Конституция как источник права социального обеспечения

Источники права социального обеспечения

Источники права социального обеспечения – акты, содержащие нормы права, касающиеся регулирования вопросов социального обеспечения.

Система источников – совокупность нормативных актов, регулирующих отношения в сфере социального обеспечения.

а) Конституция РФ, закрепляющая, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность;

б) международные акты:

  • Всеобщая декларация прав человека;
  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;
  • Европейская конвенция о социальном обеспечении;
  • Конвенция «О правах ребенка»;
  • Соглашение стран СНГ «О гарантиях прав граждангосударств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения» и др.;

в) Федеральные законы:

  • «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», который устанавливает организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в РФ;
  • «Об основах социального обслуживания населения в РФ», который устанавливает основы правового регулирования в области социального обслуживания населения в РФ;
  • «О социальной защите инвалидов в РФ», который определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ;
  • «О медицинском страховании граждан в РФ», который направлен на усиление заинтересованности и ответственности населения и государства, предприятий, учреждений, организаций в охране здоровья граждан в новых экономических условиях и обеспечивает конституционное право граждан РФ на медицинскую помощь и др.;

г) подзаконные акты:

  1. Указы Президента РФ: «О размере пособия по временной нетрудоспособности»; «О Фонде социального страхования»; «О мерах по социальной поддержке отдельных категорий граждан»; «О дополнительных мерах по социальной защите беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, уволенных в связи с ликвидацией организации» и т. д.;
  2. постановления Правительства РФ: «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития РФ»; «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и др.;
  3. иные нормативные акты: постановление Минтруда РФ «Об утверждении порядка установления стажа работы при утрате документов в результате чрезвычайных ситуаций»; Приказ Мин-здравсоцразвития России «Об утверждении формы индивидуальной программы реабилитации инвалида, выдаваемой федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы».

Тема № 2. Источники права социального обеспечения

Понятие источников права социального обеспечения, их классификация

Источник – это внешняя форма выражения норм права социального обеспечения.

Основной источник ПСО — это н.п.а

Особенности источников ПСО:

1. Отсутствует единый кодифицированный акт;

2. Значительную роль играют законы: в Конституции РФ предусмотрено, что именно законы определяют порядок, размер пенсий и т.д.;

3. Большое число постановлений правительства РФ принимается во исполнения ФЗ (в п.3. ст.28 ФЗ О трудовых пенсиях РФ – перечни должностных лиц утверждаются правительством РФ);

4. Изменчивость законодательства социального обеспечения (последние изменения в июле 2010 г.);

5. Незначительное число указов президента РФ (в основном указы касаются федеральных государственных гражданских служащих);

6. Особую роль в правовом регулировании отношений играют международные акты, договоры.

1. По юридической силе:

2. По сфере охвата правоотношений:

a) акты общего характера;

b) акты специального характера (регламентируют отдельные отношения – ФЗ о трудовых пенсиях в РФ)

a) акты общего характера (ФЗ о трудовых пенсиях в РФ);

b) акты специального (ФЗ о чернобыльской АЭС)

Конституция РФ как основной источник ПСО

Конституция занимает доминирующее положение при регулировании отношений: ст.2, ст.7, ст.72– в предмет совместного ведения включены вопросы социальной защиты населения, ст.46, ст.51 и др.

Таким образом, все изложенное позволяет сделать вывод о том, что Конституция играет доминирующее положение среди источников ПСО в регулировании правоотношений.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9119 — | 7351 — или читать все.

Право социального обеспечения в России

Право на социальное обеспечение — конституционное правомочие личности

Право на социальное обеспечение закреплено в ч. 1 ст. 39 Конституции РФ: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом». Перечень оснований для предоставления социального обеспечения не является исчерпывающим, т.е. социальное обеспечение может быть предоставлено и в других случаях на основании закона.

Часть 1 ст. 39 Конституции РФ перечисляет условия (социальные риски), при наступлении которых государство гарантирует социальную поддержку. Это могут быть, например, определенные периоды жизни человека, связанные с возрастом (детство, старость), состояние здоровья и трудоспособности (болезнь, временная нетрудоспособность, инвалидность), выполнение или невозможность выполнения семейных обязанностей (воспитание детей, потеря кормильца).

