Налоговые льготы на нефть

Почему нефтяники получают налоговые льготы

Позабытый ныне бывший депутат и министр сельского хозяйства Александр Назарчук в 1990-х порадовал всех цитатой «страна должна кормить своих крестьян». Не крестьяне страну — а вот так, наоборот. Но в современной экономике многих (хотя и не всех) стран государство действительно дотирует сельское хозяйство. Наблюдаемое сейчас пиршество государственных дотаций по отношению к нефтяному сектору заставляет переосмыслить эту цитату по-новому — а должна ли страна кормить своих нефтяников?

Жалобы отрасли

Сторонники щедрых дотаций (прежде всего, понятно, это сами производители, пользующиеся льготами) приводят несколько основных аргументов. Во-первых, добыча нефти находится на грани рентабельности и чуть ли уже не убыточна. Однако посмотрим на данные Федеральной налоговой службы. Рентабельность добычи сырой нефти и природного газа составляет 35,3%, при средней рентабельности по экономике в 12,3%, по данным за 2018 год. Да в общем и без этих данных у населения на слуху тот факт, что добывающие углеводороды субъекты федерации не бедствуют.

Впрочем, нефтяники говорят о снижении качества запасов. Но ведь благодаря современным технологиям увеличивается и эффективность добычи. Дебет скважины превышает 9 млн тонн в сутки — это выше, чем в 90-е годы. В обзоре Аналитического центра при правительстве РФ, впрочем, отмечается, что прирост добычи в основном обеспечивается независимыми нефтяными компаниями и «Газпром нефтью», а сокращение — остальными крупными компаниями.

Есть и такой аргумент, как низкие цены на нефть. Хотя они выросли почти на четверть за последние пару лет — до $70,01 за баррель российского сорта Urals в 2018 году по сравнению с $53,03 в 2017 году., а в 2019 году она чуть снизилась, но не критично, до $64,54. При этом когда цены растут, нефтяники почему-то не предлагают повысить для них налоги, а вот когда падают — то оказывается, что надо понижать.

Стоит помнить и о том, что нефтегазовые доходы составляют почти половину бюджета, по 2018 году – 9 трлн рублей из 19,4 трлн. Потому, когда мы щедро предлагаем их раздать на льготы, надо понимать, что финансировать врачей и учителей откуда-то нужно.

Льготы по НДПИ: нулевая ставка

Существует достаточно широкий спектр полезных ископаемых, при добыче которых нет необходимости уплачивать НДПИ по причине того, что для них установлена нулевая ставка.

Основной перечень данных ископаемых зафиксирован в п. 1 ст. 342 НК РФ. К таковым относятся, в частности:

  • любые ископаемые в части нормативных потерь;
  • попутный газ;
  • любые ископаемые, добытые на месторождениях с некондиционными запасами,
  • сверхвязкая нефть;
  • природный газ, газовый конденсат, добываемые на полуостровах Ямал, Гыданский и используемые в целях производства сжиженного газа (при соответствии объемов и сроков добычи критериям, которые зафиксированы в подп. 18 и 19 п. 1 ст. 342 НК РФ);
  • нефть и газ, добытые на залежах, которые расположены на принадлежащих России участках Каспийского моря (представленных внутренними видами РФ, территориальным морем, континентальным шельфом РФ, российской частью дна) при условии, что данные залежи соответствуют характеристикам, определенным в подп. 20 п. 1 ст. 342 НК РФ;
  • нефть, которая добывается из скважин, которые соответствуют критериям, зафиксированным в подп. 21 п. 1 ст. 342 НК РФ;
  • прочие случаи, зафиксированные в п. 1 ст. 342 НК РФ.

Если рассматривать примеры иных оснований для применения нулевой ставки — можно обратить внимание на формулировку, приведенную в подп. 11 п. 2 ст. 342 НК РФ: налоговая ставка 35 руб. за 1 000 куб. м при добыче природного газа принимается равной нулю, если сумма определенного показателя, характеризующего расходы на транспортировку газа и вычисляемого по отдельно приведенной методике, с произведением трех сомножителей — ставки для газа, базового значения единицы условного топлива, а также коэффициента сложности добычи газа, будет меньше 0.

О том, как взаимосвязаны тип полезного ископаемого и вид применяемой к нему ставки, читайте в статье «Налоговые ставки НДПИ в 2017 году».

Поправки ко второму чтению

Во втором чтении были приняты поправки правительства, согласно которым в случае вывоза нефти в рамках НДД иными лицами нужно предоставлять подтверждение недропользователя в электронном виде одновременно с подачей полной декларации на товары. Формат и структура электронного подтверждения будут утверждаться органом исполнительной власти, осуществляющим функции контроля и надзора в области таможенного дела.

Документ в случае принятия вступит в силу со дня его официального опубликования и будет распространяться на правоотношения, возникшие с 1 мая 2019 года. Если полная декларация подана после 1 мая 2019 года и до дня вступления в силу закона, освобождение от уплаты вывозных таможенных пошлин для иных лиц будет действовать при условии представления в таможенный орган в произвольной форме на бумажном носителе подтверждение недропользователя в отношении участка недр, на котором была добыта нефть.

