Содержание
- 1 Оказание психологической помощи инвалидам
- 2 Психологическая помощь людям с ограниченными возможностями
- 3 Социальная программа обслуживания детей инвалидов
- 4 Оказание комплексной помощи детям-инвалидам
- 5 Социально-психологическая помощь инвалидам
- 6 Социальная работа с людьми пожилого возраста и инвалидами
Оказание психологической помощи инвалидам
ГУБЕРНАТОР ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
от 12 марта 2013 года N 262
О внедрении во Владимирской области технологии «Персональный помощник» для инвалидов с тяжелыми ограничениями функций опорно-двигательного аппарата
(с изменениями на 18 февраля 2019 года)
В целях обеспечения инвалидам с тяжелыми ограничениями функций опорно-двигательного аппарата равного с другими категориями инвалидов доступа к медико-социальной реабилитации, санитарно-гигиеническим услугам, адресности в осуществлении физической помощи, поддержания и укрепления здоровья постановляю:
1. Утвердить Положение о реализации технологии «Персональный помощник» для инвалидов с тяжелыми ограничениями функций опорно-двигательного аппарата согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Департаменту социальной защиты населения администрации области:
2.1. Организовать работу по внедрению технологии «Персональный помощник».
2.2. Внести соответствующие изменения в уставы государственных бюджетных (автономных) учреждений социального обслуживания Владимирской области — комплексных центров социального обслуживания населения.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора области, курирующего вопросы социальной политики.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Приложение. Положение о реализации технологии «Персональный помощник» для инвалидов с тяжелыми ограничениями функций опорно-двигательного аппарата
Приложение
к постановлению
Губернатора
Владимирской области
от 12.03.2013 N 262
1. Настоящее Положение устанавливает порядок реализации технологии «Персональный помощник» для инвалидов с тяжелыми ограничениями функций опорно-двигательного аппарата и определяет условия и порядок ее финансирования.
2. Технология «Персональный помощник» — это новый механизм в сфере социальной адаптации инвалидов с тяжелыми ограничениями функций опорно-двигательного аппарата, а также создание нового инструмента включения инвалидов в общественную жизнь, которая призвана обеспечить условия равного с другими категориями инвалидов доступа к медико-социальной реабилитации, санитарно-гигиеническим услугам, адресность в осуществлении физической помощи, поддержания и укрепления здоровья субъектов реабилитационного процесса.
Субъекты реабилитационного процесса — лица с тяжелыми ограничениями функций опорно-двигательного аппарата (далее — инвалиды), нуждающиеся в физической помощи, проживающие в семьях, состоящих из пенсионеров по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца или получающих социальную пенсию.

Персональный помощник — лицо, старше 18 лет, способное осуществлять физическую помощь для преодоления проблем, возникающих у инвалидов в связи с тяжелыми ограничениями функций опорно-двигательного аппарата.
3. Выявление и учет инвалидов с тяжелыми ограничениями функций опорно-двигательного аппарата, нуждающихся в физической помощи, а также лиц, изъявивших желание стать персональными помощниками (далее — помощник), осуществляются государственными бюджетными (автономными) учреждениями социального обслуживания — комплексными центрами социального обслуживания населения (далее — учреждение).
Учет инвалидов и помощников осуществляется по форме согласно приложению N 1 к настоящему Положению.
3.1. Лицо, имеющее право на получение помощи персонального помощника, может самостоятельно выбрать себе помощника или воспользоваться услугами учреждения по его поиску и подбору.
— оказывает помощнику и инвалиду необходимую консультационную, психологическую, правовую помощь;
— осуществляет контроль за деятельностью помощника.
4. Инвалид (его законный представитель) и помощник представляют заявления по формам согласно приложениям N 2 и N 3 к настоящему Положению.
4.1. К заявлению помощника прилагаются следующие документы:
— копия паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность помощника;
— справки об отсутствии хронического алкоголизма, карантинных инфекционных заболеваний, активных форм туберкулеза, психических расстройств, венерических и других заболеваний, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения.
4.2. К заявлению инвалида прилагаются следующие документы:
— копия паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность подопечного;
— справки об отсутствии хронического алкоголизма, карантинных инфекционных заболеваний, активных форм туберкулеза, психических расстройств, венерических и других заболеваний, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения;
— копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, индивидуальной программы реабилитации;
— сведения о лицах, зарегистрированных с инвалидом (в случае отсутствия указанных сведений они запрашиваются учреждением не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заявления, в соответствующих органах (организациях) в порядке межведомственного информационного взаимодействия);
— копии документов, подтверждающие нетрудоспособность членов семьи;
4.3. Копии документов, указанных в подпунктах 4.1 и 4.2 настоящего Положения, принимаются при предъявлении подлинников документов и заверяются учреждением.
5. Основаниями для отказа в приеме документов являются:
— ненадлежащим образом оформленные документы (отсутствие подписей заявителя, должностных лиц, отсутствие печатей);
— невозможность прочтения документов, поступивших при письменном обращении;
— отсутствие одного или нескольких документов, указанных в пунктах 4.1 и 4.2 настоящего Положения.
