Оказание психологической помощи инвалидам

Оказание психологической помощи инвалидам

ГУБЕРНАТОР ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

от 12 марта 2013 года N 262

О внедрении во Владимирской области технологии «Персональный помощник» для инвалидов с тяжелыми ограничениями функций опорно-двигательного аппарата

(с изменениями на 18 февраля 2019 года)

В целях обеспечения инвалидам с тяжелыми ограничениями функций опорно-двигательного аппарата равного с другими категориями инвалидов доступа к медико-социальной реабилитации, санитарно-гигиеническим услугам, адресности в осуществлении физической помощи, поддержания и укрепления здоровья постановляю:

1. Утвердить Положение о реализации технологии «Персональный помощник» для инвалидов с тяжелыми ограничениями функций опорно-двигательного аппарата согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Департаменту социальной защиты населения администрации области:

2.1. Организовать работу по внедрению технологии «Персональный помощник».

2.2. Внести соответствующие изменения в уставы государственных бюджетных (автономных) учреждений социального обслуживания Владимирской области — комплексных центров социального обслуживания населения.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора области, курирующего вопросы социальной политики.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Приложение. Положение о реализации технологии «Персональный помощник» для инвалидов с тяжелыми ограничениями функций опорно-двигательного аппарата

Приложение
к постановлению
Губернатора
Владимирской области
от 12.03.2013 N 262

1. Настоящее Положение устанавливает порядок реализации технологии «Персональный помощник» для инвалидов с тяжелыми ограничениями функций опорно-двигательного аппарата и определяет условия и порядок ее финансирования.

2. Технология «Персональный помощник» — это новый механизм в сфере социальной адаптации инвалидов с тяжелыми ограничениями функций опорно-двигательного аппарата, а также создание нового инструмента включения инвалидов в общественную жизнь, которая призвана обеспечить условия равного с другими категориями инвалидов доступа к медико-социальной реабилитации, санитарно-гигиеническим услугам, адресность в осуществлении физической помощи, поддержания и укрепления здоровья субъектов реабилитационного процесса.

Субъекты реабилитационного процесса — лица с тяжелыми ограничениями функций опорно-двигательного аппарата (далее — инвалиды), нуждающиеся в физической помощи, проживающие в семьях, состоящих из пенсионеров по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца или получающих социальную пенсию.

Персональный помощник — лицо, старше 18 лет, способное осуществлять физическую помощь для преодоления проблем, возникающих у инвалидов в связи с тяжелыми ограничениями функций опорно-двигательного аппарата.

3. Выявление и учет инвалидов с тяжелыми ограничениями функций опорно-двигательного аппарата, нуждающихся в физической помощи, а также лиц, изъявивших желание стать персональными помощниками (далее — помощник), осуществляются государственными бюджетными (автономными) учреждениями социального обслуживания — комплексными центрами социального обслуживания населения (далее — учреждение).

Учет инвалидов и помощников осуществляется по форме согласно приложению N 1 к настоящему Положению.

3.1. Лицо, имеющее право на получение помощи персонального помощника, может самостоятельно выбрать себе помощника или воспользоваться услугами учреждения по его поиску и подбору.

— оказывает помощнику и инвалиду необходимую консультационную, психологическую, правовую помощь;

— осуществляет контроль за деятельностью помощника.

4. Инвалид (его законный представитель) и помощник представляют заявления по формам согласно приложениям N 2 и N 3 к настоящему Положению.

4.1. К заявлению помощника прилагаются следующие документы:

— копия паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность помощника;

— справки об отсутствии хронического алкоголизма, карантинных инфекционных заболеваний, активных форм туберкулеза, психических расстройств, венерических и других заболеваний, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения.

4.2. К заявлению инвалида прилагаются следующие документы:

— копия паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность подопечного;

— справки об отсутствии хронического алкоголизма, карантинных инфекционных заболеваний, активных форм туберкулеза, психических расстройств, венерических и других заболеваний, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения;

— копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, индивидуальной программы реабилитации;

— сведения о лицах, зарегистрированных с инвалидом (в случае отсутствия указанных сведений они запрашиваются учреждением не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заявления, в соответствующих органах (организациях) в порядке межведомственного информационного взаимодействия);

— копии документов, подтверждающие нетрудоспособность членов семьи;

4.3. Копии документов, указанных в подпунктах 4.1 и 4.2 настоящего Положения, принимаются при предъявлении подлинников документов и заверяются учреждением.

5. Основаниями для отказа в приеме документов являются:

— ненадлежащим образом оформленные документы (отсутствие подписей заявителя, должностных лиц, отсутствие печатей);

— невозможность прочтения документов, поступивших при письменном обращении;

— отсутствие одного или нескольких документов, указанных в пунктах 4.1 и 4.2 настоящего Положения.

6. Учреждение не позднее 7 календарных дней со дня представления документов, указанных в пункте 4.2 настоящего Положения:

— формирует личное дело инвалида, в которое включаются все документы, указанные в настоящем Положении;

— проводит обследование материально-бытовых условий инвалида с последующим составлением акта обследования;

— принимает решение о закреплении за инвалидом помощника, заключении договора и оформляет индивидуальный план (график) по оказанию помощником физической помощи инвалиду;

— уведомляет инвалида и помощника о принятом решении. Соответствующее решение оформляется в виде приказа директора учреждения.