Часть 2 ст. 39 Конституции РФ гласит, что «государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом». Безусловно, пенсии и пособия — основные, но не единственно возможные виды социального обеспечения. Действующее российское законодательство позволяет выделить и другие способы социального обеспечения — социальное обслуживание, медицинская помощь, компенсации, льготы.

Таким образом, структура конституционного права на социальное обеспечение как комплексного правомочия включает в себя следующие элементы:

  1. право на пенсионное обеспечение;
  2. право на социальные пособия и компенсации;
  3. право на социальное обслуживание;
  4. право на медицинскую помощь;
  5. право на предоставление льгот.

В связи с этим обоснованным представляется утверждение Т.К. Мироновой о том, что корректнее было бы говорить о праве на различные виды социального обеспечения. В практическом аспекте «право на социальное обеспечение» не может быть единым как статутное право человека и гражданина. Говорить о таком праве можно лишь условно, в теоретическом плане 1 Миронова Т.К. Социальная защита в России (правовые вопросы): Монография. М.. 2004. С. 138. .

Факт закрепления права на социальное обеспечение в Конституции РФ делает это право основным, получающим высшую юридическую защиту, подлежащим конституционному регулированию и конкретизации в других отраслях права, главным образом в трудовом, семейном праве и праве социального обеспечения.

Читайте так же:  Будет ли доплата по потере кормильца

Закрепление права на социальное обеспечение в Конституции РФ соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права. Так, Всеобщая декларация прав человека (1948 г.) в ст. 22 провозгласила право каждого члена общества на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях. Статья 25 Декларации закрепляет, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинской уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.) признал право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование, а также право каждого на достаточный уровень жизни для него и его семьи, включая достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г. и вступил в силу 3 января 1976 г. Россия, как правопреемница СССР, несет все юридические обязательства по данному Пакту.

Таким образом, право на социальное обеспечение признается одной из общечеловеческих ценностей в цивилизованном обществе и соответствующие обязанности возлагаются на Российское государство в силу норм международного права.

Конституционное право на социальное обеспечение (ст. 39 Конституции РФ) дополняет и раскрывает характеристику России как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции РФ).

Статья 7 Конституции РФ даст определение «социального государства» через направленность его политики на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В части второй ст. 7 Конституции раскрываются отдельные направления политики социального государства: охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, государственная поддержка семьи, материнства, детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты. К сожалению, данная норма не содержит конкретных механизмов реализации социальной политики государства и не закрепляет минимального стандарта социального обеспечения.

Отсутствие в праве понятия социального государства приводит к произвольному толкованию этого термина в науке. Сегодня различные авторы по-разному трактуют понятие «социальное государство».

Н.А. Волгин считает, что «социальное государство — понятие, призванное подчеркнуть, что социальные проблемы входят в состав приоритетных для данного государства. Из понятия «социальное государство» непосредственно не проистекает никаких правовых следствий и законных обязательств. Однако общее обозначение постоянной озабоченности государства социальными проблемами существенно в социально-психологическом плане» 2 Социальная политика: Учебник / Под общ. ред. Н.А. Волгина. М.: Экзамен. 2002. С. 93. . С изложенной позицией нельзя согласиться, поскольку по отношению к Российской Федерации понятие «социальное государство» применяется в конституционной норме, обладающей высшей юридической силой, и является правовой нормой прямого действия.

М.П. Бочаров определяет «социальное государство как способ организации социальных взаимодействий институтов государства и гражданского общества, характеризующийся равенством сторон или доминированием управляемых над постоянными профессиональными управляющими. Организация общественной жизни в социальном государстве характеризуется тем, что действия ее субъектов организуются в максимально возможной мере в рамках координации и той разновидности субординации, при которой верхнюю позицию занимают управляемые (референдум, выборы), а обычная, административно-командная субординация применяется лишь в минимально необходимых пределах и к тому же умеряется гарантированно наказуемой, поощряемой рсординацией» 3 Бочаров М.П. От социальных ценностей к социальному государству. М.: Луч. 1997. С. 164. . Позитивным моментом этого определения является акцент на властных полномочиях народа в социальном государстве, выраженных в референдуме и выборах. Однако автор не уточняет, как часто и при решении каких социальных вопросов предлагается прибегать к этой форме народовластия.

