Принципы права социального обеспечения межотраслевые отраслевые

Электронная библиотека

Принципами права социального обеспече­ния являются руководящие начала, определяю­щие сущность, направления развития данной системы права, которые должны быть закреплены в правовых нормах или же прямо следо­вать из их содержания. До настоящего времени кодифицированного нормативного акта (основ или кодекса), где были бы зафиксирова­ны принципы права социального обеспечения, не существовало. Принципы отражены, например, в поста­новлении Правительства РФ от 20 мая 1998 г. № 463 с последующими изменениями, одобрившем Программу Пенсионной реформы в Российской Федерации, в Федеральном законе от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», в Федеральном законе от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и в ряде других.

Принципы права социального обеспече­ния по сфере действия классифицируются следующим образом:

· общеправовые принципы, свойственные всем отраслям права;

· межотраслевые принципы, которые отражают единые черты не­скольких отраслей права;

· отраслевые принципы, характеризующие отдельную отрасль права. Касательно права социального обеспечения к ним следует отнести все­общность права социального обеспечения, социальное обеспечение за счет обязательных платежей во внебюджетные фонды, государственного бюджета, негосударственных пенсионных фондов и ряд других;

· внутриотраслевые принципы, касающиеся отдельных институтов отраслей права. В праве социального обеспечения выделяют принципы пенсионного обеспечения, социального обслуживания, обязательного медицинского страхования и некоторые другие.

Общеправовые принципы по своему характеру могут быть различными в зависимости от того, какой сущностной признак права они отражают (социально-экономический, политический, специально-юридический и т.д.). К ним относятся такие следующие принципы:

· человек, его права и свободы являются высшей ценностью;

· признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства;

· признание и гарантированность прав и свобод человека и гражданина согласно обще­признанным принципам и нормам международного права;

· принадлежность основных прав и свобод человека каждому от рождения и их неотчужда­емость;

· права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного само­управления и обеспечиваются правосудием;

· равенство всех перед зако­ном и судом;

· равенство прав и свобод мужчины и женщины и равные возможности для их реализации;

· право каждого на жизнь;

· гарантирован­ность каждому судебной защиты прав и свобод;

· право каждого на возме­щение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

К общим принципам права обычно относят также принципы:

· законности и юридической гарантирован­ности прав и свобод личности, зафиксированных в законе;

· связанности нормами закона деятельности всех должностных лиц и государственных органов;

· единства юридических прав и обязанностей;

Будучи общими, перечисленные принципы права являются основополагающими, руководящими идеями, отражающими сущность правового регулирования общественных отношений в сфере социаль­ного обеспечения, как и в иных сферах социальной жизни общества, а некоторые из них указывают на дальнейшую перспективу развития системы российского права.

Наряду с общими принципами выделяют и межотраслевые правовые принципы, которые охватывают две (или более) отрасли права, как правило, близко соприкасающиеся между собой (например, право социального обеспечения и трудовое право). Межотраслевые принципы не являются абсолютно обособленными от общих принципов права, наоборот, они базируются на них, конкретизируя те или иные основополагающие идеи, пронизывающие содержание права в целом, с учетом специфики отраслей права.

К межотраслевым принципам относятся:

· право на защиту от безработицы;

· право на охрану здоровья;

· государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;

· право пожилых граждан, инва­лидов на социальную защиту;

· право на защиту от бедности.

Указанные принципы являются общими для отраслей права, регу­лирующих общественные отношения, в которых граждане реализуют предоставленные им социально-экономические права. К числу таких отраслей относятся, прежде всего, трудовое право и право социального обеспечения.

Следующий уровень принципов права – это отраслевые принципы. Каждая отрасль права, помимо общих и межотраслевых, строится на основе своих собственных, присущих лишь ей правовых принципов; вместе они образуют фундамент, на котором создаются и функцио­нируют не только отрасли, но и все право.

Отраслевые принципы отражают сущность и пронизывают содер­жание норм конкретной отрасли права. На их основе создаются и ре­ализуются нормы, в совокупности образующие и такую отрасль, как право социального обеспечения. Таким образом, отраслевые принци­пы – это как бы низший этаж в общей системе принципов права, это принципы, конкретизирующие основополагающие идеи более высо­кого порядка.

· всеобщности социального обеспечения;

· обеспечения граждан во всех случаях утраты трудоспо­собности и множественности видов социального обеспечения;

· социального обеспечения за счет уплаты единого соци­ального налога (взноса);

· соизмерения размеров пособий, пенсий и других выплат с прожиточным минимумом;

· дифференциации условий и уровня социального обеспечения в зависимости от трудового стажа и некоторых других обстоя­тельств.

Принцип всеобщности социального обеспечения. Законодательство РФ устанавливает одинаковую для всех граждан возможность при на­ступлении определенных обстоятельств получить установленные соци­альные выплаты и услуги. На равных основаниях с гражданами РФ пра­во на социальное обеспечение имеют и другие граждане, постоянно проживающие в РФ (например, иностранцы, лица без гражданства и не­которые другие).

