Правах гарантиях законодательством

Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ
«О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

22 августа 2004 г., 26 июня 2007 г., 13 мая, 30 декабря 2008 г., 5 апреля 2009 г., 13 июля 2015 г., 27 июня 2018 г., 26 июля 2019 г., 6 февраля 2020 г.

Принят Государственной Думой 16 апреля 1999 года

Одобрен Советом Федерации 22 апреля 1999 года

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Информация об изменениях:

Преамбула изменена с 8 июля 2018 г. — Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 164-ФЗ

ГАРАНТ:

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации устанавливает правовые основы гарантий самобытного социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Российской Федерации, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов.

Информация об изменениях:

Федеральный закон дополнен статьей 7.1 с 7 мая 2020 г. — Федеральный закон от 6 февраля 2020 г. N 11-ФЗ

http://constitution.garant.ru/act/right/180406/

Гарантии конституционных прав, свобод, обязанностей

Гарантии прав и свобод человека и гражданина.

Гарантии прав и свобод человека и гражданина — условия, средства, меры, направленные на обеспечение их осуществления, на их охрану и защиту. Принцип гарантированности является одним из принципов правового статуса человека и гражданина. Конституцией РФ и федеральными законами закрепляются как общие гарантии реализации всех прав и свобод, так и конкретные гарантии отдельных прав и свобод, наиболее важные гарантии закрепляются в Конституции РФ. Государство в соответствии со статьями 2, 17, 19 Конституции РФ не только признаёт, но и гарантирует права и свободы человека и гражданина.

Гарантии правовые прав и свобод человека и гражданина подразделяются на правовые (юридические) гарантии (правовые средства осуществления и защиты прав и свобод человека и гражданина), политические гарантии (соответствующая политика государства и деятельность государственных органов) и социально-экономические гарантии. Важнейшие правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина закреплены в Конституции РФ. Конституционные гарантии прав и свобод человека можно подразделять на общие гарантии (статьи 45, 46, 48 часть 2, 52-55) конституционные гарантии правосудия (статьи 47-51, 54 часть 2) и специальные гарантии.

Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина:

1) Государственная защита прав и свобод. В соответствии со статьёй 45 Конституции РФ гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ. Права и свободы человека и гражданина определяют содержание всех органов государственной власти и местного самоуправления. Президент РФ является гарантом прав и свобод человека и гражданина в РФ, Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению прав и свобод граждан, прокуратура осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, Уполномоченный по правам человека рассматривает жалобы граждан РФ и других заявителей на решения и действия государственных органов и органов местного самоуправления и принимает меры по восстановлению нарушенных прав, о судебной защите см. ниже

2) Право на самозащиту. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом (статья 45 Конституции РФ). Право на самозащиту раскрывается, в частности, в гражданском законодательстве (статья 14 ГК РФ «Самозащита гражданских прав»), в уголовном законодательстве (статья 37 «Необходимая оборона», статья 39 «Крайняя необходимость» УК РФ). Способы самозащиты прав должны быть соразмерны нарушению.

3) Судебная защита прав и свобод. В соответствии со статьёй 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита их прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Порядок обращения в суд, судебной защиты прав, судебного обжалования, судопроизводства устанавливается Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», Гражданским процессуальным кодексом РСФСР, Уголовно-процессуальным кодексом РФ, другими федеральными законами.

4) Право на международную защиту. В соответствии со статьёй 46 Конституции РФ каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (например, в Европейский суд по правам человека), если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

5) Квалифицированная юридическая помощь. Статьёй 48 Конституции РФ каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Право на защиту является разновидностью права на квалифицированную юридическую помощь.

6) Защита прав потерпевших. В соответствии со статьёй 52 Конституции РФ права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причинённого ущерба.

