Налоговые льготы для субъектов малого предпринимательства

Налоговые льготы для ИП

Принято считать, что малый бизнес отдает значительную часть доходов государству. В свою очередь, законодатели учитывают финансовую нагрузку предпринимателей и предлагают льготы.

Если индивидуального предпринимателя тяготит бремя налогов по общей системе налогообложения (ОСНО), то ему предоставляется право выбрать щадящий налоговый режим. Всего их четыре. В отличие от ОСНО, здесь налоговые ставки ниже, а отчетности меньше.

Льготные налоговые системы для ИП

Патентная система налогообложения (ПСН)

Это система, при которой факт приобретения Патента, а именно его стоимость, является аналогом налогового сбора.

Упрощенная система налогообложения (УСН)

УСН Доходы. Отчисления взимаются с суммы всех средств, полученных ИП. Фиксированная ставка составляет 6%, региональным властям дано право уменьшать эту цифру до 1%.

УСН Доходы минус Расходы. Значение, которое облагается налогом, равно сумме всех доходов ИП уменьшенной на величину расходов. Ставка этой формы налогообложения является фиксированной и равна 15%. При этом, региональным властям дано право уменьшать эту цифру до 5%.

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)

Налог взимается с дохода, который рассчитывается государством на основе количественных характеристик: штат сотрудников, площадь помещения, где ведется деятельность, количество техники.

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)

Налоговая ставка ЕСХН равна ставке по УСН Доходы, то есть 6%. База, с которой исчисляется налог — это Доходы минус Расходы.

Налоговая амнистия

Если у малого предприятия накопились долги перед бюджетом, то ИП может воспользоваться законом о налоговой амнистии. Однако, государство прощает не любой долг и не любому бизнесу.

Кто может рассчитывать на амнистию

ИП, имеющие долг по налогам любого режима налогообложения: ОСНО, УСН Доходы, УСН Доходы минус Расходы, ПСН, ЕСХН, ЕНВД. А также задолженность по страховым взносам, штрафам и пеням.

Лица, занимающиеся частной практикой (нотариусы, адвокаты, арбитражные управляющие), имеющие задолженность по страховым отчислениям в Пенсионный Фонд РФ.

Какая задолженность подлежит списанию

Налоги, которые образовались до 1 января 2015 года;

Страховые взносы, неуплаченные до 1 января 2017 года.

Если по всем показателям ИП соответствует условиям амнистирования, то сумма долга значения не имеет. Закон не предусматривает ограничений по цифрам. Подробно о том, как действует налоговая амнистия можно прочитать в этой статье.

Основные цели государственной политики для субъектов МСБ

В целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться следующие меры [6]:

  1. специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета;
  2. упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;
  3. упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;
  4. упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности и др.

В Налоговом кодексе РФ до 2011 г. не было предусмотрено прямых налоговых льгот для субъектов МСБ. По мнению автора, многие субъекты малого бизнеса подходили и подходят под возможность применения специальных налоговых режимов, таких как упрощенная система налогообложения (УСН), единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) и единый налог на вмененный доход (ЕНВД), однако право применения этих специальных режимов следовало не из определения «субъекта малого предпринимательства», а из особых положений и норм гл. 26 НК РФ.

С 2011 г. во второй части Налогового кодекса РФ появились две прямые налоговые льготы для субъектов МСБ, направленные на повышение эффективности государственных программ поддержки сектора МСБ в России, а именно [5, 4]:

  1. полученные субсидии в рамках государственной поддержки стали учитываться в доходах пропорционально произведенным расходам в течение двух налоговых периодов (лет) с даты их получения. При этом если по окончании двух налоговых периодов объем полученных средств превысит сумму расходов из государственного дотационного источника, то налогом на прибыль или единым налогом при УСН будет облагаться только разница между ними [5].

Пример 1. Организация является плательщиком налога на прибыль. В июле 2011 г. организация получила субсидию из бюджета в размере 300 тыс. руб. на пополнение оборотных средств. В ноябре 2011 г. организацией был приобретен материал на сумму 200 тыс. руб. В налоговом учете в ноябре отражен доход в размере 200 тыс. руб. и расход 200 тыс. руб. В итоге за 2011 г. налог на прибыль с полученной субсидии организация не платит. Если же организация не успеет израсходовать оставшиеся 100 тыс. руб. субсидии до 31.12.2012, то ей придется заплатить налог на прибыль в размере 20 тыс. руб. (100 тыс. руб. x 20%);

  1. операции по реализации (передаче) на территории РФ государственного или муниципального имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями и составляющего государственную казну РФ, субъектов РФ или органов местного самоуправления, субъектам МСБ не признаются объектом обложения налогом на добавленную стоимость (НДС). Данная льгота вступила в силу с 01.04.2011 [4].

