Налоговые льготы бюджетных учреждений

Льготы по налогу на прибыль для казенных учреждений и учреждений культуры: НК РФ ждут изменения

twinsterphoto / Depositphotos.com

Среди множества поправок, которые планируется внести в Налоговый кодекс, некоторые имеют большое значение для государственных и муниципальных учреждений, и касаются они налогообложения прибыли.

В частности, от налога на прибыль могут освободить большую часть доходов казенных учреждений – к доходам, не учитываемым при определении налоговой базы, планируется отнести средства, полученные казенными учреждениями от приносящей доход деятельности, которые в силу закона подлежат перечислению в бюджет. На сегодняшний день соответствующая норма НК РФ распространяется только на доходы в виде средств, полученных казенными учреждениями от оказания услуг и выполнения работ. Внесение поправок 1 позволит казенным учреждениям не облагать налогом также иные доходы от приносящей доход деятельности, например:

  • суммы возмещения убытков или ущерба;
  • средства, полученные от сдачи металлолома;
  • суммы страхового возмещения, полученные от страховой компании по ОСАГО, КАСКО и др.

Кроме того, планируется установить нулевую ставку по налогу на прибыль в отношении доходов региональных или муниципальных музеев, театров и библиотек. Применять льготную ставку учреждения смогут при условии, что доходы от их деятельности составляют не менее 90% всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы.

А вот применение организациями, осуществляющими медицинскую и/ или образовательную деятельность, ставки налога на прибыль в размере 0%, которое было предусмотрено только до 1 января 2020 года, теперь будет возможно и после этой даты – на постоянной основе.

1 С текстом законопроекта «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (в части реализации положений Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годы)» и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/04/09-18/00084113).

Налоговые льготы бюджетных учреждений

Представить себе бюджетное учреждение, не имеющее на балансе основных средств, довольно трудно. А раз есть основные средства, то бюджетное учреждение в общем порядке признается плательщиком налога на имущество организаций.
Так как величина этого налога сказывается на размере субсидии, выделяемой бюджетному учреждению на выполнение государственного задания, то понятно, насколько важным представляется правильность расчета указанного налогового обязательства. С порядком исчисления и уплаты налога на имущество организаций в бюджетном учреждении Вы ознакомитесь, прочитав данную статью.

Правовое положение бюджетных учреждений регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации (далее — ГК РФ), Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также Федеральным законом от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ).
Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, ее субъектом или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (пункт 1 статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ).
Финансово-хозяйственная деятельность ведется бюджетным учреждением на основании Плана, составленного в соответствии с Требованиями к Плану финансово-хозяйственной деятельности, утвержденными Приказом Минфина России от 28.07.2010 г. N 81н (статья 32 Закона N 7-ФЗ).

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Налоговые льготы для государственных и муниципальных учреждений *

«Финансовое право», 2012, N 1

Yagovkina V.A. Tax benefits for state and municipal institutions.

Статья посвящена анализу налоговых льгот для различных типов государственных и муниципальных учреждений. Основное внимание уделяется льготам по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость.

Государство стремится поддержать функционирование государственных и муниципальных учреждений, в том числе путем использования механизма налоговых льгот, поскольку указанные юридические лица оказывают государственные и муниципальные услуги, в том числе те, предоставление которых гарантировано Конституцией РФ.

В целом Налоговый кодекс РФ содержит не так много норм, закрепляющих льготы для отдельных типов учреждений как налогоплательщиков, обычно такие нормы распространяются на все государственные и муниципальные учреждения в целом, независимо от их типа, однако есть нормы налогового права, касающиеся исключительно определенного типа учреждений.

Одной из основных проблем, затрудняющих выполнение государственными и муниципальными учреждениями своих функций по предоставлению государственных и муниципальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов, являлось обложение налогом на добавленную стоимость таких услуг в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ . На практике учреждения не уплачивали налог на добавленную стоимость в основном по той причине, что оказываемые ими услуги подпадают под операции, освобождаемые от уплаты соответствующего налога по ст. 149 НК РФ.

При написании статьи использована СПС «КонсультантПлюс».

