Признание малоимущим судебная практика

Верховный Суд Российской Федерации обобщил практику рассмотрения судами дел по спорам, связанным с обеспечением права малоимущих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Президиум Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2015 года утвердил Обзор практики рассмотрения судами в 2013–2014 годах дел по спорам, связанным с обеспечением права малоимущих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.

В Обзоре, в частности, указано, что решение о снятии гражданина с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, должно содержать указание на основания снятия с такого учета со ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 статьи 56 ЖК РФ.

Перечень оснований для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, является исчерпывающим.

В случае утраты гражданами одного из оснований, дающих им право на получение по договору социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, граждане подлежат снятию с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Отсутствие принятого в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, решения органа местного самоуправления о признании гражданина малоимущим может служить основанием для снятия такого гражданина с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении.

В случае изменения состава семьи лица, состоящего на учете нуждающихся в жилых помещениях, расчет размера дохода и стоимости имущества (в целях подтверждения статуса малоимущих граждан) производится с учетом дохода каждого члена семьи, а также стоимости имущества, находящегося в их собственности, в том числе и лица, с учетом которого произошло изменение состава семьи.

Граждане, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, не могут быть сняты с учета в связи с тем, что они не относятся к малоимущим гражданам.

Изменение органом местного самоуправления после постановки граждан на учет учетной нормы площади жилого помещения не может служить основанием для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Приобретение гражданином, состоящим на учете, права собственности на жилое помещение, признанное в установленном порядке непригодным для проживания, не свидетельствует об улучшении его жилищных условий и не может являться основанием для снятия его с учета.

Временное отсутствие граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по месту своего жительства не может служить основанием для снятия их с учета по пункту 3 части 1 статьи 56 ЖК РФ.

Граждане могут быть сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, если из представленных ими документов в целях постановки на учет усматривалось, что не имелось оснований для постановки их на указанный учет.

Выявление в документах, представленных гражданами в орган, осуществляющий принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, сведений, не соответствующих действительности, может служить основанием для снятия граждан с учета по пункту 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ при условии, что именно эти сведения могли повлиять на принятие решения о постановке указанных граждан на учет.

Полный текст Обзора практики рассмотрения судами в 2013–2014 годах дел по спорам, связанным с обеспечением права малоимущих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда, размещен на нашем сайте в разделе «Судебная практика» (подраздел «Решения высших судов»)

http://souchastye.ru/verxovnyj-sud-rossijskoj-federacii-obobshhil-praktiku-rassmotreniya-sudami-del-po-sporam-svyazannym-s-obespecheniem-prava-maloimushhix-grazhdan-sostoyat-na-uchete-v-kachestve-nuzhdayushhixsya-v-zhily/

Решение

Дата опубликования: 11 января 2011 г.

Верховный Суд Республики Коми

Судья: Москвичева Л.П. Дело № 33-8243/10

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е.

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего: Сажина А.В.,

судей: Тебеньковой Л.Г., Харманюк Н.В.,

при секретаре Старцевой Е.В.,

рассмотрев в судебном заседании 20 декабря 2010 года дело по кассационной жалобе АМО ГО «Инта» на решение Интинского городского суда Республики Коми от 28 октября 2010 года, по которому

признан отказ администрации МО ГО «Инта» о признании Ануфриевой Г.Е. нуждающейся жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма незаконным.

На администрацию МОГО «Инта» возложена обязанность принять Ануфриеву Г.Е. на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях с составом семьи 2 человека по дате подачи заявления в администрацию МОГО «Инта»,

заслушав доклад судьи Харманюк Н.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Ануфриева Г.Е. обратилась в суд с иском к ответчику об обязании включить ее в очередь на получение жилого помещения как нуждающейся в жилых помещениях с составом семьи 2 человека, признании незаконным отказа о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий.

В судебном заседании истица заявленные требования поддержала.

Представитель ответчика иск не признала.

Суд постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе ответчик с иском не согласен, просит его отменить, как незаконное и необоснованное.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит обжалуемый судебный акт подлежащим отмене по следующим основаниям.