7) Право на возмещение вреда. Согласно статье 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причинённого незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Статья 1069 ГК РФ устанавливает ответственность государства за вред, причинённый государственными органами (а также органами местного самоуправления) и их должностными лицами, статья 1070 ГК РФ — ответственность государства за вред, причинённый органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, а также порядок возмещения такого вреда,

8) Недопустимость произвольных ограничений прав и свобод человека и гражданина. Согласно статье 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Читайте так же:  Пенсия по потере кормильца вдове ликвидатора

Конституционные гарантии судопроизводства.

В системе гарантий прав и свобод человека и гражданина особо выделяются конституционные гарантии судопроизводства, то есть правовые гарантии прав и свобод человека при осуществлении судопроизводства, уголовного, и иных видов процесса (иначе говоря, гарантии процессуального характера). Конституция предусматривает особые правовые гарантии для участников уголовного процесса, в первую очередь для обвиняемых в совершении преступления.

К таким гарантиям относятся:

1) Гарантии подсудности (статья 47). Никто не может быть лишён права на рассмотрение его дела тем судом и тем судьёй, к подсудности которых оно отнесено законом. В случаях, предусмотренных федеральным законом, обвиняемый в совершении преступления, имеет право на рассмотрение его дела с участием присяжных заседателей.

2) Право на защиту (статья 48). Каждый задержанный, заключённый под стражу, обвиняемый в совершении преступления, имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения. В некоторых случаях участие защитника обязательно.

3) Презумпция невиновности (статья 49). Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральном законе порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения толкуются в пользу обвиняемого.

4) Недопустимость повторного осуждения (статья 50). Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.

5) Недействительность незаконно полученных доказательств (статья 50). При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.

6) Право на пересмотр приговора, на прошение о помиловании (статья 50). Каждый осуждённый за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом (Уголовно-процессуальным кодексом), а также право просить о помиловании или смягчении наказания (в УК РФ смягчение наказания охватывается понятием «помилование»).

7) Освобождение от обязанности давать свидетельские показания (статья 51). Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определён федеральным законом. Статья 5 УПК РФ определяет круг близких родственников, к ним относятся супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновлённые, родные братья и сёстры, дедушка, бабушка, внуки. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания (адвокатская тайна, тайна исповеди и т.п.).

8) Принцип обратной силы закона и ответственности за правонарушения (статья 54). Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не считалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Конституционные гарантии некоторых прав и свобод.

Характер гарантий прав и свобод человека и гражданина имеют также:

— недопустимость осуществления прав и свобод человека и гражданина в нарушение прав и свобод других лиц (статья 17 часть 3);

— обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (статья 24 часть 2);

— запрет экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (статья 34 часть 2);

— запрет произвольного лишения имущества (статья 35 часть 4);

— запрет должностным лицам скрывать факты и обстоятельства, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (статья 41 часть 3);

— право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение ущерба, причинённого экологическим правонарушением (статья 42);

— общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, на предприятиях (статья 43 часть 2);

— запрет устанавливать обратную силу законов, вводящих новые налоги и ухудшающие положение налогоплательщиков (статья 57), а также некоторые другие конституционные нормы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9153 — | 7769 — или читать все.


http://studopedia.ru/8_46707_garantii-konstitutsionnih-prav-svobod-obyazannostey.html

Гарантии и компенсации в сфере труда: понятие, виды и случаи их предоставления

ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ

Статья 164. Понятие гарантий и компенсаций

Гарантии — средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений.

Компенсации — денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Статья 165. Случаи предоставления гарантий и компенсаций

Помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных настоящим Кодексом (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются гарантии и компенсации в следующих случаях:

— при направлении в служебные командировки;

— при переезде на работу в другую местность;

— при исполнении государственных или общественных обязанностей;

— при совмещении работы с обучением;

— при вынужденном прекращении работы не по вине работника;

— при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска;

— в некоторых случаях прекращения трудового договора;

— в связи с задержкой по вине работодателя выдачи трудовой книжки при увольнении работника;

— в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

При предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя. Органы и организации, в интересах которых работник исполняет государственные или общественные обязанности (присяжные заседатели, доноры, члены избирательных комиссий и другие), производят работнику выплаты в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В указанных случаях работодатель освобождает работника от основной работы на период исполнения государственных или общественных обязанностей.