Восьмого июля 2011 г. были внесены изменения в законодательство, регулирующее правовой статус учреждений, путем принятия Федерального закона от 18.07.2011 N 239-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения автономных учреждений», в соответствии с которым изменилась редакция ст. 146 Налогового кодекса РФ. С 1 января 2012 г. объектом обложения налогом на добавленную стоимость не будет признаваться выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Читайте так же:  Список документов на квоту для операции

Кроме того, в соответствии с той же статьей Налогового кодекса РФ в целях обложения налогом на добавленную стоимость не признаются объектом налогообложения передача на безвозмездной основе, оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, следовательно, в этом случае основные средства будут освобождаться от НДС у учреждений всех типов.

Все государственные и муниципальные учреждения являются плательщиками налога на прибыль организаций, однако они обладают правом на льготы при уплате налога на прибыль. В соответствии со ст. 251 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы данных юридических лиц не учитываются доходы в виде имущества, полученного государственными и муниципальными учреждениями по решению органов исполнительной власти всех уровней, и в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.

Первая из указанных льгот предоставлена потому, что имущество, закрепленное за учреждением собственником имущества — учредителем на праве оперативного управления, не является безвозмездно полученным и не должно подвергаться обложению налогом на прибыль как доход, поскольку права собственности у учреждения не возникает и право свободного распоряжения таким имуществом также отсутствует. Таким образом, налог на прибыль в данном случае уплачиваться не должен.

К средствам целевого финансирования законодатель относит имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования или федеральными законами в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также в виде субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям и автономным учреждениям; в виде имущества, безвозмездно полученного государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, имеющими лицензии на право ведения образовательной деятельности, на ведение уставной деятельности; в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций.

При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства будут квалифицированы налоговыми органами как внереализационный доход и будут рассматривать как подлежащие налогообложению с даты их получения.

При определении налоговой базы государственных и муниципальных учреждений при уплате налога на прибыль также не учитываются целевые поступления, к которым в данном случае относятся использованные по целевому назначению поступления от собственников созданным ими учреждениям, что распространяется на все типы учреждений.

При этом следует иметь в виду, что при исчислении налога на прибыль не учитываются в целях налогообложения расходы казенных учреждений в связи с исполнением государственных (муниципальных) функций, в том числе с оказанием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) (п. 48.11 ст. 270 Налогового кодекса РФ).

Не облагаются налогом на прибыль (не учитываются при определении налоговой базы) доходы в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных до 1 июля 2012 г. в установленном порядке до бюджетных учреждений, являющихся получателями бюджетных средств, причем данное правило имеет обратную силу и распространяется на налогово-правовые отношения, возникшие с 1 января 2011 г.

Также можно признать льготой особый порядок исчисления налога на прибыль и авансовых платежей, который распространяется на бюджетные и автономные учреждения. Статья 286 Налогового кодекса РФ закрепляет, что бюджетные учреждения и автономные учреждения уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода.

Казенные учреждения освобождаются от уплаты государственной пошлины за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях данных учреждений, поскольку в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.35 НК РФ данной категории плательщиков предоставлены соответствующие льготы. Следует обратить внимание, что данная льгота предоставлена только казенным учреждениям, а бюджетные и автономные учреждения в число лиц, пользующихся данной льготой, не включены, что на практике может повлечь некоторые сложности (например, учебному заведению, носящему имя Героя Российской Федерации, при смене типа учреждения было предложено заплатить указанную государственную пошлину).

По общему правилу государственные и муниципальные учреждения не вправе применять специальные налоговые режимы. Например, ни одно учреждение, независимо от типа, не может применять систему налогообложения в виде единого сельхозналога (пп. 4 п. 6 ст. 346.2 НК РФ). Однако автономным учреждениям предоставлено право использовать упрощенную систему налогообложения, вывод о чем можно сделать из ограничения, содержащегося в пп. 17 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которым не вправе применять упрощенную систему налогообложения только казенные и бюджетные учреждения. Указанное умозаключение подтверждается также Письмом Минфина России от 28 июля 2008 г. N 03-11-03/15, содержащим разъяснения о применении такого режима для автономных учреждений.

