Налоговые льготы для учреждений культуры

Налоговые льготы для учреждений культуры

Музеи, театры и библиотеки, учредителями которых являются субъекты РФ или муниципальные образования, с 2020 г. смогут исчислять налог на прибыль по ставке 0% (с учетом особенностей, установленных новой ст. 284.8 НК РФ). При этом федеральные музеи, театры и библиотеки под льготу не подпадают. Соответствующие изменения в НК РФ внес Федеральный закон от 26.07.2019 № 210-ФЗ (см. п. 7, 9 ст. 1, п. 2 ст. 4).

Нулевая ставка будет применяться ко всей прибыли учреждений (кроме налоговой базы по дивидендам и процентам по ценным бумагам), если налогооблагаемые доходы от определенных видов деятельности (их перечень утвердит Правительство РФ) составят не менее 90% от всех доходов, учитываемых в составе налоговой базы. Для этого вместе с налоговой декларацией за истекший год в инспекцию потребуется представить сведения о доле доходов от льготной деятельности. Форму, по которой необходимо подать эту информацию, утвердит ФНС России.

Отметим, что государственные (муниципальные) музеи, театры и библиотеки создаются, как правило, в форме бюджетных или автономных учреждений. В основном их деятельность финансируется из регионального (муниципального) бюджета в рамках выполнения государственного (муниципального) задания. Соответствующие целевые поступления из бюджета, а также произведенные за их счет расходы не учитываются для целей налогообложения, если ведется раздельный учет таких доходов и расходов (абз. 1, пп. 3 п. 2 ст. 251 НК РФ).

Таким образом, ставка 0% может применяться указанными учреждениями к прибыли, которая получена от оказания платных услуг без учета целевых бюджетных поступлений и произведенных за их счет расходов в рамках выполнении государственного или муниципального задания.

Также Федеральный закон от 26.07.2019 № 210-ФЗ (см. ст. 2, 3) предоставил организациям, ведущим образовательную и (или) медицинскую деятельность, а также осуществляющим социальное обслуживание граждан, право бессрочно применять ставку 0% по налогу на прибыль. Ранее планировалось, что действие этой ставки для указанных организаций должно прекратиться с 2020 г.

Льготы по налогу на прибыль для казенных учреждений и учреждений культуры: НК РФ ждут изменения

twinsterphoto / Depositphotos.com

Среди множества поправок, которые планируется внести в Налоговый кодекс, некоторые имеют большое значение для государственных и муниципальных учреждений, и касаются они налогообложения прибыли.

В частности, от налога на прибыль могут освободить большую часть доходов казенных учреждений – к доходам, не учитываемым при определении налоговой базы, планируется отнести средства, полученные казенными учреждениями от приносящей доход деятельности, которые в силу закона подлежат перечислению в бюджет. На сегодняшний день соответствующая норма НК РФ распространяется только на доходы в виде средств, полученных казенными учреждениями от оказания услуг и выполнения работ. Внесение поправок 1 позволит казенным учреждениям не облагать налогом также иные доходы от приносящей доход деятельности, например:

  • суммы возмещения убытков или ущерба;
  • средства, полученные от сдачи металлолома;
  • суммы страхового возмещения, полученные от страховой компании по ОСАГО, КАСКО и др.

Кроме того, планируется установить нулевую ставку по налогу на прибыль в отношении доходов региональных или муниципальных музеев, театров и библиотек. Применять льготную ставку учреждения смогут при условии, что доходы от их деятельности составляют не менее 90% всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы.

А вот применение организациями, осуществляющими медицинскую и/ или образовательную деятельность, ставки налога на прибыль в размере 0%, которое было предусмотрено только до 1 января 2020 года, теперь будет возможно и после этой даты – на постоянной основе.

1 С текстом законопроекта «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (в части реализации положений Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годы)» и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/04/09-18/00084113).

Налоговая служба разъяснила особенности применения освобождения от уплаты НДС при продаже билетов на культурные мероприятия в парках

blueringmedia / Depositphotos.com

ФНС России опубликовала письмо с пояснения о возможности применения освобождения от уплаты НДС при оказании услуг в в парках культуры и отдыха (письмо ФНС России от 30 августа 2019 г. № АС-4-20/[email protected]).

