Пенсионная реформа в россии информация по стажу

Пенсионная реформа: Украденный миллион, службу в армии и уход за детьми вам «простят»

Государство отказывается от своих социальных обещаний и компенсировать отобранное не намерено

С началом второй декады октября российское интернет-пространство наполнилось тревожными для будущих пенсионеров сообщениями. В частности, многие региональные новостные порталы огорошили своих читателей информацией о том, что с 2019 года Пенсионный фонд России подсчете пенсионного стажа перестает учитывать периоды, обозначенные в части 1 статьи 12 ФЗ № 400, если до или после них не было трудовой деятельности, являющейся поводом для отчислений. И к этим периодам, в частности, относятся: служба в армии или во вневедомственных структурах, уход за ребенком до полутора лет, временная нетрудоспособность, уход за инвалидом 1 группы или ребенком-инвалидом, а также пожилым гражданином от 80 лет, период получения пособия по безработице и период обустройства в процессе переезда в другой регион с целью осуществления трудовой деятельности. При этом в качестве первоисточника информации называлась пресс-служба самого ПФР без гиперссылок на печатный текст.

В попытках выяснить, не является ли фейковой эта информация, «СП» обратилась за разъяснениями в пресс-службу отделения ПФР по Москве и Московской области. К сожалению, ни подтвердить, ни опровергнуть эту информацию его представители оперативно не смогли. «Мы не можем ничего сказать вам по этому поводу, — ответили на том конце провода (запись разговора имеется в распоряжении редакции „СП“). — Если вам нужен какой-то пресс-релиз или подробное разъяснение по этому поводу, вы можете прислать нам официальный запрос, а мы перенаправим его нашим специалистам, которые адекватно разложат все по полочкам. На это требуется, как правило, несколько дней, потому что законодательство очень объемно и учитывает много нюансов».

Подобная реакция позволила предположить, что либо эта информация не соответствует действительности, либо одна структура ПФР не ведает, что творит другая.

В экспертной среде подобная новость также стала довольно неожиданной, поскольку, по их информации, через трехстороннюю комиссию в последнее время никаких подобных законопроектов не проходило. Многие из тех, к кому обратилась за разъяснениями «СП», безапелляционно заявили, что даже в перспективе такую новацию обсуждать бессмысленно, потому что на фоне пенсионной реформы и повышения пенсионного возраста такие решения имели бы крайне печальные политические последствия, сопоставимые с выстрелом в собственную ногу (и это еще очень мягко выражаясь).

К тому же, заметил, в частности, проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов, ПФР не может самостоятельно принимать решения, включать или не включать тот или иной период в стаж, для этого должны быть законодательные основания.

— Честно говоря, эта вся эта ситуация выглядит странно, потому что я в последнее время ни о каких подобных системных решениях не слышал, — подытожил он. — Могу допустить, что имела место некая частная ситуация, что кому-то где-то что-то не зачли по какой-то индивидуальной причине.

— Хотя совершенно очевидно, — отметил руководитель правового департамента Конфедерации труда России, член Ассоциации «Юристы за трудовые права» Олег Бабич, — что бюджет Пенсионного фонда от этого только выиграл бы, а россияне, которые по старым правилам могли бы уже получать пенсии, будут вынуждены ждать и работать еще какое-то время.

«СП»: — Наша система школьного образования построена таким образом, что практически сразу же после окончания 11 класса мальчики отправляются на службу в армию, если не получают отсрочек для дальнейшего обучения. То есть их, по факту, эти изменения принудили бы их вступать в трудовые отношения позже и работать, соответственно, дольше? Равно как и молодых мам, не имеющих стажа до рождения ребенка?

«СП»: — Если еще учесть, что параллельно с этим вырастут требования к минимальному количеству пенсионных балов, необходимому для получения, опять же, минимальной пенсии, то получать выходное пособие по старости последующим поколениям россиян стало бы все сложнее и сложнее?

— Да все и так сделано для того, чтобы люди как можно больше работали и отчисляли. По принципу «работайте, солнце еще высоко».

«СП»: — И как же подобная новация стала бы коррелировать с заявлениями правительства о том, что после пенсионной реформы у россиян заметно повысятся пенсии и вообще вырастет благосостояние?

— Ну формально-то пенсия для уже вышедших на покой россиян повышается. На 500 рублей в год безотносительно той индексации, которая проводится. Но при этом никто почему-то не учитывает — и об этом всегда говорили профсоюзы — что в связи с переносом срока выхода на пенсию люди недополучат в абсолютных цифрах гораздо больше, чем то, что им обещается сейчас.

«СП»: — Каким образом?

— Смотрите, предположим, в той же Москве мужчина, имеющий нормальный двадцатилетний стаж, выходит на пенсию по-старому, в 60 лет, и получает ежемесячную среднюю выплату в размере 15 тысяч рублей. Умножаем эту сумму на 12, по количеству месяцев в году, а затем на 5, по числу прибавленных пенсионной реформой лет. На выходе получаем 900 тысяч рублей. Вот столько бы мужчина получил, выйди он на пенсию на 5 лет раньше.

