Охарактеризуйте структуры предмета права социального обеспечения

Предмет права социального обеспечения

Предмет каждой самостоятельной отрасли права составляют обособленные группы общественных отношений, характеризующиеся определенным внутренним единством, которые наряду со специальными методами регулирования позволяют отграничить данную отрасль права от других отраслей.

Право социального обеспечения как самостоятельная отрасль права сформировалось в середине 1970-х гг. Учение о предмете и методе этой правовой отрасли разработал профессор B.C. Андреев.

Касаясь понятия «предмет права социального обеспечения», необходимо отметить, что оно неразрывно связано с сущностью самого понятия «социальное обеспечение» и его содержанием. В настоящее время предмет права социального обеспечения составляют следующие группы общественных отношений:

• по социальному обеспечению граждан в денежной форме (пенсии, пособия, компенсационные выплаты);

• предоставлению различных социальных услуг (социальное обслуживание инвалидов, престарелых, детей, семей с детьми и т.д., медицинское обслуживание, льготы для отдельных категорий граждан);

• процедурные и процессуальные, связанные с установлением юридических фактов, а также реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения.

Таким образом, предмет права социального обеспечения есть совокупность общественных отношений по социальному обеспечению граждан.

«Ядро» предмета права социального обеспечения составляют отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме и по предоставлению различных социальных услуг. Процедурные и процессуальные отношения являются производными от них и самостоятельно существовать не могут.

Основным видом общественных отношений, составляющих предмет права социального обеспечения, являются пенсионные. К пенсионным отношениям примыкают и тесно связанные с ними отношения, возникающие в связи с выплатами различных пособий из внебюджетных фондов или государственного бюджета по социальному обслуживанию престарелых и нетрудоспособных.

Пенсионные отношения подразделяются на следующие виды пенсий: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии.

Отношения по обеспечению пособиями подразделяются на следующие виды пособий: по временной нетрудоспособности; по беременности и родам; женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, по случаю рождения ребенка; по уходу за ребенком до полутора лет, на детей до 16 лет; по безработице; на погребение; женам военнослужащих и др.

Отношения по обеспечению компенсационными выплатами включают компенсации лицам, осуществляющим уход за малолетним ребенком до достижения им возраста трех лет;

компенсационные выплаты лицам, осуществляющим уход за лицом, достигшим 80-летнего возраста, инвалидом I группы, престарелым, нуждающимся по заключению врача в постоянном постороннем уходе; неработающим женам (мужьям) военнослужащих, проживающих вместе с супругом (супругой) в местностях, где они не могут трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства; беженцам и вынужденным переселенцам; лицам, находящимся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы; на детей, находящихся под опекой и попечительством в приемной семье, и др.

Отношения, связанные с предоставлением гражданам различных социальных услуг, включают отношения по социальному обслуживанию престарелых и инвалидов в ста-ционарных и полустационарных учреждениях; срочное социальное обслуживание, обслуживание на дому; социально-консультативную помощь; реабилитационные услуги для инвалидов; отношения по социальному обслуживанию семей, имеющих детей; по содержанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специальных детских учреждениях; обслуживанию детей-инвалидов в домах-интернатах для детей-инвалидов; содержанию детей в детских дошкольных учреждениях.

В предмет права социального обеспечения включаются также отношения по медицинской помощи и лечению, подгруппой которых выступают отношения по санаторно-курортному обслуживанию и лечению, а также лекарственная помощь, предоставляемая бесплатно либо со скидкой для отдельных категорий граждан.

Названные отношения и составляют в основном предмет права социального обеспечения. Кроме того, в предмет права социального обеспечения также включаются общественные отношения, связанные с процедурой проверки фактов, т.е. процедурные и процессуальные отношения по разрешению споров, которые не входят в предмет процессуального права. Роль процедурных отношений настолько велика, что нарушение определенной процедуры может повлечь отказ в назначении того или иного вида обеспечения.

Группу процедурных отношений образуют две самостоятельные подгруппы:

1) отношения по установлению юридических фактов, наличие которых необходимо для возникновения материальных отношений (в денежной форме либо по предоставлению услуг). К таковым относятся факт инвалидности, факт признания гражданина безвестно отсутствующим, факт участия в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и т.д.;

2) отношения, связанные с представлением гражданина к какому-либо виду социального обеспечения либо с принятием компетентным органом решения о применении правовой нормы (предоставлении протезно-ортопедических изделий, назначении пенсии, пособия и т.д.).

Процессуальные отношения возникают в связи с защитой гражданином своего права на тот или иной вид социального обеспечения (например, в случае отказа в назначении пенсии, пособия, социальной услуги).