7. Перечень оснований для отказа в закреплении за инвалидом помощника:

— выявление в представленных документах неполных и (или) недостоверных сведений;

— наличие у помощника хронического алкоголизма, карантинных инфекционных заболеваний, активных форм туберкулеза, психических расстройств, венерических и других заболеваний, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения согласно представленным справкам;

— наличие у инвалида хронического алкоголизма, карантинных инфекционных заболеваний, активных форм туберкулеза, психических расстройств, венерических и других заболеваний, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения согласно представленным справкам.

8. Договор заключается между учреждением, помощником и инвалидом по форме, утвержденной департаментом социальной защиты населения администрации области (далее — департамент), в течение 15 календарных дней со дня принятия решения. Договор должен содержать:

— права и обязанности сторон;

— виды и объемы предоставления услуг;

— размер вознаграждения помощнику;

— срок действия договора;

— основания и последствия расторжения договора.

Читайте так же:  Когда прекращают индексацию пенсии пенсионерам

9. В обязанности помощника не входят не связанные с физической помощью действия (оказание медицинской, санитарно-гигиенической помощи, консультативных, юридических, психологических услуг).

10. Инвалид может отказаться от предоставления услуг помощника или внести изменения в индивидуальный план (график) по оказанию помощи, уведомив об этом учреждение не менее чем за 3 рабочих дня.

11. Услуги помощника предоставляются инвалидам бесплатно.

12. Контроль за деятельностью помощника осуществляет учреждение путем регулярного посещения инвалида не реже 1 раза в месяц, проверки выполнения условий договора, отношений между помощником и инвалидом. Результаты посещения оформляются в виде акта обследования приемной семьи, форма которого утверждается департаментом.

13. Ежемесячное денежное вознаграждение (далее — вознаграждение) выплачивается помощнику с даты заключения договора ежемесячно не позднее 26 числа текущего месяца.

Размер вознаграждения составляет 5460 рублей ежемесячно, исходя из оказания физической помощи 45 часов в месяц. При оказании помощи в меньшем объеме размер вознаграждения пропорционально уменьшается.

14. Вознаграждение выплачивается путем перечисления денежных средств на счет помощника, открытый им в кредитно-финансовом учреждении.

15. Выплата вознаграждения прекращается с даты расторжения договора.

16. Финансовое обеспечение выплаты вознаграждения помощнику осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных департаменту в областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.

Приложение N 1

Приложение N 1
к Положению

Реестр потенциальных инвалидов, нуждающихся в услугах помощника

РЕЕСТР ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ИНВАЛИДОВ, НУЖДАЮЩИХСЯ В УСЛУГАХ ПОМОЩНИКА

Адрес по месту регистрации

Группа инвалидности, степень утраты способности к самообслуживанию и (или) передвижению с указанием основного заболевания

Краткая характеристика необходимой физической помощи

Психологическая помощь людям с ограниченными возможностями

Инвалидов у нас принято называть людьми с ограниченными возможностями, но мы считаем, что инвалиды – это, скорее люди, с повышенными потребностями. И наша главная задача состоит в том, чтобы помочь эти потребности реализовать.

Люди с ограниченными возможностями больше остальных нуждаются:

  • в специализированной социально-психологической помощи;
  • эмоционально комфортному положению на работе, в быту, отношениях с семьей и окружающими;
    социальной адаптации;
  • свободе передвижения, доступе к объектам культурным и социально-бытовым объектам;
  • возможности получать новые знания и навыки.

Инвалидность требует от человека мобилизации всех его физических и психических сил. Очень часто самостоятельно справиться с такой нагрузкой человек попросту не может. В таких случаях у него развивается состояние психической дезадаптации (отказ приспособления к имеющимся жизненным условиям), характеризующейся:

  • стереотипным формированием негативных форм поведения;
  • эмоциональной неуравновешенностью;
  • высокой тревожностью, утомляемостью;
  • неприятием своего положения, нежеланием к нему приспосабливаться;
  • аффективными состояниями и пр.

Дезаптация проявляется в личностной, сенсомоторной и социально-психологической сфере. Все вышеперечисленные формы дезадаптации взаимосвязаны.

Личностная дезадаптация проявляется в неадекватном восприятии собственного положения, исчезновении жизненной мотивации, конфликтном отношении с близким окружением.

Сенсомоторная дезадаптация характеризуется отсутствием приспособленности к окружающей действительности, снижении мобильности, нежелании развивать собственные навыки самообслуживания.
Социально-психологическая дезадаптация проявляется в наличии негативных установок по отношению к людям, замкнутостью, нежеланием поддерживать контакт с окружающими.

Основные направления

  1. Коррекционно-развивающие занятия;
  2. Консультативную помощь родителям;
  3. Меры социальной адаптации ребенка.

Коррекционные занятия

Основная цель занятий – коррекция влияния патологии на жизнедеятельность ребенка. В зависимости же от характера расстройства его негативное воздействие может быть преодолено полностью или частично, либо компенсировано иным образом.