6. Учреждение не позднее 7 календарных дней со дня представления документов, указанных в пункте 4.2 настоящего Положения:
— формирует личное дело инвалида, в которое включаются все документы, указанные в настоящем Положении;
— проводит обследование материально-бытовых условий инвалида с последующим составлением акта обследования;
— принимает решение о закреплении за инвалидом помощника, заключении договора и оформляет индивидуальный план (график) по оказанию помощником физической помощи инвалиду;
— уведомляет инвалида и помощника о принятом решении. Соответствующее решение оформляется в виде приказа директора учреждения.
7. Перечень оснований для отказа в закреплении за инвалидом помощника:
— выявление в представленных документах неполных и (или) недостоверных сведений;
— наличие у помощника хронического алкоголизма, карантинных инфекционных заболеваний, активных форм туберкулеза, психических расстройств, венерических и других заболеваний, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения согласно представленным справкам;
— наличие у инвалида хронического алкоголизма, карантинных инфекционных заболеваний, активных форм туберкулеза, психических расстройств, венерических и других заболеваний, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения согласно представленным справкам.
8. Договор заключается между учреждением, помощником и инвалидом по форме, утвержденной департаментом социальной защиты населения администрации области (далее — департамент), в течение 15 календарных дней со дня принятия решения. Договор должен содержать:
— права и обязанности сторон;
— виды и объемы предоставления услуг;
— размер вознаграждения помощнику;
— срок действия договора;
— основания и последствия расторжения договора.
9. В обязанности помощника не входят не связанные с физической помощью действия (оказание медицинской, санитарно-гигиенической помощи, консультативных, юридических, психологических услуг).
10. Инвалид может отказаться от предоставления услуг помощника или внести изменения в индивидуальный план (график) по оказанию помощи, уведомив об этом учреждение не менее чем за 3 рабочих дня.
11. Услуги помощника предоставляются инвалидам бесплатно.
12. Контроль за деятельностью помощника осуществляет учреждение путем регулярного посещения инвалида не реже 1 раза в месяц, проверки выполнения условий договора, отношений между помощником и инвалидом. Результаты посещения оформляются в виде акта обследования приемной семьи, форма которого утверждается департаментом.
13. Ежемесячное денежное вознаграждение (далее — вознаграждение) выплачивается помощнику с даты заключения договора ежемесячно не позднее 26 числа текущего месяца.
Размер вознаграждения составляет 5460 рублей ежемесячно, исходя из оказания физической помощи 45 часов в месяц. При оказании помощи в меньшем объеме размер вознаграждения пропорционально уменьшается.
14. Вознаграждение выплачивается путем перечисления денежных средств на счет помощника, открытый им в кредитно-финансовом учреждении.
15. Выплата вознаграждения прекращается с даты расторжения договора.
16. Финансовое обеспечение выплаты вознаграждения помощнику осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных департаменту в областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
Приложение N 1
Приложение N 1
к Положению
Реестр потенциальных инвалидов, нуждающихся в услугах помощника
РЕЕСТР ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ИНВАЛИДОВ, НУЖДАЮЩИХСЯ В УСЛУГАХ ПОМОЩНИКА
Адрес по месту регистрации
Группа инвалидности, степень утраты способности к самообслуживанию и (или) передвижению с указанием основного заболевания
Краткая характеристика необходимой физической помощи
Психологическая помощь людям с ограниченными возможностями
Инвалидов у нас принято называть людьми с ограниченными возможностями, но мы считаем, что инвалиды – это, скорее люди, с повышенными потребностями. И наша главная задача состоит в том, чтобы помочь эти потребности реализовать.
Люди с ограниченными возможностями больше остальных нуждаются:
- в специализированной социально-психологической помощи;
- эмоционально комфортному положению на работе, в быту, отношениях с семьей и окружающими;
социальной адаптации; - свободе передвижения, доступе к объектам культурным и социально-бытовым объектам;
- возможности получать новые знания и навыки.
Инвалидность требует от человека мобилизации всех его физических и психических сил. Очень часто самостоятельно справиться с такой нагрузкой человек попросту не может. В таких случаях у него развивается состояние психической дезадаптации (отказ приспособления к имеющимся жизненным условиям), характеризующейся:
- стереотипным формированием негативных форм поведения;
- эмоциональной неуравновешенностью;
- высокой тревожностью, утомляемостью;
- неприятием своего положения, нежеланием к нему приспосабливаться;
- аффективными состояниями и пр.
Дезаптация проявляется в личностной, сенсомоторной и социально-психологической сфере. Все вышеперечисленные формы дезадаптации взаимосвязаны.
Личностная дезадаптация проявляется в неадекватном восприятии собственного положения, исчезновении жизненной мотивации, конфликтном отношении с близким окружением.
Сенсомоторная дезадаптация характеризуется отсутствием приспособленности к окружающей действительности, снижении мобильности, нежелании развивать собственные навыки самообслуживания.
Социально-психологическая дезадаптация проявляется в наличии негативных установок по отношению к людям, замкнутостью, нежеланием поддерживать контакт с окружающими.
Основные направления
- Коррекционно-развивающие занятия;
- Консультативную помощь родителям;
- Меры социальной адаптации ребенка.
