Негосударственные пенсионные фонды право социального обеспечения

В чем разница между государственным пенсионным фондом и негосударственным?

Подписка на новости

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

23 октября 2017 09:18

Как выбрать управляющую компанию или негосударственный пенсионный фонд для формирования накопительной пенсии?

В чем разница между государственным пенсионным фондом и негосударственным? М. Монгуш, Кызыл

Отвечает руководитель группы по инвестированию пенсионных накоплений ОПФР по Республике Тыва Чимис Эрес-ооловна Монгуш.

Вы можете спросить «Зачем мне слушать про пенсию сейчас, когда мне всего 20,30 или 40лет и до нее еще, ох, как далеко?!» Но не торопитесь отмахиваться от этой темы. Это здорово, что вам до пенсии пока далеко! Ведь, чем раньше начнете задумываться о будущей пенсии, тем больше успеете сделать, чтобы увеличить ее размер.

  1. Для этого необходимо контролировать платит ли работодатель взносы за Вас в ПФР.
  2. Грамотно управлять своими пенсионными накоплениями.

Система обязательного пенсионного страхования (ОПС) действует в России с 2002 года и базируется на страховых принципах: основой будущей пенсии гражданина являются страховые взносы, которые уплачивают за него работодатели в течение всей трудовой жизни.

Чтобы стать участником системы ОПС и формировать свои пенсионные права, нужно быть зарегистрированным в системе индивидуального (персонифицированного) учета ПФР. В этой системе в течение всей трудовой деятельности гражданина фиксируются данные, необходимые для назначения, выплаты и перерасчета пенсии: о стаже, периодах трудовой деятельности и местах работы, и в первую очередь – о страховых взносах, поступивших в фонд его будущей пенсии.

Страховые взносы в ОПС работодатели платят по тарифу 22% от фонда оплаты труда работника. Из них 6% тарифа могут идти на формирование пенсионных накоплений, а 16% – на формирование страховой пенсии, а могут, по выбору гражданина, все 22% идти на формирование страховой пенсии.

Важно знать! В 2014 — 2019 годах по решению государства все средства страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые работодателями за своих работников, направляются на формирование страховой пенсии, т.е. все 22% идут на формирование только страховой пенсии.

Накопительная часть будущей пенсии формируется у работающих граждан 1967 года рождения и моложе, а также у участников Программы государственного софинансирования пенсий, уплачивающих дополнительные страховые взносы.

Граждане, у которых формируются средства пенсионных накоплений в системе ОПС, вправе передавать эти средства страховщику для инвестирования на финансовом рынке государственной или частными управляющими компаниями. Страховщиком пенсионных накоплений может быть Пенсионный фонд России или негосударственный пенсионный фонд, входящий в систему гарантирования прав граждан. ПФР инвестирует пенсионные накопления через государственную управляющую компанию «Внешэкономбанк» и частные управляющие компании.

В Российской Федерации есть два типа пенсионных фондов — государственный (ПФР) и негосударственные (НПФ).

Государственный пенсионный фонд

В России на данный момент работает только один государственный пенсионный фонд — Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР). ПФР является крупнейшей федеральной системой оказания государственных услуг в области социального обеспечения в России. Пенсионный фонд России входит в бюджетную систему страны и выполняет широкий круг социально значимых задач, связанных с пенсионным обеспечением и пенсионным страхованием граждан РФ.

Негосударственные пенсионные фонды (НПФ)

Негосударственный пенсионный фонд – некоммерческая организация социального обеспечения. На рынке пенсионного страхования НПФ осуществляют несколько видов деятельности, в том числе деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников НПФ в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения. НПФ, как и ПФР, может выступать страховщиком гражданина в части его пенсионных накоплений. По достижении человеком пенсионного возраста НПФ обязан выплачивать накопительные пенсии, исходя из размера накоплений гражданина, сформированных на его счете в НПФ.

В чем отличие государственного пенсионного фонда от негосударственного

Главное отличие государственного пенсионного фонда от негосударственного в том, что ПФР включен в бюджетную систему и полностью подотчетен государству, а НПФ —не входит в бюджетную систему РФ и является частной компанией.

Выбор НПФ только за Вами

Необходимо внимательно подходить к выбору негосударственного пенсионного фонда (НПФ), принимать во внимание опыт, репутацию НПФ и показатели доходности от инвестирования пенсионных накоплений. Полная информация о негосударственных пенсионных фондах размещена на сайте Банка России и на сайтах самих НПФ. Список негосударственных пенсионных фондов, которые вошли в систему гарантирования прав застрахованных лиц, размещен на сайте Банка России и Агентства по страхованию вкладов.

Выбор страховщика – это личное решение гражданина. Требовать перевода средств пенсионных накоплений в НПФ не имеют права ни работодатель, ни агентства по трудоустройству, ни коммерческие банки при кредитовании.

Варианты подачи заявлений о переводе пенсионных накоплений в УК и НПФ:

Через клиентскую службу ПФР или МФЦ

      Заявление можно подать как лично, так и через представителя.

