Независимая медико социальная экспертиза

—>Медико-социальная экспертиза —>

[ —>Новые сообщения · —>Участники · —>Правила форума · —>Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Общий раздел » Общий форум (вопрос-ответ) » Независимая МСЭ, судебная МСЭ (Обжалование решений МСЭ)

Независимая МСЭ, судебная МСЭ

26111974 Дата: Суббота, 27.10.2012, 11:22 | Сообщение # 1
Добрый день!

Согласно Постановлению правительства РФ от 20.02.2006 года при несогласии с решением МСЭ подаются заявления в Главное бюро МСЭ, Федеральное бюро МСЭ.
Как показывает опыт все отрасли стоят горой друг за друга, а про медицинское братство и говорить нечего. Возможно ли в случае несогласия с решением МСЭ прохождение независимых медицинских экспертиз, каков порядок (по решению суда или нет), имеются ли данные, если да, то примерно какой процент выигрышных дел среди пациентов?

astra71 Дата: Суббота, 27.10.2012, 16:15 | Сообщение # 2
Здравствуйте, 26111974.

Подобных организаций, которые рекламируют свои услуги по проведению так называемой «независимой МСЭ» — в нарушение положений приведенных выше действующих НПА (нормативно-правовых актов) — существует немало.
По отзывам наших инвалидов, которым довелось иметь с ними дело — основная их задача — «выкачать» из больного максимум денег — без какой-либо гарантии на успех в суде.

Ни ОДНА коммерческая организация — лицензий на проведение медико-социальной экспертизы — не имеет (на настоящий момент).
Для того и проводилось лицензирование учреждений Службы МСЭ — чтобы «отсечь» подобного рода коммерческие организации от подобного рода деятельности.

На сегодняшний день коммерческие организации НЕ ИМЕЮТ ЛИЦЕНЗИЙ на проведение медико-социальной экспертизы, следовательно результаты подобного рода экспертизы достаточно просто подвергнуть сомнению (даже по чисто формальному признаку — отсутствие лицензии на проведение медико-социальной экспертизы).

В моей практике был случай, когда абсолютно верное решение, вынесенное в первичном бюро МСЭ суд отменил по формальным основаниям — а именно — на момент принятия экспертного решения данное бюро МСЭ еще не успело получить лицензию на проведение медико-социальной экспертизы (тогда процесс лицензирования еще не был полностью завершен).

Так что делайте выводы — о целесообразности трат денег на независимую МСЭ в коммерческой организации, НЕ ИМЕЮЩЕЙ ЛИЦЕНЗИИ на ее проведение.

Надеюсь, что исходя из изложенной выше информации — Вы сможете принять правильное решение — относительно целесообразности обращения в подобные организации.

Рекомендую также ВНИМАТЕЛЬНО ознакомиться с ЭТОЙ ВЕТКОЙ ФОРУМА.

Статья 81. Независимая медико-социальная экспертиза

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Федеральный закон

«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

И в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов

в Российской Федерации»

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 48, ст. 6724; 2013, № 27, ст. 3477, 2013, № 48, ст. 6165; 2014, № 23, ст. 2930, 2014, № 30, ст. 4247, 2014, № 43, ст. 5798; № 49, ст. 6927; 2015, № 10, ст. 1425; № 29, ст. 4397; 2016, № 1, ст. 9, 28, № 18, 2488) следующие изменения:

а) пункт 6 части 2 признать утратившим силу;

б) часть 3 признать утратившей силу;

в) часть 4 изложить в следующей редакции:

«4. В случаях, предусмотренных статьями 60 и 61 настоящего Федерального закона, может проводиться независимая медико-социальная экспертиза и независимая военно-врачебная экспертиза.»;

а) дополнить частью 1.1:

«1.1. В случае несогласия с решением федеральных учреждений медико-социальной экспертизы граждане (их законные представители) вправе обратиться за проведением независимой медико-социальной экспертизы.»;

б) часть 2 изложить в следующей редакции:

«2. Медико-социальная экспертиза и независимая медико-социальная экспертиза проводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.».

3) часть 6 в статье 61 изложить в следующей редакции:

«6. При несогласии с заключением военно-врачебной экспертизы по заявлению граждан (их законных представителей) проводится независимая военно-врачебная экспертиза. Независимая военно-врачебная экспертиза осуществляется за счет личных средств граждан (их законных представителей) или за счет средств иных физических или юридических лиц. Положение о независимой военно-врачебной экспертизе утверждается Правительством Российской Федерации.».

4) статью 64 признать утратившей силу;

а) часть 3 дополнить абзацем следующего содержания:

«Медицинские профессиональные некоммерческие организации, указанные в абзаце первом настоящей части, имеют право
проводить независимую экспертизу качества медицинской помощи
по заявлению гражданина в случае его несогласия с результатами оказания ему медицинской помощи. Проведение независимой экспертизы качества медицинской помощи осуществляется
за счет личных средств граждан (их законных представителей)
или за счет средств иных физических или юридических лиц
в соответствии с правилами проведения независимой экспертизы качества медицинской помощи, устанавливаемыми ассоциацией (союзом) медицинских профессиональных некоммерческих ассоциаций, которая соответствует критериям, указанным в части 5 настоящей статьи.»;

б) часть 5 после слов «в установленном законодательством Российской Федерации порядке» дополнить словами: «, проводить независимую экспертизу качества медицинской помощи.»;

6) статью 87 дополнить частями 3 — 6 следующего содержания:

3. Экспертиза качества медицинской помощи проводится в целях выявления нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценки своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата.

