Модель помощи детям инвалидам андреева

Совершенствование системы ранней психолого — педагогической помощи детям — инвалидам, детям с ОВЗ и их социальная адаптация
статья

Необходимость в оказании ранней комплексной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ и детям -инвалидам подтверждена рядом мониторинговых исследований. В течение последних лет наблюдается рост обращений родителей, воспитывающих детей с ОВЗ и детей -инвалидов. Поэтому важно создать благоприятные условия для успешного образования и социализации этих детей. Актуальным как никогда становится психолого – педагогическое сопровождение детей — инвалидов и детей с ОВЗ.

Скачать:

Вложение Размер
Совершенствование системы ранней психолого — педагогической помощи детям — инвалидам, детям с ОВЗ и их социальная адаптация 29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

Левокумского муниципального района Ставропольского края

Выступление на педагогическом совете на тему:

системы ранней психолого — педагогической помощи детям — инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья и их социальная адаптация»

Подготовила учитель — логопед

Светлана Александровна Глотова

В соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, согласно Федеральным государственным образовательным стандартам для детей с ограниченными возможностями здоровья, основным направлением системы образования является интеграция детей в единое образовательное пространство.

Исчезает понятие «необучаемый ребенок», ведущим направлением в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми — инвалидами является психолого-медико-социальное сопровождение индивидуального образовательного маршрута каждого ребенка.

Необходимость в оказании ранней комплексной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ и детям -инвалидам подтверждена рядом мониторинговых исследований. В течение последних лет наблюдается рост обращений родителей, воспитывающих детей с ОВЗ и детей -инвалидов. Поэтому важно создать благоприятные условия для успешного образования и социализации этих детей. Актуальным как никогда становится психолого – педагогическое сопровождение детей — инвалидов и детей с ОВЗ.

В нашей школе функционирует психолого — медико — педагогический консилиум. Свою деятельность консилиум осуществляет во взаимодействии с администрацией школы, социально — психологической, логопедической, медицинской службами школы, методическими объединениями учителей и всеми звеньями учебно – воспитательного процесса.

Работа школьного консилиума включает в себя взаимосвязанные направления деятельности:

— диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения, а также подготовку коллегиального заключения для ТПМПК;

— коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и детей- инвалидов в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

— консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

— информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Наша работа с «особыми» детьми и их родителями построена на принципах :

1. Л ичностно — ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учёт личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.

2. Гуманно-личностный– всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной «Я-концепции» каждого ребенка, его представления о себе (необходимо, чтобы слышал слова одобрения и поддержки, проживал ситуацию успеха).

3. Принцип комплексности – психолого — педагогическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте психолога с логопедом, классным руководителем, родителями.

4. Принцип деятельностного подхода – психологическая помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности ребенка (в игровой деятельности), кроме того, необходимо ориентироваться также на тот вид деятельности, который является личностно — значимым для ребенка.

5. Использование технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка – обеспечение эмоциональной комфортности и хорошего психологического самочувствия в процессе общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома.

Ранняя помощь позволяет реализовывать компетентностный подход в содержании обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в период школьного детства, у ребенка появляется больше возможностей для овладения спектром академических компетенций.

При реализации компетентностного подхода в системе образования детей с ОВЗ и детей -инвалидов в нашей школе соблюдаются следующие условия :

1. Проведение диагностики нарушений и недостатков в развитии детей и организация коррекционной работы на максимально раннем этапе.

2. Создание доступной среды, позволяющей решать задачи инклюзивного образования.

3. Наличие широкого спектра вариативности образовательных программ.

4. Целенаправленная работа по включению семьи в образовательный процесс.

Успешность коррекционно — образовательного процесса детей с ОВЗ и детей -инвалидов во многом зависит от степени вовлечённости семьи в эти процессы.

Самым важным социальным пространством для ребенка с ограниченными возможностями здоровья является семья, которая выполняет функцию главного организатора социального взаимодействия между ребенком и обществом.

Принимая во внимание, что семья формирует у ребенка самооценку, систему ценностных отношений к себе и миру, закладывает основы стратегий поведения, помогает осваивать социальные нормы и роли, которые являются основанием для построения перспективных жизненных планов ребенка, то важным условием успешной социализации ребенка является сотрудничество специалистов и родителей.