По общему правилу от уплаты НДС освобождаются услуги, оказываемые организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства при реализации входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищные, культурно-просветительные и зрелищно-развлекательные мероприятия при условии выдачи бланка строгой отчетности по утвержденной форме (подп. 20 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса).

Законодательством установлено, что ККТ обязаны применять организации и предприниматели при осуществлении расчетов (п. 1 ст. 1.2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ, далее – Закон № 54-ФЗ). С 1 июля 2019 г. под бланком строгой отчетности понимается первичный учетный документ, приравненный к кассовому чеку. Он должен быть сформирован в электронной форме или отпечатан с применением автоматизированной системы для бланков строгой отчетности в момент расчета между пользователем и клиентом за оказанные услуги. В нем должны содержаться сведения о расчете, подтверждающие факт его осуществления.

Для формирования бланков строгой отчетности используется специализированная кассовая техника, которая, в отличие от обычной, применяется только при осуществлении расчетов наличными и (или) электронными средствами платежа за оказанные услуги или выполненные работы (ст. 1.1 Закона № 54-ФЗ). Формы бланков, а именно «Билет», «Абонемент», «Экскурсионная путевка», утверждены приказом Минкультуры России от 17 декабря 2008 г. № 257.

ККТ не применяется при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями или предпринимателями, за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением (п. 9 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ). При этом, как поясняет ФНС России, что Закон № 54-ФЗ не запрещает применять кассовую технику в вышеуказанном случае.

Читайте так же:  Пенсия по выслуге лет для моряков

Пользователь, в предусмотренных законодателем случаях, может выдать клиенту кассовый чек (бланк строгой отчетности) на бумажном носителе с указанием на нем соответствующих реквизитов, позволяющих идентифицировать этот чек или бланк: QR-код или дата и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумма расчета, заводской номер фискального накопителя и фискальный признак документа.
Поэтому, по мнению налоговой службы, организации, осуществляющие деятельность в сфере оказания услуг в парках культуры и отдыха, вправе применять освобождение от уплаты НДС при реализации физлицам входных билетов на посещение мероприятия в случае:

  • выдачи билета в виде бланка строгой отчетности, сформированного порядке, предусмотренным Законом № 54-ФЗ;
  • одновременной выдачи билета по утвержденной форме и кассового чека (бланка строгой отчетности) сформированного в порядке, предусмотренном Законом № 54-ФЗ;
  • выдачи билета по утвержденной форме с содержащимися на нем вышеуказанными реквизитами кассового чека (бланка строгой отчетности), позволяющими идентифицировать этот документ.

Энциклопедия решений. Особенности налогообложения бюджетных и автономных учреждений культуры и искусства

Особенности налогообложения бюджетных и автономных учреждений культуры и искусства

Общее понятие «учреждения культуры и искусства» для целей налогообложения не определено (ст. 11 НК РФ). Однако главы 21 и 25 НК РФ предусматривают ряд льгот или особенностей налогообложения для поименованных в специальных нормах учреждений, относящихся к сфере культуры и искусства.

В соответствии с пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ к организациям, осуществляющим деятельность в сфере культуры и искусства, в целях этого подпункта относятся театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, дома (в частности кино, литератора, композитора), планетарии, парки культуры и отдыха, лектории и народные университеты, экскурсионные бюро (за исключением туристических экскурсионных бюро), заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки. Указанный перечень хоть и является закрытым, но достаточно широк.

Внимание

Положения пп. 20 п. 2 ст. 149 не содержат ограничений ни по форме собственности, ни по типу учреждений.

Перечень операций, не подлежащих налогообложению по пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ, также достаточно широк. К ним относятся:

— услуги по предоставлению напрокат предметов, используемых в сфере культуры и искусства (перечень см. в пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ);

— услуги по изготовлению копий документов на различных носителях (перечень см. в пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ), используемых в учебных целях, в сфере культуры и искусства;

— услуги по звукозаписи театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, по изготовлению копий звукозаписей из фонотек организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства;

— услуги по доставке читателям и приему у читателей печатной продукции из фондов библиотек;

— услуги по составлению списков, справок и каталогов экспонатов, материалов и других предметов и коллекций, составляющих фонд организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства;

