К субъектам права социального обеспечения относятся

Субъекты и объекты общественных отношений, регулируемых правом социального обеспечения

Субъекты общественных отношений, регулируемых правом социального обеспечения

Субъектом правоотношения по социальному обеспечению является его участник, обладающий субъективными правами и обязанностями согласно законодательству о социальном обеспечении.

Чтобы стать субъектом правоотношения по социальному обеспечению, гражданин должен иметь такую предпосылку для этого, как обладание правосубъектностью, состоящей из (иное толкование правосубъектности в соответствии с ТГП):

  1. правоспособности (признаваемая законом способность иметь права и обязанности по социальному обеспечению);
  2. дееспособности (признаваемая законом способность осуществлять указанные права и обязанности);
  3. деликтоспособности (способность нести ответственность за правонарушения в области социального обеспечения).

Каждый гражданин имеет право на социальное обеспечение, но его правомочие на определенный вид обеспечения возникает лишь с наступлением основного юридического факта по данному виду обеспечения (инвалидность, временная нетрудоспособность и т. д.). Поэтому правосубъектность гражданина в социальном обеспечении на протяжении его жизни различная , а не раз и навсегда установленная. Общей правосубъектностью обладают все граждане от рождения до их смерти только по такому виду социального обеспечения, как медицинское обслуживание и лечение, так как любой гражданин с рождения и до смерти может нуждаться в медицинской помощи, и она ему должна оказываться медицинскими учреждениями.

По остальным видам социального обеспечения правосубъектность гражданина возникает одновременно с возникновением его права на данный вид обеспечения, так как то и другое зависят от появления единого юридического факта для этого (инвалидность, смерть кормильца и т. д.).

Таким образом, начало возникновения правосубъектности граждан в области социального обеспечения надо различать по видам обеспечения. Гражданин может иметь одновременно несколько видов основных правоотношений по социальному обеспечению , например, быть субъектом пенсионного правоотношения по пенсии по инвалидности, субъектом правоотношения по пособию по временной нетрудоспособности и субъектом правоотношения по санаторно-курортному лечению. Но это не значит, что он имеет общую правосубъектность на все имеющиеся виды социального обеспечения. Она возникает по каждому виду обеспечения лишь с возникновением одновременно его права на этот вид обеспечения и оканчивается вместе с окончанием этого права.

Абсолютное большинство граждан — субъектов правоотношений по социальному обеспечению — это нетрудоспособные, инвалиды, престарелые, дети, а теперь еще и безработные, беженцы, вынужденные переселенцы.

Иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории России, по социальному обеспечению имеют те же права, что и граждане РФ, на основании или закона, или соответствующего международного договора. Так, иностранец, работающий на российском производстве, имеет право наряду с другими работниками на пособия, на пенсию и услуги при наступлении у него права на эти виды обеспечения и может быть субъектом соответствующих правоотношений по их получению.

Субъекты права социального обеспечения — это участники (субъекты) правоотношений по социальному обеспечению, имеющие социально-обеспечительную правосубъектность на данный вид обеспечения.

Поскольку все эти правоотношения являются двусторонними, то каждое из них имеет субъектом с одной стороны — гражданина, а по некоторым видам — семью. Так, в правоотношении по пенсии в случае потери кормильца, по пособиям на детей до 16-летнего возраста субъектом выступает семья. В правоотношении по пособию на погребение субъектом, правомочным его получить, выступает родственник умершего или организация, взявшие на себя расходы на погребение.

Вторым субъектом каждого социально-обеспечительного правоотношения является орган, обязанный назначить и предоставить данный вид обеспечения. Правосубъектность этого органа определяется и ограничивается теми целями и задачами в социальном обеспечении, ради которых он создан.

Так, у комиссии по назначению пенсий правосубъектность ограничивается процедурным правоотношением: установлением юридических фактов, составов их для права на пенсию и назначением ее. Выплата же назначенной пенсии производится по основному пенсионному правоотношению органом социальной защиты населения.