Читайте так же:  Пособие по безработице сокращенному совместителю

Так как появление в семье ребенка-инвалида приводит родителей в стрессовое состояние, члены семьи испытывают потрясение, растерянность, беспомощность, что нередко приводит к социальной изоляции или даже распаду семьи. Важно, чтобы родители не только справились со стрессовым состоянием, но и приняли ребенка, каким он есть, чтобы направить свои усилия на восстановление его здоровья, развитие и образование. Поэтому наша работа направлена не только на ребенка, но и на его социальное окружение, в первую очередь, на семью.

Чем раньше с момента появления «особого» ребенка семья получает специализированную помощь, тем благоприятней прогноз успешной социальной адаптации семьи и развития ребенка.

Очевидно, что программа психолого-медико-социального сопровождения каждой семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями развития и (или) ребёнка -инвалида, носит интегративный характер и осуществляется по следующему алгоритму :

1. Обеспечение всех членов семьи достоверной информацией о состоянии здоровья и перспектив развития ребенка.

2. Комплексная диагностика и формулирование рекомендаций по вопросам участия родителей в реабилитационном и образовательном процессах.

3. Помощь семье в выборе программ обучения ребенка.

4. Помощь в организации конструктивного взаимодействия родителей и ребенка.

5. Помощь родителям в использовании возможностей различных учреждений для развития ребенка (учреждений дополнительного образования, спортивных учреждений, учреждений социального обслуживания и др.)

Для эффективной реализации ранней психолого — педагогической помощи детям — инвалидам и детям с ОВЗ, нам необходимо скоординировать деятельность сотрудников различных сфер жизнедеятельности: образования, здравоохранения, социального обслуживания:

— выявление детей с факторами риска в родильных домах и при детских поликлиниках;

— диспансерное наблюдение в поликлиниках участковыми педиатрами;

— проведение скринингового обследования детей первого года жизни и последующее наблюдение детей группы риска с участием узких специалистов детской поликлиники и анализом полученных данных;

— комплексное психолого-медико-педагогическое обследование и осуществление психолого-педагогической коррекции нарушений в развитии с

раннего возраста в условиях дошкольных учреждений;

— оказание квалифицированной социально-психологической и социально-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ и детей — инвалидов;

Только в условиях раннего включения и совместной плодотворной деятельности всех участников данного процесса, мы можем помочь детям — инвалидам и детям с ОВЗ стать успешными.

http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2019/10/10/sovershenstvovanie-sistemy-ranney-psihologo

В регионах России

Детей-инвалидов

Детей с особенностями развития

Особенности медико-социальной реабилитации

· Организационно-правовые основы деятельности социальных служб для детей с ограниченными возможностями

· Основы медико-социальной реабилитации

· Модели помощи детям с особенностями развития

Организационно-правовые основы деятельности социальных служб для детей с ограниченными возможностями.Становление в России системы социального обслуживания, в том числе, и детей-инвалидов, начало активно формироваться в начале 90-х годов с Указа Президента Российской Федерации «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы» от 01.07.1992г. N 543. 4 пунктом Указа Президент постановил: «Органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга: . содействовать созданию и укреплению территориальной сети учреждений нового типа социальной помощи семье и детям». В соответствии с Указом разработана и действует Президентская программа «Дети России», в которую включена целевая программа «Дети-инвалиды».

«Основными направлениями государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (национальный план действий в интересах детей)», утвержденными Указом Президента Российской Федерации 14.09.95г. N 942, определено, что одним из приоритетных направлений является «поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах». Цель государственной социальной политики в отношении этой категории детей «. состоит в обеспечении их социализации, полноценной реабилитации, в том числе социальной и психологической, и успешной адаптации в общество». Для достижения этой цели предусмотрено решение задачи по «обеспечению реального права детей с аномалиями в развитии и детей-инвалидов на особую заботу государства, создание условий для их нормальной жизнедеятельности, реализации индивидуальных возможностей», осуществление которой потребует «развитие сети социально-реабилитационных учреждений для детей-инвалидов».