Принцип обеспечения граждан во всех случаях утраты трудоспо­собности и множественности видов социального обеспечения. Здесь имеется в виду множество жизненных обстоятельств и ситуаций, все не­обходимые случаи, при наступлении которых предоставляется обеспече­ние в виде различных пособий, пенсий, медицинского обслуживания, компенсационных выплат, социальных услуг и т.п.

Принцип социального обеспечения за счет уплаты единого соци­ального налога (взноса). Социального обеспечения осуществляется за счет уплаты единого соци­ального налога, зачисляемого в государственные внебюджет­ные фонды (Пенсионный фонд России, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования), за счет государствен­ного бюджета, а также негосударственных пенсионных фондов. В соответствии со ст. 241 второй части Налогового кодекса РФ уста­новлена прогрессивная шкала ставок уплаты работодателем единого со­циального налога (взноса) на каждого отдельного работника нарастаю­щим итогом с начала года.

Принцип соизмерения размеров пособий, пенсий и других выплат с прожиточным минимумом. В соответствии с федеральным законом от 24 октября 1997 г. №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» для установления минимального размера пенсии по старости, оказания государственной социальной помощи гражданам в субъектах РФ, а также для определения размеров пособий и других социальных выплат ежеквартально устанавливается величина прожиточного минимума.

Читайте так же:  Педагогическая пенсия по выслуге лет воспитателям

Прожиточный минимум – стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы; потребительская кор­зина – это минимальный набор продуктов питания, непродовольствен­ных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Потребительская корзина в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации определяется не реже одного раза в пять лет на основе методических рекомендаций, разрабатываемых с участием общероссийских объединений профсоюзов.

Величина прожиточного минимума на душу населения и по основ­ным социально-демографическим группам населения в целом по Рос­сийской Федерации и в субъектах Российской Федерации определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных Госу­дарственного комитета Российской Федерации по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные това­ры и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам. Величина прожиточного минимума, определяемая в целом по Российской Феде­рации, является основой для установления минимального размера оп­латы труда и минимального размера пенсии по старости, а также для оп­ределения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат.

Принцип дифференциации условий и уровня социального обеспечения в зависимости от трудового стажа и некоторых других обстоя­тельств. Основные денежные выплату по государственному социаль­ному страхованию (пособия по временной нетрудоспособности, пенсии и др.) исчисляются исходя из заработка работника, его страхового ста­жа, характера и условий труда.

Внутриотраслевые принципы права социального обеспечения – принципы, касающиеся его отдельных институтов. Например, такому институту права социального обеспечения, как «пенсионное обеспечение», присущи следующие принципы:

· каждый гражданин имеет право на пенсию в случае утраты трудоспособности (по старости, по инвалидности и в иных, предусмотренных законодательством случаях);

· каждый работающий по трудовому договору (контракту) подлежит обязательному государственному пенсионному страхованию;

· каждый застрахованный имеет право на трудовую пенсию в соот­ветствии с продолжительностью страхования и заработком работника;

· средства обязательного государственного пенсионного страхова­ния используются исключительно на пенсионное обеспечение застра­хованных по правилам и нормам, установленным законом. Часть этих средств централизуется и перераспределяется в целях обеспечения пен­сионных гарантий граждан независимо от их места жительства на тер­ритории Российской Федерации. Расходы на пенсионное обеспечение лиц, не участвовавших в пенсионном страховании, покрываются за счет средств федерального бюджета.

Институт отрасли права «Социальное обслуживание» характеризуют следующие принципы:

· приоритетность предоставления социальных услуг.

Основными видами социального обеспечения выступают: пенсии, пособия, услуги (рисунок 4.5).

Срочно?

Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

Принципы права социального обеспечения: понятие, классификация и общая характеристика

Понятие принципов права социального обеспечения

Правовые принципы – это руководящие идеи, которые выражают сущность, основные свойства и общую направленность развития правовых норм в пределах всей системы права либо ее отдельных отраслей или институтов.

Однако, правовые идеи могут значительно опережать действующее право и возникнуть за столетия до их реального воплощения в нормах права. Правовые же принципы — это принципы «права своего времени».

Отличие принципов права от правовых норм:

  • принципы права , устанавливая общее правило поведения на основе руководящих идей, не содержат всех элементов правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция);
  • с помощью принципа нельзя всесторонне урегулировать конкретное правоотношение между субъектами права;
  • определяют сущность и содержание не только действующих, но и будущих правовых норм, тенденции развития законодательства.

В соответствии с принципами осуществляется толкование норм, особенно в тех случаях, когда в них имеются противоречия и пробелы.

Принципы проявляют себя в нормах права, а нормы права не могут не соответствовать правовым принципам.