М.В. Баглай полагает, что социальным «называется государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности» 5 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1997. С. 118. 119. .

Другие исследователи называют «принцип социальной государственности. несправедливостью или уравниловкой» 6 Конституция РФ: проблемный комментарий /Отв. ред. В.А. Четвернин. М., 1997. С. 57. . На наш взгляд, такой подход не обоснован, поскольку нельзя сводить социальную функцию государства только к перераспределению благ между его членами. Действительно, эффективность социальной политики во многом предопределена эффективностью государственной политики в сфере экономики.

Однако государство не только распределяет экономические блага через систему государственного социального обеспечения, но и создает механизмы финансирования социального обеспечения за счет средств работодателя и частично работника путем отчисления страховых взносов в специальные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования.

Для создания механизма эффективного функционирования социального государства в России нужно использовать совокупность конституционных характеристик Российского государства. Статья 1 Конституции РФ устанавливает, что Российская Федерация есть демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления. Обязательным условием реализации социальной политики государства являются демократические ценности: равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от имущественного и должностного положения, иных обстоятельств, запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной принадлежности (ч. 2 ст. 19 Конституции РФ), инициатива по принятию законов в социальной сфере.

Принцип федерализма также лежит в основе построения и функционирования социального государства, поскольку ст. 72 Конституции РФ относит вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Правовое государство, которое подчиняется закону и главной целью считает обеспечение прав и свобод человека, призвано выработать их правовые гарантии.

Основными направлениями социальной политики государства должно быть обеспечение достойного существования человека и свободное развитие личности. Важным фактором достижения данной цели выступает гарантированность всей совокупности прав и свобод, а также возможность их охраны и защиты.

Конституция как источник права социального обеспечения

В данном разделе рассматриваются права граждан РФ на социальное обеспечение, предоставляемое в соответствии с федеральным и региональным социальным законодательством федеральными и региональными органами власти — органами социальной защиты населения.

Читайте так же:  Имущественный налог льготы ветеранам боевых действий

И за защитой этих своих социальных прав обращаться следует в органы социальной защиты по месту жительства.

Право на социальное обеспечение гражданам Российской Федерации гарантировано Конституцией РФ и соответствующими Федеральными законами.

Конституция РФ как источник права на социальное обеспечение

Конституция РФ является основным источником права на социальное обеспечение гражданам Российской Федерации. Устанавливая основы конституционного строя в Российской Федерации, Конституция РФ определяет права и свободы гражданина РФ, в том числе и в области социального обеспечения.

Конституция РФ предусматривает следующие принципиальные положения для всего социального обеспечения в стране:

Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека — ч. 1 ст. 7 Конституции РФ;

в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты — ч. 2 ст. 7 Конституции РФ;

материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях — ст. 38 Конституции РФ;

каждому гражданину РФ гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом — ч. 1 и 2 ст. 39 Конституции РФ;

поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность — ч. 3 ст. 39 Конституции РФ;

каждый гражданин РФ имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений — ч. 1 ст. 41 Конституции РФ;

Перечисленные выше положения о правах и свободах граждан в сфере социального обеспечения, урегулированные Конституцией РФ, являются основой законодательной и иной нормотворческой деятельности всех государственных органов.

Важное значение для правового регулирования отношений по социальному обеспечению граждан в Российской Федерации имеют конституционные положения, касающиеся разграничения компетенции Федерации и субъектов РФ:

согласно ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ;

при этом последние не могут противоречить федеральным законам, а в случае противоречия действует федеральный закон.