Принятие Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10.12.1995г. N 195-ФЗ послужило предпосылкой для развития следующих видов учреждений:

1. комплексные центры социального обслуживания населения;

2. территориальные центры социальной помощи семье и детям;

3. центры социального обслуживания;

4. социально — реабилитационные центры для несовершеннолетних;

5. центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

6. социальные приюты для детей и подростков;

7. центры психолого-педагогической помощи населению;

8. центры экстренной психологической помощи по телефону;

9. центры (отделения) социальной помощи на дому;

10. дома ночного пребывания;

11. специальные дома для одиноких престарелых;

12. стационарные учреждения социального обслуживания (дома — интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома — интернаты для умственно отсталых детей, дома — интернаты для детей с физическими недостатками);

13. геронтологические центры;

14. иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.

Под «иными учреждениями» могут подразумеваться социальные службы для детей и подростков с ограниченными возможностями.

Сегодня в нашей стране наметилась тенденция отказа семьи, имеющей ребенка-инвалида, воспользоваться существующей интернатной системой, т.к. она уже не в состоянии удовлетворить интересы ребенка и семьи. Это создало предпосылки для возникновения социально-реабилитационных служб помощи детям-инвалидам и их семьям на местном уровне.

Нормативно-правовые основы в области социального обслуживания инвалидов, детей и семей с детьми были созданы с принятием Федеральных законов «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 02.08.1995г. N 122-ФЗ и «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10.12.1995г. N 195-ФЗ. В них применяются следующие основные понятия:

«Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации» (Статья 1);

«Клиент социальной службы — гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации, которому в связи с этим предоставляются социальные услуги» (Статья 3);

Читайте так же:  Оформление инвалидности ребенку аутисту

«Социальные услуги — действия по оказанию клиенту социальной службы помощи, предусмотренной настоящим Федеральным законом»;

«Трудная жизненная ситуация — ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность. ), которую он не может преодолеть самостоятельно».

Важнейшим положением является установление права инвалидов на социальное обслуживание: «. инвалиды (в том числе дети-инвалиды), нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению, имеют право на социальное обслуживание, осуществляемое в государственном, муниципальном и негосударственном секторах системы социального обслуживания» (Статья 5).

Социальное обслуживание граждан осуществляется по основным видам, к которым относятся: материальная помощь, социальное обслуживание на дому, в стационарных учреждениях, срочное и полустационарное социальное обслуживание, предоставление временного приюта, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, консультативная и социально-консультативная помощь, реабилитационные услуги.

Социальное обслуживание инвалидов включает следующие формы:

· организация дневного пребывания (Статья 12); полустационарное социальное обслуживание (Статья 19); консультативная помощь (Статья 13); социально-консультативная помощь (Статья 13); реабилитационные услуги (Статья 14).

«Социальные службы оказывают помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, . другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в реабилитационных услугах». Важное значение имеет раздел закона, определяющий ресурсное обеспечение социальных служб (Статья 23).

Наиболее актуальный вопрос для инвалидов — плата за социальное обслуживание. В соответствии со статьей 15, социальное обслуживание осуществляется социальными службами бесплатно и за плату. «Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб предоставляется гражданам, не способным к самообслуживанию. …несовершеннолетним детям, находящимся в трудной жизненной ситуации» (Статья 16).

Порядок предоставления бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг определяется:

· Постановлением Правительства Российской Федерации «О федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания» от 25 ноября 1995 года № 1151 [4]. Постановление имеет принципиальное значение, т.к. нормы, заложенные в нем, имеют отношение не только к инвалидам. Они также предназначены для регламентации социального обслуживания различных категорий семей и детей. Услуги, предоставляемые в полустационарных условиях (отделениях дневного (ночного) пребывания).

§ Постановлением Правительства Российской Федерации «О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами» от 24 июня 1996 года № 739 [3], утверждено Положение, в котором определены: основные виды социальных услуг, предоставляемых инвалидам, категории граждан, которым предоставляется бесплатное социальное обслуживание; условия предоставления социальных услуг и т.д. Положением установлено, что несовершеннолетним детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, социальные услуги предоставляются бесплатно, без их письменного заявления и справки о доходах.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9762 — | 7463 — или читать все.

http://studopedia.ru/1_105932_v-regionah-rossii.html

Ранняя комплексная помощь детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям в России

Марина Мачехина
Ранняя комплексная помощь детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям в России

Видео (кликните для воспроизведения).