— услуги по предоставлению в аренду сценических и концертных площадок другим организациям, осуществляющим деятельность в сфере культуры и искусства (см. также письма ФНС России от 22.05.2014 N ГД-4-3/[email protected], Минфина России от 18.03.2014 N 03-07-08/11698);

— услуги по предоставлению музейных предметов, музейных коллекций, по организации выставок экспонатов, по показу спектаклей, концертов и концертных программ, иных зрелищных программ вне места нахождения организации, осуществляющей деятельность в сфере культуры и искусства (с 1 октября 2013 года);

— услуги по распространению билетов и реализация входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках и парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности (формы бланков строгой отчетности «Билет», «Абонемент» и «Экскурсионная путевка» утверждены приказом Минкультуры России от 17.12.2008 N 257).

— реализация программ на спектакли и концерты, каталогов и буклетов.

Налог на прибыль

С 1 января 2014 года глава 25 НК РФ дополнена положениями, направленными на поддержку бюджетных учреждений, осуществляющих деятельность в области культуры и искусства.

Внимание

Нормы пп. 6 п. 2 ст. 256, п. 7 ст. 259 НК РФ распространяются только на театры, музеи, библиотеки, концертные организации, являющиеся бюджетными учреждениями.

На основании пп. 6 п. 2 ст. 256 НК РФ стоимость культурных ценностей, приобретенных музеями , являющимися бюджетными учреждениями, в Музейный фонд РФ , включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в полной сумме в момент приобретения указанных объектов. Учитывая требования ст. 251 НК РФ, согласно которым не учитываются доходы и, соответственно, расходы, полученные (осуществленные) в рамках целевого финансирования и целевых поступлений, эта норма может применяться только в отношении приобретений, осуществленных за счет средств от приносящей доход деятельности.

В соответствии с п. 7 ст. 259 НК РФ театры, музеи, библиотеки, концертные организации , являющиеся бюджетными учреждениями, вправе не применять общий порядок амортизации, предусмотренный ст. 259 НК РФ, в отношении объектов амортизируемого имущества, за исключением объектов недвижимого имущества. Расходы этих учреждений культуры и искусства по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества и расходы, осуществленные в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов основных средств, осуществленные за счет средств от приносящей доход деятельности , признаются в составе материальных расходов в полной сумме по мере ввода соответствующих объектов в эксплуатацию.

Если учреждение примет решение применять этот порядок признания расходов, то его следует утвердить в учетной политике учреждения для целей налогообложения.

Кроме того, театры, музеи, библиотеки, концертные организации, являющиеся бюджетными учреждениями, не исчисляют и не уплачивают авансовые платежи, а налоговую декларацию представляют только по истечении налогового периода (календарного года) (п. 3 ст. 286, п. 2 ст. 289 НК РФ).

Внимание

Автономные учреждения культуры и искусства применяют общие нормы главы 25 НК РФ с учетом положений ст. 251 НК РФ.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Читайте так же:  Предпенсионеры пособие по безработице сроки

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Информационный блок «Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль» — это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций бюджетной сферы

Материал приводится по состоянию на февраль 2020 г.

См. содержание Энциклопедии решений

Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.

Перечень сокращений, используемых в Энциклопедии решений и других аналитических материалах :

Закон N 402-ФЗ — Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

Инструкция N 157н — Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н

Инструкция N 162н — Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н

Инструкция N 174н — Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н

Инструкция N 183н — Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н

Указания N 65н — Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н

Порядок N 209н — Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н

Порядок N 85н — Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 N 85н

Порядок N 132н — Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н

Приказ N 52н — Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению»

Инструкция N 33н — Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Инструкция N 191н — Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

КБК — коды бюджетной классификации

КОСГУ — Классификация операций сектора государственного управления

КФО — код вида финансового обеспечения (деятельности)

План ФХД — План финансово-хозяйственной деятельности

ГРБС — главный распорядитель бюджетных средств

ПБС — получатель бюджетных средств

Орган-учредитель — орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения

С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

А. Семенюк, заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России), государственный советник РФ 3 класса

В. Пименов, руководитель объединенной редакции «Бюджетная сфера» и Департамента бюджетной методологии компании «Гарант», эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ «Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко» Минобороны России, профессиональный бухгалтер

Е. Янчарин, зам. начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России с 2016 по 2018 год

Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы «1С» в организациях бюджетной сферы

Cотрудники объединенной редакции «Бюджетная сфера» компании «Гарант»:

А. Шершнева, заместитель руководителя редакции, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

В. Сульдяйкина, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы «1С»

А. Киреева, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы «1С»

Н. Андреева, редактор-эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России

О. Левина, редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса

О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор

А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук

Видео (кликните для воспроизведения).