4. Экспертиза качества медицинской помощи осуществляется на основании критериев оценки качества медицинской помощи, которые формируются по группам заболеваний или состояний на основе соответствующих порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, разрабатываемых и утверждаемых в соответствии с частью 2 статьи 76 настоящего Федерального закона, и утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

5. Экспертиза качества медицинской помощи в рамках контроля качества и безопасности медицинской деятельности проводится Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

6. Страховые медицинские организации и территориальные фонды обязательного медицинского страхования осуществляют экспертизу качества медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.».

Статья 2

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 48, ст. 4563; 1998, № 31, ст. 3803; 2000, № 22, ст. 2267; 2001, № 24, ст. 2410; № 33, ст. 3426; № 53, ст. 5024; 2002, № 1, ст. 2; 2003, № 43, ст. 4108; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 25; 2007, № 43, ст. 5084; № 45, ст. 5421; № 49, ст. 6070; 2008, № 9, ст. 817; № 29, ст. 3410; № 30, ст. 3616; № 52, ст. 6224; 2009, № 18, ст. 2152; № 30, ст. 3739; 2011, № 47, ст. 6608; 2012, № 30, ст. 4175; № 53, ст. 7621; 2013, № 8, ст. 717; № 19, ст. 2331; № 27, ст. 3460, 3475, 3477; № 48, ст. 6160; № 52, ст. 6986; 2014, № 49, ст. 6928; 2015, № 27, ст. 3967, № 48, ст. 6724; 2016, № 1, ст. 19) дополнить статьей 8 1 следующего содержания:

Читайте так же:  Положение о порядке подтверждения трудового стажа

Статья 81. Независимая медико-социальная экспертиза

В случае несогласия с решением федеральных учреждений медико-социальной экспертизы граждане (их законные представители) вправе обратиться за проведением независимой медико-социальной экспертизы.

Экспертиза признается независимой, если проводящие ее эксперт либо члены экспертной комиссии не находятся в служебной или иной зависимости от учреждения или комиссии, проводивших медико-социальную экспертизу, а также от органов, учреждений, должностных лиц и граждан, заинтересованных в результатах независимой медико-социальной экспертизы.

При проведении независимой медико-социальной экспертизы гражданину (его законному представителю) предоставляется право выбора экспертной организации и экспертов. Проведение независимой медико-социальной экспертизы осуществляется за счет личных средств граждан (законных представителей)или за счет средств иных физических или юридических лиц.

Заключения независимой медико-социальной экспертизы учитываются при рассмотрении вопросов обжалования решений федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, в порядке, предусмотренном положением о независимой медико-социальной экспертизе.

Положение о независимой медико-социальной экспертизе, определяющее, в том числе порядок ее проведения и требования
к организациям, которыми она проводится, утверждается Правительством Российской Федерации.».

Статья 3

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.

2. Части 4 и 6 статьи 1 и статья 2 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2018 года.

3. Подпункт «а» пункта 2 статьи 1 и статья 2 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2019 года.

Система МСЭ в России: требуется перезагрузка

Фото: Элина Гаревская / Фотобанк Лори

На систему медико-социальной экспертизы возложена важнейшая задача – обеспечение социальной защиты людей с инвалидностью. Однако ее эффективность оставляет желать лучшего. Со многими задачами она не справляется или же решает их крайне неэффективно. Подтверждением тому является проверка Счетной палаты РФ, которая выявила многочисленные недостатки в работе системы МСЭ в России.

Счетная палата РФ провела проверку эффективности использования средств федерального бюджета, направленных в 2016-2018 годах и истекшем периоде 2019 года на реализацию мероприятий по совершенствованию государственной системы медико-социальной экспертизы. О ее результатах на Коллегии Счетной палаты РФ рассказала аудитор Счетной палаты Светлана Орлова.

Как показали результаты проверки, система медико-социальной экспертизы в России работает недостаточно эффективно: ей не хватает правового регулирования, контроля и межведомственного взаимодействия. В ходе проверки были выявлены многочисленные случаи несогласия пациентов с решениями бюро МСЭ, проблемы в правовом регулировании работы системы медико-социальной экспертизы при установлении инвалидности детям, отсутствие единых требований к деятельности учреждений МСЭ. Аудиторы также указали на низкое качество проведения медико-социальной экспертизы в региональных бюро МСЭ, труднодоступность услуг для инвалидов из-за отсутствия безбарьерной среды, неудовлетворительное оснащение учреждений МСЭ диагностическим оборудованием.