Семья с ребёнком-инвалидом — это семья с особым статусом. Особенности и проблемы данной семьи определяются не только личностными особенностями всех её членов и характером взаимоотношений между ними, но и большей занятостью решением проблем ребенка, закрытостью семьи для внешнего мира, дефицитом общения, частым отсутствием работы у матери, но главное — специфическим положением в семье ребёнка-инвалида, которое обусловлено его болезнью.

На современном этапе развития системы образования взаимодействию с семьями воспитанников уделяется большое внимание. Это обусловлено проблемами в межличностных отношениях между детьми с ОВЗ и их родителями, неадекватным оцениванием своего ребенка, имеющего проблемы в развитии, жестоким обращением с ним. Поэтому помощь детям с ограниченными возможностями здоровья требует социально-психологической поддержки их семей. Развитие ребенка с особыми образовательными потребностями в большой степени зависит от благополучия его семейной ситуации, от адекватного участия родителей в его физическом и нравственном становлении, правильности их воспитательных воздействий.

Одним из самых актуальных направлений специальной (коррекционной) педагогики на современном этапе как в России, так и во всем мире является ранняя комплексная помощь детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям.

Ранняя комплексная помощь — это новая, быстро развивающаяся область междисциплинарного знания, рассматривающая теоретические и практические основы комплексного обслуживания детей первых месяцев и лет жизни из групп медицинского, генетического и социального риска отставания в развитии.

Ранняя комплексная помощь формируется как часть системы, специального образования, призванная влиять на улучшение условий для развития детей с ограниченным потенциалом возможностей а также детей, чье развитие обусловлено действием множественных факторов риска.

От эффективной организации ранней комплексной помощи в определяющей степени зависят предупреждение инвалидности и (или) снижение степени ограничения жизнедеятельности и трудоспособности.

Особенности развития ребенка в раннем возрасте пластичность центральной нервной системы и способность к компенсации нарушенных функций обуславливает важность ранней комплексной помощи, позволяющей путем целенаправленного воздействия исправлять первично нарушенные психические и моторные функции при обратимых дефектах и предупреждать возникновение вторичных отклонений в развитии.

Ранняя комплексная помощь предполагает широкий спектр долгосрочных медико-психолого-социально-педагогических услуг, ориентированных на семью и осуществляемых в процессе согласованной («командной») работы специалистов разного профиля.

Она представляет собой систему специально организованных мероприятий, каждый элемент которой может рассматриваться как самостоятельное направление деятельности учреждений, находящихся в ведении органов здравоохранения,образования и социальной защиты населения:

1. Обнаружение младенца с отставанием или риском отставания в развитии, предполагающее единство ранней диагностики, идентификации, скрининга и направления в соответствующую территориальную службу ранней помощи.

Читайте так же:  Гарантия на запчасти

2. Определение уровня развития ребенка’ и проектирование индивидуальных программ раннего образования.

3. Обучение и консультирование семьи.

4. Оказание первичной помощи в реализации развивающих программ как в условиях семьи, так и в условиях специально организованной педагогической среды, отвечающей особым образовательным потребностям младенца (группы развития).

5. Целевая работа по развитию сенсомоторной сферы ребенка.

6. Психологическая и правовая поддержка семьи.

7. Ранняя плановая и (или) экстренная медицинская коррекция.

8. Координация деятельности всех социальных институтов и служб в оказании полного комплекса услуг семье и ребенка в рамках индивидуальной программы развития.

Создание системы профилактики, ранней диагностике и коррекции отклонений в развитии детей предполагает анализ и оценку опыта, накопленного на протяжении 30 лет за рубежом, сделанных Россией на этом пути в настоящее время.

