Право обеспечение социальной сферы

Понятие, система и функции права социального обеспечения.

Понятие социального обеспечения

В течение жизни каждый человек подвергается различным социальным рискам, которые могут самым непосредственным образом отразиться на состоянии его здоровья и трудоспособности, привести к утрате заработной платы или иного трудового дохода, служащего основным источником средств существования.

Социальный риск – это вероятное событие, наступление которого приводит к материальной необеспеченности в связи с утратой дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания, а также возникновением дополнительных расходов на детей и других нетрудоспособных членов семьи, потребности в медицинских или социальных услугах.

Характерными признаками, позволяющими называть определенные события, происходящие в жизни человека, социальным риском , служат:

  • обусловленность экономической системой и общественной организацией труда;
  • имущественные последствия в виде отсутствия дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания, дополнительные расходы на нетрудоспособных членов семьи;
  • заинтересованность государства и общества в смягчении и преодолении последствий наступления указанных событий.

С учетом объективной природы и в зависимости от влияния на трудоспособность человека социальные риски можно объединить в 4 группы (виды социальных рисков).

  1. экономического характера (безработица);
  2. физиологического характера (временная или стойкая утрата трудоспособности, беременность и роды, старость, смерть);
  3. производственного характера (трудовое увечье, профессиональное заболевание);
  4. демографического и социального характера (многодетность, неполнота семьи, сиротство).

Экономические и демографические риски прямо не отражаются на трудоспособности человека.
Как правило, человек не может преодолеть последствия наступления социального риска самостоятельно, т.к. они обусловлены объективными социально-экономическими условиями жизни, тесно связаны с производственной деятельностью и не зависят от его воли.

Государство, обеспечивающее своим гражданам, иностранцам и лицам без гражданства, находящимся на его территории на законных основаниях, достойный уровень жизни и свободное развитие, называют «социальным». Оно создает государственную систему социального обеспечения, участвует в финансировании пенсий, пособий, компенсаций, медицинских и социальных услуг.

Основные критерии (признаки) социального обеспечения:

Социальное обеспечение — форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества.

Классификация источников права социального обеспечения

  1. по степени их важности и субординации, т.е. по юридической силе:
    • законы;
    • подзаконные акты.
  2. по сфере их действия:
    • федеральные;
    • субъектов РФ (областные, краевые);
    • отраслевые;
    • муниципальные;
    • локальные.
  3. по органам, принявшим нормативный акт;
  4. по форме акта:
    • законы;
    • указы и распоряжения Президента РФ;
    • постановления и распоряжения Правительства РФ;
    • постановления, разъяснения Минтруда РФ, Миграционной службы и др.
  5. по правовым институтам.

По степени важности и субординации

Законы обладают высшей юридической силой и имеют приоритет по сравнению с любыми другими нормативными правовыми актами. Это объясняется тем, что законы принимаются высшим законодательным (представительным) органом власти РФ и ее субъектов. По Конституции РФ вопросы регулирования отношений в области социального обеспечения относятся к совместной компетенции РФ и ее субъектов (п. « ж» ч. 1 ст. 72).

Законы делятся на конститутивные, кодифицированные и текущие.

Основной закон РФ — это Конституция Российской Федерации.

Кодифицированным актом в области социального обеспечения является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Текущие законы касаются отдельных институтов права социального обеспечения.

По сфере действия

Источники права социального обеспечения по сфере действия делятся на федеральные, субъектов РФ (областные, краевые), отраслевые, муниципальные и локальные.

Разновидностью классификации по сфере действия является круг лиц, на которых распространяются отдельные нормы законодательства о социальном обеспечении. Здесь следует иметь в виду, что дифференциацию в праве социального обеспечения можно проводить в зависимости от объективных производственных факторов, природно-климатических условий либо с учетом субъективных особенностей (например, женщины, инвалиды, дети, престарелые).

Рассмотрение формы, средств и способов защиты

Юридическая литература содержит формы защиты прав, меры, средства и способы защиты.

Форма защиты является видом юридической деятельности, в ходе которой происходят охранительные правоотношения. Можно выделить непосредственную, общественную, управленческую, судебную и международную форму защиты гражданских прав.

