Содержание
- 1 Нормы международного права социального обеспечения
- 2 Понятие международно-правового регулирования социального обеспечения
- 3 Нормы международного права социального обеспечения
- 4 Источники международно-правового регулирования социального обеспечения
- 5 Общая характеристика международного права социального обеспечения
Нормы международного права социального обеспечения
§ 5.3. Международные нормы о социальном обеспечении как источники права
социального обеспечения Республики Беларусь
К числу источников права социального обеспечения относятся многие Конвенции МОТ, ратифицированные Республикой Беларусь. В их числе следует назвать следующие: Конвенция № 3 от 1919 г. «Об охране материнства»; № 8 от 1920 г. «О пособиях по безработице»; № 25 от 1927 г. «О страховании по болезни трудящихся в сельском хозяйстве»; № 36 от 1933 г. «О страховании по старости в сельском хозяйстве»; № 37 от 1933 г. «О страховании по случаю инвалидности в промышленности»; № 38,39 от 1933 г. «О страховании на случай потери кормильца в промышленности и в сельском хозяйстве»; № 42 от 1934 г. «О возмещении ущерба в случае профессиональных заболеваний»; № 70, 71 от 1946 г. «О социальном обеспечении моряков пенсиями»; № 102 от 1952 г. «О минимальных нормах социального обеспечения»; № 3 от 1952 г. «Об охране материнства»; № 128 от 1967 г. «О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца»; № 130 от 1969 г. «О медицинской помощи и пособия по болезни»; № 157 от 1982 г. «О сохранении прав в области социального обеспечения»; № 163 от 1987 г. «О социально-бытовом обслуживании»; № 183 от 2000 г. «Об охране материнства» и др.
Важность правовых норм, закрепленных в перечисленных выше Конвенциях не вызывает сомнения. Они затрагивают жизненные интересы престарелых и нетрудоспособных граждан, инвалидов и лиц, потерявших кормильца, также лиц, нуждающихся в медицинском лечении и обслуживании, в охране материнства и детства. К числу источников права социального обеспечения следует отнести и соглашение государств — участников Содружества Независимых Государств, устанавливающие условия и порядок социального обеспечения граждан при переезде из одного государства СНГ в другое.
Так, 13 марта 1992 г. было заключено Соглашение о гарантиях прав граждан государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения. 15 мая 1992 г. было заключено Соглашение о пенсионном обеспечении военнослужащих и их семей и государственном страховании военнослужащих государств — участников СНГ.
14 апреля 1994 г. было заключено Соглашение между Республикой Беларусь и Литовской Республикой о гарантиях права граждан в области пенсионного обеспечения, приняты разъяснения к нему.
30 марта 1995 г. было подписано Соглашение между Фондом социальной защиты и населения Министерства социальной защиты Республики Беларусь и управлением Фонда государственного социального страхования Литовской Республики о порядке перевода и выплаты пенсий.

12 сентября 1995 г. было заключено Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения 77 .
Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Украины о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения было подписано 14 декабря 1995 г. (Ведомости Верхов. Совета Респ. Беларусь. — 1996. — № 18). Среди международных актов по социальному обеспечению следует указать такие, как: Соглашение от 9 сентября 1994 г. «О гарантиях прав граждан в области выплаты социальных пособий, компенсационных выплат семьям с детьми и алиментов»; Соглашение от 15 апреля 1994 г. «О взаимном при-
знании льгот и гарантий для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, участников боевых действий на территории других государств, семей погибших военнослужащих»; Меморандум от 31 декабря 1996 г. «О взаимопонимании между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Австрия по содействию сотрудничеству в целях смягчения последствий катастрофы на атомном реакторе в Чернобыле».
Указанные соглашения заключены Республикой Беларусь с другими государствами в соответствии со ст. 15 Закона «О международных договорах Республики Беларусь (в редакции от 15.11.2004 г., № 331 -З) и в соответствии с нормами международных договоров Республики Беларусь, вступивших в силу, которые являются частью действующего на территории республики права. Из этого видно, что Республика Беларусь как независимое, суверенное государство осуществляет свою важную внешнюю функцию по сотрудничеству со странами СНГ и другими государствами, входившими ранее в СССР. Содержащиеся в этих соглашениях правовые нормы призваны урегулировать все общественные отношения в сфере социального обеспечения граждан как Республики Беларусь, так и граждан других государств, с которыми заключены указанные соглашения.