Про НДД

С 2019 года в нефтяной отрасли действует новый фискальный режим — налог на дополнительный доход (НДД) от добычи углеводородного сырья, которым, в том числе, предусматривается освобождение от экспортных пошлин на нефть, добытую на месторождениях в новых регионах нефтедобычи на первоначальном этапе разработки. НДД взимается с выручки от продажи нефти за вычетом расходов на ее добычу и транспортировку. Пока НДД действует только для пилотных проектов.

Ставка НДД — 50%. Налог распространяется на четыре группы месторождений: новые месторождения в Восточной Сибири с выработанностью менее 5%; месторождения, пользующиеся льготой по экспортной пошлине; действующие месторождения в Западной Сибири с выработанностью от 10% до 80% (при квоте на добычу не более 15 млн тонн); новые месторождения в Западной Сибири с выработанностью менее 5% с совокупными запасами не более 50 млн тонн в год.

Государство будет терять на льготах нефтяникам до 2,3 трлн рублей в год

Нефтяные компании каждый год отчитываются перед Минприроды, что нашли в России столько же запасов нефти, сколько добыли, продали или переработали в минувший год, но качество запасов российских месторождений ежегодно падает, утверждает Минэнерго. «Часто эти запасы экономически рентабельны лишь на бумаге, – рассказал замминистра энергетики Павел Сорокин на Московском финансовом форуме. – Все крупные месторождения практически уже распределены, а мелкие часто нерентабельно разрабатывать».

Читайте так же:  Материнский капитал порядок оформления документов

Крупные месторождения нефти, открытые в советские годы, истощаются, например, доля воды в добываемой на Самотлоре или одном из крупнейших в России месторождений нефти, Приобском, – выше 90%. Для поддержания работы таких месторождений компаниям нужны льготы на налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), высвободившиеся деньги они смогут реинвестировать в повышение извлекаемости нефти.

После 2030 г. более 70% месторождений в России придется предоставлять льготы на НДПИ, говорится в презентации Минэнерго, представленной Сорокиным.

В презентации, подготовленной директором департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексеем Сазановым, содержится еще более пессимистический прогноз: к 2033 г. до 90,4% нефти будет добыто с месторождений, имеющих льготу на НДПИ. Из-за этого бюджет, прогнозирует Сазанов в презентации, будет недополучать по 2,3 трлн руб. в год.

Для сравнения: в 2018 г. из-за льгот на НДПИ (таковые предоставлены сейчас 49,8% российских месторождений нефти) бюджет недополучил 1,1 трлн руб., продолжает Сазанов. Директор департамента высказывает мнение, что все льготы, которые Минфин предоставляет нефтяным компаниям, они же и должны компенсировать. По убеждению Сазанова, перекладывать нагрузку на другие отрасли экономики или население Минфин не намерен.

Но даже при большом количестве льгот для российских месторождений добыча в России при нынешней фискальной политике будет падать, считает Сорокин. После 2021 г., говорится в презентации замминистра энергетики, добыча нефти будет планомерно снижаться и к 2035 г. с нынешних 555,84 млн т в год упадет до 310 млн т в год, или на 40%. Из-за этого бюджет потеряет 4,1 трлн руб. поступлений от НДПИ, а нефтяники сократят инвестиции в разработку месторождений на 2,3 трлн руб. по сравнению с 2018 г. На барреле нефти при его средней стоимости в $61,5 нефтяные компании зарабатывают всего $5,9, остальное уходит на уплату НДПИ и экспортных пошлин, на капитальные затраты, транспорт, операционные затраты и налог на прибыль, констатирует Минэнерго в презентации, и за эти $6 нефтяная отрасль принесла в прошлом году 20% в ВВП России.

Чтобы замедлить падение добычи, Минэнерго предлагает ввести налоговый вычет из НДПИ на сумму новых инвестиций в месторождения, расположенные в Западной Сибири. Но налоговые льготы нефтяникам не помогают увеличить инвестиции, а лишь увеличивают их EBITDA, заработанные деньги идут на погашение долгов и выплаты дивидендов, парирует Сазанов в своей презентации.

«Не случайно дискуссия на Московском финансовом форуме между Минэнерго и Минфином проходила одновременно с обсуждением в правительстве законопроекта об арктических льготах, по которому нефтяные компании, в частности «Роснефть» и «Нефтегазхолдинг» Эдуарда Худайнатова, могут получить беспрецедентные льготы на 30 лет – 2,6 трлн руб.», – говорит человек, имеющий отношение к разработке этого законопроекта. Минэнерго также предлагает – после обкатки – перевести отрасль на налог на добавленную стоимость и начать разработку арктических месторождений, сказал еще один собеседник «Ведомостей». «Через 20–25 лет может начаться стагнация или падение спроса на нефть, нужно максимизировать стоимость тех запасов, что есть, максимально ускорить и углубить эту монетизацию», – уверен Сорокин. Он считает, что нужно максимально снизить себестоимость по всей цепочке производства – от добычи до производства нефтепродуктов и нефтехимии.

«Прогноз о снижении спроса на нефть вовсе не означает, что нефтяная отрасль не будет нужна, это означает лишь обострение конкуренции и снижение цен, – предупреждает директор по консалтингу в сфере госрегулирования ТЭКа Vygon Consulting Дарья Козлова. – Прежде чем решить с налоговыми послаблениями для арктических проектов, необходимо оценить, сколько инвестиций они могут принести и какова их конкурентоспособность на мировом рынке».

Директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко считает, что простых месторождений становится все меньше, издержки в добыче нефти в России будут расти: «Вполне естественно, что удельные доходы государства от каждого добытого дополнительно барреля будут падать». Нужно найти баланс между дополнительными льготами, которые не должны затрагивать действующие прибыльные проекты, и наполняемостью бюджета, предлагает Маринченко: «В идеале льготы должны быть зашиты в налоговых формулах, чтобы риск изменения цены на нефть и издержек ложился и на государство, и на нефтяные компании. Это можно сделать путем более обширного применения налога на добавленный доход».

Льготы по налогу на добычу полезных ископаемых

Налог на добычу полезных ископаемых — льготы по нему определены в положениях НК РФ — можно в установленных законом случаях не уплачивать либо существенно снижать. Рассмотрим особенности соответствующих механизмов снижения платежной нагрузки на хозсубъект, добывающий полезные ископаемые, подробнее.

Кто оплатит счет?

Вопрос налоговых льгот требует радикального пересмотра. Если предоставление льгот продолжится и дальше, то к 2024 году доля льготируемой добычи достигнет 67,5%, а к 2036 году — более 90% общего объема добычи. При этом рост предоставляемых льгот, не приводящий к росту объемов добычи, уже привел к снижению объемов доходов федерального бюджета от нефтяного сектора до 5,7% ВВП в 2019 году. В 2024 году доходы сократятся до 3,8% ВВП, а в 2036 году и подавно упадут до 2%. Таким образом, для сохранения расходов федерального бюджета на стабильном уровне по отношению к ВВП потребуется увеличение нагрузки на другие сектора экономики на 1,6 п.п. ВВП. Иными словами, все остальные производители товаров и услуг должны будут внести в бюджет дополнительно более 1,7 трлн рублей в год в ценах 2019 года. Альтернативой может стать только новое сокращение расходов.

А это суммы, сопоставимые со стоимостью самых дорогостоящих для правительства национальных проектов. Например, весь бюджет нацпроекта «Здравоохранение» до 2024 года равен 1,7 трлн рублей, а нацпроекта «Образование» — 784,5 млрд рублей. Таким образом, речь уже идет о том, что очередные льготы для нефтяников напрямую означают непостроенные больницы, школы и детские сады.

Кстати говоря, надо вспомнить и порочную практику бесплатной выдачи лицензий на месторождения для государственных компаний. В мировой практике стран, где существует, как в России, не единственная государственная компания, а множество частных (собственно, и знаменитые «Роснефть», «Газпромнефть», «Газпром» и т. п. являются не на 100% госкомпаниями, а имеют частных акционеров), плата за лицензии на месторождения существенна. Когда и в России их продавали с аукциона, как, например, месторождение Требса и Титова в 2010 году, то за одно месторождение удавалось выручить более $500 млн. Да и в нулевые годы нефтяные компании обеспечивали отраслевой рост в 7% – 8% в год без какого-либо привлечения льгот. Сегодня при масштабном увеличении поддержки со стороны правительства рост отрасли уменьшился до скромных 1,6% в год. Это означает, что отрасли пора заново учиться развиваться самостоятельно.

Читайте так же:  Расчет военной пенсии смешанной

Добычу «трудной» нефти освободят от налогов на четыре года

Минфин поддержал новые льготы для нефтяных компаний при разработке месторождений с трудноизвекаемыми запасами, рассказал «Известиям» замдиректора департамента налоговых и таможенно-тарифной политики Минфина Алексей Сазонов. По его мнению, потери бюджета от нововведения будут минимальны. Соответствующий законопроект находится сейчас на согласовании в правительстве.

По замыслу чиновников, предусмотренные льготы заставят нефтяников активнее браться за разработку месторождений с «трудной» нефтью, и особенно за разработку Баженовской свиты — одной из крупнейших нефтяных залежей в мире. Это, по словам министра энергетики Александра Новака, в итоге увеличит ресурсную базу России вдвое и предотвратит прогнозное падение нефтедобычи впоследствии.

Закон о льготах при добыче «трудной» нефти вступил в силу меньше полугода назад. Он предусматривал дифференциацию ставок налога по некоторым месторождениям — вплоть до освобождения от него на год. Теперь нефтяники лоббируют новые поправки — по ним от налогов смогут освобождать уже до четырех лет. Источники «Известий» в правительстве не сомневаются, что поправки эти примут, а список самих месторождений существенно расширится.

По оптимистическим прогнозам Минэнерго, стимулирующие меры — уже принятые и прописанные в новом законопроекте — позволят в перспективе добывать 10–15 млн т в год «трудной» нефти, а до 2030 года добыча такой нефти достигнет 350 млн т и принесет в госбюджет дополнительные 2 трлн рублей. Общая экономия нефтяных компаний в течение четырех льготных лет составит от $1,3 млрд до $1,9 млрд в год.