Форму защиты можно характеризовать разрешением спорных вопросов, которые осуществляют заинтересованные субъекты (граждане и работодатели, гражданине и органы или учреждения, куда он обращается для того, чтобы установить юридический факт, представить обеспечение).

В случае общественной формы защиты прав, ее осуществляют специально сформированным правозащитным органом. Сфера социального обеспечения в качестве такого органа предусматривает работу комиссии (уполномоченного) по социальному страхованию.

Форма управления для защиты прав состоит в работе органов публичной власти (государственные органы, органы местного самоуправления, Уполномоченный по правам человека в РФ, Уполномоченные по правам человека в субъектах РФ, по правам ребенка в РФ, в субъектах РФ).

Все указанные формы защиты прав граждан можно считать внесудебной формой в отличие от судебной, которая включает деятельность судов общей юрисдикции, Конституционного Суда РФ, конституционных, уставных судов субъектов РФ.

Международную защиту прав граждан осуществляют специально созданные международные компетентные органы, включая Совет по правам человека, МОТ, Суд по правам человека в Европе (Страсбург), Экономический суд СНГ и др.

Предусмотрена и более крупная классификация для форм защиты прав: юрисдикционная и неюрисдикционная. Такая классификация относит к юрисдикционным формам общественную, управленческую, судебную и международную форму.

Если рассматривать неюрисдикционную форму, то в системе социального обеспечения ее не используют. Это обусловлено тем, что реализация гражданских прав в этой области не осуществляется без участия органов государства, органов местного самоуправления, предприятий.

Читайте так же:  Пенсия мвд сколько платят

Неюрисдикционная форма включает процедуру медиации, применяя которую происходит урегулирование споров, которые возникают из гражданских правоотношений, включая те, которые связаны с предпринимательской и иной экономической деятельностью, с трудовыми и семейными правоотношениями. В соответствии с вышеизложенным, споры, которые возникают из правоотношений в области социального обеспечения, не могут быть урегулированы посредством процедуры медиации.

Понятие «способы защиты прав» литература трактует по-разному. М. Н. Малеина и Т. Ю. Барышникова полагали, что они представляют собой действия, непосредственно направленные на защиту прав. В соответствии с подобным пониманием, во-первых, происходит отождествление способов и мероприятий защиты. Во-вторых, признак «непосредственно направлены» не может являться квалифицирующим. В-третьих, не совсем ясно, кому принадлежат подобные действия: только гражданам, гражданам и органам, учреждениям и предприятиям, которые нарушили гражданские права или права третьих лиц, включая вышестоящие органы, прокуратуру и др.

Исследуя понятие «способы защиты прав», необходимо взять за основу ч. 2 ст. 45 Конституции РФ, в соответствии с которой любое лицо имеет право на защиту своих прав и свобод любым способом, который не запрещается законодательно.

Способы защиты могут быть выбраны гражданином, права которого нарушены. Они заключаются в действиях, которые не запрещает законодательство. Подобные действия выражаются направлением жалоб и заявлений в органы государства, органы местного самоуправления, предприятия, а также в СМИ, устных обращений.

Способы правовой защиты исходят и от органов государства различного уровня. Так, при нарушении гражданами собственных обязанностей в правоотношениях, касающихся социального обеспечения, может приниматься решение о прекращении выплат пенсий, пособий, об удержании из пенсии, пособия, приостановлении выплаты органами государства, органами местного самоуправления, учреждениями, предприятиями и др.

Мероприятия защиты отличаются от способов защиты тем, что представляют собой действия компетентного органа, учреждения, предприятия или должностного лица. Они используются как ответ на обращение гражданина, права которого были нарушены, или по инициативе органа, учреждения, организации и должностного лица. Система мер зависит от нескольких факторов:

  • форма правовой защиты;
  • вид нарушенного права;
  • характер нарушения прав;
  • полномочия компетентных органов, предприятий, учреждений, должностных лиц, которые применяют меры защиты;
  • статус органа, учреждения, организации, должностных лиц, которые нарушают гражданские права;
  • содержание нормативных правовых актов.

В число мер защиты включено признание прав, признание недействительными актов органов государства различных уровней, возмещение убытков, компенсация морального вреда, прекращение (изменение) правоотношений и др.

