Основания возникновения права на социальное обеспечение

Евразийский гуманитарный институт

Основания возникновения права на социальное обеспечение в Республике Казахстан

Право на социальное обеспечение, как неотъемлемое естественное право человека, имеет место в связи с наступлением определенной жизненной ситуации, с которой закон связывает возникновение субъективного права у лица требовать от правообязанного субъекта предоставления того или иного вида социального обеспечения. Возникновение права у граждан требовать от государственных органов, работодателей, накопительных пенсионных фондов, страховых организаций предоставления пенсий, пособий, социальных услуг, компенсаций, льгот, государственной адресной социальной помощи может иметь место в связи с фиксацией в определенном порядке наличия тех или иных социально значимых юридических фактов (действий или событий) уполномоченными органами. Конституция Республики Казахстан в ст. 28 устанавливает лишь минимальный перечень социальных фактов в связи с наступлением которых гарантируется предоставление мер по социальному обеспечению – это возраст, инвалидность, потеря кормильца, перечень иных оснований устанавливается законами республики. Особую актуальность разработка данной проблемы приобретает в условиях последовательного построения в нашей стране социального государства.

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что, право на социальное обеспечение возникает при наличии следующих неотделимых друг от друга элементов: жизненной ситуации (социально значимого юридического факта); волеизъявления лица, претендующего на тот или иной вид социального обеспечения; решения уполномоченного органа, устанавливающего социальный факт и назначающего вид социального обеспечения.

«Правовое основание социального обеспечения – это совокупность (комплекс) юридически значимых обстоятельств, закрепленных в нормах права социального обеспечения, при наступлении которых у гражданина возникает возможность (способность) притязания на получение отдельных видов материальных благ и социальных услуг в целях удовлетворения общественно значимых социально-экономических и духовных потребностей», — определял в своей научной работе Мацулевич Ю.С. К указанным обстоятельствам традиционно закон относит: пенсионный возраст, инвалидность, потерю кормильца, рождение ребенка, временную нетрудоспособность, участие в боевых действиях, безработицу. Однако в зависимости от конкретных исторических предпосылок, экономического положения страны, каждое государство определяет для своей системы социальной защиты, какие юридические факты следует признавать социально значимыми при наступлении, которых следует признавать за гражданами возможность реализации права на социальное обеспечение. В большинстве стран постсоветского пространства закрепление либо исключение тех или иных фактов в законодательстве в качестве социальных рисков связывается с экономическим состоянием государств, возможностей финансирования из бюджета социальных мероприятий, выплат.

Социальные юридические факты — это определенные условия, определяющие вероятность наступления материальной необеспеченности для граждан вследствие утраты заработка из-за потери трудоспособности, старости, возникновения семейных обязанностей, потери кормильца, отсутствия спроса на труд (безработицы) и иных обстоятельств. То есть, социальный юридический факт означает, прежде всего, объективную и субъективную возможность наступления неблагоприятных последствий для жизни и здоровья человека, его материального благополучия.

В Республике Казахстан на современном этапе законом следующие жизненные обстоятельства определяются как социальные факты: потеря трудоспособности (как общей, так и специальной, как полностью, так и частично); достижение пенсионного возраста; потеря кормильца; работа в особых условиях труда; рождение ребенка; усыновление, удочерение ребенка; ежемесячный доход человека или, в целом, семьи ниже черты бедности; участие в боевых действиях; военная служба, работа в органах внутренних дел, финансовой полиции, государственной противопожарной службе, Комитете УИС Минюста РК; проживание на территориях, подвергшихся воздействию экологически неблагоприятных факторов и воздействие на лицо последствий ядерных испытаний; наличие у лица социально значимого заболевания; воспитание в семье четырех и более совместно проживающих детей несовершеннолетних детей; применение к лицу мер политических репрессий; безработица и некоторые иные.

Правом на социальное обеспечение обладают все физические лица, согласно Конституции Республики Казахстан, это могут быть граждане Республики Казахстан, иностранные лица и лица без гражданства, при наличии установленных законом условий. Но это право на определенный вид социального обеспечения, на социальную защиту заложено в законодательстве потенциально, оно может быть реализовано только лишь при наступлении соответствующего юридического факта (установлении нетрудоспособности, получение профессионального заболевания, выход на пенсию и т.д.). В ряде случаев это право возникает при исполнении служебных обязанностей. Но только тогда это право может быть реализовано, когда собственно субъект вступает в социально-обеспечительные правоотношения. Он корреспондирует свои права органу социального обеспечения, в обязанность которого входит предоставить ему конкретный вид социального обеспечения.