Понятие и виды гарантий и компенсаций

В соответствии со ст.164 ТК РФ, гарантии – это средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений.

Гарантии, установленные законодательством и обеспечивающие реализацию предоставленных работникам прав, могут носить как нематериальный (например, сохранение места работы, должности, предоставление другой работы), так и материальный (сохранение среднего заработка на период учебного отпуска, ежегодного отпуска, служебной командировки) характер .

В качестве гарантий нередко выступают гарантийные выплаты и доплаты. Гарантийными называются такие выплаты, которые производятся работникам за время, когда они фактически не исполняли своих трудовых обязанностей по уважительным причинам, предусмотренным законом.

Читайте так же:  Непрерывный трудовой стаж калькулятор

Они, по общему правилу, заменяют заработную плату работника, гарантийные доплаты идут сверх заработной платы. И гарантийные выплаты, и доплаты преследуют цель не допустить снижения заработка работника в случаях, когда он освобождается от выполнения трудовых обязанностей. Отличие их от заработной платы в том, что заработная плата выплачивается в результате труда, а гарантийные выплаты выплачиваются не за труд, его результаты, а гарантируют оплату в предусмотренных законом случаях .

Все гарантийные выплаты можно классифицировать на виды:

— зависящие от производства или действий руководителя (оплата времени простоя по вине работодателя, оплата времени вынужденного прогула при незаконном увольнении, выходное пособие при увольнении);

— обеспечивающие право работника на оплачиваемый отпуск (трудовой, учебный, социальный);

— гарантийные доплаты: несовершеннолетним за сокращенное рабочее время; за отдельные виды перерывов; при переводе на более легкую (нижеоплачиваемую) работу;

— не зависящие от производства, но необходимые для государства и общества (выполнение государственных обязанностей, участие в коллективных переговорах, прохождение военных сборов и др.)

Компенсации – это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей .

Затраты, произведенные работником при выполнении трудовых обязанностей, должны быть возмещены ему в виде денежных выплат.

Законодательством в ряде случаев предусмотрено предоставление работнику одновременно гарантий и компенсаций, например, в случае сдачи крови и ее компонентов.

Помимо возмещения расходов, понесенных работником, законодательством предусмотрена денежная компенсация морального вреда, причиненного работнику (ст.237 ТК).

В коллективном или трудовом договоре могут быть предусмотрены иные случаи получения работником гарантийных компенсационных выплат по сравнению с законодательством, а также устанавливаться более высокие размеры таких выплат.

Случаи предоставления гарантий и компенсаций. Помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом РФ (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и др.), работникам предоставляются гарантии и компенсации в следующих случаях:

— при направлении в служебные командировки;

— при переезде на работу в другую местность;

— при исполнении государственных или общественных обязанностей;

— при совмещении работы с обучением;

— при вынужденном прекращении работы не по вине работника;

— при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска;

— в некоторых случаях прекращения трудового договора;

— в связи с задержкой по вине работодателя выдачи трудовой книжки при увольнении работника;

— в других случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами.

Так, ветераны боевых действий имеют право на бесплатное обучение новым профессиям по месту работы, на курсах повышения квалификации в системе государственной подготовки и переподготовки кадров, сохранение оплаты труда (в размере 100 процентов тарифной ставки) по последнему месту работы в течение всего периода обучения .

Гражданам Российской Федерации, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, производится доплата до размера прежнего заработка при переводе по медицинским показаниям на нижеоплачиваемую работу. Эта доплата осуществляется организациями до восстановления трудоспособности или установления инвалидности .