Признание права может проводится посредством любого компетентного органа (учреждения), включая суд, признание недействительным актов государственных органов, органа местного самоуправления осуществляется только судом; который, как правило, выносит решение о возмещении убытков и компенсации морального вреда.

Средства защиты включают действия граждан, органов, учреждений, предприятий и должностных лиц. Они обладают внешним оформлением. Суд выносит решение, постановление и определение. Граждане могут подать обращение, иск. Государственные органы, органы местного самоуправления, предприятия, должностные лица должны реагировать на обращения граждан с помощью оформления протокола, издания постановления, предписания, предостережения, протеста, представления и др.

В качестве субъекта охранительных правоотношений могут выступать гражданин; орган, организация или учреждение, которые предоставляют обеспечение; юрисдикционный орган.

Граждане имеют правомочия требований восстановить нарушенные права и возместить причиненный ущерб. Юрисдикционные органы, в свою очередь, должны удовлетворять законные требования граждан, требуя от виновных граждан, предприятий и учреждений восстановления этих прав, возмещения причиненного ущерба.

Обязанность органов, предприятий и учреждений состоит в том, чтобы выполнять решения, которые вынесены юрисдикционным органом.

Существенную роль играет проблема момента возникновения охранительных правоотношений, который зависит от времени возникновения нарушения прав граждан и места обращения граждан за защитой их прав. В одной ситуации это происходит на этапе подготовки к обращению за обеспечением, в другой — за обеспечением, то есть в ходе процедурных правоотношений. Также существуют ситуации, когда граждане обращаются за защитой своих прав в области материальных правоотношений. Тогда и происходит проявление охранительных правоотношений, которые существуют наряду с процедурными и материальными правоотношениями, но и без них.

Сущность и принципы правового обеспечения социальной работы

Система права социального обеспечения

В соответствии с положениями общей теории права под системой правовой отрасли принято понимать объективно существующее внутреннее ее подразделение на подотрасли, институты, подинституты.

Право социального обеспечения, как и любая правовая отрасль, делится на общую и особенную части.

В общую часть входят институты, которые содержат положения, «обслуживающие» практически все институты особенной части. Именно поэтому в общую часть входят нормы права, действие которых распространяется на все отношения, входящие в предмет права социального обеспечения.
К общей части относятся такие институты, как:

  • субъекты права социального обеспечения;
  • основания обеспечения и его виды;
  • принципы права социального обеспечения.

Особенная часть отрасли состоит из институтов, имеющих самостоятельный объект регулирования. К ним относятся следующие институты:

  • трудовой стаж;
  • пенсии;
  • пособия;
  • компенсационные выплаты;
  • социальное обслуживание;
  • медицинская помощь и лечение;
  • льготы по системе социального обеспечения.

Каждый из указанных институтов делится на подинституты. Так, институт пенсий делится на подинституты: пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии. Институт трудового стажа — на подинституты в зависимости от общего, специального, непрерывного, страхового стажа.

Система науки традиционно более широка, нежели система отрасли. Так, в общую часть науки включаются такие институты, как понятие, предмет, метод, системы, правоотношения, принципы, источники прав социального обеспечения, а также история и перспективы развития этой отрасли. Особенная часть науки совпадает с особенной частью этой отрасли права, поэтому состоит из тех же институтов.

Понятие права социального обеспечения

Право на социальное обеспечение каждого человека закреплено в ст. 7 Конституции, где провозглашено, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. При этом в рамках социальной политики в России охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Читайте так же:  Налоговые льготы пенсионерам на имущество физических лиц

Согласно > С.И. Ожегова социальное обеспечение означает предоставление достаточных материальных средств к жизни кому-либо со стороны общества.

Таким образом, право социального обеспечения — это отрасль российского права, представляющая собой совокупность норм и правовых институтов, регулирующих отношения по материальному обеспечению из государственных целевых внебюджетных фондов социального назначения или за счет средств государственного бюджета лиц, застрахованных по обязательному государственному страхованию или нуждающихся в государственной социальной помощи и обслуживании.

Другими словами, социальное обеспечение — это форма распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личностных потребностей (физических, социальных, интеллектуальных) стариков, больных, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе на страховой основе, или ассигнований государства в случаях и на условиях, установленных законом (по Р.И. Ивановой).