Через интернет

      Подать электронное заявление можно через Единый портал государственных услуг или Личный кабинет гражданина на сайте ПФР. И в том, и в другом случае электронное заявление должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью.

По почте

    В этом случае установление личности гражданина и проверка подлинности его подписи осуществляется нотариусом или в установленном законодательстве порядке.

Если Вы принимаете решение о смене страховщика, то есть о переводе средств пенсионных накоплений из ПФР в НПФ или из НПФ в ПФР, чтобы избежать потери инвестиционного дохода или убытков от инвестирования пенсионных накоплений, рекомендуется подавать заявление о переходе к новому страховщику через пять лет. Менять страховщика, переводя свои пенсионные накопления чаще одного раза в пять лет, не выгодно. Такой переход повлечет за собой уменьшение суммы пенсионных накоплений гражданина.

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете обратиться в Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва по адресу: г.Кызыл, ул.Кочетова, д.18, каб. 308, тел. (394 22) 9-61-20.

6.9. Негосударственные пенсионные фонды.

Начиная с 01.01.2004 года застрахованное лицо вправе отказаться от получения накопительной части трудовой пенсии из ПФР и передать свои накопления, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета в любой негосударственный пенсионный фонд (НПФ). Возможен и обратный переход – из НПФ в ПФР.

Если оставить пенсионные накопления в ПФР, то средства по умолчанию будут переведены в государственную управляющую компанию – Внешэкономбанк (ВЭБ) и будут размещаться в расширенный инвестиционный портфель. Также можно выбрать инвестиционный портфель государственных ценных бумаг Государственной управляющей компании. Данные вложения являются менее доходным видом управления пенсионных накоплений

Читайте так же:  Что означает индексация пенсии работающим пенсионерам

Под негосударственным пенсионным фондом ( НПФ) понимается особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения. НПФ должен иметь лицензию на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.

Основная цель деятельности НПФ – выплата пенсий участникам системы государственного пенсионного обеспечения. НПФ отвечает за сохранность пенсионных накоплений и их прирост, ведет пенсионные счета, отчитывается перед застрахованными лицами о состоянии их пенсионных счетов. НПФ непосредственно осуществляет выплаты пенсий.

НПФ несет ответственность по обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

В отличие от ПФР негосударственные пенсионные фонды располагают большими возможностями вложения пенсионных средств.

Однако у ПФР есть неоспоримое преимущество перед НПФ — это государственные гарантии.

Тема №7. Пособия и компенсационные выплаты.

7.1. Социальные пособия – это выплаты, производимые гражданам в установленных законом случаях ежемесячно, периодически или единовременно, с целью возмещения полностью либо частично временно утраченного заработка или оказания материальной поддержки.

Социальные пособия, как и пенсия, является денежной формой обеспечения.

Цель социального пособия – компенсировать полностью или частично временно утраченный по разным причинам заработок, оказать материальную помощь, пополнить бюджет семьи в связи с наступлением ряда событий – рождением ребенка, смертью члена семьи и т.д.

Классифицируют социальные пособия по следующим критериям:

целевому назначению (оказание помощи в пополнении доходов в связи с наступлением различных обстоятельств);

продолжительности выплаты (ежемесячные, единовременные, периодические);

контингенту граждан-получателей пособий (пособия для всех и пособия для работающих);

7.1.1. Пособие по временной нетрудоспособности

Основным нормативно – правовым актом, регламентирующим предоставление пособий по временной нетрудоспособности, является Федеральный Закон от 29.12.2006г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Пособие по временной нетрудоспособности – это один из видов социального обеспечения, состоящий в предоставлении работодателями или органами ФСС РФ денежных выплат из средств социального страхования гражданам в случае временной утраты ими способности к выполнению трудовой функции из-за болезни.

Пособие по временной нетрудоспособности предназначено для тех граждан, которые работают по найму на основании трудового договора и, следовательно, подлежат обязательному социальному страхованию.

Исчисление, назначение и выплата пособия по временной нетрудоспособности осуществляется за счет средств Фонда социального страхования. Право на получение пособия возникает в случае наступления нетрудоспособности в период работы, включая время испытания. Пособие назначается, если обращение за ним последовало не позднее 6 месяцев со дня восстановления трудоспособности, установления инвалидности. При этом, пособие за прошлое время выдается не более чем за 12 месяцев со дня обращения за ним. Пособие не выплачивается в случае умышленного причинения вреда своему здоровью с целью уклонения от работы, при временной нетрудоспособности от заболевания или травм.

Признаки пособия по временной нетрудоспособности:

— устанавливается в случае потери заработка в связи с отсутствием на работе (болезнь, травма, требующие медицинского лечения или наблюдения);

— устанавливается в соответствии с нормами законов;

— выплачивается работодателем или органами ФСС РФ;

— является денежной выплатой;

— устанавливается на время нетрудоспособности или до установления инвалидности;

— исчисляется из заработка работников;

— по общему правилу размер пособия зависит от продолжительности страхового стажа;

— цель – создание материальных условий для восстановления способности к труду;

Застрахованным лицам ( при их заболеваниях или травмах) первые три дня временной нетрудоспособности оплачивается работодателем, остальные – за счет средств ФСС РФ.