Представляется, что закрепление правовых принципов в нормах права — это то, к чему должна стремиться правовая система любого социального, цивилизованного государства. Так, в ст. 4 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» определены основные принципы осуществления обязательного социального страхования.

Классификация принципов социального обеспечения

Как мы отметили ранее, все принципы социального обеспечения акцентируют внимание на правовом вопросе и на правовой стороне данного аспекта. В связи с этим и сами принципы будут классифицироваться в соответствии с правом. Так, общеправовые принципы социального обеспечения в нашей стране сформулированы следующим образом:

  • Признание в России прав и свобод граждан, обеспечение их гарантированности. Этот принцип осуществляется согласно общим признанным принципам, а также нормам, которые закреплены за международным правом и, безусловно, учитываются и на территории нашей страны;
  • Неотчуждаемость основных прав и свобод гражданина, принадлежность этих прав и свобод ему от рождения. Человека нельзя просто так лишить его прав и свобод, даже если он будет признан виновным в преступлении, недееспособным. Правами и свободами обладают маленькие дети, пенсионеры, инвалиды – все категории граждан, и каждый из них имеет право на достойный уровень жизни в стране;
  • Признание прав и свобод гражданина непосредственно действующими – где бы ни оказался человек, он имеет право на жизнь, на защиту своей чести и своего достоинства;
  • Равенство всех граждан перед законом, а также перед судом – это значит, что человек независимо от пола или возраста, социального статуса, профессии будет отвечать перед судом, а также будет иметь право на социальное обеспечение со стороны государства в случае нужды в адресной помощи.

Также перечислим несколько принципов, которые правом закреплены за органами государственного обеспечения граждан. Так, права и свободы мужчин и права и свободы женщин равны между собой, так же, как и равны их возможности реализации. По этой причине в нашей стране выступают против гендерной дискриминации, особенно если это касается трудовых отношений. Каждый человек имеет право стать частью политической партии, общественного объединения или профессионального союза для того, чтобы защитить свои интересы и выступать за реализацию своих потребностей и интересов, на которые каждый гражданин так же имеет право (если потребности и интересы находятся в рамках закона). Государство, в свою очередь, гарантирует защиту прав и свобод граждан, включая их судебную защиту, если это потребуется самому гражданину.

Говоря о межотраслевых принципах социальной защиты, прежде всего мы обращаем внимание на то, что государство берет на себя ответственность за обеспечение достойного уровня жизни гражданина, его свободного развития, получения образования, медицинских услуг.

Также здесь важно упомянуть об обеспечении со стороны государства поддержки семей, института семьи, материнства и отцовства, а также пенсионеров и лиц с ограниченными возможностями здоровья, поскольку по закону они являются полноправными гражданами и имеют все основания для того, чтобы заявить о своих правах. При этом в нашей стране запрещаются методы принудительного труда, так как каждый человек должен добровольно трудоустраиваться, обговаривать тонкости трудового договора с работодателем. Принудительное трудоустройство нарушает права и свободы человека как гражданина Российской Федерации.

Читайте так же:  Компенсационные выплаты за вредность

Говоря об отраслевых принципах социального обеспечения, следует акцентировать внимание на том, что они отражают всеобщность возможностей социального обеспечения, финансирование из бюджета обязательных страховых взносов, а также универсальность и комплексность. Таким образом, человек имеет право на социальную помощь и социальное обеспечение в конкретных отраслях своей жизни, и они будут дифференцироваться в зависимости от условий его проживания, труда, социального положения и возможностей реализации своих потребностей.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Основные принципы права социального обеспечения

Положения права занимают первостепенное место в законодательном регламентировании:

  • во-первых, они предстают в роли центральных идей для государственных лиц, указывая направления модернизации юридических положений;
  • во-вторых, органы управления и руководящие личности пользуются положениями права при утверждении частных постановлений;
  • в-третьих, при упущении в законах положения возможно применять в виде правового принципа при разрешении спорной ситуации о праве;
  • в-четвертых, положения права оказывают помощь в истинном объяснении правовых норм.

Определение 1

Принципы права – это центральные понятия, описывающие назначение права, его смысл и функции в группе людей.

Принципы права социального обеспечения

В социальном обеспечении вся деятельность регламентируется в соответствии с некоторыми принципами. В первую очередь, это принципы права – основополагающие, ключевые идеи, которые выступают в качестве руководящего начала для осуществления социального обеспечения. Именно в принципах права определены содержание правовых норм, которые координируют способности и возможности социального обеспечения, и которые отображают реальную направленность государственной социальной политики в данной сфере.

Правовые принципы – это идеи, которые отражают всю сущность и свойства развития правовых норм в сфере социального обеспечения, координируют и регламентируют их направленность в пределах обособленной государственной системы права, а также в некоторых отдельных ее областях, которые также отвечают за то, чтобы обеспечивать социальную поддержки нуждающихся в этом граждан.

