Принципы права социального обеспечения понятие и виды

Тема 3 Общая характеристика принципов ПСО. Правоотношения по социальному обеспечению

Вопросы к теме:

1. Понятие и принципы ПСО.

2. Понятие и виды правоотношений по социальному обеспечению.


3. Субъекты, объекты и содержание правоотношений по социальному обеспечению.

1. Понятие и принципы ПСО:

Принципы ПСО – это основополагающие идеи, на которых базируется ПСО.

1. принцип всеобщности социального обеспечения, ко­торый проявляется в том, что благами социального обеспе­чения пользуются все граждане Республики Беларусь, инос­транные граждане и лица без гражданства. Этот принцип закреплен в статье 47 Конституции, которая предусматри­вает, что граждане имеют право на социальное обеспечение при наступлении предусмотренных законом обстоятельств.
Право на социальное обеспечение возникает независимо от причины нетрудоспособности. Особо наглядно этот при­нцип проявляется в пенсионных правоотношениях, в связи с введением социальных пенсий;

2.принцип осуществления социального обеспечения за счет обязательных страховых взносов и средств бюджета, т.е. средства на социальные выплаты сконцентрированы в Фонде социальной защиты населения. Средства Фонда образуются из обязательных страховых взносов нанимателей и наемных работников. Эти средства расходуются на выплату пенсий, пособий, оказание материальной помощи, но есть виды пенсий, которые выплачиваются из средств бюджета (пенсии за особые заслуги перед Республикой Беларусь). Социальное обслуживание также осуществляется из средств местного и республиканского бюджета. Государственный
фонд содействия занятости, из которого выплачиваются пособия по безработице, формируется также из средств на­нимателей и средств государственного бюджета;

3.принцип дифференциации видов, условий и уровней обеспечения. Основанием дифференциации является:

– трудовой вклад работника (все виды трудовых пенсий, в т.ч. пенсии на льготных условиях, назначаются с учетом трудового вклада работников);

– причина нетрудоспособности (общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, травма, полученная в период прохождения военной службы, воен­ная травма);

– нуждаемость (лицо считается нуждающимся, если оно получает пенсию в минимальном размере);

– иные социальнозначимые обстоятельства (одиночест­во, достижение 80-летнего возраста);

4.принцип многообразия видов социального обеспече­ния. При наступлении того или иного социального риска государство оказывает поддержку различными способами: денежными выплатами, социальными услугами. В денеж­ной форме выплачиваются пенсии и пособия, наряду с тра­диционными пенсиями по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца выплачиваются досрочные пен­сии безработным и социальные пенсии. Семьям, Воспиты­вающим детей, выплачивается более десяти видов пособий. В случае нетрудоспособности выплачивается пособие по временной нетрудоспособности.

2. Понятие и виды правоотношений по социальному обеспечению:

Правоотношения по социальному обеспечению

– это урегулированные нормами права общественные отношения, возникающие на основе юридических фактов по поводу предоставления денежных вы­плат (пенсий, пособий, компенсаций), социальных услуг и льгот между государственными органами (учреждениями) и физическими лицами, имею­щими на них право.

Юридические факты – это обстоятельства, предусмотренные законодательством, на основе которых возникают правоотношения.

В качестве юридических фактов выступают:

¨ возраст и трудовой стаж;

¨ беременность и рождение ребенка;

¨ инвалидность и трудовой стаж;

¨ временная нетрудоспособность и др.

Правоотношения по праву социального обеспечения возникают, как правило из совокупности юридических фактов, которая называется юридическим составом.

Правоотношения по ПСО подразделяются:

1.материальные – право­отношения по поводу отдельных видов обеспечения. Они возникают по поводу предоставления пенсий, пособий, компенсационных выплат, социального обслуживания.

Материальные правоотношения составляют ядро систе­мы правоотношений, поскольку именно в них удовлетво­ряются объективные потребности престарелых и нетрудос­пособных граждан в материальных средствах, потребности в охране здоровья, в содержании и воспитании детей и др. Они являются сложными, так как правами и обязанностями наделяются оба субъекта.

