Общая характеристика принципов права социального обеспечения

Общая характеристика отраслевых принципов права социального обеспечения

1.Принцип обеспечения граждан
2.Прожиточный минимум
3.Принцип дифференциации

Принцип всеобщности социального обеспечения. Законодательство РФ устанавливает одинаковую для всех граждан возможность при наступлении определенных обстоятельств получить установленные социальные выплаты услуги. На равных основаниях с гражданами РФ право на социальное обеспечение имеют и другие граждане, постоянно проживающие на ее территории (иностранцы, лица без гражданства и др.).

Принцип обеспечения граждан во всех случаях утраты трудоспособности и множественности видов социального обеспечения. Здесь имеется в виду множество жизненных обстоятельств и ситуаций, а также все необходимые случаи, при наступлении которых предоставляется обеспечение в виде различных пособий, пенсий, медицинского обслуживания, компенсационных выплат, социальных услуг и т.п.

Принцип социального обеспечения за счет уплаты единого социального налога (взноса), зачисляемого в государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, фонды социального страхования и обязательного медицинского страхования), государственного бюджета и негосударственных пенсионных фондов. В соответствии со ст. 241 второй части НК установлена прогрессивная шкала ставок уплаты работодателем едино-год социального налога (взноса) на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года.

Законом об обязательном пенсионном страховании установлены основы государственного регулирования обязан-тельного пенсионного страхования в Российской Федерации. В ст. 22 и 23 данного Закона установлены тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование работников, которые уплачиваются работодателями в Пенсионный фонд РФ. Размер страховых взносов зависит от возраста работника и начисляемой заработной платы. Негосударственные пенсионные фонды осуществляют свою деятельность на основании Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

Деятельность фондов по негосударственному пенсионному обеспечению населения включает аккумулирование пенсионных взносов, размещение пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фондов и выплату негусу-дарственных пенсий их участникам. Фонды осуществляют выплаты негосударственных пенсий независимо от государственного пенсионного обеспечения населения.

Принцип соизмерения размеров пособий, пенсий и других выплат с прожиточным минимумом. В соответствии с Федеральным законом от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» для ус-становления минимального размера пенсии по старости, оказания государственной помощи гражданам в субъектах РФ, а также определения размеров пособий и других социальных выплат ежеквартально определяется величина прожиточного минимума.

Прожиточный минимум — стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина — это минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

В настоящее время размеры пенсий, пособий и других видов социального обеспечения ниже прожиточного минимума. Для поддержания материального положения пенсионеров в связи с увеличением потребительских цен товаров и услуг был принят Указ Президента РФ от 14.06.1997 № 573 «О мерах по поддержанию материального положения пенсионе-ров», согласно которому впервые в пенсионном законодательстве устанавливалось, что с 01.01.1998 минимальный размер пенсии по старости с учетом компенсационной выплаты не может быть ниже 80% прожиточного минимума пенсионера (в настоящее время Указ утратил силу). Предусмотрен и меха-ним поддержания этого уровня.

Принцип дифференциации условий и уровня социального обеспечения в зависимости от трудового стажа и некоторых других обстоятельств. Основные денежные выплаты по государственному социальному страхованию (пособия по временной нетрудоспособности, пенсии и др.) 26 исчисляются, исходя из заработка работника, его страхового стажа, характера и условий труда.

Необходимо обратить внимание на то, что в разные годы отечественные ученые по-разному формулировали отраслевые принципы, их количество зачастую не совпадало.

http://student-servis.ru/spravochnik/obshhaya-harakteristika-otraslevyh-printsipov-prava-sotsialnogo-obespecheniya/

Классификация и общая характеристика принципов права социального обеспечения

По сфере действия принципы принято классифицировать следующим образом:

общеправовые (свойственные всем отраслям права);

межотраслевые (отражающие общие черты нескольких отраслей права);

отраслевые (характеризующие специфику конкретной отрасли);

внутриотраслевые (касающиеся отдельных институтов отрасли).

В регулировании общественных отношений по социальному обеспечению находят проявление все группы правовых принципов.

признание и гарантированность в России прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права;

неотчуждаемость основных прав и свобод человека и принадлежность их каждому от рождения;

признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими;

равенство всех перед законом и судом;

равенство прав и свобод мужчины и женщины и равенство возможностей для их реализации;

право каждого на объединение для защиты своих интересов;

гарантированность государственной защиты прав и свобод, включая судебную защиту, и др.