Право российских граждан на социальное обеспечение конкретизируется в ст. 39 Конституции. В ней говорится, что каждому гражданину Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Социальное обеспечение является выражением социальной политики государства на данном этапе его развития. Изменение социальных приоритетов неизбежно влечет за собой и изменения в содержании понятия социального обеспечения. Россия должна проводить социальную политику такого уровня, который закреплен в международных актах, ратифицированных нашей страной. Формирование современной российской государственной системы социального обеспечения происходит на основе учета основных положений международных норм. К ним относятся прежде всего Всеобщая декларация прав и свобод человека и гражданина (1948), а также Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина (1973).

Следовательно, социальное обеспечение — это форма выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

Социальное обеспечение как особый социальный институт государства является гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков. Его содержание и параметры формировались постепенно по мере развития самой системы социального обеспечения в российском государстве, и до сих пор в отечественной экономической и юридической науке указанное понятие трактуется неоднозначно.

Учитывая различные точки зрения, связанные с определением понятия социального обеспечения, следует выделить основные признаки, в соответствии с которыми тот или иной вид обеспечения можно назвать социальным:

— необходимо наличие объективных оснований для обеспечения граждан определенными видами социальной помощи;

— осуществление финансирования социального обеспечения за счет специальных фондов или из бюджета;

— установление в законодательном порядке условий предоставления определенных видов социальной помощи;

— закрепление круга лиц, подлежащих социальному обеспечению, и условий его предоставления в правовых нормах.

Сущность социального обеспечения наиболее рельефно отражают его функции:

Основными из них являются экономическая и социально-реабилитационная функции. Экономическая функция социального обеспечения заключается в полном или частичном замещении заработка или другого источника средств существования, утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособностью или потерей кормильца, частичном возмещении дополнительных расходов при наступлении определенных жизненных обстоятельств, а также оказании минимальной денежной или натуральной помощи малоимущим гражданам.

Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса нетрудоспособных граждан и другой социально менее защищенной части населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества.

Поскольку существует какая-либо область отношений между людьми, постольку существует и специальная отрасль права, которая регулирует отношения в этой области, следовательно, социальное обеспечение как деятельность и как совокупность общественных отношений регулирует особая отрасль права — право социального обеспечения.

В самостоятельную отрасль оно выделилось в конце 1960-х — начале 1970-х гг., а до этого времени отношения по социальному обеспечению рассматривались в рамках административного, гражданского, трудового и колхозного права.

В понятие социального обеспечения не включается право на бесплатное образование и обеспечение жильем по причине отсутствия событий, с которыми связывается социальное обеспечение.

Исходя из приведенного выше определения, к системе социального обеспечения в современной России следует относить все виды пенсий, пособий, компенсационных выплат, социальное обслуживание, медицинскую помощь, санаторно-курортное лечение, а также различные льготы для отдельных категорий граждан.

Понятие социального обеспечения тесно увязывается с понятием социальной защиты, под которой понимается конкретная социальная политика государства, стремящаяся правовыми мерами обеспечить удовлетворительное или безбедное существование тем группам населения, которые находятся в особо сложном материальном положении и неспособны без внешней поддержки улучшить его.

Взаимосвязь социальной защиты и социального обеспечения более объективно выявляется на базе международного опыта правового регулирования обеих этих общественных категорий.

Необходимо также отметить, что систему социального обеспечения следует рассматривать как составную часть государственной системы социальной защиты населения, которая помимо социального обеспечения включает гарантии по охране труда, здоровья и окружающей природной среды, минимальной оплате труда и другие меры, необходимые для нормальной жизнедеятельности человека и функционирования государства.

По источникам и способам формирования специальных социальных фондов, а также в зависимости от органов, осуществляющих социальное обеспечение, и соответствующей нормативной базы выделяют различные роды, виды и формы социального обеспечения.

Таким образом, понятие «социальная защита» значительно шире понятия «социальное обеспечение», так как последнее входит в категорию первого.

Следует различать понятия социального обеспечения и социального страхования.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Читайте так же:  Российская газета безработных отправят на досрочную пенсию

Источники права социального обеспечения: понятие, классификация и общая характеристика

Задачи правового обеспечения

Видео (кликните для воспроизведения).