Пример 2. Муниципальное имущество продается за 1180 тыс. руб. (в том числе НДС (18%) 180 тыс. руб.). Если покупателем такого имущества является субъект МСБ, то данная операция НДС не облагается. Таким образом, субъект МСБ приобретет такое муниципальное имущество всего за 1000 тыс. руб. (т.е. на 180 тыс. руб. меньше).

Суть налоговых льгот для субъектов малого и среднего предпринимательства, а также эффект от их применения отражены в табл. 3.

Закупки в рамках Закона № 223-ФЗ

При проведении торгов в рамках Закона № 223-ФЗ действуют льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства (СМиСП). Данные льготы закреплены постановлением Правительства РФ от 11.12.14 № 1352. Предоставление льгот контролирует АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства».

Какие квоты установлены для СМиСП

Госзаказчики с выручкой, превышающей 2 миллиарда рублей, обязаны закупать у субъектов малого и среднего предпринимательства товары и услуги в объеме не менее восемнадцати процентов от общего объема закупок. При этом десять процентов закупок необходимо производить строго среди представителей малого бизнеса. Добавим, что в зачет идут лишь состоявшиеся закупки.

Читайте так же:  Как узнать свою пенсию по инвалидности

Государственный заказчик должен перечислить в своем положении о закупках коды ОКПД2 всех товаров и услуг, которые он будет приобретать у СМиСП. Также заказчик обязан соблюдать следующее правило:

  • если НМЦ контракта не превышает 50 000 000 рублей, закупка из данного перечня проводится строго у СМиСП;
  • если НМЦ договора от 50 000 000 до 200 000 000 рублей, заказчик волен решать, среди кого проводить закупку: среди СМиСП или среди представителей крупного бизнеса.

В каких закупках участвуют СМиСП

Субъекты малого и среднего предпринимательства могут на общих основаниях принять участие во всех без исключения закупках. Нужно лишь, чтобы поставщик соответствовал требованиям заказчика и располагал ресурсами для выполнения контракта.

Однако шансы на победу намного выше в тендерах, которые проводятся специально для субъектов малого и среднего предпринимательства. Здесь нет представителей крупного бизнеса, поэтому конкуренция не такая высокая. Такие торги проводятся либо для самих СМиСП, либо для всех участников с условием привлечения СМиСП на субподряд.

При подаче заявки на участие поставщик должен предоставить декларацию о принадлежности к малому и среднему бизнесу. Форма такой декларации приведена в приложении к постановлению Правительства № 1352.

Какие льготы предусмотрены для СМиСП

Во-первых, Закон № 223-ФЗ не обязывает заказчиков требовать от поставщиков, чтобы те перечислили обеспечение заявки и контракта (см. «Обеспечительные платежи при участии в госзакупках: когда их можно заменить банковской гарантией»). Но даже если в документации по закупке есть подобное требование, то для МСиСП действуют льготные условия. Так, сумма обеспечения заявки не может превышать двух процентов от НМЦ контракта (для «обычных» участников обеспечительный платеж, как правило, равен пяти процентам). Сумма обеспечения контракта не может превышать пяти процентов от НМЦ или должна равняться сумме аванса (для «обычных» участников обеспечение контракта, как правило, составляет 30 процентов от НМЦ).

Во-вторых, максимальный срок оплаты по контракту для СМиСП не может превышать 30 календарных дней (для «обычных» участников срок оплаты не регламентирован; см. «Возврат обеспечения и оплата контракта: в какие сроки заказчик должен вернуть участникам торгов обеспечительные платежи и оплатить контракт»).

В-третьих, госзаказчик может утвердить собственную программу партнерства для субъектов малого и среднего предпринимательства и установить льготы для ее участников.

Обратите внимание: для работы в систем госзакупок и для участия во многих видах торгов необходима специальная электронная подпись.

Малое предприятие

Малое предприятие — это организация, которая попадает под критерии определенные в законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Изменения в действующем законодательстве

С 1 июля 2016 г. появится единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

В этот реестр будут вноситься сведения обо всех компаниях, соответствующих критериям отнесения к СМП.

Реестр будет вести ФНС и размещать его на своем сайте.

Однако, по общему правилу, никакие дополнительные сведения в ФНС компаниям для этого подавать не надо.