Характерны для ряда отраслей права, нормы которых регулируют общественные отношения, связанные с реализацией гражданами предоставленных им прав. К межотраслевым принципам можно отнести:

обеспечение достойной жизни и свободного развития человека;

обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;

запрещение принудительного труда и др.

Они наиболее характерны для таких отраслей права, как трудовое, семейное, право социального обеспечения.

Под принципами права социального обеспечения понимаются основополагающие идеи, руководящие начала, которые, с одной стороны, характеризуют внутреннее единство данной отрасли права, а с другой — указывают основные тенденции ее развития.

Ученые, занимающиеся исследованиями в области социального обеспечения, по-разному формулируют отраслевые принципы, не совпадает их количество и у различных авторов.

Например, Е. Е. Мачульская выделяет следующие принципы:

финансирование социального обеспечения за счет обязательных страховых взносов, а также за счет государственного бюджета;

дифференциация социального обеспечения в зависимости от условий труда (вредные, тяжелые и пр.), природно-климатической зоны, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов;

универсальность и комплексность, т.е. гарантированность социального обеспечения при наступлении всех социально значимых обстоятельств, установленных законом.

Э. Г. Тучкова выделяет следующие принципы:

Читайте так же:  Повышение социальной пенсии по инвалидности

осуществление социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета;

дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств;

обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума;

гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми;

многообразие видов социального обеспечения;

участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав.

В российском законодательстве последних лет, регулирующем отдельные институты социального обеспечения, прослеживается тенденция закрепления внутриотраслевых принципов непосредственно в нормах права. Так, в ст. 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» указаны следующие принципы социального обслуживания: адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, конфиденциальность, профилактическая направленность.

Право социального обеспечения относится к числу тех отраслей, принципы которых текстуально не закреплены в законе. До сих пор нет общего нормативного акта типа Основ или Кодекса, где были бы зафиксированы принципы права социального обеспечения. Поэтому исследователи данной проблемы вынуждены их выводить из сути норм права социального обеспечения. При этом важно учитывать, что в силу ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы России.

http://studfile.net/preview/2099086/

7.1) Система права социального обеспечения. Понятие и общая характеристика принципов права социального обеспечения.

Право социального обеспечения представляет собой самостоятельное, относительно обособленное и цельное правовое образование, регулирующее указанный круг специфических общественных отношений на основе определенных принципов и своеобразным методом правового регулирования.

В структуре нормативных актов, регулирующих общественные отношения по социальному обеспечению, различаются: правовые нормы, определяющие содержание указанных отношений в составе всех их элементов (Общая часть);

регламентирующие отдельные виды (элементы) этих отношений (Особенная часть).В структуре Особенной части права социального обеспечения сформировался сегодня достаточно устойчивый комплекс самостоятельных институтов: трудового стажа; пенсионного обеспечения; пособий и компенсационных выплат; обеспечения по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; социального обслуживания; медицинской помощи и лечения; по установлению юридических фактов; по разрешению жалоб и споров; институт юридической ответственности.

Представляется, что закрепление правовых принципов в нормах права — это то, к чему должна стремиться правовая система любого социального, цивилизованного государства.

1. Всеобщность социального обеспечения. Он предполагает равную для каждого члена общества возможность получать определенные виды социальной поддержки независимо от пола, расы национальности и т.п. Например, право на пенсию принадлежит не только тем гражданам, которые осуществляли трудовую деятельность, но также и тем, кто по объективным причинам не работал (уход за детьми. Не трудоспособность, инвалидность).

2. Общедоступность социального обеспечения.

3. Установление уровня социального обеспечения, гарантирующего достойную жизнь человека, свободное развитие личности. Достаточный уровень жизни включает в себя достаточное питание, достаточную одежду, достаточное жилище и непрерывное улучшение условий жизни.

4. Многообразие оснований, форм и видов социального обеспечения. Под основаниями социального обеспечения понимают обстоятельства, при наступлении которых у человека возникает право на социальное обеспечение. Так, это — временная нетрудоспособность, инвалидность, достижение определенного возраста, потеря кормильца, смерть, рождение человека и др.

5. Дифференциация условий и порядка представления социального обеспечения субъектами общественных отношений. Она может быть обусловлена факторами: вид трудовой деятельности, местность выполнения работ или место проживания, материальное положение субъектов, семейное положение и т.д.