Учреждения уголовно-исполнительной системы по закону являются казенными учреждениями, им предоставлены льготы по налогу на имущество организаций и земельному налогу. Так, в соответствии со ст. 381 Налогового кодекса РФ освобождаются от обложения налогом на имущество организаций учреждения уголовно-исполнительной системы — в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций; а в соответствии со ст. 395 Налогового кодекса РФ те же категории налогоплательщиков освобождаются от налогообложения земельным налогом.

Кроме того, следует иметь в виду, что многие налоговые льготы предоставляются не в зависимости от вида или типа юридического лица, а в зависимости от вида деятельности, которую оно осуществляет. Таким образом, если государственное или муниципальное учреждение предоставляет услуги в соответствующей сфере, которую государство стремится поддержать и стимулировать за счет налоговых льгот, оно также имеет право использовать указанные льготы (например, услуги в сфере культуры, здравоохранения, образования, музейного дела и т.п.).

Налоговые льготы бюджетных учреждений

Бюджетные учреждения, как и коммерческие организации, признаются плательщиками земельного налога при наличии оснований для его уплаты.
Как исчисляется и уплачивается земельный налог бюджетными учреждениями Вы узнаете из этой статьи.

Читайте так же:  Фиксированная сумма социальной пенсии

Являются ли бюджетные учреждения плательщиками земельного налога?
Как Вы знаете, земельный налог отнесен к числу местных налогов, следовательно, он устанавливается главой 31 «Земельный налог» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ), нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1 статьи 15 НК РФ, статья 387 НК РФ).

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Особенности налогообложения автономных учреждений

экономические науки

  • Чехлатова Елена Анатольевна , студент
  • Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова
  • НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
  • НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
  • ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
  • ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
  • МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Похожие материалы

Автономному учреждению, в соответствии с требованиями налогового законодательства, нужно создать учетную политику для налогообложения по налогу на прибыль и создать регистры налогового учета. В таком случае налогообложение деятельности автономных учреждений по налогу на прибыль и налогообложение коммерческих организации не имеют различий.

Образовательные и медицинские учреждения в соответствии с п. 1.1 ст. 284 НК РФ имеют право применять нулевую ставу но налогу на прибыль. При этом должны быть соблюдены следующие условия, определенные ст. 284.1 НК РФ:

  1. Если организация имеет лицензию (лицензии) на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности, выданную (выданные) в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  2. Если доходы организации за налоговый период от осуществления образовательной деятельности, присмотра и ухода за детьми и (или) медицинской деятельности, а также от выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, учитываемые при определении налоговой базы в соответствии с настоящей главой, составляют не менее 90 процентов ее доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с настоящей главой, либо если организация за налоговый период не имеет доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с настоящей главой;
  3. Если в штате организации, осуществляющей медицинскую деятельность, численность медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в общей численности работников непрерывно в течение налогового периода составляет не менее 50 процентов;
  4. Если в штате организации непрерывно в течение налогового периода числятся не менее 15 работников;
  5. Если организация не совершает в налоговом периоде операций с векселями и производными финансовыми инструментами. [1]

При несоблюдении хотя бы одного пункта с начала налогового периода применяется ставка 20 процентов.

По п. 8 ст. 284.1 НК РФ организации, которые применяли льготную ставку и отказались от нее либо утратили право на нее, не вправе перейти на использование нулевой ставки в течение пяти лет с года, в котором налог вновь исчисляется по ставке 20 процентов. Срок действия льготы — до 1 января 2020 года. [2]

Можно отметить упрощенный налоговый режим автономных учреждений. Такие учреждения могут работать по упрощенной системе налогообложения, если они соответствуют общим требованиям, которые представлены по отношению к хозяйствующим субъектам, имеющим право на работу по упрощенной системе налогообложения. [1]

Автономные, бюджетные и казенные учреждения являются плательщиками транспортного и земельного налогов, так как могут иметь зарегистрированные транспортные средства и земельные участки, признаваемые объектом налогообложения.