Разрешая спор и удовлетворяя требования заявительницы, суд исходил из того, что согласно имеющимся в деле документам, истица является нуждающейся в жилых помещениях, так как она и члены ее семьи не работают, не имеют доходов, не пользуются социальными льготами, т.е. являются малоимущими, размер общей площади, приходящейся на одного члена семьи менее учетной нормы. В связи с чем отказ в принятии истицы на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях является незаконным.

По мнению судебной коллегии, данный вывод суда является преждевременным.

В соответствии со ст. 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном ЖК РФ порядке. Малоимущими гражданами в целях ЖК РФ являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления, в порядке, установленном законом соответствующего субъекта РФ, с учетом доходов, приходящихся на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Читайте так же:  Можно идти на досрочную пенсию

Постановлением Администрации МО ГО «Инта» от 11 марта 2010г. № 3809 установлен размер стоимости имущества, находящегося в собственности граждан и членов их семьи для признания граждан малоимущими в целях постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма на территории МОГО «Инта» в сумме, не превышающей 119140 рублей.

В соответствии со ст. 6 Закона Республики Коми от 10.11.05г. № 119-РЗ, определение стоимости имущества с целью признания граждан малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с утвержденным Порядком. Статьей 7 данного Закона предусмотрено, что в составе семьи гражданина при определении среднедушевого дохода семьи и стоимости имущества учитываются проживающие совместно супруги, их дети, родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и иные граждане учитываются в составе семьи гражданина, если они были вселены в жилое помещение, в котором они проживают совместно с гражданином в качестве членов семьи гражданина.

Наряду с этим, на федеральном уровне имеются утвержденные приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 25 февраля 2005 года № 17 Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению порядка признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, которые регламентируют порядок расчета дохода семьи заявителя в случае отсутствия доходов у кого-либо из членов семьи.

В соответствии с пунктом 6.4 Методических рекомендаций органам государственной власти субъектов Российской Федерации предложено в законе субъекта Российской Федерации, устанавливающем порядок признания граждан малоимущими, предусматривать положения, согласно которым граждан, признанных не имеющих доходов в течение расчетного периода, необходимо исключать из общего состава членов семьи гражданина-заявителя при исчислении среднедушевого дохода семьи.

В этом случае среднемесячный совокупный доход семьи рекомендуется делить не на общее число членов семьи, а на число членов семьи, уменьшенное на количество совершеннолетних трудоспособных членов семьи, не имевших доходов в расчетном периоде, что позволяет как защитить публичный интерес стимулирования совершеннолетних трудоспособных граждан к трудовой деятельности, так и позволяет гражданам, являющимся малоимущими, реализовать гарантированное им федеральным законом право на постановку на учет для получения жилья самостоятельно, без учета трудоспособных неработающих членов семьи.

Согласно ст.8 Закона Республики Коми от 10.11.05 г. № 119-РЗ совершеннолетние трудоспособные граждане, не имеющие дохода от трудовой, индивидуальной и предпринимательской или иной деятельности в течение всего расчетного периода, исключаются из общего числа членов семьи гражданина при расчете среднедушевого дохода семьи для признания граждан малоимущими.

В этом случае при расчете среднедушевого дохода семьи среднемесячный совокупный доход семьи делится на число членов семьи, уменьшенное на количество совершеннолетних трудоспособных членов семьи, не имевших доходов в течение всего расчетного периода.

Данная норма подразумевает определение реального материального положения граждан и направлена на установление конкретного, наличествующего дохода с целью выявления малоимущих граждан и постановки их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Как следует из материалов дела, истица не работает . , А. уволен . , в службу занятости населения не обращались, на учете в ГУ РК «ЦЗН города Инты» не состоят.

Приведенное выше суждение суда о неправомерности действий Администрации МО ГО «Инта», отказавшей заявительнице в признании нуждающейся в жилых помещениях, сделано без учета того, что заявитель желающий и имеющий право быть признанным малоимущим обязан подтвердить своё право на признание таковым, в том числе, предоставляя документы о том, что он не имел дохода по независящим от него причинам.

Ануфриева Г.А. обратилась в администрацию МО ГО «Инта» с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, ею были предоставлены необходимые документы. Однако, в связи с тем, что сведения о доходах истицы и третьего лица за последние 12 месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления не были предоставлены, Администрация МО ГО «Инта» . отказала истице в принятии на учет.