Коррекционные занятия
Основная цель занятий – коррекция влияния патологии на жизнедеятельность ребенка. В зависимости же от характера расстройства его негативное воздействие может быть преодолено полностью или частично, либо компенсировано иным образом.
Развитию:
- Навыков моторики (общей, мелкой, артикуляционной);
- Зрительного и слухового восприятия;
- Речи, памяти, внимания;
- Наглядно-образного, а также словесно-логического мышления;
Формированию:
- Общих представлений об окружающем мире и навыков ориентирования в нем;
- Навыков анализа (визуального, звукового, относительного);
- Умения воспринимать информацию на вербальном уровне;
- Навыков базовых мыслительных операций (в частности, планирования и комбинирования).
Консультативная помощь
Основное направление консультационной помощи родителям (опекунам, попечителям) детей-инвалидов – информационно-разъяснительная работа.
- Соответствующие лекции, тематические собрания;
- Личные или групповые беседы с педагогами;
- Доведение информации до заинтересованных лиц путем распространения соответствующих материалов (например, рассылка печатной продукции, оформление информационных стендов).
- Разъяснение возникающих у родителей вопросов, связанных с проблематикой образовательного процесса;
- Выбор оптимальной (для конкретного ребенка) стратегии реабилитации;
- Обучение родителей (и/или других членов семьи):
- Основам социально-медицинских и педагогических знаний для осуществления реабилитационных процедур на дому;
- Прикладным навыкам ухода за тяжелобольными лицами на дому.
Обучение социальным навыкам
Комплексный подход к организации социальной работы требует проведения занятий, направленных на развитие у детей прикладных навыков взаимодействия с социумом.
Обучение использованию:
- Средств ухода (в т.ч. средств личной гигиены);
- Технических реабилитационных средств (например, кресла-каталки или протеза отсутствующей конечности);
Выработка навыков:
- Самообслуживания (например, самостоятельного ориентирования и передвижения без посторонней помощи);
- Общественно-приемлемого поведения;
- Трудовой или творческой деятельности.
Специфика работы в учреждениях здравоохранения
Главные направления рассматриваемой деятельности в здравоохранительных учреждениях (например, в муниципальных или региональных больницах) – социальная профилактика и реабилитация.
- Выявление детей-инвалидов, живущих на подведомственных территориях;
- Последующее курирование, в т.ч.:
- Координация взаимодействия семей с организациями социальной направленности;
- Оказание консультативной помощи.
- Предупреждение развития имеющихся патологий;
- Минимизация влияния патологий на жизнь ребенка.
Средства реабилитации – специализированные терапевтические методики, применяемые в условиях полного или частичного стационара (медикаментозное лечение, различные физиотерапевтические процедуры и т.д.).
В чем заключается психологическая помощь инвалидам
Для психологической помощи людям с ограниченными возможностями разработаны инновационные программы, включающие в себя комплекс разнообразных техник, заимствованных из разных направлений психологической деятельности, что позволяет достигать позитивный эффект в рамках одного реабилитационного цикла.
Эффективным направлением работы психолога часто оказываются нестандартные способы решения проблем, что позволяет найти подход к каждому обратившемуся человеку с учетом его мировоззрения, взглядов, индивидуальных особенностей.
Кроме того, хорошие результаты дают следующие мероприятия:
- регулярное психологическое консультирование;
- обучение методике владения психологической саморегуляции;
- психокоррекция;
- помощь в определении профессионального направления развития;
- психолого-социальные тренинги и пр.
Специалисты психологического Центра «Квартет» имеют большой практический опыт работы с людьми с ограниченными возможностями и членами их семьи. Вместе мы найдем основной источник проблемы и разработаем эффективную стратегию ее благополучного разрешения.
Социальная программа обслуживания детей инвалидов
Со стороны государства, а также частных благотворительных организаций детям с инвалидностью и их семьям оказывается всесторонняя помощь. Социальная работа – неотъемлемая составляющая подобной поддержки.
Работа в комплексных центрах
- Выявление характерных проблем, препятствующих нормальному развитию или социальной адаптации ребенка;
- Разработка и внедрение технологий педагогического воздействия, способствующих:
- Преодолению или компенсации выявленных недостатков;
- Всестороннему развитию сохранных функций организма;
- Проведение мероприятий по вышеозначенным направлениям:
- Повышение уровня общего развития (психоэмоционального, физиологического);
- Коррекция отдельных отклонений;
- Формирование (либо развитие уже сформированных) механизмов волевой регуляции;
- Развитие социально-коммуникативных и иных навыков, необходимых в повседневности.
- Соблюдение интересов ребенка;
- Планомерность (проведение занятий строго на основании предварительно составленного плана);
- Комплексный подход к формированию программы (единство диагностических, коррекционных и развивающих процедур);
- Систематичность и непрерывность занятий;
- Вариативность содержания коррекционных и обучающих программ (индивидуализация подхода).
Социальная работа с детьми-инвалидами
Согласно определению законодательства РФ, «ребенок-инвалид» – несовершеннолетнее (т.е. не достигшее 18 лет) лицо, имеющее стойкое (врожденное, либо приобретенное) нарушение здоровья.