Развитию:

  • Навыков моторики (общей, мелкой, артикуляционной);
  • Зрительного и слухового восприятия;
  • Речи, памяти, внимания;
  • Наглядно-образного, а также словесно-логического мышления;

Формированию:

  • Общих представлений об окружающем мире и навыков ориентирования в нем;
  • Навыков анализа (визуального, звукового, относительного);
  • Умения воспринимать информацию на вербальном уровне;
  • Навыков базовых мыслительных операций (в частности, планирования и комбинирования).

Консультативная помощь

Основное направление консультационной помощи родителям (опекунам, попечителям) детей-инвалидов – информационно-разъяснительная работа.

  1. Соответствующие лекции, тематические собрания;
  2. Личные или групповые беседы с педагогами;
  3. Доведение информации до заинтересованных лиц путем распространения соответствующих материалов (например, рассылка печатной продукции, оформление информационных стендов).
  1. Разъяснение возникающих у родителей вопросов, связанных с проблематикой образовательного процесса;
  2. Выбор оптимальной (для конкретного ребенка) стратегии реабилитации;
  3. Обучение родителей (и/или других членов семьи):
  • Основам социально-медицинских и педагогических знаний для осуществления реабилитационных процедур на дому;
  • Прикладным навыкам ухода за тяжелобольными лицами на дому.

Обучение социальным навыкам

Комплексный подход к организации социальной работы требует проведения занятий, направленных на развитие у детей прикладных навыков взаимодействия с социумом.

Обучение использованию:

  • Средств ухода (в т.ч. средств личной гигиены);
  • Технических реабилитационных средств (например, кресла-каталки или протеза отсутствующей конечности);

Выработка навыков:

  • Самообслуживания (например, самостоятельного ориентирования и передвижения без посторонней помощи);
  • Общественно-приемлемого поведения;
  • Трудовой или творческой деятельности.

Специфика работы в учреждениях здравоохранения

Главные направления рассматриваемой деятельности в здравоохранительных учреждениях (например, в муниципальных или региональных больницах) – социальная профилактика и реабилитация.

  1. Выявление детей-инвалидов, живущих на подведомственных территориях;
  2. Последующее курирование, в т.ч.:
  • Координация взаимодействия семей с организациями социальной направленности;
  • Оказание консультативной помощи.
  1. Предупреждение развития имеющихся патологий;
  2. Минимизация влияния патологий на жизнь ребенка.

Средства реабилитации – специализированные терапевтические методики, применяемые в условиях полного или частичного стационара (медикаментозное лечение, различные физиотерапевтические процедуры и т.д.).

В чем заключается психологическая помощь инвалидам

Для психологической помощи людям с ограниченными возможностями разработаны инновационные программы, включающие в себя комплекс разнообразных техник, заимствованных из разных направлений психологической деятельности, что позволяет достигать позитивный эффект в рамках одного реабилитационного цикла.

Эффективным направлением работы психолога часто оказываются нестандартные способы решения проблем, что позволяет найти подход к каждому обратившемуся человеку с учетом его мировоззрения, взглядов, индивидуальных особенностей.

Кроме того, хорошие результаты дают следующие мероприятия:

  • регулярное психологическое консультирование;
  • обучение методике владения психологической саморегуляции;
  • психокоррекция;
  • помощь в определении профессионального направления развития;
  • психолого-социальные тренинги и пр.

Специалисты психологического Центра «Квартет» имеют большой практический опыт работы с людьми с ограниченными возможностями и членами их семьи. Вместе мы найдем основной источник проблемы и разработаем эффективную стратегию ее благополучного разрешения.

Социальная программа обслуживания детей инвалидов

Со стороны государства, а также частных благотворительных организаций детям с инвалидностью и их семьям оказывается всесторонняя помощь. Социальная работа – неотъемлемая составляющая подобной поддержки.

Читайте так же:  Для минимальной пенсии какой нужен стаж трудовой

Работа в комплексных центрах

  • Выявление характерных проблем, препятствующих нормальному развитию или социальной адаптации ребенка;
  • Разработка и внедрение технологий педагогического воздействия, способствующих:
  • Преодолению или компенсации выявленных недостатков;
  • Всестороннему развитию сохранных функций организма;
  • Проведение мероприятий по вышеозначенным направлениям:
  • Повышение уровня общего развития (психоэмоционального, физиологического);
  • Коррекция отдельных отклонений;
  • Формирование (либо развитие уже сформированных) механизмов волевой регуляции;
  • Развитие социально-коммуникативных и иных навыков, необходимых в повседневности.
  1. Соблюдение интересов ребенка;
  2. Планомерность (проведение занятий строго на основании предварительно составленного плана);
  3. Комплексный подход к формированию программы (единство диагностических, коррекционных и развивающих процедур);
  4. Систематичность и непрерывность занятий;
  5. Вариативность содержания коррекционных и обучающих программ (индивидуализация подхода).

Социальная работа с детьми-инвалидами

Согласно определению законодательства РФ, «ребенок-инвалид» – несовершеннолетнее (т.е. не достигшее 18 лет) лицо, имеющее стойкое (врожденное, либо приобретенное) нарушение здоровья.

