Нарушение жилищных прав инвалидов

Квартиры для инвалидов (детей-инвалидов) : условия, перечни заболеваний, очерёдность

Согласно ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Таким образом, закон различает две группы инвалидов:

1. вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года,

2. вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года.

К первой группе инвалидов при определении порядка предоставления жилых помещений применяются нормы Жилищного кодекса Российской федерации (далее – ЖК РФ), а ко второй группе – законодательство субъекта РФ.

1. Если Вы встали на учет после 1 января 2005 года, то необходимо учитывать следующее.

Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

При этом согласно п. 2 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 № 901) основаниями признания инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия на учет являются:

• обеспеченность жильем на каждого члена семьи ниже уровня, устанавливаемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

• проживание в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям;

• проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними (по заключению государственных или муниципальных лечебно-профилактических учреждений здравоохранения) в одной квартире невозможно;

• проживание в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;

• проживание в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением;

• проживание длительное время на условиях поднайма в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в жилых помещениях, принадлежащих гражданам на праве собственности, не имеющим другой жилой площади.

Вместе с тем ч. 2 ст. 57 ЖК РФ устанавливает, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

· гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

· детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

· гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний.

Таким образом, данный перечень не включает в себя инвалидов, поэтому им жилые помещения по договору социального найма предоставляются в порядке общей очередности.

Вне очереди могут быть предоставлены жилые помещения только в том случае, если инвалидность связана с тяжелой формой хронического заболевания, при которой невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Перечень таких заболеваний утвержден Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 № 378:

ПЕРЕЧЕНЬ ТЯЖЕЛЫХ ФОРМ ХРОНИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ, ПРИ КОТОРЫХ НЕВОЗМОЖНО СОВМЕСТНОЕ ПРОЖИВАНИЕ ГРАЖДАН В ОДНОЙ КВАРТИРЕ:

1. Активные формы туберкулеза с выделением микобактерий туберкулеза

2. Злокачественные новообразования, сопровождающиеся обильными выделениями

3. Хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями

4. Эпилепсия с частыми припадками

5. Гангрена конечностей

6. Гангрена и некроз легкого

7. Абсцесс легкого

8. Пиодермия гангренозная

9. Множественные поражения кожи с обильным отделяемым

10. Кишечный свищ

11. Уретральный свищ

Кроме того, согласно ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных следующим перечнем (утв. Постановление Правительства РФ от 21.12.2004 N 817):

ПЕРЕЧЕНЬ ЗАБОЛЕВАНИЙ, ДАЮЩИХ ИНВАЛИДАМ, СТРАДАЮЩИМ ИМИ, ПРАВО НА ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ ЖИЛУЮ ПЛОЩАДЬ:

1. Активные формы туберкулеза всех органов и систем.

2. Психические заболевания, требующие обязательного диспансерного наблюдения.

3. Трахеостома, каловые, мочевые и влагалищные свищи, пожизненная нефростома, стома мочевого пузыря, не корригируемое хирургически недержание мочи, противоестественный анус, пороки развития лица и черепа с нарушением функций дыхания, жевания, глотания.

4. Множественные поражения кожи с обильным отделяемым.

6. ВИЧ-инфекция у детей.

7. Отсутствие нижних конечностей или заболевания опорно-двигательной системы, в том числе наследственного генеза, со стойким нарушением функции нижних конечностей, требующие применения инвалидных кресел-колясок.

8. Органические заболевания центральной нервной системы со стойким нарушением функции нижних конечностей, требующие применения инвалидных кресел-колясок, и (или) с нарушением функции тазовых органов.

9. Состояние после трансплантации внутренних органов и костного мозга.

10. Тяжелые органические поражения почек, осложненные почечной недостаточностью II — III степени.

КС разъяснил право на получение жилого помещения семьями, имеющими ребенка-инвалида

Конституционный Суд опубликовал Постановление № 4-П от 22 января 2018 г. по делу о проверке конституционности положений Жилищного кодекса РФ, которые, по мнению заявителей, препятствуют предоставлению во внеочередном порядке жилого помещения на условиях социального найма семье с ребенком-инвалидом, имеющим такое право.

Читайте так же:  Выход на муниципальную пенсию

Поводом для обращения в КС послужили следующие обстоятельства.