Первые льготы

Легкая нефть в России почти кончилась — за последние два десятилетия доля трудноизвлекаемых запасов (ТРИЗ) выросла до 70%. По разным оценкам, в мире добыча такой нефти составляет 19,4% от общей добычи. При этом в России вовлечено в разработку только около 0,2%. По данным Агентства энергетической информации США (IEA), по объему запасов трудноизвлекаемой нефти, которую можно добыть при существующих сегодня технологиях, Россия занимает первое место в мире — 75 млрд баррелей, или 10,3 млрд т.

О необходимости вносить изменения в ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и тем самым увеличивать объемы инвестиций в разработку новых месторождений или участков с «трудными «трудной нефтью»», Владимир Путин заявлял еще в период своего премьерства. Министр энергетики Александр Новак даже высказывал неутешительные прогнозы, по которым без изменений системы налогов в российской нефтегазовой отрасли в ближайшие 10–20 лет в стране может произойти достаточно ощутимое снижение годовых объемов добычи нефти — с 500 млн до 370 млн т Однако нефтяные компании не торопились инвестировать в разработку месторождений с трудноизвлекаемыми запасами.

К ним относятся месторождения с истощенными запасами, старые месторождения или с нетрадиционными запасами, на больших глубинах — более 2 км, высоковязкая нефть, содержащие сланцевую нефть и т.д. Критерии, по которым месторождения причисляются к «трудным», определяет Минэнерго. Около 65% всей «трудной» нефти находится в Тюменской области и Коми и почти половина запасов в Томской.

Для разработки «трудных» месторождений необходимы нетрадиционные методы добычи и новые технологии. Но они слишком дорогие и их применение экономически выгодно только при высоких ценах на нефть. Как объяснили «Известиям» в компании Shell, эффективная ставка налогов в компании очень высокая — более 80%.

— Наш пилотный проект на Салымском месторождении, где мы применяем новейшие технологии для добычи «трудной» нефти, показывает, что при цене нефти $100 за баррель он маржинально убыточный, — рассказали в Shell.

Первую попытку сделать «трудные» запасы для нефтяных компаний более привлекательными правительство сделало летом прошлого года, приняв закон, который предусматривал дифференциацию ставок налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Этот закон нефтяные компании ждали много лет. Особенно в нем были заинтересованы компании, работающие в Ханты-Мансийском автономном округе (ХМАО), среди которых «Сургутнефтегаз», «Лукойл», Shell, «Газпром нефть», «Роснефть».

Во-первых, около 65% всех трудноизвлекаемых запасов приходится на месторождения Западной Сибири и Республики Коми.

Во-вторых, в Югре рентабельными считаются лишь 64% запасов округа, остальные запасы не разрабатываются из-за высокой налоговой нагрузки.

В-третьих, правительство делает особую ставку на разработку Баженовской свиты, которая, в случае создания стимулов для ее освоения, выведет российскую нефтедобычу на новый уровень. Напомним, площадь распространения ее нефтеносных сланцев составляет более 40% территории ХМАО. По экспертным оценкам, извлекаемые ресурсы нефти в пластах баженовской свиты в Югре достигают более 3 млрд т, геологические ресурсы — около 11 млрд т.

По закону, принятому в прошлом году, ставка НДПИ при добыче трудноизвлекаемой нефти применяется дифференцированно в зависимости от некоторых критериев месторождения: показателя проницаемости коллектора, степени выработанности месторождения и размера насыщенности пласта. Для четырех российских залежей с «трудной» нефтью — Баженовская и Абалакская (Восточная Сибирь), Хадумская на Кавказе и Доманиковая на Урале ставки на добычу полезных ископаемых была обнулена. Другие месторождения получили скидку на НДПИ размере от 20 до 80%.

По данным Научно-аналитического центра рационального недропользования им. В.И. Шпильмана (НАЦ РН им. В.И. Шпильмана), по ХМАО под критерии трудноизвлекаемых подпадает 386 залежей 96 месторождений с суммарными начальными извлекаемыми запасами почти 1,8 млрд т нефти.

Сейчас из Баженовских отложений на территории Югры добывается около 500 тыс. т нефти и еще порядка 12 млн т — из месторождений Тюменской свиты. По оценкам экспертов НАЦ РН, применение закона о льготах позволит нефтяникам к 2020 году добывать на Баженовской и Абалакской свитах до 5–6 млн т в год.

С надеждой на Бажен

Однако уже после вступления закона в силу стало понятно, что принятых льгот недостаточно. Авторы законопроекта депутаты Андрей Макаров и Леонид Симановский, объяснили тем, что при «действующей системе налогообложения экономические результаты деятельности от дальнейшей разработки настоящих трудноизвлекаемых залежей не достигают положительных значений».

Если раньше нулевая ставка НДПИ была определена для месторождений со степенью выработанности запасов не более 3%, то теперь этот критерий повышен до 10%.

— Расширение до 10% дает компании возможность спокойно работать 2–4 года, а не год, как раньше, — поясняет аналитик ИК «Универ Капитал» Дмитрий Александров.

Поправки, прописанные в законопроекте, помогут компании «Самотлорнефтегаз» («Роснефть»), работающей на баженовской свите с месторождениями с выработанностью более 3%. Из ежегодно извлекаемых на Бажене порядка 800 тыс. то нефти больше 60% приходится на добычу «Самотрлорнефтегаза». От комментариев в компании отказались.