Особенность возникновения и реализации прав на социальное обеспечение заключается в том, что они, являясь естественными, неотчуждаемыми правами человека, не могут принадлежать лицу реально, и тем более быть реализованы в соответствующих правоотношениях без проверки и документального подтверждения всех социально значимых юридических фактов, которые легли в основу их возникновения на первоначальном этапе. Результатом указанной деятельности является волеизъявление компетентного органа, выраженное в акте применения нормы права, в котором устанавливается наличие (в неправомерной ситуации — отсутствие) того или иного социально значимого юридического факта. Констатация указанных обстоятельств позволяет лицу со своими притязаниями обратиться за назначением вида социального обеспечения и в случае положительного решения гарантированное право на социальное обеспечение может быть воплощено в соответствующее социальное благо.

Приведенный процесс получения доступа к социальному благу имеет место в рамках процедурных правоотношений, одновременно регулируемых нормами различных отраслей права (административного, трудового, права социального обеспечения). В рамках данных правовых отношений происходит установление и подтверждение юридически значимых фактов, жизненных обстоятельств, с которыми закон связывает реализацию права на социальное обеспечение.

Читайте так же:  Работающим пенсионерам добавят пенсию

Таким образом, для возникновения права на социальное обеспечение закон требует наличия следующей системы событий и действий: социально значимый юридический факт, волеизъявление субъекта-получателя социального обеспечения, принятие органом, компетентным в социальном обеспечении, правоприменительного акта в рамках реализации процедурных отношений. Изложенная последовательность образует в своей совокупности сложный юридический состав, характеризующий порядок возникновения правомочий на социальное обеспечение, и механизм конституционных гарантий в социальной сфере.

Кто имеет право на социальное обеспечение? Понятие права социального обеспечения

Среди социальных работников есть такое понятие как «молчаливая бедность». Так называют людей, которые не могут обеспечить себе достойное существование, но ни у кого не просят помощи. И зачастую этими людьми являются те, кто имеет право на социальное обеспечение, но не пользуется им. Чтобы выжить в этом мире, человек обязан знать свои права, поэтому в статье и поднимается вопрос о социальном обеспечении.

Что такое право на социальное обеспечение?

Социальное обеспечение – это государственная помощь, которая проявляется в виде выплат пенсий и пособий. Право на социальное обеспечение имеют граждане, достигшие пенсионного возраста, безработные, временно нетрудоспособные, потерявшие кормильца (сироты или полусироты до 18 лет, а также инвалиды 1-й и 2-й группы без обеих или одного из родителей), а также люди, чей ежемесячный доход ниже минимальной суммы, необходимой для проживания.

Перечень тех, кто имеет право на социальное обеспечение, можно найти в нормативных документах, таких как Европейская социальна хартия (статья 12), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (статья 9) или в Конституции Российской Федерации (статья 39). Стоит отметить, что законы, касающиеся социального обеспечения граждан, закреплены в федеральном законодательстве, указах Президента и постановлениях правительства.

Ветераны Великой Отечественной войны

Среди всех военнослужащих и участников боевых действий особое право на социальное обеспечение имеют ветераны Великой Отечественной войны. Социальная поддержка участников боевых действий началась еще во время ВОВ. Семьи тех, кто воевал на фронте, получали за них зарплату. Это позволило многим выжить во время голода. После завершения боевых действий солдатам, которые получили травму и стали инвалидами, начислялась пенсия.

Согласно нормативным документам, в ряды ветеранов Великой Отечественной войны входят:

  • Солдаты, принимавшие участие в боевых действиях во время ВОВ.
  • Работники военных объектов, что находились в зоне ведения боев.
  • Жители Ленинграда, находившиеся в городе во время его блокады.
  • Лица, работающие в тылу, и те, кого наградили медалями СССР за вклад во время войны.

Те, кого можно отнести к участникам ВОВ, делятся на 9 подгрупп, что значительно влияет на формы социальной помощь и ее объемы. Чтобы все было честно и справедливо, в первую очередь защищают инвалидов ВОВ, которым оказывают самую большую социальную поддержку. Такую же поддержку могут получить приравненные к инвалидам ВОВ лица. Например, те, кто был в плену, в концлагере или члены семей умерших ветеранов.