Распоряжением главы администрации Калининского района городского округа г. Уфы от 27 ноября 2013 г. семья Шакировых в составе пяти человек как малоимущая семья, имеющая ребенка-инвалида, была включена в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В квартире также зарегистрированы мать супруга, его брат и племянница. В 2015 г. Калининский районный суд г. Уфы установил, что супруги Шакировы и три их дочери составляют отдельную семью от родственников супруга.

Октябрьский районный суд, рассмотрев иск супруги, заявленный также в интересах двух несовершеннолетних детей ее мужа и совершеннолетней дочери, обязал администрацию городского округа предоставить им во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. Суд определил, что размер жилья должен быть не менее 84 кв. м, так как один ребенок страдает заболеванием, включенным в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, и в соответствии с заключениями врачебной комиссии по состоянию здоровья имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения и право пользования дополнительной жилой площадью.

Апелляционная инстанция решение суда отменила и обязала ответчика предоставить во внеочередном порядке ребенку и его матери благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 42 кв. м. В удовлетворении остальной части исковых требований было отказано. В передаче кассационных жалоб в Президиум Верховного Суда Республики Башкортостан и в ВС РФ истице также было отказано.

Супруги и их совершеннолетняя дочь обратились в Конституционный Суд. По их мнению, п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ препятствует предоставлению во внеочередном порядке жилого помещения на условиях социального найма семье с ребенком-инвалидом, имеющим такое право, и тем самым нарушает ст. 38 Конституции, в силу которой материнство и детство, семья находятся под защитой государства, а забота о детях, их воспитание составляют равное право и обязанность родителей.

Рассмотрев жалобу, Суд указал, что согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ жилое помещение по договору социального найма предоставляется во внеочередном порядке именно гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, но не его семье. Однако это не может расцениваться как нарушающее конституционное право на жилище гражданина, получающего жилое помещение вне очереди, и членов его семьи, которые не лишаются возможности быть принятыми на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на общих основаниях. Также он отметил, что подобные гарантии должны быть реальными, то есть выполнимыми с точки зрения достигнутого уровня социально-экономического развития общества.

В то же время Конституционный Суд пояснил, что предоставление жилого помещения в расчете лишь на самого́ несовершеннолетнего, страдающего тяжелой формой хронического заболевания из числа указанных в Перечне, фактически приводило бы либо к отказу от использования данной льготы, либо – при ее использовании – к существенным затруднениям в реализации родителями прав и обязанностей, возлагаемых на них Конституцией и законом, и тем самым поощряло бы нарушение прав как самих несовершеннолетних, так и их родителей. Следовательно, это лишало бы смысла закрепление в жилищном законодательстве права на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма применительно к несовершеннолетним, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний.

Это означает, по мнению Суда, что п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не предполагает вынесения решения о предоставлении несовершеннолетнему гражданину, страдающему соответствующим заболеванием, жилого помещения без учета того, что он не может быть лишен возможности получать должные уход и воспитание, то есть без учета необходимости постоянного обеспечения его особых нужд и потребностей, а следовательно, проживания в предоставляемом ему жилом помещении по крайней мере еще одного взрослого члена семьи.

«Не может данное законоположение рассматриваться и как препятствующее предоставлению жилого помещения исходя из необходимости проживания несовершеннолетнего вместе с членами его семьи, если при оценке обстоятельств конкретного дела правоприменительный орган придет к выводу, что для состояния здоровья несовершеннолетнего, его развития и интеграции в общество определяющим (предпочтительным) будет именно их совместное проживание, однако при принятии такого решения должны приниматься во внимание как права других членов семьи на благоприятные условия проживания, так и наличие у публичного образования возможности предоставления жилого помещения соответствующей площади», – говорится в постановлении.

При этом Суд указал, что хотя оспариваемые положения соответствуют Конституции, это не препятствует федеральному законодателю внести изменения в регулирование порядка внеочередного предоставления жилых помещений по договорам социального найма в связи с наличием у несовершеннолетних тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в Перечне, предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, не исключая как прямого распространения действия п. 3 ч. 2 ст. 57 Кодекса на семьи с детьми-инвалидами, страдающими соответствующими заболеваниями, так и установления иных способов защиты их прав.

Конституционный Суд постановил пересмотреть решения нижестоящих судов в отношении заявителей.