Сотрудники Департамента бюджетной методологии службы Правового консалтинга ГАРАНТ:

А. Суховерхова, заместитель руководителя департамента, член Союза развития государственных финансов

Т. Разрезова, эксперт, государственный советник 1 класса

Льготы по НДС по услугам в области культуры (Семенихин В.В.)

Дата размещения статьи: 10.09.2014

Реализация ряда услуг, оказываемых в области культуры, не облагается налогом на добавленную стоимость.
Однако зачастую неоднозначность трактовки льготных норм гл. 21 Налогового кодекса Российской Федерации не позволяет налогоплательщику применять их правильно. Поэтому в данной статье мы поговорим о порядке применения льготного налогового режима по услугам в области культуры более подробно.

Обратите внимание! В Письме УФНС России по г. Москве от 18 октября 2010 г. N 16-15/108644 столичные чиновники разъясняют, что при реализации (уступке, переуступке) прав на использование (включая прокат и показ) кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма, от НДС освобождаются организации любой формы собственности и ведомственной принадлежности (в том числе организации кинематографии) и индивидуальные предприниматели.
К «культурным» льготам можно приравнять и некоторые виды добровольных льгот, которые перечислены в п. 3 ст. 149 НК РФ и применяются по инициативе самого налогоплательщика.
В соответствии с пп. 13 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) на территории Российской Федерации:
— реализация входных билетов, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности, организациями физической культуры и спорта на проводимые ими спортивно-зрелищные мероприятия;
— оказание услуг по предоставлению в аренду спортивных сооружений для подготовки и проведения указанных мероприятий.

Читайте так же:  Единовременная выплата пенсии работающим пенсионерам

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Законопроект предлагает введение единого федерального реестра турагентов. Предусматривается, что реестр будет функционировать в виде подсистемы информационной системы «Единый федеральный реестр туроператоров». Внесение сведений о турагенте осуществляется туроператором путем заполнения электронных форм или размещения информации в личном кабинете туроператора в системе Единого федерального реестра туроператоров или автоматизированного взаимодействия информационной системы туроператора с реестром турагентов.

Законопроект призван упорядочить отношения, возникающие между органами государственной власти и лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, службами заказа легкового такси, а также отношения, возникающие между лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, и службами заказа легкового такси.

Законопроект определяет правовые и организационные основы установления, оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Российской Федерации, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления государственных и муниципальных услуг, оценки соответствия продукции и иных форм оценок и экспертиз.

Переход к ценообразованию в сфере ОСАГО, базирующийся на рыночных принципах и конкуренции, предоставлении страховщикам права самостоятельно определять подход к применению базовых ставок страховых тарифов в пределах их максимальных и минимальных значений, регулируемых Банком России, с учетом личностных характеристик страхователя и лиц, допущенных им к управлению транспортным средством, в частности, наличия у таких лиц неоднократных административных наказаний за грубые нарушения ПДД.

Актуальность проекта федерального закона связана с необходимостью создания правового регулирования, благодаря которому только добросовестные турагенты и туроператоры смогут осуществлять свою деятельность в туристской сфере на территории Российской Федерации. Без введения обязательности формирования электронной путевки и размещения сведений о ней в системе туроператорами и турагентами невозможно обеспечить достижение поставленных перед системой целей и выполнение стоящих задач.

Инвестиционный вычет: льготы для благотворителей и меценатов в 2019 году

Инвестиционный вычет для организаций-благотворителей

В соответствии с законом организации смогут уменьшить налог на прибыль, уплачиваемый в региональный бюджет, на сумму пожертвований. Уменьшить разрешается как саму региональную часть налога на прибыль организаций, так и авансовые платежи по этому налогу.

Налоговый вычет составляют следующие расходы плательщика (пп. 3 п. 2 ст. 286.1 НК РФ):

  • пожертвования государственным и муниципальным учреждениям, осуществляющим деятельность в области культуры;
  • пожертвования, перечисляемые некоммерческим организациям (фондам) на формирование целевого капитала в целях поддержки учреждений культуры.