  1. Самообслуживания;
  2. Социального взаимодействия с окружением;
  3. Контроля собственного поведения;
  4. Самостоятельного:
  • Передвижения;
  • Пространственного ориентирования;
  • Осуществления трудовой или иной деятельности.
Видео (кликните для воспроизведения).

Несовершеннолетние граждане, страдающие от подобных патологий, подпадают под действие многочисленных государственных программ материальной и социальной поддержки. Нормы же социальной защиты в рассматриваемом случае определены Федеральными законами № 181-ФЗ («О социальной защите инвалидов в РФ») и № 124-ФЗ («Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»).

  1. Содействие физическому, психическому, интеллектуальному, духовно-нравственному развитию;
  2. Оказание всесторонней поддержки в целях реабилитации, а также интеграции в общество в качестве его полноценного члена.

Работа с отдельными группами

  1. Критическое нарушение жизненно важных функций организма, требующее постоянной помощи со стороны (например, патологии центральной нервной системы, полная или частичная утрата зрения, отсутствие обеих ног);
  2. Значительное нарушение функций организма, допускающее минимальное самообслуживание (например, паралич обеих ног, значительное нарушение зрения, легочная недостаточность II степени);
  3. Умеренное нарушение функций организма, возникновение которого обусловлено перенесением болезней или получением травм (например, нарушение слуха, зрения или работы опорно-двигательного аппарата).

Программа работ с каждым ребенком разрабатывается индивидуально – в зависимости от присвоенной группы, равно как и тяжести патологии.

  • Нарушения сенсорного восприятия – развитие сохранных органов чувств, а также способности ориентироваться в пространстве;
  • Нервно-психические заболевания – нивелирование влияния патологии при помощи специализированных психологических, медикаментозных, физиотерапевтических или иных методик;
  • Анатомические дефекты – минимизация влияния патологии на повседневную жизнедеятельность, оказание психологической помощи ребенку и его семье.

Требования к соцработнику

1. Профессиональная компетентность, обусловленная наличием:

  • Профильного образования (приоритетные направления – педиатрия, психиатрия, психология, педагогика);
  • Соответствующих знаний и навыков, необходимых при индивидуальной и групповой работе с детьми (независимо от их состояния здоровья);
  • Практического опыта реабилитационной работы;

2. Высокая психологическая устойчивость и тактичность;

3. Способности к:

  • Наблюдению;
  • Ситуационному анализу;
  • Усвоению новых профессиональных знаний и умений;
  • Внедрению приобретенных знаний на практике;
  • Нахождению индивидуального похода к каждому подопечному.

Также важно осознание собственной ответственности, позитивное отношение и мотивация. Независимо от тяжести патологий, либо иных особенностей подопечных.

Основные направления рассмотренной категории социальных работ – совершенствование показателей развития ребенка и формирование им универсальных моделей получения и усвоения знаний. Последующая же выработка познавательных, коммуникативных и регулятивных навыков способствует «безболезненной» интеграции в социум.

Оказание комплексной помощи детям-инвалидам

Рубрика: Психология и социология

Статья просмотрена: 2660 раз

Библиографическое описание:

Дмитриева М. А. Оказание комплексной помощи детям-инвалидам // Молодой ученый. — 2013. — №1. — С. 305-306. — URL https://moluch.ru/archive/48/6019/ (дата обращения: 06.03.2020).

Семья с ребенком инвалидом — это семья с особым психологическим статусом, особенности который определяются не только спецификой всех членов семьи, но самое главное закрытостью семьи для внешнего мира, особенно это видно дефицитом общения, поэтому главное это специфическое положение в семье ребенка-инвалида, которое обусловлено его болезнью.

Психологическая помощь детям-инвалидам позволяет им оптимально организовывать межличностные отношения внутри семьи, как между членами семьи, так и отдельно, между другими окружающими. Особую значимость в этом контексте приобретает проблема оказания комплексной помощи семьям, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, т. к. семья является первичным звеном реабилитации и социализации особого ребенка.

Психологического сопровождения семьи, воспитывающего ребенка инвалида. Большую оказывают социальные центры развития помощь ведется в воспитании ребенка со стороны специалистами. Семья играет огромную роль в воспитании детей. Поэтому центрах развития работая с специалистами разного профиля и с родителями и детьми сложились отношения довольно тесно, поэтому родители знают, что происходит с их ребенком. В этом помогает им психологические центры. [3,124]

    Большая часть детей удовлетворена отношениями с матерью, так как больше времени проводит с ней.

    Эмоциональная близость ребенка с родителями, как правило, является источником сотрудничества.

    Тревожащим фактором внутрисемейных отношений может рассматриваться также восприятие детьми-инвалидами авторитета родителей.

    Большая часть родителей, как правило, занимаются гиперопекой детей инвалидов. Проведение исследования по изучению проблем семьи с ребенком инвалидов дало новое направление в работе специалистов психологов, социальных работников, воспитателей и медицинского персонала. Наши дети в определенном возрасте умеют обходиться без сопровождения взрослых, но это очень редко. Их эмоциональная нестабильность и психическое здоровье дает детям необходимость в посторонней помощи. Но разрабатываются разные методики и программы в помощь детям с интеллектуальной недостаточностью, которые в дальнейшем им помогают в их проблеме.

