Коренная гарантия

Содержание

Федеральный закон от 6 февраля 2020 г. N 11-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» в части установления порядка учета лиц, относящихся к коренным малочисленным народам»

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Внесены изменения в закон о гарантиях прав коренных малочисленных народов

Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» в части установления порядка учёта лиц, относящихся к коренным малочисленным народам».

Федеральный закон принят Государственной Думой 22 января 2020 года и одобрен Советом Федерации 30 января 2020 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральным законом предусматривается формирование и ведение федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной национальной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной национальной политики, списка лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации.

Федеральным законом определяются перечень подлежащих учёту сведений о лицах, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, перечень документов, представляемых заявителем в уполномоченный орган, а также основания для отказа в учёте заявителя в качестве лица, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации.

Кроме того, Федеральным законом устанавливается, что органы государственной власти, органы местного самоуправления и государственные внебюджетные фонды используют сведения, содержащиеся в списке лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, для обеспечения реализации социальных и экономических прав указанных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и не вправе требовать представления лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Российской Федерации, документов, содержащих сведения об их национальности.

Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ
«О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

22 августа 2004 г., 26 июня 2007 г., 13 мая, 30 декабря 2008 г., 5 апреля 2009 г., 13 июля 2015 г., 27 июня 2018 г., 26 июля 2019 г., 6 февраля 2020 г.

Принят Государственной Думой 16 апреля 1999 года

Одобрен Советом Федерации 22 апреля 1999 года

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Информация об изменениях:

Преамбула изменена с 8 июля 2018 г. — Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 164-ФЗ

ГАРАНТ:

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации устанавливает правовые основы гарантий самобытного социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Российской Федерации, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов.

Информация об изменениях:

Федеральный закон дополнен статьей 7.1 с 7 мая 2020 г. — Федеральный закон от 6 февраля 2020 г. N 11-ФЗ

Внесены изменения в закон о гарантиях прав коренных малочисленных народов России

Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 5 и 8 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации».

Федеральный закон принят Государственной Думой 17 июля 2019 года и одобрен Советом Федерации 23 июля 2019 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральным законом устанавливается полномочие Правительства Российской Федерации по утверждению в целях защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов малочисленных народов порядка возмещения убытков, причинённых малочисленным народам, объединениям малочисленных народов, лицам, относящимся к малочисленным народам, в результате нанесения ущерба исконной среде обитания малочисленных народов хозяйственной деятельностью организаций всех форм собственности, а также физическими лицами.

Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе применяются следующие основные понятия:

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 7 мая 2020 г. — Федеральный закон 2020 г. N 11-ФЗ

Пункт 1 изменен с 8 июля 2018 г. — Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 164-ФЗ

Читайте так же:  Повышение квалификации мвд

1) коренные малочисленные народы Российской Федерации (далее — малочисленные народы) — народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйственную деятельность и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.

Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых проживают эти народы.

ГАРАНТ:

См. также перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 17 апреля 2006 г. N 536-р

Учитывая уникальность этнического состава населения Республики Дагестан по числу проживающих на ее территории народов, Государственный Совет Республики Дагестан определяет количественные и иные особенности ее коренных малочисленных народов, а также устанавливает перечень этих народов с последующим включением его в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации;

2) традиционный образ жизни малочисленных народов (далее — традиционный образ жизни) — исторически сложившийся способ жизнеобеспечения малочисленных народов, основанный на историческом опыте их предков в области природопользования, самобытной социальной организации проживания, самобытной культуры, сохранения обычаев и верований;

3) исконная среда обитания малочисленных народов — исторически сложившийся ареал, в пределах которого малочисленные народы осуществляют культурную и бытовую жизнедеятельность и который влияет на их самоидентификацию, образ жизни;

Информация об изменениях:

Пункт 4 изменен с 8 июля 2018 г. — Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 164-ФЗ

4) общины и иные формы общественного самоуправления (далее — общины малочисленных народов) — формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам и объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому принципам, создаваемые в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности, промыслов и культуры;