Важность предоставление качественных услуг на самых ранних этапах развития ребенка с особыми потребностями на сегодняшний день не оставляет сомнения и является неотъемлемым правом детей, а тех семей, в которых они воспитываются. Это право закреплено как в международных конвенциях, так и в национальных законах уже в целом ряде стран. Как подчеркивают рассмотренные страны, реализация этого права и создание системы Раннего вмешательства стало возможным не только благодаря усилиям профессионалов и специалистов, непосредственно предоставляющих услуги Раннего вмешательства, но и государственных и общественных деятелей, представителей различных ведомств как на местном, так и на региональном и национальном уровнях. Важно отметить, что не смотря на различный исторический, культурный и экономический контекст, формирование и развитие систем Раннего вмешательства имеет в рассмотренных странах ряд общих черт,а именно:

— переход от медицинской к социальной модели инвалидности;

— создание общих концептуальных рамок Раннего вмешательства на стыке различных дисциплин;

— налаживание взаимодействия между различными ведомствами, создание межведомственных комиссий на различных уровнях для развития и координации услуг Раннего вмешательства;

— создание нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность служб раннего вмешательства, а также принятие соответствующих законов на национальном или федеральном уровнях (хотя в Российской Федерации закон о Раннем вмешательстве еще не принят, в настоящее время идет его обсуждение);

— обеспечение механизмов финансирования Раннего вмешательства, как правило из различных источников, с вовлечением различных министерств;

— широкое информирование общественности, политических деятелей и специалистов о важности Раннего вмешательства и основных механизмах функционирования системы Раннего вмешательства;

— внедрение протоколов раннего выявления и диагностики с максимальным использованием уже существующих ресурсов;

— создание сети служб Раннего вмешательства, отвечающих принципам доступности (финансовой и географической, междисциплинарности, семейно-центрированности, работы в естественной среде развития ребенка, а также научности и доказательности;

— создание профессиональных ассоциаций, определение критериев и стандартов качества услуг Раннего вмешательства;

— развитие системы подготовки кадров как в высших учебных заведениях так и на рабочих местах, разработка тренингов и курсов повышения квалификации.

Рассмотренные нами примеры развития и организации системы Раннего вмешательства в различных странах подтверждают, что на сегодняшний день Раннее вмешательство в силу своих значительных преимуществ является важной социально- экономической стратегией развития общества и таким образом неотъемлемой частью государственной политики.

1. Галкина Е. В. Работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [Текст] //Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). —Уфа: Лето, 2012.

2. Емелина О. И. Становление системы помощи детям раннего возраста за 2. К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, Дефектология №3, 1999, с 30-36.

3. К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, Дефектология №3, 1999, с 30-36.

4. Малофеев Н. Н., Разенкова Ю. А., Урядницкая Н. А. О развитии службы ранней помощи детям с отклонениями в развитии и детям-инвалидам в Российской Федерации [Текст] // Дефектология. 2007. No 6. С. 6068.

5. Морозова Е. И. Новые подходы к организации помощи семьям, воспитывающим проблемных детей раннего возраста, Дефектология №3, 1998, с 49 — 57.

6. Назарова Н. М. — Том 3. Педагогические системы специального образования — файл n1.doc

7. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений специальной (коррекционной) педагогики, Дефектология №3, 2002. с 11-13.

8. Разенкова Ю. А. Региональная политика в области ранней помощи: проблемы и перспективы // Дефектология. 2003. No 4. С. 7278.

http://www.maam.ru/detskijsad/ranja-kompleksnaja-pomosch-detjam-s-ogranichenymi-vozmozhnostjami-zdorovja-i-ih-semjam-v-rosi.html

Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области

Модель сопровождения людей с инвалидностью и членов их семей

Модель сопровождения людей с инвалидностью и членов их семей путем формирования доступной среды и толерантного отношения жителей региона к проблемам людей с инвалидностью

В Иркутской области проживает более 230 000 инвалидов, что составляет 9,9% от всего населения региона. При этом имеют ограничения передвижения в связи с нарушениями опорно-двигательного аппарата – более 20 000 чел., в т.ч. передвигаются на колясках более 5 500 чел., имеют ограничения по зрению – более 8 000 чел., глухие и слабослышащие – более 2 000 чел. Около 13 000 детей имеют категорию «ребенок-инвалид», что составляет 2,4% от всего детского населения области. Ежегодно проводится порядка 8 тысяч освидетельствований лиц до 18 лет. Число детей, которым категория «ребенок-инвалид» устанавливается впервые, колеблется от 1 300 до 1 500 человек. При очередных переосвидетельствованиях около 5 тысяч детей признаются инвалидами.