Читайте так же:  Право на отпуск родителям детей инвалидов

Также в льготах заинтересован Лукойл. Как объяснили «Известиям» в компании, под действие закона попадают до 327 залежей с извлекаемыми запасами порядка 291 млн т нефти.

— Если порог выработанности поднимут до 10%, то под действие налоговых льгот у нас дополнительно попадут более 40 залежей с извлекаемыми запасами порядка 40 млн т, — сообщили в компании.

По оценкам директора Энергетического центра бизнес-школы «Сколково» Григория Выгона, законопроект оправдан тем, что порог выработанности в 3% применим только для традиционных коллекторов, по которым понятны технологии разработки.

— В случае Бажена недропользователи достигли более высокого уровня выработанности. Сегодня этот процесс находится только на начальной стадии, эффективных технологий поиска и добычи нет. «Сургутнефтегаз» раньше других начал осваивать и уже превысил 3%. Не отказывать же ему — он больше всех там добывает, — говорит Выгон.

В Минфине законопроект поддержали.

Видео (кликните для воспроизведения).

— Потери бюджета от принятия этих поправок для госбюджета минимальны, — говорит замдиректора департамента налоговых и таможенно-тарифной политики Минфина Алексей Сазонов.

Но закон ждут не только нефтяники — в нем заинтересовано и правительство Югры. Там считают Баженовскую свиту достойным ответом крупнейшим сланцевым проектам США. В правительстве ХМАО полагают, что что добыча на этом участке позволит превзойти показатели, которых достигли американские компании, осваивающие сланцевые месторождения в Северной Дакоте. По оценкам Американского энергетического агентства (ENI), запасы Баженовской свиты содержат около 170 млрд т сланцевой нефти. При этом за последние 20 лет было добыто чуть более 5 млн т.

Преференций всё равно мало

Но несмотря на налоговые преференции, в том числе и новые, нефтяные компании вряд ли проявят невиданную активность в разработке Баженовской свиты и добыче сланцевой нефти. Всему виной — действующая система налогов и платежей в нефтяном комплексе все еще имеет четко выраженный фискальный характер. Величина налогов и платежей не зависит от экономики нефтедобывающих предприятий, потому что не учитываются разные условия добычи нефти на разных месторождениях, считают в Лукойле.

— Действующая фискальная система с точки зрения преодоления этой проблемы неэффективна, — пояснили в компании. — Применяемое сегодня налоговое стимулирование разработки «сложных» месторождений в рамках действующей системы сводится к усложненной системе администрирования налоговых льгот.

Особенность сланцевых месторождений в том, что с годами отдача от каждой скважины будет падать достаточно резко. А затраты, соответственно, возрастать. И с этой точки зрения поправки в закон теряют свою эффективность, полагает аналитик форекс-брокера «Альпари» Анна Кокорева.

— Вариантов простимулировать нефтяников начать добычу трудноизвлекаемых запасов мало. Правительство выбрало наиболее приемлемый из них, но пожадничало, — считает Кокорева.

По ее словам, сложность разработки Баженовской свиты заключается в том, что добыча сланцевой нефти предполагает бурение на участке множества скважин и трубопровод к каждой из них не подведешь — невыгодно. Нужно искать другие способы транспортировки, но другие еще более затратные — дешевле трубы пока ничего нет.

— Льготное налогообложение повысит привлекательность месторождений с трудноизвлекаемыми запасами среди нефтяных компаний, но не таких сложных, как Баженовская свита, — уверена Кокорева.

По расчетам аналитика «Универ капитал» Дмитрия Александрова, выгода для компаний за счет предоставленных льгот при среднем значении налога на добавленную стоимость (НДПИ) 4,5 тыс. рублей на тонну может составить от $120 до $140 за тонну. Это можно назвать экономией компании в течение этих 3–4 льготных лет. Если прогнозы Минэнерго окажутся верными, и ежегодно будет добываться по 10–15 млн т в год «трудной» нефти, то общая экономия НК при нулевой ставке НДПИ составит от $1,3 млрд до $1,9 млрд.

— При сегодняшней системе налогов даже при нулевой ставке добываемая на трудных месторождениях нефть всё равно будет оставаться дорогой, — считает Григорий Выгон из Сколково. — Поэтому понадобятся еще льготы.

Дума приняла в первом чтении поправки о льготах для «Роснефти» и «Газпром нефти»

Москва. 11 сентября. INTERFAX.RU — Депутаты Госдумы приняли в первом чтении законопроект о налоговых льготах для «Роснефти» и «Газпром нефти», которые за счет этого смогут экономить от 1,5 млрд до 2 млрд рублей в месяц.

Речь идет о праве компаний с 1 мая 2019 года в рамках режима налога на дополнительный доход (НДД) не платить экспортную пошлину на нефть по восьми месторождениям. Правительство внесло эти поправки в Думу в начале июля 2019 года.

Законопроект уточняет порядок применения НДД в нефтяной отрасли.

Этот налог ввели с 1 января 2019 года. В частности, он предусматривает освобождение от экспортных пошлин нефти, добытой на месторождениях в новых регионах нефтедобычи на первоначальном этапе разработки.