В случаях, определенных законодательством, работодатель предоставляет работникам:

— гарантии и компенсации (например, при направлении работника в служебную командировку, совмещении работы с обучением за работником сохраняется место работы (должность) и средний заработок на период отсутствия работника);

— только гарантии (сохранение места работы (должности) при выполнении государственных или общественных обязанностей). Например, в период участия в мероприятиях по обеспечению гражданами исполнения воинской обязанности средний заработок работнику выплачивается за счет средств Минобороны России.

В ряде случаев работодатель предоставляет гарантии, компенсации (сохранение за работником места работы (должности) и среднего заработка на период освобождения от работы) и, кроме этого, работник получает дополнительно компенсационное вознаграждение за счет средств федерального бюджета (например, народные заседатели, арбитражные заседатели).

При предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя. Органы и организации, в интересах которых работник исполняет государственные или общественные обязанности (присяжные заседатели, доноры и др.), производят работнику выплаты в порядке и на условиях, которые предусмотрены Трудовым кодексом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В указанных случаях работодатель освобождает работника от основной работы на период исполнения государственных или общественных обязанностей.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 9360 — | 7417 — или читать все.

http://studopedia.ru/10_203926_garantii-i-kompensatsii-v-sfere-truda-ponyatie-vidi-i-sluchai-ih-predostavleniya.html

Гарантии прав и свобод человека

Права, свободы и обязанности человека основаны на их гарантиях. Данный принцип имеет своё правовое выражение в разных формах: и как общие гарантии для реализации всех прав и свобод человека, и как конкретные гарантии для каждого права и свободы в отдельности.

В качестве общего начала правового статуса личности, этот принцип закреплен в нескольких статьях Конституции РФ. Так, в статье 2 в качестве одной из основ конституционного строя РФ установлена обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы гражданина и человека. В статьях 17 и 19 предусмотрено, что в России реализуются гарантии соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Помимо указанных общих норм о гарантиях, фактически каждое конкретное право и свобода сопровождаются перечислением условий и способов реализации данных гарантий.

В Конституции наиболее подробно и точно отражены гарантии прав человека в случаях, в которых речь идет о привлечении к уголовной ответственности, о применении мер принудительного воздействия и о лишении свободы (статьи 46 – 54). Установленная в Конституции РФ система подобного рода гарантий формирует соответствующую направленность для уголовного и уголовно-процессуального законодательства.

Первоочередным субъектом, гарантирующим права и свободы человека, выступает государство. В статье 45 Конституции указывается, что государственная защита прав и свобод в России гарантирована. Роль государства как ключевого гаранта соблюдения прав и свобод вытекает из содержания статей 2, 17, 19 и других. Она реализуется посредством функционирующей системы государственных органов. Статья 18 устанавливает, что права и свободы человека определяют содержание, смысл и применение законодательства, деятельность исполнительной и законодательной власти, органов местного самоуправления, а также обеспечиваются системой правосудия.

В статье 80 Конституции РФ закреплено, что Президент выступает гарантом прав и свобод гражданина и человека. Федеральное Собрание реализует защиту прав, устанавливая их гарантии путем законодательной деятельности. Соответствующая деятельность по обеспечению гарантий прав и свобод проводится Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ. В механизме восстановления нарушенных прав и свобод личности особенная роль отведена судебным органам, а именно Конституционному Суду России, конституционным и уставным судам субъектов Федерации, судам общей юрисдикции.

Читайте так же:  Индексация пенсии сотрудникам фсин

Конституцией предусмотрен и такой своеобразный орган как Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.

Видео (кликните для воспроизведения).

Выстраивание условий для полноценной реализации прав и свобод человека не является задача исключительно государственных структур. Она исполняется и органами местного самоуправления. Определенную роль в данной сфере выполняют общественные объединения, прежде всего, профессиональные и творческие союзы, а также молодежные, женские и ветеранские организации.