По степени субординации источники права социального обеспечения мы подразделяем на законы, декреты и указы Президента, на подзаконные нормативно-правовые акты о социальном обеспечении, на локальные нормативно-правовые акты и судебные прецеденты.
Таким образом, интеграционные процессы, происходящие в мировом пространстве, обусловили необходимость использования в качестве источников права социального обеспечения многих норм международного публичного права. Эти нормы обеспечивают базовую роль и выполняют универсальные международно-правовые принципы, содержащиеся в Уставе ООН, в программных Положениях Всеобщей декларации прав человека, в Декларации социального прогресса и развития, нормах Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, а также в конвенциях МОТ. К числу международных норм, являющихся источниками права социального обеспечения, следует отнести и партикулярные нормы региональных соглашений, какими является Европейская социальная Xартия, Европейская Xартия об основных социальных правах трудящихся и Европейская конвенция о правовом статусе трудящихся мигрантов, учредительные документы ЕС, регламенты ЕС и другие международные акты 78 .
76 Всеобщая декларация прав человека. Правительство ООН в Республике Беларусь. — 2000. — 28 с.
77 Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. — 1996. — № 19.
78 Постовалова, Т.А. Курс права социального обеспечения Республики Беларусь / Т.А. Постовалова. — Минск: Тесей, 2008. — С. 87.
http://ebooks.grsu.by/soc_pravo_part1/glava5-3.htm
Понятие международно-правового регулирования социального обеспечения
1.Понятие международно-правового регулирования
2.Международные нормы о социальном обеспечении
3.Основные субъекты международно-правового регулирования
Право граждан на социальное обеспечение занимает важное место среди иных социально-экономических прав человека, что находит всестороннее закрепление в актах международного права.
Международно-правовое регулирование выражается разработке международных стандартов в области социального обеспечения, гармонизации и координации национальных законодательств по вопросам сохранения приобретаемых прав на социальные выплаты при переезде гражданина из одного государства в другое в процессе трудовой деятельности или сохранения приобретенных прав на конкретный вид пенсии или пособия при изменении страны постоянного места жительства.
Это регулирование следует рассматривать как добро-вольно-обязательное и дополнительное к национальному законодательству в области социального обеспечения. Оно основывается на ратификации конвенций и иных актов международных организаций и их органов, участником (членом) которых является Россия. В основном это связан деятельностью Организации Объединенных Наций (ООН), Международной организации труда (МОТ), Содружества Независимых Государств (СНГ). Кроме того, это достигается путем заключения Россией двух и многосторонних международно-правовых договоров с другими государства-ми либо включения международных норм в текст россий-ских законов.
Одним из важнейших прав каждого человека является право на социальное обеспечение, т.е. право на получение пособия по случаю безработицы, временной нетрудоспособности, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от человека обстоятельствам. Это право закреплено в таких актах, как Всеобщая декларация прав человека (1948) и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина (ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18.09.1973 и вступил в силу 23.03.1976).
Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы, причем международные договоры, подписанные и ратифицированные Россией, имеют приоритет перед внутренним законодательством.
Существует несколько вариантов воздействия международных норм о социальном обеспечении на внутреннее законодательство:
- прямое применение международных актов после ратификации;
- граждан из одной страны в другую. Процесс миграции трудоспособного населения между европейскими странами в целях поиска работы приобрел устойчивое развитие с начала XX в. и привел к возникновению ряда острых проблем в области социального обеспечения, требующих межгосударственного регулирования.
Первый в Европе двусторонний договор о социальном обеспечении был заключен между Францией и Италией в 1904 г. Он запретил дискриминацию по признаку национальности в социальном обеспечении. Это означало, что стороны обязались предоставлять мигрантам такие же права в области социального обеспечения, как и собственным гражданам.