Адвокат МКА «Центрюрсервис» Илья Прокофьев считает, что постановление КС РФ содержит в себе позитивные аспекты для будущей правоприменительной практики по делам, связанным с предоставлением нуждающимся гражданам жилых помещений по договорам социального найма.

По его мнению, важно, что Конституционный Суд предложил внести в действующее законодательство дополнения или изменения в целях единообразного толкования положений ЖК РФ. «Данный вывод Суда является актуальным и основан на сложившейся неоднозначной практике судов по данным вопросам. На практике можно встретить самые разнообразные причины для отказа в удовлетворении исковых требований о предоставлении жилых помещений по договору социального найма и улучшении жилищных условий. К ним можно отнести различное толкование понятия “члены семьи собственникананимателя жилого помещения”, объединение площадей жилого помещения с иными жилыми помещениями, принадлежащими гражданам, не являющимся членами одной семьи, споры о периоде постановки на учет и т.д.», – указал Илья Прокофьев.

Также адвокат считает, что позиция КС РФ относительно необходимости проживания несовершеннолетнего хотя бы с одним взрослым, осуществляющим уход за ним, непонятна. «Данное толкование можно трактовать как нарушающее право ребенка воспитываться в полноценной семье, а также общаться с обоими родителями, братьями и сестрами, поскольку все они являются членами одной семьи», – отметил Илья Прокофьев.

Читайте так же:  Получения инвалидности с одним глазом

Адвокат КА «Адвокат» Максим Жмурков также указал на логичность постановления. «Другое дело, что на местном уровне нет единообразия в применении норм ст. 57 ЖК РФ.

С одной стороны, предоставление жилых помещений нуждающимся является частью социальной политики государства. С другой – жилищные отношения относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. И, как справедливо отметил Конституционный Суд, исполнение социальных гарантий должно быть исполнимым, реальным, не ущемляющим прав других лиц», – пояснил эксперт.

Он отметил, что в каждом регионе есть список очередников для переселения из аварийных домов, проживание в которых угрожает здоровью и жизни людей. Переселение из аварийного фонда выполняет компенсационную функцию, что также требует наличия свободного жилого фонда, необходимого по площади и конструктиву. «Однако нагрузка на бюджет конкретного региона, конкретного муниципального образования распределяется исходя из обстановки текущего момента. Поэтому до сих пор распространены случаи, когда жители соседних идентичных домов расселяются по- разному, причем местными администрациями для этого изобретаются различные “юридические” основания. Поэтому я вообще удивлен, что суд первой инстанции так смело принял верное решение», – указал Максим Жмурков.

Нарушение жилищных прав инвалидов

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Решение Верховного Суда РФ от 13 марта 2014 г. N АКПИ13-1200 Об оспаривании отдельных пунктов Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 г. № 901

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.

при секретаре Березиной А.В.

с участием прокурора Коробкова Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Умняшкиной Н.Н. о признании частично недействующими пунктов 1-4 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. № 901, установил:

постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. № 901 утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг (далее — Правила). Постановление опубликовано 5 августа 1996 г. в Собрании законодательства Российской Федерации, 10 августа 1996 г. в «Российской газете».

Согласно пункту 1 Правил инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями Правил.

Правилами установлены основания признания инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия на учет (пункт 2), порядок учета нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (пункт 3), перечень документов, которые необходимо представить для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов (пункт 4).

Умняшкина Н.Н. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании частично недействующими пунктов 1-4 Правил по тем основаниям, что оспариваемые нормативные положения противоречат статье 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ), положениям Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) и нарушают ее права как инвалида на получение земельного участка.

В обоснование заявленных требований указала, что пункт 1 Правил ставит получение инвалидом земельного участка в зависимость от нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий и постановки его на учет, что не соответствует части четырнадцатой статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ; пункт 2 Правил в части, устанавливающей в качестве одного из оснований признания инвалидов и семей, имеющих детей- инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий обеспеченность жильем на каждого члена семьи ниже уровня, устанавливаемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, противоречит статье 50 ЖК РФ, согласно которой норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения устанавливаются органом местного самоуправления; пункты 3, 4 Правил устанавливают требование о предоставлении документов, не предусмотренных ЖК РФ, чем затрудняют постановку на учет.