Безусловно, принципы права социального обеспечения имеют свою классификацию. Так, по сфере действия принципы можно подразделить на:

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  • Общеправовые принципы социального обеспечения, которые относятся ко всем отраслям современной правовой системы;
  • Межотраслевые принципы социального обеспечения, которые отражают специфические особенности и черты только нескольких отраслей права, которые отвечают за социальное обеспечение граждан;
  • Отраслевые принципы социального обеспечения – характеризуют специфику конкретной отрасли, которая направлена на социальное обеспечение и социальную защиту граждан;
  • Внутриотраслевые принципы социального обеспечения – в этом случае они касаются только отдельных институтов определенной отрасли, но не затрагивают все остальные, поскольку они не попадают под их юрисдикцию.

Для того, чтобы грамотно регулировать общественные отношения, которые складываются в процессе социального обеспечения граждан, применяются различные группы правовых принципов. Несмотря на эту классификацию, они все тесным образом связаны друг с другом, и могут прийти в действие даже если это не будет продемонстрировано наглядным путем. Тем не менее, классификация принципов может осуществляться и по другим признакам, которые мы рассмотрим в следующей части данной статьи.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Классификация и общая характеристика принципов права социального обеспечения

По сфере действия принципы принято классифицировать следующим образом:

  • общеправовые (свойственные всем отраслям права);
  • межотраслевые (отражающие общие черты нескольких отраслей права);
  • отраслевые (характеризующие специфику конкретной отрасли);
  • внутриотраслевые (касающиеся отдельных институтов отрасли).

В регулировании общественных отношений по социальному обеспечению находят проявление все группы правовых принципов.

Общеправовые принципы:

  • признание и гарантированность в России прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права;
  • неотчуждаемость основных прав и свобод человека и принадлежность их каждому от рождения;
  • признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими;
  • равенство всех перед законом и судом;
  • равенство прав и свобод мужчины и женщины и равенство возможностей для их реализации;
  • право каждого на объединение для защиты своих интересов;
  • гарантированность государственной защиты прав и свобод, включая судебную защиту, и др.

Межотраслевые принципы:

Характерны для ряда отраслей права, нормы которых регулируют общественные отношения, связанные с реализацией гражданами предоставленных им прав. К межотраслевым принципам можно отнести:

  • обеспечение достойной жизни и свободного развития человека;
  • обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;
  • запрещение принудительного труда и др.

Они наиболее характерны для таких отраслей права, как трудовое, семейное, право социального обеспечения.

Внутриотраслевые принципы:

В российском законодательстве последних лет, регулирующем отдельные институты социального обеспечения, прослеживается тенденция закрепления внутриотраслевых принципов непосредственно в нормах права. Так, в ст. 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» указаны следующие принципы социального обслуживания: адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, конфиденциальность, профилактическая направленность.

Право социального обеспечения относится к числу тех отраслей, принципы которых текстуально не закреплены в законе. До сих пор нет общего нормативного акта типа Основ или Кодекса, где были бы зафиксированы принципы права социального обеспечения. Поэтому исследователи данной проблемы вынуждены их выводить из сути норм права социального обеспечения. При этом важно учитывать, что в силу ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы России.

Отраслевые принципы

Под принципами права социального обеспечения понимаются основополагающие идеи, руководящие начала, которые, с одной стороны, характеризуют внутреннее единство данной отрасли права, а с другой — указывают основные тенденции ее развития.

Ученые, занимающиеся исследованиями в области социального обеспечения, по-разному формулируют отраслевые принципы, не совпадает их количество и у различных авторов.

  • всеобщность;
  • финансирование социального обеспечения за счет обязательных страховых взносов, а также за счет государственного бюджета;
  • дифференциация социального обеспечения в зависимости от условий труда (вредные, тяжелые и пр.), природно-климатической зоны, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов;
  • универсальность и комплексность, т.е. гарантированность социального обеспечения при наступлении всех социально значимых обстоятельств, установленных законом.
  • осуществление социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета;
  • дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств;
  • обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума;
  • гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми;
  • многообразие видов социального обеспечения;
  • участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав.
Читайте так же:  Перечень профессий дающих право на досрочную пенсию

Принципы социального обеспечения

Общие принципы права

Положения права разделяются на:

  • общеправовые – характерные праву в общем;
  • отраслевые – свойственные конкретному разделу;
  • межотраслевые – присущие нескольким близким отраслям.

В основные положения права можно включить следующие понятия:

  • объективность;
  • легальность;
  • первостепенность прав и свободы гражданина;
  • господство Конституции РФ.

Отраслевые принципы права

К отраслевым принципам права социального обеспечения следует относить:

  • связующую нить с рабочей деятельностью;
  • универсальность общественного снабжения;
  • первостепенность снабжения определенных групп лиц;
  • снабжения всей семьи, а не отдельных членов;
  • рассчитывание объемов социального обеспечения;
  • эпизодичность индексации основных форм общественного обеспечения.