Для различных видов социального обеспечения органами, их осуществляющими, могут быть:

  1. государственные, муниципальные (или иные) органы социальной защиты населения;
  2. органы службы занятости (по пособиям по безработице);
  3. органы здравоохранения (по медицинской помощи, лечению);
  4. органы образования, в ведении которых находятся детские учреждения;
  5. органы министерств и ведомств (обороны, внутренних дел, ФСБ);
  6. исполнительные органы муниципальной власти (по социальным услугам главным образом);
  7. органы профсоюзов (по путевкам для санаторно-курортного лечения, диетического питания) и работодатели — конкретные предприятия, организации (по оказанию работникам, их семьям дополнительной помощи, обеспечения в соответствии главным образом с коллективным договором).

В процедурных правоотношениях по установлению определенных юридических фактов вторым субъектом являются медико-социальная экспертная комиссия (МСЭК), устанавливающая факт инвалидности, ее причины и время наступления, а также суд, устанавливающий факты безвестного отсутствия и смерти безвестно отсутствующего.

Момент возникновения у второго субъекта (органа) его правосубъектности в сфере социального обеспечения определяется нормативным актом о его создании и компетенции (его уставом, положением о нем и т. д.), охватывающим его права и обязанности по социальному обеспечению.

Все вторые субъекты правоотношений по социальному обеспечению являются органами правоприменительными, в то время как в процессуальных правоотношениях по рассмотрению споров о социальном обеспечении они являются юрисдикционными правоохранительными, правовосстановительными органами.

Объект правоотношений

Объект правоотношений по тому или иному обеспечению социального характера – материальные услуги, а также блага, адресованные гражданину, по поводу которых появляются те или иные правовые отношения.

В роли объектов правоотношений по социальному обеспечению чаще всего выступают пенсии, определенные пособия, выплаты компенсационного порядка, определенные меры социальной поддержки, социальное обслуживание, помощь медицинской направленности.

Содержание правоотношений – субъективные права и специальные юридические обязанности, которые в свою очередь показывают существующую связь между субъектами (участниками) правоотношения.

Содержание правовых отношений по социальному обеспечению в большей мере представляет собой именно совокупность прав субъективной направленности и, что самое главное юридических обязанностей граждан, и уполномоченных органов по поводу получения, и, конечно, предоставления определенного социального обеспечения.

В правоотношениях по обеспечению социальной направленности какие-либо субъективные права тех или иных лиц включают правомочие требовать у уполномоченных органов предоставления конкретных видов обеспечения в конкретно установленные сроки, в четко установленных законом размерах. Также стоит заметить, что в свое время у уполномоченных органов существуют соответствующие праву граждан обязанности: проведение пенсионных выплат, пособий, своевременный перерасчет этих пособий, а также пенсий, проведение необходимых процедур по индексации, предоставление услуг медицинского характера.

Читайте так же:  Начисление пенсии выслуга лет мвд

Сами граждане в свою очередь несут обязанность по предоставлению тех или иных актов, которые должны быть правильно оформлены, а также отвечают за извещение уполномоченных органов о наступлении обстоятельств, которые могут повлечь за собой какие-либо изменения, прекращение, приостановление предоставления обеспечения.

Организации-работодатели и работодатели – то есть лица юридической обязанности обязаны выдавать надлежаще оформленные акты для назначения пенсий, а также пособий, при этом сообщать в уполномоченные органы о приеме на работу и т.п.

Уполномоченные органы имеют полное право требовать от граждан предоставления требующихся актов, сообщения сведений, явки на специальную экспертизу, соблюдения определенного режима.

Основания появления, а также изменения и, что не менее важно прекращения правовых отношений по социальному обеспечению.

В качестве оснований возникновения, прекращения и, конечно изменения правоотношений по обеспечению социальной направленности выступают юридические факты, то есть конкретные жизненные обстоятельства с которыми правовые нормы связывают правовые последствия. К числу данных обстоятельств вполне могут относиться как события, которые никаким образом не зависят от воли людей (рождение ребенка, достижение определенного возраста, наступление нетрудоспособности), так и деяния, совершаемые по воле (например, процедура обращения за пенсией или же пособием).