Предмет науки права социального обеспечения значительно шире, чем предмет отрасли права, так как наука изучает не только содержание правовых норм данной отрасли, но и дает понятия самой отрасли права, ее предмета, метода правового регулирования, содержит исторические аспекты развития отрасли, анализирует нормы по социальному обеспечению граждан в иностранных государствах.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Предмет и метод права социального обеспечения

Предмет права социального обеспечения

Понятие, предмет и метод права социального обеспечения, как и его объект, характеризуют самостоятельную отрасль права.

С помощью права регламентируется далеко не вся система фактически существующих общественных отношений, а только их определенная доля. Она разная для каждой стадии общественного и государственного развития. По этой причине предмет права социального обеспечения представлен относительно обособленной группой отношений в обществе, которые проявляются в процессе реализации гражданином прав на социальное обеспечение.

Для рассматриваемых отношений характерно несколько черт:

  1. жизненная важность для гражданин, включая членов их семьи;
  2. целенаправленность (разумность) отношений;
  3. устойчивость, повторяемость и типичность;
  4. наличие поведенческого аспекта (эти отношения можно контролировать).

Структура предмета права социального обеспечения включает ядро и отношения, которые к нему примыкают.

Читайте так же:  На сколько процентов повысят пенсии мвд

Ядро формируется с помощью материальных отношений:

  • отношения, касающиеся предоставления гражданам социального обеспечения в денежной форме:
    • пенсия, которую выдают при наступлении инвалидности, старости, смерти кормильца, выслуги лет; социальная пенсия;
    • пособия, выдаваемые лицам, имеющим детей; пособие по временной нетрудоспособности и безработице;
    • компенсационные выплаты;
  • отношения в области оказания различных услуг:
    • медицинская помощь;
    • социальное обслуживание;
    • социальная помощь;
    • социальная поддержка.

Отношения в сфере права социального обеспечения

Процессуальные и процедурные отношения могут представлять как отношения, которые примыкают к ядру, так и те, которые являются производными. Подобные отношения способствуют проявлению и развитию материальных отношений, обеспечивая их нормальную охрану и функционирование.

В состав процедурных правоотношений можно включить:

  • отношения в области установления специальными органами (ПФ РФ, региональные отделения и управления ПФ РФ в районах и городах, российский Фонд обязательного социального страхования и др.) фактов, обладающих юридическим значением (например, решение вопросов, касающихся прав граждан на социальное обеспечение);
  • отношения в области принятия решений, касающихся социального обеспечения;
  • отношения, касающиеся предоставления субъектам социального обеспечения.

Что касается процессуальных отношений, то они возникают в процессе решения;

  • спора, касающегося социального обеспечения в судах и в вышестоящих учреждениях и органах в порядке подчиненности;
  • вопроса, связанного с правовой ответственностью сторон правоотношений.

Выделяют и некоторые отношения, схожие с социально-правовыми правоотношениями, но не являющиеся таковыми:

  1. формирование и распределение денежных фондов, которые требуются для социального обеспечения (предмет финансового права);
  2. управление социальным обеспечением (отношения наделены всеми признаками административных отношений, поэтому представляют собой предмет административного права);
  3. трудовые (служебные) отношения между сотрудниками предприятий (служащими учреждений, органов государства). Они предоставляют обеспечение и включены в состав предмета трудового и административного права.

Общая часть права ПСО

Если рассматривать положения, то Общая часть включает нормы, которые относятся к любым отношениям в сфере социального обеспечения. Она состоит в общих правовых институтах, нормы которых в концентрированном виде показывают специфику этой отрасли и являются основой для всех общественных отношений, состоящих в предмете отрасли.

Большая часть права социального обеспечения сегодня находится на этапе формирования. В современной теории нет однозначного понимания его структуры и состава.

В законодательстве выявление созданных модификаций о социальном обеспечении происходит в соответствии с методом регулирования общественных отношений. Они и представляют собой предмет права социального обеспечения. В этой области происходит изменение руководящих начал, которые контролируют базовые аспекты ПСО. В этом процессе происходит расширение перечня субъектов социального обеспечения, а указанные факторы способны замедлить темпы развития Общей части данной правовой отрасли.

Исследователи считают, что Общая часть права не должна иметь самостоятельных институтов, поскольку представлена только совокупностью соответствующих норм без их организации в самой части. Есть еще мнения авторов, которые полагают, что Общая часть ПСО включает всегда самостоятельные правовые институты, в том числе институт правосубъектности, главный институт, институт социальных рисков. Второй из них представляет собой систему юридических предписаний, освещающих предмет отрасли, ее задачи и отраслевые принципы.