Законом Республики Коми № 119-РЗ « О порядке признания граждан малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в Республике Коми» статьей 2 определен перечень документов, необходимых для предъявления в орган местного самоуправления по месту жительства с целью признания семьи малоимущей, пунктом 5 которой предусмотрено представление документов, подтверждающих доходы гражданина и членов его семьи или одиноко проживающего гражданина за последние 12 месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления.

Само по себе отсутствие доходов у трудоспособных граждан не свидетельствует о том, что они должны быть признаны в безусловном порядке малоимущими, юридически значимым для дела обстоятельством в данном случае являются доказательства отсутствия у гражданина дохода, либо наличие недостаточного дохода по уважительной причине.

При таких обстоятельствах решение суда не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем подлежит отмене с направлением дела в суд первой инстанции на новое рассмотрение, при котором суду следует проверить обоснованность принятого Администрацией МО ГО «Инта» решения с учетом всех имеющихся в деле доказательств и приведенных норм закона.

Руководствуясь ст.362 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Интинского городского суда Республики Коми от 28 октября 2010 года отменить, дело направить в суд первой инстанции на новое рассмотрение.

http://old.xn--90afdbaav0bd1afy6eub5d.xn--p1ai/bsr/case/66337

О признании незаконным постановления Администрации об отказе в признании малоимущим и постановления об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.. Решение от 16 марта 2011 года №. Московская область.

Именем Российской Федерации.

16 марта 2011 года город Электросталь

Электростальский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Хоменко *.*., при секретаре Королевой *.*., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ф.И.О. о признании незаконным Постановление Администрации городского округа Электросталь об отказе в признании его малоимущим и Постановление Администрации г. о. Электросталь об отказе в принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в г. о. Электросталь, об обзании Администрацию г. о. Электросталь принять его на учет качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в г. о. Электросталь,

обратился в суд с заявлением о признании незаконным постановления Администрации городского округа Электросталь об отказе в признании его малоимущим от ДД.ММ.ГГГГ за № и постановления Администрации г. о. Электросталь об отказе в принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в г. о. Электросталь от ДД.ММ.ГГГГ за № и обязании Администрации г. о. Электросталь принять его на учет качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в г. о. Электросталь.

Читайте так же:  Сохранится ли досрочный выход на пенсию

В судебном заседании истец Кусенок *.*., обосновывая свои требования, суду пояснил, что он проживает в трехкомнатной квартире общей площадью 70, 50 кв. м. В спорной квартире проживают и зарегистрировано 8 человек. Им были собраны все документы и представлены в Администрацию города 27. 09. 2010г. для решения вопроса о постановке его на учет как нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. На его заявление был получен письменный отказ. Свой отказ ответчик мотивировал пунктом 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, далее на его заявление был получен дополнительный ответ, что ему было отказано на основании справки, предоставленной БТИ от 16. 08. 2010г. о наличии недвижимого имущества, принадлежащего его зятю ФИО1 на праве собственности – домовладение на территории , жилой площадью 68, 0 кв. м. и земельный участок, площадью 0,42 га. Он ничего не скрывал и не утаивал, а предоставил все документы, которые были указаны в списке. Считает, что действия Администрации г. о. Электросталь по истребованию от него документов на недвижимость, которая принадлежит зятю — гражданину РФ и данное имущество

находится за границей, являются незаконными.

Просит суд отменить оба постановления Администрации г. о. Электросталь и обязать Администрацию г. о. Электросталь поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Представитель Администрации г. о. Электросталь требования истца не признала в полном объеме пояснив, что для принятия на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, необходимо признать лицо малоимущим. Своим Постановление от ДД.ММ.ГГГГ. за № Администрация г. о. Электросталь отказала истцу в принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, учитывая, что истцом представлены документы, не подтверждающие его права состоять на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Так, в Администрацию города была предоставлена справка с БТИ от ДД.ММ.ГГГГ за № о наличии недвижимого имущества у супруга дочери истца ФИО1, дата рождения, а именно, жилого дома, расположенного в , общей площадью 83, 0 кв. м и жилой площадью 68,0 кв. м., принадлежащего ему на праве личной собственности. На основании ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Наличие таких жилых помещений не должно ограничиваться только территорией того района или той области, где проживает и зарегистрирован истец и члены его семьи.