Теперь, помните, нам обещали, что после выхода на пенсию на 5 лет позже размер выплат будет увеличиваться на 1 тысячу рублей ежемесячно, то есть на 12 тысяч в год? Даже если мой, так сказать, возраст дожития составит хотя бы 15 лет, то сколько за все это время я бы получил? Умножим 12 тысяч на 15, получим 180 тысяч. Вот так, отняв у россиян практически миллион, правительство потом предлагает нам максимум 180 тысяч. Если правительство полагает, что россияне с основными законами математики уже не дружат, то это зря. Подобные утверждения принимались бы на ура только в том случае, если чиновники провели бы очередную реформу образования, полностью исключив из программы математику.

Впрочем, как показали дальнейшие журналистские изыскания, все предположения экспертов оказались пророческими. Потому что, похоже, власть все же неосмотрительно выстрелила себе в ногу на фоне повышения пенсионного возраста. И этим самым выстрелом стало Постановление № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», подписанное главой правительства Дмитрием Медведевым аж 2 октября 2014 года, и с тех пор неоднократно подвергавшееся редакции.

Читайте так же:  Льготная пенсия врачам частных клиник

В самом начале документа (глава I, пункт 2, подпункт В) указывается, что в страховой стаж включаются «иные периоды», в число которых, помимо прочего, входит:

  • период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей»; (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации № 546; № 813);
  • период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;
  • период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет;
  • период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;
  • период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет.

Однако затем (глава XVIII, пункт 51) уточняется, что «иные периоды, предусмотренные подпунктом „в“ пункта 2 настоящих Правил, засчитываются в страховой стаж при условии, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности независимо от их продолжительности, предусмотренные подпунктами „а“ и „б“ пункта 2 настоящих Правил».

Примечательно, что на сайте ПФР еще с 19 февраля 2019 года висит похожее сообщение. В котором отделение ПФР по Москве и Московской области (то самое, руководящие сотрудники которого не смогли в телефонной беседе с «СП» ни подтвердить, ни опровергнуть сведения) информирует граждан, что «периоды ухода за ребенком засчитываются в страховой стаж, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) другой деятельности (независимо от их продолжительности), за которые уплачивались страховые взносы на обязательное пенсионное страхование». А также напоминает, что уход за детьми до 1,5 лет, уход за нетрудоспособными гражданами, служба в армии по призыву в страховой стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии за длительный стаж (42 года для мужчин и 37 лет для женщин), не засчитываются.

— Служба в армии, — высказал свое мнение по этому поводу руководитель департамента социального развития аппарата Федерации независимых профсоюзов России, кандидат экономических наук Константин Добромыслов, — это государственная повинность. И государство должно бы, извините меня, это компенсировать и, соответственно, уплатить страховые взносы и засчитать их. Оно призвало человека в армию, оно оторвало его от учебы, от работы, от семьи. Оно должно бы платить столько, чтобы по нынешней пенсионной формуле получался хотя бы один балл. Что касается ухода за ребенком до полутора лет, то здесь надо разводить определенные вещи.

«СП»: — Какие именно?

— Если молодая мама ни до, ни после рождения ребенка не работала, и, соответственно, работодатель за нее в эти периоды страховые взносы не уплачивал, это одно. Но ведь у нас государство как бы стимулирует демографию и рождаемость. Соответственно, оно эти периоды оплачивает. И вот тут встает вопрос — государство это делает всегда, или все же для этого нужны трудовые отношения? Государство же пообещало, что страховые взносы при этом будут осуществляться из федерального бюджета, тогда при чем тут вообще работодатель?

«СП»: — А вот такую трактовку законодательства не стоит ли рассматривать как некую коварную игру ПФР со стажем россиян?

— Интересный вопрос. Тут необходимы консультации со специалистами ПФР, что конкретно имеется в виду в этом случае. Вполне возможно, что это невнимательный клерк как-то неправильно что-то скопировал, а это потом так и попало на вывеску. Иначе выходит, что государство, пообещавшее россиянам платить за рождение детей и службу в армии, отказывается от своих обязательств, ведь работодатели-то тут ни при чем.

Что же, учитывая неослабевающее внимание своих читателей к теме пенсионной реформы, «СП» направит официальные запросы в Пенсионный фонд России с просьбой разъяснить ситуацию с начислением страхового стажа по новым правилам. А после получения официального ответа вновь обсудит с экспертами этот вопрос.

Пенсионная реформа в россии информация по стажу

Правила исчисления трудового стажа для назначения пенсии претерпели изменения после того, как вступила в силу пенсионная реформа. При этом с 2020 года граждан ждут еще несколько нововведений, сообщает PRIMPRESS.