Для состава Особенной части ПСО сегодня характерен достаточно устоявшийся комплекс самостоятельных институтов. Они состоят в трудовом стаже, пенсионном обеспечении, пособиях и компенсационных выплатах, обеспечении в области страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве, социальном обслуживании, медицинской помощи и лечении, установке правовых фактов, разрешении жалоб и споров, институте правовой ответственности.

Институты в области обеспечения пенсиями, пособиями и компенсационными выплатами, социального обслуживания человека, медицинской помощи и лечения представляют собой комплексные институты. Они состоят из нескольких вспомогательных институтов.

Любой из рассмотренных институтов включает собственный отдельный комплекс юридических норм, с помощью которого производится целостное регулирование этого типа отношений в обществе.

Понятие ПСО

Понятие «право социального обеспечения» является самостоятельным, относительно обособленным и цельным правовым образованием. Оно регулирует определенный перечень специфических отношений в обществе через использование определенных принципов. Для этого право использует своеобразный метод правового регулирования.

Система норм, институтов и под институтов, которые входят в подобное правовое образование, представляет собой отрасль права социального обеспечения. В составе структуры нормативных актов, которые регулируют общественные отношения в области социального обеспечения, принято различать несколько правовых норм, которые:

  • определяют содержание соответствующих отношений в рамках всех составляющих элементов (Общая часть права);
  • регламентируют отдельные виды (части) данных отношений (Особенная часть).

Внутренняя структурная дифференциация любой отрасли отечественного права заключается в классификации на несколько правовых институтов.

Наука определяет категорию «правовой институт» в качестве законодательно обособленного комплекса юридических норм. С их помощью обеспечивается общее регулирование этой разновидности общественных отношений или ее элементов.

Отрасль права регулирует посредством особого метода всю систему качественно однородных отношений в обществе, для чего применяются специфические приемы и способы их юридического опосредования. Правовой же институт должен детально регулировать с помощью тех же способов и приемов только конкретное общественное отношение, которое включено в систему рассматриваемых отношений в обществе. По этой причине правовой институт можно считать однородным в соответствии с фактическим содержанием, для чего характерно, что правовые нормы, которые его формируют, выступают в качестве единого комплекса (цельной системы). Он представляет собой относительно обособленный «блок», который образует в совокупности с прочими институтами, которые формируют нормативный механизм отрасли.

Признаки метода ПСО

В праве рассматривают несколько признаков, посредством которых характеризуются особенности метода правового регулирования:

  • уровень регулирования отношений в обществе, которые включены в состав предмета этой отрасли права (индивидуальный, централизованный, локальный);
  • порядок установления обязанностей и прав, предусмотренных для субъектов, в качестве способа определить содержание правоотношений (договорной, недоговорной);
  • взаимоотношения (положение) субъектов правоотношений (субординация, координация);
  • характер норм права в качестве способа правового влияния на поведение лиц (диспозитивный, императивный).

Система ПСО

Каждый институт ПСО разделяется на внутренние элементы, которые составляют систему. Это происходит на основании соответствующей системы классификатора юридических актов, которые одобрены президентским Указом № 511. С помощью классификатора закрепляются законы, касающиеся социального страхования и обеспечения как самостоятельной правовой системы.

Читайте так же:  Льготы по оплате жилья ветеранам труда

Отдельный блок представлен законодательством о социальном обслуживании. Оно состоит из нескольких групп норм:

  • общие положения;
  • соц. обслуживание в государственных учреждениях;
  • домашнее социальное обслуживание;
  • операции в области реабилитации (социальные, медицинские и др.);
  • ритуальные услуги;
  • прочие формы соц. обслуживания;
  • негосударственное социальное обслуживание.

В классификаторе (раздел 070.000.000 «Социальное обеспечение и социальное

страхование») закрепляется такая система законодательства о соц. обеспечении, которая не полностью соответствует системе права данной отрасли.

В систему законодательства ПСО включены подсистемы. Их можно отнести в состав предмета деятельности в сфере ПСо, включая финансирование социального обеспечения, негосударственное пенсионное страхование и обслуживание, управление соц. страхованием и обеспечением. Также они входят в предмет административного, финансового и гражданского права. Система норм, касающихся социального обслуживания, также не соответствует системе данного института в ПСО. ТАк, в ее состав входит раздел «Негосударственное социальное обслуживание».

Отметим, что в юридической литературе до настоящего времени идут споры в области соотношения между системой права и законодательства.

Некоторые представители правовой науки (например, М. Д. Шаргородский, О. С. Иоффе) относят систему права к «объективному» явлению, которое существует и развивается вне зависимости от человеческой воли и воли законодателя.