С тех пор координация национальных систем социального обеспечения составляет важное направление деятельности многих международных организаций. В 1935 г. МОТ выступила инициатором создания координационной системы законодательств о пенсиях по старости, инвалидности и случаю потери кормильца, чтобы гарантировать сохранение за мигрантами уже приобретенных или приобретаемых прав. Следующим шагом на пути координации национальных законодательств в области социального обеспечения стала Конвенция № 118 «О равноправии в области социального обеспечения» (1962).
Большую роль в координации законодательства о социальном обеспечении на европейском континенте играет Европейское Экономическое Содружество (ЕЭС) (ныне — Европейское Сообщество).
1958 г. Совет ЕЭС принял регламенты № 3 и № 4 «О социальном обеспечении трудящихся-мигрантов», а в 1961 г. — регламент № 16 «О социальном обеспечении семей миг-рантов».
Эти регламенты распространялись на определенный круг лиц:
- наемных работников и приравненных к ним лиц, которые охвачены законодательством о социальном обеспечении одного или нескольких государств и являются гражданами одного из этих государств;
- лиц без гражданства и беженцев, проживающих на территории одного из государств;
- членов семей указанных групп населения. Регламенты применялись ко всем действующим и будущим законодательным актам, касающимся общих и специальных страховых систем по всем видам социального обеспечения. Регламенты утвердили принцип равенства обращения для граждан всех государств-членов. Кроме того, они допускали отступление от принципа территориальности, содержащегося в национальном законодательстве многих государств-членов. Это касалось в первую очередь пенсий по случаю потери кормильца, если кормилец был охвачен системой социального обеспечения од-ной страны, а его семья проживала на территории другой.
И наконец, было разрешено производить подсчет продолжительности периодов занятости и страхового стажа по законодательству различных государств-членов.
Но, несмотря на принятие указанных многосторонних актов, по-прежнему продолжало действовать огромное число двусторонних соглашений. Чтобы сделать более оперативной координацию различных систем социального обеспечения, Комиссия ЕЭС была вынуждена приступить к пересмотру европейских регламентов. Совет министров ЕЭС принял два новых регламента: № 1408/71 от 14.06.1971 «О применении социального страхования к лицам наемного труда и членам их семей, переезжающих в рамках Сообщества»; № 574/72 от 21.03.1972 «О формах применения регламента 1971 т.».
Указанные регламенты, хотя и со значительными изменениями, продолжают действовать и сегодня. Кроме того, они дополнены большим количеством прецедентов Европейского Суда. В соответствии с регламентами право на социальное обеспечение получили новые категории наемных работников: трудящиеся пограничных районов, сезонные работники, моряки и др., а также некоторые лица, работающие не по найму (ремесленники в Италии и ФРГ, фермеры в Италии и пр.). Было расширено применение законодательства в отношении следующих видов социального обеспечения: пенсий по старости, инвалидности и случаю потери кормильца; пособий по безработице; семейных пособий.
Консолидация содержания многочисленных международных договоров по указанным вопросам завершилась принятием Конвенции МОТ № 157 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социально-го обеспечения» (1982) и Рекомендации № 167 (1983).
Основными субъектами международно-правового регулирования социального обеспечения в настоящее время являются ООН и МОТ. Устав ООН принят в Сан-Франциско 26.07.1945 МОТ является специализированным учреждением ООН и в соответствии со своим Уставом наделяется полномочиями по принятию международных конвенций и рекомендаций, в том числе и по вопросам социального обеспечения. Постоянным органом МОТ является Между-народное Бюро Труда (МБТ), выполняющее функции секретариата МОТ.
Субъектами международно-правового регулирования социального обеспечения на региональном уровне или на двусторонней основе могут выступать различные объединения государств. Так, в настоящее время отдельными полномочиями по этому вопросу обладают члены СНГ, которое образовано в 1991 г.
Нормы международного права социального обеспечения
§ 30.1. Понятие международно-правового регулирования социального обеспечения
Право граждан на социальное обеспечение занимает важное место среди иных социально-экономических прав человека и нашло всестороннее закрепление в актах международного права.
Международно-правовое регулирование социального обеспечения выражается в разработке международных стандартов в области социального обеспечения, гармонизации и координации национальных законодательств по вопросам сохранения приобретаемых прав на социальные выплаты при переезде гражданина из одного государства в другое в процессе трудовой деятельности или сохранения приобретенных прав на конкретный вид пенсии или пособия при изменении страны постоянного места жительства.