Как поясняет юрист Ирина Сивакова, законодательство различает несколько видов стажа – это страховой и нестраховой. Но независимо от того, к какому типу относится стаж, существуют обстоятельства, когда Пенсионный фонд РФ не засчитает его для назначения пенсии.

Так, например, в ПФР не примут периоды стажа гражданина за 2019 и 2020 годы, когда работодатель не отчислял за него страховые взносы в организацию.

«В последнее время, к сожалению, подобных фактов становится все больше: ведь даже при полной оплате работодателем страховых взносов отсутствие отчета влечет невозможность зачислить страховые взносы на лицевой счет работника», – констатирует юрист.

Именно поэтому гражданам рекомендуют самостоятельно отслеживать периоды своего стажа на сайте ПФР в личном кабинете. Ведь по вине работодателя в общую копилку могут не попасть и периоды работы в тяжелых или опасных условиях, что будет обидно вдвойне.

С 2019 года граждане могут снизить свой пенсионный возраст на два года, для этого нужно набрать определенное количество стажа: 42 года нужно подтвердить мужчинам, 37 лет – женщинам. И в данном случае применяются особые правила начисления стажа, в который включаются только страховые периоды, то есть те, за которые поступали отчисления в ПФР.

Соответственно, не будут в данном случае (то есть при назначении досрочной пенсии) учитываться периоды обучения в средних и высших учебных заведениях; ухода за ребенком до 1,5 года; службы в армии; ухода за инвалидом или престарелым человеком; получения пособия по безработице и прочие т. н. нестраховые периоды.

Кроме того, отмечается, что в «сельский» стаж (а специалистам, проработавшим на селе, полагается надбавка 25%) не будет включаться служба в армии, а также другие «нестраховые» периоды, перечисленные выше.

Пенсия и стаж: новости и изменения в России

Новости указывают на то, что пенсия и стаж претерпели значительные изменения в ходе проведения реформы в стране. Гражданам теперь требуется иметь большее количество выработки, чем ранее.

Стаж для пенсии по новому закону

Корректировки в стаже, необходимом для выхода на заслуженный отдых, произошли с начала 2020 года. Только при наличии минимальной выработки гражданин может рассчитывать на получение страховых выплат.

Читайте так же:  Налоговые льготы для ооо с инвалидами

До недавнего времени нужно было иметь 5 лет стажа, чтобы выйти на пенсию. В октябре 2019 года Президент подписал Указ, вносящий коррективы в систему обеспечения граждан, находящихся на заслуженном отдыхе.

Последние новости о повышении пенсии и стажа указывают на то, что до 2024 года будут постепенно вводиться новшества. Достижение необходимого возраста является не единственным условием, в соответствии с которым происходит назначение выплат.

Также гражданину нужно:

  • заработать стаж в размере 10 лет. Ежегодно показатель повышается на единицу. Указано, что предельная выработка с 2024 года должна равняться 15 годам;
  • накопить пенсионные баллы. По состоянию на 2020 год это значение равно 18,6. С каждым годом эта цифра растет, пока не достигнет отметки 30.

При соблюдении указанных условий назначается страховое пособие. При этом, выплаты могут быть на досрочном основании.

Реформа и стаж

Проводимая реформа не сказалась на повышении выработки, которую нужно иметь для выхода на пенсию. Изменения в данном направлении произошли ранее. Основанием внесения корректив стал в Федеральный закон №400 от 2013 года «О страховых пенсиях».

Статья 8 указанного акта предусматривает, что для оформления выхода на заслуженный отдых необходимо иметь 15 лет стажа. Однако повышение происходит не сразу, а постепенно. Запланировано, что к 2024 году будет достигнут такой показатель.

В настоящее время в стаж включены:

  • периоды, когда гражданин осуществлял трудовую деятельность. Главное условие – чтобы на протяжении всего этого времени перечислялись взносы в ПФР;
  • промежутки, упитывающиеся при расчете выработки. В том числе, время, пока лицо ухаживало за детьми или престарелыми родственниками.

Новости о пенсии сообщают, что стаж в 2020 году также повышен на 1 и составляет 11 лет. Это значение минимально. Для граждан, имеющих большое количество выработки, предусмотрена возможность пойти на заслуженный отдых раньше.

Для этого нужно наработать стаж в размере 42 лет для представителей мужского пола и 37 лет женщинам.

Если нет страхового стажа, будет ли пенсия

Когда у гражданина не хватает выработки для оформления страховой выплаты или стажа вовсе нет, назначаться будут социальные пособия. Для этого нужно достичь определенной возрастной категории.

Ранее применялся возраст для мужчин – 65 лет, для представительниц женского пола – 60 лет. Сейчас показатель по правилам увеличился на 5 лет по сравнению с указанными цифрами.

После проведения реформы оформить социальную пенсию можно при достижении 65 и 70 лет. Размер обеспечения равняется прожиточному минимуму. Данная сумма подлежит ежегодной индексации.

В 2020 году пособие было увеличено на 3,8%. Если величина выплаты составляет менее ПМ, то гражданину положена доплата.