Есть исследователи, которые полагают, напротив, что «объективно обусловленной» можно считать систему права, которая отличается от системы законодательства, созданной только логическим путем при систематизации законов.

Подобное несоответствие может объясняться тем, что система законов была создана из соображения политической целесообразности. Она отражает особенности национальной системы права.

Законодательство представляет собой одну из форм установки и выражения норм позитивного права. По этой причине невозможно в такой степени оторвать форму права в качестве явления от его содержания в виде правовых норм. Объективность характерна для развития и законодательства, и права, при этом она заключается не определении структуры законов с помощью природы норм.

Существует мнение, что общие аспекты системы отрасли права и соответствующих ей законов должны быть едины и находиться в согласии в качестве формы (системы законодательства) и содержания (системы права). Наряду с этим, система права социального обеспечения и его институтов представляет собой основу системы законодательства о социальном обеспечении.

Понятие, признаки и особенности метода права социального обеспечения

Особенности метода ПСО

Обратимся к особенностям метода права социального обеспечения. В первую очередь, он сочетает централизованный, локальный и индивидуальный уровень регулирования общественных отношений.

В 72 статье Конституции РФ установлено, что координация проблем здравоохранения; защита семьи, детства, материнства и отцовства; социальная защита, в том числе социальное обеспечение, должны находиться в общем ведении РФ и ее субъектов. По этой причине регулирование отношений в области ПСО производится централизованно (посредством принятия ФЗ и прочих правовых актов, которые направлены на их реализацию). Это осуществляют центральные органы власти государства. На региональном уровне регулирование происходит посредством издания соответствующих нормативных актов субъектов РФ.

Сегодня на федеральном уровне закреплен некоторый минимальный социальный стандарт в области социального обеспечения. Субъекты РФ не вправе снизить его ни при каких условиях, поскольку предоставление этого стандарта гарантируют средства федеральных финансовых источников.

С помощью собственных источников и при наличии возможностей субъекты РФ могут установить дополнительные меры в сфере социальной защиты. Это могут быть надбавки к пенсии, пособиям, льготы для населения, дополнительные услуги в области социального обслуживания некоторых категорий граждан и др. Регулирование в рассматриваемой сфере также производится на муниципальном уровне.

На локальном уровне регулирование ПСО осуществляют отдельные организации, что выражается созданием локальных нормативных актов, которые принимает собственник финансовых источников. В не централизованном порядке предусмотрены дополнительные типы социального обеспечения, которые используются для роста степени социальной защищенности персонала конкретного предприятия. Подобные условия часто включают в состав коллективных договоров или планов социального развития компании.

Регулирование осуществляется и на индивидуальном уровне. Условия, касающиеся предоставления определенных дополнительных льгот (например, пенсии, пособия и др.) часто рассматриваются в рамках индивидуального трудового договора работодателя и работника. Помимо этого, любое лицо вправе заключать различные индивидуальные договоры в области ПСО. Это может быть договор с муниципальным центром соц. обслуживания на предоставление услуг на дому; с негосударственным пенсионным фондом и др.

Еще одной особенностью метода ПСО является специфический порядок установки прав и обязанностей субъектов. Сюда включены договорной и не договорной способы определения содержания правоотношений.

Чаще всего для ПСО присущ недоговорной порядок определения, что можно объяснить наличием централизованного регулирования. Виды пенсий, пособий, компенсаций, их сумму, порядок назначения и предоставления определяют нормативные акты и субъекты правоотношений — физические лица и органы, которые должны предоставить определенный вид социального обеспечения. Они не могут эти нормы изменить по своему усмотрению.

Обязанности и права, а также содержание правоотношений субъектов в этой отрасли может устанавливаться еще и договорным путем. Например, такое регулирование отношений часто характерно для предприятий. В рамках коллективного договора предусматриваются более льготные условия, если сравнивать их с условиями, содержащимися в действующем законодательстве (например, надбавка к пенсии, досрочный выход на пенсию и др.). Также на предприятиях гарантии социальной защищенности закрепляются в индивидуальном трудовом договоре. Его стороны вправе установить дополнительные условия, виды и размеры обеспечения (например, материальная помощь в отпуске, бесплатное санаторное лечение, лекарственное обеспечение и др.).

ТК РФ в 9 статье содержит положение о том, что трудовой договор не может включать условий, которые определенным образом снижают уровень прав и гарантий персонала. При наличии подобных условий в коллективном или трудовом договоре, их применять нельзя. Если же рассматривать более льготное обеспечение, то здесь предусмотрена полная свобода усмотрения сторон договора

Читайте так же:  Закрепить в конституции индексацию пенсий
Видео (кликните для воспроизведения).