Одной из самых главных особенностей отношений по обеспечению социального характера является их сложность именно из-за появления, а также изменения, прекращения отношений правовой направленности недостаточно одного юридического факта, а потребуется наступление целого юридического состава – то есть комплекса разнородных, самостоятельных фактов юридического типа, которые имеют самостоятельное правовое значение. Появление правовых отношений по соц обеспечению является достаточно прозрачным результатом взаимодействия всех элементов юридического состава.

Субъекты, а также объекты и содержание правовых отношений по обеспечению социальной направленности

Стоит отметить, что субъекты отношений правового характера по социальному обеспечению в зависимости от своей роли в распределительных отношениях делятся на субъекты имеющие определенное право на социальное обеспечение, а также субъекты, которые в свою очередь обязаны его предоставить.

Субъекты – то есть конкретные лица, которые в свою очередь имеют специальное право на обеспечение социальной направленности, представлены различными группами: лица которые не достигли возраста 18 лет, граждане, являющиеся инвалидами (включая детей-инвалидов), лица, достигшие возраста пенсионных выплат, лица, получающие пенсии по возрасту, по случаю потери кормильца, граждане, которые являются нетрудоспособными, лица находящиеся в какой-либо трудной жизненной ситуации, утратившие возможность к самообслуживанию и др.

Граждане обладают определенным юридическим свойством, как правовая субъектность, то есть некая предусмотренная нормами правовой направленности способность какого-либо лица быть участником правовых отношений.

В качестве первого элемента правовой субъектности выступает правоспособность.

В теории права под правовой способностью понимается предусмотренная правовыми нормами определенная способность того или иного гражданина иметь права субъективного порядка и те или иные юридические обязанности.

По мнению В. Ш. Шайхатдинова, «правовая способность граждан в области обеспечения социального характера представляет собой юридическо-общественное качество – то есть некую способность лица быть участником отраслевых правовых отношений. Она в свою очередь выступает в качестве предпосылки, условия приобретения участником правовых отношений субъективного права на какой-либо вид социального обеспечения. Именно из-за этого элементами правовой способности являются конкретные права на пенсию, пособие, помощь медицинского характера и др».

Что же касается Социально-правовой правоспособности, то она обычно представляет специальную составную часть общеправовой правовой способности, которая в свое время появляется у каждого гражданина с момента рождения и подлежит процессу прекращения с его смертью или признанием его умершим.

Подводя черту под всем вышесказанном можно сделать вывод, что способность правовой направленности является специальным условием для существования определенного субъективного права либо обязанности, а дееспособность в свое время занимается тем, что характеризует степень самостоятельности приобретения обязанностей, а также прав.

К субъектам обязанным предоставлять обеспечение имеет отношение: Пенсионный фонд Российской Федерации, а также его территориальные органы, специальный Фонд обязательного страхования социального характера Российской Федерации и его территориальные органы, федеральные и, конечно, территориальные органы Фонда обязательного страхования медицинского порядка Российской Федерации, различные органы социальной защиты населения, органы здравоохранения, какие-либо другие органы государственной власти, местного самоуправления, организации, работодатели – то есть физические лица. Отмеченные субъекты, за исключением определенных физических лиц, а именно работодателей являются юридическими лицами.

Правосубъектность лица юридической направленности обычно складывается из правовой способности и, что не менее важно дееспособности появившейся с момента регистрации юридического лица (государственного органа). Правосубъектность лиц, которые в свою очередь обязаны предоставлять обеспечение является специальной и выступает в виде компетенции, то есть суммы конкретных прав, обязанностей, и полномочий. Специальная правовая субъектность осуществляется в правовых отношениях материального типа, а в процедурных правоотношениях проявляется административно-правовая правоспособность лица юридической направленности.