    Проведение радикальных экономических реформ в современной России потребовало реализации адекватной социальной политики, в том числе создания системы социального обслуживания населения, обеспечивающей широкий спектр услуг экономического, медицинского, психолого-педагогического, правового, бытового и иного характера. Сегодня создана целая сеть учреждений, оказывающих социальные услуги семье и детям инвалидам.

    Служба социальной защиты населения со времени своего образования начала принимать комплексный характер. (Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 1992 г. № 543 «О мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы» органам исполнительной власти субъектов Федерации было предписано содействовать созданию и укреплению территориальной сети учреждений нового типа, призванных оказывать социальную помощь семье и детям — инвалидам.

    Читайте так же:  Льготы при захоронении труженика тыла

    Люди с особыми нуждами, ограниченными возможностями здоровья, инвалиды, нуждаются в особой заботе общества. В целях их социальной защиты принимаются законы, выделяются средства на организацию лечения, реабилитации, образования и досуга, предпринимаются меры по безбарьерному доступу в различные структуры и обеспечению информацией. Для детей с ограниченными возможностями здоровья предусматриваются дополнительное питание, летний отдых и т. п. Однако любых усилий государства будет недостаточно, если не проводить целенаправленную социальную работу с самими инвалидами и их семьями, имея в виду возможную активизацию их жизнедеятельности и обеспечение посильной интеграции в общество.

    Организация комплексной психосоциальной работы с людьми с ограниченными возможностями прежде всего зависит в каком возрасте получена инвалидность. Разные возрастные периоды обусловливают специфику инвалидов и соответственно во многом определяют направления и средства деятельности по их активизации. [2, 14]

    Мероприятия по социально-средовой ориентации включают социально-психологическую реабилитацию, психодиагностику обследование личности инвалида, психологическую коррекцию и психотерапию, психопрофилактическую и психогигиеническую работу, психологические тренинги, привлечение инвалидов к участию в группах. [1, 24]

    Родители детей с ограниченными возможностями здоровья испытывают множество трудностей различного характера, связанных с принятием сложившейся ситуации, лечением, развитием, обучением и социализацией ребенка, получением профессии и трудоустройством (ребенка и своим собственным), налаживанием внутрисемейных отношений и др. Нерешенные вопросы часто порождают подлинные житейские проблемы, в свою очередь, обусловливающие различные психогенные, нервно-психические расстройства, которые выражаются в чувстве вины перед ребенком. [4, 25] Вины на другое лицо, гиперопеке или завышенных требованиях к ребенку, игнорировании интересов здоровых членов семьи, отрицании диагноза или пренебрежении врачебными рекомендациями.

    Значительная роль в социально-психологической реабилитации семей с детьми-инвалидами отводится сохранению и расширению их социальных контактов, особенно оказывающих психотерапевтическое воздействие. Так, благотворным является общение с семьями, имеющими сходные проблемы. Благодаря общим интересам, возможности обмена опытом, оказываемой психологической поддержка. В центрах развития педагоги помогают детям проводят коррекционно-развивающие занятия, построенные с учетом их индивидуальных особенностей этих детей. [5, 125]

    Естественно, что многие родители, воспитывающие ребенка-инвалида, подвержены стрессу. Наиболее распространенными реакциями психики человека на экстремальные обстоятельства являются неспособность сосредоточиться, затруднения в принятии простых решений, отсутствие уверенности в себе, раздражительность, частые вспышки гнева, беспокойство, смятение, беспричинный страх или полная паника, получение результатов, противоположных ожидаемым, несбыточность или ненасытность желаний.

    Положение усугубляется отсутствием опыта самозащиты. В стрессовом состоянии возможны частые перепады настроения, человек может впадать в ярость или ему вдруг становится страшно. Как правило, справиться с переживаниями и выйти из стрессового состояния помогает непосредственное выражение своих эмоций. Таким образом данная статья имеет цель выяснения основных психологических причин у детей с нарушением интеллекта.

    Каралева Г. Н. «Социальное обслуживание семьи и детей в России». «Технология социальной реабилитации инвалидов» Метод.рекомендации.-М.,2000.

    Авторский коллектив: В. Ю. Меновщиков, Г. А. Агрест, А. К. Зобачева. «Комплексные методики активизации социальной работы».

    Лиханов А. М. Дети без родителей./ А. М. Лиханов.-Москва. 1987г.

    Копыл О. А., Баз Л. Л., Баженова О. В. Готовность к материнству, выделение факторов и условий психологического риска для будущего развития ребенка. / Копыл О. А., Баз Л. Л., Баженова О. В. Синапс. 1993. № 4. С. 354

    Социально-психологическая помощь инвалидам

    Согласно «Декларации о правах инвалидов», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1971г. инвалидом признается лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной или социальной жизни в силу наличия врожденных или приобретенных недостатков и нуждается в социальной помощи и защите. Ограничение жизнедеятельности инвалидов выражается в полной или частичной утрате ими способности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, а также заниматься трудовой деятельностью.