Право на досрочную пенсию и реформа

С принятием решения о повышении возраста, власти указали, что некоторые категории граждан имеют право на досрочное оформление пенсионного статуса.

К ним отнесены:

  • граждане, имеющие нужное количество стажа;
  • лица, воспитавшие 2 и более детей;
  • те, кто трудился в условиях Крайнего Севера;
  • работники правоохранительных органов;
  • учителя и врачи;
  • сотрудники вредных и опасных производств.

При наличии северного стажа лицо получает возможность пойти на пенсию раньше. Уменьшается возраст на 5 лет по сравнению со стандартной ситуацией. В 2020 году женщины оформляют досрочный выход на заслуженный отдых в 51,5 лет, мужчины – 56,5 лет.

С течением времени эти показатели достигнут 55 и 60 лет.

Военная пенсия с 2020 года

Видео (кликните для воспроизведения).

Последние новости предусматривают возможность оформления пенсии по смешанному стажу военным. Для этого гражданину нужно иметь выработку по гражданским профессиям и выслугу на военной службе.

Эти показатели составляют:

  • мужчинам требуется наработать общий стаж в размере 25 лет. При этом половина должна приходиться на военную службу. Минимальное значение – 12,5 лет;
  • женщинам нужен стаж в размере 20 лет. Половина из них, то есть 10 лет, отводится на прохождение службы.

Данные условия нужно соблюдать при выходе на пенсию по выслуге. Если оформляется пенсия по старости, то эти показатели не учитываются. Во внимание принимается достижение лицом возрастной категории, введенной Федеральным законом №350 от 2019 года.

Также потребуется накопить нужное количество пенсионных баллов и минимальный стаж. В этом случае он равен 11 годам.

Таким образом, условия реформы не предусматривают изменение показателей стажа для выхода на заслуженный отдых. В 2020 году произошли коррективы, связанные с повышением пенсионного возраста.

Пенсионная реформа в россии информация по стажу

Новая, куда более радикальная пенсионная реформа ожидается в России. Изменения будут еще «страшнее» для населения, чем повышение пенсионного возраста, принятое чуть более года назад, уверены эксперты, сообщает PRIMPRESS.

Как пишет «Росбалт», ситуацию обсуждали на недавнем Гайдаровском форуме – 2020. По словам замдиректора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрия Горлина, повысить пенсионный возраст в России в 2018 году было просто необходимо. Без этого ситуация стала бы критической.

Так, по подсчетам экономистов, без проведения реформы к 2050 году на одного пенсионера в стране приходилось бы 0,85 работника. Сейчас этот показатель будет равен 0,99, что тоже не самый лучший вариант.

Горлин уверен, что одним повышением пенсионного возраста дело не закончится. Власти должны принимать новые меры.

«В первую очередь это повышение требований к стажу. Сегодня достаточно отработать 11 лет, через некоторое время будет 15 лет, но этого все равно недостаточно для балансировки системы. Наряду с этим нужно реформировать систему досрочных пенсий, менять ставку страховых взносов», – сказал эксперт.

Существуют разные точки зрения о том, какой должна быть пенсионная система будущего. «Есть мнение, что страховые пенсии на горизонте 50 лет должны трансформироваться в пособия по нуждаемости, которые будут выплачиваться тем, кто прекратил работать по старости или по каким-то другим основаниям. Другая концепция, и я считаю ее более реалистичной, заключается в том, что пенсионная система в обозримой перспективе сохранит страховой характер, основанный на принципах солидарности поколений», – отметил эксперт. Главное, по мнению Горлина, чтобы о грядущих переменах было известно заблаговременно, на много лет вперед.

В том, что новая реформа пенсионной системы необходима и неизбежна, все участники дискуссии оказались единодушны. «Мы живем на переломном этапе, когда происходит поиск абсолютно новой парадигмы развития пенсионных систем и у нас, и во всем мире. Но наше основное ведомство, которое должно отвечать за пенсии, Министерство труда, как мне кажется, концептуально к этому не готово», – считает глава Центра правового обеспечения социально-экономических реформ Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ Юрий Воронин.

Читайте так же:  На сколько процентов повысят пенсии мвд

«Больше стажа»: что будет вместо повышения пенсионного возраста?

Идея повышения пенсионного возраста все активнее муссируется в чиновничьих кругах на протяжении последних нескольких лет и на это есть ряд весомых причин. Сама пенсионная система испытывает огромные трудности, касающиеся, в частности, непреодолимого дефицита, покрываемого за счет федерального бюджета, нехватки трудоспособного населения для содержания пенсионеров и размера пенсионных выплат для стариков. Несмотря на существующие проблемы, пойти на столь непопулярный шаг, как повышение возрастного ценза выхода на пенсию, правительство и сам «гарант конституции» не могут.

