Понятие метода права социального обеспечения

Право социального обеспечения: понятие, предмет и метод

Под социальным обеспечением понимается система социально-экономических мер по борьбе с необеспеченностью граждан государства, осуществляемых в двух организационно-правовых формах: обязательного социального страхования и социального обеспечения.

Право социального обеспечения как отрасль права – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся между гражданами и органами социального обеспечения.

Каждый вид социального обеспечения, выступающий объектом отношения, порождает свое отношение как элемент общего отношения по социальному обеспечению.

Общее отношение по социальному обеспечению состоит из пяти видов отношений.

1. Пенсионные отношения, возникающие между работником (гражданином) или семьей и органами социального обеспечения по поводу получения одной из пенсий.

Для возникновения этих отношений необходимо наступление определенных юридических фактов:

  • возраста;
  • стажа работы или выслуги лет;
  • инвалидности;
  • потери кормильца и др.

2. Отношения по выплате различного рода пособий: по временной нетрудоспособности, семьям, имеющим детей и др.

3. Отношения по предоставлению льгот, компенсаций, социальных услуг определенным категориям граждан, например, ветеранам, инвалидам, многодетным семьям, пострадавшим от радиации и др.

4. Процедурные отношения, возникающие при назначении того или иного вида социального обеспечения.

5. Процессуальные отношения, связанные с рассмотрением споров при получении пенсий, пособий и других видов социального обеспечения, в части, не относящейся к гражданскому процессу.

Указанные правоотношения составляют предмет отрасли права социального обеспечения.

Метод права социального обеспечения отражает специфику правового регулирования отношений в области социального обеспечения и включает в себя следующие признаки.

1. Социальное обеспечение осуществляется государством в лице уполномоченных им органов управления или учреждений.

2. Дополнительное социальное обеспечение осуществляется за счет негосударственных фондов, в том числе фондов добровольного социального страхования.

3. Одним из субъектов отношений социального обеспечения выступает гражданин (или семья), а другим – органы, осуществляющие социальное обеспечение.

Нормы права, составляющие отрасль права социального обеспечения, образуют систему данной отрасли:

  1. общая часть соджержит нормы, которые выражают общие положения, характеризуют отрасль в целом;
  2. особенная часть отрасли включает в себя правовые институты, нормы каждого из которых имеют свой предмет регулирования и составляют часть отрасли: это трудовой стаж и выслуга лет, пенсии, компенсации, льготы, социальное обслуживание и др.

Основными принципами права социального обеспечения являются:

  1. всеобщность социального обеспечения;
  2. всесторонность и многообразие видов социального обеспечения;
  3. осуществление социального обеспечения за счет средств фондов социального страхования и средств государственного бюджета.

Понятие, система и функции права социального обеспечения.

Понятие социального обеспечения

В течение жизни каждый человек подвергается различным социальным рискам, которые могут самым непосредственным образом отразиться на состоянии его здоровья и трудоспособности, привести к утрате заработной платы или иного трудового дохода, служащего основным источником средств существования.

Социальный риск – это вероятное событие, наступление которого приводит к материальной необеспеченности в связи с утратой дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания, а также возникновением дополнительных расходов на детей и других нетрудоспособных членов семьи, потребности в медицинских или социальных услугах.

Характерными признаками, позволяющими называть определенные события, происходящие в жизни человека, социальным риском , служат:

  • обусловленность экономической системой и общественной организацией труда;
  • имущественные последствия в виде отсутствия дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания, дополнительные расходы на нетрудоспособных членов семьи;
  • заинтересованность государства и общества в смягчении и преодолении последствий наступления указанных событий.

С учетом объективной природы и в зависимости от влияния на трудоспособность человека социальные риски можно объединить в 4 группы (виды социальных рисков).

  1. экономического характера (безработица);
  2. физиологического характера (временная или стойкая утрата трудоспособности, беременность и роды, старость, смерть);
  3. производственного характера (трудовое увечье, профессиональное заболевание);
  4. демографического и социального характера (многодетность, неполнота семьи, сиротство).

Экономические и демографические риски прямо не отражаются на трудоспособности человека.
Как правило, человек не может преодолеть последствия наступления социального риска самостоятельно, т.к. они обусловлены объективными социально-экономическими условиями жизни, тесно связаны с производственной деятельностью и не зависят от его воли.