Правовое регулирование

В настоящее время в России насчитывается более 12 млн человек с инвалидностью. Почти треть из них – 3,5 млн человек – являются гражданами трудоспособного возраста. Еще 672 тысячи – это дети-инвалиды. Именно для этих категорий населения – трудоспособных инвалидов и детей-инвалидов – имеет важнейшее значение качество оказания медико-социальной экспертизы и ее доступность. «Минтруд должен обеспечить надлежащий контроль и правовое регулирование в этой сфере, однако, как показала наша проверка, пока этого не происходит», – заявила Светлана Орлова.

Одной из наиболее значимых проблем, по мнению аудиторов Счетной палаты, является отсутствие классификаций и критериев установления инвалидности детям, которые до сих пор не утверждены Минтрудом. В результате этого в настоящее время при установлении инвалидности детям используются общие критерии без учета специфики заболеваний в детском возрасте.

Не менее значимо проблемой является отсутствие актуальных документов, регулирующих установление профессиональной инвалидности. В настоящее время учреждения МСЭ используют при определении профинвалидности временные критерии, которые были установлены еще в 2001 году.

«Минтруду необходимо оперативно принять все документы, предусмотренные «дорожной картой» по совершенствованию медико-социальной экспертизы, и совместно с регионами и профессиональным сообществом организовать систему трудовой реабилитации инвалидов с учетом минимизации времени на их интеграцию в общество», – считает Орлова.

Регламентация работа учреждений МСЭ

В России до сих пор отсутствуют единые требования к организации деятельности учреждений МСЭ. В регионах РФ в настоящее время функционируют бюро МСЭ и экспертные составы общего, смешанного или специализированного профиля. Однако нет нормативных актов, регламентирующих их работу. Более того, даже эти термины не раскрываются существующими нормативными актами. Отсутствуют и документы, которые бы регламентировали состав и количество специалистов в бюро МСЭ и экспертных советах.

На Коллегии Счетной палаты в качестве примера была описана ситуация с работой некоторых бюро МСЭ в Московской области. На сегодняшний день в регионе не созданы специализированные бюро МСЭ для освидетельствования лиц до 18 лет и для больных туберкулезом. В результате этого все пациенты проходят освидетельствование в одном бюро – и дети, и взрослые, и больные туберкулезом, и ВИЧ-инфицированные. Для людей, и так уже имеющих проблемы со здоровьем, это создает дополнительные риски, связанные с возможностью заражения опасными заболеваниями.

Кадровые проблемы

Практически во всех регионах России отмечается дефицит кадров, особенно врачей. Эту проблему называют одной из самых острых и актуальных в системе медико-социальной экспертизы. Ее причина все та же – правовая неурегулированность. Так, к примеру, только в Подмосковье с начала этого года из-за неукомплектованности кадрами были временно закрыты 31 бюро МСЭ из 73.

Формально врачи МСЭ являются такими же медицинскими работниками, как и сотрудники лечебных учреждений, однако фактически находятся с ними в неравных условиях. К примеру, врач МСЭ не может досрочно выйти на пенсию, на него не распространяются нормативные правила, устанавливающие сокращенную продолжительность рабочего дня. Многие врачи и медицинские работники среднего звена просто увольняются и переходят на работу в лечебные учреждения.

Читайте так же:  Сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии

Нехватка врачей приводит к тому, что существенно возрастает нагрузка на работающих сотрудников МСЭ, а это, в свою очередь, снижает качество медико-социальной экспертизы и доступность этих услуг для населения. «В таких условиях процесс принятия решения об установлении инвалидности зачастую сводится всего к одному экспертному мнению, – говорит Светлана Орлова, – соответственно, говорить о разработке качественных индивидуальных программ реабилитации достаточно сложно».

Качество экспертизы

Очень многие люди жалуются на низкое качество проведения медико-социальной экспертизы. Жалобы поступают президенту России, в Минтруд, прокуратуру, об этом много пишут в средствах массовой информации.Об этом свидетельствуют и статистические данные. Подчеркнем, это данные официальной статистики, каковы реальные цифры, неизвестно.

По данным статистики, в 2018 году число граждан, не согласных с решением МСЭ, выросло на 7,8%. Их общее число составило 52,4 тыс. человек. При этом остаются крайне низкие показатели случаев, когда решение бюро МСЭ было пересмотрено. В 2018 году было пересмотрено лишь 12,2% заключений медико-социальной экспертизы. По регионам РФ этот показатель составляет около 20%, в некоторых случаях больше. Наибольшее число таких случаевотмечено в Мурманской области, где изменено решение по 48,6% обращений.

«За этими цифрами стоят неудовлетворенные, обиженные люди. Поэтому необходимо разрабатывать более объективные механизмы установления инвалидности», – отметиа Светлана Орлова.

Доступность учреждений МСЭ

Получить услугу по проведению медико-социальной экспертизы многие люди не могут по совершенно банальной причине – из-за недоступности зданий, где располагаются бюро МСЭ, для людей с инвалидностью, прежде всего, инвалидов-колясочников. Многие здания не имеют пандусов и подъемников на входе, а нередко учреждение МСЭ находится на втором этаже здания и выше, поэтому попасть в него многие люди не могут.