Ранее считалось, что в Кремле ждут весенних президентских выборов, после проведения которых и началась бы активизация «повышенческих» настроений. Но сегодня СМИ сообщают, что власти ищут альтернативные варианты, так как повышение пенсионного возраста, очевидно, будет крайне негативно воспринято многострадальным российским обществом. В контексте этого чиновники все активнее обсуждают модель, по которой повысится страховой стаж, необходимого для заслуженного отдыха. Интересно, что похожую модель выбрали и украинские чиновники в так называемой пенсионной реформе, проведенной в Украине этой осенью. Более того, страховой стаж и так уже постепенно растет, к чему приводит введенная ранее балльная система начисления пенсий.

Затягивание реформы

О том, что в Кремле рассматривают модель роста страхового стажа, необходимого для выхода на пенсию, 22 октября сообщили «Ведомости», ссылаясь на анонимные инсайдерские источники и слова как минимум нескольких высоких госслужащих. По утверждению издания, чины уверены, что одномоментный рост пенсионного ценза приведет к общественному негодованию и социальным всплескам, а постепенное не позволит добиться необходимых пенсионному фонду финансовых показателей. Приближенные к Кремлю чиновники считают, что рост страхового стажа позволит сконцентрироваться бюджете фонда. Во-первых, это стимулирует россиян пенсионного и предпенсионного возраста, дольше работать, во-вторых – позволит повысить количество пенсионеров с повышенными выплатами. В конце концов, чиновники указывают на то, что люди будут заинтересованы выходить из теневого сектора экономики.

«Возрастной вопрос и идеи его повышения отошли на второй план, сегодня в Кремле обсуждается другая модель», — утверждает источник издания. Такую идею поддерживают и в кабмине, понимая все последствия, поэтому рост возрастного ценза – стратегически неверный для них шаг. Там также считают, что повышенный нижний предел стажа будет склонять людей к выходу людей из тени. Чем обусловлено такое мнение чиновников, остается загадкой – вопрос выхода из тени, это вопрос взаимодействия властей и работодателей, но точно не воли самих работников. К тому же повышения страхового стажа, необходимого для выхода на пенсию, также не стоит ждать одномоментно, поэтому все это больше напоминает искусственное и неизбежное затягивание реформы. Поможет ли оно в таком случае избежать повышения пенсионного возраста?

Некоторые из участвующих в дискуссии на высшем уровне уверены что да. Однако, в таком случае пенсионная система потребует «перестройки». Прежде всего, изменить придется пенсионную формулу, рассчитывая размер страховых выплат в качестве доли от заработка, в зависимости от периода времени, за который осуществляется трудовая деятельность: чем больше стаж, тем выше процент от средней зарплаты. На сколько конкретно может быть повышен страховой стаж, источники издания решили не уточнять.

Впрочем, как в Администрации президента, так и в Правительстве сам факт обсуждения данного вопроса официально отрицают. Мол, взгляды на пенсионную реформу у всех разные, а за последние 2 месяца совещаний по этому поводу не проводилось.

Стажа хватает и так

Напомним, что сегодня пенсионный возраст в России дифференцирован по гендерному признаку и составляет 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Сегодняшний пенсионный минимум, необходимый для выхода на заслуженный отдых в таком возрасте, составляет 7 лет страхового стажа и пенсионный коэффициент (количество баллов) не менее 11,4. Как минимальный страховой стаж, так и количество необходимых баллов от года к году и так будут расти – к 2025 году они составят 15 лет и 30 баллов соответственно. Причем количество накопленных баллов тоже непосредственно привязано к количеству лет стажа и объему отчислений, которые работник делает на своем профессиональном пути.

Гражданин получает баллы за каждый год своей работы по месту официального трудоустройства. Стоимость одного балла ежегодно определяется государством и ежегодно растет. Сегодня, например, он стоит 78 рублей, а максимальный объем, который могут дать отчисляемые работодателем пенсионные отчисления – это 8,2 балла. С 2021 года верхний предел накопленных за год баллов составит 10. То есть теоретически, имея высокую зарплату после 2021 года, заработать необходимый минимум баллов можно за три года. Для этого и установлено минимальное ограничение в 15 лет, которое чиновники предлагают увеличивать. Но даст ли это ожидаемый эффект?

Как считают в Центре стратегических разработок, чью позицию приводит «РБК», увеличение страхового стража едва ли решит проблемы пенсионной системы. В РАНХиГС уверены, что проблем со стажем у россиян как раз таки и нет – среднестатистический стаж у работника, выходящего на пенсию, составляет 30-35 лет. Это, конечно, средняя температура по палате, и нам знакомы множество примеров, когда люди фактически отработав такой стаж по факту его не получали.

В любом случае главной задачей чиновников, является не повышение стажа или возраста, а изменение существующей сегодня динамики, когда количество пенсионеров повышается, а количество трудящихся, которые их содержат, снижается. Хоть как-то повлиять на это, по мнению экспертов из НИФИ, может лишь повышение пенсионного возраста. В перспективе 10-15 лет это позволит повысить уровень пенсий на 30-40%, уверены ученые. В любом случае это слишком сложный и противоречивый вопрос, который не смогут решить без учета мнения населения. А вот его мнение для всех очевидно.

