равен 15 дням, а лидером по данному критерию является Финляндия — 45 дней.

Как и молодые мамы, новоиспеченные отцы получают во Франции заработную плату в полном размере на протяжении всего отпуска. Норвегия предоставляет молодым отцам всего 10 дней отпуска, который не сопровождается никакими финансовыми компенсациями. В Германии, Ирландии и Швейцарии отцы и вовсе не имеют никаких льгот по рождению ребенка [14].

В некоторых странах, таких, например, как Австралия и США, оплачиваемые отпуска по беременности и родам не гарантируются [13].

В России продолжительность отпуска по беременности и родам определяется в значительной мере представлениями о физической тяжести вынашивания плода на последних месяцах беременности, а также финансовыми возможностями Фонда социального страхования. Т. Л. Адриановская, И. В. Карданова [10, с. 40] отмечают, что отсутствие концептуального системного подхода к формированию законодательства о социальном обеспечении семьи, материнства, отцовства и детства влечет его низкую эффективность и непрогнозируемые социальные последствия, а иногда и нарушение прав граждан на социальное обеспечение.

Следует отметить, что современное отечественное законодательство не содержит конкретных гарантий уровня социального обеспечения, адресованного семье с детьми и позволяющего достойно содержать и воспитывать детей [9, с. 16].

Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, необходимо сделать вывод, что беременные женщины и женщины-матери, безусловно, нуждаются в поддержке государства, так как здоровые дети — залог продолжения человеческого рода, но действующее законодательство еще не сформировано должным образом, продолжается процесс его реформирования, и необходимо, чтобы интересы матери и ребенка были максимально учтены.

Источники

Проблемы регулирования пособий по беременности и родам
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here