Государство также должно помогать детям войны. Ребенок войны — имеет ли он право на социальное обеспечение? Сегодня это нерешенная социальная проблема. Людей, которые родились в период Великой Отечественной войны или незадолго до ее начала, в России насчитывается 13 млн. Однако на законодательном, государственном уровне их статус не закреплен и все решают местные органы управления.

Имеют право

Право на социальное обеспечение имеет каждый. И право это означает, что государство будет принимать непосредственное участие в жизни тех людей, которые не могут сами справиться с условиями жестокой реальности. Социальное обеспечение – самая важная конституционная форма защиты населения.

Но сегодня в законодательстве РФ все еще нет конкретных требований и нормативов по минимальному размеру обеспечения, это и снижает ценность права на социальное обеспечение. Проще говоря, граждане уверены: начисленная материальная помощь будет настолько мизерной, что не стоит тратить время и силы на ее оформление. Однако в стране поощряется добровольное социальное страхование, благотворительные фонды и другие негосударственные формы материального обеспечения людей. К тому же при начислении социальной помощи ее пытаются «подогнать» под минимальный прожиточный минимум.

Поэтому не стоит молчать о своей бедности и нужде. Нужно не только знать свои права, но и уметь пользоваться ими. Жизнь у человека всего одна и не стоит тратить все силы на то, чтобы поддерживать кое-как свое существование. Нужно отстаивать свои права, используя их в полной мере.

Понятие права социального обеспечения

Социальное обеспечение как самостоятельная отрасль права.

1. Понятие права социального обеспечения

2. Понятие социального страхования.

3. Предмет права социального обеспечения.

4. Отграничение права социального обеспечения от смежных отраслей права.

5. Метод права социального обеспечения.

6. Система права социального обеспечения

Изменение и прекращение правоотношений

В число юридических фактов, влекущих изменение правоотношений, можно включить увеличение стажа работы, рост заработка, изменение группы инвалидности, состава семьи и др.

Прекращение определенных правоотношений происходит в случае восстановления трудоспособности, смерти пенсионера, достижения совершеннолетия членами семьи, истечения срока и др.

Юридические факты в праве социального обеспечения классифицируются в соответствии с источником их происхождения на юридические события и юридические действия.

Понятие «событие» включает факты, происхождение которых не относится к воле участников правоотношений. Это может быть истечение срока, болезнь, рождение детей, смерть кормильца, достижение пенсионного возраста.

Действия включают факты, которые связаны с волей участников правоотношений, включая волеизъявления гражданина, акты применения гражданского и других отраслей права. Они могут соответствовать праву или противоречить ему, то есть являться правомерными и неправомерными.

Объекты правоотношений по социальному обеспечению

Объектом правоотношения по социальному обеспечению является конкретное социальное благо (вид обеспечения), по поводу которого установлена данная юридическая связь субъектов. В разных видах правоотношений разные объекты. Объект правоотношения отвечает на вопрос, что является предметом данной юридической связи его субъектов, т.е. получения какого-либо блага.

Читайте так же:  Региональный материнский капитал орел

В процедурных правоотношениях по назначению пенсий, пособий, компенсаций услуг объектом является установление права на данный вид обеспечения и назначение его или установление определенного юридического факта (МСЭК устанавливает факт инвалидности).

В основных материальных правоотношениях объектом будет реализация прав на данный вид обеспечения, т.е. получение его деньгами или в натуральном виде.

В процессуальных правоотношениях объектом является оспариваемое гражданином конкретное его право на социальное обеспечение.
Все объекты указанных правоотношений служат поводом для гражданина установить эти правоотношения, они же определяют и действия, поведение субъектов в данном правоотношении.

Следует уяснить, что поскольку в правоотношениях по социальному обеспечению реализуется само право на тот или иной конкретный вид обеспечения, для чего и возникают данные правоотношения, то и их объектом является обеспечение реализации данного права, т.е. назначение и получение данной пенсии, пособия, компенсации или услуги соответственно.

Именно на это и направлено все содержание конкретного правоотношения т.е. субъективные права и обязанности его субъектов.