Без реформ обречены

При всем этом 150-миллионная Россия продолжает иметь один из самых низких пенсионных возрастов на просторах постсоветского пространства. Даже Беларусь пришла к выводу, что пенсионный возраст необходимо постепенно повышать. Ежегодно возрастной ценз растет на полгода, и так будет продолжаться, пока он не достигнет 58 и 63 лет для женщин и мужчин соответственно. В России ежегодно находится все больше сторонников реформы и повышения. Одним из наиболее влиятельных лоббистов выступает Алексей Кудрин и его Центр стратегических разработок. Он уже давно предлагает не просто поднять пенсионный возраст, но и уравнять его, установив общий ценз в 65 лет для всех. По его мнению, это несправедливо, когда меньше живущие мужчины на целые 5 лет позже выходят на пенсию.

Правда, в опубликованной Центром стратегии развития страны содержаться менее радикальные изменения – эксперты предлагают поднять ценз для женщин лишь до 63 лет. Кудрин уверен, что это единственный шанс избежать бюджетного коллапса в ближайшие 20 лет. Сырьевые доходы страны продолжают падать, расходы, на социальные услуги, медицину и прочие потребности населения, наоборот, будут расти, а население стареть. По оценкам того же Международного валютного фонда, социальные расходы России могут вырасти на 5% ВВП. Итоговая цель – сократить объем вливаемых в Пенсионный фонд федеральный средств за счет сокращения его дефицита. Плановый проект бюджета на будущие три года уже предусматривает сокращение трансфертов. А это, кстати, неминуемо приведет к сокращению самих пенсий. По официальным прогнозам, к 2020 году сокращение реальных выплат составит около 2%.

Читайте так же:  Есть повышение по потере кормильца

В итоге это заставит больше половины работающих пенсионеров продолжать работать. Результаты опросов утверждают, что выйти на пенсию они смогут лишь тогда, когда положенные им выплаты достигнут хотя бы 40% от трудового дохода. И повышение страхового стажа в такой ситуации никоим образом не сыграет на пользу бюджету – ведь его конечная цель – отсечь хотя бы некоторую часть потенциальных пенсионеров и отсрочить их выход на заслуженный отдых. В условиях низких доходов россиян, логично было бы повышать количество баллов, необходимых для выхода на пенсию, повышая их стоимость. Например, повышая их количество не до 30, а до 70 баллов. В ЦСР уверены, что экономия от таких решений составит не меньше 100 млрд рублей.

И после президентской кампании, этот вопрос, очевидно, обретет новый виток противоречивых и массовых обсуждений. И какой бы тема повышения возраста болезненной ни была, ее постоянное обсуждение толкает идею в массы, находя все больше сторонников. Возможно, именно на это и рассчитывают лоббисты?

«27 лет пенсионных реформ»: история пенсионных изменений в РФ

Каждый, кому повезло в здравом уме и светлой памяти прожить последние 27 лет после развала Союза и обретения Россией государственного суверенитета, прекрасно помнят о бесчисленном количестве реформ, внедренных за это время. Бесспорным лидером реформирования, конечно же, стала многострадальная пенсионная система. На протяжении всех этих лет не проходило и года, чтоб условия назначения пенсий так или иначе не менялись: от 1990 года, коим и датируется появление принципиально новых государственных пенсий, и до 2017 года, с которого был дан старт невиданного ранее для отечественных пенсионеров повышения возрастного пенсионного ценза.

В общем же, по нашим подсчетам, за это время можно выделить семь главных этапов реформирования. Каждый из них выполнял собственную функцию и преследовал собственные цели, но все они преподносились общественности в качестве единственно верной панацеи. Само собой, что без них никуда – переход к рыночной экономике требовал совершенно иных источников финансирования. Однако за 27 лет реформ стабильно функционирующей и действенной модели найдено так и не было. Сколько еще новаций ждет пенсионную систему, боимся, не ответит никто. Мы же решили составить краткий календарь пенсионных реформ, который нам уже повезло пережить.

1990 год. Пенсия выполняет страховые функции

Новая история российских пенсий берет свое начало в 1990 году, с момента принятия закона о госпенсиях. Документом вводилось 4 вида пенсий, вызванных старостью, инвалидностью, потерей кормильца и выслугой лет, что было под копирку перенесено с советской модели. Но были и принципиальные изменения, например, изменился источник финансирования: вместо бюджетных денег, пенсии стали выплачивать из средств, совокупно аккумулируемых за счет отчислений работодателей и работников. Таким образом, российская пенсионная система получила страховой статус. Для администрирования платежей и управления всей этой денежной массой был учрежден ПФР.