К вычету разрешается принять 100% суммы осуществленных в налоговом периоде пожертвований. Вычет будет действовать вплоть до 31 декабря 2027 года (Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ).

Кто не сможет применить инвестиционный вычет

Не вправе применять инвестиционный налоговый вычет следующие категории налогоплательщиков (п. 11 ст. 286.1 НК РФ):

  • организации – участники региональных инвестиционных проектов и резиденты особых экономических зон;
  • организации, осуществляющие деятельность, связанную с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении;
  • организации – участники свободной экономической зоны и резиденты свободного порта Владивосток;
  • организации – участники проекта «Сколково»;
  • иностранные организации – резиденты РФ.

Также на сумму вычета нельзя будет уменьшить налог, исчисленный в отношении консолидированной группы налогоплательщиков (п. 10 ст. 286.1 НК РФ).

Кроме того, не смогут применить новый вычет и организации, зарегистрированные в регионе, в котором отсутствует закон об инвестиционном вычете для благотворителей.

Социальный вычет по НДФЛ для меценатов

Наряду с установлением инвестиционного вычета по налогу на прибыль закон расширил и налоговые льготы по НДФЛ для меценатов.

В этих целях субъектам РФ было предоставлено право увеличивать величину социальных вычетов для физлиц, которые направляют пожертвования в учреждения культуры.

Напомним, до 2019 года социальный вычет по НДФЛ уже действовал в отношении доходов физлиц, осуществляющих пожертвования ряду организаций. Например, благотворительным и религиозным организациям, социально ориентированным НКО и организациям, осуществляющим деятельность в области науки.

Данный вычет предоставляется в размере фактически произведенных расходов, но не более 25% суммы дохода, полученного физлицом в налоговом периоде.

С 01.01.2019 для физлиц, осуществляющих пожертвования государственным и муниципальным учреждениям культуры, вводится повышенный социальный вычет. Законом субъекта РФ этот вычет может быть увеличен до 30% суммы дохода, полученного физлицом в налоговом периоде.

Также регионы смогут установить категории учреждений культуры, пожертвования которым могут быть приняты к вычету в увеличенном размере.

Вводятся налоговые льготы для учреждений культуры

Федеральным законом от 26.07.2019 № 210-ФЗ внесены изменения в НК РФ. Так, в частности введена статья 284.8 в соответствии, с которой музеи, театры, библиотеки, учредителями которых являются субъекты РФ и муниципальные образования вправе применять нулевую налоговую ставку при исчислении налога на прибыль.

Налоговая ставка 0 % применяется ко всей налоговой базе в случае, если доходы от деятельности музеев, театров, библиотек, учитываемые при определении налоговой базы составляют не менее 90 % всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы.

Для применения нулевой налоговой ставки учреждения в установленные сроки для представления налоговой декларации за налоговый период, представляют в ФНС по месту своего нахождения сведения о доле доходов. Форма представления сведений утверждается Федеральной налоговой службой.

Отметим, что положения ст. 284.8 НК РФ вступают в силу с 01.10.2019. Закон вступил в силу с 26.07.2019.

Путин подписал закон о налоговых льготах для меценатов, помогающих учреждениям культуры

Президент России Владимир Путин подписал федеральный закон от 27.11.2018 № 426-ФЗ, предусматривающий введение налоговых льгот для граждан и организаций, оказывающих финансовую помощь учреждениям культуры.

Физические лица смогут получить социальный налоговый вычет в размере до 30% от суммы дохода, который подлежит налогообложению. Размер вычета, категории учреждений культуры и некоммерческих организаций устанавливаются региональными законами. Вычет на пожертвования существует и сейчас, но он составляет 25% от суммы дохода физлица, облагаемого НДФЛ.

Для организаций, оказывающих помощь учреждениям культуры, также предусмотрена возможность уменьшения налога на прибыль — виде инвестиционного налогового вычета. Однако данный вычет не может превышать сумму пожертвования, предельный размер которого регионы также определят сами.

Закон вступает в силу с 1 января 2019 года.