Поскольку истец подал заявление в Администрацию города о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом

Видео (кликните для воспроизведения).

помещении в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, то, соответственно, истец, имея состав семьи 8 человек и при наличии жилой площади у зятя на праве личной собственности, не будет наделен правом постановки его на учет, так как норма предоставления жилого помещения по договору социального найма по г. о. Электросталь составляет 17 кв. м. общей площади на одного человека.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, суд приходит к следующему.

В связи с введением в действие ЖК РФ определен особый порядок нахождения на учете нуждающихся в жилых помещениях, установленный Федеральным законом “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации“ от 29 декабря 2004г. №189-ФЗ.

Статьей 6 указанного Закона от 29.12.2004г. №189-ФЗ установлен порядок нахождения на учете граждан в целях последующего предоставления им жилых помещений: с 01.03.2005г. принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации (ч.1 ст.6).

В целях постановки на учет истца в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, истец обращался в Администрацию г. о. Электросталь и ему Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ. за № было отказано в связи с предоставлением недостоверных сведений в соответствии с п. 5 ст. 6 Закона Московской области от 30. 12. 2005 года за № 2772005-О3.

Судом установлено, что истцом не было представленно сведений о наличии у члена его семьи ФИО1 домовладения, принадлежащего ему на праве личной собственности, расположенного и земельного участка, площадью 0,42 га.

1 п.2 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно решения Совета депутатов г. о. Электросталь от 28. 02. 2006г. № 7710 и Положения об учетной норме площади жилого помещения и норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в г. о. Электросталь, норма предоставления площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, в зависимости от условий предоставления жилого помещения муниципального жилищного фона : по договору социального найма – норма предоставления составляет 17 кв. м. общей площади жилого помещения на одного человека.

Учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях. Размер учетной нормы площади жилого помещения, приходящийся на каждого нанимателя ( собственника) жилого помещения, зарегистрированного по месту жительства в жилом помещении и членов его семьи, составляет для отдельных квартир – 9 кв. м. общей площади жилого помещения.

Согласно представленным документам истцом Кусенком *.*. в трехкомнатной квартире по адресу : проживают и зарегистрировано 8 человек. Общая площадь данной квартиры — 70, 5 кв.м., жилая площадь – 43, 2 кв. м., то есть на каждого члена семьи приходится по

8, 81 кв. м. общей площади ( 70,5 кв. м. : 8).

Часть 2 ст. 51 ЖК РФ предписывает определять уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения исходя из суммарной площади всех жилых помещений, имеющихся у гражданина и ( или) членов его семьи, занимаемых по договору социального найма и ( или) принадлежащих им на праве собственности.

Читайте так же:  Гороскоп смены места жительства

Законодатель не ограничивает в этом случае учет жилья лишь имеющимся в данном населенном пункте. Таким образом, учету подлежат все помещения, включая находящиеся в других населенных пунктах.

Учитывая вышеизложенное, суд считает, что Администрацией г. о. Электросталь при определении уровня обеспеченности членов семьи истца обосновано включена общая площадь жилого помещения — жилого дома, жилой площадью 68,0 кв.м. и общей площадью 83, 0 кв. м., принадлежащая на праве собственности члену его семьи ФИО1 ( зятю), зарегистрированного и проживающего по адресу : .

Учитывая общую площадь квартиры – 70,5 кв. м. и общую площадь домовладения, расположенного в – 83, 0 кв. м., норма общей площади на каждого члена семьи истца составляет. 19, 18 кв. м. (70,5 кв. м. + 83,0 кв. м.) : 8 человек.

Исходя из вышеизложенного, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований истца о признании незаконным Постановление Администрации городского округа Электросталь об отказе в признании его малоимущим от ДД.ММ.ГГГГ за №, о признании постановления Администрации г. о. Электросталь от ДД.ММ.ГГГГ за № незаконным и об обязании Администрацию г. о. Электросталь принять на учет истца в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 257- 258 ГПК РФ, суд

В удовлетворении исковых требований Ф.И.О. к Администрации г.