Основаниями возникновения, изменения и прекращения правоотношений по социальному обеспечению являются установленные законом юридические факты и их составы (т.е. их комплекс).

Юридические факты в социальном обеспечении — это конкретные жизненные факты, обстоятельства, закрепленные в законодательстве о социальном обеспечении как имеющие определенное правовое последствие для социального обеспечения по различным видам обеспечения.

С юридическими фактами связано и само возникновение права на определенный вид и размер (объем) обеспечения, а также возникновение и движение правоотношения о реализации этого права.

Большинство юридических фактов в социальном обеспечении — это факты-события (инвалидность, нетрудоспособность, смерть и т.п.). Но в процедурных и процессуальных правоотношениях по социальному обеспечению значение имеют и факты — действия субъектов этих правоотношений по назначению пенсий, пособий, компенсаций, услуг и соответственно процессуальные действия по разрешению споров.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9762 — | 7462 — или читать все.

2.1. Роль государства в реализации права человека на социальное обеспечение.

— организацию и обеспечение финансирования соответствующей общефедеральной системы социального обеспечения

— гарантированность бесперебойного функционирования системы социального обеспечения

Государство создает страховые внебюджетные фонды (ПФР, ФФОМС, ФСС), средства которых призваны гарантировать выплату пенсий, пособий, медико-социальную помощь.

Помощь семьям

В статье 7 и 38 Конституции указано, что государство должно обеспечивать поддержку семей, детства, материнства и отцовства. В законодательном акте, вступившем в силу 19 мая 1995 года, защищено право на социальное обеспечение для семей, имеющих детей. Предусмотрены такие разновидности пособий:

  • Разовая выплата при рождении ребенка.
  • Ежемесячная выплата на каждого ребенка в семье до 18 лет. В случае если ребенок не посещает учебное заведения, пособие перестают начислять в 16-летнем возрасте.
  • Выплаты беременным и роженицам, которые не подлежат государственному социальному страхованию. Они же получают право на ежемесячную выплату пособий на период декретного отпуска до достижения ребенком 1,5 лет.

Понятие права социального обеспечения

Право на социальное обеспечение каждого человека закреплено в ст. 7 Конституции, где провозглашено, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. При этом в рамках социальной политики в России охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно > С.И. Ожегова социальное обеспечение означает предоставление достаточных материальных средств к жизни кому-либо со стороны общества.

Таким образом, право социального обеспечения — это отрасль российского права, представляющая собой совокупность норм и правовых институтов, регулирующих отношения по материальному обеспечению из государственных целевых внебюджетных фондов социального назначения или за счет средств государственного бюджета лиц, застрахованных по обязательному государственному страхованию или нуждающихся в государственной социальной помощи и обслуживании.

Другими словами, социальное обеспечение — это форма распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личностных потребностей (физических, социальных, интеллектуальных) стариков, больных, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе на страховой основе, или ассигнований государства в случаях и на условиях, установленных законом (по Р.И. Ивановой).

Право российских граждан на социальное обеспечение конкретизируется в ст. 39 Конституции. В ней говорится, что каждому гражданину Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Социальное обеспечение является выражением социальной политики государства на данном этапе его развития. Изменение социальных приоритетов неизбежно влечет за собой и изменения в содержании понятия социального обеспечения. Россия должна проводить социальную политику такого уровня, который закреплен в международных актах, ратифицированных нашей страной. Формирование современной российской государственной системы социального обеспечения происходит на основе учета основных положений международных норм. К ним относятся прежде всего Всеобщая декларация прав и свобод человека и гражданина (1948), а также Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина (1973).

Следовательно, социальное обеспечение — это форма выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

Читайте так же:  Права семей имеющих ребенка инвалида

Социальное обеспечение как особый социальный институт государства является гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков. Его содержание и параметры формировались постепенно по мере развития самой системы социального обеспечения в российском государстве, и до сих пор в отечественной экономической и юридической науке указанное понятие трактуется неоднозначно.

Учитывая различные точки зрения, связанные с определением понятия социального обеспечения, следует выделить основные признаки, в соответствии с которыми тот или иной вид обеспечения можно назвать социальным:

— необходимо наличие объективных оснований для обеспечения граждан определенными видами социальной помощи;

— осуществление финансирования социального обеспечения за счет специальных фондов или из бюджета;

— установление в законодательном порядке условий предоставления определенных видов социальной помощи;

— закрепление круга лиц, подлежащих социальному обеспечению, и условий его предоставления в правовых нормах.