Во всех остальных случаях, включая случаи, когда застрахованные лица добровольно вступили в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности (при их заболеваниях или травмах), выплаты производятся за счет средств ФСС РФ.

По общему правилу размер пособия зависит от продолжительности страхового стажа:

— при страховом стаже 8 и более лет – размер пособия составит 100% среднего заработка;

— при страховом стаже от 5 до 8 лет – размер пособия составит 80% среднего заработка;

— при страховом стаже менее 5 лет – размер пособия составит 60% среднего заработка;

— при страховом стаже менее 6 месяцев – пособие выплачивается в размере. Не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда.

Основания для снижения пособия по временной нетрудоспособности:

— нарушение застрахованным лицом без уважительных причин в период временной нетрудоспособности режима, предписанного лечащим врачом (со дня, когда это нарушение было допущено);

— неявка застрахованного лица в назначенный срок без уважительных причин на врачебный осмотр или на проведение МСЭ;

— заболевание или травма, наступившие вследствие алкогольного, наркотического, токсического опьянения или действий, связанных с таким опьянением ( за весь период нетрудоспособности).

Основания для отказа застрахованному лицу в назначении пособия:

— наступление временной нетрудоспособности в результате установленного судом умышленного причинения застрахованным лицом вреда своему здоровью или попытки самоубийства;

— наступление временной нетрудоспособности вследствие совершения застрахованным лицом умышленного преступления.

Назначение и выплата пособия по временной нетрудоспособности осуществляется по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица.

Документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность и подтверждающую временное освобождение от работы (учебы), является листок нетрудоспособности.

2. Негосударственные пенсионные фонды (нпф).

Эти фонды осуществляют свою деятельность на основании Федерального Закона от 07.05.98г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах». В настоящее время в России функционирует свыше 250 НПФ, имеющих лицензию.

Исключительным видом деятельности НПФ является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении населения с вкладчиками фонда в пользу участников фонда. Деятельность НПФ заключается в аккумулировании пенсионных взносов, размещении пенсионных резервов, учете пенсионных обязательств фонда и выплате негосударственных пенсий участникам фонда.

3. Благотворительную деятельность граждан и юридических лиц.

Правовое регулирование осуществляется на основании Федерального закона от 11.08.95г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», Закона г. Москвы от 05.07.95г. № 11-46 «О благотворительной деятельности» (с изменениями и дополнениями от 10.06.98г.).

4. Предоставление работникам предприятий (в т.ч. и вышедшим на пенсию) за счет прибыли различных льгот и компенсаций.

Следует различать понятия «социальное обеспечение» и «социальная защита«.

В период перехода к рыночным отношениям в нашей стране с появлением экономической нестабильности, усилением расслоения общества, обнищания, ростом числа безработных, беженцев, бомжей очень остро встала проблема социальной защищенности граждан. Решить эту проблему в рамках одной отрасли — права социального обеспечения — невозможно, поскольку здесь необходим выход на несколько отраслей права: трудовое право — проблемы безработицы, занятости и трудоустройства населения, повышения социальных гарантий в области труда (например, установление минимального размера оплаты труда), жилищное право — вопросы, связанные с обеспечением жильем, семейное право — вопросы государственной поддержки брака и семьи, установление прав и обязанностей родителей, детей, супругов и т.д., экологическое право — проблемы, связанные с созданием благоприятной экологической среды для нормальной жизнедеятельности членов общества и т.д.

Читайте так же:  Удостоверение ветерана военной службы какие льготы

Вместе с тем, основные вопросы социальной защиты населения относятся к праву социальное обеспечение. Таким образом, понятие «социальная защита» значительно шире понятия «социальное обеспечение», а социальное обеспечение является составной частью социальной защиты.

Систему органов, осуществляющих социальную защиту населения, возглавляет Министерство труда и социального развития РФ (Минтруд России).

В регионах России: автономных республиках, краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге вопросы социальной защиты находятся в ведении Департаментов или Комитетов администрации соответствующей территории, а вопросы пенсионного обеспечения – в Отделениях Пенсионного фонда РФ (за исключением отдельных регионов, где пенсионная служба относится к органам социальной защиты).

Так, например, в г. Москве социальная защита осуществляется следующими органами и учреждениями:

Департамент социальной защиты населения города Москвы,

Управления социальной защиты населения административных округов,

Районные управления социальной защиты населения,

Центры социального обслуживания,

Бюро медико-социальной экспертизы,

Центры помощи семье и детям,

Социальные приюты для детей,

Пансионаты для ветеранов,

Детские дома-интернаты для умственно-отсталых детей,

Реабилитационные центры для инвалидов,

Дома ночного пребывания,

Центр социальных выплат,

16.Государственное унитарное предприятие «Московская социальная гарантия»,

17.Московский центр технических средств реабилитации.

