Право социального обеспечения на современном этапе

§ 6.5. Современный период развития социального обеспечения

Конституция РФ 1993г. заложила основу для реформы системы социального обеспечения. Статьи 38-41 Конституции закрепляют права человека в области социального обеспечения. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за дополнительную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Реализация указанных конституционных прав осуществляется на базе федерального законодательства. Задача создания пенсионной системы, адекватной новым социально-экономическим условиям, является первоочередной. Она затрагивает интересы 38,6 млн. пенсионеров. Из них трудовые , пенсии получают: по старости — 29,1 млн человек, по инвалидности — 4,7 млн, по случаю потери кормильца — 2,5 млн, за выслугу лет — 636 тыс., военнослужащие — 135 тыс., остальным назначены социальные пенсии.

Наиболее актуальными остаются две проблемы, решить которые не удается: низкий уровень пенсий и уравнительность в пенсионном обеспечении.

Очередная попытка повысить размеры пенсий была предпринята Федеральным законом от 21.07.97 № ИЗ-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», введенном в действие с 01.02.98*. Этот закон установил новый механизм исчисления пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца с применением индивидуального коэффициента. Однако хотя в законе и говорится, что размер пенсии не ограничивается максимальной суммой, косвенно максимум обозначен с помощью закрепления предельного соотношения между среднемесячным прошлым заработком пенсионера и среднемесячной заработной платой в стране за тот период на уровне 1/2, а с 01.02.98 оно еще ниже — всего 0,7. Фактическое повышение пенсий в среднем не превысило 37 руб.

Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации *утверждена постановлением Правительства

РФ от 07.08.95 № 790**. Постановлением Правительства РФ от 20.05.98 одобрена Программа пенсионной реформы, содержащая ряд существенных отличий от первоначальной Концепции.

И Концепция, и Программа предусматривают создание трехуровневой пенсионной системы, в которой первый уровень образует базовая пенсия. Согласно Концепции 1995 г. она должна выплачиваться всем пенсионерам в размере прожиточного минимума.

* СЗРФ, 1997,№-30,Ст.3585. * САПП, 1995, № 33, Ст. 3388.

По Программе 1998г. первый уровень займет социальная пенсия, которая будет предоставляться лишь после обязательной проверки нуждаемости тем лицам, которые не смогли накопить достаточных средств для страховой пенсии и не имеют никаких источников средств существования.

Второй, основной уровень будет составлять трудовая (страховая) пенсия. Условия ее назначения и размеры прямо зависят от продолжительности участия в страховании, т.е. в солидарно- распределительном механизме финансирования.

Программа 1998 г. исходит из того, что трудовая (страховая) пенсия будет формироваться из распределительного и накопительного источников. Одна часть пенсии будет рассчитываться в соответствии с данными условно-накопительного счета по распределительной системе с учетом возраста, страхового стажа, размера страховых взносов и заработной платы или дохода, с которого они уплачивались.

Другая, накопительная часть пенсии, будет определяться в зависимости от размера индивидуальных сбережений на именном накопительном счете и начисленной инвестиционной прибыли.

Третий уровень системы отводится негосударственным пенсиям, которые рассматриваются как дополнение к государственным. Негосударственное пенсионное обеспечение может осуществляться через профессиональные пенсионные системы отдельных предприятий, отраслей экономики, территорий либо в форме личного пенсионного страхования граждан в страховых компаниях или негосударственных пенсионных фондах.

Программа предполагает обязательность выбора накопительного варианта пенсионного страхования для лиц, достигших 30-летнего возраста. До этого момента они должны вносить взносы в ПФР на условно-накопительные счета, которые будут источником финансирования пенсий для лиц, уже ушедших на пенсию.

Лица в возрасте от 30 до 40 лет будут иметь возможность выбора: они могут остаться в солидарно-распределительной системе пенсионного страхования, либо избрать накопительный вариант.

Лица в возрасте 40 лет и старше останутся за пределами накопительной системы. По достижении пенсионного возраста они будут получать пенсию по солидарно-распределительной системе. Введения каких-либо механизмов осовременивания размеров их пенсий, а также поддержания определенной пропорции между пенсией и заработком, с которого уплачивались пенсионные взносы, в Программе не предусматривается. Такой подход приведет в перспективе к уравниванию размеров пенсий, финансируемых по распределительной системе, для всех получателей.