5) уполномоченные представители малочисленных народов — физические лица или организации, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации представляют интересы этих народов;

6) этнологическая экспертиза — научное исследование влияния изменений исконной среды обитания малочисленных народов и социально-культурной ситуации на развитие этноса.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 1 настоящего Федерального закона

Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» от 30.04.1999 N 82-ФЗ ст 8 (ред. от 26.07.2019)

Статья 8. Права малочисленных народов, объединений малочисленных народов и лиц, относящихся к малочисленным народам, на защиту их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов

1. Малочисленные народы, объединения малочисленных народов в целях защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов имеют право:

1) безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционной хозяйственной деятельности и занятия традиционными промыслами, и общераспространенными полезными ископаемыми в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации;

2) участвовать в осуществлении контроля за использованием земель различных категорий, необходимых для осуществления традиционной хозяйственной деятельности и занятия традиционными промыслами малочисленных народов, и общераспространенных полезных ископаемых в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;

3) участвовать в осуществлении контроля за соблюдением федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации об охране окружающей среды при промышленном использовании земель и природных ресурсов, строительстве и реконструкции хозяйственных и других объектов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;

4) получать от органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности, международных организаций, общественных объединений и физических лиц материальные и финансовые средства, необходимые для социально-экономического и культурного развития малочисленных народов, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов;

5) участвовать через уполномоченных представителей малочисленных народов в подготовке и принятии органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления решений по вопросам защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов малочисленных народов;

6) участвовать в проведении экологических и этнологических экспертиз при разработке федеральных и региональных государственных программ освоения природных ресурсов и охраны окружающей среды в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;

7) делегировать уполномоченных представителей малочисленных народов в советы представителей малочисленных народов при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления;

8) на возмещение убытков, причиненных им в результате нанесения ущерба исконной среде обитания малочисленных народов хозяйственной деятельностью организаций всех форм собственности, а также физическими лицами, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

9) получать от государства помощь для реформирования всех форм воспитания и обучения подрастающего поколения малочисленных народов с учетом традиционных образа жизни и хозяйственной деятельности малочисленных народов.

2. Лица, относящиеся к малочисленным народам, в целях защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов малочисленных народов имеют право:

1) безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционной хозяйственной деятельности и занятия традиционными промыслами, и общераспространенными полезными ископаемыми в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации;

2) участвовать в формировании и деятельности советов представителей малочисленных народов при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления;

3) на возмещение убытков, причиненных им в результате нанесения ущерба исконной среде обитания малочисленных народов хозяйственной деятельностью организаций всех форм собственности, а также физическими лицами, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

4) пользоваться необходимыми малочисленным народам для защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов льготами по землепользованию и природопользованию, установленными федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;

5) на первоочередной прием на работу по своей специальности в организации, осуществляющие традиционную хозяйственную деятельность, занимающиеся традиционными промыслами малочисленных народов и создаваемые в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;

Читайте так же:  Как начисляют пособие по безработице

6) в порядке, установленном гражданским законодательством, создавать хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, осуществляющие традиционную хозяйственную деятельность и занимающиеся традиционными промыслами малочисленных народов совместно с лицами, не относящимися к малочисленным народам, при условии, что в создаваемых организациях не менее половины рабочих мест будет предоставляться лицам, относящимся к малочисленным народам;

7) на первоочередное приобретение в собственность организаций, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность и занимающихся традиционными промыслами малочисленных народов в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;

8) получать социальное обслуживание в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации;

9) получать бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в рамках Программы государственных гарантий обязательного медицинского страхования.

Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» от 30.04.1999 N 82-ФЗ (ред. от 26.07.2019)

Видео (кликните для воспроизведения).

30 апреля 1999 года N 82-ФЗ

Как оформить контргарантию

Вся процедура оформления контргарантии на торговой площадке Pbabg.ru может занять период от 5 до 10 дней.

Какие документы нужны при оформлении контр-гарантии

  1. Уставные документы принципала и бенефициара.
  2. Финансовая отчетность принципала за последние 12 месяцев.
  3. Справки о расчетных счетах контрагентов.
  4. Документы об активах принципала.
  5. Внешнеторговый контракт.