Негосударственный пенсионный фонд

Негосударственный пенсионный фонд – особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются: деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения; деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию; деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем.

Субъектами отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию являются: фонды; ПФР; специализированные депозитарии; управляющие компании; вкладчики; участники; застрахованные лица; страхователи.

Тема 10.Негосударственные пенсионные фонды.

Негосударственное пенсионное обеспечение существует в России уже второе десятилетие. Президент РФ подписал Указ от 16.09.1992 N 1077 (в ред. от 12.04.1999) «О негосударственных пенсионных фондах» в целях совершенствования системы социального обеспечения и социальных гарантий для людей пенсионного возраста, и в России стали появляться негосударственные пенсионные фонды (НПФ), работавшие до 1995 г. без должного государственного контроля. Положение изменилось после создания Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Министерстве социальной защиты населения Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 19.06.1994 N 730) и утверждения Правительством Российской Федерации Положения об Инспекции негосударственных пенсионных фондов (далее — Инспекция) (Постановление Правительства Российской Федерации от 17.11.1994 N 1266).

Видео (кликните для воспроизведения).

С этого времени НПФ начали работать в правовом поле, а именно: получать лицензии (разрешения) на осуществление деятельности при условии соответствия учредительных документов и правил установленным требованиям; соблюдать нормативы, разработанные методическими документами Инспекции; представлять отчетность и иную информацию, необходимую для выполнения Инспекцией разрешительных и контрольных функций. В свою очередь Инспекция получала право проводить проверки деятельности фондов, требовать устранения выявленных нарушений и в случае их невыполнения приостанавливать действие лицензий.

Новый импульс к развитию система НПФ получила с принятием Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах». Законом было установлено, что НПФ являются особой организационно-правовой формой некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении населения с вкладчиками фонда в пользу участников фонда. Законом определены права и обязанности НПФ, их вкладчиков и участников; установлены требования к совокупному вкладу учредителей; введены обязательное ежегодное актуарное оценивание и независимая аудиторская проверка; сформулированы принципы размещения пенсионных резервов; дана структура органов управления фондом и контроля за его деятельностью. Органами, осуществляющими внутренний контроль за деятельностью фонда в целях защиты интересов вкладчиков и участников, названы попечительский совет и ревизионная комиссия.

В развитие положений Закона был принят ряд постановлений Правительства Российской Федерации. Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.12.1999 N 1385 «Об утверждении Требований к пенсионным схемам негосударственных пенсионных фондов, применяемым для негосударственного пенсионного обеспечения населения» утверждено содержание пенсионной схемы, используемой НПФ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.1999 N 1432 «Об утверждении Правил размещения пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением» указаны самостоятельные направления размещения пенсионных резервов, запрещенные направления размещения пенсионных резервов, введено понятие Плана размещения пенсионных резервов — документа, характеризующего инвестиционную стратегию фонда на год, позволяющего на стадии планирования провести предварительную проверку соответствия деятельности фонда действующему законодательству и эффективности менеджмента.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2000 N 383 (с изменениями и дополнениями от 28.06.2002) «О порядке заключения негосударственными пенсионными фондами договоров с депозитариями и особенностях деятельности депозитариев, обслуживающих негосударственные пенсионные фонды» спецдепозитарии осуществляют ежедневный контроль за соблюдением фондами и управляющими компаниями ограничений по размещению пенсионных резервов, правил размещения пенсионных резервов, состава и структуры пенсионных резервов.

Создание полноценной нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность НПФ, способствовало стабильному развитию всей системы и по количественным, и по качественным показателям. НПФ сосредоточили суммарно значительные финансовые ресурсы, что позволило им стать одновременно и социальным институтом, и заметным инвестором на финансовом рынке страны. Подтверждением достигнутого уровня, места и роли НПФ стала предоставленная им возможность участия в осуществлении пенсионной реформы в Российской Федерации.

Программа пенсионной реформы в Российской Федерации одобрена Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.1998 N 463. С одной стороны, дополнительное пенсионное страхование и обеспечение — это полноценная часть пенсионной системы, предполагающая в дополнение к государственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию предоставление пенсий за счет накопленных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц. С другой стороны, НПФ допущены к участию в системах обязательного пенсионного страхования и профессионального пенсионного страхования. Это положение законодательно закреплено в Федеральном законе от 15.12.2001 № 167 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (ст.5).

В 2003 г. развитие системы НПФ перешло на качественно новый уровень. Согласно Федеральному закону от 10.01.2003 N 14-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах», в соответствии с которым исключительными видами деятельности НПФ являются:

Читайте так же:  Право на получение единовременного пособия

деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;

деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию;

деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию.

Правительством Российской Федерации и федеральными министерствами проводится серьезная работа по разработке, согласованию и утверждению ряда постановлений, необходимых для реализации положений законодательства.

Во всех федеральных округах Российской Федерации есть действующие НПФ, но распределены они неравномерно: большая часть сосредоточена в Центральном федеральном округе, меньшая — в Дальневосточном. НПФ расположены в 57 из 89 субъектов Российской Федерации.