Правительственной комиссией утвержден план мероприятий по реализации Концепции, который предусматривает подготовку проектов законов, Указов Президента и постановлений Правительства РФ по основным разделам пенсионной реформы, включая финансирование расходов на выплату пенсий, совершенствование порядка индексации и исчисления пенсий, формирование минимального размера пенсий с учетом регионального прожиточного минимума, рационализацию порядка выплаты пенсий работающим пенсионерам, совершенствования системы управления, развитие системы негосударственного пенсионного обеспечения.

В соответствии с этим планом приняты Федеральный закон от 01.04.96 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», Федеральный закон от 21.07.97 № ИЗ-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», Федеральный закон от 24.10.97 № 134-ФЭ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», ведется другая законотворческая работа.

Большое значение для преобразования и дальнейшего развития государственной системы социального обеспечения имеет принятие Федеральных Законов — «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.99 и «О государственной социальной помощи» от 17.07.99.

Читайте так же:  Налоги на землю льготы военным пенсионерам

Региональные и местные органы власти направляют усилия на организацию работы по предоставлению адресной социальной помощи населению, развитию нестационарных форм социального обслуживания, укрепление их материально-технической базы, формирование сети экспериментальных учреждений комплексного социального обслуживания населения.

Современный этап характеризуется активным правовым регулированием отношений по социальному обеспечению, направленным на поэтапное и комплексное преобразование системы социального обеспечения в целях ее органичного включения в структуру новых экономических отношений и смягчения процесса адаптации к ним социально слабых категорий населения.

http://all-sci.net/sotsialnogo-obespecheniya-pravo/sovremennyiy-period-razvitiya-sotsialnogo-117311.html

Реформирование системы социального обеспечения на современном этапе

1.Этапа развития системы
2.Единая система пенсионного обеспечения
3.Реформы социального обеспечения
4.Современный этап

В середине 1980-х гг. в пенсионном обеспечении возобладали уравнительные тенденции, произошло снижение размеров пенсий по отношению к прошлой заработной плате, отсутствовал механизм индексации пенсий. Эти и другие обстоятельства обусловили начало нового этапа развития системы социального обеспечения в России.

Был принят Закон РСФСР от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР». Наиболее существенные изменения, закрепленные этим законом, состояли в следующем. Была создана единая система пенсионного обеспечения независимо от характера трудовой и иной общественно полезной деятельности. В нее входили лица, работающие по трудовому договору, члены колхозов и других кооперативных организаций, индивидуальные предприниматели и другие категории граждан, подлежащих государственному социальному страхованию.

Была предпринята попытка преодолеть остаточный принцип финансирования пенсий с помощью учреждения Пенсионного фонда РФ. Кроме того, данный Закон предусматривал повышение уровня пенсий и ликвидацию уравнительного подхода. В соответствии с его принятием был установлен совершенно новый для отечественной системы институт социальных пенсий. Многие институты пенсионного обеспечения были значительно усовершенствованы. (Данный Закон утратил силу в связи с принятием Закона о трудовых пенсиях.)

Конституция 1993 г. заложила основу для реформы социального обеспечения. Статьи 38—41 закрепляют права граждан на социальное обеспечение. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законодательством. Государственные пенсия и социальные пособия определяются также в законодательном порядке, при этом поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Реализация указанных конституционных прав осуществляется на базе федерального законодательства. Задача со-здания пенсионной системы, адекватной новым социально-экономическим условиям, является первоочередной. Она затрагивает интересы более 37 млн пенсионеров. К основным проблемам, решить которые, несмотря на предпринимаемые усилия, не удается, относятся низкий уровень пенсий и уравнительность в пенсионном обеспечении.

Концепция реформы пенсионной системы в РФ, утвержденная постановлением Правительства РФ от 07.08.1995 790, предусматривает создание трехуровневой пенсион-ной системы, в которой первый уровень образует базовая пенсия, второй (основной) — трудовая (страховая), а третий — негосударственные пенсии.

Правительственная комиссия утвердила план мероприятий по реализации данной Концепции, в соответствии с которым были приняты федеральные законы от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» и от 21.07.1997 113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», а также от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».