о. Электросталь о признании незаконным постановления Администрации городского округа Электросталь об отказе в признании его малоимущим от ДД.ММ.ГГГГ за №, постановления Администрации г. о. Электросталь об отказе в принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в г. о. Электросталь от ДД.ММ.ГГГГ. за № и об обязании Администрацию г. о. Электросталь принять его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в г. о. Электросталь, отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Электростальский городской суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 22 марта 2011г.

http://resheniya-sudov5.ru/2/121670/

Малоимущим разъяснили права // ВС опубликовал обзор о практике предоставления им жилья

Верховный суд (ВС) РФ опубликовал обзор практики по спорам о праве малоимущих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилье по договорам социального найма. Обзор охватывает судебную практику за 2013 и 2014 годы. ВС отмечает, что основная причина, по которой малоимущие снимаются с учета, — утрата оснований, которые давали право на получение жилья. Судя по делам, которые приведены в обзоре, органы власти трактуют эти основания достаточно широко. Впрочем, суды в целом правильно применяют законодательство в этой сфере, признает ВС.

Перечень оснований для снятия с учета граждан, нуждающихся в жилье (ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса (ЖК)), является исчерпывающим, подчеркнул ВС. В деле, приведенном в обзоре, жительница сельского поселения в Томской области получила от местных властей земельный участок для ведения подсобного хозяйства. В связи с этим администрация поселения сняла ее с учета, однако суды восстановили заявительницу в списках нуждающихся в жилье, так как в ЖК говорится только о предоставлении участка для строительства жилого дома.

Не может служить основанием для снятия с учета и изменение нормы площади жилого помещения после того, как гражданин уже был поставлен на учет (п. 7). Так, администрация городского округа в Свердловской области снизила норму жилья с 15 до 10 кв. м на человека и сняла с учета семью из трех человек, проживавших в квартире площадью 37,3 кв. м. Администрация посчитала, что по новым правила семью следует считать обеспеченной жильем. Однако суды указали, что исходить надо из нормативов, существовавших на момент постановки семьи на учет. В данном случае нет оснований считать, что жилищные условия семьи улучшились, решили суды.

Об улучшении жилищных условий не свидетельствует и приобретение гражданином права собственности на жилье, признанное непригодным для проживания (п. 8). К такому выводу пришел ВС Республики Марий Эл. Местный житель, состоявший на учете как нуждающийся в жилье, получил в наследство от умершей матери половину доли в праве собственности на дом, который, впрочем, был негоден для проживания. Тем не менее администрация посчитала, что гражданин улучшил свои жилищные условия, и сняла его с учета, однако суды признали такие действия необоснованными.

Если состав малоимущей семьи изменился, то расчет размера доходов в целях подтверждения статуса производится с учетом нового члена семьи (п. 5). Так, семья из трех человек во Владимирской области была признана малоимущей в 2009 году, а 2013-м в ее состав был включен отец заявительницы. При перерегистрации для постановки на учет нуждающихся в жилье администрация города отказала семье в признании малоимущей, так как при новом расчете среднемесячных доходов учла и нового члена семьи.

Также ВС разъяснил, как поступать, если лица, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилье, временно отсутствуют по месту жительства. Если суды установят, что такое отсутствие действительно носило временный характер, то снимать с учета лиц нельзя (п. 5). Так, житель одного города уехал на лечение в другой город. За это время администрация сняла его с учета, но суды с этим не согласились. В другом случае семья не смогла проживать в квартире после пожара и временно жила в другом месте. Снятие с учета этой семьи суды также признали незаконным.

http://zakon.ru/Discussions/maloimuschim_razyasnili_prava__vs_opublikoval_obzor_o_praktike_predostavleniya_im_zhilya/41081

Признание семьи малоимущей

  • Необходимые документы для признания семьи малоимущей и куда их подавать?
  • Какой прожиточный минимум в г. Тула для признания семьи малоимущей.
  • Когда рассчитывают доход на признание семьи малоимущей, считают ли удержанный налог?
  • Должна ли учитываться пенсия ребенка-инвалида при признании семьи малоимущей.
  • Какой срок справки » о признании семьи малоимущей»?
  • Публикации
  • Малоимущие семьи
  • Семь малоимущая семья
  • Получить как малоимущая семья
  • Малоимущая ли мы семья
  • Доход малоимущей семьи

Советы юристов:

2.1. Здравствуйте,
Обратитесь с этим вопросом в органы социальной защиты населения по месту вашей постоянной регистрации, там же сможете оформить статус малоимущей семьи

Желаю Вам удачи и всех благ!