Анализ работы с семьями, имеющими в своем составе инвалидов, показывает высокую потребность в настоящее время полноценной системы комплексного интеграционного социального сопровождения людей с инвалидностью и членов их семей.

Правовые основы социального сопровождения установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Однако, решение вопросов комплексного сопровождения людей с инвалидностью и членов их семей лежит не только в плоскости данного Федерального закона. Это целый ряд законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих, в том числе порядок организации межведомственного взаимодействия при осуществлении социального сопровождения.

Читайте так же:  До скольки лет можно получать социальную стипендию

В целях выработки единых подходов к социальному сопровождению людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в Иркутской области, начиная с 2016 года, реализуется Модель сопровождения людей с инвалидностью и членов их семей путем формирования доступной среды и толерантного отношения жителей региона к проблемам людей с инвалидностью. Модель разработана областным государственным бюджетным учреждением дополнительного профессионального образования «Учебно-методический центр развития социального обслуживания» по поручению министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области. Основная задача систематизировать работу с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с изменениями законодательства, определить алгоритм реализации мероприятий реабилитации (абилитации), обобщить основные формы, методы, технологии и социальные практики, применяемые специалистами, а также предложить и апробировать новые направления работы.

Карта реабилитации (абилитации) Иркутской области

Чтобы правильно сформировать индивидуальную программу реабилитации (абилитации), план комплексного интеграционного социального сопровождения инвалида, ребенка-инвалида, лиц с ограниченными возможностями здоровья и членов их семей необходима, в том числе информация об организациях, оказывающих услуги инвалидам во всех сферах жизнедеятельности. Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области совместно с областным государственным бюджетным учреждением дополнительного профессионального образования «Учебно-методический центр развития социального обслуживания» и комплексными центрами социального обслуживания населения области разработана информационная «Карта реабилитации (абилитации) Иркутской области». Этот сервис позволяет специалистам, работающим с инвалидами, а также самим инвалидам и членам их семей найти возможности для реализации своих жизненных потребностей и потенциала по различным направлениям: социальное обслуживание, образование, здравоохранение, культура, физическая культура и спорт, занятость, некоммерческие, общественные организации и др.

Для удобства поиска необходимой информации Карта сформирована в разрезе муниципальных образований Иркутской области и видов экономической деятельности с указанием конкретных услуг, контактов, режима работы и будет постоянно пополняться. Если Вы знаете другие организации, которые могли бы войти в «Карту реабилитации (абилитации)», либо в случае изменения информации просим информацию направлять в Учебно-методический центр по адресу: [email protected]

Методические рекомендации по организации комплексного интеграционного социального сопровождения семей, имеющих в своем составе инвалидов, для комплексных центров социального обслуживания населения Иркутской области

Целью методических рекомендаций является разработка унифицированного алгоритма действий руководителей, специалистов по социальной работе, социальных и других работников КЦСОН в рамках комплексного интеграционного социального сопровождения людей с инвалидностью и членов их семей.

Технология интеграционного сопровождения инвалидов в условиях комплексного центра социального обслуживания населения (инновационная технология социального сопровождения людей с инвалидностью)

http://irkobl.ru/sites/society/model_inv/

Модель помощи детям инвалидам андреева

1. Ачильдиева Е.Ф. Семья с ребенком-инвалидом (сравнит. анализ) // Подходы к реабилитации детей с особенностями развития средствами образования / Сост. О.Н. Ертанова, В.К.Зарецкий; Под ред. В.И.Слободчикова; — М., 1996. — С.132 — 141.

2. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А.Сластенина. — М.: Академия, 1999.

3. Грачев Л.К. Программа социальной работы с семьями, имеющих детей-инвалидов. — М., 1992.

4. Гудонис В.П. Основы и перспективы социальной адаптации лиц с пониженным зрением — М.: Мос. псих.-социал. ин-т; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. — 228 с.

5. Гудонис В.П. Теоретические предпосылки интеграции лиц с нарушенным зрением // Дефектология. — 1996. — №2. — С.7—12.