Это регулирование следует рассматривать как добровольно-обязательное и дополнительное к национальному законодательству в области социального обеспечения. Оно основывается на ратификации конвенций и иных актов международных организаций и их органов, участником (членом) которых является Республика Беларусь. В основном это связано с деятельностью Организации Объединенных Наций (ООН), Международной организации труда (МОТ), Содружества Независимых Государств (СНГ). Кроме того, это достигается путем заключения Республикой Беларусь двусторонних и многосторонних международно-правовых договоров с другими государствами либо включения международных норм в текст национальных законов.
Одним из основных прав каждого человека является право на социальное обеспечение, то есть право на получение пособия по случаю безработицы, временной нетрудоспособности, инвалидности, потери кормильца, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от человека обстоятельствам. Свое юридическое закрепление это право находит в таких актах, как Всеобщая декларация прав человека (1948 г.) и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина (1966 г.). Согласно ч. 1 ст. 8 Конституции Республики Беларусь государство признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им внутреннего законодательства.
Существует несколько способов воздействия международных норм о социальном обеспечении на внутреннее законодательство:
— прямое применение международных актов после ратификации;
— включение международных норм в текст законов;
— реализация положений ратифицированных или нератифици-рованных актов с помощью внутреннего законодательства.
Гармонизация международно-правового регулирования осуществляется с помощью формулирования общих принципов, которые затем могут воплощаться в национальном законодательстве разных стран. Одним из ярких примеров гармонизации является Конвенция МОТ № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» (1962 г.), провозгласившая, что должны быть приняты все возможные меры на международном, региональном и национальном уровнях для содействия прогрессу в таких областях, как здравоохранение, жилищное строительство, обеспечение продовольствием, образование, забота о благосостоянии детей, положение женщин, социальное обеспечение и др.
Если общие принципы закреплены в нормах международного договора, то их выполнение становится обязательным для государств-участников или для стран, ратифицировавших договор. Как правило, такие нормы устанавливают лишь минимальные стандарты. Так, Конвенция МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» (1952 г.) определяет сферу охвата, условия предоставления и размеры выплат при наступлении основных социальных рисков.
Координация внутригосударственного законодательства разных стран в области социального обеспечения проводится по следующим направлениям:
— запрещение дискриминации граждан стран — участниц международного договора по признаку национальности;
— решение вопросов о применимом праве, т.е. устранение коллизии норм;
— суммирование периодов социального страхования, профессиональной деятельности или проживания в странах — участницах договора для приобретения права на конкретный вид пенсии или пособия;
— установление условий получения выплат в одной из стран-участниц в случаях, когда право на них приобретено в других странах;
— взаиморасчеты между странами по финансированию выплат при переезде граждан из одной страны в другую.
Нормы МОТ в области социального обеспечения направлены на установление равноправия. Таким образом, равноправие является основополагающим принципом международно-правового регулирования социального обеспечения.
1. Принцип равноправия в области социального обеспечения установлен Конвенцией № 118 о равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения (1962 г.). Члены МОТ, ратифицировавшие данную Конвенцию, принимают на себя обязательства предоставить на своей территории гражданам любого другого государства — члена МОТ, а также беженцам и лицам без гражданства одинаковые права со своими гражданами в отношении видов обеспечения, установленных Конвенцией № 102 (1952 г.).
Принцип равноправия касается не только обращения, но и сохранения приобретаемых и приобретенных прав на те виды социального обеспечения, в отношении которых государства приняли на себя соответствующие обязательства.
Так, при предоставлении краткосрочных пособий (например, пособий по беременности и родам или безработице) равноправие между гражданами страны и иностранцами выражается в отмене условия о проживании в качестве необходимого требования для приобретения права на указанные выплаты. В отношении пособий по случаю потери кормильца равные права распространяются на иждивенцев, независимо от их гражданства.
2. Принцип сохранения приобретаемых прав в области социального обеспечения. В разных странах условия приобретения права на один и тот же вид пенсии или пособия довольно сильно отличаются. Так, право на пенсию по старости, помимо достижения пенсионного возраста, может зависеть от соблюдения следующих условий: продолжительности страхового или трудового стажа; времени постоянного проживания в стране, производящей выплаты, с учетом или без учета гражданства.