Государство, обеспечивающее своим гражданам, иностранцам и лицам без гражданства, находящимся на его территории на законных основаниях, достойный уровень жизни и свободное развитие, называют «социальным». Оно создает государственную систему социального обеспечения, участвует в финансировании пенсий, пособий, компенсаций, медицинских и социальных услуг.

Основные критерии (признаки) социального обеспечения:

Социальное обеспечение — форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества.

Система права социального обеспечения

В соответствии с положениями общей теории права под системой правовой отрасли принято понимать объективно существующее внутреннее ее подразделение на подотрасли, институты, подинституты.

Право социального обеспечения, как и любая правовая отрасль, делится на общую и особенную части.

В общую часть входят институты, которые содержат положения, «обслуживающие» практически все институты особенной части. Именно поэтому в общую часть входят нормы права, действие которых распространяется на все отношения, входящие в предмет права социального обеспечения.
К общей части относятся такие институты, как:

  • субъекты права социального обеспечения;
  • основания обеспечения и его виды;
  • принципы права социального обеспечения.
Читайте так же:  Социальная стипендия для малоимущих студентов

Особенная часть отрасли состоит из институтов, имеющих самостоятельный объект регулирования. К ним относятся следующие институты:

  • трудовой стаж;
  • пенсии;
  • пособия;
  • компенсационные выплаты;
  • социальное обслуживание;
  • медицинская помощь и лечение;
  • льготы по системе социального обеспечения.

Каждый из указанных институтов делится на подинституты. Так, институт пенсий делится на подинституты: пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии. Институт трудового стажа — на подинституты в зависимости от общего, специального, непрерывного, страхового стажа.

Система науки традиционно более широка, нежели система отрасли. Так, в общую часть науки включаются такие институты, как понятие, предмет, метод, системы, правоотношения, принципы, источники прав социального обеспечения, а также история и перспективы развития этой отрасли. Особенная часть науки совпадает с особенной частью этой отрасли права, поэтому состоит из тех же институтов.

Система социального обеспечения

Человек, его права и свободы являются по Конституции РФ высшей ценностью. Их признание, соблюдение и защита – важнейшая обязанность государства. Право на социальное обеспечение раскрывается в ст.ст.7, 37-41 Конституции РФ.

Рассмотрим систему социального обеспечения (НЕ систему права социального обеспечения, не путать!).

Функции права социального обеспечения

Сущность социального обеспечения проявляется в его функциях:

  1. экономической;
  2. политической;
  3. демографической;
  4. социально-реабилитационной;
  5. профилактической.

Экономическая функция заключается:

  1. в частичном возмещении заработка или иного трудового дохода, утраченного в связи с безработицей, нетрудоспособностью, а также внутрисемейного содержания в связи с потерей кормильца;
  2. в частичной компенсации дополнительных расходов, вызванных наступлением определенных жизненных обстоятельств (например, наличием детей);
  3. в оказании минимальной денежной, натуральной и иной помощи безработным, малоимущим лицам и семьям;
  4. в предоставлении бесплатных для потребителя медицинских и социальных услуг в пределах государственных минимальных стандартов (например, лекарственной помощи).

Источниками финансирования социального обеспечения служат единый социальный налог (ЕСН), средства бюджетов различных уровней, страховые взносы, а также иные установленные законом поступления. Часть ЕСН перечисляется в виде страховых взносов во внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ (ПФР), Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС), Фонд социального страхования РФ (ФСС). Средства фондов являются федеральной собственностью.

Политическая функция социального обеспечения способствует ослаблению социальной напряженности в обществе, порождаемой чрезмерными различиями в уровне жизни различных слоев населения.

Демографическая функция призвана стимулировать воспроизводство населения, необходимое для нормального развития страны.

Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса инвалидов и других социально слабых групп населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества.

Профилактическая функция заключается в предотвращении возникновения социально-рисковых ситуаций (например, несчастных случаев на производстве).

Метод правового регулирования общественных отношений в сфере социального обеспечения

Метод правового регулирования общественных отношений является важнейшим дифференцирующим критерием разграничения отраслей права. Вопрос о сущности и содержании метода права социального обеспечения является одним из сложных в силу неоднозначности взглядов ученых на эту проблему и находится на стадии научных дискуссий.

Метод правового регулирования — совокупность приемов и способов, используемых законодателем для наиболее эффективного регулирования определенного комплекса общественных отношений.