Нередки случаи, когда для получения заключения медэкспертов человеку надо проехать несколько сотен километров. К примеру, в некоторых случаях для получения решения МСЭ необходимо пройти определенные диагностические процедуры, а необходимое оборудование есть только в главном бюро МСЭ, которое находится в областном или краевом центре. Так, в Ставропольском крае расстояние от города Нефтекумск до главного бюро, которое находится в краевом центре, более 300 километров.

Аудиторы Счетной палаты РФ отмечают, что в программе «Доступная среда» есть показатель «Доля граждан, удовлетворенных качеством предоставления государственной услуги по МСЭ». Они считают, что в таких условиях исполнение в 2018 году этого показателя на уровне 90%, как это указано в отчетах Минтруда, выглядит неубедительно. «Минтруду необходимо провести объективную оценку данного показателя, принимая во внимание всеобщий охват регионов, определить причины принятия неправильных решений и наметить пути их устранения», – констатировала аудитор Счетной палаты Светлана Орлова.

Видео (кликните для воспроизведения).

Напомним, ранее мы сообщали, что Минтруд упростил порядок подготовки документов для получения инвалидности. «Теперь гражданин будет направляться на медико-социальную экспертизу с его письменного согласия. Такое согласие будет браться у гражданина сразу в медицинской организации, – пояснил глава Минтруда России, – при этом направление на медико-социальную экспертизу с этим согласием, как и ранее, будет передаваться медицинской организацией в бюро МСЭ». Полученного направления будет достаточно для проведения медико-социальной экспертизы. Дополнительного заявления о ее проведении от гражданина не потребуется.

Мы также писали о том, что правительство России приняло постановление №339 от 29.03.2018, в котором определены случаи, когда инвалидность может быть установлена бессрочно уже при первичном обращении, а также при заочном освидетельствовании. Кроме того, в новых правилах предусмотрена возможность внесения изменений в ИПРА без пересмотра группы инвалидности или срока, на который она установлена.

О том, как не допустить ошибок при подготовке к медико-социальной экспертизе инвалидов, мы писали в материале «Страсти вокруг МСЭ накаляются».

Медицинская социальная экспертиза

Медико-социальная экспертиза – это исследование состояния здоровья граждан, которое инициируется для установления инвалидности.

Проводится она в государственном бюро экспертиз, а также может быть поручена независимым экспертным центрам в случае необходимости уточняющих данных или проверки правильности первоначального заключения. Ее выполняют стационарно, однако можно провести и на дому, если состояние здоровья человека не позволяет ему свободно перемещаться.

Описание процедуры медицинской социальной экспертизы

Центр медицинских экспертиз МЦЭО выполняет медико-социальную экспертизу на основании анализа множества критериев – психологических, социально-бытовых, трудовых и т.д. Инициировать исследование может сам гражданин или его законный представитель. Для этого нужно оформить соответствующее заявление и приложить к нему копии медицинской документации, которая подтверждает наличие заболеваний, повлекших инвалидность.Чтобы определить является ли человек инвалидом или нет, достаточно большинства голосов членов медицинской комиссии. Все данные заносятся в протокол, по которому впоследствии оформляется акт. Также могут быть инициированы различные дополнительные исследования:

  • Медицинское обследование в реабилитационном центре
  • Заключение от вышестоящих инстанций
  • Предоставление необходимых сведений сверх того, что было доведено к сведению членов комиссии
  • Описание профессиональной деятельности
  • Данные о социальном положении человека

В России появятся независимые учреждения МСЭ

Для обжалования решения бюро МСЭ при установлении инвалидности, а также для оценки врачебной квалификации в России планируется создать независимые учреждения медико-социальной экспертизы, сообщает ТАСС. Этот вопрос в настоящее время рассматривается специальной комиссией при президенте России.

Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова отметила, что человек, который остался недоволен результатом экспертизы при установлении группы инвалидности, в настоящее время фактически не может никуда обратиться, чтобы оспорить решение МСЭ. Такая же ситуация сложилась и с оценкой квалификации врачей, которые устанавливают ту или иную группу инвалидности или вообще отказывают человеку в установлении инвалидности.

Татьяна Москалькова сообщила, что в настоящее время этот вопрос рассматривает комиссия при президенте по медицинской социальной экспертизе. «И такие экспертные учреждения будут созданы, и экспертные заключения будут приниматься к рассмотрению независимых экспертов», — заявила омбудсмен.

По словам Москальковой, независимые учреждения МСЭ нужны для того, чтобы люди могли оспорить решение бюро МСЭ при несогласии с установленной группой инвалидности или при отказе в установлении инвалидности. Кроме того, эти учреждения будут проводить независимую экспертизу при врачебных ошибках. По ее мнению, внедрение института независимой медико-социальной экспертизы позволит сделать работу МСЭ более объективной и вернет доверие людей.