- Самообслуживания;
- Социального взаимодействия с окружением;
- Контроля собственного поведения;
- Самостоятельного:
- Передвижения;
- Пространственного ориентирования;
- Осуществления трудовой или иной деятельности.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Несовершеннолетние граждане, страдающие от подобных патологий, подпадают под действие многочисленных государственных программ материальной и социальной поддержки. Нормы же социальной защиты в рассматриваемом случае определены Федеральными законами № 181-ФЗ («О социальной защите инвалидов в РФ») и № 124-ФЗ («Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»).
- Содействие физическому, психическому, интеллектуальному, духовно-нравственному развитию;
- Оказание всесторонней поддержки в целях реабилитации, а также интеграции в общество в качестве его полноценного члена.
Работа с отдельными группами
- Критическое нарушение жизненно важных функций организма, требующее постоянной помощи со стороны (например, патологии центральной нервной системы, полная или частичная утрата зрения, отсутствие обеих ног);
- Значительное нарушение функций организма, допускающее минимальное самообслуживание (например, паралич обеих ног, значительное нарушение зрения, легочная недостаточность II степени);
- Умеренное нарушение функций организма, возникновение которого обусловлено перенесением болезней или получением травм (например, нарушение слуха, зрения или работы опорно-двигательного аппарата).
Программа работ с каждым ребенком разрабатывается индивидуально – в зависимости от присвоенной группы, равно как и тяжести патологии.
- Нарушения сенсорного восприятия – развитие сохранных органов чувств, а также способности ориентироваться в пространстве;
- Нервно-психические заболевания – нивелирование влияния патологии при помощи специализированных психологических, медикаментозных, физиотерапевтических или иных методик;
- Анатомические дефекты – минимизация влияния патологии на повседневную жизнедеятельность, оказание психологической помощи ребенку и его семье.
Требования к соцработнику
1. Профессиональная компетентность, обусловленная наличием:
- Профильного образования (приоритетные направления – педиатрия, психиатрия, психология, педагогика);
- Соответствующих знаний и навыков, необходимых при индивидуальной и групповой работе с детьми (независимо от их состояния здоровья);
- Практического опыта реабилитационной работы;
2. Высокая психологическая устойчивость и тактичность;
3. Способности к:
- Наблюдению;
- Ситуационному анализу;
- Усвоению новых профессиональных знаний и умений;
- Внедрению приобретенных знаний на практике;
- Нахождению индивидуального похода к каждому подопечному.
Также важно осознание собственной ответственности, позитивное отношение и мотивация. Независимо от тяжести патологий, либо иных особенностей подопечных.
Основные направления рассмотренной категории социальных работ – совершенствование показателей развития ребенка и формирование им универсальных моделей получения и усвоения знаний. Последующая же выработка познавательных, коммуникативных и регулятивных навыков способствует «безболезненной» интеграции в социум.
Оказание комплексной помощи детям-инвалидам
Рубрика: Психология и социология
Статья просмотрена: 2660 раз
Библиографическое описание:
Дмитриева М. А. Оказание комплексной помощи детям-инвалидам // Молодой ученый. 2013. №1. С. 305-306. URL https://moluch.ru/archive/48/6019/ (дата обращения: 06.03.2020).
Семья с ребенком инвалидом — это семья с особым психологическим статусом, особенности который определяются не только спецификой всех членов семьи, но самое главное закрытостью семьи для внешнего мира, особенно это видно дефицитом общения, поэтому главное это специфическое положение в семье ребенка-инвалида, которое обусловлено его болезнью.
Психологическая помощь детям-инвалидам позволяет им оптимально организовывать межличностные отношения внутри семьи, как между членами семьи, так и отдельно, между другими окружающими. Особую значимость в этом контексте приобретает проблема оказания комплексной помощи семьям, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, т. к. семья является первичным звеном реабилитации и социализации особого ребенка.
Психологического сопровождения семьи, воспитывающего ребенка инвалида. Большую оказывают социальные центры развития помощь ведется в воспитании ребенка со стороны специалистами. Семья играет огромную роль в воспитании детей. Поэтому центрах развития работая с специалистами разного профиля и с родителями и детьми сложились отношения довольно тесно, поэтому родители знают, что происходит с их ребенком. В этом помогает им психологические центры. [3,124]
Большая часть детей удовлетворена отношениями с матерью, так как больше времени проводит с ней.
Эмоциональная близость ребенка с родителями, как правило, является источником сотрудничества.
Тревожащим фактором внутрисемейных отношений может рассматриваться также восприятие детьми-инвалидами авторитета родителей.
Большая часть родителей, как правило, занимаются гиперопекой детей инвалидов. Проведение исследования по изучению проблем семьи с ребенком инвалидов дало новое направление в работе специалистов психологов, социальных работников, воспитателей и медицинского персонала. Наши дети в определенном возрасте умеют обходиться без сопровождения взрослых, но это очень редко. Их эмоциональная нестабильность и психическое здоровье дает детям необходимость в посторонней помощи. Но разрабатываются разные методики и программы в помощь детям с интеллектуальной недостаточностью, которые в дальнейшем им помогают в их проблеме.