Новый закон предполагал внедрение новой формулы расчета пенсий: в страховой стаж входил не только период работы, но и перед вынужденного отсутствия – службы в армии, декрета, ухода за больными и т.д; сама же пенсия рассчитывалась за любые 5 лет труда. Кроме того, введен минимальный предел назначения пенсий, обозначенный прожиточным минимумом и институт индексации пенсий.

1992 год. Рождение НПФ

К удивлению автора этих строк, НПФы родились гораздо раньше, чем в обществе зародился класс граждан, способных самостоятельно откладывать себе на пенсию. И действительно, НПФы появились в 1992 году в результате выхода соответствующего президентского указа. И как оказалось, интерес в определенных кругах действительно – за следующие 2 года в России появилось около 350 подобных организаций, привлекающих накопления на старость от населения. Ввиду возросшей популярности таких организаций, возникла необходимость в контроле над ними, в результате чего была создана Инспекция НПФ, которая правда на сегодня уже упразднена.

Стоит отметить, что уже тогда негосударственная пенсия воспринималась в качестве дополнительного источника финансирования, в качестве бонуса к государственной пенсии. При этом накопления принимались как от организаций, дополнительно финансирующих пенсии собственных сотрудников, так и от самих граждан. Федеральный закон, регулирующий деятельность фондов, появился лишь через 6 лет, когда стала понятна роль НПФов в финансировании будущих пенсий. Главным в этом всем можно считать появление законодательного закрепления обязательств фондов перед его участниками.

Проект закона об учете службы в армии в стаж для досрочного выхода на пенсию мужчинам

В июне 2020 года депутаты Госдумы от фракции ЛДПР предложили рассмотреть Проект закона № 725662-7. Данный акт предусматривает включение времени прохождения службы в армии в страховой стаж, который дает возможность пойти на пенсию ранее установленного срока.

О том, что такой акт разработан, сообщил глава комитета по соц. политике Я. Нилов. При условии одобрения нового порядка расчета стажа, правила будут действовать с начала 2020 года.

К Законопроекту членами фракции ЛДПР сформировали пояснительную записку. В ней отражается, что исключение указанного периода из выработки вводит неравное положение для граждан.

Это относится к тем, кто выполнил свой долг, связанный с прохождением службы в армии и лицам, не служившим. В том числе, среди них могут быть и такие, кто уклонился от службы.

Ответ на законопроект по стажу военных

В пакете документации, внесенном в Государственную Думу, содержится заключение, сделанное Правительством страны. Власти не поддерживают такой законопроект.

Причинами на то стали:

  • предложенные положения не отвечают условиям назначения досрочных пенсионных выплат. Это относится к лицам, которые имеют значительный стаж;
  • введение в действие такого закона предаст преимущество гражданам, проходившим службу в рядах призывников по отношению к другим категориям военнослужащих;
  • не предусматриваются источники, за счет которых будет происходить финансирование вновь возникающих расходов.

В связи с этим, Госдума отклонила рассмотрение указанного законопроекта.

Повышение пенсионного возраста

В связи с принятием Федерального закона №350 от 2019 года «О внесении изменений…» введены коррективы в предельный возраст, с которого можно оформить выход на заслуженный отдых. Установлено, что повышение происходит постепенно. К примеру, в 2020 году увеличение данного показателя произошло на полгода.

Читайте так же:  Какая пенсия в полиции по выслуге лет

Пойти на пенсию в настоящее время могут представительницы женского пола, достигшие 56,5 лет и мужчины – 61,5 лет. В таблице отражены измененные значения с течением времени.

Год Возраст
2020 56,5 и 61,5 2021 58 и 63 2022 59 и 64 2023 и далее 60 и 65

Также предусматривается повышение страхового стажа и пенсионных баллов, необходимых для оформления выхода на заслуженный отдых.

1995 год. Первая реформа

В 1995 году в правительстве впервые заговорили о несовершенстве действующей пенсионной системы. В результате кабмин разработал и принял «Концепцию реформы», результатом которой должно было стать создание 3-уровневой системы пенсий:

  • Социальная пенсия являлась «фундаментом» – ее предлагали выплачивать всем без исключения россиянам, достигшим пенсионного возраста и оставившим трудовую деятельность. Ее размер был фиксированным для всех, независимо от стажа, льгот, места работы, зарплаты и иных особенностей. Единственное, что учитывалось – ранее установленный минимум для пенсий.
  • Страховая пенсия стала одним из главных инструментов финансирования жизни пенсионеров. Она, по задумке авторов реформы, предполагала учет участия в страховой системе каждого отдельного получателя пенсии. Именно тогда было решено учитывать продолжительность работы и размер личного взноса каждого гражданина.
  • Накопительная негосударственная пенсия воспринималась в качестве бонуса, который добавлялся к двум другим пенсия. Само собой, что финансировать собственную дополнительную пенсию могли лишь единицы.

В целях реализации предложенных мер, Пенсионный фонд стал собирать персональные данные граждан и фиксировать отчисления каждого из трудящихся. Собранные данные фиксировались на индивидуальном страховом счету, благодаря которому каждый мог при необходимости узнать о размере пенсии, на которой он на момент запроса мог бы претендовать.