Объекты правоотношений по социальному обеспечению

Объектом правоотношения по социальному обеспечению является конкретное социальное благо (вид обеспечения), по поводу которого установлена данная юридическая связь субъектов. В разных видах правоотношений разные объекты. Объект правоотношения отвечает на вопрос, что является предметом данной юридической связи его субъектов, т.е. получения какого-либо блага.

В процедурных правоотношениях по назначению пенсий, пособий, компенсаций услуг объектом является установление права на данный вид обеспечения и назначение его или установление определенного юридического факта (МСЭК устанавливает факт инвалидности).

В основных материальных правоотношениях объектом будет реализация прав на данный вид обеспечени я, т.е. получение его деньгами или в натуральном виде.

В процессуальных правоотношениях объектом является оспариваемое гражданином конкретное его право на социальное обеспечение .
Все объекты указанных правоотношений служат поводом для гражданина установить эти правоотношения, они же определяют и действия, поведение субъектов в данном правоотношении.

Следует уяснить, что поскольку в правоотношениях по социальному обеспечению реализуется само право на тот или иной конкретный вид обеспечения, для чего и возникают данные правоотношения, то и их объектом является обеспечение реализации данного права, т.е. назначение и получение данной пенсии, пособия, компенсации или услуги соответственно.

Именно на это и направлено все содержание конкретного правоотношения т.е. субъективные права и обязанности его субъектов.

Основаниями возникновения, изменения и прекращения правоотношений по социальному обеспечению являются установленные законом юридические факты и их составы (т.е. их комплекс).

Юридические факты в социальном обеспечении — это конкретные жизненные факты, обстоятельства, закрепленные в законодательстве о социальном обеспечении как имеющие определенное правовое последствие для социального обеспечения по различным видам обеспечения.

Читайте так же:  Минимальная сумма пособия по уходу за ребенком

С юридическими фактами связано и само возникновение права на определенный вид и размер (объем) обеспечения, а также возникновение и движение правоотношения о реализации этого права.

Большинство юридических фактов в социальном обеспечении — это факты-события (инвалидность, нетрудоспособность, смерть и т.п.). Но в процедурных и процессуальных правоотношениях по социальному обеспечению значение имеют и факты — действия субъектов этих правоотношений по назначению пенсий, пособий, компенсаций, услуг и соответственно процессуальные действия по разрешению споров.

Субъекты правоотношений по социальному обеспечению.

Субъектами правоотношений по социальному обеспечению выступают физическое лицо и государственный орган (или учреждение), которые являются носителями субъективных прав и обязанностей:

В качестве субъектов правоотношений по социальному обеспечению могут быть следующие физические лица:

— граждане Российской Федерации;

— лица без гражданства;

— беженцы и вынужденные переселенцы;

— иностранцы, постоянно проживающие на территории РФ (иностранцы, временно находящиеся на территории РФ, могут быть

— субъектами рассматриваемых правоотношений только при наличии соответствующих межгосударственных соглашений); — семья (при возникновении пенсионного правоотношения по случаю потери кормильца).

Физическое лицо как субъект правоотношений по социальному обеспечению характеризуется наличием правосубъектности, выражающейся в обладании двумя структурными элементами правоспособностью (то есть способностью иметь определенные права и нести определенные обязанности при наступлении соответствующих юридических фактов) и дееспособностью (то есть способностью по социальному законодательству своими действиями (без представителей) реализовывать предоставленные права и обязанности.

Чтобы быть участником правоотношений по социальному обеспечению, гражданин должен обладать правоспособностью. В частности, инвалид с детства до 18 лет, являясь субъектом правоотношений по представлению социальной пенсии, обладает только правоспособностью. От его имени в этих правоотношениях выступают родители, опекун или попечитель. Если гражданин признан недееспособным вследствие душевной болезни, то от его имени в правоотношениях по социальному обеспечению участвует представитель.

Существует ряд правоотношений, в которых невозможно разделить правоспособность и дееспособность гражданина (например, в правоотношениях по бесплатному или льготному протезированию).