Читайте так же:  Шахтеры пенсия выслуга лет

Применение АУ ставки 0% по налогу на прибыль: новшества с 2020 года

Семинары и вебинары Аюдар Инфо

В летнюю сессию законодатели приняли целый перечень законов, в том числе Федеральный закон от 26.07.2019 № 210‑ФЗ, которым внесены изменения в гл. 25 НК РФ.

Некоторые изменения касаются автономных учреждений:

  • сохраняется ставка по налогу на прибыль в размере 0 % для организаций, осуществляющих образовательную и (или) медицинскую деятельность, а также для организаций, осуществляющих социальное обслуживание граждан;
  • предусматривается ставка 0 % по налогу на прибыль для музеев, театров и библиотек.

Указанные изменения вступают в силу 01.01.2020.

Учреждения, осуществляющие образовательную и (или) медицинскую деятельность,
вправе применять ставку 0 % и после 01.01.2020.

В силу п. 1.1 ст. 284 НК РФ к налоговой базе, определяемой учреждениями, осуществляющими образовательную и (или) медицинскую деятельность, применяется ставка 0 % с учетом особенностей, предусмотренных ст. 284.1 НК РФ.

Согласно п. 6 ст. 5 Федерального закона от 28.12.2010 № 395‑ФЗ указанные нормы должны были действовать с 01.01.2011 по 01.01.2020. Статьей 2 Федерального закона № 210‑ФЗ из этого правила исключены слова «по 01.01.2020».

Таким образом, образовательным и медицинским учреждениям предоставлено право применять нулевую ставку по налогу на прибыль бессрочно (при выполнении условий, перечисленных в ст. 284.1 НК РФ).

Если учреждение в этом году исчисляет налог на прибыль по ставке 0 %, то при желании и наличии оснований оно может продолжить это делать и в 2020 году. При этом представлять заявление в налоговый орган не нужно.

Если учреждение ранее не применяло нулевую ставку и (при наличии оснований) планирует это сделать с 01.01.2020, то не позднее чем за один месяц до начала 2020 года ему следует подать в налоговый орган по месту своего нахождения заявление вместе с копиями лицензий на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности согласно п. 5 ст. 284.1 НК РФ.

Учреждения, которые ранее применяли нулевую ставку, а затем перешли на общую (20 %), вправе снова вернуться к нулевой ставке не ранее чем через пять лет начиная с налогового периода, в котором был переход на общую ставку. Например, с 2020 года могут использовать ставку 0 % только те учреждения, которые перешли на применение ставки 20 % с 2015 года и ранее.

6

Подробнее об использовании ставки 0 % учреждениями, осуществляющими образовательную и (или) медицинскую деятельность, читайте на стр. .

Бессрочное применение нулевой ставки для организаций, осуществляющих социальное обслуживание граждан

В соответствии с п. 1.9 ст. 284 НК РФ к налоговой базе, определяемой организациями, осуществляющими социальное обслуживание граждан, применяется ставка 0 % с учетом особенностей, преду­смотренных ст. 284.5 НК РФ.

Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2014 № 464‑ФЗ указанные нормы должны действовать с 01.01.2015 по 01.01.2020. Теперь это правило исключается благодаря ст. 3 Федерального закона № 210‑ФЗ, и учреждения, осуществляющие социальное обслуживание граждан, могут применять ставку 0 % бессрочно.

Если учреждение не применяло ставку 0 % и хочет сделать это с 01.01.2020, не позднее чем за один месяц до начала 2020 года ему, согласно п. 5 ст. 284.5 НК РФ, следует подать в налоговый орган по месту своего нахождения заявление, а также сведения, подтверждающие выполнение условий для применения льготы, прописанных в п. 3 этой статьи. (Учреждениям, которые облагали прибыль по ставке 0 % в 2019 году, для продолжения применения этой ставки в 2020 году представлять заявление в налоговый орган не нужно.)

Обращаем ваше внимание, что если учреждение ранее применяло ставку 0 %, а затем перешло на общую ставку, то оно, согласно п. 9 ст. 284.5 НК РФ, не вправе повторно перейти на использование нулевой ставки.

Условия для применения инвестиционного вычета

Ст. 286.1 НК РФ устанавливает лишь общие принципы применения инвестиционного вычета организациями. Само же право на его применение устанавливается законом субъекта РФ. Если регион не принял соответствующего закона, благотворители, действующие на его территории, не смогут применить вычет.