Конституция РФ, выступая в качестве источника права на социальное обеспечение граждан Российской Федерации, выполняет ряд функций:

закрепляет основные права и свободы человека и гражданина в области социального обеспечения и социальной защиты (ст. 2, 7, 37-39, 41 и иные Конституции РФ);

устанавливает гарантии для реализации гражданами их прав на отдельные виды социального обеспечения (ст. 45, 46, 48, 53, 55 Конституции РФ);

определяет основы разграничения предметов ведения и полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (ст. 71, 72, 76, 132 Конституции РФ).

Статья 39 Конституции РФ

Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Право на социальное обеспечение гражданам Российской Федерации закреплено в ч. 1 ст. 39 Конституции РФ:

  • «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом».

Перечень оснований для предоставления социального обеспечения не является исчерпывающим, т.е. социальное обеспечение может быть предоставлено и в других случаях на основании Закона.

Часть 1 ст. 39 Конституции РФ перечисляет условия (социальные риски), при наступлении которых государство гарантирует социальную поддержку. Это могут быть, например:

определенные периоды жизни человека, связанные с возрастом (детство, старость),

состояние здоровья и трудоспособности (болезнь, временная нетрудоспособность, инвалидность),

выполнение или невозможность выполнения семейных обязанностей (воспитание детей, потеря кормильца).

Часть 2 ст. 39 Конституции РФ гласит, что «государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом».

Безусловно, пенсии и пособия — основные, но не единственно возможные виды социального обеспечения. Действующее российское законодательство позволяет выделить и другие способы социального обеспечения граждан РФ:

Однако государство не только распределяет экономические блага через систему государственного социального обеспечения, но и создает механизмы финансирования социального обеспечения за счет средств работодателя и частично работника путем отчисления страховых взносов в специальные внебюджетные фонды:

Пенсионный фонд РФ,

Фонд социального страхования РФ и

фонды обязательного медицинского страхования.

2.5. Конституция как основной источник права социального обеспечения

Конституция является основным источником права со-

циального обеспечения. Устанавливая основы конституци-

онного строя в России, Конституция определяет права и

свободы человека и гражданина, в том числе и в области

социального обеспечения. Она предусматривает следу-

ющие принципиальные положения для всего социального

обеспечения в стране.

1. Российская Федерация является социальным государ-

ством, политика которого направлена на создание условий,

обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие

человека (ч. 1 ст. 7).

2. В Российской Федерации обеспечивается государствен-

ная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инва-

лидов и пожилых граждан, развивается система социальных

Видео (кликните для воспроизведения).

служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и

иные гарантии социальной защиты (ч. 2 ст. 7).

3. Материнство и детство, семья находятся под защитой

государства. Забота о детях, их воспитание —равное право и обя-

занность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет,

должны заботиться о нетрудоспособных родителях (ст. 38).

4. Каждому гарантируется социальное обеспечение по

возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормиль-

ца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных

законом. Государственные пенсии и социальные пособия

устанавливаются законом (ч. 1 и 2 ст. 39).

5. Поощряется добровольное социальное страхование,

создание дополнительных форм социального обеспечения

и благотворительность (ч. 3 ст. 39).

6. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицин-

скую помощь. Медицинская помощь в государственных и

муниципальных учреждениях здравоохранения оказывает-

ся бесплатно за счет средств соответствующего бюджета,

страховых взносов, других поступлений (ч. 1 ст. 41).

Перечисленные выше положения о правах и свободах

граждан в сфере социального обеспечения, урегулированные

Конституцией, являются основой законодательной и иной

нормотворческой деятельности всех государственных и дру-

Читайте так же:  Какие выплаты положены пенсионерам мвд кроме пенсии

гих уполномоченных органов.

Важное значение для правового регулирования отноше-

ний по социальному обеспечению имеют конституционные

положения, касающиеся разграничения компетенции Феде-

рации и субъектов РФ. Согласно ст. 76 Конституции по

предметам совместного ведения издаются федеральные за-

коны и принимаемые в соответствии с ними законы и иные

нормативные правовые акты субъектов РФ. При этом по-

следние не могут противоречить федеральным законам, а в

случае противоречия действует федеральный закон.