20. Если возможно, на основании какого закона соц. защита считает среднедушевой доход за 12 мес в г. Лобня Московской области?
Хотя по ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» от 05.04.2003 N 44-ФЗ ст. 4 берется 3 мес.

25.1. Добрый день!

Вы можете обратиться с документами и Заявлением (2 экземпляра) в органы соц защиты, главное чтобы на Вашем экземпляре поставили оттиск печати, вх. № и подпись, если откажутся принимать, то можно направить Заявление заказным письмом с уведомлением и описью.

Читайте так же:  Медико социальная экспертиза оплата

26. Здравствуйте.
Я знаю, что сейчас изменились требования к признанию семьи малоимущей. Я одинокая неработающая многодетная мама и с этого года мне перестали платить пособие в связи с тем, что у нас не 18 кв.м. на человека, а 20,5. Хотя эту «лишнюю» площадь я получила по государственной программе «Молодой семье-доступное жилье». Хочу обжаловать это решение. Куда мне обратиться? В прокуратуру?

http://www.9111.ru/%D0%BE_%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8_%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D0%B8_%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B8%D0%BC%D1%83%D1%89%D0%B5%D0%B9/

Нужно ли семью признавать малоимущей?

Помогите нам пожалуйста! Квартира признана аварийной, двухкомнатная 47 м кв,проживаем по договору соц найма, переселяют до 31 декабря 2015 г. Нас проживает 6 человек, в маленькой комнате сестра, в большой комнате я,муж и трое детей. С сестрой мы живём разными хозяйствами, счета давно разделены, но по ЖК РФ мы считаемся одной семьёй.Мы признавались семьёй нуждающейся в жилищных помещениях для программы строительство на селе, но так и воспользовались программой, т.к. материально не потянем. Вот вопрос, нам же должны дать квартиру общей площадью по нормам на человека, у нас это 15 м.кв,если следовать 89 ст п 1 и 57 ст ЖК РФ,но подойдёт ли это признание нас нуждающимися? Нужно ли семью признавать малоимущей? Если нужно, то учитывается ли земельный участок который нам дали как многодетной семье, ведь мы его не покупали. У нас нет ни какого имущества кроме этого участка, кадастровая оценка в 380000 р. и автомобиля ваз 2107 1991 г/в,которой остаточная стоимость дай бог 20000 р.Какова должна быть сумма на одного члена семьи, чтоб быть признанными малоимущими? Доходы у нас копеечные, у меня 7000 з/п,у мужа 10000, у сестры 15000. Очень жду грамотного ответа, так все глухи и слепы к нашей проблеме, писала и президенту и губернатору Арх. обл,одни отписки, придётся обращаться в суд, если мы имеем законное основание.

Здравствуйте! Согласно статье 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма в связи с признанием жилого помещения непригодным для проживания регулируется статьями 87, 89 ЖК РФ, которые предусматривают обязанность по предоставлению жилья равнозначного по общей площади ранее занимаемому жилому помещению.

1) Если Вы зарегистрированы в жилье по договору социального найма и не являетесь нуждающимися в улучшении жилищных условий, то Вам по ст. 89 Жилищного кодекса РФ предоставят аналогичное жилье.

2) Если Вы зарегистрированы в жилье по договору социального найма и являетесь нуждающимися в улучшении жилищных условий, то Вам по ст. 89 Жилищного кодекса РФ предоставят жилье по нормам предоставления на каждого жильца.

3) Если жилье в собственности, то при изъятии собственнику положена выкупная стоимость либо по договоренности с ним — жилье с зачетом в выкупную цену (ст.32 Жилищного кодекса РФ)

Основным нормативным правовым актом в данном вопросе является постановление Правительства РФ от 28.01.2006 №47. Кроме того, на уровне отдельных субъектов утверждаются программы по расселению граждан из ветхого жилья.