Реестр будет формироваться на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и показателей налоговой отчетности, представляемых в ФНС в соответствии с требованиями НК РФ.

С 1 августа 2016 г. изменятся критерии отнесения организаций к субъектам малого предпринимательства, в частности:

  • критерий «средняя численность работников» заменит критерий «среднесписочная численность работников»;
  • вместо критерия «выручка» будет применяться критерий «доход». Причем учитываться будут все доходы организации, учитываемые для целей налогообложения, включая внереализационные. Предельный размер такого дохода будет составлять для малых предприятий — 800 млн. руб.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Налогообложение малого предприятия в 2020 году: НДС, НДФЛ, налог на прибыль

ИП и организации, отнесенные к субъектам малого бизнеса, имеют право на различные льготы в части ведения учета и уплаты налогов. В статье разберем особенности налогообложения малого предприятия в 2020 году: должен ли субъект малого бизнеса платить НДС, НДФЛ, налог на прибыль и в каких случаях.

Что такое малое предприятие: критерии 2020 года

Субъектом малого и среднего бизнеса может быть признаны как организации в форме юридического лица, так и индивидуальные предприниматели при условии соблюдения:

  • лимита доходов;
  • ограничений по численности сотрудников (штатных и наемных);
  • предельного показателя допустимой доли других организаций в уставном капитале фирмы.

Требования для причисления субъекта хозяйствования к категории малых предприятий установлены действующими законодательными актами. В 2020 году законодатели установили следующие критерии для малых предприятий:

Видео (кликните для воспроизведения).

№ п/п

1 Численность сотрудников 3 Вид субъекта предпринимательства 1 Годовой уровень дохода – до 2 млрд. руб., среднесписочная численность сотрудников – от 101 до 250 человек. Микропредприятие

Годовой уровень дохода – до 120 млн. руб., среднесписочная численность сотрудников – до 15 человек.

Учет малых предприятий

Налогообложение малого предприятия в 2020 году

С 2016 года государство веден учет малых предприятий в ЕРСМиСП (единый реестр субъектом малого и среднего предпринимательства).

Информация о субъектах малого и среднего бизнеса в Едином реестре отражается органом фискальной службы на основании имеющихся отчетных документах:

  • налоговых деклараций;
  • отчетах о среднесписочном количестве сотрудников;
  • данных в ЕГРЮЛ и ЕГРИП.

Информация об организациях и ИП, включенных в ЕРСМиСП, размещена на официальном сайте ФНС и является общедоступной для всех интернет-пользователей (https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/regbusiness/).

Налогообложение малого предприятия в 2020 году

Особенности налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса зависит от налогового режима, выбранного и использующегося организацией. Также от системы налогообложения зависит, признается ли малое предприятие плательщиком НДС, НДФЛ и налога на прибыль.

Налоги для малого предприятия на УСН

Субъект малого бизнеса может использовать упрощенную систему налогообложения в случае, если его деятельность удовлетворяет следующим требованиям:

  • уровень годового дохода не превышает 150.000.000 руб.;
  • среднесписочное количество сотрудников составляет не более 100 человек;
  • остаточная стоимость основных средств в собственности фирмы не превышает 000.000 руб.
Читайте так же:  Получал пенсию по потере кормильца отчислили

Если субъектом малого предпринимательства выступает организация, то для получения права на применение «упрощенки» фирме необходимо не иметь филиалов и представительств, а также соблюдать условия участия других организаций в собственном уставном капитале (до 25%).

Подразумевается, что организация, включенная в ЕРСМиСП в качестве малого предприятия, уже удовлетворяет необходимым требованиям УСН в части уровня дохода и количества сотрудников. Но для получения права на использование «упрощенки» организация должна соответствовать всем прочим требованиями налогового режима (отсутствие филиалов, лимит остаточной стоимости ОС).

Расчет налога для малых предприятий на УСН зависит от выбранной налоговой схемы:

  1. Организации и ИП на УСН «Доходы 6%» рассчитывают налог как произведение налоговой базы (доход без учета расходов) и ставки 6%.
  2. Субъекты малого предпринимательства на УСН «Доходы минус расходы 15%» определяют налоговую базу как разность полученных доходов и понесенных расходов.

Заявление о переходе на УСН можно скачать здесь ⇒ Заявление о переходе на УСН.

Малое предприятие на УСН не является плательщиком НДС и налога на прибыль. При этом организации, выступающие субъектами малого бизнеса и имеющие в штате работников, признаются плательщиками НДФЛ в качестве налоговых агентов. ИП с работниками обязан выплачивать НДФЛ не только за сотрудников, но и за себя.