Кроме того, субъекты РФ устанавливают и категории учреждений культуры, пожертвования которым учитываются при определении инвестиционного налогового вычета.

Вычет применяется к налогу, исчисленному за период, в котором фактически перечислены соответствующие пожертвования. Если вычет окажется больше величины налога, подлежащего уплате, вычет можно перенести на последующие налоговые (отчетные) периоды.

Вычет применяется по месту нахождения организации, а также по месту нахождения ее обособленных подразделений. Предельные суммы пожертвований, учитываемых в составе инвестиционного налогового вычета, установят субъекты РФ.

Музеям, театрам и библиотекам – нулевая ставка по налогу на прибыль с 01.01.2020.

С 01.01.2020 ст. 284 дополняется п. 1.13, где говорится, что к налоговой базе, определяемой музеями, театрами, библиотеками, учредителями которых являются субъекты РФ или муниципальные образования, применяется налоговая ставка 0 % с учетом особенностей, установленных ст. 284.8 НК РФ (также вводимой с указанной даты).

При этом ставка 0 % применяется ко всей налоговой базе при выполнении следующего условия:

Доходы от деятельности музеев, театров, библиотек, включенной в Перечень видов культурной деятельности, установленный Правительством РФ

Все доходы, учитываемые при определении налоговой базы в соответствии с гл. 25 НК РФ

Например, за 2020 год расходы музея составили 350 000 руб., внереализационные доходы – 40 000 руб. При этом доходы от деятельности, включенной в перечень, равнялись 500 000 руб., что составляло 92,6 % в общем объеме доходов (500 000 / (500 000 + 40 000)). Ставка 0 % будет применяться ко всей облагаемой базе (с учетом внереализационных доходов), равной 190 000 руб. (500 000 + 40 000 ‑ 350 000 руб.).

Указанная льгота носит заявительный характер, получать разрешение на ее применение не нужно. Необходимо лишь подтвердить право на нее.

Так, согласно п. 3 ст. 284.8 НК РФ для использования ставки 0 % вышеназванные налогоплательщики в сроки, установленные для представления налоговой декларации за налоговый период, подают в налоговый орган по месту своего нахождения сведения о доле доходов, определяемых в соответствии с положениями п. 2 данной статьи. Форма для представления сведений будет утверждена ФНС.

Имейте в виду: указанные учреждения, применяющие ставку 0 %, не освобождаются от обязанности ведения налогового учета и представления налоговой декларации.

Согласно ст. 289 НК РФ театры, музеи, библиотеки, являющиеся бюджетными учреждениями, представляют декларацию по налогу на прибыль только по истечении налогового периода (календарного года) (п. 2) не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4).

Читайте так же:  Оплата услуг салона красоты пособие по безработице

Учреждения культуры будут освобождены от налога на прибыль

«Не только медицинские и образовательные организации будут освобождены от уплаты налога на прибыль, но и региональные и муниципальные музеи, театры и библиотеки. Сэкономленные средства пойдут на повышение зарплат работникам», — сказал президент.

Мы предложили работникам культуры прокомментировать одну из самых злободневных проблем в их сфере.

Заместитель директора по экономическим вопросам Владимирской областной научной библиотеки Любовь Осокина.

— Это будет очень большим подспорьем для нас. Все же ставка этого налога — 20 процентов. Это немало. Зарплаты у библиотекарей не слишком высокие, мы боремся за каждый рубль, за любую возможность улучшить материальное положение своих сотрудников. Стараемся развивать и платные услуги наряду с бесплатными. Но раньше средства, заработанные, например, от детского языкового кружка, можно было направить только на зарплату тех сотрудников, кто этот кружок ведет и на приобретение материалов, необходимых для его деятельности. Тогда эти деньги списывались в расходы. А если мы их направляли на премирование других сотрудников, то они уже рассматривались как прибыль, и с них удерживался налог. Если библиотеки освободят от уплаты налога на прибыль, то это не только даст нам дополнительные средства, но и снимет ограничение на их использование. Мы сможем свободнее расходовать заработанное, сможем направить средства на повышение зарплаты всех сотрудников.

Директор Владимирского областного театра драмы Борис Гунин

— Замечательное предложение президента! Мы его с радостью поддерживаем и ждем, когда эта часть послания преобразится в закон, и мы сможем дополнительные средства (а 20 процентов от прибыли, что уходят на оплату налога, для нас сумма очень существенная) направить на развитие театра, на повышение уровня зарплат работников театра.