В судебное заседание Умняшкина Н.Н. не явилась, о дне слушания дела извещена надлежащим образом.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации (поручение от 21 декабря 2013 г. № СП-П9-9215).

Видео (кликните для воспроизведения).

Представители заинтересованного лица Непомнящий А.Ю. и Рыжиков М.А. возражали против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что оспариваемые положения соответствуют требованиям Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ, постановление издано в пределах компетенции Правительства Российской Федерации и не нарушает прав и законных интересов заявителя.

Выслушав объяснения представителей Правительства Российской Федерации, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., полагавшего, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Читайте так же:  Калькулятор дней стажа по трудовой книжке

К числу таких гарантий в жилищной сфере относится положение статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ, закрепляющее право инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на обеспечение жилой площадью (часть первая); на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства (часть четырнадцатая).

Предоставление гражданину земельного участка для строительства жилого дома является основанием для снятия его с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении (пункт 5 части 1 статьи 56 ЖК РФ).

Таким образом, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства является одной из форм обеспечения инвалида, нуждающегося в улучшении жилищных условий, жилой площадью.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов отнесено принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о социальной защите инвалидов (в том числе регулирующих порядок и условия предоставления инвалидам единого федерального минимума мер социальной защиты). Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов имеют право предоставления дополнительных мер социальной поддержки инвалидам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (пункт 6 статьи 5).

Правила разработаны и утверждены Правительством Российской Федерации в соответствии с полномочиями, предоставленными частью одиннадцатой статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент принятия постановления), устанавливают порядок предоставления льгот инвалидам по обеспечению жилой площадью.

В связи с этим довод заявителя об отсутствии полномочий у Правительства Российской Федерации на принятие оспариваемого в части нормативного правового акта является несостоятельным.

Пункт 1 Правил, связывающий право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства с реализацией жилищных прав инвалида, нуждающегося в улучшении жилищных условий, не противоречит приведенным положениям федерального законодательства.

В пункте 2 Правил критерии нуждаемости в улучшении жилищных условий не установлены Правительством Российской Федерации вновь, а лишь приведены основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, предусмотренные статьей 29 ЖК РСФСР.

Абзацем вторым пункта 2 Правил установлено, что одним из оснований признания инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия на учет является обеспеченность жильем на каждого члена семьи ниже уровня, устанавливаемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Не соответствует федеральному законодательству абзац второй пункта 2 Правил в части указания об установлении органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации уровня обеспеченности жильем на каждого члена семьи, поскольку в соответствии с частями 5, 6 статьи 50 ЖК РФ учетная норма устанавливается органом местного самоуправления или федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 ЖК РФ.

Нельзя признать обоснованным довод заявителя о том, что пункта 2 Правил противоречит части 2 статьи 49 ЖК РФ, предусматривающей порядок предоставления жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда малоимущим гражданам, поскольку статья 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ не связывает право инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на обеспечение жилой площадью с их материальным положением.

Пункт 3 Правил, предусматривающий осуществление учета нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, специально уполномоченным органом местного самоуправления либо специально назначенным должностным лицом по месту жительства или работы, соответствует части 3 статьи 52 ЖК РФ, согласно которой принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений этих граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства, а в случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.

Установленный пунктом 4 Правил перечень документов, прилагаемых к заявлению для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, подтверждающих право таких граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не противоречит положениям части 4 статьи 52 ЖК РФ; согласно которой с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.

Требование предоставить копию индивидуальной программы реабилитации инвалида, на необоснованность которого указывает заявитель, обусловлено необходимостью выполнения положений части пятой и восьмой статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ о предоставлении инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, жилых помещений с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств и об оборудовании жилых помещений, занимаемых инвалидами, специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Согласно частям 1 и 2 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления. Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:

заявление Умняшкиной Н.Н. удовлетворить частично.

Признать недействующим со дня вступления решения в законную силу абзац второй пункта 2 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. № 901, в части указания об установлении органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации уровня обеспеченности жильем на каждого члена семьи. В остальной части в удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда Российской Федерации В.А. Емышева
Читайте так же:  Ветеран тыла великой отечественной войны льготы

Права инвалидов в области медицинского обслуживания

В рамках такой социальной услуги граждане с ограниченными способностями вправе рассчитывать на:

  • льготное лекарственное обеспечение;
  • получение раз в год безвозмездной путевки с компенсацией проезда в обе стороны;
  • бесплатное протезирование;
  • получение безвозмездно технических, медицинских средств и предметов личной гигиены, согласно ИПР.