Субъект малого бизнеса на патенте

Плательщиками налога на патентной системе налогообложения (ПСН) могут выступать только индивидуальные предприниматели со среднесписочным количеством наемных работников до 15 человек, при условии, что ИП ведет деятельность согласно закрытому перечню гл. 26.5 НК РФ.

Патент выдается с любой даты сроком от 1-го до 12-ти месяцев. Оплата налога на ПСН оплачивается авансом на полный срок действия патента.

ИП на патенте не являются плательщиками НДС, НДФЛ, налога на прибыль. При этом предприниматели на патенте обязаны исчислять и выплачивать НДФЛ за наемных работников в установленном порядке.

Заявление о переходе на ПСН можно скачать здесь ⇒ Заявление на получение патента

ЕНВД для малых предприятий

Юрлица и ИП, отнесенные к категории субъектов малого и среднего бизнеса, могут выступать плательщиками ЕНВД при условии, что деятельность субъекта хозяйствования соответствует закрытому перечню, приведенному в п.2 ст.346.26 НК РФ.

Малые предприятия и ИП могут применять ЕНВД, если:

  • среднесписочная численность сотрудников организации не превышает 100 человек;
  • доля участия других организаций в уставном капитале фирмы составляет не более 25%;
  • фирма не осуществляет деятельность в рамках договора простого товарищества или доверительного управления;
  • ЕНВД введен в действие на территории субъекта РФ, в котором ведет деятельность предприятие.

Плательщиками ЕНВД не могут быть малые предприятия, сдающие в аренду автозаправочные станции.

Малые предприятия, выступающие плательщиками ЕНВД, освобождаются от уплаты:

  • НДС;
  • налога на прибыль;
  • налога на имущество.

Предприниматели на ЕНВД также освобождаются от уплаты НДФЛ за себя. При наличии наемных работников (как у ИП, так и в организации) субъект малого бизнеса, исполняя обязанности налогового агента, обязан уплачивать НДФЛ в общем порядке.

Субъект малого бизнеса на ОСНО

В случае если малое предприятие не соответствует требованиям, установленным для перехода на УСН, ЕНВД или ПСН, то в таком случае субъект хозяйствования признается плательщиком налога на общих основаниях (ОСНО) и приобретает обязательства по уплате НДС, НДФЛ (для ИП), налога на прибыль (для юрлиц).

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Налоговые каникулы для ИП

Отсрочку по налоговым платежам получили от законодателей начинающие предприниматели. Термин «налоговые каникулы» появился в 2015 году. Эта форма поддержки ИП освобождает вновь открывшееся предприятие малого бизнеса от налогов в течение двух лет со дня регистрации. Закон о возможности применения нулевой налоговой ставки будет работать до 31 декабря 2020 года. Детали налогового «отпуска» регулируются местными властями в каждом субъекте РФ. Но есть несколько основных моментов, которые должен учитывать новоявленный бизнесмен.

Условия для налоговых каникул

1.Индивидуальный предприниматель открывает ИП первый раз.

2.ИП выбрал Патентную или Упрощенную систему налогообложения.

3.Основная деятельность предприятия связана либо с производственной, либо с социальной, либо с научной сферой.

4.Предприниматель получает не меньше 70% дохода от основного вида деятельности.

5.В области, где прописан ИП, принят закон о налоговых каникулах.

6.Регистрация бизнеса состоялась после принятия местного закона.

Все уточнения по этой льготе можно получить в ФНС своего региона. Законодатели на местах расширяют список условий. О том, что еще может потребоваться от ИП мы рассказывали в этой статье.

Налоговые вычеты для ИП

Налоговая база для ИП может быть уменьшена за счет налогового вычета. Право на него имеют индивидуальные предприниматели, работающие по общей системе налогообложения, а именно те, кто отчисляет в бюджет НДФЛ. Существует пять видов налоговых вычетов.

Имущественный вычет Условия получения регулируется Налоговым кодексом РФ, часть 2, статья 220. Подробно об имущественном вычете читайте в нашей статье.

Стандартный вычет Вычетов таких несколько. Их полный перечень утвержден в 218 статье второй части Налогового кодекса РФ. Среди них: вычеты на детей, вычеты законным представителям детей-инвалидов, вычеты Героям РФ и СССР и др. Для каждой категории из перечня назначена своя сумма компенсации.

Социальный вычет Социальный вычет будет предоставлен только на основании документов, подтверждающих фактически понесенные расходы. Он регулируется Налоговым кодексом РФ, часть 2, статья 219. Основание для него может служить: благотворительность, лечение, обучение и др.