Всякий отраслевой метод правового регулирования общественных отношений характеризуется не одним каким-либо признаком, а представляет собой целый комплекс средств и способов воздействия на общественные отношения, регулируемые нормами данной отрасли права. Метод не является застывшей правовой категорией, с изменением общественных отношений меняется и содержание метода.

Особенности метода права социального обеспечения:

  1. сочетание централизованного и локального способов установления прав и обязанностей субъектов;
  2. специфические способы определения содержания правоотношений;
  3. отражение специфики юридических фактов, с которыми связано возникновение, изменение, прекращение правоотношений в сфере социального обеспечения;
  4. установление абсолютного характера прав граждан как субъектов социального обеспечения;
  5. специфика санкций, обеспечивающих исполнение обязанностей субъектов, и способа защиты нарушенного права.

Сочетание централизованного и локального способов установления прав и обязанностей субъектов

Ст. 72 Конституции Российской Федерации закрепляет, что вопросы социального обеспечения находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. В соответствии с этим регулирование отношений в сфере социального обеспечения осуществляется как в централизованном порядке посредством принятия федеральных законов, а также направленных на их реализацию иных правовых актов центральных органов государственной власти, так и на региональном (локальном) уровне путем издания соответствующих нормативных актов субъектов Федерации. При этом на федеральном уровне в настоящее время закрепляется определенный минимальный социальный стандарт по социальному обеспечению, который не может быть понижен ни при каких условиях субъектами Федерации, ибо предоставление такого стандарта гарантируется средствами федеральных финансовых источников.

Регулирование пенсионного обеспечения в централизованном порядке осуществляется Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и другими актами, связанными с предоставлением пособий, компенсационных выплат и других видов социальных услуг).

Субъекты Федерации за счет собственных источников и при наличии возможностей вправе устанавливать дополнительные меры социальной защиты: надбавки к пенсиям, пособиям и т.д. Регулирование в области социального обеспечения возможно на муниципальном уровне, а также в рамках конкретного предприятия. Оно выражается в том, что на основе нормативных актов, принимаемых собственником соответствующих финансовых источников, в нецентрализованном порядке предусматриваются дополнительные виды социального обеспечения с целью повышения степени социальной защищенности человека.

Специфические способы определения содержания правоотношений

Права и обязанности субъектов в этой отрасли могут устанавливаться не только нормативным, но и договорным путем. Так, например, договорное регулирование отношений в области социального обеспечения возможно в рамках конкретного предприятия:

  • в коллективном договоре могут быть предусмотрены более льготные условия по сравнению с действующим законодательством (надбавки к пенсиям, досрочный уход на пенсию и т. п.);
  • в индивидуальном трудовом договоре (контракте) могут быть установлены дополнительные виды, условия, повышенные размеры обеспечения по сравнению с предусмотренными нормами права (оказание материальной помощи в случае ухода в отпуск, бесплатное ежегодное санаторно-курортное лечение, бесплатное лекарственное обеспечение в случае болезни и т.д.).
Читайте так же:  Стаж для досрочного назначения трудовой пенсии

Условия, достигнутые при договорном регулировании, не должны ухудшать положение работников по сравнению с законодательством , в противном случае они признаются недействительными. Если же речь идет о более льготном обеспечении, то здесь допускается полная свобода усмотрения.

Отражение специфики юридических фактов, с которыми связано возникновение, изменение, прекращение правоотношений

В данной отрасли почти все юридические факты — это не действия, а события, возникающие, как правило, объективно и не зависящие от воли людей, в результате которых утрачивается возможность самостоятельного обеспечения необходимыми жизненными средствами либо этих средств становится недостаточно (старость, инвалидность, безработица, потеря кормильца, бедность, рождение ребенка, смерть и т.д.).

Правовые отношения по социальному обеспечению в основном возникают при наличии совокупности юридических фактов из сложных фактических составов, которые имеют:

  1. правовые основания обеспечения;
  2. волеизъявление лица, ими обладающего;
  3. решение компетентного органа о назначении вида обеспечения, на который претендует гражданин.

Установление абсолютного характера прав граждан как субъектов социального обеспечения

Общее юридическое положение субъектов социально-обеспечительных правоотношений характеризуется прежде всего тем, что между ними нет ни отношений власти и подчинения, ни отношений равенства. Государство в лице его органов выступает обязанным субъектом. Имущественные права принадлежат гражданам, а соответствующие обязанности возлагаются на компетентные государственные и иные органы.