Сущность социального обеспечения наиболее рельефно отражают его функции:

Основными из них являются экономическая и социально-реабилитационная функции. Экономическая функция социального обеспечения заключается в полном или частичном замещении заработка или другого источника средств существования, утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособностью или потерей кормильца, частичном возмещении дополнительных расходов при наступлении определенных жизненных обстоятельств, а также оказании минимальной денежной или натуральной помощи малоимущим гражданам.

Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса нетрудоспособных граждан и другой социально менее защищенной части населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества.

Видео (кликните для воспроизведения).

Поскольку существует какая-либо область отношений между людьми, постольку существует и специальная отрасль права, которая регулирует отношения в этой области, следовательно, социальное обеспечение как деятельность и как совокупность общественных отношений регулирует особая отрасль права — право социального обеспечения.

В самостоятельную отрасль оно выделилось в конце 1960-х — начале 1970-х гг., а до этого времени отношения по социальному обеспечению рассматривались в рамках административного, гражданского, трудового и колхозного права.

В понятие социального обеспечения не включается право на бесплатное образование и обеспечение жильем по причине отсутствия событий, с которыми связывается социальное обеспечение.

Исходя из приведенного выше определения, к системе социального обеспечения в современной России следует относить все виды пенсий, пособий, компенсационных выплат, социальное обслуживание, медицинскую помощь, санаторно-курортное лечение, а также различные льготы для отдельных категорий граждан.

Понятие социального обеспечения тесно увязывается с понятием социальной защиты, под которой понимается конкретная социальная политика государства, стремящаяся правовыми мерами обеспечить удовлетворительное или безбедное существование тем группам населения, которые находятся в особо сложном материальном положении и неспособны без внешней поддержки улучшить его.

Взаимосвязь социальной защиты и социального обеспечения более объективно выявляется на базе международного опыта правового регулирования обеих этих общественных категорий.

Необходимо также отметить, что систему социального обеспечения следует рассматривать как составную часть государственной системы социальной защиты населения, которая помимо социального обеспечения включает гарантии по охране труда, здоровья и окружающей природной среды, минимальной оплате труда и другие меры, необходимые для нормальной жизнедеятельности человека и функционирования государства.

По источникам и способам формирования специальных социальных фондов, а также в зависимости от органов, осуществляющих социальное обеспечение, и соответствующей нормативной базы выделяют различные роды, виды и формы социального обеспечения.

Таким образом, понятие «социальная защита» значительно шире понятия «социальное обеспечение», так как последнее входит в категорию первого.

Следует различать понятия социального обеспечения и социального страхования.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9762 — | 7462 — или читать все.

Правоотношения: основания возникновения, изменения и прекращения

Безработные и малоимущие

Право на социальное обеспечение в РФ имеют безработные, малоимущие и нетрудоспособные граждане. Как гласят строки закона «О занятости населения», пособие по безработице могут получить резиденты страны, обратившиеся в районные центры занятости, которые были официально признаны безработными. Им начисляются выплаты по безработице, стипендии на время переквалификации по направлению службы занятости. Также безработным полагается разовая материальная поддержка после окончания периода выплаты пособия.

Рассчитывать на государственную помощь могут семьи, чей суммарный ежемесячный доход ниже прожиточного минимума. В законодательном акте «О государственной социальной помощи» указано, что эти семьи должны получать денежные пособия, гуманитарную помощь и льготы для поддержания нормальной жизнедеятельности всех членов семьи в обществе.

Защита прав пенсионеров

Кто имеет право на социальное обеспечение? Конечно же, пенсионеры. Государство предоставляет людям пенсионного возраста скидки на оплату коммунальных услуг. Но только при условии, что оплата ЖКХ превышает 22% личного дохода. Пенсионеры не обязаны платить налоги на движимое и недвижимое имущество, вне зависимости от количества объектов собственности. Также гражданам пенсионного возраста положены льготы на землю и проезд в общественном транспорте. Пенсионеры обладают правом на налоговый вычет при покупке недвижимости, несмотря на то что они не уплачивают налоги.

3.1. Понятие и виды правоотношений по социальному обеспечению.