Товарный кредит поставщика под гарантию российского банка

Так, клиент российского банка планирует заключение контракта с иностранным поставщиком на покупку оборудования для новой производственной линии. Учитывая международную практику, он может попросить у поставщика рассрочку платежа под гарантию своего банка (1). Если поставщик соглашается, то между импортером (Принципал по гарантии) и российским банком заключается договор о предоставлении банковской гарантии с одновременным подписанием договора обеспечения (залога или др.) (2). Российский банк выдает гарантию оплаты (3) по заключенному контракту в пользу иностранного поставщика (Бенефициар по гарантии). Поставщик, имеющий на руках платежную гарантию, отгружает оборудование (4), и затем российский импортер (Принципал) постепенно расплачивается с ним в соответствии с графиком, оговоренным в контракте (5). На практике указанный график оплаты по контракту обычно полностью дублируется в тексте платежной гарантии, выдаваемой банком.

Приведенная на рисунке 1 схема представляет собой наиболее простой и недорогой вариант оплаты импортного оборудования. Стоимость финансирования в данном случае включает в себя только два компонента: процент за отсрочку платежа поставщику и комиссию за выдачу гарантии российскому банку. Однако очень часто поставщик готов предоставить отсрочку платежа по контракту только при условии предоставления гарантии первоклассного западного банка.

В этом случае российский банк обращается к своим банкам-контрагентам (желательно в стране поставщика) с просьбой подтвердить платежную гарантию с определенными параметрами. В случае получения положительного ответа между клиентом и банком, как и в случае, рассмотренном выше, заключаются договор о предоставлении банковской гарантии и договор обеспечения (залога или др.), и далее процесс происходит по следующей схеме, включающей 5 этапов (рис. 2):

  1. контракт с отсрочкой платежа;
  2. договор о предоставлении банковской гарантии;
  3. гарантия российского банка, подтвержденная первоклассным западным банком;
  4. поставка оборудования;
  5. платежи по контракту с отсрочкой.

О ГАРАНТИЯХ ПРАВ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ
НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят Государственной Думой 16 апреля 1999 года
Одобрен Советом Федерации 22 апреля 1999 года

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации устанавливает правовые основы гарантий самобытного социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Российской Федерации, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Гарантии и контргарантии банков как инструменты финансирования импортных контрактов

«Факторинг и торговое финансирование», 2008, N 1

При заключении внешнеторгового контракта перед импортером стоят две основные задачи — приобрести качественную продукцию и оптимизировать оплату. Банковская гарантия уже много лет является надежным инструментом обеспечения расчетов за импортируемые товары. Ее применение в целом выгодно как покупателю, так и продавцу, но для импортера очень важно, какая именно схема с использованием гарантии будет выбрана, так как от этого во многом зависят его затраты. В статье подробно рассмотрены несколько схем, часто применяемых на практике.

Перед тем как перейти к описанию схем использования гарантии и контргарантии в рамках внешнеторговых контрактов, необходимо дать общую краткую характеристику данных инструментов для лучшего понимания их сущности и природы возникающих у банков обязательств.

Подобные характеристики часто лежат в основе карточек продуктов, разрабатываемых банками для удобства работы с клиентами.

Стороны и порядок исполнения обязательств по контргарантии

Контргарантия выдается в том случае, если бенефициар нуждается в гарантии определенного банка, который не является банком принципала. Контргарантии применяются в основном при внешнеторговых сделках.

Например, поставщик является принципалом, который предоставил заказчику (бенефициару) банковскую гарантию на исполнение договора (поставку продукции). Однако, бенефициар хочет получить гарантию обязательств принципала от своего банка, который в случае нарушения обязательств принципала сможет выплатить гарантийную стоимость в его стране нахождения. В этом случае банк принципала напрямую связывается с банком бенефициара и оформляет контр-гарантию в пользу последнего.