Кроме того, законодатель исключает усмотренческий подход обязанной стороны в реализации прав граждан на тот или иной вид социального обеспечения, деятельность органов социального обеспечения урегулирована посредством категорических предписаний. Так, например, орган социальной защиты населения не может отказать в назначении гражданину пенсии в связи с отсутствием денег в Пенсионном фонде. Обязанная сторона должна совершить гарантированные действия для реализации права граждан на пенсионное обеспечение. Второй же стороне правоотношения — гражданину предоставлена свобода распоряжения правами.

Специфика санкций, обеспечивающих исполнение обязанностей субъектов, и способа защиты нарушенного права

Специфика санкций в сфере социального обеспечения заключается:

  1. имущественное взыскание может быть обращено только на граждан, которые виновно перепоручили суммы полагающихся выплат. К другому субъекту правоотношения (государственному или иному органу) имущественные санкции не применяются. В случае неполучения гражданами денежных сумм восстановление прав последних производится путем выплаты причитающихся им средств. Такую принудительную выплату нельзя считать санкцией, потому что орган социальной защиты населения не несет материального ущерба, а лишь выполняет свои обязанности;
  2. санкции носят правовосстановительный, а не штрафной характер: граждане возвращают переполученную сумму в полном объеме и дополнительных лишений при этом не испытывают. Кроме того, при предоставлении отдельных видов обеспечения применяются и специфические санкции. Так, например, к лицам, систематически нарушающим правила внутреннего распорядка в доме-интернате, может быть применена такая мера, как выписка из этого учреждения.

Понятие, предмет, метод, система, принципы и источники псо

1. Понятие и виды соц. защиты

Соц. защита– это система мер, осуществляемая обществом и гос-вом по обеспечению гарантированных, минимально достаточных условий жизни по поддержанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека.

Виды соц. защиты:

1. обеспечение пенсиями;

2. обеспечение пособиями;

3. бесплатное мед. обслуживание;

4. предоставление санаторно-курортного лечения;

5. соц. помощь семьям, имеющим детей;

6. обеспечение жильем за счет гос. фондов и т.д.

2. Понятие, предмет, метод и система ПСО

ПСО– это самост. отрасль права, совокупность правовых норм, регулирующих пенсионные и некоторые др. отношения по материальному обеспечению и соц. обслуживанию нетрудоспособных членов общества, предоставлению им действующих льгот и преимуществ, а т/ж тесно связанные и ними процессуальные отношения по разрешению споров и процедурные отношения по установлению юр. фактов.

Предмет ПСО – это совокупность общ. отношений, урегулированных данной отраслью права:

— отношения по пенсионному обеспечению;

— по соц. обслуживанию;

— по выплате пособий;

— по бесплатному мед. обслуживанию;

Метод ПСО– это способы и приемы правового воздействия на те отношения, которые составляют предмет. Это сочетание императивного и диспозитивного метода, при этом в большинстве случаев применятся императивный метод, который выражается в четком нормативно-правовом регулировании соц. помощи и обслуживании.

— сочетание централизованного и локального способов установления прав обязанностей субъектов;

— права и обязанности могут устанавливаться не только нормативным, но и договорным путем;

— все права и обязанности субъектов определены законом и не могут изменяться по соглашению сторон;

— характеризуется спецификой санкций, применяемых к правонарушителям и способы защиты нарушенного права.

Система ПСО– это внутренняя структура, выражающаяся в единстве согласованности составляющих ее норм, а т/ж в их дифференциации на институты:

1. Общая часть раскрывает предмет и принципы ПСО;

2. Особенная часть состоит из 2 институтов, имеющих самост. объект регулирования. Они в деталях регламентируют основания, порядок, условиях, размеры предоставления гражданам различных видов соц. обеспечения (пенсий, пособий и т.д.);

3. Спец. часть состоит из норм, регулирующих межд.-правовые аспекты соц. обеспечения.

Принципы– это руководящие, отправные начала, в соотв. с кот. осущ-ся правовое регулир. общ. отношений.