6. Целевое использование средств. Данный принцип предлагает осуществление социального обеспечения за счет денежных средств. Специально выделенных и предназначенных для этих целей (государственные средства и добровольного социального страхования, благотворительность). Кроме того, в соответствии с гл. 24 НК РФ для создания эффективных условий социального обеспечения на территории России был введен единый социальный налог

http://studfile.net/preview/3857525/

Глава 1 «Понятие принципов права социального обеспечения»

Общая характеристика принципов социального обеспечения

Самостоятельность данной правовой отрасли характеризует не только наличие собственного предмета, а также метода регулирования права общественных отношений, но и специфических отраслевых принципов, которые по своей сути объединяют отдельные нормы в отраслевую систему, которые в последствие выражают саму сущность норм этой отрасли, которые определяют положение правовых субъектов и присущие им систему прав и обязанностей.

При изучении вопроса, касающегося принципов права социального обеспечения, требуется знание общих теоретических положений, которые определяли бы понятие принципа права. В теории права под принципами права понимаются руководящие идеи, выражающие сущность, свойства и направленность развития норм права в рамках всей правовой системы или же каких-либо её отдельных отраслей или институтов.

Довольно долгое, продолжительное время данная формулировка о принципах права являлась традиционной, однако, если заметить, в последние годы взгляды учёных на этот счёт изменились. Споры в конечном итоге сводятся к тому, что, вообще являются ли правовые принципы только лишь «руководящими идеями» и вследствие этого будет достаточным вывести их из смысла норм права, или же они в обязательном порядке должны закрепляться в этих нормах. По мнению некоторого ряда учёных, определение принципа права только как некой основной, руководящей идеей без закрепления её в праве, перенесло бы эту категорию в область правосознания или, как вариант, в область правовой науки. Идеи права могут довольно сильно опережать право, находящееся в действии, и появиться за столетия до их реального воплощения в нормах права. Принципы права же- это принципы « права своего времени». 1

1.2 Понятие принципов в системе права

Принципы права – это основополагающие идеи, так называемые руководящие начала, которые определяют саму суть и направление развития норм права в какой-либо определённой сфере общественных отношений, данные принципы закреплены в нормах права, или же исходят из их содержания. Может возникнуть вопрос: если в законодательстве закреплены принципы, то в чем есть отличие их от правовых норм? Отличие принципов от правовых норм состоит в том, что правовые принципы, которые устанавливают общее правило поведения, руководствуясь основными идеями, не содержат всех элементов правовой нормы, а это:

Читайте так же:  Единовременное пособие молодым специалистам педагогам

И вот поэтому, с помощью принципа нельзя урегулировать всесторонне какое-либо конкретное правоотношение, касающееся субъектов права. Так же принципы права являются более долговечны, нежели правовые нормы. Ведь они определяют саму сущность и содержание правовых норм не только тех, которые действуют, но и тех, которые будут действовать, таким образом, сами тенденции законодательного развития. В соответствии с принципами и осуществляется толкование норм, особенно в случаях, когда имеются в них противоречия или же пробелы. Принципы имеют своё проявление в нормах права, а нормы права не могут не соответствовать принципам права.

Перейдем непосредственно к самим принципам.

По действию правовые принципы классифицируют на:

Перейдем к общеправовым принципам.

Общеправовые принципы представляют собой основополагающие идеи, начала, которые непосредственно определяют наиболее существенные черты права какой- либо конкретной страны. К их числу таких принципов, принято относить:

•принцип социальной справедливости

•принцип законности, а также некоторые другие. Данные принципы сформированы общепризнанными принципами и нормами международного права. Так же общеправовыми принципами являются:

■ Гарантированность и признание в Российской Федерации свобод и прав человека и гражданина

■ Неотчуждаемость основных свобод и прав человека, которые должны принадлежать каждому от рождения

■ права и свободы человека и гражданина признаются непосредственно действующими

■ Все равны перед законом и судом

■ Равенство свобод и прав женщины и мужчины, а также равенство возможностей для реализации их

■ Право человека и гражданина на объединение для защиты своих интересов

■ Гарантированность защиты со стороны государства защиты свобод и прав, включая судебную защиту и другую.

Межотраслевые принципы — данные принципы характеры для ряда правовых отраслей, нормы межотраслевых принципов являются регулятором общественных отношений, которые связаны с реализацией предоставленных гражданам прав. Такие принципы относят к межотраслевым:

■ Обеспечение со стороны государства свободного развития человека и предоставление достойного уровня жизни

■ Обеспечение со стороны государства поддержку семьи, детства, материнства, отцовства, недееспособных граждан и пожилых людей

■ Запрет на принудительный труд.