Плюсы и минусы контргарантий

Например, банк бенефициара выставил банку принципала требование по гарантии поставки на основании нарушения срока поставки экспортной продукции. В свою очередь, принципал предоставил доказательства своему банку, что продукция была отправлена вовремя и требования бенефициара неправомерны, так как задержка поставки произошла по вине таможенного органа принимающей стороны. В таком случае банк принципала может отказать в удовлетворении требований по гарантии банку бенефициара на основании условий контракта.

К плюсам контргарантий относится:

  • Экономия времени на оформление гарантий обязательств принципала в стране бенефициара.
  • Обеспеченность внешнеторговой сделки, позволяющая бенефициару иметь уверенность в выполнении контрагентом своих обязательств.
  • Отсутствие финансовых рисков как у принципала, так и у бенефициара.
  • Экономия денежных средств (не нужно оформлять залог, задаток, кредит).
  • Быстрое оформление гарантий по сравнению с другими видами обеспечения.
Читайте так же:  Закон ветеранов боевых действий льготы

Порядок их взаимодействия при наступлении гарантийного случая следующий:

  • А. Бенефициар обращается в свой банк с требованием о выплате гарантийной суммы вследствие нарушений обязательств принципалом.
  • Б. Банк-гарант принимает решение и выплачивает бенефициару гарантийную сумму согласно его требованию и одновременно выставляет требование по гарантии банку принципала.
  • В. Банк принципала принимает решение по требованию банка бенефициара и производит компенсацию по гарантии банка принципала.
  • Г. Банк принципала обращается к принципалу о возмещении понесенных им расходов в связи с нарушением исполнителем его обязательств по контракту.

Таким образом, в этой схеме, благодаря контргарантии, бенефициар взаимодействует только со свои банком-гарантом и получает всю сумму гарантий с учетом пени и штрафных санкций, минуя разбирательства с принципалом (исполнителем).

В свою очередь, принципал взаимодействует, как обычно с тем банком-гарантом, который выдал ему основную гарантию по его обязательствам, не прибегая к судебным тяжбам с иностранным контрагентом.

В данных взаимоотношениях важно заручиться поддержкой банков и доверием их друг к другу. Как правило, такие банки имеют солидный капитал и обеспеченны серьезными активами.

Товарный кредит поставщика под гарантию российского банка, подтвержденную первоклассным западным банком

Реализация схемы, изображенной на рисунке 2, будет стоить дороже прямой гарантии за счет добавления комиссии западного банка за подтверждение. Срок действия контргарантии российского банка обычно на 14 — 15 дней превышает срок действия гарантии западного банка и в большинстве случаев должен быть не более 12 месяцев, так как лимиты западных банков ограничивают возможность принимать риск на российские банки на срок свыше одного года. При сложившихся деловых отношениях между банками в отдельных случаях западные банки готовы подтверждать гарантии и на более длительные сроки, многое зависит еще и от сути основной сделки.

Практика показывает, что обычно, когда сделка связана с поставкой импортного оборудования или другой конечной продукции и срок привлечения ресурсов превышает 12 месяцев, то финансирование очень часто осуществляется за счет кредитных средств банка, в котором обслуживается поставщик. Гарантия российского банка используется в этом случае в качестве обеспечения возврата кредита. Как правило, в таких сделках задействованы также гарантии экспортных кредитных агентств (ЭКА) .

Более подробно о других схемах финансирования с участием ЭКА будет рассказано в следующих номерах журнала.

Порядок работы в этом случае следующий (рис. 3):

  1. контракт на поставку;
  2. кредитное соглашение;
  3. договор о предоставлении банковской гарантии;
  4. гарантия оплаты по кредитному договору и выпуск гарантии ЭКА;
  5. оплата аванса импортером (не менее 15%);
  6. отгрузка оборудования;
  7. предоставление документов в западный банк;
  8. оплата западным банком по факту отгрузки и отражение задолженности по кредитному соглашению;
  9. погашение задолженности по кредитному договору.