Рассмотрим каждый из представленных принципов более детально.

Первый из них гласит, что от количества отработанных лет зависит право на множество из видов социального обеспечения.

Например, для выплаты страховой пенсии при наступлении пожилого возраста обязательное условие более 15 лет трудовой деятельности.

Сумма выплаты прямо пропорциональна количеству трудовых лет, т.е. размер обеспечения тем больше, чем больше трудовой стаж. Но бывают случаи, когда данные выплаты предоставляются независимо от существования стажа и его количество лет. Допустим, помощь в сфере медицины оказывается каждой личности.

Следующий принцип всеобщности заключается в финансовом обеспечении разных граждан несмотря на половую принадлежность, языковой барьер, происхождение, финансовое положение, статуса в обществе, религиозных убеждений и иных обстоятельств.

  • Во-первых, принцип первоочередного обеспечения определенных групп лиц означает, что жители РФ для получения выплат собирают гораздо меньше документов в отличие от зарубежных граждан или вовсе без гражданства, которым необходимо в дополнении еще подтвердить факт постоянной прописки в России.
  • Это объясняется тем, что материальные средства государства не бесконечны, и в дополнении, государство должно сохранять рациональный баланс национальных и зарубежных трудовых ресурсов.
  • Во-вторых, определенные группы людей должны подлежать более детальной охране со стороны государства в связи:
    • с существованием у них особых успехов и отличий перед Отечеством (ветераны войн, нобелиаты государственных премий, призеры Олимпийских и Паралимпийских игр и др.);
    • претерпеванием лиц утрат (обитатель Ленинграда в период блокады, бывшие заключенные нацизма, подвергшиеся репрессиям, жертвы от радиационных влияний и др.);
    • положением самочувствия гражданина (инвалиды, нетрудоспособные и др.);
    • произведением работы в условиях, не относящихся к нормальным;
    • возрастом (ребенок, старики и др.);
    • особенной социальной значимостью (женщины в положении, семьи с детьми и др.).
    • финансовым состоянием граждан (малоимущие).

Четвертый принцип означает, что в случае утраты одного члена, его семья имеет право на требования многих видов выплат (пенсия в связи с потерей кормильца, деньги на проведение похорон и др.).

Порядок рассчитывания сумм социальных выплат позволяет обеспечивать нормальный уровень жизни. Целевое применение данного положения в России пока не находится на должном уровне, но в последнее время правительство принимает некоторые меры, направленные на то, чтобы сумма финансовых выплат тем гражданам, которые в них нуждаются, была выше размера прожиточного минимума, прописанного для данной группы людей.

Последний принцип гласит, что правительственные выплаты семьям с одним ребенком, повышаются в объеме и временные рамки, предусмотренные законом об общегосударственном расчете на данный финансовый год исходя из планируемой ступени прироста.

Что касается трудовых страховых обеспечений, то размер закрепленной суммы к страховой пенсии проходит ежегодную переиндексацию с 1 февраля на коэффициент увеличения покупательских цен за прошедший период в один год. Более того, Государство РФ имеет право каждый год с 1 апреля на заключение о дополнительном подъеме прописанной доплаты к страховой пенсии лицам, имеющим ребенка.

Институциональные принципы права социального обеспечения

Видео (кликните для воспроизведения).

Положения обязательного общественного страхования:

  • устойчивость материальной системы обязательного социального страхования, гарантируемая на основе равнозначности страховых выплачиваемых средств;
  • общий основной вид общественного страхования, открытость для застрахованных субъектов воплощения своих социальных обеспечений;
  • правительственная гарантия не нарушения прав застрахованных лиц на охрану от общественных страховых вероятностей и выполнение обязанностей по социальному страхованию вне зависимости от материального состояния человека;
  • правительственное регламентирование структуры обязательного общественного страхования;
  • важность деятельности представителей субъектов общественного страхования в регулирующей системе страхования;
  • необходимость проведением страхователями финансовых пожертвований;
  • наказуемость за нецелевое распределение финансов;
  • проведения мониторинга;
  • независимость денежной системы.

Принципы пенсионного обеспечения:

  • принцип определения пенсии не связанной с наличием посторонней финансовой прибыли;
  • принцип определения различного количества людей, обладающих правом на пенсию в связи со смертью кормильца;
  • определение формы правительственной пенсионной выплаты в фиксированном значении;
  • принцип перехода финансовых средств накопительной доли трудовой пенсии.

Принципы предоставления правительственной социальной услуги:

  • целенаправленное применение бюджетных финансов;
  • понижение степени общественного неравенства;
  • увеличение прибыли граждан.

Положения общественного патронажа:

  • целенаправленность;
  • открытость;
  • непринудительность;
  • человечность;
  • первостепенность оказания общественных услуг детям не достигшим 18 лет или лицам, находящимся в сложной жизненной ситуации;
  • секретность;
  • направленность в области профилактической деятельности.