2.1 Анализ Конституции РФ как основополагающего источника права социального обеспечения

Конституция Российской Федерации, определившая Россию как социальное государство, несомненно, требует значительных изменений в законодательстве о социальном обеспечении с целью его дальнейшего развития. Это вытекает из особых обязанностей, возлагаемых Конституцией на государство с тем, «чтобы права человека охранялись властью закона».

Достоинства и недостатки положений Конституции, определяющих и обеспечивающих права человека в сфере социального обеспечения, можно проследить, сравнивая ее с Декларацией прав и свобод человека и гражданина (1991 г.). Правовая наука в этой связи отметила эволюцию взглядов на общепризнанные демократические ценности, что нашло отражение в российском законодательстве и приближение к международным стандартам основных прав и свобод.

Обратимся к рассмотрению конкретных статей Конституции России. В ст. 7 Конституции предпринята попытка дать определение «социального государства» через направленность его политики создание условий, «обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Налицо явно не правовой характер такого определения, а отсюда — невозможность выявления, корректировки степени или уровня «социальности» государства.

И если Конституция содержит вполне реальные, четко очерченные положения, позволяющие на этом «фундаменте» построить здание, именуемое «правовым государством», то для формирования «социального государства» таких «кирпичиков» явно недостаточно, а в рассматриваемой сфере социального обеспечения они не заложены вовсе. Миронова Т.К. Развитие законодательства о социальном обеспечении: новые подходы // Хозяйство, труд, право. — 2005.

В части второй ст. 7 Конституции раскрываются отдельные направления политики «социального государства». Однако никаких конкретных правовых гарантий в сфере социального обеспечения они не содержат. Обеспечивать государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты можно на таком уровне и такими темпами, которые никогда не смогут обеспечить «достойную жизнь и свободное развитие человека». Сегодняшняя ситуация в экономике и социальной сфере делают вовсе не беспочвенными такие опасения.

Из сказанного следует вывод, что ст. 7 Конституции не может быть в полной мере реализована без закрепления в Основном законе минимального социального стандарта.

Конкретизировать правовые гарантии в сфере социального обеспечения призвана ст. 39 Конституции, редакцию которой интересно проследить во взаимосвязи со ст. 26 Декларации прав и свобод человека и гражданина. Проанализируем для примера первые части обеих статей.

Часть первая ст. 26 Декларации гласит: «Каждый имеет право на социальное обеспечение по возрасту, в случае утраты трудоспособности, потери кормильца и в иных, установленных законом случаях». Декларации прав и свобод человека и гражданина 1789 г. [Электронный ресурс] // Справочная правовая система Консультант Плюс.

Часть первая ст. 39 Конституции: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом».

Нельзя не отметить, что формулировка «гарантируется социальное обеспечение» является неточной в правовом смысле. В контексте главы второй Конституции Российской Федерации, ст. 39, очевидно, должна устанавливать «право» на различные виды социального обеспечения.

Потребность в различных видах социального обеспечения может меняться с изменением каких-либо социальных факторов, которые вызывают предусмотренную законом обязанность государства социально защитить человека. Поэтому более точной видится следующая формулировка части первой ст. 39 Конституции: «Каждый имеет право на различные виды социального обеспечения при наступлении основных социальных рисков, связанных с достижением определенного возраста, установлением инвалидности, болезнью, производственным травматизмом, безработицей, потерей кормильца, беременностью и родами, воспитанием детей, а также в иных предусмотренных законом случаях, когда человек нуждается в социальной поддержке по независящим от него обстоятельствам. Минимальный уровень обеспечения устанавливается федеральным законом».

В новой Конституции есть положения, которые фактически являются нормами прямого действия и устанавливают уровень гарантий для граждан. В то же время в нее не включены нормы, содержавшиеся в прежней Конституции, об обязанности государства развивать социальное страхование, о привязке размера пенсии к прожиточному минимуму, не гарантируется минимальный размер пенсионного обеспечения, что является определенным снижением уровня конституционных гарантий прав граждан на социальное обеспечение.