Итогом координационной деятельности МОТ в этой сфере правоотношений стала Конвенция № 157 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения» (1982 г.). Эта Конвенция распространяется на все общие и специальные системы социального обеспечения, финансируемые за счет страховых взносов, за исключением специальных систем для жертв войны, социальной и медицинской помощи.
Конвенция содержит толкование общепринятых терминов, правила сохранения приобретаемых прав и выплаты пособий за границей. В соответствии с ней термин «периоды страхования» означает периоды уплаты взносов, работы по найму, профессиональной деятельности или проживания, определяемые или признаваемые периодами страхования на основании законодательства, а также приравненные к ним периоды. Суммирование названных периодов производится в целях приобретения прав на различные виды социального обеспечения, сохранения их, исчисления размеров выплат. Учет одних и тех же периодов дважды не допускается.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
3. Принцип сохранения приобретенных прав. Он направлен на устранение недостатков, связанных с принципом территориальности, при выплате пенсий или пособий лицам, находящимся вне территории государства, по законодательству которого они назначены. Этот принцип не распространяется:
— на специальные безвзносовые пособия, назначаемые в качестве социальной помощи лицам с доходами ниже прожиточного минимума. Безвзносовыми называют пособия, предоставление которых не зависит от прямого финансового участия подлежащих обеспечению лиц либо их нанимателя или от наличия определенного трудового стажа;
— пособия, предоставляемые по переходным системам. В соответствии с используемой терминологией «переходные системы» охватывают лиц, возраст которых на день вступления в силу применяемого законодательства превышает установленный.
Согласно Конвенции № 157 государства — члены МОТ, ратифицировавшие Конвенцию, приняли на себя обязательства по сохранению приобретенных прав лишь в отношении долговременных выплат. В частности, в ст. 9 Конвенции говорится, что государство-член гарантирует независимо от места проживания выплату пенсии по инвалидности, старости, случаю потери кормильца, в связи с трудовым увечьем, право на которую приобретено по его законодательству. Расходы по финансированию указанных пенсий распределяются пропорционально между странами, ратифицировавшими Конвенцию.
Что касается краткосрочных выплат, то в соответствии со ст. 10 Конвенции государства лишь «стремятся принимать участие в системе сохранения прав, приобретенных на основании их законодательства», в отношении: медицинского обслуживания, пособий по болезни, беременности и родам, безработице, семейных пособий и др. Эти вопросы решаются на основе двусторонних соглашений.
Если право на медицинское обслуживание, пособия по болезни, беременности и родам приобретено по законодательству одного государства, а выплата производится на территории другого в соответствии с действующим в нем законодательством о социальном обеспечении, то первое государство возмещает второму фактические расходы или расходы в пределах согласованных сумм.
Международные договоры могут содержать особые правила в отношении пособий по безработице и семейных пособий. В частности, для получения пособия по безработице гражданин должен быть зарегистрирован в качестве безработного в службах занятости всех государств, на территории которых он ищет работу. Производится суммирование периодов выплаты пособия в каждом государстве, чтобы общая продолжительность не превышала установленного срока.
Если гражданин работает на территории одного государства, а его семья проживает на территории другого государства, то дву-или многосторонними соглашениями могут предусматриваться следующие механизмы. В первом случае могут выплачиваться пособия по законодательству страны, в которой работает кормилец, во втором — по законодательству страны места жительства семьи, но при этом первое государство возмещает второму расходы по финансированию, если двусторонним соглашением не предусмотрено иное.
Правила возмещения государствами взаимных расходов по выплате пенсий и пособий и переводу соответствующих сумм устанавливаются международными договорами.
Основными субъектами международно-правового регулирования социального обеспечения являются Организация Объединенных Наций и Международная организация труда. МОТ является специализированным учреждением ООН и в соответствии со своим Уставом наделяется полномочиями по принятию международных конвенций и рекомендаций, в том числе и по вопросам социального обеспечения. Постоянным органом МОТ является Международное Бюро Труда (МБТ), выполняющее функции секретариата МОТ.