Принципы права социального обеспечения межотраслевые отраслевые

Данная глава посвящена рассмотрению основных принципов права социального обеспечения. В главе освещены понятие и классификация указанных принципов, а также подробно рассмотрены общеправовые, межотраслевые, отраслевые и внутриотраслевые принципы права социального обеспечения

В книге

Настоящая статья посвящена принципам права — общим исходным идеям, руководящим началам права, а также деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, который в процессе толкования этих принципов формулирует новые представления о них. И хотя возникшее в результате этой деятельности «право из принципов» не признано официально, оно оказывает регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений. С помощью примеров из судебной практики автор определяет юридическое значение принципов и наглядно демонстрирует их влияние на содержание иных норм права.

В последние годы активно обсуждается вопрос о путях развития отечественной системы принудительного исполнения судебных актов, особенно актуальный с учетом позиции международных судебных инстанций. В рамках этой дискуссии все чаще и настойчивее выдвигается тезис о необходимости принятия Исполнительного кодекса РФ. Автор пытается оценить основные направления государственной политики в сфере исполнительного производства, его систему, цели, задачи и принципы на современном этапе развития правовой системы, рассуждает о способах качественного повышения эффективности принудительного исполнения.

В сборник помещены тексты научных докладов на конференции «Актуальные проблемы трудовоого права и права социального обеспечения», прошедшей 27-28 сентября 2013 г. в г. Харькове.

Материал о месте медицинского обслуживания и лечения в системе права социального обеспечения

Читайте так же:  Государственные гарантии государственной службы

Статья посвящена рассмотрению вопросов реализации принципов лесного законодательства. Автор вначале рассматривает основные принципы, заложенные в Конституции РФ, и переходит в дальнейшем к принципам, закрепленным и детализированным Лесным кодексом РФ. В результате исследования приходит к выводу о необходимости сочетания охраны и использования лесов, экологии и экономики.

Статья посвящена характеристике системы принципов бюджетного права: как в целом, так и каждого принципа. Показана роль общеправовых и конституционных принципов, последовательно определены принципы установления доходов и расходов бюджета, построения бюджетной системы и осуществления бюджетного процесса. Впервые в российской научной литературе дано описание целостной системы принципов, включающей принципы бюджетного права, как закрепленные, так и не закрепленные бюджетным законодательством, но известные исторически, из зарубежного опыта, документов международных финансовых организаций и доктринальных источников.

Главы в учебном пособии «Право социального обеспечения» посвящены:праву социального обеспечения как отрасль российского права; источники права социального обеспечения; правоотношениям по социальному обеспечению;возмещение вреда, причиненного работнику увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением трудовых обязанностей; параграфы: государственной социальной помощи,отраслевым принципам, внутриотраслевым принципам, понятию и классификации пособий, компенсационным выплатам и государственной поддержке материнства, месту медицинского обслуживания и лечения в системе права социального обеспечения, реабилитационным услугам для инвалидов.

Сборник материалов ХХ Международного конгресса по трудовому праву и праву социального обеспечения, прошедшему 25-28 сентября в г. Сантьяго (Чили).

Материалы III международной научно-практической конференции «Кутафинские чтения МГЮА им. О.Е.Кутафина «Юридическая наука как основа правового обеспечения инновационного развития России». Секция трудового права и права социального обеспечения.

Принципы права социального обеспечения, их общая характеристика.

Понятие социального обеспечения. Соотношение понятий «социальное обеспечение» и «социальная защита».

Социальная защита — это политика государства по обеспечению конституционных прав и минимальных гарантий человеку независимо от его места жительства, национальности, пола, возраста. В системе социальной защиты выделяют социальные выплаты и социальное обслуживание одиноких, престарелых людей, инвалидов. Социальная защита распространяется практически на все категории населения через систему социальных гарантий. Социальное обеспечение — это форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества. К системе социального обеспечения относят все виды пенсий, пособий, компенсационных выплат на социальное обслуживание, медицинскую помощь, различные льготы.

Организационно-правовые формы осуществления социального обеспечения. Виды социального обеспечения.

Независимо от источника денежных средств, государственное социальное обеспечение может осуществляться в следующих видах

— денежные выплаты (пенсии, пособия, компенсации, материальная помощь и т.д.);

— натуральная помощь (медикаменты, продукты питания, технические приспособления для инвалидов);

— льготы и услуги (содержание в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в детских домах, социальное обслуживание на дому и т.д.);

— компенсация дополнительных расходов, связанных с лечением, реабилитацией и оздоровлением инвалидов (в стационаре, амбулаторно, в санаториях, домах-интернатах для престарелых и инвалидов), проездом к месту лечения и обратно, переобучение (переподготовка) безработных;

— единовременные денежные и неденежные виды поддержки отдельных категорий граждан;

По субъектам социального обеспечения можно выделить:

1) граждане нетрудоспособного возраста:

пенсионеры, включая инвалидов и одиноких;

дети, включая подростков;

2) граждане трудоспособного возраста:

6. Предмет, метод и система права социального обеспечения как научной дисциплины.