Обзор документа

Оспаривались отдельные пункты правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг.

Согласно правилам инвалиды и указанные семьи признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия на учет в т. ч. в случае, если обеспеченность жильем на каждого члена семьи ниже уровня, устанавливаемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Данная норма признается недействующей в части указания об установлении органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации уровня обеспеченности жильем на каждого члена семьи. В этой части она не соответствует федеральному законодательству.

Согласно Жилищному кодексу РФ учетная норма устанавливается органом местного самоуправления или федеральными законами, указами Президента РФ, региональными законами, закрепляющими порядок предоставления жилых помещений по договорам соцнайма отдельным категориям граждан.

Напомним, учетная норма — это минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В остальной части оспариваемые положения соответствуют законодательству. Речь идет в т. ч. о пункте правил, который связывает право на первоочередное получение земли для индивидуального жилищного строительства с реализацией жилищных прав инвалида, нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Все о правах инвалидов

Права инвалидов регулируются действующим законодательством РФ и международными актами, охраняющими их интересы. Принимая нормативные акты и определяя права, законодатель ориентируется на уже сложившуюся практику и социально-культурное положение в обществе.

Общие правила предоставления жилья инвалидам

Социальное жилье для инвалидов предоставляются, исходя из состояния здоровья в пределах норм, установленных законодательством, а также превышающих данные нормы, но не более чем в 2 раза. Жилые помещения предоставляются в рамках договоров социального найма. Законом также предусмотрены субсидии инвалидам 3 группы на приобретение жилья, льготные условия оплаты данного жилья, также они могут быть оборудованы специальными приспособлениями, необходимыми для жизнеобеспечения и адаптации инвалидов.

Также 17 статья 181 ФЗ отвечает на вопрос о том, имеют ли право на дополнительную жилую площадь инвалиды и дети-инвалиды, находящееся или проживающие в организациях социального обслуживания. Так, они также сохраняют право на получение жилья или улучшение жилищных условий. Одновременно с этим, если жилье в социальный найм уже предоставлено, при этом инвалид проживает в организациях соц.обслуживания, то право обладать этой жилплощадью сохраняется за инвалидом в течение полугода. Высвободившееся жилье, имеющее специальные приспособления, ранее занимаемое инвалидами, передается также в первую очередь другим нуждающимся людям с инвалидностью.

Законные права людей с ограниченными возможностями

Меры социальной поддержки определяются как в международных актах, так и в национальных нормативных актах отдельных государств. Все они направлены на создание в каждой стране возможностей для построения нормального жизненного процесса и реализации конституционных прав.

Внимание уделяется профессиональной ориентации малозащищенных слоев населения, их трудоустройству, обучению, занятости.

Так, нормативный акт о социальной защите граждан с отклонениями в здоровье говорит о социальных услугах, доступных различным категориям лиц с ограниченными возможностями. Законодательство «О ветеранах» уделяет внимание участникам войн. Для них доступны льготы по пенсионному обеспечению, улучшению условий проживания и пр.

Все это касается как возрастной категории граждан, так и прав детей-инвалидов. Для них предусмотрен ряд льгот, к числу которых относится первоочередное устройство в дошкольные, школьные учреждения, смягченный режим сдачи ЕГЭ и пр.

Постановка на учет на получение жилья

Вопрос очередности и того, как получить жилье инвалиду 1 группы, и в целом моментов предоставления жилья на сегодняшний день имеет деление по временному признаку. Так, принято различать инвалидов, вставших на учет до 1 января 2015 и после этого срока.

Так, тем, кто встал на учет до 1 января 2005 года:

— выдаются средства на покупку жилья;

— сохраняется право получить жилье в социальный найм.

Вставшим в очередь на льготное жилье для инвалидов 1 группы после января 2005 года, жилье выдается в порядке очередности, за исключением случаев, когда инвалидность наступила вследствие тяжелых форм хронических болезней, а также инвалидам, страдающим подобными заболеваниями.