Достойно сожаления, что в такой сложной сфере общественной жизни, какой является сфера, связанная с социальным обеспечением граждан, где в наибольшей степени человек нуждается в гарантиях социальной защиты со стороны государства, уровень таких гарантий Конституцией не определен.

Трудно предположить, что данное обстоятельство явилось «недоработкой» идеологов Конституции. Ведь новая Конституция не должна была игнорировать статьи Декларации, которые определяют конкретные гарантии прав граждан на определенный уровень социального обеспечения. Речь идет, в частности, о ст. 26 Декларации, в которой зафиксировано: «Пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума».

Причина исключения из статьи Конституции такого важного ориентира, как «прожиточный минимум», вполне понятна, поскольку это довольно обременительные для государства обязательства. Невозможность обеспечить его сегодня и необходимость ориентироваться на него завтра — обстоятельства весьма неудобные для органов, осуществляющих государственную власть. Тем более, что это один из тех конкретных показателей, по которому можно судить о степени или уровне «социальности» государства. Кобзева С.И. Источники права социального обеспечения России. — М.: «Проспект», 2009 г.

Рассмотренные выше проблемы имеют прежде всего практическую направленность. Необходимость их решения вызывает настоятельную потребность в дальнейшем развитии законодательства о социальном обеспечении. Минимальные гарантии в области социального обеспечения, не нашедшие отражения в Конституции РФ, должны быть урегулированы федеральным законом. В этой связи требует своего решения еще ряд вопросов теоретического и практического характера.

Конституционные нормы используют разную терминологию при определении тех или иных видов помощи нуждающимся: «социальная защита», «социальное обеспечение», «дополнительные формы социального обеспечения», «благотворительность», «социальные пособия» и др. Представленное многообразие основополагающих понятий требует их четкого разграничения и легального определения в законодательстве, поскольку это не дано в Конституции. При этом для правильных выводов потребуется изучение Конституции как целостного явления, а не отдельных ее положений. К сожалению, в настоящее время в законодательстве эта работа не проведена, понятия размыты, не установлено их соотношение друг с другом, что вызывает сложности в правоприменении.

Читайте так же:  Какие надбавки к пенсии по инвалидности

Данная тема крайне актуальна, поскольку, не определившись с ключевыми понятиями в праве социального обеспечения, невозможно заниматься дальнейшими теоретическими и практическими разработками в условиях безудержного реформирования социальной сферы.

Существует еще несколько вопросов, которые не нашли своего однозначного разрешения в Конституции РФ и, следовательно, должны быть урегулированы в ходе дальнейшего развития законодательства.

Требуют уточнения следующие положения Конституции, определяющие полномочия и компетенцию РФ и ее субъектов (рисунок 12).

Рисунок 12 — Положения Конституции, требующие уточнения

Поставленные в работе вопросы выявили необходимость дальнейшего развития законодательства в сфере социального обеспечения.

Завершая краткий обзор проблем, решение которых в той или иной мере связано с реализацией конституционных прав граждан, необходимо еще раз отметить, что до настоящего времени в России нет единого основополагающего правового акта в сфере социального обеспечения. Причем нужен не только акт кодификационного характера, который собрал бы воедино многочисленные нормы о правах граждан в этой сфере, но и четко сформулировал бы обязанность органов, осуществляющих государственную власть, по выявлению социальных приоритетов и определил бы пути их реализации.

Создание такого массивного нормативно-правового акта, как Социальный кодекс РФ, вряд ли возможно: хотя предметом его регулирования и являются социальные отношения, однако они не являются однородными по своему содержанию и специфичны в различных сферах. Лисица, В.Н. Об основных направлениях кодификации законодательства в сфере социального обеспечения // Трудовое право. — 2009. — № 10. — С. 16 — 23.

Представляется целесообразным принятие закона, который определил бы структуру общественных отношений в социальной сфере, место в ней социальной защиты и социального обеспечения, сформулировал бы основы социальной политики, принципы финансирования.