Освобождаются от уплаты налога в отношении земельных участков, находящихся на праве безвозмездного срочного пользования или переданных по договору аренды, организации, установленные ст.388 НК РФ.

В соответствии со ст. 395 НК РФ освобождаются о налогообложения:

  1. Организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации;
  2. Организации — в отношении земельных участков, занятых государственными дорогами общего пользования;
  3. Религиозные организации — в отношении участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;
  4. Общероссийские общественные организации инвалидов. [1]

Финансирование деятельности бюджетных и автономных учреждений имеет сходства, а налогообложение доходов от предпринимательской деятельности идентично. Поэтому проанализируем налогообложение бюджетных и автономных учреждений совместно.

Если доходы бюджетных и автономных учреждений имеют связь непосредственно с деятельностью, имеющей конечную цель получение дохода, то при исчислении налога на прибыль существует возможность уменьшить налогооблагаемые доходы таких учреждений.

Если же расходы данных учреждений связаны с некоммерческой деятельностью, то на их величину не могут быть уменьшены доходы, которые облагаются налогом на прибыль. Таким образом, они должны покрываться за счет целевых поступлений (таких как субсидии), а при их недостатке или полном отсутствии — за счет прибыли, которая остается в распоряжении организации после уплаты всех налогов.

Это и является особенностью ведения налогового учета учреждений данного типа. Из-за присутствия пробелов в налоговом законодательстве, фактически мешающих должным образом учесть спорные вопросы по расходам, можно предположить, что в ближайшее время будут скорректированы статьи в НК РФ и проведены дополнительные поправки, регулирующие данный вопрос.

Так поставщики материалов, подрядчики, исполнители работ (услуг) предъявляют данному учреждению к оплате сумму НДС, если осуществление указанных ценностей (работ, услуг) облагается НДС. Далее это учреждение отражает сумму НДС в счетах-фактурах, выставляемых ими же, в двух следующих случаях (п. п. 1 и 3 ст. 168 НК РФ):

  • при получении предварительной оплаты в счет поставки имущества (имущественных прав, работ, услуг);
  • при отгрузке имущества, передаче имущественных прав, сдаче выполненных работ, оказанных услуг. [1]

В случае, если учреждение данного типа осуществляет деятельность, приносящую доход и облагаемую НДС, то по п. 1 ст. 145 НК РФ оно не освобождено от обязанности уплатить НДС, но имеет право на налоговый вычет суммы «входного» НДС.

Также учреждениями учитываются некоторые суммы НДС, которые соответствуют требованиями пп. 3 и 4 п. 1 ст. 146 НК РФ (в случае, если данные суммы НДС учреждение вправе будет принять к вычету), а именно:

  • при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления;
  • при ввозе имущества на таможенную территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, если данное имущество предназначено для использования в деятельности, приносящей доход.
Читайте так же:  Региональный инвестиционный проект налоговые льготы

Расчет, начисление и уплата НДС осуществляется в общем порядке, предусмотренным НК РФ. Принятие к вычету сумм НДС осуществляется в соответствии со ст. ст. 171 и 172 НК РФ. [1] Представление деклараций по НДС и налогу на прибыль осуществляется аналогично казенным учреждениям

Рассмотрим уплату налога на имущество и земельного налога.

Основной особенностью в уплате налога на имущество организаций и земельного налога является то, что автономные, бюджетные и казенные учреждения уплачивают эти налоги по факту не из собственных денежных средств. Плательщиком в данном случае выступает государство — Российская Федерация, ее субъекты, а также муниципальные образования, которые создают государственные (муниципальные) учреждения, так автономные, бюджетные и казенные учреждения финансируются и бюджетов разных уровней.

В обеспечении выполнения государственного (муниципального) задания в соответствии с Федеральными законами N 7-ФЗ и 174-ФЗ закладываются расходы на уплату налога, объектом которого является соответствующее имущество, например, земельный участок.