Задачи цели правового обеспечения социальной работы определяют сформулированные в нормативно-правовой базе определенные принципы, которые служат обозначением ее основных направлений. Это — соблюдение прав гражданина и человека в сфере социального обслуживания, и обеспечение государственных гарантий; равные возможности для граждан во время получения услуг социального характера и согласие на добровольной основе на их получения. К задачам и целям правового обеспечения социальной работы относится также обеспечение государственных гарантий на социальную доступность обслуживания, преемственность и определение всех форм, и видов социального обслуживания, адресность.

Через нормы права обеспечивается приоритет содействия социального характера гражданам, которые попали в затруднительную жизненную ситуацию.

Понятие источника права социального обеспечения

Термин «источник права» обычно имеет два значения:

  1. раскрывает причину создания права. Государство выступает в основном правообразующей силой, закрепляющей в праве волю и интересы народа.
  2. характеризует его юридическую природу. В этом смысле оно определяет результаты правотворческой деятельности.

Источник права – исходящие от государства или официально признаваемые им формы выражения и закрепления норм права.

Для российского права характерно то, что основными его источниками являются нормативные правовые акты. В отличие от других правовых актов нормативные акты рассчитаны на неоднократное применение.

Источники права социального обеспечения — это различные нормативные правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который составляет предмет данной отрасли права (т.е. общественные отношения в сфере социального обеспечения).

В источниках права социального обеспечения России отражены материальные условия жизни нашего общества, с их изменениями меняются и источники права социального обеспечения. В настоящее время это происходит довольно часто, в связи с чем законодательство в области социального обеспечения быстро обновляется.

Защита прав граждан в области соц. обеспечения

Споры в сфере назначения гражданам пособий связаны с различными вопросами и возникают между гражданами и соответствующими органами, учреждениями и предприятиями.

В случае назначения пособия по временной нетрудоспособности, включая пособия, назначенные по причине беременности и родов, граждане должны вступить в отношения с мед. организациями для того, чтобы установить факт временной нетрудоспособности, со страхователем (работодателем) для назначения и выплаты пособия. Подобные споры появляются по причине отказа в выдаче листка нетрудоспособности, включая срок, на который он выдан, отказа в назначении пособий, несогласия человека с суммой пособий и сроком их выплат, задержкой выплат со стороны страхователей (работодателей).

Разногласия между страхователями и застрахованными лицами также могут возникнуть в случае расчета страхового стажа, назначения и выплаты ежемесячных пособий на период отпуска по уходу за детьми до 1,5 лет и др.

Споры, касающиеся ежемесячных пособий на детей, возникают между гражданином и органами соц. защиты населения субъектов РФ по отказу в назначении пособия, расчету среднедушевого дохода семьи, суммы пособий, задержек в их выплате.

Споры, которые касаются предоставления социальной помощи со стороны государства, могут возникать между малоимущим гражданином (семьей) и органом соц. защиты населения субъектов государства. Они могут быть связаны с отказом предоставить помощь, исчислением средней суммы дохода на душу, суммой и видом помощи, задержкой в предоставлении и др.

Существует целая группа споров, возникающих между гражданами и органами, учреждения и предприятиями. Они связаны с вопросами социальной поддержки. Здесь можно говорить о ежемесячных денежных выплатах, системе социальных услуг, включая дополнительную медицинскую помощь, санаторном и курортном лечении, обеспечении лекарствами, проезде на транспорте.

Существуют споры и по другим вопросам социального обеспечения, включая социальное обслуживание, медицинскую помощь, дополнительное социальное обеспечение и др.

В нашей стране конституционно закреплена обязанность государства в соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. В соответствии с ч. 1 ст. 45 Конституции, государственную защиту прав и свобод, которая предусмотрена для человека и гражданина в Российской Федерации, гарантирует закон. Он гласит, что каждое лицо имеет право на защиту своих прав и свобод любым способом, который не вступает в противоречие с законом, то есть граждане, права которых нарушены в области социального обеспечения, вправе отстаивать их в рамках законодательства и по собственному усмотрению.

Юридические гарантии защиты прав для граждан более конкретно устанавливают другие статьи Конституции РФ.

Внесудебная защита прав граждан в сфере социального обеспечения рассматривается 33 статьей, в соответствии с которой граждане РФ имеют право личного обращения, направления индивидуальных и коллективных обращений в органы государства и органы местного самоуправления.