Вышеперечисленные принципы являются более характерными для таких отраслей права как: трудовое право, право социального обеспечения и семейное право. Отраслевые принципы характеризуют, как правило, наиболее существенные черты определённой отрасли права. Через данные принципы образуются общеправовые и межотраслевые принципы права.

По мнению Э.Г. Тучковой можно выделить следующие отраслевые принципы:

■ Социальное обеспечение в стране осуществляется за счёт платежей страховых, а так же и за счет средств Федерального бюджета

■ Дифференциация видов, уровня и условий обеспечения гражданина со стороны государства, которое зависит от трудового вклада, причин нуждаемости и других социально — значимых обстоятельств

■ Обязанность со стороны государства гарантировать уровень социального обеспечения, который составлял бы не ниже прожиточного минимума

■ Гарантированность со стороны государства социальной помощи человеку, которая ему необходима, в силу возникших обстоятельств, которые признавались бы социально значимыми

■ Участие объединений общественных, которые представляют интересы граждан, в принятии, разработке и осуществлении на деле их решений, вопросов касающихся социального обеспечения а также защиты их прав. 1

То, какое имеют выражение принципы советского права социального обеспечения можно найти в трудах А.Д.Зайкина, В.С. Андреева, А.Н. Егорова, Р.И. Ивановой, В.А. Тарасовой. Рассматривались принципы отрасли права социального обеспечения, ученые указывали:

• Всеобщность социального обеспечения

•Многообразие видов и всесторонность социального обеспечения как отрасли права

•Обеспечение граждан за счет общественных и государственных средств.

•Высокий уровень обеспечения социальными средствами

•Дифференциация и единство правовых норм и условий о социальном обеспечении

•Участие граждан занимающихся трудовой деятельностью в осуществлении социального обеспечения Внутриотраслевые принципы.

В законодательстве Российской Федерации, которое регулирует отдельные институты социального обеспечения, прослеживается тенденция, которая закрепила внутриотраслевые принципы в нормах права.

В послесоветский период сформулированные принципы права стали одним из направлений деятельности в сфере социального обеспечения. В Федеральном Законе от 10.12.1995 г. «Об основах социального обслуживания в РФ» были закреплены принципы предоставляющие социальные услуги гражданам. В законе были указаны такие принципы социального обслуживания, это:

•Приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации

До принятия этого закона вышеперечисленные принципы были сформулированы в виде основных прав граждан пожилого возраста, а также инвалидов, при получении ими социальных услуг. Ученые, которые занимаются исследованиями в области социального обеспечения, каждый по-новому находят формулирование к отраслевым принципам права социального обеспечения.

К числу тех отраслей, принципы которых текстуально не закреплены в законе как раз таки относится право социального обеспечения. На сегодняшний день пока нет общего нормативного акта такого типа как Основ или Кодекса, где фиксировались бы сами принципы права социального обеспечения. Исходя из этого те, кто исследуют данную проблему вынуждены выводить их из сути правовых норм социального обеспечения. Важно учесть, как указано в статье 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права а также международные договоры Российской Федерации есть часть системы права России.

Проанализировав различные позиции, непосредственно можно отнести к принципам отрасли права, следующие принципы: •Всеобщность социального обеспечения; •Дифференциацию регулирования права, зависящую от условий труда (тяжелые, вредные работы), природно-климатические зоны, продолжительность трудового (страхового) стажа, причины нуждаемости, также факторов

• Гарантированность социального обеспечения в случае наступлении социальных рисков, установленных законом •Ориентацию социального обеспечения на достойный уровень жизни.

Помимо общеполагающих принципов, еще есть принципы специфические, предназначенные для различных организационных и правовых форм социального обеспечения, это социальной помощи и социального страхования. В статье 4 Федерального Закона от 16.07.1999 г. «Об основах обязательного социального страхования» закреплялись принципы, являющиеся основой осуществления этого закона, большая часть из которых отображает особенности управления обязательного социального страхования и финансирования. К принципам права социального обеспечения возможно отнести всеобщий обязательный характер страхования социального и гарантированность со стороны государства выполнения обязательств по обязательному социальному страхованию в независимости от финансового положения страховщика. 1

Читайте так же:  Третий группы инвалидности пенсия сколько


http://studfile.net/preview/5826804/page:2/

Понятие и общая характеристика принципов права социального обеспечения

Глава 3 ПРИНЦИПЫ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Показателем самостоятельности отрасли права является наличие не только предмета и метода правового регулирования обществен­ных отношений, но и специфических отраслевых принципов, объе­диняющих отдельные нормы в систему отрасли, выражающих сущ­ность норм данной отрасли, определяющих положение субъектов права, их права и обязанности.