Конституция предусмотрела и более широкие рамки участия самого человека в механизме реализации гарантий защиты им собственных прав и свобод. Статья 45 устанавливает, что каждый вправе обеспечивать защиту своих права и свобод всеми способами, которые не запрещены законом. Также были расширены гарантии и возможности каждого для судебной защиты своих прав, закреплено правомочие по обжалованию в суде действий (или бездействия) и решений органов государственной власти.

Конституционное закрепление принципа гарантированности прав человека имеет развитие в законодательстве, которое относится ко всем правовым отраслям, в том числе и к конституционному праву.

В законодательстве выделяют политические, социально-экономические и юридические гарантии.

Политические гарантии представляют соответствующим образом ориентированную политику государства, её нацеленность на создание условий, которые обеспечивают:

– стабильность функционирования политических структур, их способность к установлению гражданского согласия, исключающего конфликты в обществе;

– достойную жизнь, свободное и прогрессивное развитие человека;

– достаточный уровень политической культуры среди граждан;

– борьба с бюрократизмом, взяточничеством и т.д.

Социально-экономические гарантии подразумевают создание материальной основы и соответствующей среды, которые будут обеспечивать свободное использование прав и свобод. Данные гарантии предполагают развивающуюся экономику, социальную стабильность, развитые производственные мощности и инфраструктуру (совокупность учреждений, позволяющих обслуживать все виды социальных потребностей общества) и т.д.

Юридические гарантии включают все правовые средства реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Установление соответствующих гарантий в Конституции и текущем законодательстве РФ формирует правовой базис для функционирования государственного механизма, который обеспечивает восстановление нарушенных прав, создание условий для их реализации. Важнейшей гарантией выступает и активное отношение непосредственно субъектов к задействованию всех возможностей для осуществления своих прав и свобод, их знания и навыки защищать данные права.

Для полноценной охраны прав и свобод человека их основополагающие юридические гарантии закрепляются в Конституции. Подобные конституционные нормы относятся, прежде всего, к отношениям, связанным с возможностью государства применить к человеку меры принудительного воздействия, привлечь его к судебной ответственности, существенно ограничить его права и свободы (статьи 47 – 54 Основного закона) непосредственно государством.

В Конституции РФ предусмотрены необходимые гарантии и принципы для организации судопроизводства, гуманного отношения к тем лицам, которые привлекаются в судебном порядке к административной либо уголовной ответственности.

В статье 47 Конституции говорится о том, что никто не может лишаться права на рассмотрение его дела тем судьей и в том суде, к подсудности которых это дело отнесено законодательством. Данная гарантия имеет целью исключение возможностей для произвольного разрешения компетентными органами вопросов о порядке передачи дела в суд по собственному выбору. Также закреплено право лица, обвиняемого в совершении преступления, на рассмотрение подобного дела судом с участием присяжных заседателей в ситуациях, которые предусмотрены федеральным законодательством.

Конституция содержит нормы, выступающие базисом для правоустановлений, направленных на обеспечение справедливого отношения к человеку в судебном разбирательстве. Каждый имеет гарантированное право на получение квалифицированной юридической помощи. В предусмотренных законом случаях юридическая помощь предоставляется на бесплатной основе.

Любое лицо, которое задержано, заключено под стражу, обвиняется в совершении преступления, вправе воспользоваться помощью адвоката с момента задержания, заключения под стражу либо предъявления обвинения соответственно (согласно статье 48 Конституции РФ).

Законодательство провозглашает принцип презумпции невиновности, согласно которому каждый обвиняемый в совершении преступления является невиновным до тех пор, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и соответственно установлена приговором суда, вступившим в законную силу. Обвиняемый не имеет обязательства доказывать собственную невиновность, а не устраняемые сомнения в виновности человека толкуются в его пользу (согласно положениям статьи 49 Конституции РФ).