Читайте так же:  Социальные гарантии сотрудников овд

Ранее мы сообщали, что Минтруд РФ утвердил «дорожную карту» по усовершенствованию системы МСЭ. «Дорожная карта» включает в себя основные направления деятельности федеральных и региональных органов власти по вопросам усовершенствования системы МСЭ на период до 2020 года. В ней выделены два основных направления: совершенствование научно-методического и правового обеспечения медико-социальной экспертизы и повышение доступности и качества предоставления услуги по ее проведению.

Мы также писали о том, что Минтруд планирует унифицировать критерии проведения медико-социальной экспертизы и сделать их едиными для всех регионов России. В настоящее время практика установления инвалидности и используемые при этом критерии проведения МСЭ в различных регионах страны отличаются.

Независимая медико-социальная экспертиза

Опубликовано 04.12.2018 · Обновлено 04.12.2018

Отсутствием независимой медико-социальной экспертизы объяснила проблемы с установлением инвалидности уполномоченный по правам человека в России Т. Москалькова. На своём вебсайте омбудсмен отметила постоянно растущее число обращений граждан по оспариванию официально установленной группы инвалидности. Москальковой было указано, что в таком положении вопрос находится около 20 лет и дальнейшее его затягивание только усугубляет положение. Для разрешения проблемы необходимо привлечение внимания общественности и связанных органов власти.

Необходимость создания независимой медико-социальной экспертизы. Кто, если не мы?

Содержание

Институт независимой медико-социальной экспертизы не предусмотрен как действующим законодательством, так и готовящимся к принятию

Медико-социальная экспертиза является одним из видов медицинской экспертизы, перечисленной в Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан, производится федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В настоящее время в Основах продекларировано право гражданина или его законного представителя на приглашение по своему заявлению любого специалиста с его согласия для участия в проведении медико-социальной экспертизы. Между тем, юридический статус специалиста (права, обязанности, ответственность), приглашаемого гражданином при проведении медико-социальной экспертизы, законодательно не определен. Он вообще не может влиять на принимаемое решение, т.к. не обладает даже правом совещательного голоса, которое предоставлено только специалистам, приглашаемым руководителями бюро (главного бюро, Федерального бюро).

Правила признания инвалидов декларируют юридическую ответственность медицинских организаций за достоверность и полноту сведений, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу, но абсолютно не затрагивают ответственность специалистов учреждений медико-социальной экспертизы за принимаемые решения, тем более выносимые простым большинством голосов (на взгляд автора, крайне сомнительным и субъективным будет решение, если в комиссии из пяти специалистов три специалиста высказались против установления инвалидности, а два специалиста были «за»).

Вышеназванные правила обязывают специалистов давать разъяснения гражданам по вопросам, связанным с установлением инвалидности, но отписки из учреждений медико-социальной экспертизы, предоставляемые гражданам по их запросам, с которыми сталкивается в своей работе Центр медицинского права, не отличаются логической обоснованностью (например, почему ограничения жизнедеятельности констатируются специалистами МСЭ только при наличии умеренно выраженных нарушений функций организма).

Процедура досудебного обжалования вынесенных решений характеризуется все теми же обозначенными автором проблемами и проводится в рамках корпоративной системы учреждений медико-социальной экспертизы. Институт независимой медико-социальной экспертизы действующим законодательством не предусмотрен.

Таким образом, отсутствует внешний фактор, мотивирующий учреждения медико-социальной экспертизы к прозрачности экспертных решений и фактически единственным раздражительным фактором для учреждений медико-социальной экспертизы стали независимые заключения специалистов Центра медицинского права.

Фактор неудовлетворенности гражданами работой учреждений медико-социальной экспертизы не является нашим вымыслом, а вытекает из опроса с оценкой о работе этих учреждений.

В настоящее время институт независимой медицинской экспертизы предусмотрен только для проведения патолого-анатомических вскрытий и военно-врачебной экспертизы, причем подзаконного акта в отношении патолого-анатомических вскрытий до сих пор нет, а Положение о независимой военно-врачебной экспертизе было принято только в 2008 году, хотя возможность ее проведения существовала еще с 1993 г., т.е. с момента вступления в законную силу Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан.

Исходя из Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан Экспертиза признается независимой, если производящие ее эксперт либо члены комиссии не находятся в служебной или иной зависимости от учреждения или комиссии, производивших медицинскую экспертизу, а также от органов, учреждений, должностных лиц и граждан, заинтересованных в результатах независимой экспертизы.

Граждане заинтересованы в результатах экспертизы, в т.ч. в усилении группы или её продлении, т.к. статус инвалида предоставляет определенные меры социальной защиты, которые в ряде случае остаются единственным источником доходов. В нашей юридической практике встречалось крайне мало случаев, когда граждане хотели бы снять статус инвалида.

Несомненно и то, что учреждения медико-социальной экспертизы также заинтересованы в её результатах, т.к. именно ими разрабатываются индивидуальные программы реабилитации инвалида и должны предоставляться статистические данные, свидетельствующие о том, что реабилитация инвалидов всё же происходит и они оправдывают затраты на свое содержание за счет налогоплательщиков. Таким образом, интересы сторон диаметрально противоположны в силу вышеназванных причин.