2.процессуальные – возникают при рассмотрении споров между сторонами, в основном при обжаловании гражданами решений государственных и иных органов, связанных с назначением пенсий, пособий и других социальных выплат. Однако в праве социального обеспечения отсутствуют нормы, регулирующий процедуру рассмотрения и разрешения споров. Поэтому судебное раз­бирательство осуществляется по нормам гражданско-про­цессуального законодательства.

3.процедурные правоотношения по установлению фактов, имеющих юридическое значение. Право на тот или иной вид социального обеспечения появляется, как правило, с мо­мента возникновения процедурного правоотношения при его положительном окончании (например, продолжитель­ности трудового стажа, установления инвалидности). Юри­дическим фактом, порождающим процедурные правоотно­шения, служит обращение гражданина или его представи­телей для удостоверения конкретного факта.

Процедурные правоотношения являются правопримени­тельными, связанными с реализацией материальных отно­шений.

Отличие процедурных правоотношений от процессуаль­ных в социальном обеспечении определяется спецификой их содержания. В процедурных правоотношениях законо­дательством предусмотрена обязательная нормальная процедура его прохождения (без которой невозможны дальнейшие этапы реализации прав и обязанностей в материально-правовом отношении), а процесс рассмотрения затрагивает не все, а лишь спорные обстоятельства.

В зависимости от срока действия правоотношения делят­ся на:

– правоотношения, прекращающиеся однократным ис­полнением обязанностей (все виды правоотношений по поводу единовременных пособий: по протезированию, по
поводу экспертизы длительной утраты трудоспособности, в связи с предоставлением инвалидам специальных транс­портных средств и др.);

– правоотношения с абсолютно установленным сроком существования во времени (пенсионные по случаю потери кормильца — до достижения несовершеннолетним ижди­венцем 18 лет, учащимся — 23 лет, по поводу назначения по­собий на детей, по обеспечению матери пособием по уходу за ребенком до трех лет и др.);

Читайте так же:  Выплаты ветеранских пособий

– правоотношения с относительно неопределенным сро­ком существования во времени (пенсионные по возрасту, инвалидности, в связи с выплатой пособий по временной
нетрудоспособности, по содержанию инвалидов и преста­релых в домах-интернатах и др.).

3. Субъекты, объекты и содержание правоотношений по праву социального обеспечения:

Субъектами правоотношений по праву социального обеспечения являются граждане. Гражданин должен обладать правоспособностью (возможностью обладать правами и нести обязанности) и дееспособностью (способностью гражданина своими дейс­твиями приобретать и осуществлять гражданские права, со­здавать для себя гражданские обязанности и исполнять их). В некоторых случаях субъекты ПСО не могут совершать самостоятельно необходимые действия. В таких случаях их интересы представляют родители либо опекуны (попечители).

Другим субъектом правоотношений является государс­твенный или иной орган (органы Министерства труда и соц. защиты, органы здравоохранения, органы Министерства обороны, МВД, органы занятости и др.)

Объектами материальных правоотношений

в связи с предоставлением отдельных видов обеспечения являются пенсии, пособия, услуги и т.д.

Объектом процедурных и процессуальных правоотно­шений

является либо само юридически значимое обстоя­тельство или группа таковых (назначение пенсии, пособия и т.п.), либо оспариваемое право.

Субъекты ПСО выступают носителями субъективных прав и обязанностей, которые составляют содержание.

Для правоот­ношений по социальному обеспечению характерно то, что один субъект — гражданин — обладает правами на получе­ние определенных видов обеспечения, а другой обязан пре­доставить ему соответствующее социальное обеспечение определенного вида.

Содержанием материального правоотношения

, с одной стороны, является право гражданина на определенный вид социального обеспечения, размер, сроки и порядок кото­рого устанавливаются законом, а с другой — обязанность государственного или иного органа принять решение о его предоставлении или отказе.

Содержанием процедурного правоотношения

являются право гражданина установить в предусмотренном законодательством порядке факты, имеющие юридическое значение, и обязанность государственного органа провести про­верку и принять соответствующее решение по обращению гражданина.