Помимо реформы пенсионной системы в области социального обеспечения было намечено разработать и принять концепцию социальной защиты пожилых и соответствующую федеральную программу, концепцию по улучшению положения женщин, федеральные целевые программы развития социального обслуживания семьи и детей и др.

Современный этап характеризуется активным правовым регулированием отношений по социальному обеспечению, направленным на поэтапное и комплексное преобразование системы социального обеспечения в целях ее органичного включения в структуру новых экономических отношений и смягчения процесса адаптации к ним менее социально защищенной части населения.

http://student-servis.ru/spravochnik/reformirovanie-sistemy-sotsialnogo-obespecheniya-na-sovremennom-etape/

4.4. Реформирование системы социального обеспечения на современном этапе

Был принят Закон РСФСР от 20.11.1990 № 340-1 «О го­сударственных пенсиях в РСФСР». Наиболее существен­ные изменения, закрепленные этим законом, состояли в следующем. Была создана единая система пенсионного обеспечения независимо от характера трудовой и иной об­щественно полезной деятельности. В нее входили лица, работающие по трудовому договору, члены колхозов и дру­гих кооперативных организаций, индивидуальные пред­приниматели и другие категории граждан, подлежащих государственному социальному страхованию. Была пред­принята попытка преодолеть остаточный принцип финан­сирования пенсий с помощью учреждения Пенсионного фонда РФ. Кроме того, данный Закон предусматривал по­вышение уровня пенсий и ликвидацию уравнительного подхода. В соответствии с его принятием был установлен совершенно новый для отечественной системы институт социальных пенсий. Многие институты пенсионного обес­печения были значительно усовершенствованы. (Данный Закон утратил силу в связи с принятием Закона о трудовых пенсиях.)

Конституция 1993 г. заложила основу для реформы со­циального обеспечения. Статьи 38—41 закрепляют права граждан на социальное обеспечение. Каждому гарантиру­ется социальное обеспечение по возрасту, в случае болез­ни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания де­тей и в иных случаях, установленных законодательством. Государственные пенсия и социальные пособия опреде­ляются также в законодательном порядке, при этом по­ощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благо­творительность.

Реализация указанных конституционных прав осущест­вляется на базе федерального законодательства. Задача со­здания пенсионной системы, адекватной новым социально- экономическим условиям, является первоочередной. Она затрагивает интересы более 37 млн пенсионеров. К основным проблемам, решить которые, несмотря на предпринимаемые усилия, не удается, относятся низкий уровень пенсий и урав­нительность в пенсионном обеспечении.

Концепция реформы пенсионной системы в РФ, утвер­жденная постановлением Правительства РФ от 07.08.1995 № 790, предусматривает создание трехуровневой пенсион­ной системы, в которой первый уровень образует базовая пенсия, второй (основной) — трудовая (страховая), а тре­тий — негосударственные пенсии.

Правительственная комиссия утвердила план мероприятий по реализации данной Концепции, в соответствии с которым были приняты федеральные законы от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» и от 21.07.1997 № ПЗ-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государ­ственных пенсий», а также от 24.10.1997 № 1Э4-ФЗ «О про­житочном минимуме в Российской Федерации».

Читайте так же:  Льготы пенсионерам мвд по смешанному стажу

Помимо реформы пенсионной системы в области соци­ального обеспечения было намечено разработать и принять концепцию социальной защиты пожилых и соответствую­щую федеральную программу, концепцию по улучшению положения женщин, федеральные целевые программы раз­вития социального обслуживания семьи и детей и др.

Современный этап характеризуется активным правовым регулированием отношений по социальному обеспечению, направленным на поэтапное и комплексное преобразова­ние системы социального обеспечения в целях ее органич­ного включения в структуру новых экономических отно­шений и смягчения процесса адаптации к ним менее социально защищенной части населения.

http://all-sci.net/sotsialnogo-obespecheniya-pravo/reformirovanie-sistemyi-sotsialnogo-117146.html

Современный период развития социального обеспечения

В настоящее время система социального обеспечения России переживает переходный период. Новая система создается на базе утверждаемых Правительством концепций и программ. Однако экономический кризис не позволяет реализовать их в полном объеме, поэтому преобразования проводятся по частям в зависимости от их важности для будущего функционирования системы в целом.