Реализация гражданских прав тесно взаимосвязана с их защитой, которая представляет собой деятельность в сфере устранения препятствий при исполнении субъективных нрав. В этом процессе принимают участие граждане, государственные и муниципальные органы и прочие субъекты.

Если принимать более широкий подход, то можно выделить правовой механизм защиты, предусмотренный для субъективных прав и интересов, которые охраняются законом. Он состоит в системе правовых средств, посредством которых происходит обеспечение восстановления нарушенных субъективных прав, защита интересов, решение споров и устранение прочих препятствий в ходе реализации субъективного права.

Функции права социального обеспечения

Сущность социального обеспечения проявляется в его функциях:

  1. экономической;
  2. политической;
  3. демографической;
  4. социально-реабилитационной;
  5. профилактической.

Экономическая функция заключается:

  1. в частичном возмещении заработка или иного трудового дохода, утраченного в связи с безработицей, нетрудоспособностью, а также внутрисемейного содержания в связи с потерей кормильца;
  2. в частичной компенсации дополнительных расходов, вызванных наступлением определенных жизненных обстоятельств (например, наличием детей);
  3. в оказании минимальной денежной, натуральной и иной помощи безработным, малоимущим лицам и семьям;
  4. в предоставлении бесплатных для потребителя медицинских и социальных услуг в пределах государственных минимальных стандартов (например, лекарственной помощи).

Источниками финансирования социального обеспечения служат единый социальный налог (ЕСН), средства бюджетов различных уровней, страховые взносы, а также иные установленные законом поступления. Часть ЕСН перечисляется в виде страховых взносов во внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ (ПФР), Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС), Фонд социального страхования РФ (ФСС). Средства фондов являются федеральной собственностью.

Читайте так же:  Компенсационные выплаты на детей

Политическая функция социального обеспечения способствует ослаблению социальной напряженности в обществе, порождаемой чрезмерными различиями в уровне жизни различных слоев населения.

Демографическая функция призвана стимулировать воспроизводство населения, необходимое для нормального развития страны.

Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса инвалидов и других социально слабых групп населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества.

Профилактическая функция заключается в предотвращении возникновения социально-рисковых ситуаций (например, несчастных случаев на производстве).

Основы защиты прав граждан в сфере социального обеспечения

Нормативно правовая база

Нормативно-правовая база работы социальной направленности занимается определением ее межведомственного характера деятельности, формы, территориальной организации, методов функционирования служб социальной направленности, государственной поддержки общественной добровольной деятельность по оказанию помощи и услуг населению.

В Российской Федерации Конституция содержит определение РФ, как социального государства, чья политика направляется на создание определенных условий, которые будут обеспечивать свободное развитие и достойную жизнь человека.

Основной задачей социальной направленной экономики нашей страны является деятельность по защите социального характера всех социально-демографических групп населения. В 39 статья Конституция Российской Федерации предусматривает право на обеспечение социальной направленности всех граждан страны. Эта норма конституции является основой социальной защиты, а также социального обслуживания населения.

Документы правового характера, которые занимаются контролем вопросов по социальной работе, принимаются на федеральном, региональном, международном, муниципальном, ведомственном уровнях.

Что касается международного уровня, то на нем принимаются рекомендательные, а также регламентирующие акты (пакты, декларации, конвенции, рекомендации различных организаций). Среди данных международных документов можно выделить Всеобщую декларацию прав человека 1948 года, Конвенцию о правах ребенка от 1989 года и Конвенцию о правах инвалидов 2006 года. Эти документы обладают в России силой, так как они ратифицированы нашим государством.

Специфика, а также сущность правового обеспечения социальной работы

Разберем правовую сущность обеспечения работы социального характера через определение такого понятия, как «закон».

Социальным законом называется относительно систематическое и устойчивое отношение повторяющиеся между объектами социального характера, а в роли права выступает социальный институт, основной деятельностью которого является контроль социальных взаимодействий в обществе путем предписаний, которые четко указывают в нормах — законах.

Нормы права обеспечиваются принуждением со стороны государственных органов.

Обеспечение правовой специфики работы социальной направленности является целевой направленностью на человека, повышение качества, а также условий его жизни.