Содержанием процессуальных правоотношений

являются право гражданина на рассмотрение в установленном порядке его жалобы на действия должностных лиц, органов ис­полнительной власти и обязанность государственного орга­на принять решение по существу обращения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

20.2. Принципы права социального обеспечения

Принципы права социального обеспечения представляют собой объективные закономерности, руководящие идеи, которые лежат в основе законодательства о социальном обеспечении и проходят через всю систему социального обеспечения.

Основными принципами права социального обеспечения являются:

1) всеобщность и доступность социального обеспечения;

2) многообразие форм и видов социального обеспечения;

3) осуществление социального обеспечения за счет государственных и общественных средств;

4) единство и дифференциация социального обеспечения;

5) осуществление социального обеспечения в размерах, соответствующих сложившемуся уровню удовлетворения потребностей граждан на определенном этапе развития общества;

6) участие граждан в реализации права на социальное обеспечение;

7) охрана права граждан на социальное обеспечение.

По своей сущности право на социальное обеспечение является всеобщим, так как распространяется на всех граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ст. 39, 19 Конституции РФ).

Законодательство не устанавливает ограничений для каких-либо категорий граждан в реализации их права на социальное обеспечение. Социальное обеспечение предоставляется гражданам во всех случаях наступления нетрудоспособности (болезнь, старость, инвалидность, потеря кормильца, беременность и роды и т.д.).

Система социального обеспечения характеризуется не только огромными масштабами, но и универсальностью. В ней представлены все формы и виды социального обеспечения, предусмотрен-

ные Международной организацией труда (МОТ) в конвенциях и рекомендациях по социальному обеспечению.

Социальное обеспечение осуществляется за счет социальных фондов. Все виды пенсий и пособий выдаются гражданам, как правило, бесплатно, безвозмездно, безэквивалентно, то есть взамен их гражданин не должен производить со своей стороны никаких ответных действий с целью их получения. Однако, социальное обеспечение граждан осуществляется различно, в зависимости от стажа, от условий труда, от причины утраты трудоспособности, от наличия иждивенцев и т.д.

Государство проявляет постоянную заботу о повышении уровня социального обеспечения. Так, с учетом инфляции осуществляется пересмотр пенсий, вводятся надбавки к ним. То же самое можно сказать и о пособиях на детей, размер которых привязан к минимальному размеру заработной платы, изменяющемуся с учетом инфляции.

Важную роль в области социального обеспечения играют органы государственной власти и управления. Органы государственного управления привлекают к своей деятельности граждан, которые работают в этих органах на общественных началах.

Большая роль в деле социального обеспечения принадлежит профессиональным органам. Они совместно с администрацией предприятий, учреждений, организаций представляют работников к назначению пенсий и подготавливают необходимые для этого документы. Представители профсоюзных органов входят в состав комиссий по назначению пенсий, медико-социальных экспертных комиссий.

Существует целая система гарантий, посредством которых возможно осуществление и восстановление нарушенных прав граждан в области социального обеспечения. Гарантии по своему содержанию носят различный характер: политический, идеологический, экономический и правовой. Важную роль в охране права граждан на социальное обеспечение принадлежит правовым гарантиям. Они выражаются в установлении государственного и общественного контроля за правильной реализацией прав граждан в области социального обеспечения, а также возможности судебной защиты нарушенных прав.

Читайте так же:  Права детей инвалидов статья

Принципы права социального обеспечения

Видео (кликните для воспроизведения).

Назначение норм права социального обеспечения в том, чтобы осуществлять регулирование общественных отношений при реализации гражданами прав на социальное обеспечение, гарантированных Конституцией. На основе принципов выстраивается правовая база в этой отрасли. Основной идеей о правах и обязанностях субъектов в области социального обеспечения является наличие трудового стажа. Стаж должен иметь определенную продолжительность, так как размер пенсий и многих пособий сопоставляется с заработной платой. Первый из принципов социального обеспечения – принцип связи ПСО с трудом. Социальное обеспечение распространяется как на граждан, так и на их семьи, поэтому вторым принципом социального обеспечения является принцип обеспечения граждан и членов их семей.