Банковская контргарантия

Банковская контргарантия выставляется банком в пользу другого банка (Гаранта) и служит обеспечением обязательств Гаранта по гарантии, которая, в свою очередь, обеспечивает выполнение обязательства клиента банка по контракту (основного обязательства).

Применение контргарантий возможно при осуществлении клиентом различных внешнеторговых операций, в частности тех, которые перечислены выше для гарантий.

  • Банк-контргарант — банк, выдавший контргарантию;
  • Гарант — банк, находящийся, как правило, в стране Бенефициара, выпускающий гарантию под контргарантию;
  • Принципал — клиент банка (юридическое лицо), исполнение обязательств которого перед Бенефициаром гарантируется Гарантом;
  • Бенефициар — получатель денежных средств по гарантии (контрагент Принципала по сделке, находящийся, как правило, в одной стране с Гарантом);
  • Третье юридическое (физическое) лицо — в части предоставления обеспечения (залога, поручительства, гарантии) исполнения обязательств Принципала перед Банком-контргарантом.

У клиентов иногда возникает вопрос: являются ли тождественными понятия «контргарантия» и «подтвержденная гарантия»? В мировой банковской практике встречаются случаи, когда в рамках гарантийной сделки существуют два отдельных документа — один из которых является гарантией банка, обслуживающего Принципала, в пользу банка Бенефициара, а другой — письмом-подтверждением банка Бенефициара гарантии первого банка в пользу Бенефициара. Однако подобные случаи встречаются крайне редко, а в российской практике и вовсе отсутствуют.

Обычно подтвержденная гарантия представляет собой один документ, в тексте которого одновременно содержатся и контргарантия, и форма конечной гарантии, которая должна быть выдана Бенефициару. Подтверждающий банк выпускает свою гарантию обычно в полном соответствии с предлагаемой формой, в случае же, если форма претерпевает какие-либо изменения, то они предварительно согласовываются банками между собой и с клиентами.

Основные преимущества контргарантии как инструмента финансирования импортных контрактов:

  1. клиенту нет необходимости отвлекать собственные оборотные средства для осуществления сделки (нет необходимости осуществлять предоплату, клиент получает возможность приобретать товары с отсрочкой платежа под контргарантию);
  2. продукт позволяет клиенту получить значительную экономию средств по сравнению с получением банковского кредита (ставки по данному продукту ниже ставок по коммерческим кредитам) при равных временных параметрах с кредитом. Однако стоимость данного продукта всегда выше, чем стоимость прямой гарантии за счет добавления комиссии подтверждающего банка.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Примеры

Рассмотрим стандартную схему товарного кредита поставщика под гарантию российского банка, которую можно условно разделить на пять этапов (рис. 1):

  1. контракт с отсрочкой платежа;
  2. договор о предоставлении банковской гарантии;
  3. гарантия;
  4. поставка оборудования;
  5. платежи по контракту с отсрочкой.

Стороны и порядок исполнения обязательств по контргарантии

Таким образом, в этой схеме, благодаря контргарантии, бенефициар взаимодействует только со свои банком-гарантом и получает всю сумму гарантий с учетом пени и штрафных санкций, минуя разбирательства с принципалом (исполнителем).

В свою очередь, принципал взаимодействует, как обычно с тем банком-гарантом, который выдал ему основную гарантию по его обязательствам, не прибегая к судебным тяжбам с иностранным контрагентом.

В данных взаимоотношениях важно заручиться поддержкой банков и доверием их друг к другу. Как правило, такие банки имеют солидный капитал и обеспеченны серьезными активами.

Основные схемы

Существует несколько моделей применения гарантий и контргарантий в практике работы банков с импортерами. Лучше всего их можно проиллюстрировать на конкретных примерах.

Банковская гарантия

Банковская гарантия — выданное по просьбе клиента (Принципала по гарантии) обязательство банка уплатить Бенефициару в соответствии с условиями гарантии денежную сумму по представлении Бенефициаром письменного требования, указывающего на неисполнение Принципалом его обязательства по контракту (основного обязательства). Банковская гарантия выставляется Бенефициару напрямую.