Субъектами международно-правового регулирования социального обеспечения на региональном уровне или на двусторонней основе могут выступать различные объединения государств. Так, в настоящее время отдельными полномочиями по этому вопросу обладают члены Содружества Независимых Государств, которое образовано в 1991 г.
Источники международно-правового регулирования социального обеспечения
1.Международные нормы социального обеспечения
2.Ратификация конвенции
3.Региональные источники
4.Участники Соглашения
Источниками международно-правового регулирования являются акты ООН и МОТ, региональных объединений государств Европы, Америки, Африки, Ближнего Востока, двух и многосторонние договоры, соглашения стран СНГ (схема 23).
Участие ООН в международном регулировании социальных вопросов предусмотрено п. 3 ст. 1 и ст. 55 Устава ООН, которые закрепляют право ООН с целью создания условий стабильности и благополучия, необходимых для мирных и дружественных отношений между нациями, содействовать:
- повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития;
- разрешению международных проблем в областях экономической, социальной, здравоохранения и т.п.; международному сотрудничеству в области культуры и образования;
- всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка религии;
- общей декларации прав человека, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948, закрепляются основные социальные права человека.
В соответствии со ст. 25 Декларации каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.
Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне бра-ка, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.
Второй важнейший документ ООН, закрепляющий социальные права человека, — Международный пакт об экономических, социальных, культурных правах человека, одобренный Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 г.
Согласно Уставу МОТ, одно из главных направлений ее деятельности — нормотворчество, т.е. создание международных стандартов. Это выражается в основном в принятии конвенций и рекомендаций. В числе основных можно назвать Конвенции № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения», №117 «Об основных целях и нор-мах социальной политики», № 118 «О равноправии в социальном обеспечении» и др. Всего к 1995 г. их число достигло 357 (175 конвенций и 182 рекомендации).
По географической сфере действия международные нормы о социальном обеспечении можно объединить в следующие группы:
- международного контроля, предусматривают ответственность за их неисполнение.
С момента вступления в силу договора у государства как субъекта международного права возникает юридическая обязанность исполнения договора. Но возможность исполнения требований международного договора зависит от следующих обстоятельств:
- содержания самого договора, от того, насколько точно в нем указаны внутригосударственные правоотношения, их субъекты и т.п.;
- особенностей национального законодательства и практики, например по вопросу о приоритете международного или внутреннего права в случае их расхождения.
Кроме международных договоров в эту группу входят регламенты Совета ЕЭС, которые обязательны и применяются непосредственно в государствах-участниках без ратификации национальными парламентами.
Ко второй группе относятся документы ООН, конвенции МОТ и акты региональных международных организаций, обязательные для соблюдения только после ратификации компетентным государственным органом.
Ратификация конвенции — это юридический акт, совершая который государство заявляет о своем полном признании конвенции и берет на себя обязательство привести в соответствие с нею внутреннее законодательство и практику.
Международном пакте ООН об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. правам в области социального обеспечения посвящено несколько статей. Соблюдение пакта обязательно для ратифицировавших стран. МОТ постоянно прилагает усилия для воплощения на практике принципов, в соответствии с которыми законодательство стран-членов должно гарантировать справедливые экономические усилия, в том числе и в области социального обеспечения, всем трудящимся, законно проживающим на ее территории.
Конвенции и рекомендации принимаются Международной конференцией труда (МКТ). После ратификации конвенции становятся международными договорами. Вместе стем действует правило, в соответствии с которым государство, ратифицировавшее конвенцию, не может ухудшать действующее в стране законодательство.
По мере необходимости устаревшие конвенции пересматриваются. Ратификация государством новой конвенции означает денонсацию старой, если иное не предусмотрено текстом конвенции. .соответствии со ст. 22 Устава МОТ каждое государство, ратифицировавшее конвенцию, обязуется представлять ежегодные доклады Генеральному директору МОТ о мерах, принятых для ее эффективного применения.
Система международного контроля за исполнением ратифицированных конвенций, установленная в МОТ, является одной из самых совершенных среди других аналогичных международных процедур и осуществляется по следующим направлениям: изучение регулярных докладов правительств; рассмотрение различных видов жалоб.