Действующее законодательство дает право на эту льготу только организациям-пользователям недр. В правительстве предложили распространить льготу по уплате вывозной таможенной пошлины, предоставляемую в рамках применения НДД, не только на организацию — пользователя недр, но также и на «иных лиц», которые вывозят нефть. При этом у компании должно быть письменное подтверждение в отношении нефти, добытой на месторождениях, которые являются участниками НДД.

«Ряд компаний приняли решение о переходе на НДД по новым проектам в Восточной Сибири, исходя из понимания, что право на льготу предоставляется в отношении товара — нефти, а не конкретного субъекта, ее экспортирующего», — говорится в заключении думского комитета по энергетике. По данным депутатов, в марте 2019 года Федеральная таможенная служба на основании разъяснений Минфина предложила иное толкование закона о таможенном тарифе, в соответствии с которым на момент экспорта нефть должна принадлежать только недропользователю. Экспортеры, не являющиеся плательщиками НДД, не вправе применять льготу. Данное толкование было направленно «на пресечение возможных, но не выявленных злоупотреблений».

В финансово-экономическом обосновании к принятому в первом чтении законопроекту приводятся его бенефициары. «В результате невозможности применения льготы по уплате вывозной таможенной пошлины в отношении нефти, добываемой на Тазовском, Куюмбинском, Игнялинском, Новопортовском, Лодочном, Северо-Комсомольском, Юрубчено-Тохомском, Тагульском нефтегазоконденсатных месторождениях, сумма уплаченной вывозной таможенной пошлины за период с 1 января по 30 апреля 2019 года составила 6,32 млрд рублей, или 1,6 млрд рублей в месяц», — говорится в документе. Первые четыре из перечисленных месторождений разрабатываются «Газпром нефтью», последние — «Роснефтью». «Таким образом, суммы вывозных таможенных пошлин, уплаченные в отношении указанной нефти после 1 мая 2019 года и до даты вступления в силу закона, которые будут подлежать возврату, составят порядка 1,5-2 млрд рублей в месяц в зависимости от даты вступления в силу закона», — уточняется в документе.

Читайте так же:  Если пенсия меньше социальной

Минфин назвал безальтернативным повышение налогов для компенсации льгот «Роснефти»

Заявления нефтяных компаний о дополнительных доходах бюджета в ведомстве назвали «трюком»

Москва. 22 августа. INTERFAX.RU — Минфин может повысить налоговую нагрузку на всю нефтяную отрасль, в том числе повысить НДПИ на нефть и ввести НДПИ на попутный нефтяной газ, чтобы компенсировать выпадение из бюджета за десять лет 600 млрд рублей налоговых льгот, которые получили «Роснефть» и «Газпром нефть» на разработку Приобского месторождения. Первым об этом сообщил «Коммерсантъ». В Минфине «Интерфаксу» подтвердили, что такой шаг обсуждается и что другого выхода ведомство не видит.

«Это действительно наше предложение. Оно связано исключительно с принятым решением о новой льготе для Приобского месторождения. Цена этой льготы — 60 млрд рублей в год (при цене нефти в диапазоне $55-60 за баррель). При этом на долю ФНБ из них придётся 28 млрд рублей, в то время как на базовые доходы бюджета — 32 млрд рублей», — объяснил директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов

По его словам, речь идет о доходах, которые в бюджете уже заложены как средства финансирования национальных проектов.

«Их нельзя просто отдать, нужно искать компенсацию, чтобы в полном объёме была возможность финансировать уже учтенные в бюджете расходные обязательства. Мы ищем источники компенсации, и повысить НДПИ на попутный газ — один из них. У нас нет другого выбора», — сказал чиновник.

В начале августа стало известно, что президент Владимир Путин согласился предоставить льготы «Роснефти» и «Газпром нефти», которые разрабатывают соответственно северный и южный участки Приобского месторождения. Они получат льготы за счет вычетов из НДПИ в течение десяти лет с 2020 года в размере 46 млрд рублей в год для «Роснефти» и 13,5 млрд рублей в год — для «Газпром нефти». В «Роснефти» оценили прирост добычи на Приобке за весь срок действия льгот в 70 млн тонн нефти, а дополнительные налоговые поступления в бюджет — в 660 млрд рублей.

Слова нефтяных компаний о дополнительных доходах бюджета Сазонов назвал «трюком». «Они говорят, что благодаря льготам добыча на Приобке будет падать не так быстро, как могла бы (как могла бы — это опять-таки оценка самих нефтяных компаний), за счет этого что-то получит бюджет. По сути же, это означает, что от уровня 2019 года добыча упадет в любом случае, но в меньшем объеме», — отметил чиновник.

«При этом в прогнозе Минэнерго по всей отрасли падение добычи не заложено, и, соответственно, в доходах бюджета на грядущую трехлетку падение добычи также не предусмотрено. То есть в доходах бюджета заложена полная ставка НДПИ по этому месторождению и стабильная добыча. А сейчас нам говорят, что будет льгота и падающая добыча. Получается, что выпадающие базовые доходы бюджета будут в любом случае, поэтому необходима компенсация», — добавил представитель Минфина.

Пресс-служба «Роснефти» пока не комментирует ситуацию.