На обеспечение прав человека направлены и такие принципы правосудия как:

– недопустимость его повторного осуждения за одно и то же преступление;

– недопустимость задействования доказательств, которые получены с нарушением законодательства;

– недопустимость возложения на человека обязанности по свидетельствованию против самого себя, супруга и близких родственников, круг которых определен законом.

Для гарантий защиты осужденного за преступление от потенциально возможной судебной ошибки, в Конституции за ним закреплено право на пересмотр приговора в вышестоящем суде в том порядке, который установлен федеральным законодательством. Помимо этого, сохраняя за осужденным право на прошение о помиловании либо смягчении наказания, Основной закон обеспечивает возможность более глубоко оценить особенности личности осужденного, а также все обстоятельства его жизненного положения (статья 50).

Огромное значение в обеспечении прав человека несет и конституционная норма о том, что устанавливающий либо отягчающий ответственность закон не имеет обратной силы, и никто не должен нести ответственность за деяния, которые в момент их совершения не признавались в качестве правонарушений. В случаях, если после совершения правонарушений ответственность за них была смягчена или полностью снята, то надлежит применять положения нового закона (статья 54 Конституции РФ).

К юридическим гарантиям относят и конституционную норму об охране законодательством прав потерпевших от правонарушений и злоупотреблений властью. Государство гарантирует им доступность правосудия и компенсацию причиненного ущерба.

Вышеизложенные конституционно закрепленные юридические гарантии имеют развитие и конкретизацию в отдельных отраслях права (гражданском, уголовном, уголовно-процессуальном и т.д.).

http://lecu.ru/konstitutsionnoe-pravo-rossii/393-garantii-prav-i-svobod-cheloveka

Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ
«О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»

С изменениями и дополнениями от:

21 марта, 25 июля 2002 г., 30 июня, 8 декабря 2003 г., 29 июня 2004 г., 9 мая 2005 г., 23 июля, 30 декабря 2008 г., 1 июля, 28 декабря 2010 г., 2 июля 2013 г., 14 октября, 22 декабря 2014 г., 31 января, 3 июля 2016 г.

Читайте так же:  Накопительная часть пенсии 1952 1967

Принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

12 января 1996 года

Федеральный закон направлен на регулирование общественных отношений, возникающих в связи с реализацией гражданами конституционного права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией профессиональных союзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций. Закон устанавливает правовые основы создания профсоюзов, их права и гарантии деятельности, регулирует отношения профсоюзов с органами государственной власти, органами МСУ, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями, юридическими лицами и гражданами.

Профсоюз — это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Все профсоюзы пользуются равными правами. Каждый, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов. Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории РФ, могут состоять в российских профсоюзах, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ.

Профсоюзы имеют право создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику признаку. Они имеют право сотрудничать с профсоюзами других государств, вступать в международные профсоюзные и другие объединения и организации, заключать с ними договоры, соглашения.

Действие Закона распространяется на все организации, находящиеся на территории РФ, а также на российские организации, находящиеся за рубежом, и другие организации в соответствии с международными договорами РФ. Особенности применения Закона в отношении профсоюзов, объединяющих военнослужащих, сотрудников ОВД РФ, органов ФСБ, таможенных органов РФ, ФОНП, судей и прокуроров, определяются соответствующими федеральными законами.

Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов МСУ, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны. Они самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы (которые должны предусматривать установленный законом перечень положений), положения о первичных профсоюзных организациях, свою структуру; образуют профсоюзные органы, организуют свою деятельность, проводят собрания, конференции, съезды и другие мероприятия.

Правоспособность профсоюза как юридического лица возникает с момента государственной (уведомительной) регистрации в Минюсте РФ или его территориальном органе в субъекте РФ по месту нахождения соответствующего профсоюзного органа. Указанная регистрация является основанием для включения профсоюзов в реестр общественных объединений. Рассмотрены вопросы реорганизации и ликвидации профсоюзов.

Самостоятельные главы закона посвящены правам профсоюзов (на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников, на содействие занятости, на информацию, на участие в урегулировании коллективных трудовых споров и т.д.), их гарантиям и защите.