Контрольные функции выполняют Комитет экспертов по применению конвенций и рекомендаций Административного совета и Комитет по применению конвенций и рекомендаций МКТ.
Результатом деятельности комитетов может быть следующее: государство под влиянием представлений комитетов вносит необходимые изменения в национальное право с целью приведения его в соответствие с международными нормами; оставляет законодательство без изменения; денонсирует конвенцию.
Жалобы на государства, не соблюдающие ратифицированные конвенции, могут быть поданы в МОТ любым ее членом, национальными организациями трудящихся или предпринимателей, международными организациями. Они рассматриваются комиссиями и комитетами Административного совета, который информирует об итогах заинтересованное правительство. В случае невыполнения правительством предложенных рекомендаций Генеральный директор МОТ передает жалобу в Международный Суд. Решение Международного Суда является окончательным.
Третью группу составляют документы, не являющиеся международными договорами. Они содержат в основном нормы рекомендательного характера, неисполнение которых не влечет каких-либо юридических последствий. Наиболее важными из них являются декларации ООН и рекомендации МОТ по вопросам социального обеспечения.
Среди документов ООН следует прежде всего выделить: Всеобщую Декларацию прав человека (1948) и Декларацию социального прогресса и развития (1969). Данные декларации носят программно-политический характер.
Среди рекомендаций МОТ наиболее важными по содержанию являются следующие: № 167 «О сохранении прав в области социального обеспечения» (1983); № 168 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов» (1983)и др.
Принятие МОТ мер на региональном уровне в области многосторонней координации законодательства о социаль-ном обеспечении осуществляется в форме сотрудничества различными региональными организациями: Централь-ной комиссией по судоходству на Рейне, Советом Европы, Европейским Союзом, Организацией государств Централь-ной Америки, Общей афромаврикийской организацией, странами Андского пакета, Экономическим сообществом Западной Африки и др.
Региональными источниками международного регулирования социального обеспечения являются также акты Совета Европы (СЕ) и Европейского Союза (ЕС). Цели Сове-та Европы в соответствии с его Уставом, принятым в Лондоне 05.05.1949, заключаются в достижении большего единства между его членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием, и содействии их экономическому и социальному прогрессу. Эти цели достигаюется усилиями органов Сове-та Европы посредством рассмотрения вопросов, представляющих общий интерес, заключения соглашений и проведения совместных действий в экономической, социальной, культурной, научной, правовой и административной областях. Совет Европы принял более 130 конвенций, в том числе и в области социального обеспечения.
Среди них особое место занимает Европейская хартия об основных социальных правах трудящихся, подписанная в Страсбурге в 1989 г. В ст. 10 Хартии права в области социального обеспечения разделены на две группы. В сооветствии с этой статьей работающие граждане имеют право на адекватную социальную защиту и адекватные размеры выплат по социальному обеспечению в случае утраты заработка в связи с наступлением социального риска, а не-работающие граждане, не имеющие средств существования, имеют право на социальную помощь в размере прожиточного минимума.
Новая редакция Европейской социальной хартии подписана 03.05.1995. В соответствии с ней стороны признают целью своей политики достижение условий, при которых были бы эффективно реализованы основные экономические и социальные права. Стороны обязуются путем заключения двух и многосторонних соглашений обеспечить равенство граждан каждой из сторон в области социального обеспечения в случае миграции работников из одной страны другую; предоставление, сохранение и возобновление права в области социального обеспечения путем аккумуляции страхового и трудового стажа.
Для обеспечения необходимых условий полноценного развития семьи стороны обязуются содействовать экономической, юридической и социальной защите семейной жизни путем выплаты семейных пособий, налоговых льгот, строительства семейного жилья, пособий для новобрачных т.п. 1996 г. Российская Федерация присоединилась к Уставу Совета Европы.
Особую группу образуют соглашения государств — участников СНГ. Первым шагом на пути гармонизации законодательства в области социального обеспечения стало Соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992, которое подписали Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина. Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения, предусмотренные действующим, а также будущим законодательством.
Подписание 28.03.1996 в Москве Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях между Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном и Российской Федерацией юридически закрепляет в качестве глав-ной перспективной цели создание Сообщества интегрированных государств.