Проведение радикальных экономических реформ в современной России потребовало реализации адекватной социальной политики, в том числе создания системы социального обслуживания населения, обеспечивающей широкий спектр услуг экономического, медицинского, психолого-педагогического, правового, бытового и иного характера. Сегодня создана целая сеть учреждений, оказывающих социальные услуги семье и детям инвалидам.
Служба социальной защиты населения со времени своего образования начала принимать комплексный характер. (Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 1992 г. № 543 «О мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы» органам исполнительной власти субъектов Федерации было предписано содействовать созданию и укреплению территориальной сети учреждений нового типа, призванных оказывать социальную помощь семье и детям — инвалидам.
Люди с особыми нуждами, ограниченными возможностями здоровья, инвалиды, нуждаются в особой заботе общества. В целях их социальной защиты принимаются законы, выделяются средства на организацию лечения, реабилитации, образования и досуга, предпринимаются меры по безбарьерному доступу в различные структуры и обеспечению информацией. Для детей с ограниченными возможностями здоровья предусматриваются дополнительное питание, летний отдых и т. п. Однако любых усилий государства будет недостаточно, если не проводить целенаправленную социальную работу с самими инвалидами и их семьями, имея в виду возможную активизацию их жизнедеятельности и обеспечение посильной интеграции в общество.
Организация комплексной психосоциальной работы с людьми с ограниченными возможностями прежде всего зависит в каком возрасте получена инвалидность. Разные возрастные периоды обусловливают специфику инвалидов и соответственно во многом определяют направления и средства деятельности по их активизации. [2, 14]
Мероприятия по социально-средовой ориентации включают социально-психологическую реабилитацию, психодиагностику обследование личности инвалида, психологическую коррекцию и психотерапию, психопрофилактическую и психогигиеническую работу, психологические тренинги, привлечение инвалидов к участию в группах. [1, 24]
Родители детей с ограниченными возможностями здоровья испытывают множество трудностей различного характера, связанных с принятием сложившейся ситуации, лечением, развитием, обучением и социализацией ребенка, получением профессии и трудоустройством (ребенка и своим собственным), налаживанием внутрисемейных отношений и др. Нерешенные вопросы часто порождают подлинные житейские проблемы, в свою очередь, обусловливающие различные психогенные, нервно-психические расстройства, которые выражаются в чувстве вины перед ребенком. [4, 25] Вины на другое лицо, гиперопеке или завышенных требованиях к ребенку, игнорировании интересов здоровых членов семьи, отрицании диагноза или пренебрежении врачебными рекомендациями.
Значительная роль в социально-психологической реабилитации семей с детьми-инвалидами отводится сохранению и расширению их социальных контактов, особенно оказывающих психотерапевтическое воздействие. Так, благотворным является общение с семьями, имеющими сходные проблемы. Благодаря общим интересам, возможности обмена опытом, оказываемой психологической поддержка. В центрах развития педагоги помогают детям проводят коррекционно-развивающие занятия, построенные с учетом их индивидуальных особенностей этих детей. [5, 125]
Естественно, что многие родители, воспитывающие ребенка-инвалида, подвержены стрессу. Наиболее распространенными реакциями психики человека на экстремальные обстоятельства являются неспособность сосредоточиться, затруднения в принятии простых решений, отсутствие уверенности в себе, раздражительность, частые вспышки гнева, беспокойство, смятение, беспричинный страх или полная паника, получение результатов, противоположных ожидаемым, несбыточность или ненасытность желаний.
Положение усугубляется отсутствием опыта самозащиты. В стрессовом состоянии возможны частые перепады настроения, человек может впадать в ярость или ему вдруг становится страшно. Как правило, справиться с переживаниями и выйти из стрессового состояния помогает непосредственное выражение своих эмоций. Таким образом данная статья имеет цель выяснения основных психологических причин у детей с нарушением интеллекта.
Каралева Г. Н. «Социальное обслуживание семьи и детей в России». «Технология социальной реабилитации инвалидов» Метод.рекомендации.-М.,2000.
Авторский коллектив: В. Ю. Меновщиков, Г. А. Агрест, А. К. Зобачева. «Комплексные методики активизации социальной работы».
Лиханов А. М. Дети без родителей./ А. М. Лиханов.-Москва. 1987г.
Копыл О. А., Баз Л. Л., Баженова О. В. Готовность к материнству, выделение факторов и условий психологического риска для будущего развития ребенка. / Копыл О. А., Баз Л. Л., Баженова О. В. Синапс. 1993. № 4. С. 354
Социально-психологическая помощь инвалидам
Согласно «Декларации о правах инвалидов», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1971г. инвалидом признается лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной или социальной жизни в силу наличия врожденных или приобретенных недостатков и нуждается в социальной помощи и защите. Ограничение жизнедеятельности инвалидов выражается в полной или частичной утрате ими способности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, а также заниматься трудовой деятельностью.