Конституция как основной источник права социального обеспечения

1.Основы конституционного строя в России
2.Конституционное положение

Конституция является основным источником права социального обеспечения. Устанавливая основы конституционного строя в России. Конституция определяет права и свободы человека и гражданина, в том числе и в области социального обеспечения. Она предусматривает следующие принципиальные положения для всего социального обеспечения в стране.

Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7). В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инва-лидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч. 2 ст. 7).

Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях (ст. 38). Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (ч. 1 и 2 ст. 39). Поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения благотворительность (ч. 3 ст. 39).

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывает-со бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч. 1 ст. 41). Перечисленные выше положения о правах и свободах граждан в сфере социального обеспечения, урегулированные

Конституция, являются основой законодательной и иной нормотворческой деятельности всех государственных и других уполномоченных органов.Важное значение для правового регулирования отношений по социальному обеспечению имеют конституционные положения, касающиеся разграничения компетенции Федерации и субъектов РФ.

Согласно ст. 76 Конституции по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. При этом последние не могут противоречить федеральным законам, а в случае противоречия действует федеральный закон.

Федеральные законы как источники права социального обеспечения

Значительную роль в правовом регулировании отношений по социальному обеспечению играют федеральные законы как акты высшей юридической силы на всей территории РФ. В современном законодательстве о социальном обеспечении отсутствует единый кодифицированный закон, регламентирующий общественные отношения в этой области. Существующий кодифицированный закон «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», принятый 22.07.1993 № 5487-1 хотя является источником права социального обеспечения, но регулирует лишь часть общественных отношений, возникающих в этой сфере.

В качестве источников данного права следует назвать следующие федеральные законы: от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», от 02.08.1995 № 122-ФЗ «О социальном обслужи-вании граждан пожилого возраста и инвалидов», от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном стра-ховании в Российской Федерации», от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» и др.

Среди законов РФ существенное значение имеют законы, связанные с пенсионным обеспечением, например Закон о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, и др.

Право социального обеспечения. Шпаргалки (11 стр.)

Источники права – внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.

Основными источниками российского права являются нормативные правовые акты. В отличие от других правовых актов нормативные акты рассчитаны на неоднократное применение.

Источники права социального обеспечения – это различные нормативные правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который составляет предмет данной отрасли права.

В источниках права социального обеспечения России отражены материальные условия жизни нашего общества; с их изменениями меняются и источники права социального обеспечения. В настоящее время это происходит довольно часто, в связи с чем законодательство в области социального обеспечения быстро обновляется.

Устаревшие нормативные акты права социального обеспечения отменяются или изменяются, дополняются либо принимаются новые, более прогрессивные, соответствующие рыночным отношениям. Источники права социального обеспечения можно классифицировать по различным основаниям:

• по степени их важности и субординации, т. е. по юридической силе;

• по сфере их действия;

• по органам, принявшим нормативный акт;

• по правовым институтам.

Наибольшее практическое значение имеет классификация источников права социального обеспечения по их юридической силе и по органам, которые их принимают.

По степени важности и субординации источники делятся на законы и подзаконные акты законодательства в сфере социального обеспечения. Законы обладают высшей юридической силой и имеют приоритет по сравнению с любыми другими нормативными правовыми актами.

Читайте так же:  Порядок оформления пособия при рождении ребенка

44. Первая группа источников права социального обеспечения

Первую группу источников права социального обеспечения составляют международные договоры и конвенции Международной организации труда (МОТ). В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Таким образом, нормы международных договоров должны обладать высшей юридической силой по отношению к законам Российской Федерации. Сюда относятся нормы Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина, который был ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г. Важное место отводится Всеобщей декларации прав человека 1948 г. К первой группе источников также относятся Конвенции МОТ.

Большое значение в области права социального обеспечения также играют рекомендации МОТ, например, Рекомендация № 167 «О сохранении прав в области социального обеспечения» (1983 г.) и др.