    Часть из инвалидов нуждается в постоянном уходе (81%), часть передвигается с помощью костылей или кресел – колясок (50.4%), другие передвигаются самостоятельно. Согласно тем же исследованиям, 10.9% инвалидов не могут обслуживать себя, 33.4% обслуживают себя частично. В ходе работы с инвалидами, особенно молодыми, также, как и с пожилыми людьми, необходимо понимать и учитывать их психологические особенности. В частности, в отличие от пожилых с относительно ограниченными потребностями, молодые инвалиды стремятся получить образование, профессию и трудоустроиться, удовлетворить потребности в создании семьи, в разнообразном досуге, в спорте и т.д. Вместе с тем, в сравнении со здоровыми для инвалидов характерен низкий уровень групповой сплоченности, недостаточная сформированность социально – значимых целей, дефицит информации, ограниченность социальных связей и контактов (слепые, глухие и т.п.) и отсюда обедненность социального опыта.

    Все эти особенности диктуют необходимость использования самых разнообразных форм и методов работы с этой группой населения, к ним относятся: создание соответствующих условий жизни в интернате, проведение терапии средой, трудом, бытом и др. Понимание (в необходимых пределах) и учет психофизиологических особенностей, изменений личностного плана особенно важны в процессе работы с психическими больными и инвалидами, находящимися в психоневрологических интернатах. В зависимости от степени изменений психики, умственной отсталости, нарушений эмоциональной сферы и пр. (олигофрения в разных формах, шизофрения и т.п.) социально – психологическая реабилитация этой категории инвалидов требует применения специфических форм и методов социальной работы.

    При психических заболеваниях

    в отличие от других значительно нарушаются социальные связи и отношения – заболевает не какой-то орган, а в целом личность. Поэтому реабилитация психически больных выступает как их ресоциализация. Коррекция личностных реакций происходит в зависимости от успеха «основного» комплекса мер по восстановлению (реституции) или компенсации нарушенных функций. С этим связана специфика основных этапов социально–психологической реабилитации психически больных. В психиатрической литературе выделяется 3 основных этапа реабилитации:

    1) восстановительный – т.е. восстановительная терапия как средство достижения реадаптации и реабилитации. Основная задача на этом этапе – предотвращение формирования психических нарушений, в частности, явления госпитализма, т.е. нивелировки индивидуальных особенностей личности в итоге нахождения пациента в общих однообразных условиях стационара, отрыва от внешних социальных связей и т.п. Медикоментозные средства лечения здесь должны сочетаться с психосоциальными методами (терапия средой, занятость позитивными формами деятельности, психотерапия, лечебная физкультура и т.д.);

    Читайте так же:  Индексация пенсий работающим пенсионерам новым правительством

    2) реадаптационный – терапия больных, имеющая целью приспособление их в той или иной степени к условиям внешней среды. Основными здесь являются психосоциальные методы воздействия, стимулирующие социальную активность больных. Важнейшее значение имеет трудовая терапия, обучение или переобучение новой профессии, а также специальная педагогическая (воспитательная) психотерапевтическая работа, проводимая с больными и их родственниками (обучение «умению жить», «умению работать», «умению общаться с людьми»). Важную роль играет общение больных со здоровыми, лечение занятостью, культтерапия, лечебная физкультура. Биологическое лечение ограничивается здесь приемом поддерживающих доз психотропных препаратов;

    3) реабилитационный (реабилитация в собственном смысле) – восстановление больного в правах, его индивидуальной и общественной ценности, прежних социальных связей, помощь в трудоустройстве и быту. Реабилитация на этом этапе проходит во внебольничных условиях (надомный труд, работа в лечебно – производственных мастерских, специальных цехах или на обычном предприятии).

    Наряду со стационарными формами важное значение в социально – психологической работе с инвалидами имеет надомное обслуживание. Основными его организационными формами являются отделения социальной помощи на дому, отделения специализированной социальной помощи на дому, служба срочной социальной помощи, отделения дневного пребывания и др. В процессе психосоциальной работы социальный работник использует здесь многообразные формы деятельности:

    1) выявляет и помогает в организации нуждающихся пожилых и инвалидов в прикреплении к центрам социального обслуживания;

    2) способствует реализации льгот инвалидам;

    3) выявляет структуру семьи (полная, неполная, наличие одиноких и т.д.);

    4) оказывает помощь в восстановлении связей инвалидов с трудовыми коллективами;

    5) в ряде случаев помогает «гасить» внутрисемейные конфликты
    (с учетом всей деликатности этой сферы быта);

    6) оказывает помощь в организации медицинского обслуживания (вызов участкового врача, узких специалистов);

    7) помогает пожилым и инвалидам в соціально-бытовых вопросах
    (в использовании услуг прачечной, химчистки и т.д., в уборке квартиры, доставке продуктов и медикаментов и т.д.).

    В целом вся эта многообразная деятельность социальных работников имеет целью оказать данным группам населения соціально-организационную помощь, морально-психологическую поддержку и тем самым улучшить их соціально-психологическую адаптацию[18, с. 128 -130].

    | следующая лекция ==>
    Социально-психологические особенности подростков, оставшихся без попечения родителей | Психологическая помощь в местах лишения свободы

    Дата добавления: 2019-07-26 ; просмотров: 287 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

    Социальная работа с людьми пожилого возраста и инвалидами

    Ситуационная помощь

    Базовый алгоритм включает (для каждого уполномоченного сотрудника соответственно):

    • Сопровождение пациента (до стойки администратора, до выхода с территории);
    • Оказание помощи при передвижении (для инвалидов-колясочников – ведение коляски, для незрячих – поддержка под локоть и т.д.);
    • Открытие дверей по пути;
    • Уведомление персонала о прибытии посетителя;
    • Ознакомление с целью визита;
    • Сопровождение до регистратуры и кабинета специалиста;
    • Оказание иной требующейся помощи (по ситуации);
    • Оказание помощи непосредственно на приеме;
    • Сопровождение между кабинетами (при необходимости).