Часть из инвалидов нуждается в постоянном уходе (81%), часть передвигается с помощью костылей или кресел – колясок (50.4%), другие передвигаются самостоятельно. Согласно тем же исследованиям, 10.9% инвалидов не могут обслуживать себя, 33.4% обслуживают себя частично. В ходе работы с инвалидами, особенно молодыми, также, как и с пожилыми людьми, необходимо понимать и учитывать их психологические особенности. В частности, в отличие от пожилых с относительно ограниченными потребностями, молодые инвалиды стремятся получить образование, профессию и трудоустроиться, удовлетворить потребности в создании семьи, в разнообразном досуге, в спорте и т.д. Вместе с тем, в сравнении со здоровыми для инвалидов характерен низкий уровень групповой сплоченности, недостаточная сформированность социально – значимых целей, дефицит информации, ограниченность социальных связей и контактов (слепые, глухие и т.п.) и отсюда обедненность социального опыта.
Все эти особенности диктуют необходимость использования самых разнообразных форм и методов работы с этой группой населения, к ним относятся: создание соответствующих условий жизни в интернате, проведение терапии средой, трудом, бытом и др. Понимание (в необходимых пределах) и учет психофизиологических особенностей, изменений личностного плана особенно важны в процессе работы с психическими больными и инвалидами, находящимися в психоневрологических интернатах. В зависимости от степени изменений психики, умственной отсталости, нарушений эмоциональной сферы и пр. (олигофрения в разных формах, шизофрения и т.п.) социально – психологическая реабилитация этой категории инвалидов требует применения специфических форм и методов социальной работы.
При психических заболеваниях
в отличие от других значительно нарушаются социальные связи и отношения – заболевает не какой-то орган, а в целом личность. Поэтому реабилитация психически больных выступает как их ресоциализация. Коррекция личностных реакций происходит в зависимости от успеха «основного» комплекса мер по восстановлению (реституции) или компенсации нарушенных функций. С этим связана специфика основных этапов социально–психологической реабилитации психически больных. В психиатрической литературе выделяется 3 основных этапа реабилитации:
1) восстановительный – т.е. восстановительная терапия как средство достижения реадаптации и реабилитации. Основная задача на этом этапе – предотвращение формирования психических нарушений, в частности, явления госпитализма, т.е. нивелировки индивидуальных особенностей личности в итоге нахождения пациента в общих однообразных условиях стационара, отрыва от внешних социальных связей и т.п. Медикоментозные средства лечения здесь должны сочетаться с психосоциальными методами (терапия средой, занятость позитивными формами деятельности, психотерапия, лечебная физкультура и т.д.);
2) реадаптационный – терапия больных, имеющая целью приспособление их в той или иной степени к условиям внешней среды. Основными здесь являются психосоциальные методы воздействия, стимулирующие социальную активность больных. Важнейшее значение имеет трудовая терапия, обучение или переобучение новой профессии, а также специальная педагогическая (воспитательная) психотерапевтическая работа, проводимая с больными и их родственниками (обучение «умению жить», «умению работать», «умению общаться с людьми»). Важную роль играет общение больных со здоровыми, лечение занятостью, культтерапия, лечебная физкультура. Биологическое лечение ограничивается здесь приемом поддерживающих доз психотропных препаратов;
3) реабилитационный (реабилитация в собственном смысле) – восстановление больного в правах, его индивидуальной и общественной ценности, прежних социальных связей, помощь в трудоустройстве и быту. Реабилитация на этом этапе проходит во внебольничных условиях (надомный труд, работа в лечебно – производственных мастерских, специальных цехах или на обычном предприятии).
Наряду со стационарными формами важное значение в социально – психологической работе с инвалидами имеет надомное обслуживание. Основными его организационными формами являются отделения социальной помощи на дому, отделения специализированной социальной помощи на дому, служба срочной социальной помощи, отделения дневного пребывания и др. В процессе психосоциальной работы социальный работник использует здесь многообразные формы деятельности:
1) выявляет и помогает в организации нуждающихся пожилых и инвалидов в прикреплении к центрам социального обслуживания;
2) способствует реализации льгот инвалидам;
3) выявляет структуру семьи (полная, неполная, наличие одиноких и т.д.);
4) оказывает помощь в восстановлении связей инвалидов с трудовыми коллективами;
5) в ряде случаев помогает «гасить» внутрисемейные конфликты
(с учетом всей деликатности этой сферы быта);
6) оказывает помощь в организации медицинского обслуживания (вызов участкового врача, узких специалистов);
7) помогает пожилым и инвалидам в соціально-бытовых вопросах
(в использовании услуг прачечной, химчистки и т.д., в уборке квартиры, доставке продуктов и медикаментов и т.д.).
В целом вся эта многообразная деятельность социальных работников имеет целью оказать данным группам населения соціально-организационную помощь, морально-психологическую поддержку и тем самым улучшить их соціально-психологическую адаптацию[18, с. 128 -130].
| | следующая лекция ==> | |
Социально-психологические особенности подростков, оставшихся без попечения родителей | | | Психологическая помощь в местах лишения свободы |
Дата добавления: 2019-07-26 ; просмотров: 287 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Социальная работа с людьми пожилого возраста и инвалидами
Ситуационная помощь
Базовый алгоритм включает (для каждого уполномоченного сотрудника соответственно):
- Сопровождение пациента (до стойки администратора, до выхода с территории);
- Оказание помощи при передвижении (для инвалидов-колясочников – ведение коляски, для незрячих – поддержка под локоть и т.д.);
- Открытие дверей по пути;
- Уведомление персонала о прибытии посетителя;
- Ознакомление с целью визита;
- Сопровождение до регистратуры и кабинета специалиста;
- Оказание иной требующейся помощи (по ситуации);
- Оказание помощи непосредственно на приеме;
- Сопровождение между кабинетами (при необходимости).