Правоотношения по социальному обеспечению представляют собой возникающие на основании юридических фактов отношения по поводу предоставления их участникам различных денежных выплат, услуг, льгот государственными и иными правомочными органами.

Юридический факт – это объективно существующие обстоятельства (события или действия), с которыми связано возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей между участниками правоотношений.

Читайте так же:  Можно ли работать получая социальную пенсию

Совокупность юридических фактов называется юридическим составом.

Правоотношения по социальному обеспечению принято классифицировать по следующим основаниям:

по характеру правоотношения, определяемому целями правоотношения (для назначения или получения вида обеспечения, для рассмотрения спора о социальном обеспечении);

по видам социального обеспечения (конкретные виды пенсий, пособий, компенсационных выплат, социальных услуг, являющихся объектом правоотношений);

по срокам действия ( длительными – пенсии, пособия; единовременными – единовременное пособие).

Защита детей-сирот

С 21 декабря 1996 года вступил в силу закон о защите и поддержке детей, оставшихся без родителей. Согласно действующему законодательству, эта категория граждан может получить:

  1. Бесплатное образование.
  2. Повышенные стипендии.
  3. Бесплатный проезд в общественном транспорте, лечение и медицинское обслуживание.
  4. Путевки на базы отдыха.
  5. Жилую площадь вне очереди.
  6. Выплаты по безработице сроком на 6 месяцев в сумме средней заработной платы.

Все эти привилегии заканчиваются после достижения гражданами 23 лет, кроме получения жилья вне очереди.

Согласно закону

Статья 39 Конституции Российской Федерации гласит, что получить защиту и помощь государства может:

  • Каждый гражданин РФ, достигший пенсионного возраста.
  • Граждане, воспитывающие детей, многодетные семьи.
  • Студенты и малолетние дети, сироты.
  • Малоимущие и безработные.
  • Инвалиды.
  • Ветераны ВОВ, ликвидаторы последствий аварии на ЧАЭС, военные.
  • Доноры.

3.2. Субъекты, объекты и содержание правоотношений по социальному обеспечению. Основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений.

Субъекты правоотношений в зависимости от своей роли в правоотношениях по социальному обеспечению подразделяются:

— на субъекты, имеющие право на социальное обеспечение (различные группы граждан). Граждане обладают таким юридическим свойством как правосубъектность, т.е. предусмотренная нормами права способность лица быть участником правоотношений.

— на субъекты, обязанные предоставлять обеспечение. К ним относятся ПФР, ФСС, ФФОМС, ТФОМС, органы социальной защиты, организации, работодатели — физические лица.

Объект правоотношений по социальному обеспечению — это материальные блага и услуги, адресованные гражданину, по поводу которых возникают правоотношения. К ним относятся: пенсии, пособия, компенсационные выплаты, медицинская помощь и др.

К объектам правоотношений относятся и нематериальные блага.

К числу нематериальных благ относится действие. Так, в связи с обращением граждан за назначением пенсии соответствующий орган обязан в установленный законом срок рассмотреть заявление гражданина, установить юридические факты и принять решение о применении нормы права. Решение может быть как положительное, так и отрицательное. В случае принятия положительного решения возникают правоотношения материального характера.

Основаниями возникновения, изменения и прекращения правоотношений по социальному обеспечению выступают юридические факты, т.е. конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают правовые последствия (рождение ребенка, достижение определенного возраста, наступление нетрудоспособности и т.д.).

Возникновение правоотношений по социальному обеспечению связывается с наступлением таких обстоятельств, как наличие страхового стажа, инвалидность, факт иждивения, беременность и др.

Изменение правоотношений по социальному обеспечению связано с увеличением заработка, изменением группы инвалидности, нарушением режима содержания в лечебно-профилактических учреждениях и т.д.

Прекращением правоотношений является смерть пенсионера, восстановление трудоспособности, истечение срока выплаты и т.д.

3. Основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений по социальному обеспечению

Основаниями возникновения, изменения и прекращения правоотношений по социальному обеспечению выступают юри­дические факты, т.е. конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают правовые последствия. К числу таких обстоятельств могут относиться как события, независящие от воли людей (рождение ребенка, достижение определенного возраста, наступление нетрудоспособности), так и действия, совершаемые по воле (обращение за пенсией, пособием).