Видео (кликните для воспроизведения).

Профессиональный вычет Эта форма вычета предоставляется только лицам, занимающимся предпринимательской деятельностью. Рассчитывается двумя способами.

    20% от годового дохода;

    сумма затраченных на предпринимательскую деятельность средств.

    Законодательной базой по профессиональному вычету является Налоговый кодекс РФ, часть 2, статья 221.

    Инвестиционный вычет Вычет доступен ИП, которые вкладывают средства на долгосрочную перспективу. Регулирует инвестиционные вычеты Налоговый кодекс РФ, часть 2, статья 219.1.

    Читайте так же:  Срок назначения пенсии за выслугу лет

    Право на налоговые вычеты не имеет ИП на льготной системе налогообложения (ПСН, УСН, ЕНВД, ЕСХН), так как освобожден от НДФЛ. Такой предприниматель может получить вычет только в случае, если имеет помимо своей деятельности доход, с которого отчисляет 13%. Это может быть оплата по трудовому договору, доход от аренды имущества, выигрыш в лотерею и др. Такой доход учитывается, как доход физлица и подлежит декларированию. В результате чего ИП получает право воспользоваться налоговыми вычетами.

    Новым субъектам малого предпринимательства планируется предоставить налоговые льготы

    Малый бизнес планируется поддержать налоговыми преференциями. Группа депутатов разработала и внесла в Госдуму соответствующий законопроект.

    Предлагается установить для субъектов малого предпринимательства, а также индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, налоговую ставку в размере 0% на срок до двух налоговых периодов (календарных лет) с момента их государственной регистрации. Взимать минимальный налог, предусмотренный п. 6 статьи 346.18 НК РФ (для налогоплательщика, который применяет в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов), в данном случае также не планируется.

    При этом, местным властям могут разрешить с учетом местных особенностей социально-экономического развития определять в законах субъектов РФ конкретные виды предпринимательской деятельности, в отношении которых нулевая налоговая ставка для впервые зарегистрированных субъектов малого предпринимательства не может быть установлена.

    Напомним, что по действующему законодательству в случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6%. В случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка равна 15%. Субъекты РФ своими законами могут определять дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5% до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков (ст. 346.20 НК РФ).

    Кроме того, для субъектов малого предпринимательства и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, предполагается понизить общий тариф страховых взносов в течение двух отчетных периодов с момента их государственной регистрации. Так, страховые взносы для них планируется установить в следующих размерах:

    • Пенсионный фонд РФ – 16%;
    • Фонд социального страхования РФ – 0,5%;
    • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 0,5%.

    Предлагаемые меры рассчитаны на индивидуальных предпринимателей и субъектов малого предпринимательства, зарегистрированных в установленном порядке на момент вступления в силу соответствующего федерального закона, действие которого намечено с 1 января 2015 года.

    Разработчики законопроект отмечают, что складывающаяся в последние годы ситуация в малом бизнесе не способствует дальнейшему развитию реального сектора экономики, а приводит к значительному сокращению числа индивидуальных предпринимателей и субъектов малого предпринимательства. «Индивидуальные предприниматели и субъекты малого предпринимательства нуждаются в таких мерах государственной поддержки как снижение налогового бремени по уплате, уменьшения размера страховых взносов», – считают депутаты.

    Прогнозируется, что в результате принятия законопроекта размер выпадающих доходов бюджетов субъектов РФ по предварительным оценкам может составить до 200 млрд руб. Авторы документа указывают, что эти выпадающие доходы региональных бюджетов могут быть компенсированы за счет профицита бюджета РФ.

    Налоговые льготы для субъектов малого и среднего бизнеса

    «Международный бухгалтерский учет», 2012, N 21

    «Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии», 2012, N 4

    Законодательством большинства развитых стран малый и средний бизнес выделен в качестве особого субъекта государственного регулирования. При этом государственная политика строится на принципе создания благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, особенно в тех направлениях деятельности, которые дают максимальный социально-экономический эффект. В целях реализации такой политики предусматривается создание специальных налоговых льгот, преференций и послаблений. Однако в России количество налоговых льгот для субъектов предпринимательства является несущественным, что не способствует развитию сектора малого и среднего бизнеса.