Конституция РФ 1993 г. заложила основу для реформы системы социального обеспечения. Статьи 38-41 Конституции закрепляют права человека в области социального обеспечения. Материнство и детство, семья · находятся под защитой государства.

Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за дополнительную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

==93 В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Реализация указанных конституционных прав осуществляется на базе федерального законодательства. Задача создания пенсионной системы, адекватной новым социально-экономическим условиям, является первоочередной. Она затрагивает интересы 38,6 млн. пенсионеров. Из них трудовые , пенсии получают: по старости — 29,1 млн человек, по инвалидности — 4,7 млн, по случаю потери кормильца — 2,5 млн, за выслугу лет — 636 тыс., военнослужащие — 135 тыс., остальным назначены социальные пенсии.

Наиболее актуальными остаются две проблемы, решить которыенеудается: низкий уровень пенсий и уравнительность в пенсионном обеспечении.

Очередная попытка повысить размеры пенсий была предпринята Федеральным законом от 21.07.97 № 113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», введенном в действие с 01.02.98*. Этот закон установил новый механизм исчисления пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца с применением индивидуального коэффициента. Однако хотя в законе и говорится, что размер пенсии не ограничивается максимальной суммой, косвенно максимум обозначен с помощью закрепления предельного соотношения между среднемесячным прошлым заработком пенсионера и среднемесячной заработной платой в стране за тот период на уровне 1/2, а с 01.02.98 оно еще ниже — всего 0,7. Фактическое повышение пенсий в среднем не превысило 37 руб. в месяц.

Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации *утверждена постановлением Правительства РФ от 07.08.95 № 790**. Постановлением Правительства РФ от 20.05.98 одобрена Программа пенсионной реформы, содержащая ряд существенных отличий от

И Концепция, и Программа предусматриваютсоздание трехуровневой

пенсионной системы,

в которой первый уровень образует базовая пенсия. Согласно Концепции 1995 г. она должна выплачиваться всем пенсионерам в размере прожиточного минимума.

* СЗРФ, 1997,№·30,Ст.3585. ·* САПП, 1995, № 33, Ст. 3388.

По Программе 1998 г.первый уровень займет социальная пенсия, которая будет предоставляться лишь после обязательной проверки нуждаемости тем лицам, которые не смогли накопить достаточных средств для страховой пенсии и не имеют никаких источников средств существования.

Второй, основной уровень

будет составлять трудовая (страховая) пенсия. Условия ее назначения и размеры прямо зависят от продолжительности участия в страховании, т.е. в солидарно-распределительном механизме финансирования.

Программа 1998 г. исходит из того, что трудовая (страховая) пенсия будет формироваться из распределительного и накопительного источников. Одна часть пенсии будет рассчитываться в соответствии с данными условно-накопительного счета по распределительной системе с учетом возраста, страхового стажа, размера страховых взносов и заработной платы или дохода, с которого они уплачивались.

Другая, накопительная часть пенсии, будет определяться в зависимости от размера индивидуальных сбережений на именном накопительном счете и начисленной инвестиционной прибыли.

Третий уровень

системы отводится негосударственным пенсиям, которые рассматриваются как дополнение к государственным. Негосударственное пенсионное обеспечение может осуществляться через профессиональные пенсионные системы отдельных предприятий, отраслей экономики, территорий либо в форме личного пенсионного страхования граждан в страховых компаниях или негосударственных пенсионных фондах.

Программа предполагает обязательность выбора накопительного варианта пенсионного страхования для лиц, достигших 30-летнего возраста. До этого момента они должны вносить взносы в ПФР на условно-накопительные счета, которые будут источником финансирования пенсий для лиц, уже ушедших на пенсию.

Лица в возрасте от 30 до 40 лет будут иметь возможность выбора: они могут остаться в солидарно-распределительной системе пенсионного страхования, либо избрать накопительный вариант.

Лица в возрасте 40 лет и старше останутся за пределами накопительной системы. По достижении пенсионного возраста они будут получать пенсию по солидарно-распределительной системе. Введения каких-либо механизмов осовременивания размеров их пенсий, а также поддержания определенной пропорции между пенсией и заработком, с которого уплачивались пенсионные взносы, в Программе не предусматривается. Такой

==95

подход приведет в перспективе к уравниванию размеров пенсий, финансируемых по распределительной системе, для всех получателей.