Особенностью отношений по социальному обеспечению является их сложность, поэтому для возникновения, изме­нения, прекращения правоотношения недостаточно одного юридического факта, а требуется наступление юридического состава — комплекса разнородных, самостоятельных юриди­ческих фактов, имеющих самостоятельное правовое значение. Возникновение правоотношений по социальному обеспе­чению является результатом взаимодействия всех элементов юридического состава.

Возникновение правоотношений по социальному обеспе­чению связывается с наступлением таких обстоятельств, как наличие страхового стажа определенной продолжительности, достижение определенного возраста, наступление временной нетрудоспособности, инвалидность, беременность, рождение ребенка, смерть кормильца, факт иждивения, потеря источ­ника средств существования. На возникновение данных пра­воотношений влияют также причины инвалидности, размер заработка, факт подачи заявления в уполномоченный орган, вынесение решения уполномоченным органом о предоставле­нии обеспечения и др.

Правоотношения могут возникать только при наличии полного юридического состава, предусмотренного нормами права. Так, для возникновения правоотношения по обеспече­нию пенсией по старости требуется наличие страхового стажа не менее пяти лет, достижение пенсионного возраста, подача заявления в Пенсионный фонд РФ, вынесение этим Фондом решения о предоставлении пенсии.

Изменение правоотношений могут повлечь такие юри­дические факты, как увеличение продолжительности ста­жа, увеличение заработка, изменение группы инвалидности, состава семьи, нарушение режима содержания в лечебно-профилактических учреждениях и др.

Прекращение правоотношений по социальному обеспече­нию следует из смерти пенсионера, восстановления трудоспо­собности, истечения срока выплаты и др.

Возникновение правоотношений

В фактический состав основания возникновения правоотношений по соц. обеспечению можно включить жизненные обстоятельства, включая трудовые правоотношения, достижение пенсионного возраста, страховой стаж (выслуга лет) определенной продолжительности, временная нетрудоспособность, инвалидность, беременность и роды, рождение детей, смерть кормильца, подача заявлений, вынесение решений о предоставлении обеспечения и др.

Роль всех видов юридических фактов в фактическом составе не одинакова. Некоторые из них могут являться основными, другие играть второстепенную роль. Основное значение в возникновении правоотношений в области социального обеспечения имеют сами юридические факты, примеры которых мы рассмотрели выше.

В России юридические факты второго порядка обладают большим значением, но не основным. Они включают факт иждивения, родство или свойство, причину инвалидности, временной нетрудоспособности, сумму заработной платы и др.

Правоотношения могут возникнуть в случае полного фактического состава, который предусматривает правовая норма. Так, правоотношение в сфере обеспечения пенсией по инвалидности возможно при наличии определенных юридических фактов, в число которых входят:

  • назначение лицу инвалидности определенной группы;
  • наличие у лица трудового стажа, включая подтверждение факта трудового увечья, профессионального заболевания или причин, которые связаны с военной службой;
  • подача заявления и других документов о назначении пенсии;
  • вынесение решения о назначении пенсий.
Читайте так же:  Если рождается третий ребенок какие выплаты положены

В процессе установления группы инвалидности и наличия рабочего стажа у человека проявляется субъективное право на пенсию. В случае подачи заявления о назначении пенсии проявляется процедурное правоотношение, а после того, как было вынесено решение о назначении пенсии проявляется материальное пенсионное правоотношение.

Нетрудоспособные граждане

Теми, кто имеет право на социальное обеспечение, являются также нетрудоспособные граждане. К ним относятся те люди, которые не могут получить трудовую пенсию, то есть ту, которую определяет стаж работы. К таким людям можно отнести инвалидов 1-й 2-й и 3-й группы, инвалидов детства, тех, кто достиг пенсионного возраста, но так и не заработал на трудовую пенсию. Кроме того, такое право имеют дети, которые стали инвалидами, не достигнув совершеннолетия, и потеряли одного или двух родителей, дети-инвалиды в возрасте до 16 лет.

После предоставления соответствующего пакета документов нетрудоспособные граждане (инвалиды) получают ежемесячные фиксированные выплаты, а также могут пользоваться льготами.