В общем виде не сформулированы ни в КРФ, ни в иных н/п-а, регулирующих сферу соц. обеспечения. Они м/б выведены из анализа общих, наиболее существенных черт фактического содержания норм права в обл. соц. защиты:

Читайте так же:  Входит ли в доход социальная стипендия

1. всеобщностьозначает, что право на соц. обеспечение имеют все категории трудящихся, военнослужащие, беженцы, переселенцы, безработные независимо от пола, возраста, расы и вероисповедания;

2. всесторонностьозначает, что необходимые услуги предоставляются во всех случаях, когда возникает признаваемая обществом потребность;

3. доступность. Этот принцип реализуется в 2-х аспектах:

— заключается в том, что условие соц. обеспечения реально достижимо;

— гос-во возлагает на соотв. гос. органы, а в ряде случаев и на работодателей обязанность оказывать гражданам содействие в сборе и оформлении необходимых док-тов;

4. принцип различия условий и уровня соц. обеспечения;

5. многообразие видов обеспечения:

мат. помощь– оказывается в форме ден. выплат и выражается в форме пенсий, пособий, компенсаций.

Пенсия– это регулярная ден. выплата (в расчете на месяц), которая производится в уст. законом порядке опред. категориям лиц из внебюджетных фондов и др. источников, предназначенных для опред. целей.

Пособия– это ден. выплаты, назначенные гражданам ежемесячно, периодически или единовременно с целью возмещения утраченного заработка или оказания дополнительной мат. помощи.

соц. обслуживание– заключается в оказании мат. поддержки в натуральной форме или в виде положительных действий со стороны гос. органов или общ. орг-ций в пользу обеспечиваемого. Соц. обслуживание вкл. в себя:

— предоставление ср-в передвижения инвалидов;

— содержание в домах-интернатах и престарелых инвалидов;

— бесплатное проф. обучение инвалидов;

— обслуживание на дому и т.д.

4. Источники ПСО

— ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе гос. пенсионного страхования»;

— ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании»;

— ФЗ «О гос. пенсионном обеспечении в РФ»;

— ФЗ «Об обязательном соц. страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»;

— ФЗ «О гос. пособиях гражданам, имеющих детей»;

— ФЗ «О гос. соц. помощи»;

— ФЗ «О доп. мат. обеспечении гр-н РФ за выдающиеся достижения и особые заслуги перед РФ»;

— ФЗ «Об обязательном мед. страховании в РФ»;

— ФЗ «О погребении и похоронном деле»;

— ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ»;

— ФЗ «О соц. гарантиях гражданам, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний»;

— ФЗ «О соц. защите инвалидов в РФ»;

— ФЗ «О соц. обслуживании гр-н пожилого возраста и инвалидов»;

— ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»;

— Закон Самарской области от 16.07.2004 г. № 122-ГД «О гос. поддержке гр-н, имеющих детей».

Право социального обеспечения как отрасль права: понятие, предмет, метод, система.

Виды социального обеспечения в России.

Социальная защита — это форма выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

удовлетворение жизненных потребностей стариков, инвалидов, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, больных, малоимущих;

охрана здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы.

Социальное обеспечение – предоставление нуждающимся гражданам денежных средств и натуральной помощи:

* Пенсии * Пособия * Компенсации * Субсидии * Дотации

Предметы первой необходимости

Социальное обслуживание – предоставление нуждающимся гражданам социальных услуг бесплатно или по льготным расценкам:

· Стационарное обслуживание престарелых, инвалидов и детей;

· Социальная помощь на дому;

Государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ; Фонд социального страхования РФ; Государственный фонд занятости населения РФ; Фонд обязательного медицинского страхования;

Прямые ассигнования из бюджетов всех уровней.

Право социального обеспечения как отрасль права: понятие, предмет, метод, система.

Право социального обеспечения – отрасль российского права, регулирующая общественные отношения, возникающие в связи с обеспечением граждан в денежной форме, предоставлением помощи в натуральной форме и социальных услуг, а также процедурные и процессуальные отношения.

Видео (кликните для воспроизведения).

· отношения, возникающие в связи с обеспечением граждан в денежной форме,

· отношения, возникающие в связи с предоставлением помощи в натуральной форме

· отношения, возникающие в связи с предоставлением социальных услуг,

· процедурные и процессуальные отношения.

· сочетание централизованного и локального способа установления прав и обязанностей;

· сочетание нормативного и договорного способа установления прав и обязанностей;

· специфика юридических фактов, с которыми связано возникновение, изменение и прекращение правоотношений – почти все события;

· абсолютный характер прав граждан как субъектов социального обеспечения: нет отношений власти-подчинения и отношений равенства.