Рис. 1 Интересы сторон в результатах медико-социальной экспертизы

Кроме того, «закрома государства» не резиновые для предоставления мер социальной защиты и государству на количество инвалидов и их структуру можно непосредственно влиять через вертикаль подчиненности:

Федеральное медико-биологическое агентство – Федеральное бюро медико-социальной экспертизы – Главные бюро медико-социальной экспертизы по субъектам Федерации

Едва ли можно опровергнуть суждение о том, что возможности повлиять на результат медико-социальной экспертизы у гражданина и учреждения медико-социальной экспертизы абсолютно разные.

У первых их фактически нет, а у вторых несопоставимо больше, если не сказать абсолютные, свидетельством чему могут быть статистические данные о количестве сотрудников учреждений медико-социальной экспертизы, обладающих статусом инвалида, а также достаточно частые привлечения к уголовной ответственности.

Соответственно институт независимой медико-социальной экспертизы должен обладать признаками равноудалённости как от граждан, так и учреждений МСЭ.

С точки зрения гражданского общества такой институт необходим, с точки зрения интересов государства и уполномоченного им органа государственной власти – Минздравсоцразвития России, а также учреждений медико-социальной экспертизы — абсолютно не нужен, подтверждением чему является проект федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». В нём нет упоминания о независимой медико-социальной экспертизе и по «щучьему велению» оно в законодательстве не появится.

Медико-социальная экспертиза — пытка для инвалидов

В прошлом году в администрацию президента РФ поступило более 130 тысяч жалоб на работу медико-социальной экспертизы: на некомпетентность и необъективность специалистов, на коррупцию и участившиеся ошибки. Каждую неделю Общественные палаты регионов регистрируют десятки обращений граждан.

Cитуация в системе МСЭ вышла из-под контроля — по словам председателя Комиссии по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни ОПРФ Владимира Слепака. С этим согласна руководитель Межрегионального центра независимой медико-социальной экспертизы, доктор медицинских наук Светлана Данилова. Перед интервью Светлана Григорьевна прислала в редакцию письмо молодой женщины-инвалида, рассказывающей о своей поездке на очередную комиссию. Показала, чтобы журналисты понимали, с чем сталкиваются люди с ограниченными возможностями здоровья. Там нет никаких обобщений и анализа проблем, но есть обида, откровенность, да просто настоящая жизнь… Мы сразу связались с автором: можно ли опубликовать? «Почему нельзя? Я не возражаю», — ответила колясочница из Башкирии Людмила Симонова.

Читайте так же:  Величина региональной социальной доплаты к пенсии

Фото: Александр Петросян/aleksandrpetrosyan.com

«Бабушка – инвалид, у неё сахарный диабет, а она 7 часов в очереди…»

«У меня I группа инвалидности с 2008 года. Травма шейного отдела позвоночника, нарушение функций тазовых органов, – поясняет Людмила Симонова. — Живу в селе. Сходила недавно к своему лечащему врачу, сдала анализы. Он написал посыльный лист и отправил в город к урологу, неврологу и так далее.

Еду в город Белорецк за сто километров. Врачи принимают в разное время и в разные дни — кому как повезет записаться. Мне пришлось неделю жить в городе, чтобы всех обойти. Проктолога не нашла, поехала в следующий город – Магнитогорск. Еще сто километров… Здание не приспособлено для колясочников, помещение старое, штукатурка отваливается, внутри сыро и холодно. Люди ждут своей очереди часами. С часа дня до семи вечера мы сидели с мыслью: «Когда же нас пригласят?». Одна бабушка пришла в 11 и ушла через восемь часов. Сказала: «Как смену отпахала». Другая плакала, умоляя ее принять. Старушка – инвалид, у неё сахарный диабет, ей кушать хотелось, а она 7 часов в очереди стояла. Работники МСЭ ходили мимо с каменными лицами и делали вид, что ничего не замечают.

В Белорецке с недавнего времени нет МСЭ, к нам приезжают эксперты из Уфы в определенные дни. Пришлось жить в Белорецке, ждать, когда приедут специалисты. Хорошо, родственники пустили, и хорошо, что у меня есть друг, который затаскивал меня на 3 этаж. А так не представляю, сколько пришлось бы мотаться из села в город по бездорожью (асфальта у нас нет), нанимать машину, потому что наши автобусы не оборудованы для колясочников.

В этот раз к нам приехали работники бюро МСЭ №6 Уфы. По моим представлениям, меня должны были пригласить в назначенное время в кабинет. Спросить, какие у меня проблемы, дать советы и рекомендации по поводу всего списка технических средств реабилитации, которые облегчили бы жизнь и помогли приспособиться, адаптироваться. Не зря же в индивидуальную программу реабилитации добавили слово «абилитация». Считала, что МСЭ должна работать для инвалидов, но ошиблась. Отсидела я в очереди, вызвали, посмотрели на меня и заявили: «Если переделываем ИПР, то половину того, что у тебя вписано, убираем, тебе это по новым правилам не положено. Лучше оставь старую программу и иди домой».