ПСО отражает специфику положения (взаимоотношений) субъектов правоотношений. Это проявляется в виде координации и субординации.

По традиции в теории права рассматриваются 2 взаимосвязи субъектов правоотношений: координацию и субординацию. В первом случае стороны равны между собой, во втором одна из сторон находится в подчинении перед другой (возникают отношения власти).

Правовой статус субъектов ПСО часто не вписывается в классические понятия равенства и подчинения сторон. Участники этих отношений считаются экономически неравными, но не зависят друг от друга административно. Помимо этого, свобода выбора поведения и имущественные права принадлежат физическому лицу, а имущественные обязанности возлагаются на органы государства (учреждения). По этой причине отношения, которые формируются между ними можно определить в качестве отношений координации.

Специфика метода ПСО также отражается характером правовых норм, который представляет собой способ правового воздействия на поведение субъектов. Он может быть императивным и диспозитивным.

Суть рассматриваемых правоотношений требует вполне определенной совокупности юридических приемов воздействия на поведение субъектов, что проявляется в форме дозволения, запрета, обязывания. Основные права граждан в этой области могут быть установлены посредством управомочивающих норм, выраженных в форме дозволений. Осуществляя их, физическое лицо должно выполнять и определенные обязанности.

Так, для пенсионера предусмотрена обязанность известить орган, который выплачивает ему пенсию, о наступлении обстоятельств, которые способны повлечь к изменению ее размера или прекращению выплаты.

Таким образом, требуемое поведение управомоченных субъектов (физических лиц) достигается не только при использовании дозволения, но и обязывания.

Чаще всего диспозиции правоустанавливающих норм могут указать только на правомочия физического лица. Поведение второго участника (учреждения или государственного органа), без решения которого невозможно реализовать право человека на конкретный вид социального обеспечения, должно регулироваться через позитивное обязывание.

Состав правоотношений в области материального обеспечения граждан, включая их социальное обслуживание в порядке социального обеспечения за счет средств централизованных финансовых фондов, может быть определен императивным путем. Только так гарантируется соответствующая мера потребления для каждого субъекта при наступлении определенных социальных рисков, указанных в законе.

Пределы диспозитивного метода значительно ограничены, а его использование в форме дозволения обладает определенными особенностями. Дозволение направлено в адрес не обоих субъектов, а только одного из них — гражданина. Это относится к реализации права на соответствующий вид социального обеспечения, включая выбор самого выгодного для лица варианта обеспечения и др.

Отметим, что в рамках правового регулирования общественных отношений по социальному обеспечению чаще используется императивно-диспозитивный метод, который представляет собой сочетание предписания и дозволения. Рассматриваемый метод используют при формировании прав и обязанностей, предусмотренных для субъектов ПСО на федеральном уровне в централизованном порядке.

Право социального обеспечения в России

Метод права социального обеспечения

Метод права представляет собой совокупность приемов. В него включены способы правового регулирования отношений в обществе.

В числе особенностей метода права социального обеспечения выделяют несколько пунктов.

В соответствии с характером установления прав и обязанностей:

  • сочетание локального и государственно-правового регулирования (общее правило определяет права граждан и обязанности органов с помощью норм права, их нельзя менять по соглашению сторон, но в системе локально-правового регулирования органы социального партнерства вправе осуществить установку дополнительных видов социального обеспечения для персонала).

По правовому положению сторон правоотношений:

  • стороны в правовых отношениях в области социального обеспечения не считаются равными (гражданское право характеризуется тем же), но они и не подчиняются друг другу (административное право аналогично).

В зависимости от степени свободы деятельности правовых субъектов:

  • для того чтобы получить социальное обеспечение, граждане должны обращаться в соответствующие органы (к своим работодателям) с заявлением или прочими документами, иначе обеспечение не предоставляется;
  • усмотрение органов соц. защиты населения имеет ограничения (если лицо предоставляет все законодательно предусмотренные документы, то орган обязан предоставить соц. обеспечение.

В соответствии со способом защиты субъективных прав и обеспечения выполнения обязанностей:

  • для защиты собственных прав гражданин обращается в вышестоящий орган (организацию) в порядке подчиненности или в суд (для разрешения споров используется судебный и внесудебный порядок);
  • санкции обладают правовосстановительный характером (граждане, которые получили социальное обеспечение обманом или в бо́льших объемах, полностью возмещают причиненный вред, также они могут быть привлечены к уголовной ответственности за мошеннические действия;
  • использование специфических санкций (сумма пособия по временной нетрудоспособности снижается, если получатель нарушает режим лечащего врача без уважительных причин).