6. Зотова А.М. Интеграция ребенка-инвалида в среду здоровых сверстников как метод социальной адаптации // Дефектология. — 1997. — №6. — С.21—25.

7. Специальная педагогика / Под ред. Н.М.Назаровой. — М.: Издательский центр «Академия», 2000.

8. Юн Герда. Дети с отклонениями в развитии. — Кишинев: Штиинца, 1987.

9. Ямбург Е.А. Школа для всех. Адаптивная модель: (Теоретические основы и практ. реализация). — М., 1996.

http://pedlib.ru/Books/6/0410/6_0410-84.shtml

Истории детей с ограниченными возможностями и безграничным талантом

Эти дети не такие, как все: они великолепно рисуют, поют, пишут книги для своих ровесников. Некоторые из них уже успели прославиться на всю страну, как победитель украинского отборочного «Евровидения» Андроник Алексанян, а о талантах других пока знают только самые близкие люди. Всех их объединяет одно – они смогли доказать, что «ограниченные возможности здоровья» – всего лишь медицинский термин, который уходит на второй план, когда в дело вступают целеустремленность и талант.

«На сцене я как в раю»

Юный певец Эдвин Нэрсисян, унаследовавший от дедушки красивый сильный тенор, долгое время радовал своими песнями только домашних. Самостоятельной выйти на сцену 11-летнему мальчику мешал диагноз «детский церебральный паралич». Однако он все-таки смог преодолеть себя и выступить на одном из армянских песенных конкурсов. Когда же родители Эдвина переехали в Россию, мальчик получил приглашение выступить в шоу «Минута славы» на одном из центральных каналов телевидения.

Эдвин прошел кастинг с первой попытки. Во время конкурса за кулисами, вспоминает ребенок, была очень веселая атмосфера, а в зрительном зале его поддерживали друзья.

«Когда я выхожу на сцену, я всегда очень радуюсь. Во время записи программы я чувствовал себя, как в раю, и даже домой не хотел уходить», — вспоминает Эдвин.

Родители мальчика считают его участие в программе их общей победой. «Мы очень хотели увидеть его на сцене. После выступления к нам подходили люди, предлагали помощь, для нас это очень важно», — рассказала мама Эдвина Марьям Арутюнян.

На родине Эдвину делали операцию, она оказалась неудачной. Мальчик приехал на лечение в Москву, врачи смогли поставить его на ноги, сейчас он передвигается с помощью двух тростей. В воспитании сына родители стараются придерживаться двух основных принципов — максимум самостоятельности и минимум опеки.

Читайте так же:  Как монетизировать льготы пенсионерам

«Стараемся, чтобы мысли его всегда были о хорошем, поэтому мы как можно чаще смеемся друг над другом. Мы даже в футбол с ребятами во дворе играем. Я держу его за руку, и он как может отбивает мяч. В больнице Эдвин поет на всех праздниках. Все врачи его называют «наш артист», — рассказывает Марьям.

Чтобы повысить шансы на победу в телевизионном шоу, родители пригласили из Армении преподавателя по вокалу. Сейчас вместе с Эдвином они готовят новый номер. Что именно исполнит юный певец, семья пока держит в секрете.

Если Нэрсисяну повезет, он выиграет главный приз в финале телепрограммы — 10 миллионов рублей. Эти деньги могли бы пригодиться ему для лечения и дальнейших занятий пением, ведь «музыка — его единственная мечта».

Украинский Лобертино Лоретти

Похожая история недавно произошла на детском песенном конкурсе «Евровидение-2009». В украинском отборочном конкурсе с большим отрывом от других участников победил мальчик, чей голос по силе и красоте напоминает легендарного итальянца Лобертино Лоретти.

Впервые украинские зрители услышали о юном певце Андронике Алексаняне в передаче «Танцую для тебя», в котором соревнуются танцевальные пары, состоящие из знаменитостей. В телеэфире рассказали, что у 11-летнего мальчика редкая врожденная патология — ахондродисплазия.

Ахондродисплазия — наследственное заболевание скелета, связанное с нарушением образования хрящевой ткани. Характеризуется, в частности, укорочением конечностей.