Как убирают? По какому закону? Оказалось, что мне не положена электроколяска, но я «шейница», руки плохо работают. Да, я передвигаюсь на активной коляске по дому, её легко складывать в багажник, поднимать со мной на третий этаж по ступенькам, когда бываю в городе у сестры, однако для прогулок по моей деревне без асфальта с ямами и кочками необходима электрическая коляска. И в 2012 году мне ее вписали в программу. Сейчас заявили: «Нас не волнует, где ты живешь».

Эксперты не согласились со многими решениями лечащих врачей, проигнорировали их рекомендации. Обращались со мной и другими инвалидами так, будто мы пришли к ним милостыню просить, хамили. Комиссия дала знакомой группу инвалидности, а потом вызвала ее в Уфу на повторное обследование. Мне дали месяц на обжалование решения в главном бюро региона. Но это будет огромная проблема — придется ехать уже не сто, а триста километров, тратить свои деньги, нанимая машину. Вот так помогают в нашей стране жить инвалидам, всё для них».

«Когда впервые услышала, что II группа инвалидности стоит 450 тысяч рублей, не поверила»

Беседуем с руководителем Межрегионального центра независимой медико-социальной экспертизы, доктором медицинских наук Светланой Даниловой.

— Светлана Григорьевна, всё, о чем пишет Людмила Симонова, — правда?

— Конечно. Российские инвалиды преодолевают столько препятствий, чтобы пройти комиссию, оформить статус или получить льготные препараты, что мама не горюй. Сейчас ведь невозможно попасть на прием к узкому специалисту, минуя терапевта, — он дает направления. Сначала идешь к нему, потом по врачам, дальше – снова к нему с результатами. Инвалид едет за 100 километров в один город, еще за сто – в другой. А, по идее, должен обследоваться и получать помощь по месту жительства. Задача МСЭ – не оспаривать диагнозы, установленные клиницистами, а определиться с ограничениями жизнедеятельности. У нас же эксперты меняют диагнозы, отменяют рекомендации врачей, говорят: «У пациента нет выраженных нарушений».

В Федеральном законе от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидность трактуется как «социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты». В соответствии с этим, кроме экспертного освидетельствования, на учреждения МСЭ возложены обязанности по разработке индивидуальных программ реабилитации инвалидов и определению их потребностей в мерах социальной защиты.

— Это по закону, а как в жизни?

— А в жизни основная проблема медико-социальной экспертизы — длительность и сложность получения группы инвалидности и реабилитационных услуг для граждан с ограниченными возможностями через процедуру освидетельствования в учреждениях МСЭ. В настоящее время инвалиды часто отказываются от прохождения бюрократических процедур и решают проблемы за счет собственных средств. Законные права инвалидов ущемляются. МСЭ заставляет людей проходить ненужные обследования, собирать ненужные анализы, аргументируя это тем, что они якобы дисциплинируют инвалида: «Хоть раз в год он пройдет врачебную комиссию, иначе не заставишь». Но, по сути, бюро МСЭ сегодня – это сложный бюрократический аппарат, создающий различные препятствия и проблемы для инвалидов.

Вступление в силу приказа Минтруда России от 11.10.2012 № 310н «Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы» поставило под сомнение необходимость существования самой МСЭ как отдельной структуры.

Читайте так же:  Справка за 3 месяца для детского пособия

Согласно пункта 4 данного закона необходимым условием формирования состава бюро является наличие не менее одного врача по МСЭ. При этом специальность врача не указывается…

— Неужели в бюро включен всего один медик, а остальные эксперты кто? Чиновники.

— Когда были ВТЭК, в комиссии было три врача. Потом пробовали включать 5 специалистов. Сейчас работают три эксперта, один из них – по медико-социальным вопросам. Причем, из документации убрали уточнения о специализации врача. Специалисты в МСЭ не идут, так как невозможно получить категорию, она не учитывается.

Бюро МСЭ общего профиля освидетельствуют граждан с самыми разными заболеваниями, и каким бы грамотным ни был врач по МСЭ, хорошо ориентироваться во всех нозологических формах практически невозможно. А входящие в состав бюро психолог и специалист по реабилитации в вопросе установления инвалидности вообще не компетентны.

Кроме того, согласно правилам, утвержденным постановлением правительства РФ от 20.02.2006 № 95 решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе принимается большинством голосов специалистов, проводивших МСЭ. При наличии одного врача по медико-социальной экспертизе сомнительна объективность такого голосования — основным условием признания лица инвалидом по сей день остается вид и степень выраженности нарушенных функций организма, которые может определить только врач по МСЭ (за исключением психических функций).

Иными словами, бюро МСЭ превращается в бюро по выписке справок об инвалидности, что значительно увеличивает коррупционную составляющую и существенно уменьшает объективность вынесенного решения.

— Инвалиды жалуются на низкий профессиональный уровень специалистов МСЭ в регионах. Говорят, что те даже диагнозы путают. Мама ребенка с тяжелым заболеванием недавно показала копию документа, в котором адреногенитальный синдром эксперты называют… сахарным диабетом. Где их готовят?