Правительственной комиссией утвержден план мероприятий по реализации Концепции, который предусматривает подготовку проектов законов, Указов Президента и постановлений Правительства РФ по основным разделам пенсионной реформы, включая финансирование расходов на выплату пенсий, совершенствование порядка индексации и исчисления пенсий, формирование минимального размера пенсий с учетом регионального прожиточного минимума, рационализацию порядка выплаты пенсий работающим пенсионерам, совершенствования системы управления, развитие системы негосударственного пенсионного обеспечения.

Читайте так же:  Административный отпуск входит в трудовой стаж

В соответствии с этим планом приняты Федеральный закон от 01.04.96 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», Федеральный закон от 21.07.97 № 113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», Федеральный закон от 24.10.97 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», ведется другая законотворческая

Большое значение для преобразования и дальнейшего развития государственной системы социального обеспечения имеет принятие Федеральных Законов — ‘Ό6 основах обязательного социального страхования» от 16.07.99 и «О государственной социальной помощи» от 17.07.99.

Региональные и местные органы власти направляют усилия на организацию работы по предоставлению адресной социальной помощи населению, развитию нестационарных форм социального обслуживания, укрепление их материально-технической базы, формирование сети экспериментальных учреждений комплексного социального обслуживания населения.

Современный этап характеризуется активным правовым регулированием отношений по социальному обеспечению, направленным на поэтапное и комплексное преобразование системы социального обеспечения в целях ее органичного включения в структуру новых экономических отношений и смягчения процесса адаптации к ним социально слабых

Контрольные вопросы

1. Когда в России возникло государственное призрение бедных?

2. На каких принципах осуществлялось государственное призрение бедных?

3. Как осуществлялось государственное обеспечение военнослужащих и высших государственных чиновников до революции 1917г.?

Видео (кликните для воспроизведения).

4. 4. Когда в России появилось государственное социальное страхование?

5. 5. Какие виды государственного социального страхования первыми попали в сферу правового регулирования?

6. 6. На каких принципах была построена страховая программа РСЛРП 1912 г.?

7. 7. Какие этапы развития прошло советское законодательство о социальном обеспечении?

8. 8. Какую роль сыграл Закон РФ от 20.11.90 № 340-1 для развития пенсионного обеспечения?

9. 9. Какие задачи стоят перед российской системой социального обеспечения на современном этапе?

10. Что вы знаете о содержании Концепции и Программы пенсионной реформы?

11. Какие федеральные законы приняты в целях реализации Концепции?

http://megaobuchalka.ru/2/32044.html

2. Понятие социального обеспечения на современном этапе.

Право соц. обеспечения является самостоятельной отраслью в системе российского права, которая сформировалась во второй половине XX в.

Переход РФ к рыночной экономике отразился на системе социального обеспечения. Новая система создается на базе концепций и программ,

утвержденных Правительством Российской Федерации.

Конституция РФ 1993 г. закрепляет права человека в области социального обеспечения.

В соответствии с Конституцией РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. При этом медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет

соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Соц. обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых, определяющих мест в жизни гос-ва и общества. Оно непосредственно зависит от разв-я экономики и теснейшим образом связано с политикой и соц. благополучием людей труда и неработающих слоев населения.

Основные современные критерии в соответствии с которыми тот или иной вид обеспечения следует называть социальным:

1) источники финансир-я 2) круг лиц, подлежащих обеспечению 3) усл-я предоставления обеспечения 4) цель предоставления обеспечения.

Предоставляя гражданам тот или иной вид обеспечения, государство преследует определенные цели. Их можно условно подразделить на ближайшие, промежуточные, конечные. Так, при обеспечении женщины пособием по беременности и родам ближайшей целью является материальная поддержка женщины в тот период, когда она освобождается от работы перед или после родов. Промежуточной целью является забота о здоровье матери и ребенка. Конечной целью является воспитание здорового поколения и рост народонаселения страны.

Однако следует полагать, что основной целью каждого вида обеспечения является выравнивание соц. положения отдельных категорий граждан с остальными членами общества. Действительно жизненные ситуации, в которых оказывается гражданин, требуют от него как правило, повышенных матер-х затрат либо доп-х физических, психических, нравственных усилий по сравнению с др. членами общества.