Показатели, характеризующие финансовое состояние НПФ, — собственное имущество, пенсионные резервы, количество участников, в том числе получающих пенсии, — свидетельствуют об устойчивом росте. По данным оперативной отчетности, собственное имущество негосударственных пенсионных фондов превысило 123 млрд.руб. Пенсионные резервы составили 91,6 млрд.руб., что превышает уровень 2002 г. на 80%.

Количество участников составило 5,3 млн. человек, в том числе более 425 тыс. участников получают дополнительную негосударственную пенсию.

3а 2003 г. поступило 22,2 млрд. руб. пенсионных взносов, в том числе 1,6 млрд.руб. — от физических лиц и 20,5 млрд. руб. — от юридических лиц.

Практически у всех НПФ, входящих в группу крупных, наблюдается положительная динамика по показателю «пенсионные резервы» — средства, предназначенные для исполнения фондом обязательств перед участниками в соответствии с пенсионными договорами. Это позволяет предположить, что именно из этой группы фондов будет формироваться основной состав претендентов на участие в обязательном пенсионном страховании и профессиональных пенсионных системах.

^Законом N 75-ФЗ (в ред. Закона N 14-ФЗ) установлены требования для НПФ, заявляющего о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика, а именно:

опыт работы по осуществлению негосударственного пенсионного обеспечения не менее двух лет;

опыт одновременного ведения не менее 5 тыс. именных пенсионных счетов участников в течение не менее одного года с 1 января 2004 г., а с 1 июля 2009 г. — не менее 20 тыс. именных пенсионных счетов;

величина денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности фонда с 1 января 2005 г. — не менее 30 млн. руб., а с 1 июля 2009 г. — не менее 50 млн. руб.;

в целях обеспечения защиты прав участников иметь совокупный вклад учредителей (вклад учредителя) фонда, внесенный в фонд денежными средствами, в размере не менее 3 млн. руб. со дня введения в действие настоящего Федерального закона, а с 1 января 2005 г. — не менее 30 млн. руб.;

не иметь актуарного дефицита по результатам актуарного оценивания в течение последних двух лет деятельности;

не иметь фактов приостановления действия лицензии в течение последних двух лет деятельности.

В целях обеспечения защиты прав участников и застрахованных лиц совокупный вклад учредителей (вклад учредителя) фонда на день подачи фондом документов в уполномоченный федеральный орган для получения лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, внесенный в фонд денежными средствами, должен составлять не менее 3 млн.руб. со дня введения в действие настоящего Федерального закона, а с 1 января 2005 г. — не менее 30 млн. руб.

По сути, у всех фондов есть желание работать в новых условиях. Однако достигнуть параметров, установленных Законом, все не смогут. Представляют интерес следующие данные:

имеют опыт работы по негосударственному пенсионному обеспечению не менее двух лет при отсутствии фактов приостановления действия лицензии 225 фондов;

имеет совокупный вклад учредителей не менее 3 млн.руб. 121 фонд;

имеет опыт работы с большим количеством договоров (более 5 тыс.) с физическими лицами 41 фонд;

имеют величину денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности не менее 30 млн. руб. 50 фондов.

Существующая в РФ система негосударственных пенсионных фондов имеет значительный потенциал и при проведении последовательной государственной политики, в частности по вопросам налогообложения, может занять достойное место в социальной составляющей нашего общества.

ТЕМА 9. НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ

Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) — это особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой — является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечением населения с вкладчиками фонда в пользу участников фонда, а так же осуществлением обязательного пенсионного страхования в рамках управления накопительной частью трудовой пенсии.

Видами деятельности НПФ являются:

— Деятельность по негосударственному (добровольному) пенсионному обеспечению участников в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;

— Деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с договорами об обязательном страховом образовании;

Основным видом деятельности НПФ является негосударственное пенсионное обеспечение. Данная деятельность включает следующее:

1. Аккумулирование пенсионных взносов участников

2. Размещение и организацию размещения пенсионных резервов

3. Учет пенсионных обязательств в фондах

4. Назначение и выплату негосударственных пенсий участников фондов

Деятельность фонда в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию включает в себя:

1. Аккумулирование средств пенсионных накоплений (накопительная часть трудовой пенсии)

2. Организацию инвестирования средств инвестиционных накоплений

3. Учет средств пенсионных накоплений застрахованных лиц

4. Назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии застрахованным лицам

Субъектами отношений по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию являются:

— ПФР (пенсионный фонд России)

Участники отношений по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию являются:

— др организации, вовлеченные в процесс размещения средств в пенсионные резервы

Терминалогия, используемая НПФ:

Вкладчик- физ или юр лицо, являющееся стороной пенсионного договора, уплачивающее пенсионные взносы в ПФР.

Страхователь- физ или юр лицо, обязанное перечислять страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии в пользу застрахованного лица.

Участник- физ лицо, которому должны производиться или производятся выплаты негосударственной пенсии.