— В России экспертов готовят в интернатуре в Санкт-Петербурге — там есть институт усовершенствования врачей. И в федеральном бюро МСЭ. Уровень действительно низкий. Профессионалов мало: и руководители слабые, иногда бывает стыдно их слушать – не знают нормативных документов, плохо ориентируются в законодательстве, и экспертам в регионах не хватает знаний и компетенций для понимания и исполнения приказов Минтруда РФ. Это печально, потому что система МСЭ — абсолютная монополия. Ее решения невозможно оспорить. В досудебном порядке обжалование проводится в самой службе: одним составом, другим и далее надо обращаться в федеральное бюро, где зачастую присланные документы вообще не открываются. Я там защищала кандидатскую, докторскую и неоднократно видела, как проходят заседания, как эксперты не видят больного, не изучают документацию, а сразу берут за основу решения главного бюро региона. Решения меняются крайне редко. Иногда суды, рассматривая иски инвалидов, постановляют: проходите экспертизу в любом регионе по вашему выбору. А какой регион изменит решение после федерального бюро?

Никакой независимый эксперт не может подойти к службе, так как нет по закону независимой МСЭ – лицензия дается лишь федеральным учреждениям. Поэтому, сколько бы ни было заключение независимого эксперта объективным и справедливым, на изменение решения федерального учреждения МСЭ оно не повлияет.

— Общественная палата РФ предлагает рассматривать «ошибки МСЭ с точки зрения Уголовного Кодекса России» и приводит примеры коррупции в Ульяновской, Волгоградской областях…

— И коррупция есть, и, к сожалению, в регионах есть свои ставки. Я, наверное, тарифы на карту скоро повешу — много жалоб от инвалидов. Помню, когда мне впервые сказали, что в Воркуте II группа инвалидности стоит 450 тысяч рублей, не поверила. А потом люди подтвердили. В той же Воркуте врача-хирурга взяли с поличным. Особенно страшно, когда вымогают деньги у настоящих инвалидов. Увы, это тоже часть системы. Ее нужно менять, но я уже не верю разговорам о реорганизации МСЭ. Три года назад такой вопрос уже поднимался, Минэкономразвития РФ просили подсчитать, во сколько обойдутся реформы. Насчитали много, написали много и ничего конкретного не предложили.

Никакая реорганизация МСЭ на данном этапе не сможет решить проблему. Примеры — крупнейшие регионы, такие как Краснодарский край, Ростов-на-Дону. Руководители несколько лет назад были сняты, а на местах специалисты первичных бюро как работали, так и работают. В службе ничего не изменилось. Монополия была и осталась.

Полагаю, что определением групп инвалидности может заниматься врачебная комиссия медицинской организации по представлению лечащего врача на основании данных первичной медицинской документации, без заполнения направления на МСЭ. В настоящее время лечащий врач представляет на врачебную комиссию пациента с временной нетрудоспособностью, инвалида с ухудшением состояния с целью назначения и коррекции лечения, лечебно-диагностических мероприятий. Поэтому председатель комиссии обычно осведомлен об особенностях течения заболевания таких пациентов. А специалисты бюро МСЭ определяют группу инвалидности, ничего не зная о пациенте (если речь не идет о переосвидетельствовании) и полагаются только на представленные медицинские документы и однократный осмотр пациента в течение нескольких минут.

Считаю целесообразным упразднить службу МСЭ, а проведение МСЭ возложить на врачебные комиссии организаций здравоохранения, тем более, что большую часть функций в той или иной степени врачебная комиссия выполняет в настоящее время. Реформирование потребует изменения порядка лечебных учреждений по проведению экспертизы нетрудоспособности, пересмотра функциональных обязанностей врачебных комиссий лечебных организаций первичного звена. Зато оно позволит сократить маршрут движения граждан с ограниченными возможностями, упростит процедуру освидетельствования, повысит качество и расширит объемы предоставляемых инвалидам медико-социальных реабилитационных услуг.

Ликвидация службы МСЭ путем передачи ее функций врачебным комиссиям медицинских организаций позволит:

снизить социальную напряженность среди инвалидов и граждан, первично направляющихся на МСЭ (будет исключена долгая процедура заполнения направлений на МСЭ и последующего освидетельствования в бюро);

сократить расходы федерального бюджета на содержание службы МСЭ;

снизить нагрузку на специалистов врачебной комиссии и врачей медицинской организации за счет исключения необходимости заполнения направления на МСЭ;

увеличить доступность экспертизы для населения, ведь врачебные комиссии существуют во всех медицинских организациях, тогда как бюро МСЭ создается из расчета 1 бюро на 90 000 человек, и граждане небольших населенных пунктов вынуждены за свой счет преодолевать значительные расстояния, чтобы добраться до бюро МСЭ;

исключить коррупционную составляющую со стороны специалистов бюро МСЭ;

Видео (кликните для воспроизведения).

законодательно утвердить независимую МСЭ.

Источники

Независимая медико социальная экспертиза
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here