· Общая часть – нормы, обслуживающие все институты отрасли: субъекты права социальной защиты, основания обеспечения, виды обеспечения, принципы права социальной защиты.

· Особенная часть – состоит из институтов, имеющих самостоятельный объект регулирования: трудовой и страховой стаж, пенсионное обеспечение, пособия, компенсационные выплаты, медицинская помощь и лечение, стационарное и полустационарное обслуживание, обслуживание на дому, консультативная помощь, срочное социальное обслуживание.

Каждый из институтов делится на подинституты.

Источники права социальной защиты.

Источники права социальной защиты – это различные нормативно-правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который составляет предмет данной отрасли.

По юридической силе: законы (Конституция РФ и Федеральные законы) и подзаконные акты

По форме акта: законы, указы Президента, постановления Правительства, постановления и разъяснения Министерства труда и социального развития

По сфере действия: общефедеральные, субъектов РФ, муниципальные и локальные

По кругу лиц: единые и дифференцированные

· в зависимости от объективных производственных факторов (тяжелые, опасные, вредные условия труда);

Читайте так же:  Пенсия по инвалидности военная травма

· в зависимости от природно-климатических условий (районы Крайнего Севера и приравненные к ним районы);

· с учетом субъективных особенностей (женщины, инвалиды, дети, престарелые).

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры являются составной частью российской правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора.

· Всеобщая декларация прав человека

· Конвенции Международной организации труда (МОТ)

Тема 1. Понятие, предмет, метод и система права социального обеспечения

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Библиографический список

Конституция Российской Федерации // Справочная правовая система «Гарант». URL: http://www.garant.ru (дата обращения 25.05.12).

Гражданский кодекс Российской Федерации //Там же.

Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» //Там же.

Федеральный закон от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» //Там же.

Федеральный закон от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» //Там же.

Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» //Там же.

Сергеев Ю.Д. Медицинское право: учебный комплекс: в 3 т. – М: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 784 с.

Сергеев Ю.Д., Мохов А.А., Милушин М.И. Правовые основы фармацевтической деятельности в Российской Федерации: Научно-практическое руководство. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2009. – 480 с.

Лекция 1. Основы теории государства и права ..…………………………………………. 3

Лекция 2. Основы конституционного права………………..……………………..………. 21

Лекция 3. Система органов государственной власти Российской Федерации …………. 37

Лекция 4. Основы гражданского права ……………………………………………………. 55

Лекция 5. Основы семейного права ……………………………………………………….. 73

Лекция 6. Основы трудового права ……………………………………………………….. 87

Лекция 7. Основы административного права ……………………………………………. 133

Лекция 8. Основы уголовного права ………………………………………….………….. 158

Лекция 9. Основы финансового права .……………………………………….………….. 180

Лекция 10. Основы экологического права ..………………………………….…………… 212

Лекция 11. Основы информационного права .………………………………….………. 233

Лекция 12. Правовые основы здравоохранения …………. 267

Вопросы к теме:

1.Понятие социального обеспечения. Понятие, задачи, предмет и метод ПСО.

2. Формы социального обеспечения.

3. Виды социального обеспечения.

Закон «Об основах государственного социального страхования» от 31.01.1995 с изм. и доп. от 06.01.2009

1.Понятие социального обеспечения. Понятие, задачи, предмет и метод ПСО:

Одним из конституционных прав каждого гражданина РБ является право на социальное обеспечение. В соответствии со ст. 47 Конституции РБ гражданам Республики Беларусь гарантируется право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом.

Социальное обеспечение

– это содержание за счет общества некоторых категорий граждан посредством предоставления им специфических благ и услуг.

Социальнымобеспечение называется потому, что оно гарантируется и осуществляется государством от имени всего общества.

Право социального обеспечения (ПСО)

– это отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, призванных регулировать общественные отношения, связанные с обеспечением граждан денежными средствами для их существования в виде пенсий, пособий, предоставления услуг и иными видами социального обеспечения.

Характерные черты ПСО:

1. Самостоятельная отрасль права, т.к. обладает предметом и методом правового регулирования;

2. Молодая отрасль права (с 1970);

3. Одна из важнейших отраслей;

4.Одна из сложных отраслей;

5. Имеет широкую сферу действия;

6. Динамичная отрасль права.