Сдавать кровь выгодно

Сегодня в России поощряется донорство крови и ее компонентов. Люди, которые готовы пожертвовать частью себя во имя блага больных, тоже имеют право на социальное обеспечение. Так, в день сдачи крови граждане получают бесплатное питание. В случае если в течение года человек безвозмездно сдал 2 допустимые нормы, он получает право на льготные путевки в санаторий.

Тот, кто сдавал кровь безвозмездно около 40 раз за год, получает награду «Почетного Донора России». Это позволяет получать оплачиваемый отпуск в любое время года, льготные путевки и первоочередную медицинскую помощь, а также ежегодную денежную выплату. В свою очередь, местное самоуправление может поддержать почетных доноров средствами, которые не указаны в законодательстве. Например, предоставить льготы на ЖКХ и т.д.

Тема 4. Трудовой стаж в праве социального обеспечения

Понятие трудового стажа, его юридическое значение и виды

Общий трудовой стаж

Выслуга лет военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов

Непрерывный трудовой стаж. Подтверждение трудового стажа

Военнослужащие

Особым сегментом военного права считается социальное обеспечение военнослужащих. Согласно действующему законодательству, в частности законам «О статусе военнослужащих» и «О воинской обязанности и военной службе», лицами, имеющими право на социальное обеспечение, являются все военнослужащие. Все лица, которые задействованы или были задействованы в военной деятельности, должны получать социальное обеспечение, независимо от того, пребывают они в отставке, увольнении или на службе.

Служащие, которые находятся в отставке, имеют право на особый размер пенсионных выплат и другие льготы, предусмотренные законодательством. Таких людей можно считать гражданами с особым социальным статусом, ведь военнослужащие со своими семьями принадлежат к отдельной группе социального обеспечения.

Тема 3. Правоотношения по социальному обеспечению.

Понятие и особенности юридических фактов

Возникновение, изменение и прекращение правоотношений характеризуется наличием необходимых оснований в виде юридических фактов. Они представляют собой конкретные жизненные обстоятельства, в соответствии с которыми правовые нормы связывают правовые последствия.

Юр. факты являются связывающим элементом норм права и правоотношений. Наряду с правовой нормой и правосубъектностью они выступают в качестве предпосылки возникновения правоотношений.

Значение юридических фактов в правоотношениях, связанных с социальным обеспечением, заключается не в отдельных жизненных обстоятельствах, а в фактическом составе, который включает систему разнородных, самостоятельных юридических фактов с самостоятельным значением каждого из них. Тем не менее.ю конечный эффект в форме возникновения правоотношений, представляет собой результат действия в целом фактического состава, единства всех его звеньев. Существование фактических составов характеризует сложность отношений в обществе, которые регулируются правом социального обеспечения.

Кому полагается дополнительная премия

Помимо основных категорий лиц, нуждающихся в поддержке, существует и категория граждан, имеющих право на дополнительное социальное обеспечение. Помимо пенсионных льгот, эти люди имеют полное право на дополнительную ежемесячную выплату:

  • Ликвидаторы, инвалиды аварии на ЧАЭС.
  • Люди, победившие лучевую болезнь.
  • Дети людей, подвергшихся воздействию радиации на ЧАЭС.
  • Граждане, которые работают в подразделениях особого риска.
  • А также люди, что подверглись радиоактивному облучению на ПО «Маяк» или Семипалатинском полигоне.

1. Понятие трудового стажа, его юридическое значение и виды

Трудовой стаж является одним из основных понятий, ис­пользуемых в науке права социального обеспечения. Это один из важнейших юридических фактов, с которым законодатель связывает возникновение большинства правоотношений в сфе­ре социального обеспечения и который существенно влияет на объем социальных прав граждан.

Трудовой стаж можно определить как суммарную продол­жительность трудовой и иной общественно полезной деятель­ности, а также некоторых периодов, независимо от того, где и когда они имели место и были ли в них перерывы. По сути, «трудовой стаж» является собирательным понятием, объеди­няющим все виды стажа.

Трудовой стаж выполняет две основные функции:

условие предоставления обеспечения;

регулятор размера обеспечения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Как особая мера величины трудовой деятельности трудовой стаж имеет количественную и качественную характеристики. Количественную характеристику трудового стажа образует его продолжительность. Качественная сторона трудового стажа отражает характер и условия, в которых протекает трудовая деятельность. Оба названных измерения влияют на классифи­кацию трудового стажа.

Источники

Основания возникновения права на социальное обеспечение
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here