    Законодательством большинства развитых стран малый и средний бизнес (МСБ) определен в качестве особого субъекта государственного регулирования. Специфика МСБ (социальная значимость, массовость, гибкость) определила особенности его налогообложения, которое ориентировано на долгосрочные цели экономического развития и привязано к реально складывающимся экономическим пропорциям внутри данного сектора экономики. Так, в основе экономической политики большинства развитых стран лежит постулат о необходимости создания в равной степени благоприятной экономической среды для предприятий любого типа, будь то малое или крупное [1]. Однако, несмотря на это, в области налогообложения в большинстве развитых стран малые и средние предприятия фактически выделены в отдельную группу, для которой предусмотрены специальные налоговые льготы и преференции. Такой подход объясняется принципом экономической справедливости.

    Таким образом, налоговые льготы являются одним из ведущих элементов налоговой политики, которые, в свою очередь, преследуют социальные и экономические цели. Например, создание эффективных налоговых льгот и преференций, по мнению автора, напрямую влияет на развитие и активное функционирование сектора МСБ.

    В соответствии со ст. 56 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) льготами по налогам и сборам признаются предоставленные отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налоги или уплачивать их в меньшем размере. При этом налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ [2, 3].

    К субъектам МСБ в России относятся [6] внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы, коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), и крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

    — для юридических лиц:

    Показатель численности работников для определения категории субъекта МСБ

    Закупки в рамках Закона № 44-ФЗ

    Льготы, предусмотренные для субъектов малого предпринимательства (СМП), установлены статьей 30 Закона № 44-ФЗ.

    Какие квоты установлены для СМП

    Закон № 44-ФЗ обязывает госзаказчиков закупать у субъектов малого предпринимательства товары и услуги в объеме не менее 15% от совокупного годового объема закупок. За невыполнение квоты заказчикам грозит штраф в размере 50 000 рублей.

    Ежегодно до 1 апреля заказчики должны публиковать в Единой информационной системе (ЕИС) отчет о закупках у СМП за прошедший год. В отчете отражаются только состоявшиеся закупки, в которых было заявлено преимущество для малого бизнеса.

    Читайте так же:  Срок получения квоты на операцию

    В каких закупках участвуют субъекты малого предпринимательства

    СМП могут на общих основаниях принять участие во всех без исключения закупках. Нужно лишь, чтобы поставщик соответствовал требованиям заказчика и располагал ресурсами для выполнения контракта.

    Однако шансы на победу намного выше в тендерах, которые проводятся специально для субъектов малого предпринимательства. Здесь нет представителей среднего и крупного бизнеса, поэтому конкуренция не такая высокая.

    Чтобы не пропустить размещение информации о нужной закупке, можно подключить сервис «Контур.Закупки». В этом сервисе поставщик (подрядчик, исполнитель) может настроить шаблоны запросов обо всех торгах по «своим» товарам (работам, услугам). При этом можно включить фильтр, отбирающий тендеры для малого и среднего бизнеса. После этого поставщик будет оперативно получать на электронную почту уведомления о том, что на той или иной площадке появился интересующая его закупка. Такой инструмент избавит поставщика от необходимости постоянно мониторить информацию и позволит оперативно реагировать на интересные ему закупки.

    Заказчики вправе проводить закупки у малого бизнеса шестью способами: посредством открытого конкурса (см. «Госзакупки по 44-ФЗ: что нужно знать об открытом конкурсе»), электронного аукциона (см. «Электронный аукцион: что нужно знать поставщикам и подрядчикам»), запроса котировок (см. «Запрос котировок в системе госзакупок: что нужно знать поставщикам и подрядчикам»), запроса предложений (см. «Госзакупки: что нужно знать поставщикам, участвующим в запросе предложений»), конкурса с ограниченным участием и двухэтапного конкурса. Начальная (максимальная) цена (НМЦ) таких закупок не может быть выше 20 000 000 рублей.

    При подаче заявки на участие поставщик должен предоставить декларацию о принадлежности к малому бизнесу. Иногда форму декларации разрабатывает заказчик. Но в некоторых закупках бланка декларации нет, и тогда участники могут воспользоваться формой, разработанной специалистами «СКБ Контур».

    Какие льготы предусмотрены для СМП

    Во-первых, сумма обеспечения заявки не может превышать двух процентов от НМЦ контракта (для «обычных» участников обеспечительный платеж, как правило, равен пяти процентам).

    Во-вторых, госзаказчик обязан оплатить товары или работы не позднее 15 рабочих дней с даты подписания акта-приемки (для «обычных» участников срок оплаты контракта составляет 30 календарных дней).

    Вводная информация

    Критерии, по которым организация или ИП относятся к субъектам малого или среднего предпринимательства, приведены в статье 4 Федерального закона от 24.07.07 № 209-ФЗ. Для удобства мы объединили эти критерии в таблицу.