Если обратить внимание на приемы и способы правового регулирования, то в рамках права социального обеспечения наблюдается сочетание 4 типов нормативно-правового регулирования: федеральный, региональный (уровень субъектов РФ), муниципальный (города, районы и др.) и локальный (уровень предприятий).

Понятие и система права социального обеспечения

Понятие метода ПСО

Метод права социального обеспечения (ПСО) представляет собой систему приемов и способов, с помощью которых производится регулирование общественных отношений, которые составляют предмет этой отрасли права.

Как и предмет, метод правового регулирования можно рассматривать в качестве показателя, в соответствии с которым разграничиваются отрасли права. Предметом каждой отрасли является некоторая группа правоотношений, поэтому способы воздействия на них — метод правового регулирования — должны обладать определенными, характерными именно для данной группы правоотношений способами и приемами регулирования.

Предмет права социального обеспечения

Предмет отрасли права представляет собой группу общественных отношений, характеризующуюся определенным внутренним единством, которая наряду со специальным методом регулирования соответствующих отношений позволяет говорить о самостоятельности отрасли права.

Право социального обеспечения как самостоятельная отрасль права в системе российского права сформировалось в середине 70-х годов XX в. До этого времени отношения по социальному обеспечению регулировались нормами трудового, административного, гражданского права, а отраслевая принадлежность некоторых правоотношений (по оказанию бесплатной медицинской помощи и лечению, по обеспечению граждан ежемесячными и единовременными пособиями и др.) не определялась.

Основоположник права социального обеспечения, B.C. Андреев, предложил относить к предмету права социального обеспечения те отношения, которые соответствовали следующим критериям:

  1. одним из их субъектов являлся гражданин, а другим — государство в лице его органов управления или профсоюзов, наделенных государством необходимыми полномочиями, или органы колхозов;
  2. носили алиментарный характер;
  3. обеспечение осуществлялось за счет фондов для нетрудоспособных, средств, ассигнуемых на просвещение и здравоохранение 1 Андреев B.C. Право социального обеспечения в СССР. М., 1974. С. 36. 37. .
Читайте так же:  Пенсия по потере кормильца если женился

Признак алиментарности, присущий праву социального обеспечения советского периода, охарактеризовал А.Д. Зайкин, указав, что все виды социального обеспечения обладают этим признаком: «Социально-алиментарные выплаты — денежное содержание, предоставляемое без применения договорных начал в обязательном порядке государством из фонда социального обеспечения бесплатно, безэквивалентно, но, как правило, в связи с общественно полезной деятельностью, как постоянный источник жизнеобеспечения или как государственная помощь, временно заменяющая оплату труда либо ее дополняющая в старости, при постоянной, временной утрате трудоспособности, потере кормильца, деторождении и других случаях, установленных в законе, в твердых размерах или размерах, соизмеримых с оплатой труда» 2 Советское право социального обеспечения / Под ред. А.Д. Зайкина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. С. 23, 24. .

Однако в современной российской действительности признак алиментарности утратил актуальность, поскольку в большинстве случаев социальное обеспечение предоставляется за счет средств социального страхования (на возмездной основе при условии уплаты страховых взносов), а не за счет бюджетных средств, как это было в советский период. M.Л. Захаров и Э.Г. Тучкова справедливо отмечают, что «с определенной долей условности алиментарными можно считать лишь отношения по социальному обеспечению человека как члена общества» 3 Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. М.: Волтерс Клувср, 2004. С. 79. .

Одной из наиболее актуальных проблем, связанных с определением предмета права социального обеспечения, является установление видов правоотношений, регулируемых данной отраслью права.

Исследователи советского периода (М.И. Полупанов) относили к предмету права социального обеспечения только отношения по выплате пенсий и пособий. Другие добавляли к материальным формам социального обеспечения социальное обслуживание (В.Ш. Шайхатдинов), отношения по медицинскому обслуживанию и лечению (B.C. Андреев), санаторно-курортное обеспечение (К.С. Батыгин), бесплатное образование (Р.И. Иванова, В.А. Тарасова).

Положения Конституции РФ 1993 г. позволяют сделать вывод о том, что виды социального обеспечения, регулируемые правом социального обеспечения, базируются на социальных рисках (болезнь, старость, инвалидность, нетрудоспособность и др.), перечисленных в законодательстве. Понятие «социальное обеспечение» включает денежные выплаты, услуга либо натуральные блага, предоставляемые при наступлении определенных социальных рисков. Конвенция МОТ № 102 о минимальных нормах социального обеспечения перечисляет следующие виды социального обеспечения: медицинская помощь, пособия по болезни, безработице, старости, инвалидности, потере кормильца, беременности и родам, в случае трудового увечья или профессионального заболевания, семейные пособия. Неотъемлемой частью социального обеспечения является предоставление различных льгот и преимуществ нуждающимся (по оплате коммунальных услуг, лекарственных средств, по бесплатному проезду и др.).