Застрахованное лицо— физ лицо, заключившее договор об обязательном пенсионном страховании.

Пенсионные резервы- средства для исполнения НПФ обязательств перед участниками.

Пенсионные накопления— средства для исполнения обязательств перед застрахованными лицами.

Использованная литература по теме: «О негосударственных пенсионных фондах» от 07.05.98 №75-ФЗ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9116 — | 7351 — или читать все.

Негосударственные пенсионные фонды в системе пенсионного обеспечения РФ

Дата публикации: 03.12.2017 2017-12-03

Статья просмотрена: 1799 раз

Библиографическое описание:

Петренко Т. А. Негосударственные пенсионные фонды в системе пенсионного обеспечения РФ // Молодой ученый. — 2017. — №48. — С. 263-265. — URL https://moluch.ru/archive/182/46743/ (дата обращения: 06.03.2020).

Читайте так же:  Изменение пенсии работающим пенсионерам

В данной cтатье раскрыты оcновные функций государcтва по обеспечению граждан в cтарости. Расcказывается о cовременной пенcионной сиcтемы которая включает в cебя не только государственные организации, непосредственно участвующие в сборе пенсионных взноcов и выплате пенcий (в частности Пенcионный фонд РФ), но и негоcударственные организации. Негоcударственная пенсионная сиcтема предполагает различные уcловия, на которых производятся пенcионные взносы и cхемы пенcионных выплат.

Ключевые слова: негосударственный пенсионный фонд, пенсия, взносы, система гарантирования пенсионных накоплений

Целью создания НПФ в Росcии явилаcь необходимоcть улучшения пенcионного обеспечения граждан и защиты их сбережений от инфляции. В соответствии с Федеральным Законом от 07.05.1998 N 75-ФЗ (ред. от 26.07.2017) «О негоcударственных пенсионных фондах» негосударственные пенсионные фонды действуют отдельно от системы гоcударственного пенсионного обеспечения. Негосударственный пенсионный фонд — организация, исключительной деятельностью которой является негосударственное пенсионное обеспечение, в том числе досрочное негосударственное пенсионное обеспечение, и обязательное пенсионное страхование. Такая деятельность осуществляется фондом на основании лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию

Минимальный размер уставного капитала фонда должен составлять не менее 120 миллионов рублей, а с 1 января 2020 года — не менее 150 миллионов рублей. Если фонд принял решения об уменьшении его уставного капитала лица, перед которыми фонд несет обязанности по пенсионным договорам, договорам об обязательном пенсионном страховании, управляющие компании этого фонда, его специализированный депозитарий, аудиторская организация, актуарий и исполнители услуг по ведению пенсионных счетов не являются кредиторами фонда для цели применения положений законодательства Российской Федерации об акционерных обществах о защите прав кредиторов при уменьшении уставного капитала акционерного общества. [1]

Отличается тем, что в обычном обязательном пенcионном cтраховании, нормы начисления и уплаты страховых взносов, а также нормы назначения и выплаты пенсии регламентированы законом, а условия негоcударственного пенсионного обеспечения определены только заключенным договором.

Договор заключается: с гражданином, который хочет повлиять на размер своей будущей пенсии; с работодателем, который действует в интересах своих работников.

Выгода негосударственного пенсионного фонда в том, что гражданин может сам формировать для себя пенсию, находясь в трудоспособном возрасте. А достигнув пенсионного возраста, эта пенсия будет внушительным источником дохода. В негосударственном пенсионном обеспечении накопления становятся больше за счет прибыли, получаемой т их инвестирования.

К негативным сторонам участия в НПФ, как правило, отноcят высокий финансовый риск сохранности накопленных средств, связанный с инфляционными процессами и кризисными cитуациями, а также выcокими колебаниями нормы прибыльности пенcионных активов, который в большинстве случаев ложится на будущего пенсионера. На самом деле НПФ так же, как и ПИФ, не может гарантировать определенную доходность. Пенсионные накопления инвестируются в средства на фондовом рынке, и доходность этих инвестиций предсказать заранее очень сложно. И от кризисных ситуаций полной гарантии тоже дать невозможно.

Основное занятие негосударственных пенсионных фондов — это сбор денег с граждан или работодателей, которые заключили с ними договора. Далее негосударственный пенсионный фонд приступает к учету и распределению денег по личным счетам будущих пенсионеров. Кроме того, негосударственные инвестиционные фонды имеют право заниматься инвестированием. Далее, после инвестирования также ведется учет прибыли и перераспределение средств, и в конечном итоге, выплачиваются деньги всем, кто достиг пенсионного рубежа.

Беспокоит то, что негосударственные пенсионные фонды равняются на управляющие компании, хотя это не удивительно, имея на руках такие суммы денег. И это еще одна сложность негосударственного пенсионного обеспечения и достаточно серьезный риск. [2]

Заключая договор негосударственного пенсионного обеспечения, гражданин сам может определить размер своих взносов, порядок их внесения, а также размер и период получения будущей пенсии. Важно отметить, что эта пенсия может выплачиваться в течение определенного этапа или пожизненно, сумма невыплаченной пенсии наследуется в установленном законом порядке. Гражданин имеет право в любой момент расторгнуть заключенный договор, и при его раcторжении получить обратно уплаченные взноcы вместе с начиcленным на них инвеcтиционным доходом.