При реализации своих прав граждане свободны в усмотрении, значит наличествует принцип свободы приобретения своих прав и распоряжения ими. В актах отрасли есть нормы, которые предусматривают социальное обеспечение отдельных категорий граждан: женщин, молодежи, инвалидов и т.д. Речь идет о принципе приоритета в обеспечении некоторых категорий граждан. И еще один принцип является важным в социальном обеспечении – зависимость уровня обеспечения от прожиточного минимума. Итак, отраслевыми принципами социального обеспечения являются:

  • связь с трудовым процессом;
  • субъектами соц. обеспечения являются граждане и члены их семей;
  • приобретение прав на усмотрение и распоряжение ими;
  • приоритетное обеспечение отдельных категорий граждан;
  • взаимосвязь обеспечения и прожиточного минимума.

Замечание 1

Из принципов вытекает суть прав и обязанностей граждан и органов в системе соц.обеспечения.

Связь с трудовым процессом и обеспечение семей

Главным объектом здесь является пенсионное обеспечение, а также пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам. Принцип закрепляет специальные нормы, например, о трудовом (страховом) стаже. Наличие стажа дает право на соц. обеспечение и влияет на его размер. Существуют и другие условия для возникновения права на льготное пенсионное обеспечение.

Не только гражданин является участником отношений по соц. обеспечению, данная отрасль затрагивает и членов его семьи. Существуют нормы о круге обеспечиваемых, о размере обеспечения. Сюда относятся случаи назначения пенсии по потере кормильца, по уходу за больным членом семьи, пособия на детей.

Размер обеспечения определяется с учетом состава семьи. Это касается области назначения пенсий по старости, по инвалидности.

Классификация и общая характеристика принципов права социального обеспечения

По сфере действия принципы принято классифицировать следующим образом:

  • общеправовые (свойственные всем отраслям права);
  • межотраслевые (отражающие общие черты нескольких отраслей права);
  • отраслевые (характеризующие специфику конкретной отрасли);
  • внутриотраслевые (касающиеся отдельных институтов отрасли).

В регулировании общественных отношений по социальному обеспечению находят проявление все группы правовых принципов.

Общеправовые принципы:

  • признание и гарантированность в России прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права;
  • неотчуждаемость основных прав и свобод человека и принадлежность их каждому от рождения;
  • признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими;
  • равенство всех перед законом и судом;
  • равенство прав и свобод мужчины и женщины и равенство возможностей для их реализации;
  • право каждого на объединение для защиты своих интересов;
  • гарантированность государственной защиты прав и свобод, включая судебную защиту, и др.

Межотраслевые принципы:

Характерны для ряда отраслей права, нормы которых регулируют общественные отношения, связанные с реализацией гражданами предоставленных им прав. К межотраслевым принципам можно отнести:

  • обеспечение достойной жизни и свободного развития человека;
  • обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;
  • запрещение принудительного труда и др.

Они наиболее характерны для таких отраслей права, как трудовое, семейное, право социального обеспечения.

Внутриотраслевые принципы:

В российском законодательстве последних лет, регулирующем отдельные институты социального обеспечения, прослеживается тенденция закрепления внутриотраслевых принципов непосредственно в нормах права. Так, в ст. 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» указаны следующие принципы социального обслуживания: адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, конфиденциальность, профилактическая направленность.

Право социального обеспечения относится к числу тех отраслей, принципы которых текстуально не закреплены в законе. До сих пор нет общего нормативного акта типа Основ или Кодекса, где были бы зафиксированы принципы права социального обеспечения. Поэтому исследователи данной проблемы вынуждены их выводить из сути норм права социального обеспечения. При этом важно учитывать, что в силу ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы России.

Отраслевые принципы

Под принципами права социального обеспечения понимаются основополагающие идеи, руководящие начала, которые, с одной стороны, характеризуют внутреннее единство данной отрасли права, а с другой — указывают основные тенденции ее развития.

Ученые, занимающиеся исследованиями в области социального обеспечения, по-разному формулируют отраслевые принципы, не совпадает их количество и у различных авторов.