Означенный порядок действий подразумевает самостоятельную явку пациента. Если его сопровождают взрослые, то ситуационное содействие оказывается лишь по просьбе сопровождающего лица.
- Ориентировании на территории учреждения (поиске нужного корпуса, кабинета и т.д.);
- Получении доступа к информации о работе учреждения (либо отдельных специалистов);
- Заполнении сопутствующих документов.
Потребности пожилых людей в социальных услугах. Социальное попечительство над пожилыми людьми. Медико-санитарная реабилитация, оказание психологической помощи пожилым людям. Понятие инвалидности и ее виды. Правовые основы социальной защиты инвалидов.
Рубрика | Социология и обществознание |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 19.12.2014 |
Размер файла | 55,2 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Социальный работник должен быть готов оказать инвалиду помощь по целому ряду вопросов юридического, психологического, педагогического и, что очень важно, социального и медико-социального характера.
В основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в статье о правах инвалидов сказано: «Инвалиды, в том числе дети-инвалиды и инвалиды с детства, имеют право на медико-социальную помощь, реабилитацию, обеспечение лекарствами, протезами, протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения на льготных условиях, а также на профессиональную подготовку и переподготовку. Нетрудоспособные инвалиды имеют право на бесплатную медико-социальную помощь в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, на уход на дому, а в случае неспособности удовлетворять основные жизненные потребности — на содержание в учреждениях системы социальной защиты населения».
Гарантированные права данной категории граждан вступают в силу при получении официального статуса инвалида и потому социальный работник должен знать порядок направления граждан на медико-социальную экспертизу, которая, однако, часто становится для инвалидов сложной и труд новы полнимой процедурой.
Медико-социальная экспертиза устанавливает причину и группу инвалидности, степень утраты трудоспособности граждан, определяет виды, объем и сроки их реабилитации и меры социальной защиты, дает рекомендации по трудовому устройству граждан.
На медико-социальную экспертизу направляются граждане, имеющие признаки стойкого ограничения жизнедеятельности и трудоспособности и нуждающиеся в социальной защите: при очевидном неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе вне зависимости от сроков временной нетрудоспособности, но не более 4 месяцев; при благоприятном трудовом прогнозе в случае продолжающейся нетрудоспособности до 10 месяцев (в отдельных случаях: травмы, состояния после реконструктивных операций, туберкулез — до 12 месяцев) для решения вопроса о продолжении лечения или установлении группы инвалидности; работающие инвалиды для изменения трудовой рекомендации в случае ухудшения клинического и трудового прогноза.
Особая роль при оказании помощи инвалидам отводится социальному работнику в учреждениях здравоохранения.
В задачу медико-социального специалиста, обладающего знаниями психофизиологических особенностей инвалидов соответственно причине, приведшей человека к такому состоянию, входит определение степени возможности его участия в трудовой деятельности, помощи в адаптации к новым условиям, определение режима питания и формирование соответствующего образа жизни.
При оказании медико-социальной помощи инвалидам социальный работник руководствуется как запросами самого инвалида, так и целесообразностью и полезностью проводимых мероприятий в конкретных условиях проживания и пребывания пациента (в доме-интернате, в других учреждениях). Большое значение имеет заинтересованность самого инвалида в проведении социальных программ.
Следует отметить, что медико-социальные услуги удовлетворяют те потребности инвалида, которые не находят своего решения в реальной действительности, в условиях экономического кризиса и зарождающихся рыночных отношений в нашей стране. Социальный работник, оказывая медико-социальную помощь, ликвидирует неудовлетворенность этой категории населения деятельностью органов практического здравоохранения и тем самым создает определенное равновесие в вопросах медицинского обеспечения.
Осуществляя уход за инвалидами, решая в определенной степени вопросы врачевания, социальный работник воздействует на образ жизни пациента, способствует его психической реабилитации.
При патронажной работе особую заботу социальный работник проявляет к семьям, имеющим детей-инвалидов. Важно не только поставить на учет ребенка-инвалида, но и проанализировать социальную обстановку в семье. Дети-инвалиды нуждаются в постоянном уходе и наблюдении, что составляет немалые трудности для родителей при повседневном общении с ними, обеспечении их жизненных потребностей (кормление, одевание, купание и т.д.).
В обязанности социального работника входит организация медицинской помощи инвалидам. Социальный работник совместно с медицинскими работниками территориальной поликлиники или диспансера оказывает организационную помощь при проведении медико-социальной реабилитации в условиях стационара или на дому, помогает в организации санаторно-курортного лечения, способствует приобретению необходимых тренажеров, средств передвижения, корригирующих аппаратов, организует по показаниям медико-генетическую консультацию родителей больных детей. Часто возникает необходимость обеспечить диетическим питанием детей инвалидов, страдающих диабетом, почечной недостаточностью и другими заболеваниями.