М.И. Лепихов и Е.Е. Мачульская отмечают, что характеристика обеспечения в качестве «социального» подразумевает, что оно осуществляется за счет государственных средств (бюджетов различных уровней и внебюджетных социальных фондов) 4 Лепихов М.И. Основные институты социальной защиты населения в Российской Федерации (конституционно-правовое исследование): Монография. М.: РАГС, 2005. С. 170, 171; Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. Перспективы развития. М.. 2000. С. 35. . Однако анализ положений ст. 39 Конституции России позволяет отнести к предмету права социального обеспечения не только отношения по социальному обеспечению за счет средств бюджетов и государственных внебюджетных фондов, но и другие виды социального обеспечения, которые финансируются из иных источников (негосударственные пенсионные фонда, собственные средства предприятий и профсоюзных организаций, благотворительных ассоциаций и фондов и др.).

Таким образом, конституционные нормы содержат потенциал для развития отношений в сфере социального обеспечения с учетом современных экономических реалий. Построение экономики рыночного типа приводит к расширению общественных отношений, попадающих в сферу правового регулирования права социального обеспечения. Многие ученые обращают внимание на эти процессы. М.В. Лушникова выделяет два основных вида отношений по социальному обеспечению — социально-страховые и отношения по социальной помощи, при этом каждый из видов подразделяет на обязательные, вытекающие из закона и не зависящие от желания сторон, и добровольные, основанные на договорных началах, включая все это в предмет права социального обеспечения 5 Лушникова М.В. Право социального обеспечения (Общая часть): Учебное пособие. Ярославль. 1997. С. 10, 11. . М. Захаров и Э. Тучкова констатируют, что «на современном этапе социальное обеспечение как системное образование высшего порядка состоит из государственной и негосударственной системы социального обеспечения» 6 Захаров М.Л.. Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. М.: Волтерс Клувер. 2004. С. 36. .

Таким образом, предмет права социального обеспечения — общественные отношения по обеспечению нуждающихся граждан при наступлении социальных рисков за счет средств бюджетов, государственных внебюджетных фондов, благотворительности и других источников. Кроме основных отношений, в предмет права социального обеспечения включаются две группы производных отношений — процедурные и процессуальные.

Предмет и метод социального обеспечения.

Предмет каждой самостоятельной отрасли права составляют обособленные группы общественных отношений, характеризующиеся определенным внутренним единством, которые наряду со специальными методами регулирования позволяют отграничить данную отрасль права от других отраслей.

Право социального обеспечения как самостоятельная отрасль права сформировалось в середине 1970-х гг.

Касаясь понятия «предмет права социального обеспечения», необходимо отметить, что оно неразрывно связано

с сущностью самого понятия «социальное обеспечение» и его содержанием. В настоящее время предмет права социального обеспечения составляют следующие группы общественных отношений:

• по социальному обеспечению граждан в денежной форме (пенсии, пособия, компенсационные выплаты);

• предоставлению различных социальных услуг (социальное обслуживание инвалидов, престарелых, детей, семей с детьми и т.д., медицинское обслуживание, льготы для отдельных категорий граждан);

• процедурные и процессуальные, связанные с установлением юридических фактов, а также реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения.

Читайте так же:  Какой доход для получения детских пособий

Таким образом, предмет права социального обеспечения есть совокупность общественных отношений по социальному обеспечению граждан.

«Ядро» предмета права социального обеспечения составляют отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме и по предоставлению различных социальных услуг. Процедурные и процессуальные отношения являются производными от них и самостоятельно существовать не могут.

Основным видом общественных отношений, составляющих предмет права социального обеспечения, являются

пенсионные. К пенсионным отношениям примыкают и тесно связанные с ними отношения, возникающие в связи

с выплатами различных пособий из внебюджетных фондов или государственного бюджета по социальному обслуживанию престарелых и нетрудоспособных.

Пенсионные отношения подразделяются на следующие виды пенсий: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии.

Отношения по обеспечению пособиями подразделяются на следующие виды пособий: по временной нетрудоспособности; по беременности и родам; женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, по случаю рождения ребенка; по уходу за ребенком до полутора лет, на детей до 16 лет; по безработице; на погребение; женам военнослужащих и др.