  • Гарант — банк, выдавший гарантию в пользу Бенефициара;
  • Принципал — клиент банка (юридическое лицо), исполнение обязательств которого перед Бенефициаром гарантируется банком;
  • Бенефициар — получатель денежных средств по гарантии (контрагент Принципала по сделке);
  • Третье юридическое (физическое) лицо — в части предоставления обеспечения (залога, поручительства, гарантии) исполнения обязательств Принципала по договору о предоставлении банковской гарантии.
Читайте так же:  Пенсия врачам по выслуге лет в россии

Применение гарантий возможно при осуществлении клиентом как внешнеторговых операций, так и операций на внутреннем рынке.

Банковская гарантия (как и контргарантия) используется в качестве обеспечения выполнения различных обязательств клиента, в частности:

  • платежных обязательств клиента-покупателя по отношению к продавцу — «платежная гарантия»;
  • обязательств по возврату суммы аванса в случае неисполнения клиентом-продавцом обязательств по поставке товаров покупателю — «гарантия возврата аванса»;
  • обязательств по своевременному возврату заемных средств, предоставленных клиенту кредитором, — «гарантия возврата кредита»;
  • обязательств клиента-продавца по надлежащему исполнению контракта — «гарантия исполнения контракта».

В некоторых случаях предоставление банковской гарантии является условием участия клиента в тендерах, в том числе международных (тендерные гарантии), или связано с необходимостью обеспечения обязательств клиента перед таможенными или налоговыми органами (таможенные и налоговые гарантии). Таможенные гарантии особенно актуальны для компаний, осуществляющих импорт акцизной продукции.

В последнее время в связи с внесением изменений в ряд законодательных актов появились новые формы гарантий, такие как «акционерные гарантии» и «туристические гарантии», но они не имеют прямого отношения к внешнеэкономическим торговым сделкам.

Основные преимущества гарантий как инструмента финансирования импортных контрактов:

  1. клиенту нет необходимости отвлекать собственные оборотные средства для осуществления сделки (нет необходимости осуществлять предоплату, клиент получает возможность приобретать товары с отсрочкой платежа под гарантию банка);
  2. продукт позволяет клиенту получить значительную экономию средств по сравнению с получением банковского кредита (ставки по данному продукту ниже ставок по коммерческим кредитам) при равных временных параметрах с кредитом;
  3. при долгосрочных контрактах на закупку импортного оборудования у клиента появляется возможность привлечения более дешевых западных ресурсов под гарантию российского банка.

Как оформить контргарантию

Вся процедура оформления контргарантии на торговой площадке Pbabg.ru может занять период от 5 до 10 дней.

Какие документы нужны при оформлении контр-гарантии

  1. Уставные документы принципала и бенефициара.
  2. Финансовая отчетность принципала за последние 12 месяцев.
  3. Справки о расчетных счетах контрагентов.
  4. Документы об активах принципала.
  5. Внешнеторговый контракт.

Прямой кредит западного банка импортеру под гарантию российского банка и гарантию ЭКА

Импортер заключает контракт на поставку товара с поставщиком (1) и кредитный договор с западным банком (2). Далее подписываются договор о предоставлении банковской гарантии с российским банком и договор обеспечения к нему (3). Российский банк выдает гарантию оплаты по кредитному договору в пользу западного банка (4). Экспортное кредитное агентство выпускает свою гарантию в пользу этого же банка (4). После этого импортер оплачивает поставщику аванс не менее 15% от суммы контракта (5). Продавец отгружает оборудование (6), затем представляет документы в финансирующий банк (7). Банк производит оплату продавцу по факту отгрузки в рамках кредитного соглашения (8) с одновременным отражением задолженности импортера (8). Затем импортер погашает задолженность по кредиту в соответствии с условиями кредитного соглашения (9).

Вариант финансирования, приведенный на рисунке 3, наиболее дорогостоящий из всех перечисленных в рамках указанной статьи, т.к. он предполагает оплату процентов по кредиту иностранному банку, комиссии данного банка за организацию сделки, комиссии российского банка по гарантии, а также страховой премии экспортного агентства. Премия агентства обычно оплачивается поставщиком, но при этом включается в стоимость контракта, что не всегда выгодно импортеру с точки зрения уплаты налогов.