Переселение из ветхого жилья собственников

В соответствии с Положением «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», которое утверждено постановлением правительства №47, для признания жилья ветхим и принятия решения о последующем выселении из него жильцов, на уровне субъекта и/или муниципального образования создается межведомственная комиссия.

Порядок предоставления жилья по договору социального найма в связи со сносом дома, реконструкцией, капитальным ремонтом дома, в связи с переводом жилого помещения в нежилое помещение или признания его непригодным для проживания урегулирован нормами статьей 86 – 89 Жилищного кодекса РФ. Разъяснения по применению положений указанных статей ЖК РФ содержаться в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации».

http://www.9111.ru/questions/6928521/

Обеспечение малоимущих граждан жильем по договорам социального найма: причины отказа

Одним из способов обеспечения конституционного права на жилище является предоставление государством малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье, жилых помещений бесплатно или за доступную плату (ч. 3 ст. 40 Конституции РФ). Такие граждане могут рассчитывать на получение жилья из муниципального жилищного фонда по договорам социального найма (ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ). Разумеется, не каждый человек, считающий себя малоимущим и нуждающимся в жилье, является таковым по закону. Кроме того, даже при соблюдении, на первый взгляд, всех предусмотренных законодательством условий гражданину может быть отказано в предоставлении жилья по договору социального найма.

ВС РФ, проанализировав судебную практику за 2013-2014 годы по делам, связанным со снятием малоимущих граждан с учета в качестве нуждающихся в жилье, которое предоставляется по договорам социального найма, установил, что иногда органы местного самоуправления принимают соответствующие решения по не предусмотренным законом основаниям (обзор судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 23 декабря 2015 г.).

Рассмотрим, в каких случаях граждане безоговорочно утрачивают право на получения жилья по договору социального найма, а когда за него можно и нужно побороться.

Условия предоставления жилых помещений по договорам социального найма

Одно из главных условий для получения жилья по договору социального найма – признание гражданина малоимущим. Такой статус присваивается ему по решению органа местного самоуправления, которое выносится с учетом дохода каждого члена семьи этого гражданина и стоимости имущества, находящегося в их собственности и подлежащего налогообложению (ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ). Кроме того, для получения жилья по договору социального найма гражданин должен состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ).

Порядок учета граждан, нуждающихся в жилье, определяется каждым субъектом РФ самостоятельно (ч. 7 ст. 52 Жилищного кодекса РФ). Также на региональном уровне должны быть установлены правила определения доходов и стоимости имущества граждан, претендующих на получение статуса малоимущих (п. 3, п. 7 ст. 13 Жилищного кодекса РФ). А непосредственно ведение учета и определение указанных показателей относится уже к полномочиям органов местного самоуправления (п. 2-3 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ).

Нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, могут быть признаны, в частности, граждане, которые не имеют жилья в собственности, не нанимают его по договору социального найма или договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования жилья, и члены их семей (п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ). Еще одна категория нуждающихся в жилье – собственники и наниматели жилых помещений и члены их семей, если площадь этих помещений, которая приходится на каждого члена семьи, меньше учетной нормы (п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ). Учетная норма устанавливается органами местного самоуправления (ч. 5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ), но, как правило, на практике ее показатель переносится в акты муниципалитетов из региональных законов о порядке учета граждан, нуждающихся в жилье. В Москве эта норма составляет 10 кв. м на человека, в Санкт-Петербурге – 9 кв. м, в Ярославле – 12 кв. м. Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях происходит либо при получении ими жилья по договорам социального найма, либо при выявлении оснований для снятия их с учета (ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ). При этом решения органов местного самоуправления о снятии с учета можно обжаловать в судебном порядке.

Читайте так же:  Социальные гарантии россии

Основания снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Жилищным кодексом РФ предусмотрено шесть оснований снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ):

  • подача заявления о снятии с учета;
  • утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (утрата статуса малоимущего или нуждающегося в жилье);
  • выезд на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
  • получение бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
  • предоставление земельного участка для строительства жилого дома. Однако граждане с тремя и более детьми не могут быть сняты с учета по этому основанию;
  • выявление в представленных в орган местного самоуправления документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия гражданина на учет, а также выявление неправомерных действий должностных лиц данного органа при решении вопроса о его принятии на учет.