Соответственно, для бюджетных и автономных учреждений расходы на уплату налога на недвижимое имущество, особо ценное движимое имущество, расходы на уплату земельного налога включены в сумму субсидии. С этой же целью выделяются лимиты бюджетных обязательств для казенных учреждений. [3]

Такое положение действует в отношении недвижимого и особо ценного движимого имущества. Как правило, кроме недвижимого и особо ценного движимого имущества учреждения не имеют какого-либо иного имущества в собственности или на условиях ограниченного вещного права. Государство, рассчитывая и выделяя субсидии для автономных и бюджетных учреждений и лимиты бюджетных обязательств для казенных учреждений, изначально закладывает сумму, отведенную для уплаты налога. Таким образом получается, что учреждения фактически освобождены от уплаты налога на имущество и земельного налога. То есть государство само, посредством государственных (муниципальных) учреждений, уплачивает налог на имущество и земельный налог.

Отметим, что прямых указаний по налогообложению в регулируемых Налоговым кодексом и иными нормами налогового права, в том числе нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, мало. Проблемы в данном случае возникают из-за употребления законодателем терминов «государственные (муниципальные) учреждения», «автономные учреждения» или «бюджетные учреждения». В случае, если норма налоговым правом субъект отношений определяет, как «государственное учреждение», то под этим понимаются и автономные, и бюджетные, и казенные учреждения. Следует учесть, что большинство льгот в НК РФ и в региональных (муниципальных) правовых актах относится только к бюджетным учреждениям. Таким образом, если бюджетное учреждение меняет свой статус на автономное учреждение, то оно теряет право на определенные льготы. В этом заключается одна из проблем налогообложения государственных (муниципальных) учреждений. В таком случае в качестве решения проблемы можно предложить корректировку статей НК РФ. Предполагается, что в статьях, где использовано общее понятие «государственные (муниципальные) учреждения», будет произведено уточнение, т.е. прописано, какой тип учреждения какой налог уплачивает.

Также многие проблемы налогообложения возникают из-за различия и в представлении отчетности бюджетного и автономного учреждений. Так, бюджетные учреждения представляют бухгалтерскую отчетность достаточно большому кругу лиц (главному распорядителю (распорядителю), органу, организующему исполнение бюджета, органам государственной статистики и налоговым органам и пр.). Однако им не требуется аудиторского заключения о достоверности годовой отчетности.

Автономные учреждения при осуществлении бухгалтерского учета учитывают обособленно некоторые виды доходов, расходов, имущества:

  1. Получение средств за счет субсидий и расходование их;
  2. Доходы (расходы), полученные (произведенные) для ведения самостоятельной хозяйственной деятельности,
  3. Недвижимое и особо ценное движимое имущество, закрепленное учредителем или приобретенное за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества.
Видео (кликните для воспроизведения).

По п. 12 ст. 2 Закона № 174-ФЗ автономные учреждения обязаны предоставлять бухгалтерскую отчетность различным органам, а именно органам государственной статистики, налоговикам и иным органам и лицам в соответствии с законодательством и уставом автономного учреждения, а также учредителям. При сдаче отчетности для достоверности предоставляемых данных по годовой бухгалтерской отчетности согласно п.13 ст.2 Закона № 174-ФЗ автономному учреждению требуется аудиторское заключение. При этом должны соблюдаться, в том числе в отношении средств массовой информации открытость и доступность данных по плану финансово-хозяйственной деятельности, годовой бухгалтерской отчетности, аудиторского заключения.

Многие государственные (муниципальные) учреждения сетуют на чрезвычайную занятость отчетностью по уплате налогов, что существенно отвлекает от содержания основной работы, тем самым снижает ее эффективность. В данном случае в качестве решения этой проблемы можно назвать лишь упрощение отчетности, использование специальной процедуры уплаты налогов, которая бы не снизила качество отчета, но значительно бы увеличило время для выполнения основной работы учреждения.

Таким образом, государственные (муниципальные) учреждения имеют ряд проблем в налогообложении, что несомненно влияет на качество их работы. Каждая проблема имеет свое решение. Однако, все они каким-либо образом связаны со статьями НК РФ. Поэтому данные проблемы нужно решать несомненно в НК РФ. Например, корректированием статей, уточнением типа учреждения, претендующего на льготу, или упрощением системы налогообложения. Что несомненно приведет к повышению эффективности работы государственных (муниципальных) учреждений.