Однако, несмотря на достаточно большое количество компонентов, формирующих затратную часть сделки, стоимость финансирования все равно остается ниже цены обычного кредита российского банка. Более привлекательными являются также и сроки, на которые иностранным банком могут быть предоставлены кредитные ресурсы российскому импортеру.

Справедливо, однако, будет заметить, что в указанной схеме (рис. 3) не всегда присутствует гарантия российского банка. Часто для западного банка бывает достаточно только гарантийного обязательства экспортного кредитного агентства. Что в целом выгодно для российского импортера, так как упрощает сделку и удешевляет стоимость финансирования.

В настоящее время ситуация на рынке привлечения достаточно нестабильная, так как финансовый кризис заставил многие западные банки занять выжидательную позицию в отношении предоставления длинных ресурсов российским контрагентам, как банкам, так и компаниям. Однако большинство банков все-таки продолжают работать в рамках ранее открытых на Россию линий и достаточно эффективно осуществляют различные схемы торгового финансирования, в том числе и описанные в настоящей статье схемы с использованием банковских гарантий и контргарантий.

Контргарантия

В качестве обеспечения обязательств при заключении контрактов сторона, которая обязана выполнить действия (принципал), вправе представить другой стороне (бенефициару) банковские гарантии, которые в случае неисполнения принципалом обязательств, удовлетворит банк-гарант по первому требованию бенефициара – это простая гарантия.

В свою очередь, банк-гарант может по поручению принципала обратиться в другой банк, которому доверяет бенефициара, с той же целью – предоставить гарантию обязательств принципала в пользу бенефициара – такая гарантия называется контр-гарантией.

Контргарантия выдается в том случае, если бенефициар нуждается в гарантии определенного банка, который не является банком принципала. Контргарантии применяются в основном при внешнеторговых сделках.

Например, поставщик является принципалом, который предоставил заказчику (бенефициару) банковскую гарантию на исполнение договора (поставку продукции). Однако, бенефициар хочет получить гарантию обязательств принципала от своего банка, который в случае нарушения обязательств принципала сможет выплатить гарантийную стоимость в его стране нахождения. В этом случае банк принципала напрямую связывается с банком бенефициара и оформляет контр-гарантию в пользу последнего.

Плюсы и минусы контргарантий

Например, банк бенефициара выставил банку принципала требование по гарантии поставки на основании нарушения срока поставки экспортной продукции. В свою очередь, принципал предоставил доказательства своему банку, что продукция была отправлена вовремя и требования бенефициара неправомерны, так как задержка поставки произошла по вине таможенного органа принимающей стороны. В таком случае банк принципала может отказать в удовлетворении требований по гарантии банку бенефициара на основании условий контракта.

Читайте так же:  Пенсия после увольнения работающего пенсионера

К плюсам контргарантий относится:

  • Экономия времени на оформление гарантий обязательств принципала в стране бенефициара.
  • Обеспеченность внешнеторговой сделки, позволяющая бенефициару иметь уверенность в выполнении контрагентом своих обязательств.
  • Отсутствие финансовых рисков как у принципала, так и у бенефициара.
  • Экономия денежных средств (не нужно оформлять залог, задаток, кредит).
  • Быстрое оформление гарантий по сравнению с другими видами обеспечения.

Федеральный закон от 30.04.1999 N 82-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»

О ГАРАНТИЯХ ПРАВ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ
НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят
Государственной Думой
16 апреля 1999 года

Одобрен
Советом Федерации
22 апреля 1999 года

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации устанавливает правовые основы гарантий самобытного социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Российской Федерации, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов.

Актуальные проблемы правового положения коренных малочисленных народов Севера

Дата публикации: 04.12.2015 2015-12-04

Статья просмотрена: 1151 раз

Библиографическое описание:

Иванов В. М. Актуальные проблемы правового положения коренных малочисленных народов Севера // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 758-759. — URL https://moluch.ru/archive/103/23541/ (дата обращения: 06.03.2020).