За невыполнение своих обязательств по коллективному договору, соглашению, за организацию и проведение забастовки, признанной судом незаконной, профсоюзы и лица, входящие в их руководящие органы, несут ответственность в соответствии с федеральными законами.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 15 января 1996 г. N 3 ст. 148, в «Российской газете» от 20 января 1996 г. N 12

Согласно Определению Конституционного суда РФ от 17 декабря 2008 г. N 1060-О-П пункт 1 статьи 25 настоящего Федерального закона в той части, в какой им не допускается без предварительного согласия соответствующих профсоюзных органов увольнение работников, входящих в состав профсоюзных органов и не освобожденных от основной работы, в случаях совершения ими дисциплинарных проступков, являющихся в соответствии с законом основанием для расторжения с ними трудового договора по инициативе работодателя признан не действующим и не подлежащим применению как содержащий положения, аналогичные ранее признанным Конституционным Судом РФ не соответствующими Конституции РФ

Постановлением Конституционного Суда РФ от 24 января 2002 г. N 3-П признан не соответствующим Конституции РФ, ее статьям 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (часть 2), 37 (часть 1), 46 (часть 1) и 55 (часть 3), пункт 3 статьи 25 настоящего Федерального закона в той части, в какой им не допускается без предварительного согласия соответствующих профсоюзных органов увольнение работников, входящих в состав профсоюзных органов и не освобожденных от основной работы, в случаях совершения ими дисциплинарных проступков, являющихся в соответствии с законом основанием для расторжения с ними трудового договора по инициативе работодателя

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 283-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 января 2016 г. N 7-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 444-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 января 2011 г.

Федеральный закон от 1 июля 2010 г. N 146-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ

Читайте так же:  Пособие по уходу за ребенком молдова

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2004 г.

Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 112-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ

http://base.garant.ru/10105872/

Гарантии осуществления профсоюзных прав

Под гарантиями осуществления профсоюзами своих прав следует понимать предусмотренные законодательством дополнительные меры, которые призваны создавать благоприятные условия для реализации профсоюзами субъективных прав. Можно выделить несколько видов таких гарантий.

Во-первых, следует выделить гарантии обеспечения имущественных прав профсоюзов. В соответствии со ст. 24 ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» профсоюзам гарантируется неприкосновенность принадлежащего им имущества, финансовый контроль за денежными средствами от профсоюзной деятельности, например за использованием членских взносов, сумм, взыскиваемых в пользу работников, со стороны органов государственной власти не допускается. Исключение составляют случаи контроля со стороны государственных органов власти за средствами, получаемыми профсоюзами от предпринимательской деятельности.

Одной из гарантий имущественных прав профсоюзов является возмещение им судебных расходов, понесенных в связи с участием в гражданском процессе по защите прав и свобод граждан. К числу таких расходов относятся как материальные затраты профсоюзов, в частности, связанные с составлением копий документов, получением дополнительных доказательств, так и расходы по представительству неопределенного круга лиц или конкретных работников.

Имущественные гарантии прав профсоюзов призваны прежде всего обеспечивать организационную самостоятельность профсоюзов, что в свою очередь оказывает непосредственное влияние на реализацию ими правотворческих и правоприменительных полномочий.

В-третьих, следует выделить гарантии работникам, освобожденным от работы в связи с избранием на выборную профсоюзную должность в данной организации. Указанным работникам по окончании срока выборных полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии с согласия работника другая равноценная работа в той же организации. При невозможности предоставления такой работы или отказе работника от предлагаемой работы за ним за счет средств объединения профсоюзов сохраняется средний заработок на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, а в случае учебы или переквалификации — на срок до одного года. В коллективном договоре, соглашении могут быть предусмотрены более льготные условия сохранения среднего заработка за профсоюзным работником на период трудоустройства или обучения. В этом случае средний заработок за ним сохраняет работодатель. Перечисленные гарантии предусмотрены в ст. 26 ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», а также в принятых к ст. 375 ТК РФ изменениях.