  • всеобщность;
  • финансирование социального обеспечения за счет обязательных страховых взносов, а также за счет государственного бюджета;
  • дифференциация социального обеспечения в зависимости от условий труда (вредные, тяжелые и пр.), природно-климатической зоны, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов;
  • универсальность и комплексность, т.е. гарантированность социального обеспечения при наступлении всех социально значимых обстоятельств, установленных законом.
  • осуществление социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета;
  • дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств;
  • обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума;
  • гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми;
  • многообразие видов социального обеспечения;
  • участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав.
Читайте так же:  Налоговые льготы на землю для пенсионеров

Основные принципы права социального обеспечения

Положения права занимают первостепенное место в законодательном регламентировании:

  • во-первых, они предстают в роли центральных идей для государственных лиц, указывая направления модернизации юридических положений;
  • во-вторых, органы управления и руководящие личности пользуются положениями права при утверждении частных постановлений;
  • в-третьих, при упущении в законах положения возможно применять в виде правового принципа при разрешении спорной ситуации о праве;
  • в-четвертых, положения права оказывают помощь в истинном объяснении правовых норм.

Определение 1

Принципы права – это центральные понятия, описывающие назначение права, его смысл и функции в группе людей.

Система социального обеспечения

Человек, его права и свободы являются по Конституции РФ высшей ценностью. Их признание, соблюдение и защита – важнейшая обязанность государства. Право на социальное обеспечение раскрывается в ст.ст.7, 37-41 Конституции РФ.

Рассмотрим систему социального обеспечения (НЕ систему права социального обеспечения, не путать!).

Отраслевые принципы права

К отраслевым принципам права социального обеспечения следует относить:

  • связующую нить с рабочей деятельностью;
  • универсальность общественного снабжения;
  • первостепенность снабжения определенных групп лиц;
  • снабжения всей семьи, а не отдельных членов;
  • рассчитывание объемов социального обеспечения;
  • эпизодичность индексации основных форм общественного обеспечения.

Рассмотрим каждый из представленных принципов более детально.

Первый из них гласит, что от количества отработанных лет зависит право на множество из видов социального обеспечения.

Например, для выплаты страховой пенсии при наступлении пожилого возраста обязательное условие более 15 лет трудовой деятельности.

Сумма выплаты прямо пропорциональна количеству трудовых лет, т.е. размер обеспечения тем больше, чем больше трудовой стаж. Но бывают случаи, когда данные выплаты предоставляются независимо от существования стажа и его количество лет. Допустим, помощь в сфере медицины оказывается каждой личности.

Следующий принцип всеобщности заключается в финансовом обеспечении разных граждан несмотря на половую принадлежность, языковой барьер, происхождение, финансовое положение, статуса в обществе, религиозных убеждений и иных обстоятельств.

  • Во-первых, принцип первоочередного обеспечения определенных групп лиц означает, что жители РФ для получения выплат собирают гораздо меньше документов в отличие от зарубежных граждан или вовсе без гражданства, которым необходимо в дополнении еще подтвердить факт постоянной прописки в России.
  • Это объясняется тем, что материальные средства государства не бесконечны, и в дополнении, государство должно сохранять рациональный баланс национальных и зарубежных трудовых ресурсов.
  • Во-вторых, определенные группы людей должны подлежать более детальной охране со стороны государства в связи:
    • с существованием у них особых успехов и отличий перед Отечеством (ветераны войн, нобелиаты государственных премий, призеры Олимпийских и Паралимпийских игр и др.);
    • претерпеванием лиц утрат (обитатель Ленинграда в период блокады, бывшие заключенные нацизма, подвергшиеся репрессиям, жертвы от радиационных влияний и др.);
    • положением самочувствия гражданина (инвалиды, нетрудоспособные и др.);
    • произведением работы в условиях, не относящихся к нормальным;
    • возрастом (ребенок, старики и др.);
    • особенной социальной значимостью (женщины в положении, семьи с детьми и др.).
    • финансовым состоянием граждан (малоимущие).

Четвертый принцип означает, что в случае утраты одного члена, его семья имеет право на требования многих видов выплат (пенсия в связи с потерей кормильца, деньги на проведение похорон и др.).