Список литературы

  1. Налоговый Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. №146-ФЗ (ред. от 28.12.2016 г.) [Электронный ресурс] Режим доступа: СПС «Гарант»
  2. Спесивцева А.Л. Налогообложение государственных (муниципальных) учреждений в условиях реформирования бюджетной сферы // Проблемы учета финансов. — 2012. — №2 (6). — 44-47с.
  3. Ст. 146 НК РФ с Комментариями// stnkrf.ru интернет источник URL: http://stnkrf.ru/146

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Читайте так же:  Где ветеранские выплаты за январь

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Налоговые льготы для бюджетных учреждений

Российское законодательство предоставляет право бюджетным учреждениям наряду с основной уставной работой заниматься предпринимательской деятельностью с целью получения доходов при условии, что эта деятельность не должна наносить ущерб основной работе, а полученная прибыль, за вычетом уплаченных в бюджет налогов должна направляться на нужды учреждения.

За последние годы предпринимательская деятельность бюджетных учреждений получила довольно широкое развитие. Это приносит дополнительные налоговые поступления в бюджет и внебюджетные фонды, позволяет этим учреждениям закупать самое современное оборудование, медикаменты и необходимые пособия для целей образования, решать многие социальные вопросы, улучшить качество работы и обслуживания населения.

Во многом расширению предпринимательской деятельности бюджетных организаций, увеличению поступлений доходов от нее способствовало налоговое законодательство.

Уже первыми законодательными актами Российской Федерации по налогам и сборам был предусмотрен широкий перечень льгот по налогообложению доходов от предпринимательской деятельности бюджетных учреждений, а также коммерческих учреждений образования, здравоохранения и культуры.

Июля 2013 года принят Федеральный закон № 215-ФЗ «О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса РФ» (далее – Федеральный закон № 215-ФЗ). Данным законом вводятся дополнительные налоговые льготы для учреждений культуры и искусства, а также некоторые особенности, связанные с отражением в налоговом учете имущества, приобретенного полностью (частично) за счет бюджетных средств. В статье рассмотрим, в отношении каких учреждений культуры снизится налоговая нагрузка и как изменится порядок налогового учета имущества, приобретаемого с использованием бюджетных средств.

В частности не облагается налогом на добавленную стоимость реализация большого перечня медицинских товаров отечественного и зарубежного производства в том числе:

— важнейшая и жизненно необходимая медицинская техника;

— протезно-ортопедические изделия, сырье для их изготовления и полуфабрикаты к ним;

— технические средства, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов;

— линзы и оправы для очков (за исключением солнцезащитных).

Освобождены от налога на добавленную стоимость медицинские услуги, оказываемые медицинскими организациями, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг. Это ограничение не распространяется на ветеринарные и санитарно-эпидемиологические услуги, финансируемые из бюджета.

Не облагаются налогом на добавленную стоимость:

— услуги медицинских учреждений, определенные в перечне услуг, предоставляемых по обязательному медицинскому страхованию;

— услуги, оказываемые населению медицинскими учреждениями по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации;

— услуги медицинских организаций по сбору у населения крови, оказываемые по договорам со стационарными лечебными учреждениями и поликлиническими отделениями;

— услуги скорой медицинской помощи, оказываемые населению;

— услуги по изготовлению лекарственных средств аптечными учреждениями;

— услуги по дежурству медицинского персонала у постели больного, а также услуги медицинских учреждений, оказываемые беременным женщинам, новорожденным, инвалидам и наркологическим больным;

— услуги по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, предоставляемые государственными и муниципальными учреждениями социальной защиты лицам, необходимость ухода за которыми подтверждена соответствующими заключениями органов здравоохранения и органов социальной защиты населения;

— услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях, по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (в том числе спортивных) и студиях.

Этот далеко не полный перечень льгот по услугам медицинского и социального характера следует дополнить услугами в сфере образования.

Освобождается от налога на добавленную стоимость выручка от реализации работ по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного (понаправлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также сдачи в аренду помещений.