    Означенный порядок действий подразумевает самостоятельную явку пациента. Если его сопровождают взрослые, то ситуационное содействие оказывается лишь по просьбе сопровождающего лица.

    1. Ориентировании на территории учреждения (поиске нужного корпуса, кабинета и т.д.);
    2. Получении доступа к информации о работе учреждения (либо отдельных специалистов);
    3. Заполнении сопутствующих документов.

    Потребности пожилых людей в социальных услугах. Социальное попечительство над пожилыми людьми. Медико-санитарная реабилитация, оказание психологической помощи пожилым людям. Понятие инвалидности и ее виды. Правовые основы социальной защиты инвалидов.

    Рубрика Социология и обществознание
    Вид курсовая работа
    Язык русский
    Дата добавления 19.12.2014
    Размер файла 55,2 K

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Социальный работник должен быть готов оказать инвалиду помощь по целому ряду вопросов юридического, психологического, педагогического и, что очень важно, социального и медико-социального характера.

    В основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в статье о правах инвалидов сказано: «Инвалиды, в том числе дети-инвалиды и инвалиды с детства, имеют право на медико-социальную помощь, реабилитацию, обеспечение лекарствами, протезами, протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения на льготных условиях, а также на профессиональную подготовку и переподготовку. Нетрудоспособные инвалиды имеют право на бесплатную медико-социальную помощь в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, на уход на дому, а в случае неспособности удовлетворять основные жизненные потребности — на содержание в учреждениях системы социальной защиты населения».

    Гарантированные права данной категории граждан вступают в силу при получении официального статуса инвалида и потому социальный работник должен знать порядок направления граждан на медико-социальную экспертизу, которая, однако, часто становится для инвалидов сложной и труд новы полнимой процедурой.

    Медико-социальная экспертиза устанавливает причину и группу инвалидности, степень утраты трудоспособности граждан, определяет виды, объем и сроки их реабилитации и меры социальной защиты, дает рекомендации по трудовому устройству граждан.

    На медико-социальную экспертизу направляются граждане, имеющие признаки стойкого ограничения жизнедеятельности и трудоспособности и нуждающиеся в социальной защите: при очевидном неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе вне зависимости от сроков временной нетрудоспособности, но не более 4 месяцев; при благоприятном трудовом прогнозе в случае продолжающейся нетрудоспособности до 10 месяцев (в отдельных случаях: травмы, состояния после реконструктивных операций, туберкулез — до 12 месяцев) для решения вопроса о продолжении лечения или установлении группы инвалидности; работающие инвалиды для изменения трудовой рекомендации в случае ухудшения клинического и трудового прогноза.

    Особая роль при оказании помощи инвалидам отводится социальному работнику в учреждениях здравоохранения.

    В задачу медико-социального специалиста, обладающего знаниями психофизиологических особенностей инвалидов соответственно причине, приведшей человека к такому состоянию, входит определение степени возможности его участия в трудовой деятельности, помощи в адаптации к новым условиям, определение режима питания и формирование соответствующего образа жизни.

    При оказании медико-социальной помощи инвалидам социальный работник руководствуется как запросами самого инвалида, так и целесообразностью и полезностью проводимых мероприятий в конкретных условиях проживания и пребывания пациента (в доме-интернате, в других учреждениях). Большое значение имеет заинтересованность самого инвалида в проведении социальных программ.

    Читайте так же:  Какой стаж для досрочной пенсии мужчинам

    Следует отметить, что медико-социальные услуги удовлетворяют те потребности инвалида, которые не находят своего решения в реальной действительности, в условиях экономического кризиса и зарождающихся рыночных отношений в нашей стране. Социальный работник, оказывая медико-социальную помощь, ликвидирует неудовлетворенность этой категории населения деятельностью органов практического здравоохранения и тем самым создает определенное равновесие в вопросах медицинского обеспечения.


    Осуществляя уход за инвалидами, решая в определенной степени вопросы врачевания, социальный работник воздействует на образ жизни пациента, способствует его психической реабилитации.

    При патронажной работе особую заботу социальный работник проявляет к семьям, имеющим детей-инвалидов. Важно не только поставить на учет ребенка-инвалида, но и проанализировать социальную обстановку в семье. Дети-инвалиды нуждаются в постоянном уходе и наблюдении, что составляет немалые трудности для родителей при повседневном общении с ними, обеспечении их жизненных потребностей (кормление, одевание, купание и т.д.).