Участники Соглашения обязались назначать и выплачивать пенсии по законодательству страны проживания с учетом трудового стажа, приобретенного на территории любо-го из этих государств, а также бывшего СССР за период до 13.03.1992. Размер заработка (дохода) для расчета пенсии определяется из официально установленного курса национальных валют к моменту назначения пенсии. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством страны места жительства.
Вопросы пенсионного обеспечения в государствах — участниках СНГ регулируются и двусторонними договора-ми. Так, 10.02.1995 Правительство РФ и правительство Республики Молдова подписали двустороннее Соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения. Данное Соглашение относится только к правоотношениям, возникшим после 04.12.1995, т.е. после вступления его в силу. Оно распространяется на граждан РФ и граждан Республики Молдова, членов их семей, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории указанных государств.
Временным соглашением между Правительством РФ и правительством Украины от 15.01.1993 о гарантиях прав граждан, работавших в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в области пенсионного обеспечения предусмотрено, что сумма пенсии, подлежащая выплате за пределами РФ, определяется без учета компенсационной выплаты и районного коэффициента.
Общая характеристика международного права социального обеспечения
Введение
Международно-правовое регулирование социального обеспечения выражается в разработке и принятии международных стандартов в сфере социального обеспечения, в согласовании законодательств стран, касающихся ряда вопросов: сохранения и удержания приобретенных прав на социальные выплаты при переезде граждан из одного государства в другое в процессе осуществления своей трудовой деятельности, сохранения прав на те или иные виды пенсий, пособий при изменении страны проживания.
Международно-правовое регулирование принято рассматривать в качестве добровольно-обязательного и дополнительного к национальному законодательству в области защиты прав и законных интересов граждан. Это регулирование строится на двух основных началах: во-первых, на утверждении конвенций и (или) иных актов международных организаций, членом которых является Российская Федерация. Связано это с работой Международной организации труда (МОТ), Организацией Объединенных Наций (ООН), Содружеством независимых государств (СНГ), образованным в 1991 г. Во-вторых, путем подписания между нашим государством и другими странами двусторонних (многосторонних) международно-правовых договоров или введения международных норм в тексты российских законов.
Цель работы —изучение международно-правового регулирования социального обеспечения.
Задачи исследования:
— изучить общую характеристику международного права социального обеспечения;
— рассмотреть общепризнанные принципы и нормы международного права социального обеспечения;
— проанализировать систему общепризнанных международно-правовых принципов и норм права социального обеспечения;
— исследовать соотношение международного права социального обеспечения и российского социально-обеспечительного законодательства;
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Понятие международного права социального обеспечения
Общая характеристика международного права социального обеспечения
В статье 7 Конституции Российской Федерации закреплено положение о том, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. При этом статьями 15 и 17 Конституции; РФ установлено, что в России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным; принципам: и нормам международного права, которые являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Приведенные формулировки означают признание тесной взаимосвязи права на социальное обеспечение с другими экономическими, социальными и культурными правами человека, что обусловливает необходимость его реализации с учетом принципов, закрепленных в вышеназванных актах. При этом право на социальное обеспечение обладает значительной спецификой как относящееся ко второму поколению прав человека, что предопределяет характер обязанностей государства по организации его осуществления. Отсюда следует вывод, что устанавливаемая государством для реализации данного права система социального обеспечения носит национальный характер, однако должна соответствовать тем общим принципам, которые зафиксированы в международных документах. Следует также подчеркнуть, что из вышеназванных международно-правовых актов вытекает приоритет национальных усилий в деле достижения социального прогресса и повышения уровня жизни, в том числе посредством социального обеспечения, но такие усилия должны сочетаться с международным сотрудничеством.
Таким образом, правовое регулирование социального обеспечения осуществляется на двух уровнях: международном и внутригосударственном. С практической точки зрения все наиболее важные вопросы в сфере социального обеспечения решаются на внутригосударственном уровне, т.к. только государство правомочно, с одной стороны, самостоятельно установить национальную систему социального обеспечения, а, с другой, признать обязательную силу тех или иных международных актов либо заключить международные договоры, содержащие стандарты социального обеспечения.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
http://megalektsii.ru/s39630t6.html
Работаю в юриспруденции с 1982 года.