Основные акты федеральной направленности

Основными актами федеральной направленности являются Конституция Российской Федерации и федеральные конституционные законы такие как: Гражданский кодекс, Семейный, Трудовой и другие кодексы; федеральные законы от 1995 года 2 августа № 122-ФЗ «О обслуживании граждан в социальном плане, а именно инвалидов и людей пожилого возраста», от 1995 года 24 ноября № 181-ФЗ «О защите социального характера инвалидов в РФ», от 1995 года 10 декабря № 195-ФЗ «О социальных основах обслуживания населения в РФ», от 1999 года 17 июля № 178-ФЗ «О социальной государственной помощи», от 2001 года 15 декабря № 166-ФЗ «О пенсионном государственном обеспечении в Российской Федерации». Также стоить отметить, что к документам нормативного характера относятся распоряжения и указы Президента Российской Федерации, решения и постановления Правительства РФ, которые занимаются установлением порядка по социальному обслуживанию и социальной защите.

На уровне региона принимаются акты нормативно-правового характера субъектов РФ. Данные документы обеспечивают реализацию законов федеральной направленности на территории регионов, а также отражают специфику субъектов РФ. Они не должны противоречить федеральному законодательству, а наоборот конкретизировать и дополнять его, основываясь на региональных возможностях и особенностях.

На муниципальном уровне действуют нормативно правовые документы образований муниципального характера, которые были приняты окружными, сельскими, районными, окружными, поселковыми органами власти.

На уровне ведомства разрабатываются, а после и реализуются приказы, решения и распоряжения, которые имеют непосредственное отношения к организациям, и учреждениям. Каждое ведомство сферы социальной направленности осуществляет выпуск собственных нормативных документов, которые являются обязательными для исполнения всеми, кто работает в соответствующей системе.

Понятие права социального обеспечения

Социальное обеспечение как самостоятельная отрасль права.

1. Понятие права социального обеспечения

2. Понятие социального страхования.

3. Предмет права социального обеспечения.

4. Отграничение права социального обеспечения от смежных отраслей права.

5. Метод права социального обеспечения.

6. Система права социального обеспечения

Система социального обеспечения

Человек, его права и свободы являются по Конституции РФ высшей ценностью. Их признание, соблюдение и защита – важнейшая обязанность государства. Право на социальное обеспечение раскрывается в ст.ст.7, 37-41 Конституции РФ.

Рассмотрим систему социального обеспечения (НЕ систему права социального обеспечения, не путать!).

Основа социальной защиты в области соцобеспечения пенсией

В ходе реализации гражданами собственных прав, касающихся отдельных видов социального обеспечения, проявляются различные разногласия (споры) между гражданами, муниципальными органами и государством, организациями, предприятиями, учреждениями, которые предоставляют обеспечение. Они могут возникнуть в правоотношениях, устанавливающих факты, которые имеют юридическое значение и касаются предоставления соответствующих видов социального обеспечения, включая материальные правоотношения по социальному обеспечению.

Правоотношения в области установления фактов, которые имеют юридическое значение, в качестве основы спора предусматривают отказ в установке инвалидности, неудовлетворенность граждан предоставленной группой инвалидности, причиной инвалидности, и т.д., отказ в установке факта иждивенства и др.

В случае обращения за назначением пенсии, спор часто касается задержки в оформлении документации по вине работодателей или задержки по вине территориальных органов пенсионного фонда, органа военного управления, правоохранительных органов. Помимо этого, спор возникает по поводу отказа в назначении пенсии, включая несогласие человека с ее суммой и сроком назначения.

Читайте так же:  Минимальный стаж для начисления пенсии с

Спор также может может возникнуть на этапе выплаты пенсий, где предмет спора состоит в задержках выплаты, выплаты в меньшем размере, чем было назначено.

Проявление спорных вопросов между гражданами, с одной стороны, территориальными органами ПФР или пенсионным подразделением органов военного управления, правоохранительным органом, с другой стороны, споры могут касаться нескольких вопросов:

  • назначения пенсий,
  • расчет стажа,
  • определение суммы и выплата пенсий,
  • перерасчет, индексация, перевод с одного вида пенсии на другой,
  • расчет сумм удержаний из пенсий,
  • приостановка и прекращение выплат пенсий и др.