    Критерии, по которым компанию или ИП относят к субъектам малого или среднего предпринимательства

    Критерий

    Значение для малого бизнеса

    Значение для среднего бизнеса

    Средняя численность работников за предшествующий год

    Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС

    не более 800 млн. руб

    не более 2 000 млн. руб.

    Суммарная доля сторонних организаций, не являющихся малыми и средними предприятиями, в уставном капитале

    Все организации и предприниматели, отнесенные к указанным категориям, поименованы в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства. Чтобы подтвердить свою принадлежность к малому или среднему бизнесу, участнику торгов достаточно предоставить выписку из данного реестра. Получить ее можно бесплатно на сайте rmsp.nalog.ru.

    Льготы, предусмотренные для малых и средних предприятий, зависят от того, в рамках какого закона проводится госзакупка. Напомним, что здесь возможны два варианта. Первый вариант — закупку осуществляют в рамках Федерального закона от 05.04.13 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее Закон № 44-ФЗ). Второй вариант — закупку осуществляют в рамках Федерального закона от 18.07.11 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закон № 223-ФЗ; подробнее см. «Как проходят госзакупки: электронный аукцион, открытый конкурс, запрос предложений и котировок»). Рассмотрим каждый вариант в отдельности.

    Критерии отнесении организации к малым предприятием

    К субъектам малого предпринимательства может быть отнесена любая организация, если она отвечает всем критериям, указанным в таблице:

    N

    Критерий

    Предельное значение

    Суммарная доля участия в уставном капитале организации РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных, религиозных организаций, фондов

    Суммарная доля участия в уставном капитале организации иностранных организаций

    Суммарная доля участия в уставном капитале организации других организаций, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства

    Средняя численность работников за предшествующий календарный год

    Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за предшествующий календарный год

    Организация утратит статус субъекта малого предпринимательства, если будет превышено предельное значение:

    • критерия 1, 2 или 3 — с даты, когда изменение долей в уставном капитале будет зарегистрировано в ЕГРЮЛ;
    • критерия 4 или 5 в течение трех календарных лет подряд — по истечении этих трех лет, т.е. на четвертый год.

    Пример. Определение соответствия организации критериям субъекта малого предпринимательства

    В уставном капитале организации на протяжении 2013 — 2016 гг. не участвуют РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, иностранные, общественные, религиозные организации, фонды и организации, не являющиеся субъектами малого предпринимательства. Значения остальных критериев признания организации субъектом малого предпринимательства были такими.

    Организация

    Критерий

    Средняя численность работников за предшествующий календарный год, чел.

    Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за предшествующий календарный год, млн руб.

    Так как средняя численность работников и выручка организации не превышали предельных значений на протяжении трех лет подряд (2013 — 2015 гг.), организация признается малым предприятием в 2016 г.

    Показатель выручки от реализации товаров (работ, услуг) для определения категории субъекта МСБ

    Предусмотренные предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством РФ 1 раз в 5 лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.

    Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, среднесписочной численности и выручки от реализации в течение 2 календарных лет, следующих один за другим.

    Читайте так же:  Трудовой стаж по уходу за престарелыми

    При этом государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является в настоящий момент самостоятельным системным направлением государственной социально-экономической политики, которая представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых следующими органами:

    1. органами государственной власти Российской Федерации;
    2. органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
    3. органами местного самоуправления.

    Государственная политика строится на принципе создания благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства, особенно в тех направлениях деятельности, которые дают максимальный социально-экономический эффект.

    Основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются (см. рисунок) [6]:

    Льготы для малых предприятий

    Организации — субъекты малого предпринимательства могут вести упрощенный бухучет и составлять упрощенную бухгалтерскую отчетность, в том числе:

    Также малые предприятия вправе не устанавливать лимит остатка по кассе. То есть они могут накапливать деньги у себя в кассе столько, сколько захотят.

    Кроме этого, установлен мораторий на проведение неналоговых проверок, а именно: с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2018 г. запрещены почти все плановые неналоговые проверки малых предприятий.

    Налоговые льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства

    В заключение надо отметить, что финансово-экономический кризис, возникший в мировом сообществе, повысил значимость исследований состояния институциональной среды субъектов МСБ, а также указал на необходимость осмысления и принятия антикризисных государственных мер поддержки для таких субъектов, что, в свою очередь, является важным условием для выхода государства из ситуации нестабильности экономики.