Изучение вопроса о принципах права социального обеспечения требует знания общих теоретических положений о понятии право­вого принципа. В теории права под правовыми принципами пони­маются руководящие идеи, которые выражают сущность, основ­ные свойства и общую направленность развития правовых норм в пределах всей системы права либо ее отдельных отраслей или институтов.

В течение долгого времени эта формулировка оставалась тради­ционной, однако в последние годы взгляды специалистов стали ме­няться. Споры обычно сводятся к тому, являются принципы права только «руководящими идеями» и потому достаточно вывести их из смысла правовых норм, или они обязательно должны быть еще изакреплены в этих нормах. По мнению ряда ученых, определение правового принципа только как некой руководящей идеи без обяза­тельного закрепления ее в праве перевело бы эту категорию в об­ласть правосознания или правовой науки. Правовые идеи могут значительно опережать действующее право и возникнуть за столе­тия до их реального воплощения в нормах права. Правовые же принципы — это принципы «права своего времени».

При данной позиции авторов возникает вопрос: если принципы закреплены в законодательстве, то в чем состоит их отличие от пра­вовых норм? Отличие заключается в том, что принципы права, ус­танавливая общее правило поведения на основе руководящих идей, не содержат всех элементов правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция). С помощью принципа нельзя всесторонне урегулировать конкретное правоотношение между субъектами права.

Видео (кликните для воспроизведения).

Кроме того, правовые принципы более долговечны, они опреде­ляют сущность и содержание не только действующих, но и будущих правовых норм, тенденции развития законодательства. В соответст­вии с принципами осуществляется толкование норм, особенно в тех случаях, когда в них имеются противоречия и пробелы’.

Вместе с тем, различая эти понятия, следует отметить тесную связь между ними, поскольку принципы проявляют себя в нормах права, а нормы права не могут не соответствовать правовым прин­ципам.

Представляется, что закрепление правовых принципов в нормах права — это то, к чему должна стремиться правовая система любого социального, цивилизованного государства. В условиях же переход­ного периода, нестабильности экономики, падения политических и моральных устоев общества законодательно реализовать данную задачу весьма сложно, хотя можно привести отдельные положитель­ные примеры. Так, ст. 4 Федерального закона от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования» определены основные принципы осуществления обязательного социального страхования:

— устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;

— всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;

— государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

— государственное регулирование системы обязательного социального страхования:

— паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязатель­ного социального страхования;

— обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;

— ответственность за целевое использование средств обязатель­ного социального страхования;

— обеспечение надзора и общественного контроля;

— автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

По сфере действия принципы принято классифицировать сле­дующим образом:

— общеправовые, свойственные всем отраслям права;

— межотраслевые, отражающие общие черты нескольких отрас­лей права;

— отраслевые, характеризующие специфику конкретной отрасли права;

— внутриотраслевые, касающиеся отдельных институтов отрасли.

В регулировании общественных отношений по социальному обес­печению находят проявление все группы правовых принципов. К об­щеправовым относятся принципы: признание и гарантированность прав и свобод человека и гражданина согласно общепри­знанным принципам и нормам международного права; неотчуждае­мость основных прав и свобод человека и принадлежность их каж­дому от рождения; признание прав и свобод человека и гражданина

; непосредственно действующими; равенство всех перед законом и судом; равенство прав и свобод мужчины и женщины и равенство возможностей для их реализации; право каждого на объединение для защиты своих интересов; гарантированность государственной защиты прав и свобод, включая судебную защиту, и др. Для некоторых отраслей, общими являются, следующие прин­ципы: обеспечение достойной жизни и свободного развития человека, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, запрещение Принудительного труда и др. Это так называемые межотраслевые принципы, наиболее характерные для таких отраслей права, как Трудовое, семейное, право социального обеспечения.