В современных условиях перед многими коренными малочисленными народами Российской Федерации остро стоит вопрос об их физическом выживании и о дальнейшем существовании как неповторимых этносов. В связи с этим совершенствование законодательной базы РФ по предоставлению гарантий и защите прав и интересов коренных малочисленных народов — актуальная и востребованная задача. И этим проблемам в отечественной правовой науке в последнее время уделяется пристальное внимание [1].

Несмотря на наличие обширных прав для коренных малочисленных народов Севера и их гарантий, закрепленных в законе, анализ действующего законодательства позволяет констатировать, что оно декларативно и имеет множество пробелов. Как следствие, это выражается в отсутствии функционирующего механизма обеспечения и защиты прав коренных малочисленных народов. Тем самым, обладая льготами и гарантиями, они не могут их реализовывать.

Более того, коренные малочисленные народы испытывают трудности к пониманию современной российской правовой системы. Нормативно-правовые акты, которые регулируют природопользование, традиционный образ жизни коренных малочисленных народов, воспринимаются с трудом. Остро стоит вопрос об информированности о наличии существующих у них прав. Государство должно разработать эффективный механизм, который бы стал гарантом защиты прав коренных малочисленных народов.

В связи с этим следует отметить, что в перечне типовых государственных должностях субъектов Российской Федерации» предусмотрена должность «Уполномоченный по правам коренных малочисленных народов». Лицо, замещающее эту государственную должность, занимается защитой прав и интересов коренных малочисленных народов в том или ином субъекте. И согласно Конституции, «Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (ст. 69)» [2]. Наличие данной статьи является широким шагом в сторону демократизации нашего государства и в перенятии зарубежного опыта в области защиты прав коренных малочисленных народов. В целом стоит говорить о готовности Российской Федерации развивать законодательство, направленное на защиту данных этнических групп населения. По сути, данное положение есть проявление общего конституционного принципа (ч. 4 ст. 15) [3]. И в обеспечении этих гарантий далеко не последняя роль принадлежит институту Уполномоченного по правам коренных малочисленных народов.

Защита интересов коренных народов должна осуществляться не в виде опеки и выдачи социальных гарантий, а в виде создания механизма, благодаря которому права и гарантии коренного населения обеспечивались должным образом.

Следует также заметить, что в Российской Федерации существует федеральный конституционный закон «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» [4], но отсутствует специальный федеральный закон об основах деятельности регионального Уполномоченного по правам человека, что также является пробелом в законодательстве и препятствует совершенствованию системы уполномоченных по правам человека федерального и регионального уровней. Принятие указанного закона будет, во-первых, способствовать конструктивному взаимодействию уполномоченных по правам человека федерального и регионального уровней с иными государственными институтами и, во-вторых, позволит устранить пробелы в законодательстве по вопросам правового регулирования в указанной сфере. Если в Конституции закреплен особый правовой статус коренных малочисленных народов, то соответственно также необходимо учреждение на федеральном уровне Уполномоченного по правам коренных малочисленных народов Российской Федерации, который бы возглавлял систему уполномоченных по правам коренных малочисленных народов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, исходя из вышесказанного можно констатировать, что учреждение Уполномоченного по правам коренных малочисленных народов во всех субъектах Российской Федерации во главе с Уполномоченный по правам коренных малочисленных народов на федеральном уровне будет началом демократического развития российского государства в области правового регулирования коренного населения. И совершенствование системы Уполномоченных будет способствовать повышению уровня жизни коренных малочисленных народов, а также построению гражданского общества.

  1. Кряжков В. А. Коренные малочисленные народы Севера в российском праве. М., 2010.
  2. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации: [Принята общенародным голосованием в 1993г.] // Российская газета. — 1993. — № 248.
  3. Кряжков В. А. Коренные малочисленные народы и международное право // Государство и право. 1999. № 4. С. 97.
  4. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ (ред. от 12.03.2014) «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (26 февраля 1997 г.).

Источники

Коренная гарантия
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here