Как установил ВС РФ, наиболее распространенной причиной снятия с учета является утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма. Это происходит в случае, когда гражданин перестает быть малоимущим, например в связи с увеличением дохода, или утрачивает статус нуждающегося в жилье – в результате, к примеру, увеличения размера общей площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи (если кто-то из членов семьи получил по наследству другое жилье или переехал, либо в случае смерти члена семьи).

Важно, что если для возникновения права на получение жилого помещения по договору социального найма гражданин должен быть и малоимущим, и нуждающимся в жилье, то для снятия с учета достаточно утраты хотя бы одного из этих статусов. Так, районный суд согласился с решением администрации сельсовета о снятии с учета в апреле 2014 года гражданки Л. и ее дочери, принятых на учет в декабре 2011 года, по причине изменения их доходов. Несмотря на то что жилищные условия Л. и ее дочери за указанный период не изменились, в ходе судебного разбирательства было выявлено, что по состоянию на 2013 год их доходы превысили установленный в соответствующем муниципальном образовании минимальный уровень, при котором граждане признаются малоимущими с целью предоставления жилых помещений по договорам социального найма. Суд апелляционной инстанции оставил решение районного суда без изменения (по материалам судебной практики Нижегородского областного суда).

Также необходимо помнить, что статус малоимущего и нуждающегося в жилом помещении должен быть официально оформлен в виде соответствующего решения органа местного самоуправления. Причем последний при принятии такого решения должен обращать внимание не только на положения Жилищного кодекса РФ, но и на законодательство конкретного региона, определяющее порядок ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, подчеркнул ВС РФ. Так, например, соответствующим Законом Сахалинской области от 1 декабря 2005 года № 87-ЗО установлено, что одним из обязательных документов, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является решение органа местного самоуправления о признании гражданина малоимущим, принимаемое не иначе как по его заявлению. Именно тот факт, что гражданин Ш. не обращался в орган местного самоуправления с заявлением о признании его малоимущим и решение по данному вопросу уполномоченным органом, соответственно, не принималось, суд признал постановку его на учет ошибочной, а снятие с учета – законным. В результате в удовлетворении требования гражданина Ш. о восстановлении его на учете было отказано (по материалам судебной практики Сахалинского областного суда).

Основания для отмены решений органов местного самоуправления о снятии граждан с учета

Несмотря на то что перечень оснований для снятия граждан с учета, закрепленный в ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, является закрытым, при установлении этих оснований на практике возникает ряд проблем, на которые обратил внимание ВС РФ. Например, иногда органы местного самоуправления расширительно толкуют нормы указанной статьи. Так, гражданка К. была снята с учета после предоставления ей земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. Закон предусматривает снятие гражданина с учета в связи с предоставлением участка, но только в случае, когда он предоставляется для строительства жилого дома. Однако в деле К. никакой постройки не было – соответствующий договор аренды участка не предусматривал право на строительство каких-либо объектов на нем. Поэтому суд, рассматривавший заявление прокурора в защиту жилищных прав К., постановил, что решение администрации сельского поселения о снятии с учета К. неправомерно (по материалам судебной практики Томского областного суда).

Не могут быть сняты с учета также граждане, которые приобрели или получили в собственность жилые помещения, если они непригодны для проживания. Так, по решению суда на учете в качестве нуждающегося в жилье был восстановлен гражданин Т., причиной снятия с учета которого послужило наследование им половины дома его матери, признанного непригодным для проживания (по материалам судебной практики Верховного Суда Республики Марий Эл).

Интересное уточнение касается тех граждан, которые были приняты на учет в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма до начала действия Жилищного кодекса РФ, то есть до 1 марта 2005 года. Для них предусмотрены такие же основания снятия с учета, как и для тех, кто был поставлен на учет после указанной даты, с одним исключением (ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»). Эти граждане не могут быть сняты с учета по той причине, что не являются малоимущими. ВС РФ объясняет данный вывод тем, что действовавшие до 1 марта 2005 года нормы такого условия для постановки на учет не предусматривали – достаточно было признания гражданина нуждающимся в жилье.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://www.garant.ru/article/692747/

Признание малоимущим судебная практика
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here