Отношения по обеспечению компенсационными выплатами включают компенсации лицам, осуществляющим уход за малолетним ребенком до достижения им возраста трех лет; компенсационные выплаты лицам, осуществляющим уход за лицом, достигшим 80-летнего возраста, инвалидом I группы, престарелым, нуждающимся по заключению врача в постоянном постороннем уходе; неработающим женам (мужьям) военнослужащих, проживающих вместе с супругом (супругой) в местностях, где они не могут трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства; беженцам и вынужденным переселенцам; лицам, находящимся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы; на детей, находящихся под опекой и попечительством в приемной семье, и др.

Отношения, связанные с предоставлением гражданам различных социальных услуг, включают отношения по социальному обслуживанию престарелых и инвалидов в стационарных и полустационарных учреждениях; срочное

социальное обслуживание, обслуживание на дому; социально-консультативную помощь; реабилитационные услуги для инвалидов; отношения по социальному обслуживанию семей, имеющих детей; по содержанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специальных детских учреждениях; обслуживанию детей-инвалидов в домах-интернатах для детей-инвалидов; содержанию детей в детских дошкольных учреждениях.

В предмет права социального обеспечения включаются также отношения по медицинской помощи и лечению, подгруппой которых выступают отношения по санаторно-курортному обслуживанию и лечению, а также лекарственная помощь, предоставляемая бесплатно либо со скидкой для отдельных категорий граждан.

Названные отношения и составляют в основном предмет права социального обеспечения. Кроме того, в предмет

права социального обеспечения также включаются общественные отношения, связанные с процедурой проверки

Группу процедурных отношений образуют две самостоятельные подгруппы:

1) отношения по установлению юридических фактов, наличие которых необходимо для возникновения материальных отношений (в денежной форме либо по предоставлению услуг). К таковым относятся факт инвалидности, факт признания гражданина безвестно отсутствующим, факт участия в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и т.д.;

2) отношения, связанные с представлением гражданина к какому-либо виду социального обеспечения либо с принятием компетентным органом решения о применении правовой нормы (предоставлении протезно-ортопедических изделий, назначении пенсии, пособия и т.д.).

Процессуальные отношения возникают в связи с защитой гражданином своего права на тот или иной вид социального обеспечения (например, в случае отказа в назначении пенсии, пособия, социальной услуги).

Предмет науки права социального обеспечения значительно шире, чем предмет отрасли права, так как наука изучает не только содержание правовых норм данной отрасли, но и дает понятия самой отрасли права, ее предмета, метода правового регулирования, содержит исторические аспекты развития отрасли, анализирует нормы по социальному обеспечению граждан в иностранных государствах.

Говоря о специфике способа правового регулирования общественных отношений социального обеспечения, нельзя не учитывать метод права социального обеспечения. Общеизвестно, что метод представляет собой совокупность приемов и способов, с помощью которых государство обеспечивает нужное ему поведение участников правоотношений.

Метод правового регулирования общественных отношений — важнейший дифференцирующий критерий разграничения отраслей права. Вопрос о сущности и содержании метода права социального обеспечения является одним из сложных в силу неоднозначности взглядов ученых на эту проблему и находится в настоящее время на стадии научных дискуссий.

Всякий отраслевой метод правового регулирования общественных отношений характеризуется не одним каким-

либо признаком, а представляет собой целый комплекс средств и способов воздействия на общественные отношения, регулируемые нормами данной отрасли права. Метод не является застывшей правовой категорией: с изменением общественных отношений меняется и содержание метода.

Отличительными признаками метода права социального обеспечения являются:

• сочетание централизованного и локального способов установления прав и обязанностей субъектов;

• отсутствие договорной основы при регулировании большинства отношений по социальному обеспечению, хотя

в настоящее время некоторые виды услуг могут оказываться в соответствии с договорами (например, по договору обязательного медицинского страхования);

• определение всех прав и обязанностей субъектов данных отношений законом и невозможность изменения их по соглашению сторон;

• применение специфических санкций к правонарушителям и способов защиты нарушенного права (как в административном, так и в судебном порядке).

Некоторые специалисты в этой области правоотношений выделяют и другие признаки метода права социального обеспечения.

Видео (кликните для воспроизведения).

По мнению Р.И. Ивановой, поддержанному рядом ведущих ученых, основным методом права социального обеспечения является социальная алиментация (алиментарность). В настоящее время под социальной алиментацией следует понимать способ предоставления материального обеспечения и социальных услуг за счет государственных внебюджетных фондов социального назначения или части государственного бюджета на справедливой основе бесплатно, независимо от трудовой деятельности и уплаты страховых взносов, безэквивалентно, но с учетом трудового (страхового) стажа либо возмездно и неэквивалентно, как правило, на договорной основе. 4.

Источники

Охарактеризуйте структуры предмета права социального обеспечения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here