Не облагается налогом на добавленную стоимость значительный перечень услуг, оказываемых в сфере культуры и искусства.

С принятием 21 главы Налогового кодекса Российской Федерации перечень льгот по платежам налога на добавленную стоимость для учреждений социальной сферы был несколькосокращен. Отменено освобождение от уплаты этого налога на товары (работы, услуги), производимые и реализуемые учебными предприятиями образовательных учреждений, если доход, полученный от этой деятельности, направлен в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса в этом образовательном учреждении.

Отменено освобождение от налога на добавленную стоимость услуг вневедомственной охраны МВД России по охране объектов, в том числе для населения, что привело к заметному удорожанию этих социально значимых услуг.

Стали более дорогими в связи с отменой льгот по этому налогу услуги аварийно-спасательных служб, пожарно-техническая продукция и др.

Отмену по налогу на добавленную стоимость вряд ли можно считать правомерной, в то же время сохранившиеся льготы имеют очень большое значение, как для населения, так и для предпринимательской деятельности бюджетных учреждений. Указанные льготы удешевляют стоимость товаров, работ и услуг, делают их более доступными для широких слоев населения и позволяют учреждениям, занимающимся предпринимательской деятельностью, реализовать больший объем товаров, работ иуслуг и получить более значительную прибыль.

Прибыль, остающаяся после уплаты налога на прибыль организаций – это главная цель предпринимательской деятельности, так как чем больше сумма этой прибыли, тем шире возможности бюджетного учреждения приобретать необходимое оборудование, медикаменты, расширять и совершенствовать свою работу, решать многие социальные задачи.

Особенно вызывает недоумение обложение налогом прибыли психиатрических, психоневрологических и противотуберкулезных учреждений, полученной их лечебно-производственными(трудовыми) мастерскими, направляемой на улучшение труда и быта больных, их дополнительное питание, приобретение оборудования и медикаментов.

Такую меру нельзя назвать гуманной, но она подтверждает необходимость дифференцированного подхода при установлении размеров налога, установлении или отмене налоговых льгот.

Одна из задач налоговой системы – способствовать выравниванию социальных условий жизни для отдельных слоев населения. Тем не менее, с принятием 25 главы НК РФ на общих основаниях облагается прибыль, направляемая на благотворительную помощь, которая в ряде случаев замещает государственные расходы на социальные нужды. С помощью налогов размеры прибыли, поступающие на благотворительные нужды, сокращаются.

Читайте так же:  Судебные решения по перерасчету пенсии

Итак, никаких льгот по налогу на прибыль организаций действующим законодательством по налогам и сборам не установлено. Прибыль от предпринимательской деятельности бюджетных учреждений облагается на общих основаниях, и это вызывает серьезные сомнения в правомерности такого положении я.

Как и у коммерческих организаций, на прибыль от предпринимательской деятельности бюджетных учреждений установлена ставка в размере 24 %. Такая ставка применяется одинаково для очень высокорентабельных организаций промышленности, торговли, банков, страховых и других компаний и для низко рентабельных организаций.

Предпринимательская деятельность бюджетных организаций, как правило, не имеет высокой рентабельности, так как непосредственно связана с социальными нуждами населения и имеет относительно небольшие, по сравнению с коммерческими предприятиями, объемы реализации товаров, работ и услуг.

Любая коммерческая организация успешно развивается, если она основную часть своей прибыли направляет на расширение производства, внедрение новой прогрессивной техники и технологий, высоко эффективных научных достижений, обновление ассортимента товаров работ и услуг в связи с требованиями рынка.

Такой возможности у предпринимательской деятельности бюджетных учреждений нет.

В соответствии со статьей 50 Гражданского кодекса Российской Федерации некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы и соответствующую этим целям. Расходование прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с утвержденной распорядителем бюджетных средств сметой. Как правило, – это руководитель бюджетного учреждения, который отвечает за его работу, за его основную уставную деятельность. В связи с этим основная часть указанной прибыли реинвестируется в основную уставную деятельность, замещая недостающие бюджетные средства.