Новыми источниками права социального обеспечения являются нормы соглашений, заключаемые странами Содружества Независимых Государств (СНГ), устанавливающие условия и порядок социального обеспечения граждан при переезде из одного государства СНГ в другое. Первое Соглашение «О гарантиях прав граждан государств – членов СНГ в области пенсионного обеспечения» было заключено 13 марта 1992 г. В соответствии с этим Соглашением государства – члены СНГ договорились о проведении политики гармонизации законодательства о пенсионном обеспечении. Кроме того, государства закрепили основные принципы обеспечения лиц, которые приобрели права на пенсию на территории бывших республик Советского Союза и реализуют это право на территории государств – участников Соглашения.

45. Вторая группа источников права социального обеспечения

Вторую группу источников права социального обеспечения составляют законы Российской Федерации. Среди них особое место, как ранее было сказано, занимает Конституция Российской Федерации. В действующей Конституции закреплен правовой статус граждан в области социального обеспечения (ст. 7, 18, 33, 38, 39, 41, 45, 46 и 53).

Важное место отводится Основам законодательства РФ «Об охране здоровья граждан», утвержденным 22 июля 1993 г., которые введены в действие с 1 сентября 1993 г. Этот нормативный акт закрепляет право граждан на охрану здоровья различных категорий субъектов, а именно: семьи, несовершеннолетних, пожилых, инвалидов, беременных женщин, а также женщин-матерей. Следует подчеркнуть, что Основы закрепляют гарантии обеспечения этого права, среди которых – право на бесплатное получение различных видов медико-социальной помощи.

В сфере права социального обеспечения действует большое количество различных источников. Однако для данной отрасли характерным является то, что отсутствует единый кодифицированный источник, регулирующий весь комплекс общественных отношений, составляющий предмет права социального обеспечения.

На сегодняшний день права граждан на тот или иной вид социального обеспечения закреплены в законах РФ, регулирующих пенсионное обеспечение «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 г. с последующими изменениями и дополнениями; «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» от 12 февраля 1993 г. с изменениями и дополнениями. Например, «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 г. или «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24 июня 1998 г., обеспечение граждан пособиями, предоставление гражданам различного вида социальных услуг, гарантирующих социальную защиту инвалидам, престарелым и т. д.

43. Конститутивные, кодифицированные и текущие законы

По Конституции РФ вопросы регулирования отношений в области социального обеспечения относятся к совместной компетенции РФ и ее субъектов (п. «ж» ч. 1 ст. 72). Законы делятся на конститутивные, кодифицированные и текущие . Основной закон РФ – это Конституция Российской Федерации, которая была принята в результате референдума 12 декабря 1993 г.

К конститутивным законам относится Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая 22 ноября 1991 г. постановлением Верховного Совета РСФСР.

Основные положения Декларации получили законодательное закрепление в Конституции РФ 1993 г. Конституция РФ является базой всего текущего законодательства в Российской Федерации. В ст. 7 говорится, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Статья 18 Конституции РФ декларирует, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Кроме того, в ряде статей Конституции РФ изложены основные права граждан в сфере социального обеспечения.

Кодифицированным актом в области социального обеспечения являются Основы законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г.

Текущие законы касаются отдельных институтов права социального обеспечения. По форме акта источники права социального обеспечения делятся на законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, постановления, разъяснения Минтруда РФ, Миграционной службы и др.

По сфере действия источники права социального обеспечения делятся на общефедеральные, республиканские в составе РФ и других субъектов РФ (областные, краевые), отраслевые, муниципальные и локальные.

46. Третья и четвертая группы источников права социального обеспечения

Видео (кликните для воспроизведения).

Третью группу составляют подзаконные нормативные акты, среди которых особое место занимают Указы Президента РФ в сфере социального обеспечения. Они имеют нормативный характер и восполняют пробелы федеральных законов (например, Указ Президента РФ «О первоочередных мерах по обеспечению выплаты ежемесячного пособия на ребенка» от 8 августа 1998 г.; Указ Президента РФ «О доплате к государственной пенсии лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления Союза ССР и РСФСР» от 1 апреля 1996 г.) или Указ Президента РФ «О повышении размера компенсационной выплаты отдельным категориям пенсионеров» от 1 августа 2000 г.

Источники

Конституция как источник права социального обеспечения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here