Госдума одобрила во II чтении освобождение нефтетрейдеров от вывозных пошлин при НДД

МОСКВА, 23 января. /ТАСС/. Госдума приняла во втором чтении законопроект о льготах для трейдеров по уплате вывозной таможенной пошлины на нефть с месторождений, где действует режим налога на добавленный доход (НДД). Документ инициирован правительством РФ, поправки вносятся в закон «О таможенном тарифе».

Согласно законопроекту, предлагается распространить льготы по уплате вывозной таможенной пошлины на нефть, добытую на месторождениях в новых регионах нефтедобычи на первоначальном этапе разработки, не только на компанию-недропользователя, но также и на другие организации, которые экспортируют такую нефть.

«Одним из условий освобождения от уплаты экспортных пошлин является принадлежность экспортируемой нефти только недропользователю. В связи с этим право на освобождение от экспортных пошлин на нефть не применяется в отношении проектов, нефть на которых добывают компании-недропользователи, а экспортируют компании, приобретающие у них нефть и реализующие ее конечным иностранным покупателям. Законопроектом предлагается распространить льготы по уплате вывозной таможенной пошлины не только на организацию — пользователя недр, но также и на других лиц, осуществляющих вывоз сырой нефти», — указывают в кабмине.

Документ восстанавливает право на использование льготы иными лицами. Суммы вывозных таможенных пошлин, уплаченные ими до вступления в силу законопроекта, которые будут им возвращены, не могут считаться выпадающими доходами (расходами) федерального бюджета, поскольку данные суммы не планировались в качестве доходов бюджета, говорится в пояснительной записке.

Льготы по НДПИ: вычеты

Исчисленная сумма НДПИ может быть уменьшена налогоплательщиком по основаниям, которые отражены в ст. 343.1, 343.2 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 343.1 НК РФ налогоплательщики, добывающие уголь, могут уменьшить НДПИ на расходы, которые имеют отношение к обеспечению безопасности труда. При этом вместо данной льготы (при ее неприменении) налогоплательщик может включить соответствующие расходы в те издержки, которые учитываются при расчете базы по налогу на прибыль.

В соответствии с п. 3 ст. 343.2 НК РФ налогоплательщики, добывающие нефть в Татарстане и Башкортостане, вправе рассчитывать на особые льготы, установленные для черного золота. Так, если нефтяная компания осуществляет добычу углеводородов в Татарстане по лицензии, выданной до 01.07.2011, а также при условии, что начальные запасы нефти по месторождению составляют 200 млн тонн и более на 01.01.2011, применяется вычет, исчисляемый в миллионах рублей по формуле, определенной в п. 3 ст. 343.2 НК РФ.

Вычет может быть применен в рамках налогового периода с 01.01.2012 по 31.12.2018.

Кроме того, плательщик НДПИ может применить еще один вычет — в виде уменьшения налогооблагаемой базы (определяемой исходя из стоимости ископаемого) по ископаемому, которое реализуется на рынке, на расходы, связанные с доставкой соответствующего продукта потребителю. Порядок применения данного вычета регламентирован ст. 340 НК РФ.

Дорогой подарок

Нефтяная отрасль становится одной из самых льготируемых отраслей экономики. За прошедшее пятилетие наблюдался как рост общего объема льготируемой добычи, так и количества категорий льготируемых месторождений (более десятка льготных категорий в настоящее время). С 2013 года доля преференций для добычи нефти возросла с 26,7% в 2013 году до 49,8% в 2018 году (56,6% в I квартале 2019 года). Сумма потерь федерального бюджета от применения льготного налогообложения увеличилась более чем в два раза — соответственно, с 0,5 трлн рублей до 1,2 трлн рублей. Никакими геологическими причинами невозможно мотивировать фактическое удвоение льгот за несколько лет.

Такая динамика стала хорошо заметна после проведенного Минфином в последние годы учета налоговых расходов через оценку эффективности бюджетных расходов. Как следует из «Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», в 2022 году льготы нефтяникам превысят 1,6 трлн рублей (1636,9 млрд рублей).

Читайте так же:  Льготы пенсионерам в башкирии

Нефтяники любят рапортовать, что добыча нефти растет, следовательно, мы движемся в правильном направлении. Но, несмотря на все льготы суммарный объем добычи самой нефти за последние пять лет практически не менялся, незначительно колеблясь вокруг значения 490 млн тонн в год (налогооблагаемый объем, без учета СРП). Более чем двукратное увеличение предоставляемых нефтяным компаниям льгот не привело к сопоставимому росту инвестиций в добычу, которые в период с 2014 до 2018 год выросли лишь немного выше 350 млрд рублей (33%). В то же время рост денежного потока (показатель EBITDA) в целом по отрасли с 2014 до 2018 года составил более 2 трлн рублей (с 1,8 трлн до 3,9 трлн рублей).

Об этой проблеме говорил и Владимир Путин, объявивший 22 июля 2019 года о моратории на предоставление новых налоговых льгот при разработке нефтяных месторождений до завершения инвентаризации их запасов и разработки единых критериев и порядка предоставления мер господдержки до 31 декабря 2019 года. За это время правительство должно установить жесткие ограничения для отраслевых лоббистов. Разумно было бы при разработке федеральных законов, приводящих к возникновению новых расходных обязательств или снижению доходов субъектов РФ, осуществлять подготовку предложений, реализация которых позволит полностью или частично компенсировать снижение таких доходов или рост расходов.