Примечательно, что при отсутствии свободного жилья, предоставляется субсидия на приобретение жилья инвалидам 2 группы.

Декларация о правах инвалидов

Если возникает вопрос о том, каким документом устанавливаются права инвалидов во всем мире, то ответ будет един – декларация о правах такой категории граждан. Это один из главных документов, закрепляющих и защищающих права этих людей.

Декларация ООН о правах граждан инвалидов:

  • раскрывает термин лица, нуждающегося в социальной поддержке в силу состояния здоровья;
  • перечисляет общие принципы формирования привилегий рассматриваемых субъектов;
  • создает нормативно-правовую базу, гарантирующую социальные гарантии и защиту интересов недееспособных лиц.

Декларация о правах инвалидов принята в 1975 году. Особенность документа в том, что он не имеет должной юридической силы в части обязательного исполнения, при этом судебным органам разрешается делать ссылки на его статьи и положения. Суды воспринимают такие ссылки как законные и обоснованные.

В рамках общенационального масштаба узаконен международный день борьбы за права и интересы инвалидов – 31 мая.

Права инвалидов в области социального обслуживания

Каждый гражданин с ограниченными возможностями имеет право на получение услуг в части социального обслуживания. Такое право закреплено законом, в котором указывается и сам перечень социальных услуг.

К их числу относятся:

  • покупка и доставка на дом продуктов питания (за счет получателя социальной услуги);
  • помощь в приготовлении пищи;
  • организация ремонта жилья;
  • содействие в проведении платежей за квартиру (дом);
  • оформление подписок на периодические издания;
  • помощь в оформлении документов;
  • доставка на дом необходимого топлива;
  • консультирование;
  • обслуживание в рамках дневного стационара.

Это часть тех услуг, на которые могут рассчитывать граждане, имеющие отклонения в здоровье. Более подробный перечень доступен в местном органе социальной защиты.

Читайте так же:  Какие выплаты положены пенсионерам мвд кроме пенсии

Права инвалидов в области жилищного законодательства

В части жилищных нормативов закрепляются следующие права:

  • Скидки на оплату ЖКХ – размер такой льготы достигает 50 % от суммы, положенной к оплате. Скидка на оплату коммунальных услуг и на оплату жилья одновременно предоставляется в части государственной и муниципальной собственности. Если жилье находится в собственности, то владелец может получить только один вид скидки – на оплату ЖКХ.
  • Предоставление жилой площади вне очереди – лица, нуждающиеся в улучшении условий проживания, включаются в отдельные списки для обеспечения жильем в первоочередном порядке.
  • Предоставление или замена жилья по программе реабилитации – речь идет о переселении с верхних этажей домов на нижние, переезд ближе к родным, близким и пр.
  • Установка пандуса – согласно нормам закона, рассматриваемые субъекты общества имеют право на беспрепятственный доступ к социальным объектам, в число которых входят и жилые дома. Такой доступ подразумевает установку пандусов по нормам технических требований.

Указанные права закреплены в нормах действующего законодательства и не могут нарушаться. По многим спорным моментам имеется обширная судебная практика.

Критерии признания нуждающимися в жилье инвалидов и их семей

Полный перечень критериев, при наличии которых инвалиды и семьи с инвалидами, имеют право обеспечения жильем, перечислены в 901 Постановлении Правительства от июля 1996 года (постановление утратило силу с 14.04.2018 г. См. Постановление Правительства РФ от 5 апреля 2018 г. N 410 http://ivo.garant.ru/#/document/71916290/paragraph/1:0 )

Так, при принятии решений, государственные органы руководствуются следующими критериями:

— размеры жилых площадей, имеющихся в пользовании инвалида и его семьи, ниже установленной нормы;

— жилье не отвечает требованиям санитарных и технических норм;

— в квартире или доме проживают несколько семей, в составе которых имеются члены с еще более тяжелыми недугами и заболеваниями; инвалид проживает в квартире с гражданами, с которыми он не в родстве;

— льготы при покупке жилья инвалидам 3 группы предоставляются, если они проживают в общежитиях и коммунальных квартирах, а также длительное время проживают в квартирах, принадлежащих другим людям.

Данные критерии являются наиболее значимыми, при решении вопросов предоставления жилья и субсидий на его приобретение для людей с ограниченными возможностями.