Немаловажную роль в медико-социальной помощи играют дома-интернаты, целью которых является адаптация инвалидов к жизни в новых условиях, вне стен родного дома. Здесь они обретают определенные социальные гарантии и защищенность.
Инвалидам, проживающим в стационарных учреждениях социального обслуживания, предоставляются следующие виды услуг: материально-бытовые, услуги по организации питания, быта, досуга, санитарно-гигиенические и социально-медицинские, организация получения образования инвалидами с учетом их физических и умственных возможностей и способностей, услуги, связанные с социально-трудовой реабилитацией, правовые услуги, содействие в организации ритуальных услуг.
Дополнительные услуги, оказываются и специализированными отделениями помощи на дому, создаваемыми в муниципальных ЦСО или при органах социальной защиты населения, — это обслуживание на дому (включает наблюдение за состоянием здоровья, оказание экстренной помощи), выполнение медицинских процедур (перевязок, инъекций по назначению лечащего врача), оказание санитарно-гигиенических услуг, кормление ослабленных больных, проведение санитарно-просветительской работы.
Услуги, предоставляемые отделениями срочной социальной помощи (срочное социальное обслуживание предусматривает оказание разовых услуг остро нуждающимся в социальной поддержке): обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости, оказание материальной помощи, содействие в предоставлении временного жилого помещения, обеспечение бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами, организация экстренной медико-психологической помощи, содействие в трудоустройстве, организация юридических и иных консультаций.
Услуги, предоставляемые в полустационарных условиях (отделениях дневного (ночного) пребывания), в том числе для лиц без определенного места жительства: услуги по организации питания, быта и досуга, социально-медицинские, включение подопечных в посильную трудовую деятельность в соответствии с их физическими и психическими способностями, правовые услуги.
Целью деятельности ЦСО является осуществление социального обслуживания инвалидов. Из этого вытекает ряд задач, от решения которых зависит эффективность и качественность выполнения поставленной цели, а именно:
· выявление и учет граждан, нуждающихся в различных видах социального обслуживания;
· оказание социально-бытовой, медицинской, психологической, консультативной и иной помощи гражданам;
· содействие в оптимизации у граждан, обслуживаемых центром, возможности реализации своих потребностей;
· обеспечение обслуживаемым гражданам их прав и преимуществ, установленных действующим законодательством;
· анализ уровня социально-бытового обслуживания населения района, разработка перспективных планов развития этой сферы социальной поддержки населения, внедрение в практику новых видов и форм помощи в зависимости от характера нуждаемости граждан и местных условий;
· привлечение различных государственных и негосударственных структур к решению вопросов оказания социально-бытовой помощи нуждающимся слоям населения и координация их деятельности в этом направлении.
Эти задачи детерминируют структурную организацию центра, в которую помимо аппарата входят следующие подразделения: отделение социального обслуживания на дому, отделение дневного пребывания, отделение срочного социального обслуживания, чьи характеристики представлены ниже.
Отделение социального обслуживания на дому (ОСО). ОСО создается для временного (до 6 месяцев) или постоянного оказания помощи гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в посторонней поддержке, социально-бытовой помощи в надомных условиях. Деятельность ОСО направлена на максимально возможное продление пребывания граждан в привычной среде обитания и поддержания их социального, психологического и физического статуса. Обслуживание граждан на дому осуществляется путем предоставления им в зависимости от степени и характера нуждаемости социально-бытовых, консультативных и иных услуг, входящих в перечень гарантированных государством, а также оказание по их желанию дополнительных услуг, не входящих в перечень гарантированных.
ОСО создается для обслуживания 60 граждан, проживающих в сельской местности и 120, проживающих в домах со всеми удобствами. Обслуживание граждан осуществляется социальными работниками, медсестрами, состоящими в штабе центра.
Должность социального работника вводится из расчета обслуживания 4 граждан сельской местности и 8 — в благоустроенном городском секторе.
Заведующий отделения социального обслуживания устанавливает для социального работника зону обслуживания периодичность (3 раза в неделю) и графики посещения каждого обслуживаемого с учетом степени и характера нуждаемости граждан помощи, компактности их проживания, транспортных связей, наличия предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
1. Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида / Пер. с англ. — М.: П е дагогика, 1991.
2. Григорьев, С.И. Теория и методология социальной работы /С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова [и др. ] — М., 2004. — 289с.
3. Гуслякова, В.Г. Основы теории социальной работы В.Г. Гуслякова, Е.И.Холостова. — М.: Институт социальной работы, 2007. — 290c.
4. Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан — М.: ЦИЭТИН, 1991. — 135с.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
5. Курбатов, В.И. Социальная работа: Учебное пособие для студентов вузов/ В.И. Курбатов — М.: Педагогика, 1999. — 230с.
Источники
- http://docs.cntd.ru/document/424034777
- http://www.psy-77.ru/blog/pomoshh-invalidam/
- http://invalid.expert/obsluzhivanie-invalidov/
- http://moluch.ru/archive/48/6019/
- http://helpiks.org/9-68146.html
- http://revolution.allbest.ru/sociology/00501031_1.html
Работаю в юриспруденции с 1982 года.