Право социального обеспечения как наука представляет собой систему научных знаний, правовых взглядов, идей о комплексе явлений имеющих место в социальной сфере общества.

В.С. Андреев обращаясь к проблеме систематизации научных знаний о праве социального обеспечения заметил, что система этой науки строится с учетом системы отрасли.

Применяя методы научного познания, наука права социального обеспечения познает истоки своего зарождения, этапы становления, прогнозирует, опираясь на накопленные знания и информацию, направления дальнейшего своего развития.

Право социального обеспечения как наука в качестве основного элемента систематизации научного познания социально-обеспечительных отношений выделяет предмет науки. При исследовании предмета науки происходит формирование собственного понятийного аппарата (понятий, категорий, гипотез, концепций, принципов, теорий, доктрин), который позволяет, применяя системный метод научного познания, расположить знания об объектах правовой действительности в определенной логической последовательности.

Эти знания формируются на основе анализа правоприменительной практики, зарубежного опыта, истории развития социально-обеспечительного законодательства.

Таким образом, предмет науки определяет, какие знания о данной отрасли права образуют объект его изучения, тогда как научная дисциплина приводит эти знания в систему для удобства пользования ими.

Система научной дисциплины по числу подразделений она шире и богаче чем система отрасли права; превращая разрозненный материал в логически единый и целый, воздействует на систему норм права; определяет содержание учебной дисциплины «Право социального обеспечения».

Право социального обеспечения как научная дисциплина состоит:

В общей части рассматриваются понятие социального обеспечения, как определенного социально-экономического явления, присущего всем странам, независимо от их общественно-экономического строя; раскрывается состояние российской системы социального обеспечения на современном этапе; анализируются формы социального обеспечения; исследуется понятие отрасли, ее предмета, метода, системы, принципов правового регулирования, рассматриваются учения о правоотношениях в сфере социального обеспечения и его источниках; используя исторический подход исследуются этапы становления права социального обеспечения, обосновываются перспективы дальнейшего развития.

В особенной части знания распределены по определенным институтам, поскольку они являются результатом научного анализа норм соответствующих институтов отрасли.

В специальной части рассматривается международно-правовое регулирование в сфере социального обеспечения, законодательство о социальном обеспечении в зарубежных странах.

Право социального обеспечения как наука продолжает содержать «белые» пятна и спорные положения, негативно влияющие на развитие знаний о ней. Так, остается на стадии формирования общая часть отрасли, не кодифицировано социально-обеспечительное законодательство, идет спонтанно-стихийное «размножение» правовых отраслей (Социальное право, Медицинское право) и подотраслей (Пенсионное право, Обязательное социально-страховое обеспечение), неоправданное появление которых наносит ощутимый вред не только науке права социального обеспечения, но и всему российскому правоведению и юридической практике.

Нужно понимать, что в настоящее время, достаточно активно развиваются научные подотрасли:

1 права социального обеспечения, такие как «Пенсионное право»

2, «Обязательное социальное страхование», «Государственное социальное обеспечение»

3, а «Социальное право» и «Медицинское право» являются межотраслевыми (надотраслевыми) научными дисциплинами, то есть системами более высокого порядка и входят в состав системы науки «Теория прав человека»4.

Право социального обеспечения как учебная дисциплина — это система обобщенных сведений о праве социального обеспечения как отрасли права, социально-обеспечительном законодательстве и практике его применения, а также о самой науке.

Соответственно, предметом изучения учебной дисциплины являются знания о социальном обеспечении, а также основы правового регулирования материальных и тесно связанных с ними процедурных и процессуальных отношений.

Читайте так же:  Когда проведут индексацию пенсий работающим пенсионерам

Наука и учебная дисциплина по своему содержанию, целям и задачам не являются тождественными, но в тоже время взаимно не исключают друг друга. Первичной по отношению к учебной дисциплине «Право социального обеспечения» всегда является наука права социального обеспечения, поскольку содержание учебной дисциплины с содержанием науки объективно можно определить как часть и целое.

Основной задачей учебной дисциплины является передача студентам (слушателям) знаний с использованием разнообразных методических приемов, обеспечивающих их усвоение, навыки практического применения и дальнейшего творческого развития.

Структура учебной дисциплины «Право социального обеспечения» делится на общую и особенную части. В общей части рассматриваются темы, которые содержат основные положения учебного курса — это темы о понятии социального обеспечения как экономической и правовой категории, его функциях, об организационно-правовых формах социального обеспечения, о предмете, методе, системе права социального обеспечения, его источников, основных принципах правового регулирования социального обеспечения, особенностях правоотношений. С функционального института трудового стажа начинается изучение особенной части учебного курса.