Однако лоббизм никуда не исчез. В августе 2019 года льготы были предоставлены для Приобского месторождения. Для работающей на этом месторождении «Роснефти» предусмотрен десятилетний вычет по НДПИ на 46 млрд рублей в год. Для «Газпром нефти» — такой же вычет на 13,5 млрд рублей в год с 2020 года. За это компании обещают инвестировать в бурение на Приобском месторождении, чтобы остановить резкое падение добычи.

Но от правительства требуют новых льгот для месторождений Арктики (надо заметить, что и без этих льгот добыча нефти в Арктике выросла в полтора раза за шесть лет). Нефтяники требуют льгот по налогу на прибыль и вычеты из отчислений в страховые фонды, по налогу на имущество, земельному налогу, а также ряд других преференций. Минфин сумел противостоять наиболее радикальным планам по бессрочному освобождению от уплаты НДПИ новых месторождений на шельфе северных морей.

В октябре согласованный Минфином, Минэнерго и Минвостокразвития вариант преференций стал скромнее. Теперь главный смысл предоставляемых льгот таков: преференции только в обмен на разработку новых месторождений. За остальное придется заплатить налоги. Речь идет о том, что арктические проекты будут отнесены к новой, пятой категории при начислении налога на дополнительный доход (НДД), а ставка НДПИ будет обнулена лишь на первые 12 лет добычи. Затем в течение пяти лет будет действовать переходный период, во время которого ставка НДПИ будет расти от 0 до 100%.

В Минфине заняли жесткую позицию. Даже льготы по приобскому месторождению должны сопровождаться компенсацией выпадающих доходов бюджета. Речь идет о введении НДПИ для попутного нефтяного газа, который до этого не уплачивался нефтяниками. Нулевая ставка на попутный газ, кстати, тоже своеобразная льгота отрасли, которая предоставлялась для того, чтобы нефтяные компании смогли освоить технологии по переработке такого сырья. «Это полезное ископаемое, которое, в отличие от всех полезных ископаемых, имеет нулевую ренту. Мы полагаем, что нулевая рента для полезного ископаемого недопустима», — объяснял летом этого года директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина РФ Алексей Сазанов. При этом Минфин настаивает на компенсации только тех доходов, которые по текущему бюджетному правилу поступают в бюджет и используются на текущие расходы.

Какие льготы установлены для плательщиков НДПИ

Под льготами для плательщиков НДПИ правомерно понимать:

  • возможность не уплачивать соответствующий налог в принципе;
  • возможность пользоваться нулевой ставкой по НДПИ;
  • возможность использовать вычеты по соответствующему налогу.

Рассмотрим подробно сущность каждой из отмеченных преференций, позволяющих снизить сумму налога к уплате.

Льготы по НДПИ: когда можно не платить налог

НДПИ может не уплачиваться в установленных законом случаях:

1. Если добываемое сырье или минерал не могут быть отнесены к объектам налогообложения (перечень ископаемых, которые не считаются объектами налогообложения по НДПИ, зафиксирован в п. 2 ст. 336 НК РФ).

2. Индивидуальными предпринимателями. Это возможно в случае, если одновременно соблюдаются следующие 2 критерия:

  • ископаемое добывается для личных нужд ИП — то есть без дальнейшей переработки в производстве или перепродажи;
  • ископаемое относится к категории общераспространенных.

Перечень общераспространенных ископаемых зафиксирован в рекомендациях, которые утверждены распоряжением МПР России от 07.02.2003 № 47-р. К таким ископаемым относятся, в частности, обычный песок, ПГС (п. 2.2 рекомендаций).

3. Любыми хозяйствующими субъектами, если осуществляется извлечение полезных ископаемых, которые залегают над недрами — то есть в почвенном слое (преамбула к Закону «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-I). Это возможно, например, если хозяйствующий субъект — строительная фирма и в ходе работ она извлекает песок из почвы в котловане.

Критерии определения глубины почвенного слоя не зафиксированы в федеральном законодательстве РФ. Но во многих региональных правовых актах есть норма, по которой хозяйствующий субъект, извлекающий полезные ископаемые из земли в пределах глубины 5 метров, не должен оформлять лицензию на их добычу и становиться, таким образом, субъектом уплаты НДПИ. В свою очередь, если ископаемые извлекаются с большей глубины — лицензия нужна (например, ст. 15 закона Нижегородской области «О недропользовании» от 03.11.2010 № 169-3).

Собственно, факт наличия лицензии у ИП или юрлица на добычу полезных ископаемых — единственный критерий установления у того или иного лица статуса плательщика НДПИ (письмо Минфина РФ от 08.10.2013 № 03-06-05-01/41901).

В свою очередь, добыча ископаемых без лицензии штрафуется на основании положений п. 1 ст. 7.3 КоАП РФ. Кроме того, вред, нанесенный природе, должен быть компенсирован (ст. 51 закона «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-I).

Итоги

К числу льгот по НДПИ относится возможность:

  • не платить данный налог в принципе;
  • пользоваться нулевой ставкой по нему;
  • применять вычеты.

Видео (кликните для воспроизведения).

При этом основания для неуплаты НДПИ, определенные для ИП и юрлиц, в ряде случаев различаются.

Источники

Налоговые льготы на нефть
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here