В-четвертых, следует выделить гарантии права на труд работникам, являющимся членами выборного профсоюзного органа.

В соответствии со ст. 376 ТК РФ увольнение руководителя выборного профсоюзного органа, его заместителей в течение двух лет по окончании выборных профсоюзных полномочий по п. 2, пп. «б» п. 3 и п. 5 ст. 81 ТК РФ допускается с соблюдением общего порядка и требований ст. 374 ТК РФ, предусматривающей получение согласия на увольнение вышестоящего профсоюзного органа либо прохождение процедуры учета мнения профсоюза организации. При применении п. 2, пп. «б» п. 3 ст. 81 ТК РФ к названным работникам работодатель должен получать согласие вышестоящего профсоюзного органа, при увольнении по п. 5 ст. 81 ТК РФ должна быть соблюдена процедура учета мнения профсоюза организации, которое не является препятствием для проведения увольнения, но рассматривается в качестве самостоятельного доказательства при проверке законности увольнения.

Рассмотренные гарантии призваны обеспечить независимое осуществление лицами, входящими в состав выборных профсоюзных органов, правотворческих и правоприменительных полномочий на уровне конкретной организации.

В-пятых, следует выделить гарантии по созданию работодателем условий для осуществления деятельности выборным профсоюзным органом. В соответствии с ч. 1 ст. 377 ТК РФ работодатель обязан безвозмездно предоставить выборным профсоюзным органам организации помещение для проведения заседаний, хранения документации, а также предоставить возможность размещения информации в доступном для работников организации месте. В организациях с численностью работающих свыше 100 человек работодатель обязан безвозмездно предоставить действующим в ней профсоюзным органам, как минимум, одно оборудованное, отапливаемое, электрифицированное помещение, а также оргтехнику, средства связи и необходимые нормативные документы. Более льготные условия могут быть установлены в коллективном договоре организации.

Работодатель на основании письменных заявлений работников обязан осуществлять бесплатно перечисление взносов из заработной платы. В коллективных договорах, соглашениях могут быть предусмотрены и иные гарантии для осуществления профсоюзами деятельности по защите прав и свобод граждан. В частности, работодатель может передавать профсоюзам помещения для осуществления профсоюзами культурно-массовой, физкультурно-оздоровительной работы, а также перечислять профсоюзам средства для проведения данной работы.

Перечисленные гарантии призваны обеспечить организационную самостоятельность профсоюзов, а также реализацию ими правотворческих и правоприменительных полномочий по защите прав, свобод и интересов граждан.

Рассмотренный нами перечень гарантий осуществления профсоюзами принадлежащих им прав не является исчерпывающим.

В частности, в коллективных договорах, соглашениях за счет средств договаривающихся сторон может быть предусмотрено предоставление других гарантий, существование которых не входит в противоречие с действующим законодательством. Например, работодатель и профсоюз могут заключить договор о предоставлении профсоюзу дополнительных гарантий при осуществлении деятельности по контролю за соблюдением трудового законодательства, в частности создание профсоюзной инспекции труда, обладающей полномочиями по устранению нарушений прав работников.

В шестую группу могут быть выделены гарантии осуществления профсоюзами контроля за соблюдением трудового законодательства, которые предусмотрены в ст. 370 ТК РФ. С этой целью профсоюзы могут создавать свои инспекции труда, которые имеют возможность контролировать соблюдение законодательства в правотворческой и правоприменительной деятельности, а также направлять работодателям обязательные для рассмотрения представления об устранении допущенных нарушений.

Таковы основные гарантии осуществления профсоюзами субъективных прав.

Учебник «Трудовое право России» Миронов В. И.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://hr-portal.ru/article/garantii-osushchestvleniya-profsoyuznyh-prav

Правах гарантиях законодательством
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here