ПСО выполняет следующие задачи:

1.материально-бытовое обеспечение ветеранов, престарелых инвалидов и нетрудоспособных;

2.социально-трудовая реабилитация инвалидов и пенсионеров;

3.задача демографического характера (стимулирование деторождения посредством предоставления пособий и льгот семьям, воспитывающим детей).

Принципы ПСО:

1. всеобщность социального обеспечения;

2. многообразие видов социального обеспечения;

3. дифференциация видов, условий и уровней социального обеспечения: напр., трудовой вклад работника, причина нетрудоспособности, одиночество, достижение 80 лет и т.д.

4. финансирование социального обеспечения за счет обязательных страховых взносов и государственного бюджета, т.е. средства на социальные выплаты сконцентрированы в ФСЗН, но есть выплаты из бюджета, напр. пенсии за особые заслуги перед РБ, социальное обслуживание

Предметом ПСО являются общественные отношения по государственному социальному страхованию и по социальной помощи инвалидам, семьям, имеющим детей.

Метод права социального обеспечения – это способ воздействия норм права на регулируемые ими правоотношения.

В праве социального обеспечении преимущественно используется императивный способ, т.к. гражданам гарантируется предоставление благ государством.

Система ПСО:

¨ Общая часть (субъекты, правовой статус граждан в сфере социального обеспечения);

¨ Особенная часть (трудовой стаж, пенсионное обеспечение, обеспечение пособиями)

2. Формы социального обеспечения. Основные принципы государственного социального страхования:

Социальное обеспечение осуществляется в следующих формах:

1. государственное социальное страхование

(по Закону) – система пенсий, пособий и других выплат гражданам Республики Беларусь за счет средств государственных внебюджетных фондов социального страхования в случаях, предусмотренных Законом.

Для финансирования расходов на государственное социальное страхование образован Фонд социальной защиты населения Министерства труда и соц. защиты РБ.

2. социальное обеспечение за счет средств гос. бюджета

– обеспечение пенсиями военнослужащих, гос. служащих, лиц рядового и начальствующего состава ОВД, гос. безопасности, социальное обслуживание и др.

3. социальное обеспечение за счет средств предприятий, учреждений и организаций:

напр., предприятия вправе производить доплаты к пенсиям ветеранов, оказывать помощь на санаторно-курортное лечение и др., для чего создают соответствующие фонды.

3. Виды социального обеспечения –это способы предоставления благ, при помощи которых государство содействует гражданину в удовлетворении той или иной потребности. Социальное обеспечение осуществляется в следующих видах:

1. денежные суммы,

т.е. пенсии и пособия, компенсации, адресная социальная помощь.

Адресная социальная помощь (по Указу Президента «О гос. адресной соц. помощи») – это социальные пособия на приобретение продуктов питания, лекарственных средств, одежды, обуви, школьных принадлежностей и на другие нужды для обеспечения нормальной жизнедеятельности, а также на оплату (полностью или частично) жилищно-коммунальных услуг, на оплату технических средств социальной реабилитации.

Читайте так же:  Новые налоговые льготы

2. социальное обслуживание,

т.е. деятельность юридических и физических лиц по оказанию социальной поддержки, предоставлению бытовых, медицинских, психолого-педагогических, правовых услуг и оказанию материальной помощи, созданию условий для социальной адаптации и реабилитации граждан и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации (по Закону). К трудной жизненной ситуации относится полная нетрудоспособность — это возраст или инвалидность, сиротство, безнадзорность, отсутствие определенного места жительства. Система социального обслуживания – это комплекс социальных услуг, выраженных в материальной форме и адресованных гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. К услугам относятся: центры обслуживания семей, детей, молодежи, инвалидов, пожилых, специальные клиники для безнадежных больных (хосписы), социальные приюты, центры социальной помощи на дому, стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты), организации социального обслуживания, изготавливающие средства реабилитации.

3. социальные льготы,

т.е. преимущества, полное или частичное освобождение от исполнения установленных обязанностей либо облегчение условий их исполнения в связи с особым социально-правовым статусом гражданина, напр., предоставление бесплатно лекарств, оплата расходов на отдых детей в оздоровительных лагерях, санаториях и т.д.