Таким образом, бюджетные учреждения, как правило, имеют достаточных средств на расширение и совершенствование работы в рамках предпринимательской деятельности и находятся в менее выгодных условиях по сравнению с коммерческими организациями.

Изменить неблагоприятные для бюджетных учреждений условия можно было бы путем уменьшения ставки налогообложения прибыли или установления специальной льготы.

Другим основанием для установления более низкой ставки налога на прибыль организаций или предоставления льготы по платежам этого налога для бюджетных организаций является законодательно установленный статус прибыли от предпринимательской деятельности как внебюджетного источника средств учреждениям соответствующего бюджета.

Налог на прибыль от предпринимательской деятельности, направляемой на нужды учреждения, сокращает размер этого источника и во многих случаях требует дополнительных бюджетных средств.[12]

Менее благоприятные условия для коммерческой деятельности бюджетных учреждений создаются и жесткой регламентацией расходования прибыли на основе сметы и возможностью ее изъятия вышестоящими организациями. По данным журнала «Финансы» за ноябрь 2015 года в силовых ведомствах осуществляется изъятие прибыли от предпринимательской деятельности вышестоящими организациями.

Все это вызывает стремление подразделений учреждений, занимающихся предпринимательской деятельностью, выходить из состава учреждений и превращаться в самостоятельные коммерческие организации. В этом случае бюджетные учреждения лишаются значительных, иногда до 70 % используемых средств, что может поставить их на грань катастрофы.

Чтобы таких явлений не было, необходимы льготы в налогообложении предпринимательской деятельности бюджетных учреждений.

Таким образом, освободить от налогообложения прибыль, которая используется для нужд основной деятельности, например на закупку нового высокоэффективного оборудования, медицинских препаратов, на оснащение образовательного процесса, оплату труда работников и др. Остальная прибыль должна облагаться по специальному щадящему режиму, применительно к условиям деятельности этих учреждений. Например, по режиму аналогичному упрощенной системе налогообложения, используемого для малых предприятий. Первоначальные потери бюджета обернутся экономией бюджетных средств, а в дальнейшем увеличением налоговых поступлений за счет расширения предпринимательской деятельности.

Глава 3. АНАЛИЗ УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ И РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В МБДОУ «Детский сад №54 «Аленький цветочек»

Налоговые льготы бюджетных учреждений

Н.Н. Шишкоедова
Консультант по бухгалтерскому учету и налогообложению

О.В. Хритинина
Советник налоговой службы Российской Федерации III ранга

В данной статье на стр. 40-42 даны практические примеры (№ 1-17) из статьи О.В. Хритининой, опубликованной в журнале «Советник бухгалтера социальной сферы» № 3 за 2005 год.

Любое образовательное учреждение имеет имущество – учебные корпуса, административные здания, мебель, оборудование и многое другое. А это значит, что оно является налогоплательщиком налога на имущество.
О том, как бухгалтеру образовательного учреждения – как бюджетного, так и негосударственного – правильно исчислить и уплатить данный налог, мы расскажем в этой статье.

Общие правила исчисления и уплаты налога на имущество

Для того чтобы правильно исчислить и уплатить налог на имущество, бухгалтеру нужно иметь под рукой гл. 30 НК РФ и закон о налоге на имущество, принятый тем субъектом РФ, где осуществляется деятельность организации (или ее обособленных подразделений) или на территории которого расположено соответствующее имущество.
Поскольку законы субъектов РФ различны, мы будем рассматривать только общие принципы исчисления и уплаты налога, изложенные в гл. 30 НК РФ. При этом обратим внимание на то, что, поскольку налог на имущество организаций является региональным налогом, законами соответствующих областей, краев и республик в соответствии со статьями 12 и 372 НК РФ могут быть установлены только:

налоговые ставки (в пределах, предусмотренных гл. 30 НК РФ);
порядок и сроки уплаты налога на имущество в данном регионе;
форма отчетности по налогу на имущество организаций;
налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками (кроме предусмотренных ст. 381 НК РФ).

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

Видео (кликните для воспроизведения).

В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Источники

Налоговые льготы бюджетных учреждений
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here