Общая характеристика основных источников права социального обеспечения

Право социального обеспечения в условиях перехода к рыночным отношениям располагает довольно сложной системой юридических источников, что обусловлено характером правового регулирования этой отрасли права. Указанный выше предмет данной отрасли включает разнообразные общественные отношения, а именно:

  1. отношения по поводу денежных выплат;
  2. отношения по поводу натуральных видов социального обеспечения (социальных услуг);
  3. отношения процедурного характера;
  4. отношения процессуального характера.

Множество и разнообразие источников права социального обеспечения предопределяют возможность охарактеризовать только важнейшие, основополагающие акты, в которых закрепляются права граждан на те или иные виды социального обеспечения, отражаются требования и условия их предоставления, регламентируется организационно-правовой порядок осуществления указанных предписаний соответствующих нормативных актов.

Международные договоры и конвенции

Первую группу источников права социального обеспечения составляют международные договоры и конвенции Международной организации труда (МОТ).

В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Следовательно, можно сделать вывод, что нормы международных договоров должны обладать высшей юридической силой по отношению к законам Российской Федерации. Сюда относятся нормы Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина, который был ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г. Важное место отводится Всеобщей декларации прав человека 1948 г.

К первой группе источников также относятся Конвенции МОТ. Например, Конвенция № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» (1962 г.), где закрепляется важное положение, согласно которому повышение жизненного уровня рассматривается в качестве основной цели при планировании экономического развития, Конвенция № 118 «О равноправии в социальном обеспечении» (1962 г.).
Важное значение, кроме конвенций, в области права социального обеспечения играют рекомендации МОТ, например, Рекомендация № 167 «О сохранении прав в области социального обеспечения» (1983 г.) и др.

Законы Российской Федерации

Вторую группу источников права социального обеспечения составляют законы Российской Федерации. Среди них особое место занимает Конституция Российской Федерации. В действующей Конституции закреплен правовой статус граждан в области социального обеспечения (ст. 7, 18, 33, 38, 39, 41, 45, 46 и 53).

Важное место отводится Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Этот нормативный акт закрепляет право граждан на охрану здоровья различных категорий субъектов.

В сфере права социального обеспечения действует большое количество нормативных актов. Однако для данной отрасли характерным является то, что отсутствует единый кодифицированный источник, регулирующий весь комплекс общественных отношений, составляющий предмет права социального обеспечения.

На сегодняшний день права граждан на тот или иной вид социального обеспечения закреплены в законах РФ, к которым относятся:

  • Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
  • Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;
  • Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;
  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и т.д.

Подзаконные нормативные акты

Третью группу составляют подзаконные нормативные акты, среди которых особое место занимают Указы Президента РФ в сфере социального обеспечения. Они имеют нормативный характер и восполняют пробелы федеральных законов

Постановления Правительства РФ устанавливают порядок применения норм законов по отдельным видам социального обеспечения (пенсии, пособия, компенсации). Кроме того, они могут устанавливать дополнительные меры социальной защиты для конкретных слоев населения в РФ.

Важную роль в нормотворчестве по социальному обеспечению в пределах своей компетенции играют министерства и ведомства. Среди них особое место занимает Министерство здравоохранения и социального развития РФ, так как оно является центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим руководство по обеспечению единой государственной политики в области социальной защиты инвалидов, пенсионеров, женщин, детей и других слоев населения, которые нуждаются в поддержке со стороны государства.

На современном этапе развития нашего государства, когда формируется рыночная экономика, важное значение приобретают локальные нормативные акты как источники права социального обеспечения.

В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения кроме федеральных нормативных актов издаются акты субъектов Российской Федерации. Главная цель таких источников — это повышение уровня социальной защиты граждан на соответствующих уровнях (региональном, муниципальном), а также на уровне конкретной организации. Они предусматривают дополнительные, более повышенные меры социальной поддержки граждан по сравнению с федеральными.

Видео (кликните для воспроизведения).

К локальным источникам могут относиться территориальные согласия, акты органов местного самоуправления . Цель локальных актов — устанавливать более высокий уровень социальной защиты граждан на территориальном, муниципальном уровне, на уровне конкретной организации.

Источники

Право обеспечение социальной сферы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here