При формировании понятия соц. обеспечения необходимо учитывать также, что оно является выражением соц. политики гос-ва на данном этапе его развития. Изменение соц. приоритетов неизбежно влечет за собой и изменения в содержании понятия соц. обеспечения.

Так, социальное обеспечение как явление общественной жизни можно рассматривать в следующих аспектах: 1) это экономическая категория, один из способов распределения материальных благ между членами общества; 2) это одна из основных внутренних функций государства; 3) это социальная категория, которая гарантирует человеку сохранение статуса полноценного члена общества в тех случаях, когда он по не зависящим от него причинам нуждается в социальной помощи и государственной поддержке; 4) это правовая категория, которая означает субъективное право лица на оказание государственной помощи, и правовой механизм, закрепляющий организационно-правовые способы осуществления социального обеспечения, порядок образования соответствующих финансовых систем, систем управления социальным обеспечением, порядок социального обеспечения, виды и условия предоставления социальной помощи, механизм защиты нарушенных прав; 5) это самостоятельная отрасль российского права, система правовых норм.

Таким образом, под социальным обеспечением в настоящее время следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

Исходя из этого определения к системе социального обеспечения современной России следует относить все виды пенсий, пособий, компенсационных выплат, социальное обслуживание, мед. помощь и лечение, а также различные льготы для отдельных категорий граждан.

Читайте так же:  Список документов для оформления материнского капитала

В понятие социального обеспечения не включается право на бесплатное образование и обеспечение жильем — по причине отсутствия

события как одного из необходимых факторов, с которым связывается социальное обеспечение.

Назначение системы социального обеспечения проявляется в его функциях, которых выделяется 4 основные: экономическая, политическая, демографическая, социально-реабилитационная.

1. Экономическая функция выражается в оказании материальной поддержки гражданам в трудной жизненной ситуации, в содействии развитию общественного производства в целом и отдельных отраслей народного хозяйства, экономическому подъему зон приоритетного развития и т. д.

2. Политическая функция направлена на сближение социального уровня различных слоев населения, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь каждому человеку. Она призвана стабилизировать общественные отношения в сфере социальной защиты населения.

3. Демографическая функция способствует стимулированию роста народонаселения страны, воспроизводству здорового поколения, росту продолжительности жизни граждан и т. д.

4. Социально-реабилитационная функция социального обеспечения связана с удовлетворением специфических потребностей престарелых и нетрудоспособных граждан. Она выражается в создании условий, благоприятствующих сохранению их правового статуса и охране здоровья всех граждан.

+ 5. Защитная функция. Прежде всего, именно эту задачу ставит перед собой общество, предоставляя социальное обеспечение своим гражданам, ибо защита их в трудной жизненной ситуации, помощь в решении различных проблем (материальных, физических, психологических, возрастных и т. д.) являются основным назначением социального обеспечения.


http://studfile.net/preview/847288/page:3/

Оглавление

1. Современная система социального обеспечения, ее значение. Правовые основы права социального обеспечения и его место в системе права России……………………………………………………………………………..…….6

§ 1. Общая характеристика системы социального обеспечения на современном этапе ее развития……………….……………………………………. 6

§ 2. Правовые основы и место права социального обеспечения в системе права России…………………………………………..……………………………….18

2. Организационно-правовые формы социального обеспечения: проблемы состояния и развития……….…………………………………………………………29

§ 1.Социальное страхование: особенности функционирования и перспективы развития……………. …………………………………………………29

§ 2. Государственное обеспечение за счет бюджетных средств. Правовые проблемы его регулирования………………………………………………………. 38

§ 3. Государственная социальная помощь и проблематика ее правового обеспечения ……………………………………………………………………….…..46

§ 4. Государственное социальное обслуживание: современное состояние и тенденции совершенствования……………………………………………………….54

3. Тенденцииразвития законодательства о социальном обеспечении…….64

Список использованной литературы…………………………………………73

Актуальность данного исследования определяется современным развитием как политической так и социальной сфер жизни общества. В современном обществе социальное обеспечение играет основополагающую роль, где является фактором и показателем устойчивого и эффективного функционирования социально-экономических систем государства. Необходимость в социальном обеспечении появилась одновременно с возникновением общества. В любом обществе независимо от его экономического и политического устройства всегда есть определенные категории граждан, которые в силу не зависящих от них причин не могут самостоятельно приобретать источник средств своего существования и вследствие этого нуждаются в поддержке.