В российском законодательстве последних лет, регулирующем отдельные институты социального обеспечения, прослеживается тенденция закрепления внутриотраслевых принципов непосредст­венно в нормах права. Так, в ст. 5 Федерального закона от 10 декаб­ря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Рос­сийской Федерации» указаны следующие принципы социального обслуживания: адресность, доступность, добровольность, гуман­ность, приоритетность предоставления социальных услуг несовер­шеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, конфи­денциальность, профилактическая направленность.

Постановлением Правительства РФ от 7 августа 1995 г. была одобрена концепция реформы системы пенсионного обеспечения, в которой выделялись следующие принципы:

— каждый имеет право на государственное пенсионное обеспече­ние в случае утраты трудоспособности вследствие старости, инва­лидности, при потере кормильца и в иных случаях, установленных

— каждый работающий по найму подлежит обязательному госу­дарственному пенсионному страхованию;

Читайте так же:  Отзывы досрочная пенсия

— каждый застрахованный по обязательному государственному пенсионному страхованию имеет право на трудовую пенсию в соот­ветствии с продолжительностью страхования и заработком, с кото­рого уплачивались страховые взносы;

— финансирование государственного пенсионного обеспечения основывается на принципе солидарности, включая солидарность по­колений, субъектов РФ и отраслей экономики;

— средства обязательного государственного пенсионного страхо­вания используются исключительно на пенсионное обеспечение за­страхованных по правилам и нормам, установленным законом. Часть этих средств централизуется и перераспределяется в целях обеспечения пенсионных гарантий граждан независимо от их места жительства на территории Российской Федерации. Расходы на пенсионное обеспечение лиц, не участвовавших в пенсионном страховании, покрываются за счет средств федерального бюджета.

Под принципами права социального обеспечения понимают­ся основополагающие идеи, руководящие начала, которые, с одной стороны, характеризуют внутреннее единство данной отрасли пра­ва, а с другой — указывают основные тенденции ее развития.

Ученые, занимающиеся исследованиями в области социального обеспечения, по-разному формулируют отраслевые принципы, не совпадает и их количество у различных авторов.

Например, В. Ш. Шайхатдинов к отраслевым принципам относит:

— связь обеспечения, как правило, с трудом;

— обеспечение не только граждан, но и их семей;

— свободу приобретения гражданами своих прав и распоряжения ими;

— приоритет в обеспечении некоторых категорий граждан;

— зависимость уровня обеспечения от прожиточного минимума.

Е. Е. Мачульская выделяет следующие принципы:

— финансирование социального обеспечения за счет обязательных страховых взносов, а также за счет государственного бюджета;

— дифференциация социального обеспечения в зависимости от условий труда (вредные, тяжелые и пр.), природно-климатической зоны, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов;

— универсальность и комплексность, т. е. гарантированность социального обеспечения при наступлении всех социально значимых обстоятельств, установленных законом. Конечно, можно оспаривать формулировки отдельных принци­пов, их полноту, но нельзя отрицать объективность их существова­ния и определяющее воздействие па развитие права социального обеспечения.

Нам представляется наиболее удачными формулировка и разра­ботка принципов права социального обеспечения, предложенные Э. Г. Тучковой. В частности, она выделяет следующие принципы:

— осуществление социального обеспечения за счет как страхо­вых платежей, так и средств бюджета.

— дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зави­симости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социаль­но значимых обстоятельств;

— обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума;

— гарантированность социальной помощи в случаях, когда чело­век нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми;

— многообразие видов социального обеспечения;

— участие общественных объединений, представляющих интере­сы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав.

| следующая лекция ==>
Социальное обеспечение во второй половине XVIII века | Правоотношения по обеспечению пособиями, социальными компенсациями, льготами

Дата добавления: 2013-12-12 ; Просмотров: 286 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

http://studopedia.su/3_42750_ponyatie-i-obshchaya-harakteristika-printsipov-prava-sotsialnogo-obespecheniya.html

Глава 3 Роль принципов права в системе социального обеспечения

Роль принципов права заключается в следующем:

■ Правовые принципы позволяют осмыслить законодательство, а также связи законодательства с экономической системой и моральными нормами

■ Понять направленность и развивающиеся тенденции систем права и соответственно, их частей

■ Осуществить помощь практическим работникам в непосредственном применении правовых норм и разрешении вопросов, которые не отрегулированы правовыми нормами

■ Обеспечение единства отраслевых норм.