Права инвалидов в юридической сфере и налоговом законодательстве

Помимо норм, содержащих права на социальную поддержку, лица с ограниченными возможностями должны обеспечиваться помощью в реализации своих прав и интересов. Речь идет о юридической помощи инвалидам. Большинство компаний и фирм, оказывающих услуги в сфере юриспруденции, помогают малозащищенным гражданам безвозмездно, включая бесплатную юридическую помощь инвалидам 3 группы, некоторые предоставляют скидки на отдельные виды услуг.

Юридическая консультация для инвалидов в бесплатной форме – это не новшество, а давно закрепленная практика многих уважающих себя и своих клиентов контор.

В стороне не остаются и государственные структуры, к числу которых относятся:

  • прокуратура;
  • органы социальной защиты;
  • общества инвалидов;
  • комитет по правам инвалидов.

Обращение в инстанции требуется при возникновении спорных моментов, нарушении прав, ущемлении интересов. Необходимо узнать, на какие виды помощи они могут рассчитывать.

В части налогового законодательства наименее защищенные категории граждан получают следующие привилегии:

  • предоставление налогового вычета;
  • освобождение от уплаты транспортного, земельного и имущественного налога (для лиц с 1 и 2 группой);
  • скидка в размере 50 % при оплате государственной пошлины.

Получение налоговых льгот закреплено в федеральном законодательстве и может дополняться в рамках принятия региональными властями отдельных законодательных актов.

Инвалиды – это наименее защищенный слой населения. Без поддержки со стороны органов власти многим из них не выжить. Государство регулярно разрабатывает новые законодательные акты, усовершенствует действующие, тем самым обеспечивая граждан-инвалидов уверенностью в завтрашнем дне.

Жилье для инвалидов 1,2 и 3 группы. Куда обратиться инвалидам для получения квартиры по закону?

Гарантии обеспечения жилыми помещениями инвалидов заложены в 17 статье 181 закона о социальной защите инвалидов. Согласно данной статье, правом получения социального жилья обладают инвалиды и семьи, воспитывающие детей-инвалидов. Дополнительно к данному закону разработана и федеральная программа обеспечения жильем инвалидов.

Права инвалидов в гражданском и семейном законодательствах

Если возникает процедура передачи наследства, гражданин может рассчитывать на его получение в обязательном порядке даже при условии, что завещатель не упомянул о нем. Часть его наследства – не менее 2/3 от общей наследственной массы.

Порядок и особенности получения социального жилья инвалидами

Правом на улучшение жилищных условий обладают все инвалиды, независимо от группы. После получения статуса инвалида, последний для получения и льгот и постановки на учет в качестве нуждающегося в жилье или улучшении условий жилья, должен предоставить данные о своей инвалидности и подтверждающие документы в органы социальной защиты населения по месту регистрации, так как они распределяются и предоставляются по территориальному признаку. Таким образом, рассматривая вопрос о том, куда обращаться инвалиду для получения жилья по закону, следует сказать, что его решение находится в компетенции органов социальной защиты и социального обеспечения граждан.

Нормативно-правовые основы защиты прав инвалидов

Акты, закрепляющие законные права рассматриваемой категории лиц:

  • Резолюция 48/96 Генеральной Ассамблеи ООН – подчеркивает, что категория граждан с ограниченными возможностями является полноправными членами общества.
  • ФЗ «О государственной социальной помощи».
  • Законодательство «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации.
  • Трудовой кодекс РФ в рамках статей 95, 98, 128 и пр.

Документы

Возвращаясь к вопросу о том, как инвалиду получить квартиру или субсидии на ее приобретение, нельзя не затронуть моменты подготовки необходимой документации.

В органах социального обеспечения необходимо взять образец заявления о предоставлении жилья инвалиду, заполнить его, а также дополнительно приложить следующие документы:

— выписки из домовой книги;

— копию лицевого счета в банке;

— справку или удостоверение, подтверждающее инвалидность;

— документ об индивидуальной реабилитации или программу.

Видео (кликните для воспроизведения).

Дополнительно прикладываются медицинские документы, отражающие причины инвалидности, период получения данного статуса, результаты медицинских социальных экспертиз. Документы могут быть поданы самим инвалидом, а также членами его семьи, опекунами или попечителями.

Источники

Нарушение жилищных прав инвалидов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here