Участники конкурса — боксер Вячеслав Узелков и Ксения Горб — пообещали собрать деньги на операцию, чтобы мальчик смог подрасти. И хотя Вячеслав и Ксения не стали победителями проекта, средства на лечение мальчика найти все же удалось.

Позднее Андроник выступил на гала-концерте с известным украинским певцом Алексанром Пономаревым, а их совместно записанная песня «Я люблю тільки тебе» вошла в десятку хит-парадов FM-станций, пишет украинский «День».

Для детского «Евровидения» Андроник приготовил другую песню — «Три тополі, три сурми». Его необычный ангельский голос отметили зрители многих стран. И хотя призовые места конкурса достались другим участникам, друзья и родственники Андроника считают его настоящим победителем.

В планах юного певца — участие в других песенных фестивалях. В перерывах между занятиями он изучает английский, немецкий и французский языки.

Каждому по способностям

Вот уже много лет в Зеленограде существует необычная школа, слава о которой уже давно вышла за пределы города. И дело не в том, что в ней обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. А в том, что ее ученики побеждают в межшкольных олимпиадах, в окружных соревнованиях по шахматам и даже публикуют собственные книги, как это получилось у ученика 11-го класса Евгения Макарова.

Так сложилось, что большую часть времени Женя проводит дома. Однако это не является препятствием для его занятий музыкой, литературой. Книги занимают в его жизни отдельное место. Женя уже давно пишет стихи, прозу, сказки. В 2008 году был издан сборник его произведений «Когда надоедает суета». В этом году Евгений стал лауреатом фестиваля для детей с ограниченными возможностями здоровья «Цветик-семицветик», который проходил в Государственном учреждении культуры «Творческий лицей».

Творчество Жени очень интересно его ровесникам. Так его «Физическая сказка» вдохновила другую ученицу школы № 367, Качула Олю, сделать к ней яркие иллюстрации.

Несмотря на проблемы со здоровьем, Оля очень много занимается творчеством. «По жизни я увлекалась многим: макраме, оригами, вязанием и вышиванием, но более всего мне полюбилось рисование, — говорит она. — Рисовать я очень люблю. Воплощать свои идеи, мечты и мысли на белом чистом листе, приносит мне огромное удовольствие».

Благодаря преподавателям школы, которые создали подходящие условия для творчества и обучения учеников, многие выпускники смогли поступить в престижные вузы, как и Оля Качула, поступившая после школы в университет МГППУ.

Учиться как все

Школы, в которых дети, имеющие нарушения здоровья, могут получить полноценное образование с помощью высококвалифицированных педагогов, есть далеко не в каждом городе. И зачастую родителям приходится прикладывать немало усилий для того, чтобы их ребенок не чувствовал себя в будущем чужим в этом мире.

Валентине Дроздковой пришлось обратиться за помощью в Общественную организацию инвалидов «Перспектива», чтобы ей помогли установить подъемник в школе № 1161 в Южном Бутово, где учится ее сын Кирилл. Несколько лет мальчик добирался до своего класса на первом этаже на специальной коляске, однако с пятого класса занятия перенесли на другие этажи, куда доступ ему закрыт.

Юристы организации отправили письмо в Департамент Образования и в Управление образования ЮЗАО с просьбой помочь, и чиновники пообещали, что «ступенькоход» (мобильный лестничный подъемник) появится в школе уже в июне. Однако сроки сначала передвинулись на июль, затем на конец августа. Лишь после вмешательства общественников, прессы и звонка в Департамент образования из приемной президента России по правам человека в последний день летних каникул подъемник привезли в школу.

«Для нас от появления «ступенькохода» зависело, будет Кирилл посещать школу вместе со всеми или придется переходить на надомное обучение», — рассказывает мама пятиклассника Валентина Дроздкова.

История Кирилла Дроздкова закончилась хорошо. Мальчик избежал надомного образования, остался в кругу своих сверстников и друзей. Однако многие его ровесники, с детства прикованные к инвалидной коляске, вынуждены почти все время проводить дома.

Только в Москве таких детей 19 тысяч, из них каждый двенадцатый ребенок не может учиться в ближайшей школе – они для инвалидов пока не адаптированы.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://ria.ru/20091203/196803739.html

Модель помощи детям инвалидам андреева
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here