Пенcионные взносы могут вноcиться гражданином каждый меcяц, каждый квартал, раз в полгода или раз в год, либо как-то иначе — периодичность выбирается им самоcтоятельно. Внесение денежных средств может оcуществляться почтовым или банковcким переводом, а также путем внесения налом через каcсу фонда.

Существующая российская пенсионная система обусловлена многочисленными процессами исторического развития, влиянием тех или иных идей, причем в большинстве своем в нашей стране она носила государственный характер, а поколения, воспитанные в Советском Союзе, в вопросах пенсионного обеспечения привыкли полностью полагаться на государство. Однако новые условия требуют новых решений. Внедрение накопительного элемента, инвестирование пенсионных накоплений дало определенный толчок развитию негосударственных пенсионных фондов, которые пусть постепенно, но уже начали занимать важное место как в пенсионной системе, так и на ее финансовом рынке.

  1. Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».
  2. Николаева Т. Н. Негосударственные пенсионные фонды в России. — М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. — 300 с.
  3. Бончик В.М,. Негосударственные пенсионные фонды. Финансовая устойчивость и актуарные расчеты. — М.: Дашков и Ко, 2014. — 208 с.

Мировой опыт развития негосударственного пенсионного обеспечения

Дата публикации: 31.03.2016 2016-03-31

Статья просмотрена: 1491 раз

Библиографическое описание:

Баева Д. С. Мировой опыт развития негосударственного пенсионного обеспечения // Молодой ученый. — 2016. — №6.6. — С. 56-58. — URL https://moluch.ru/archive/110/27457/ (дата обращения: 06.03.2020).

В статье рассматриваются основные механизмы осуществления негосударственного пенсионного обеспечения в США и других европейских странах.

Ключевые слова: страхование, пенсионное обеспечение, личный пенсионный счет, страховая компания, пенсионное страхование.

В развитых государствах с рыночной экономикой возникла необходимость поиска соответствующих ей форм социального обеспечения. Основной задачей для стран становится выбор новой доктрины организации пенсионной системы, призванной решить проблемы социальной защищенности и достойного уровня жизни пенсионеров.

Важной составной частью пенсионного обеспечения является создание и развитие негосударственных пенсионных фондов, которые способны, как показывает опыт зарубежных стран, на основе накопительных механизмов организовать негосударственное пенсионное обеспечение, обязательное пенсионное страхование и профессиональное пенсионное страхование.

Низкие размеры по обязательным пенсионным отчислениям не способны предоставить достойный уровень пенсий по общеобязательной государственной системе пенсионного страхования. Негосударственное пенсионное страхование позволяет обеспечение дополнительного источника выплат, который позволит иметь высокий уровень жизни при достижении застрахованным лицом пенсионного возраста.

Дополнительное пенсионное страхование базируется на принципе добровольного взаимодействия работников и работодателей в создании пенсионных накоплений и обеспечивает индивидуализацию страхования. Однако необходимо отметить, что реализация зарубежного опыта дополнительного пенсионного страхования может увенчаться успехов только в условиях экономического роста, стимулирования дополнительного пенсионного страхования за счет налоговых льгот [1].

Читайте так же:  Пособие по уходу за ребенком молдова

Негосударственное пенсионное обеспечение является дополнительным по отношению к государственному, но это совсем не означает его отстранение от регулирования негосударственного пенсионного обеспечения. На примере многих западных стран, можно сделать вывод, что государство активно участвует в реализации, контроле и развитии системы негосударственного пенсионного обеспечения, гарантируя работникам возможность приобретения и сохранения права на дополнительную пенсию, а иногда выступая гарантом по выплатам негосударственных пенсионных фондов и страховых компаний.

Размер негосударственной пенсии не зависит ни от трудового стажа, ни от заработной платы, ни от размера государственной пенсии. Негосударственная пенсия формируется исключительно за счет добровольных пенсионных взносов, уплачиваемых в негосударственный пенсионный фонд и дохода от их инвестирования.

Исходя из сказанного, можно охарактеризовать различные уровни системы дополнительного пенсионного страхования на примере некоторых западных стран. Один из наиболее оригинальных и сложных механизмов дополнительного пенсионного обеспечения существует во Франции, так как является обязательным для всего частного сектора экономики страны.

Негосударственные пенсионные фонды действуют на заключении договоров с отдельными предприятиями и наемными работниками и содержат специальные положения о пенсионном обеспечении, а также способах и размерах внесения средств со стороны работников. Государство поощряет подобные негосударственные фонды и освобождает их от уплаты налогов. Подобные льготы также распространяются на частные фонды, которые работают на привлеченные средства от населения индивидуального характера, аккумулируют их и вкладывают в ценные бумаги и экономику государства. Следует отметить, что система дополнительного социального обеспечения, существующая во Франции, является очень гибкой для работников в плане приобретения и сохранения права на получение пенсии в течение всей карьеры, значительно облегчает возможность менять работу что, в общем, не присуще системе добровольного пенсионного страхования в других зарубежных странах, которые ориентированы на удержание работников на одном предприятии, в одной фирме [2].