    Одним из основных направлений антикризисных мер поддержки сектора МСБ, по мнению автора, является совершенствование налогового законодательства и принятие эффективных налоговых льгот. Однако в настоящий момент российское налоговое законодательство содержит незначительный объем налоговых льгот субъектам малого и среднего предпринимательства. Так, первая и практически вторая части НК РФ содержат унифицированные правила в отношении всех налогоплательщиков — субъектов малого, среднего и крупного бизнеса. Налоговый кодекс РФ предусматривает одинаковый размер налоговых санкций, перечень обстоятельств, смягчающих и отягчающих налоговую ответственность, одинаковые правила и размеры взыскания штрафов, единые налоговые ставки и сроки уплаты налогов.

    С учетом государственной политики содействия развитию субъектов МСБ, по мнению автора, необходимо предусмотреть дифференцированный подход в области осуществления налогового контроля и привлечения к налоговой ответственности, а также определения налоговых ставок и сроков уплаты налогов, исходя из специфики категорий налогоплательщиков — субъектов малого, среднего и крупного бизнеса.

    Статья 26. Порядок предоставления налоговых льгот субъектам малого предпринимательства

    Статья 26. Порядок предоставления налоговых льгот субъектам малого предпринимательства

    1. Размер налоговых льгот малым предприятиям в части налога, направляемого в республиканский бюджет, определяется Законодательным Собранием (Хасэ) — Парламентом Республики Адыгея. Размер налоговых льгот в части налога, направляемого в местные бюджеты, определяется органами представительной власти городов и районов Республики Адыгея.

    2. Налоговые льготы предоставляются предприятиям, изготавливающим продукцию, оказывающим услуги, выполняющим работы, отнесенные в порядке, предусмотренном статьей 5 настоящего Закона, к числу приоритетных направлений.

    Для получения налоговых льгот по налогам, поступающим в республиканский бюджет, доля выручки от реализации продукции, работ, услуг, отнесенных к приоритетным, не может быть менее пятидесяти процентов от величины общей выручки данного предприятия. Для получения налоговых льгот по налогам, поступающим в местные бюджеты, указанная доля определяется соответствующим органом представительной власти города, района.

    3. Налоговая льгота в виде освобождения от уплаты налогов отдельных юридических лиц или категорий плательщиков предоставляется, как правило, вновь созданным предприятиям. Вновь созданными признаются предприятия, формирующие основные и оборотные средства, прочие активы и трудовой коллектив только после государственной регистрации. К ним не относятся предприятия, образованные в результате реорганизации или ликвидации действующих предприятий.

    Налоговая льгота в виде отсрочки или рассрочки уплаты налога предоставляется вновь созданным и действующим предприятиям в пределах сумм, зачисляемых в республиканский и местные бюджеты.

    Налоговая льгота в виде инвестиционного налогового кредита предоставляется, как правило, действующим предприятиям.

    4. В случае прекращения деятельности малого предприятия в связи с его ликвидацией по решению собственника имущества предприятие, использовавшее налоговые льготы в виде освобождения от уплаты налога в течение года, после окончания срока действия льгот обязано возвратить в соответствующий бюджет всю сумму полученных им льгот.

    5. Порядок освобождения от уплаты налогов, определение базы налогообложения, отсрочки и уплаты налога для субъектов малого предпринимательства устанавливается законодательством о налогообложении Российской Федерации и Республики Адыгея.

    >
    Дополнительные налоговые льготы субъектам малого предпринимательства
    Содержание
    Закон Республики Адыгея от 3 ноября 1994 г. N 135-1 «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике.

    Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

    Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

    Какие льготы получает малый и средний бизнес при участии в госзакупках

    Компании и ИП, получившие статус субъектов малого и среднего предпринимательства, могут участвовать в госзакупках на особых условиях. Для них проводят тендеры, в которых не могут участвовать представители крупного бизнеса. Сумма обеспечения заявки для малых и средних предприятий ниже, а срок оплаты контракта меньше, чем для «обычных» участников закупок. Об этих и других льготах идет речь в сегодняшней статье.

    Упрощенный учет для малых предприятий

    Вне зависимости от выбранной системы налогообложения, субъект малого предпринимательства может:

    • не устанавливать и соблюдать лимита кассы;
    • начислять амортизацию на основные средства не ежемесячно, а 1 раз в год;
    • не составлять локальные акты в части регулирования правил внутреннего трудового распорядка, графика сменности, условий премирования сотрудников, т.п.

    Отметим, что освобождение от обязательств по оформлению локальных нормативных актов освобождены только микропредприятия при условии, что график сменности и прочие условий труда утверждены в трудовых договорах с сотрудниками.

    Источники

    Налоговые льготы для субъектов малого предпринимательства
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here