    В обязанности социального работника входит организация медицинской помощи инвалидам. Социальный работник совместно с медицинскими работниками территориальной поликлиники или диспансера оказывает организационную помощь при проведении медико-социальной реабилитации в условиях стационара или на дому, помогает в организации санаторно-курортного лечения, способствует приобретению необходимых тренажеров, средств передвижения, корригирующих аппаратов, организует по показаниям медико-генетическую консультацию родителей больных детей. Часто возникает необходимость обеспечить диетическим питанием детей инвалидов, страдающих диабетом, почечной недостаточностью и другими заболеваниями.

    Немаловажную роль в медико-социальной помощи играют дома-интернаты, целью которых является адаптация инвалидов к жизни в новых условиях, вне стен родного дома. Здесь они обретают определенные социальные гарантии и защищенность.

    Инвалидам, проживающим в стационарных учреждениях социального обслуживания, предоставляются следующие виды услуг: материально-бытовые, услуги по организации питания, быта, досуга, санитарно-гигиенические и социально-медицинские, организация получения образования инвалидами с учетом их физических и умственных возможностей и способностей, услуги, связанные с социально-трудовой реабилитацией, правовые услуги, содействие в организации ритуальных услуг.

    Дополнительные услуги, оказываются и специализированными отделениями помощи на дому, создаваемыми в муниципальных ЦСО или при органах социальной защиты населения, — это обслуживание на дому (включает наблюдение за состоянием здоровья, оказание экстренной помощи), выполнение медицинских процедур (перевязок, инъекций по назначению лечащего врача), оказание санитарно-гигиенических услуг, кормление ослабленных больных, проведение санитарно-просветительской работы.

    Услуги, предоставляемые отделениями срочной социальной помощи (срочное социальное обслуживание предусматривает оказание разовых услуг остро нуждающимся в социальной поддержке): обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости, оказание материальной помощи, содействие в предоставлении временного жилого помещения, обеспечение бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами, организация экстренной медико-психологической помощи, содействие в трудоустройстве, организация юридических и иных консультаций.

    Услуги, предоставляемые в полустационарных условиях (отделениях дневного (ночного) пребывания), в том числе для лиц без определенного места жительства: услуги по организации питания, быта и досуга, социально-медицинские, включение подопечных в посильную трудовую деятельность в соответствии с их физическими и психическими способностями, правовые услуги.

    Целью деятельности ЦСО является осуществление социального обслуживания инвалидов. Из этого вытекает ряд задач, от решения которых зависит эффективность и качественность выполнения поставленной цели, а именно:

    · выявление и учет граждан, нуждающихся в различных видах социального обслуживания;

    · оказание социально-бытовой, медицинской, психологической, консультативной и иной помощи гражданам;

    · содействие в оптимизации у граждан, обслуживаемых центром, возможности реализации своих потребностей;

    · обеспечение обслуживаемым гражданам их прав и преимуществ, установленных действующим законодательством;

    · анализ уровня социально-бытового обслуживания населения района, разработка перспективных планов развития этой сферы социальной поддержки населения, внедрение в практику новых видов и форм помощи в зависимости от характера нуждаемости граждан и местных условий;

    · привлечение различных государственных и негосударственных структур к решению вопросов оказания социально-бытовой помощи нуждающимся слоям населения и координация их деятельности в этом направлении.

    Эти задачи детерминируют структурную организацию центра, в которую помимо аппарата входят следующие подразделения: отделение социального обслуживания на дому, отделение дневного пребывания, отделение срочного социального обслуживания, чьи характеристики представлены ниже.

    Отделение социального обслуживания на дому (ОСО). ОСО создается для временного (до 6 месяцев) или постоянного оказания помощи гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в посторонней поддержке, социально-бытовой помощи в надомных условиях. Деятельность ОСО направлена на максимально возможное продление пребывания граждан в привычной среде обитания и поддержания их социального, психологического и физического статуса. Обслуживание граждан на дому осуществляется путем предоставления им в зависимости от степени и характера нуждаемости социально-бытовых, консультативных и иных услуг, входящих в перечень гарантированных государством, а также оказание по их желанию дополнительных услуг, не входящих в перечень гарантированных.

    ОСО создается для обслуживания 60 граждан, проживающих в сельской местности и 120, проживающих в домах со всеми удобствами. Обслуживание граждан осуществляется социальными работниками, медсестрами, состоящими в штабе центра.

    Должность социального работника вводится из расчета обслуживания 4 граждан сельской местности и 8 — в благоустроенном городском секторе.

    Заведующий отделения социального обслуживания устанавливает для социального работника зону обслуживания периодичность (3 раза в неделю) и графики посещения каждого обслуживаемого с учетом степени и характера нуждаемости граждан помощи, компактности их проживания, транспортных связей, наличия предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

    1. Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида / Пер. с англ. — М.: П е дагогика, 1991.

    2. Григорьев, С.И. Теория и методология социальной работы /С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова [и др. ] — М., 2004. — 289с.

    3. Гуслякова, В.Г. Основы теории социальной работы В.Г. Гуслякова, Е.И.Холостова. — М.: Институт социальной работы, 2007. — 290c.

    4. Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан — М.: ЦИЭТИН, 1991. — 135с.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    5. Курбатов, В.И. Социальная работа: Учебное пособие для студентов вузов/ В.И. Курбатов — М.: Педагогика, 1999. — 230с.

    Источники

    Оказание психологической помощи инвалидам
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here