Этот институт имеет «сквозное» значение при изучении отраслевых предметных институтов: пенсионного обеспечения, обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности. За институтом трудового стажа последовательно изучаются все предметные институты особенной части отрасли права социального обеспечения.

Содержание функциональных институтов отрасли (по установлению юридических фактов; по поводу реализации гражданином права на тот или иной вид социального обеспечения) и межотраслевого «пограничного» института (по разрешению жалоб и споров) раскрываются в контексте изучения того или иного предметного отраслевого института.

Как показывает практика, правовое регулирование социального обеспечения, предопределяется не только правом, но и иными сферами общественной жизни, а, следовательно, сферами знаний — экономикой, социологией и др.

Принципы права социального обеспечения, их общая характеристика.

Правовые принципы – это руководящие идеи, которые выражают сущность, основные свойства и общую направленность развития правовых норм в пределах всей системы права либо ее отдельных отраслей или институтов.

Однако, правовые идеи могут значительно опережать действующее право и возникнуть за столетия до их реального воплощения в нормах права. Правовые же принципы — это принципы «права своего времени».

Кроме того, правовые принципы более долговечны, они определяют сущность и содержание не только действующих, но и будущих правовых норм, тенденции развития законодательства. В соответствии с принципами осуществляется толкование норм, особенно в тех случаях, когда в них имеются противоречия и пробелы.

Принципы проявляют себя в нормах права, а нормы права не могут не соответствовать правовым принципам.

Представляется, что закрепление правовых принципов в нормах права — это то, к чему должна стремиться правовая система любого социального, цивилизованного государства.

Так в Федеральном законе «Об основах обязательного социального страхования» определены основные принципы осуществления обязательного социального страхования.

Классификация и общая характеристика принципов права социального обеспечения

По сфере действия принципы принято классифицировать следующим образом:

•общеправовые (свойственные всем отраслям права);

•межотраслевые (отражающие общие черты нескольких отраслей права);

•отраслевые (характеризующие специфику конкретной отрасли);

•внутриотраслевые (касающиеся отдельных институтов отрасли).

В регулировании общественных отношений по социальному обеспечению находят проявление все группы правовых принципов.

•признание и гарантированность в России прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права;

•неотчуждаемость основных прав и свобод человека и принадлежность их каждому от рождения;

•признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими;

•равенство всех перед законом и судом;

•равенство прав и свобод мужчины и женщины и равенство возможностей для их реализации;

•право каждого на объединение для защиты своих интересов;

•гарантированность государственной защиты прав и свобод, включая судебную защиту, и др.

Характерны для ряда отраслей права, нормы которых регулируют общественные отношения, связанные с реализацией гражданами предоставленных им прав. К межотраслевым принципам можно отнести:

•обеспечение достойной жизни и свободного развития человека;

•обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;

•запрещение принудительного труда и др.

Они наиболее характерны для таких отраслей права, как трудовое, семейное, право социального обеспечения.

В российском законодательстве последних лет, регулирующем отдельные институты социального обеспечения, прослеживается тенденция закрепления внутриотраслевых принципов непосредственно в нормах права. Так в ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» указаны следующие принципы социального обслуживания: адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, конфиденциальность, профилактическая направленность.

Право социального обеспечения относится к числу тех отраслей, принципы которых текстуально не закреплены в законе. До сих пор нет общего нормативного акта типа Основ или Кодекса, где были бы зафиксированы принципы права социального обеспечения. Поэтому исследователи данной проблемы вынуждены их выводить из сути норм права социального обеспечения. При этом важно учитывать, что в силу Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы России.

Под принципами права социального обеспечения понимаются основополагающие идеи, руководящие начала, которые, с одной стороны, характеризуют внутреннее единство данной отрасли права, а с другой — указывают основные тенденции ее развития.

Ученые, занимающиеся исследованиями в области социального обеспечения, по-разному формулируют отраслевые принципы, не совпадает их количество и у различных авторов.

Например, Е. Е. Мачульская выделяет следующие принципы:

•финансирование социального обеспечения за счет обязательных страховых взносов, а также за счет государственного бюджета;

•дифференциация социального обеспечения в зависимости от условий труда (вредные, тяжелые и пр.), природно-климатической зоны, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов;

•универсальность и комплексность, т.е. гарантированность социального обеспечения при наступлении всех социально значимых обстоятельств, установленных законом.

Э. Г. Тучкова выделяет следующие принципы:

•осуществление социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета;

•дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств;

•обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума;

•гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми;

•многообразие видов социального обеспечения;

•участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав.

Видео (кликните для воспроизведения).

Дата добавления: 2018-06-27 ; просмотров: 591 ;

Источники

Принципы права социального обеспечения межотраслевые отраслевые
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here