Порядок рассчитывания сумм социальных выплат позволяет обеспечивать нормальный уровень жизни. Целевое применение данного положения в России пока не находится на должном уровне, но в последнее время правительство принимает некоторые меры, направленные на то, чтобы сумма финансовых выплат тем гражданам, которые в них нуждаются, была выше размера прожиточного минимума, прописанного для данной группы людей.

Последний принцип гласит, что правительственные выплаты семьям с одним ребенком, повышаются в объеме и временные рамки, предусмотренные законом об общегосударственном расчете на данный финансовый год исходя из планируемой ступени прироста.

Что касается трудовых страховых обеспечений, то размер закрепленной суммы к страховой пенсии проходит ежегодную переиндексацию с 1 февраля на коэффициент увеличения покупательских цен за прошедший период в один год. Более того, Государство РФ имеет право каждый год с 1 апреля на заключение о дополнительном подъеме прописанной доплаты к страховой пенсии лицам, имеющим ребенка.

Понятие принципов права социального обеспечения

Правовые принципы – это руководящие идеи, которые выражают сущность, основные свойства и общую направленность развития правовых норм в пределах всей системы права либо ее отдельных отраслей или институтов.

Однако, правовые идеи могут значительно опережать действующее право и возникнуть за столетия до их реального воплощения в нормах права. Правовые же принципы — это принципы «права своего времени».

Читайте так же:  Выход на пенсию по группе инвалидности

Отличие принципов права от правовых норм:

  • принципы права , устанавливая общее правило поведения на основе руководящих идей, не содержат всех элементов правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция);
  • с помощью принципа нельзя всесторонне урегулировать конкретное правоотношение между субъектами права;
  • определяют сущность и содержание не только действующих, но и будущих правовых норм, тенденции развития законодательства.

В соответствии с принципами осуществляется толкование норм, особенно в тех случаях, когда в них имеются противоречия и пробелы.

Принципы проявляют себя в нормах права, а нормы права не могут не соответствовать правовым принципам.

Представляется, что закрепление правовых принципов в нормах права — это то, к чему должна стремиться правовая система любого социального, цивилизованного государства. Так, в ст. 4 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» определены основные принципы осуществления обязательного социального страхования.

Система права социального обеспечения

В соответствии с положениями общей теории права под системой правовой отрасли принято понимать объективно существующее внутреннее ее подразделение на подотрасли, институты, подинституты.

Право социального обеспечения, как и любая правовая отрасль, делится на общую и особенную части.

В общую часть входят институты, которые содержат положения, «обслуживающие» практически все институты особенной части. Именно поэтому в общую часть входят нормы права, действие которых распространяется на все отношения, входящие в предмет права социального обеспечения.
К общей части относятся такие институты, как:

  • субъекты права социального обеспечения;
  • основания обеспечения и его виды;
  • принципы права социального обеспечения.

Особенная часть отрасли состоит из институтов, имеющих самостоятельный объект регулирования. К ним относятся следующие институты:

  • трудовой стаж;
  • пенсии;
  • пособия;
  • компенсационные выплаты;
  • социальное обслуживание;
  • медицинская помощь и лечение;
  • льготы по системе социального обеспечения.

Каждый из указанных институтов делится на подинституты. Так, институт пенсий делится на подинституты: пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии. Институт трудового стажа — на подинституты в зависимости от общего, специального, непрерывного, страхового стажа.

Система науки традиционно более широка, нежели система отрасли. Так, в общую часть науки включаются такие институты, как понятие, предмет, метод, системы, правоотношения, принципы, источники прав социального обеспечения, а также история и перспективы развития этой отрасли. Особенная часть науки совпадает с особенной частью этой отрасли права, поэтому состоит из тех же институтов.

Приоритет в обеспечении некоторых категорий граждан

В социальном обеспечении существует дифференциация. Государство проявляет особую заботу о людях, нуждающихся в повышенном внимании. К этой категории относятся ветераны Великой Отечественной войны, воины-афганцы, участники ликвидации радиационных катастроф. Эти категории граждан получают пенсии в силу их особых заслуг. По причинам физиологического характера, семейного положения, условий труда также имеется социальное обеспечение. Льготы и преимущества закреплены законодательно.