По своей природе правовые принципы отличаются именно всеобъемлемостью, всеобщностью, а также им характерна стабильность. Принципы как таковые не имеют набора характеристик и признаков, которые были бы свойственны логической форме, но и не всегда закреплены в какой- либо норме, или же предписании. Принципы представляют собой правовые начала, положения, которые являются базисными, основными, которые определяют единство права, сущностные черты го структуры, направленность развития норм права в рамках правовой системы, или же каких- либо отдельных отраслей.

Принципы тесно связаны с законодательством по социальному обеспечению, таким образом показывая его наиболее важные, существенные свойства. Именно поэтому необходимо иметь правильное понимание и верно применять законодательные нормы по социальному обеспечению, что возможно только лишь, если учитывать основополагающие правовые принципы. 1

В праве социального обеспечения принципы вырабатываются путём анализирования объективных закономерностей а также обобщённой практики применения законодательства в целом, которые являются регулятором отношения по социальному обеспечению граждан. Правовые принципы и принципы регулирования права отношений в сфере обеспечения социального необходимо рассматривать как идеи, которые несут в себе основное начало, которые пронизывают структуру норм права о социальном обеспечении. Данные нормы по своему содержанию носят идеи, которые отражают социальную направленность политической власти, а также являются приоритетом общечеловеческих ценностей. Правовые принципы являются «скелетом», вокруг которого произрастают нормы права, касающиеся социального обеспечения и их целостности, которые регулируют близкие по составу отношения являющиеся однородными.

Анализируя законодательство, которое сейчас действует, есть основание полагать, что правовые принципы социального обеспечения в современном варианте можно охарактеризовать следующим:

■ Экономико — политической и социальной обусловленностью

■ Общностью содержания (имеют выражение самой сути групп правовых норм)

■ Предметной определённостью (имеют выражение природы системных норм, которая как раз таки в качестве самого предмета регулирования имеет определённый вид общественных отношений)

■ Нормативностью со стороны государства, так как правовые принципы это руководящие идеи, закрепленные в нормах права, которые установлены государственной властью, и которые в последствие, обладая обязательностью и всеобщностью носят за собой регулятивное значение

Перечень общих принципов правовой системы ,имеющих отражение в праве социального обеспечения, это также :

■ Равноправие среди граждан, в независимости от расовой принадлежности, пола и вероисповедования

■ Дифференциация и единства законодательной системы

■ Единство обязанностей граждан и их прав (права и свободы человека, которые закреплены в конституции солидарны с обязанностями которые на него возложены)

■ Социальная справедливость (Правовое равенство, не иначе как справедливость не исключает формально — определённый характер закрепляемых им свобод, обязанностей и прав)

Читайте так же:  Льготы ветеранам войны

■ Формальное равноправие (в данном случае не фактическое равенство в сферах различного рода общественных отношений, что является утопией в условиях конкуренции рыночной, а равенство всех перед законом, одним из проявлений которого является наличие равных первоначальных условий

■ Ответственность за вину

■ В системе управления и власти подконтрольности

■ Многообразие форм собственности

■ Общегосударственный и местный интересы

■ Право участия граждан в управлении делами государства и общественными делами и другое.1

Заключение

В ходе проделанного исследования можно сделать следующие выводы:

Исходя из характеристик отношений права социального обеспечения, которые составляют предмет права социального обеспечения, сформулируем следующее определение.

Межотраслевые принципы: в состав межотраслевых принципов входит обеспечение свободного развития гражданина, достойной жизни, обеспечение со стороны государства семей(материнства, отцовства и детства, а также нетрудоспособных граждан, граждан пенсионного возраста.

Внутриотраслевые принципы: имеют свое отражение в отдельных институтах отраслей права ( принципы обеспечения пенсионного, принципы обслуживания социального, обязательного медицинского страхования).

Отраслевые принципы: В данной курсовой работе раскрыто содержание следующих принципов отрасли права социального обеспечения: Всеобщность социального обеспечения, осуществление социального обеспечения за счет страховых платежей и средств бюджета Федерации; дифференциация видов, условий, а также уровня обеспечения, который зависит от трудового вклада, причин нуждаемости и других значимых обстоятельств; обязанность со стороны государственной власти гарантировать уровень социального обеспечения, который составлял бы не ниже прожиточного минимума; гарантированность социальной помощи, в случаях когда она необходима человеку в силу каких-либо социально значимых обстоятельств; многообразие видов социального обеспечения, участие общественных объединений, которые предоставляют интересы граждан в осуществлении, принятии и разработке вопросов касающихся социального обеспечения и защиты прав граждан.