Директор Муромского историко-художественного музея Альбина Анучкина

— Для провинциальных музеев прибыль, конечно, очень относительное понятие. Хотя и у нас есть план по оказанию платных услуг, и мы пытаемся зарабатывать деньги. Но, во-первых, затраты на организацию деятельности музея значительно превышают наши доходы. Тем более что в провинции туризм носит сезонный характер. А во-вторых, заработок — для музея все же не самоцель. Наша главная миссия — сохранение исторического наследия, его популяризация. Мы — просветительская организация, а не коммерческая. У нас есть и дни бесплатных посещений, и программы работы с льготными категориями граждан. Вот поэтому я считаю, что идея освободить подобные организации от налога на прибыль — абсолютно правильная. Тем более, что муниципальные и государственные музеи поддерживаются из бюджета. Мы тоже — «люди государевы», государственное дело делаем. И перекладывать деньги из кармана в карман, наверное, не очень разумно. Если уж бюджетному учреждению удалось что-то заработать на оказании платных услуг, то пусть вся прибыль и остается в его распоряжении, как награда за эффективную работу. Ну и возможность за счет освобождения от налога повысить зарплаты сотрудникам — это тоже очень здорово. Все же доходы работников культуры должны соответствовать их ответственной миссии.

Нулевая ставка по налогу на прибыль для учреждений культуры

Воспользоваться нулевой ставкой по налогу на прибыль можно будет с 1 января 2020 года. Сделать это смогут только региональные и местные учреждения культуры. Рассмотрим особенности применения льготной ставки.

Возможность применения нулевой ставки учреждениями культуры вводится Федеральным законом от 26.07.2019 № 210-ФЗ. В силу его положений ст. 284 «Налоговые ставки» НК РФ с 1 января 2020 года будет дополнена новым п. 1.13: музеи, театры, библиотеки, учредителями которых являются субъекты РФ или муниципальные образования, при исчислении налога на прибыль будут вправе применять ставку 0 %.

Нулевая ставка применяется ко всей налоговой базе для исчисления налога на прибыль, за исключением налоговой базы по доходам в виде дивидендов и по операциям с отдельными видами долговых обязательств.

Особенности ее применения региональными (местными) музеями, театрами и библиотеками устанавливаются новой ст. 284.8 НК РФ. Рассмотрим их.

1. Вид культурной деятельности должен быть включен в установленный перечень. Право воспользоваться льготной ставкой имеют региональные (местные) музеи, театры, библиотеки, деятельность которых включена в перечень видов культурной деятельности, установленный Правительством РФ (п. 1 ст. 284.8 НК РФ).

2. Доходы от культурной деятельности должны составлять основную часть всех доходов учреждения. Нулевая ставка применяется к налоговой базе в случае, если доходы от культурной деятельности учреждения составляют не менее 90% всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с гл. 25 НК РФ (п. 2 ст. 284.8 НК РФ).

3. Право на льготу необходимо будет подтвердить. В силу п. 3 ст. 284.8 НК РФ для применения налоговой ставки 0 % учреждения культуры в сроки, предусмотренные гл. 25 НК РФ для представления декларации за налоговый период (то есть до 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом), должны будут представить в налоговый орган по месту своего нахождения сведения о доле доходов от культурной деятельности.

Форма представления сведений утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (ФНС).

Таким образом, с учетом особенностей применения льготной ставки к 2020 году Правительству РФ следует утвердить перечень видов культурной деятельности, на которые будет распространяться нулевая ставка, а ФНС – разработать форму представления сведений о доле доходов. Право на применение льготы учреждения культуры должны будут подтверждать ежегодно.

Нулевая ставка для учреждений культуры устанавливается в целях реализации Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 20.02.2019. Введение льготной ставки позволит учреждениям ежегодно экономить значительную часть денежных средств и направлять их на собственное развитие, а также на повышение зарплат сотрудникам. Кроме того, такая мера станет стимулом для частных инвестиций в культурные объекты на местах.

Видео (кликните для воспроизведения).

Ларцева Л.,
эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Источники

Налоговые льготы для учреждений культуры
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here