Льготным пенсионным обеспечением считается обеспечение лиц, ставших инвалидами в период Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц. Эти люди имеют льготы и в других видах социального обеспечения.

Граждане, которые пострадали от радиации при ликвидации техногенных катастроф, имеют право на систему льгот: бесплатную медицинскую помощь, санаторно-курортное лечение, оплата коммунальных услуг, бесплатный проезд и т.д.

Женщины тоже входят в область приоритетного обеспечения. Это особые виды обеспечения, льготы. Беременные женщины, матери получают специальные пособия по беременности и родам, по уходу за детьми. Льготы в пенсионном обеспечении выражены в пониженных требованиях к возрасту и стажу в сравнении с мужчинами.

Молодежь тоже имеет льготы, они выражены в пониженных требованиях к стажу или в отсутствии требований к стажу при назначении пенсии по инвалидности. Инвалиды с детства получают социальную пенсию, учащиеся от 18 лет и старше получают пенсию по потере кормильца до окончания обучения, но не более чем до 23-х лет.

Приоритетным является обеспечение граждан, занятых на вредных производствах, у них снижен пенсионный возраст, уровень пенсий выше, чем у обычных граждан.

Неоспоримым является факт, что пенсии и пособия должны соответствовать установленному законом уровню жизни. Существует понятие «прожиточный минимум», суть его в том, что он определяет стоимостную величину, которая необходима для обеспечения и функционирования организма человека и сохранения его здоровья. Такие явления, как безработица, социальное расслоение, инфляция, колебания в заработной плате сделали необходимым установление взаимосвязи между прожиточным минимумом и социальным обеспечением.

Принципы права социального обеспечения: понятие, классификация и общая характеристика

Свобода приобретения прав по социальному обеспечению

Возникновение отношений по соц.обеспечению возникают только при наличии волеизъявления гражданина в форме подачи заявления в орган социального обеспечения. Данный признак отличает законодательство по социальному обеспечению от других. Срок обращения гражданина за обеспечением не ограничен, при возникновении права гражданин может обратиться за различными видами социального обеспечения в любое время. Гражданин может выбрать приемлемый для себя вариант обеспечения из нескольких, если он имеет на это право.

Человек одновременно имеет право на несколько видов пенсий, он выбирает для назначения один, самый подходящий. Граждане могут выбирать зарплату, из которой насчитывается пенсия, за более выгодные периоды.

Институциональные принципы права социального обеспечения

Положения обязательного общественного страхования:

  • устойчивость материальной системы обязательного социального страхования, гарантируемая на основе равнозначности страховых выплачиваемых средств;
  • общий основной вид общественного страхования, открытость для застрахованных субъектов воплощения своих социальных обеспечений;
  • правительственная гарантия не нарушения прав застрахованных лиц на охрану от общественных страховых вероятностей и выполнение обязанностей по социальному страхованию вне зависимости от материального состояния человека;
  • правительственное регламентирование структуры обязательного общественного страхования;
  • важность деятельности представителей субъектов общественного страхования в регулирующей системе страхования;
  • необходимость проведением страхователями финансовых пожертвований;
  • наказуемость за нецелевое распределение финансов;
  • проведения мониторинга;
  • независимость денежной системы.
Читайте так же:  Социальная пенсия по потере кормильца

Принципы пенсионного обеспечения:

  • принцип определения пенсии не связанной с наличием посторонней финансовой прибыли;
  • принцип определения различного количества людей, обладающих правом на пенсию в связи со смертью кормильца;
  • определение формы правительственной пенсионной выплаты в фиксированном значении;
  • принцип перехода финансовых средств накопительной доли трудовой пенсии.

Принципы предоставления правительственной социальной услуги:

  • целенаправленное применение бюджетных финансов;
  • понижение степени общественного неравенства;
  • увеличение прибыли граждан.

Положения общественного патронажа:

  • целенаправленность;
  • открытость;
  • непринудительность;
  • человечность;
  • первостепенность оказания общественных услуг детям не достигшим 18 лет или лицам, находящимся в сложной жизненной ситуации;
  • секретность;
  • направленность в области профилактической деятельности.