Эта поддержка и является основной социальной функцией государства. Государство организует и обеспечивает социальную защиту всего населения путем установления норм, регулирующих социальное обеспечения, а так же осуществляя контроль и финансирование данной деятельности, что нашло свое закрепление и в Конституции.

В соответствии со статьей 7 Конституции 1 Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Но в настоящее время Россия находится только в самом начале пути к построению полноценного социального государства и многое вопросы социального обеспечения граждан все еще не решены.

Социальное обеспечение представляет собой установленную государством и гарантированную Конституцией Российской Федерации систему мер, направленных на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, а также в других предусмотренных законом случаях. Главной целью социального обеспечения является оказание необходимой помощи конкретному человеку в сложной жизненной ситуации.

Одновременно с развитием общества формируются новые потребности, появляются новые интересы, которые не укладываются в сферу регулирования норм права. Появляются новые общественные отношения, которые необходимо включать в предмет правового регулирования социального обеспечения, возникает необходимость и в модернизации правового регулирования уже существующих отношений. Законодатель учитывает в своей деятельности динамику развития общественных отношений, принимая новые нормы, изменяя и заменяя старые, но проблемы в правовом регулировании такой сферы как социальное обеспечение все еще существуют.

Проблемные вопросы правового регулирования социального обеспечения рассматривались в работах множества ученых, правоведов, социологов, таких как Е.Г. Азарова, Ю.В.Васильев, В.С. Андреев, Е.И. Астрахан, В.А. Ачаркан, К.С. Батыгин, М.О. Буянова, М.Л. Захаров и другие.

В связи с этим целью данной работы является анализ правовых проблем современного состояния системы социального обеспечения в Российской Федерации, а так же проблем ее дальнейшего развития.

Согласно цели работы в ней будут рассматриваться следующие вопросы:

— Определение места, сущности и основных задач права социального обеспечения в системе права Российской Федерации.

— Определение основных проблем социального обеспечения в России и путей их решения.

— Определение тенденций развития социального обеспечения в Российской Федерации.

Основными методами исследования является совокупность различных методологических приемов и средств познания. Общей методологической основой исследования являлись современные научные методы: общенаучные, частно-научные, специальные, в том числе диалектико-материалистический, комплексный, системно-структурный, логический, сравнительно-правовой и другие.

Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: дипломная работа состоит из введения, трех основных разделов, заключения, списка использованной литературы.

http://studfile.net/preview/5776955/

§ 6.5. Современный период развития социального обеспечения

Конституция РФ 1993г. заложила основу для реформы системы социального обеспечения. Статьи 38-41 Конституции закрепляют права человека в области социального обеспечения. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за дополнительную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Читайте так же:  Стаж 42 года досрочный выход на пенсию

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Реализация указанных конституционных прав осуществляется на базе федерального законодательства. Задача создания пенсионной системы, адекватной новым социально-экономическим условиям, является первоочередной. Она затрагивает интересы 38,6 млн. пенсионеров. Из них трудовые , пенсии получают: по старости — 29,1 млн человек, по инвалидности — 4,7 млн, по случаю потери кормильца — 2,5 млн, за выслугу лет — 636 тыс., военнослужащие — 135 тыс., остальным назначены социальные пенсии.

Наиболее актуальными остаются две проблемы, решить которые не удается: низкий уровень пенсий и уравнительность в пенсионном обеспечении.

Очередная попытка повысить размеры пенсий была предпринята Федеральным законом от 21.07.97 № ИЗ-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», введенном в действие с 01.02.98*. Этот закон установил новый механизм исчисления пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца с применением индивидуального коэффициента. Однако хотя в законе и говорится, что размер пенсии не ограничивается максимальной суммой, косвенно максимум обозначен с помощью закрепления предельного соотношения между среднемесячным прошлым заработком пенсионера и среднемесячной заработной платой в стране за тот период на уровне 1/2, а с 01.02.98 оно еще ниже — всего 0,7. Фактическое повышение пенсий в среднем не превысило 37 руб.

Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации *утверждена постановлением Правительства

РФ от 07.08.95 № 790**. Постановлением Правительства РФ от 20.05.98 одобрена Программа пенсионной реформы, содержащая ряд существенных отличий от первоначальной Концепции.