2002-03 годы. Вторая пенсионная реформа

После 00-х была предпринята новая попытка реформировать российские пенсии. В кабмине провозгласили переход от солидарной системы к распределительной, согласно которой все собранные деньги не распределялись между пенсионерами, как это было до этого, а формировались в системе страхования, исходя из размера, рассчитанного по специальной формуле. Трудовую пенсию тогда решили рассчитывать по двум составляющим: страховой и накопительной. Страховую часть считали исходя из отработанного стажа и размера страховых взносов, внесенных на каждого из трудящихся, с учетом минимума, закрепленного законом за каждым застрахованным. Накопительную же часть ввели лишь для граждан, которые родились после 1967 года – в нее вошли часть уплачиваемых страховых взносов и доход, полученный от их инвестирования.

2008 год. Первое софинансирование пенсий

Уникальная для российского рынка программа софинансирования пенсионных выплат за пределами пенсионной системы впервые появилась еще в 2008 году. Суть ее была в удвоении государством тех взносов (в пределах 12 тыс. в год), которые добровольно внесет гражданин, на протяжении десяти лет с момента вхождения в программу. Минимальный годовой платеж со стороны участников не мог быть ниже 2 тыс. рублей, максимальный предел ограничен не был. Возможность участия в качестве третьей стороны получал работодатель страхователя. Принять участие в программе, которая получила название «1000+1000», можно было до начала 2015 года. С начала 2015-го прием в нее закрыт, однако около 16 млн россиян остаются активными участниками данного софинансирования.2013-15 годы. Третья реформа: «Глобальная»

В конце 13-го года парламент принял новый закон о страховых пенсиях, который смог стать отправной точкой в новой реформе отечественных пенсий. До конца 15-го года была продлена возможность определиться с накопительной частью пенсий: или 6% или отказ от нее. Знаковым моментом стал отказ от рассылки писем с результатами накоплений – теперь узнать объем накоплений на своем пенсионном счету предлагалось через сайт госуслуг. В число приятных новостей вошло повышение страхового тарифа для ИП на 100% — с начала 2014 года им необходимо было уплачивать около 33 тыс. рублей в год.

Знаковым событием 2014 года стала заморозка пенсионных накоплений, продолжающаяся и по сей день. Причем даже для тех, кто выбрал в качестве тарифа накопительный вариант пенсии. Эта мера ежегодно дает сэкономить свыше 400 млрд рублей. В 2015 году закон о страховых пенсиях заработал в полную силу, в результате чего появились пресловутые страховые баллы. С тех пор пенсия россиян формируется не в деньгах, а в баллах, стоимость которых ежегодно меняется. Причем на конвертацию этих самых балов в рубли можно рассчитывать не ранее выхода на пенсию. Кстати, к выходу на пенсию каждому нужно иметь минимальное количество баллов, определенное законодательством – к 2025 году оно должно достигнуть минимума в 30 баллов.

Если накопленных баллов будет недостаточно, выход на пенсию придется отложить или на 5 лет, или как минимум до того момента, пока количество баллов не достигнет необходимого. Кстати, предложен и вариант осознанной отсрочки пенсии – в таком случае гражданин может рассчитывать на «премиальные коэффициенты»: 5 лет отсрочки в совокупности дают повышение пенсии на 35-40%, плюс заработанные дополнительно пенсионные баллы.

2017 год. Пенсионный возраст и новые накопления

На протяжении всего 2016-17 годов вопрос повышения пенсионного возраста не перестает быть главной темой для обсуждения, если тема касается пенсионной системы. И хоть многие чиновники отрицают возможность поднятия ценза, начало, собственно говоря, уже положено – с января пенсионный возраст начал расти у госслужащих. Ежегодно он будет увеличиваться на полгода, пока не достигнет 65 лет для мужчин и 63 лет для женщин. Похожего шага в ближайшее время ожидают и в массовом порядке – по мнению аналитиков, этим вопросом активно займутся после президентских выборов 2018 года.

Второй главной темой 2018 года стала разработка Центробанком и Минфином системы Индивидуальных пенсионных накоплений, которые должны быть внедрены уже в 2017 году. По сути, данная система должна прийти на замену замороженной накопительной системе. Хотя сами ее нормативы и отличаются в корне. В частности, гражданам предлагается самостоятельно собирать себе на пенсию, откладывая из собственной зарплаты от 1 до 6% в месяц. Участие в программе преподносится как добровольное, однако подключение к ней будет автоматическим, и если гражданин не изъявит желание отключиться, удержания с его зарплаты ежегодно будут расти, пока не достигнут 6%.

Видео (кликните для воспроизведения).

И это, очевидно, далеко не все изменения в пенсионной системе, которые ждут нас в ближайшее время.

Источники

Пенсионная реформа в россии информация по стажу
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here