Понятие, система и функции права социального обеспечения.

Общие принципы права

Положения права разделяются на:

  • общеправовые – характерные праву в общем;
  • отраслевые – свойственные конкретному разделу;
  • межотраслевые – присущие нескольким близким отраслям.

В основные положения права можно включить следующие понятия:

  • объективность;
  • легальность;
  • первостепенность прав и свободы гражданина;
  • господство Конституции РФ.

Понятие социального обеспечения

В течение жизни каждый человек подвергается различным социальным рискам, которые могут самым непосредственным образом отразиться на состоянии его здоровья и трудоспособности, привести к утрате заработной платы или иного трудового дохода, служащего основным источником средств существования.

Социальный риск – это вероятное событие, наступление которого приводит к материальной необеспеченности в связи с утратой дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания, а также возникновением дополнительных расходов на детей и других нетрудоспособных членов семьи, потребности в медицинских или социальных услугах.

Характерными признаками, позволяющими называть определенные события, происходящие в жизни человека, социальным риском , служат:

  • обусловленность экономической системой и общественной организацией труда;
  • имущественные последствия в виде отсутствия дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания, дополнительные расходы на нетрудоспособных членов семьи;
  • заинтересованность государства и общества в смягчении и преодолении последствий наступления указанных событий.

С учетом объективной природы и в зависимости от влияния на трудоспособность человека социальные риски можно объединить в 4 группы (виды социальных рисков).

  1. экономического характера (безработица);
  2. физиологического характера (временная или стойкая утрата трудоспособности, беременность и роды, старость, смерть);
  3. производственного характера (трудовое увечье, профессиональное заболевание);
  4. демографического и социального характера (многодетность, неполнота семьи, сиротство).

Экономические и демографические риски прямо не отражаются на трудоспособности человека.
Как правило, человек не может преодолеть последствия наступления социального риска самостоятельно, т.к. они обусловлены объективными социально-экономическими условиями жизни, тесно связаны с производственной деятельностью и не зависят от его воли.

Государство, обеспечивающее своим гражданам, иностранцам и лицам без гражданства, находящимся на его территории на законных основаниях, достойный уровень жизни и свободное развитие, называют «социальным». Оно создает государственную систему социального обеспечения, участвует в финансировании пенсий, пособий, компенсаций, медицинских и социальных услуг.

Основные критерии (признаки) социального обеспечения:

Социальное обеспечение — форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества.

Функции права социального обеспечения

Сущность социального обеспечения проявляется в его функциях:

  1. экономической;
  2. политической;
  3. демографической;
  4. социально-реабилитационной;
  5. профилактической.

Экономическая функция заключается:

  1. в частичном возмещении заработка или иного трудового дохода, утраченного в связи с безработицей, нетрудоспособностью, а также внутрисемейного содержания в связи с потерей кормильца;
  2. в частичной компенсации дополнительных расходов, вызванных наступлением определенных жизненных обстоятельств (например, наличием детей);
  3. в оказании минимальной денежной, натуральной и иной помощи безработным, малоимущим лицам и семьям;
  4. в предоставлении бесплатных для потребителя медицинских и социальных услуг в пределах государственных минимальных стандартов (например, лекарственной помощи).

Источниками финансирования социального обеспечения служат единый социальный налог (ЕСН), средства бюджетов различных уровней, страховые взносы, а также иные установленные законом поступления. Часть ЕСН перечисляется в виде страховых взносов во внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ (ПФР), Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС), Фонд социального страхования РФ (ФСС). Средства фондов являются федеральной собственностью.

Политическая функция социального обеспечения способствует ослаблению социальной напряженности в обществе, порождаемой чрезмерными различиями в уровне жизни различных слоев населения.

Демографическая функция призвана стимулировать воспроизводство населения, необходимое для нормального развития страны.

Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса инвалидов и других социально слабых групп населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества.

Видео (кликните для воспроизведения).

Профилактическая функция заключается в предотвращении возникновения социально-рисковых ситуаций (например, несчастных случаев на производстве).

Источники

Принципы права социального обеспечения понятие и виды
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here