И Концепция, и Программа предусматривают создание трехуровневой пенсионной системы, в которой первый уровень образует базовая пенсия. Согласно Концепции 1995 г. она должна выплачиваться всем пенсионерам в размере прожиточного минимума.

* СЗРФ, 1997,№-30,Ст.3585. * САПП, 1995, № 33, Ст. 3388.

По Программе 1998г. первый уровень займет социальная пенсия, которая будет предоставляться лишь после обязательной проверки нуждаемости тем лицам, которые не смогли накопить достаточных средств для страховой пенсии и не имеют никаких источников средств существования.

Второй, основной уровень будет составлять трудовая (страховая) пенсия. Условия ее назначения и размеры прямо зависят от продолжительности участия в страховании, т.е. в солидарно- распределительном механизме финансирования.

Программа 1998 г. исходит из того, что трудовая (страховая) пенсия будет формироваться из распределительного и накопительного источников. Одна часть пенсии будет рассчитываться в соответствии с данными условно-накопительного счета по распределительной системе с учетом возраста, страхового стажа, размера страховых взносов и заработной платы или дохода, с которого они уплачивались.

Другая, накопительная часть пенсии, будет определяться в зависимости от размера индивидуальных сбережений на именном накопительном счете и начисленной инвестиционной прибыли.

Третий уровень системы отводится негосударственным пенсиям, которые рассматриваются как дополнение к государственным. Негосударственное пенсионное обеспечение может осуществляться через профессиональные пенсионные системы отдельных предприятий, отраслей экономики, территорий либо в форме личного пенсионного страхования граждан в страховых компаниях или негосударственных пенсионных фондах.

Программа предполагает обязательность выбора накопительного варианта пенсионного страхования для лиц, достигших 30-летнего возраста. До этого момента они должны вносить взносы в ПФР на условно-накопительные счета, которые будут источником финансирования пенсий для лиц, уже ушедших на пенсию.

Лица в возрасте от 30 до 40 лет будут иметь возможность выбора: они могут остаться в солидарно-распределительной системе пенсионного страхования, либо избрать накопительный вариант.

Лица в возрасте 40 лет и старше останутся за пределами накопительной системы. По достижении пенсионного возраста они будут получать пенсию по солидарно-распределительной системе. Введения каких-либо механизмов осовременивания размеров их пенсий, а также поддержания определенной пропорции между пенсией и заработком, с которого уплачивались пенсионные взносы, в Программе не предусматривается. Такой подход приведет в перспективе к уравниванию размеров пенсий, финансируемых по распределительной системе, для всех получателей.

Правительственной комиссией утвержден план мероприятий по реализации Концепции, который предусматривает подготовку проектов законов, Указов Президента и постановлений Правительства РФ по основным разделам пенсионной реформы, включая финансирование расходов на выплату пенсий, совершенствование порядка индексации и исчисления пенсий, формирование минимального размера пенсий с учетом регионального прожиточного минимума, рационализацию порядка выплаты пенсий работающим пенсионерам, совершенствования системы управления, развитие системы негосударственного пенсионного обеспечения.

В соответствии с этим планом приняты Федеральный закон от 01.04.96 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», Федеральный закон от 21.07.97 № ИЗ-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», Федеральный закон от 24.10.97 № 134-ФЭ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», ведется другая законотворческая работа.

Большое значение для преобразования и дальнейшего развития государственной системы социального обеспечения имеет принятие Федеральных Законов — «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.99 и «О государственной социальной помощи» от 17.07.99.

Региональные и местные органы власти направляют усилия на организацию работы по предоставлению адресной социальной помощи населению, развитию нестационарных форм социального обслуживания, укрепление их материально-технической базы, формирование сети экспериментальных учреждений комплексного социального обслуживания населения.

Современный этап характеризуется активным правовым регулированием отношений по социальному обеспечению, направленным на поэтапное и комплексное преобразование системы социального обеспечения в целях ее органичного включения в структуру новых экономических отношений и смягчения процесса адаптации к ним социально слабых категорий населения.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://all-sci.net/sotsialnogo-obespecheniya-pravo/sovremennyiy-period-razvitiya-sotsialnogo-117311.html

Право социального обеспечения на современном этапе
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here