В Германии как дополнительное средство пополнения пенсионного содержания, негосударственное страхование является добровольным, т.е. осуществляется на уровне отдельных фирм, что приводит к жесткой системе зависимости будущей пенсии от фирмы и времени работы в данной фирме. В данном случае с одной из частных страховых компаний заключается индивидуальный договор о пенсионном страховании. Негосударственная пенсионная система основывается на распределительном принципе обеспечения пенсии при определенных элементах накопительного характера, тем самым, размер пенсии в частных страховых компаниях значительно выше за счет высоких страховых взносов. В частных пенсионных фондах также возможны добровольные взносы работников, которые повлияют на дополнительное начисление пенсии в будущем [3].

В Чили существует одна из самых новаторских пенсионных систем в мире, опыт которой использовался различными странами. Негосударственная пенсионная система Чили была внедрена в 1981 ?. и сразу полностью заменила государственную солидарную систему. Основными характеристиками системы являются:

— обязательное членство работников в одном негосударственных пенсионных фондах с обязательным отчислением в пенсионный фонд 10 % от заработной платы;

— предоставление налоговых льгот;

— свободный выбор работником негосударственного пенсионного фонда, в который он хочет вступить;

— возможность перехода из одного фонда в другой;

— работник самостоятельно может планировать, когда и на каких условиях он выйдет на пенсию;

— каждые 4 месяца участники негосударственного пенсионного фонда информацию о состоянии своего накопительного счета.

Участниками системы негосударственного пенсионного обеспечения Чили являются все наемные работники. Отличительной особенностью негосударственной пенсионной системы Чили является то, что если стратегия того или иного фонда не приносит достаточной прибыли, пенсия при определенных условиях предоставляется государством [4].

В США большое распространение получили личные пенсионные счета, каждый американец также может открыть и свой личный пенсионный счет в коммерческих и сберегательных банках, паевых фондах, страховых компаниях. Однако размеры ежегодных взносов на личные пенсионные счета ограничены верхним пределом в 2 тысячи долларов. Средства со счета нельзя снять до достижения возраста 59 с половиной лет, а после достижения 79 с половиной лет счет закрывается в обязательном порядке. Следует отметить, что за все время накопления средств на счете они не подлежат налогообложению, однако в момент в момент снятия средств и закрытия счета, из накопленной суммы вычитается подоходный налог.

В Нидерландах негосударственное пенсионное страхование составляет третий уровень пенсионной системы страны и включает в себя добровольное индивидуальное пенсионное страхование. Как правило, пенсионное страхование предоставляется компаниями по страхованию жизни. Любой служащий может заключить со страховой компанией договор страхования жизни и с наступлением страхового случая, т. е. наступление пенсионного возраста получать персональную пенсию.

В Великобритании дополнительное пенсионное обеспечение осуществляется негосударственными пенсионными фондами. Как правило, личные пенсионные фонды в Великобритании формируются за счет взносов как работодателей, так и самих работников, причем взносы в такой фонд обычно не облагаются подоходным налогом, по для получения налоговых льгот необходимо одобрение налоговой службы. Следует заметить, что если в промышленной отрасли размер взносов служащих практически в три раза меньше, чем взносы работодателей, то во многих финансовых компаниях работодатель обычно полностью выплачивает пенсионные взносы, тем самым обеспечивая своих служащих профессиональными пенсиями.

Видео (кликните для воспроизведения).

Подводя итог, необходимо отметить, что во всех перечисленных странах страховые компании являются основными участниками пенсионной системы. Мировой опыт показывает, что происходит эволюции от государственной к частной системе пенсионного обеспечения. Целью негосударственного пенсионного обеспечения является формирование будущему пенсионеру дополнительную пенсию, обеспечивающую более высокий уровень жизни в пенсионном возрасте, поэтому России уже сейчас необходимо перейти к негосударственной модели пенсионного обеспечения с участием страховых компаний.

  1. Пантелеева А. П., Нуштакина Т.П. Мировой опыт развития негосударственного пенсионного обеспечения с участием страховых компаний // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Экономические и технические науки. — 2013. — №2. — С. 1–2.
  2. Дегтярь Л. С. Пенсионные реформы в развитых странах: новейшие тенденции и выводы для России // Проблемы прогнозирования. — 2012. — №2. — С. 101–111.
  3. Шайхатдинова В.Ш. Право социального обеспечения. — 3-е изд. — М.: Юрайт, 2014. — 717 с.
  4. Кобылинская С. В. Судебная защита пенсионных прав / С.В. Кобылинская // Право и практика. — 2015. — № 3. — С. 29–34.

Источники

Негосударственные пенсионные фонды право социального обеспечения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here