4. натуральное обеспечение,

т.е. передача нуждающимся лицам в собственность либо в пользование определенных материальных ценностей, напр., обеспечение инвалидов, инв. колясками, автомобилями, протезами, слуховыми аппаратами и т.д.

Понятие, предмет, метод и система ПСО

1. Предмет ПСО составляют несколько групп общественных отношений:

— материальные правоотношения – возникают по поводу предоставления гражданам определенных материальных благ в виде пособий, пенсий, компенсирующих выплат.

— Процедурные правоотношения – по назначению конкретных видов социального обеспечения, а также по установлению юридических фактов, имеющих значение для возникновения основных (материальных) правоотношений.

— Процессуальные правоотношения – возникают в связи с разрешением спора о праве на определенный вид социального обеспечения.

Если орган, осуществляющий назначение пенсий либо ее перерасчет отказал гражданам в назначении конкретного вида пенсий или в ее перерасчете, то его решение может быть обжаловано в вышестоящем органе социальной защиты, а в случае несогласия с решением этого органа спор разрешается в судебном порядке.

Предмет ПСО образуют имущественные отношения публичного характера, складывающиеся в рамках государственной системы по предоставлению денежных выплат, медицинских, социальных и санаторно-курортных услуг, льгот, другой медицинской поддержки лиц, пострадавшим в результате наступления социальных рисков, указанных в законодательстве, а также процедурные отношения по их назначению. Комплекс отношений в сфере ПСО не является однородным.

В нем можно выделить:

1) отношения по пенсионному обеспечению по достижению пенсионного возраста, в связи с наступлением инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, за особые заслуги перед республикой, социальная пенсия.

2) отношения по материальной поддержке материнства и детства, помощи семье в содержании и воспитании детей.

3) отношения по оказанию денежной и натуральной помощи малообеспеченным гражданам.

4) отношения по бесплатному социальному обслуживанию инвалидов, сирот, бездомных, малообеспеченных граждан, безработных лиц, безнадзорных; лиц вернувшихся из мест лишения свободы; лиц, страдающих токсикоманией, наркоманией, алкоголизмом, престарелые.

5) отношения по оказанию бесплатной медицинской помощи и лечению, а также санаторно-курортному лечению.

6) отношения по установлению и предоставлению льгот в сфере социального обеспечения отдельным категориям граждан.

2. Методы:

— Дозволение – дозволяя гражданам при наступлении социально-значимых обстоятельств вступают в конкретные отношения по поводу тех или иных видов социального обеспечения, государство предписывает органам осуществляющих социальное обеспечение объем и меру должного поведения;

— Предписание – для органов;

— Запрет – путем установления запретов государство устанавливает круг действий недозволительных со стороны граждан и органов социального обеспечения
Характерно преобладание дозволения над предписанием и запретом.

При регулировании отношений, входящих в предмет ПСО применяются 2 приема:

— Диспозитивный – метод юридического равенства.

Субъектами социального обеспечения выступают с одной стороны государственные органы, с другой – гражданин, при этом государственный орган является обязанной стороной при наличии у граждан оснований на конкретный вид социального обеспечения, а граждане при наличии установленных законом условий являются управомоченой стороной.

3. Совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенный вид общественных отношений, объединенных в единое целое, образуют соответствующие правовые институты.

В системе ПСО выделяют следующие правовые институты:

1) институт правового регулирования материального обеспечения граждан в старости и при нетрудоспособности.

2) институт правового регулирования обеспечения граждан бесплатным медицинским и санаторно-курортным лечением и обслуживанием.

3) институт правового регулирования предоставления гражданам услуг, льгот и натуральных материальных благ.

Каждый правовой институт регулирует лишь одно типичное правоотношение: одни нормы регулируют общие положения, другие – часть этих отношений.

В соответствии с этим выделяют:

1) основные и генерируемые правовые институты, отрасли ПСО (совокупность их норм объединяет в единое целое с целью регулирования общественных отношений по материальному обеспечению граждан в старости и при нетрудоспособности).

2) функциональные и предметные (совокупность норм непосредственно регулирующих поведение субъектов правоотношений по поводу каждого вида и размера социального обеспечения, устанавливает основания их возникновения, изменения и прекращения).

Видео (кликните для воспроизведения).

3) процессуально-предметные (совокупность их норм регулирует порядок обращения граждан за назначением пособий, пенсий, других видов социального обеспечения, их назначение и выплаты).

Источники

Понятие метода права социального обеспечения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here