СПИСОК НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Нормативно — правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) // Российская газета. 25.12.1993 г. — № 237.

2. Федеральный Закон от 10.12.1995 г. «Об основах социального обслуживания в РФ» (принят Государственной Думой

15 ноября 1995 года; в ред. Федеральных законов от 10.07.2002 N 87- ФЗ)// Москва, Кремль 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ).

3. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОСОБИЯХ ГРАЖДАНАМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ (Принят Государственной Думой 26 апреля 1995 года

Одобрен Советом Федерации 4 мая 1995 года; (в ред. Федеральных законов от 24.11.1995 N 184-ФЗ) // Москва, Кремль 19 мая 1995 года N 81-ФЗ).

4. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОСНОВАХ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ (Принят Государственной Думой 9 июня 1999 года Одобрен Советом Федерации 2 июля 1999 года; в ред. Федеральных законов от 31.12.2002 N 190-ФЗ) // Москва, Кремль 16 июля 1999 года N 165-ФЗ).

5. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ( Принят Государственной Думой 30 ноября 2001 года, Одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 года; (в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ, // Москва, Кремль 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ).

6. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Принят Государственной Думой 30 ноября 2001 года Одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 года; (в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ) Москва, Кремль 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ).

7. Федеральные законы, регулирующие общественные отношения в сфере права социального обеспечения (Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ; Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года) // Российская газета. 25.12.1993 г. — № 237)

Научная и учебная литература:

8. « Право социального обеспечения России». Учебное пособие // Захаров М.Л., Тучкова Э.Г.- М.: Издательство БЕК, 2001.

9. « Право социального обеспечения». Учебное пособие для вузов// Никонов Д.А., Стремоухов А.В.- М.: Норма, 2005.

10. « Право социального обеспечения». Учебное пособие // Галаганов В.П.- М.: КНОРУС, 2010.

11. « Право социального обеспечения». Учебное пособие// Сулейманов Г.В.- Издание второе, доп. И перер. – Ростов и/Д: издательство «Феликс» 2004.

12. «Право социального обеспечения». Учебник для бакалавров// Е.Е. Мачульская. – Второе изд., перераб. И доп..- М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2012.

13. « Право социального обеспечения». Учебное пособие// Буянова М.О., Кобзева С.И., Кондратьева З.А.- М.: ТК Велби, КноРус, 2004.

14. « Право социального обеспечения России». Учебное пособие// М.О. Буянова, К.Н. Гусов.- четвертое изд., перераб. И доп.- М.: Проспект, 2010.

15. Азарова Е.Г., Кондратьева З.А. «О государственных пенсиях в Российской Федерации». //Комментарий к Закону Российской Федерации. М.: 1999.

16. « Право социального обеспечения Российской Федерации». Учебное пособие. Вып. 1. // Шайхатдинов В.Ш.- Екатеринбург.,1996.

[1] Право социального обеспечения. Учебник для бакалавров/ Е.Е. Мачульская. – Второе изд., перераб. И доп..- М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2012.- С. 15

1 Право социального обеспечения. Учебник для бакалавров/ Е.Е. Мачульская. – Второе изд., перераб. И доп..- М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2012. –С.30

1 Право социального обеспечения. Учебное пособие/ Буянова М.О., Кобзева С.И., Кондратьева З.А.- М.: ТК Велби, КноРус, 2004.- С. 87

1 Право социального обеспечения. Учебное пособие/ Буянова М.О., Кобзева С.И., Кондратьева З.А.- М.: ТК Велби, КноРус, 2004. –С. 99

1 Право социального обеспечения России. Учебное пособие / Захаров М.Л., Тучкова Э.Г.- М.: Издательство БЕК, 2001. –С. 23

1 Право социального обеспечения России. Учебное пособие / Захаров М.Л., Тучкова Э.Г.- М.: Издательство БЕК, 2001.- С. 25

1 Право социального обеспечения Российской Федерации. Учебное пособие. / Шайхатдинов В.Ш.- Екатеринбург.,1996. –С. 11

1 Право социального обеспечения. Учебное пособие для вузов/ Никонов Д.А., Стремоухов А.В.- М.: Норма, 2005. –С. 45

1 Право социального обеспечения. Учебное пособие для вузов/ Никонов Д.А., Стремоухов А.В.- М.: Норма, 2005.-С. 56

Видео (кликните для воспроизведения).

http://megaobuchalka.ru/1/8955.html

Общая характеристика принципов права социального обеспечения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here