В теории права социального обеспечения распространена точка зрения о наличии, помимо отраслевой, специальной правоспособности в ее многообразных видовых и подвидовых проявлениях (B.C. Андреев, А.Д. Зайкин, Р.И. Иванова, Т.М. Кузьмина и др.) Сторонники данной позиции разграничивают, в частности, специальную подвидовую пенсионную правоспособность при обеспечении по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца и др. Из этого также следует вывод, что способность быть носителем конкретных прав и обязанностей в конкретном социально-обеспечительном правоотношении возникает у гражданина в разное время и при наступлении различных фактов, а не с момента рождения. Однако данная конструкция правоспособности представляется слишком сложной, что затрудняет ее практическое использование.

Заслуживает внимания точка зрения Ю.С. Мацулевича, который выделяет в содержании отраслевой правоспособности две группы юридических возможностей — постоянную и переменную Содержание постоянной части правоспособности образует совокупность юридических возможностей быть носителем прав и обязанностей на все без исключения виды социального обеспечения Объем содержания постоянной части правоспособности одинаков у всех граждан независимо от каких-либо других обстоятельств.

Поскольку Конституция РФ относит права в области социального обеспечения к основным правам человека, которые принадлежат каждому от рождения, то любого человека с момента рождения можно рассматривать в качестве возможного субъекта правоотношений по социальному обеспечению. В данном случае речь идет о постоянном элементе отраслевой правоспособности.

Содержание переменной части правоспособности граждан в социальном обеспечении конкретно и персонифицировано в зависимости от состояния здоровья, возраста, уровня доходов, наличия детей и других обстоятельств.

Дееспособность граждан в социальном обеспечении характеризуется рядом особенностей. Во-первых, в отдельных правоотношениях (например, пенсионных) у различных групп граждан она возникает в разное время. Во-вторых, в рамках одного типа правоотношений у отдельных управомоченных лиц объектов содержания дееспособности может быть разным. Обща* дееспособность складывается из следующих юридических

возможностей: приобретать своими действиями права на отдельные виды социального обеспечения; осуществлять своими действиями права и обязанности в социальном обеспечении; нести ответственность за неправомерное поведение.

В качестве субъектов правоотношений по социальному обеспечению могут выступать следующие государственные и иные органы:

— Министерство здравоохранения и социального развития РФ; органы исполнительной власти;

— органы министерств и ведомств;

— органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, которые назначают и выплачивают пенсии;

— органы социальной защиты населения, которые назначают и выплачивают пособия, льготы и компенсационные выплаты, предоставляют услуги и т.п.;

— специальные пенсионные службы отдельных министерств и ведомств (например, прокуратуры, Министерства юстиции РФ, Министерства обороны РФ, МВД РФ, ФСБ РФ и т.д.);

— органы службы занятости (выплата пособий по безработице и т.д.); органы здравоохранения (предоставление бесплатной

— медицинской помощи и лечения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и т.д.);

— органы народного образования (содержание детей, лишенных родительской опеки и попечительства);

Метод права социального обеспечения: черты, правовой статус, функции

Метод регулирования правового характера является одним из самых важных дифференцирующих критериев обособления отрасли правовой направленности. Данный метод представляет собой определенную совокупность конкретных приемов юридического воздействия на поведение.

Видео (кликните для воспроизведения).

Стоит отметить, что важнейшие черты метода права социального обеспечения, как и какой-либо другой основной отрасли, выражаются в специальном правовом положении субъектов, основаниях формирования правоотношений, способах, которые в свое помогают определить содержание правоотношений, а также способах защиты субъективных прав и обеспечения исполнения обязанностей.

Классификации правовых отношений

Также важно заметить, что существуют различные классификации отношений правового характера по социальному обеспечению.

Одной из главных классификаций, которая в свою очередь проводится по видам обеспечения (по объекту правовых отношений): пенсионные, по предоставлению специальных пособий (обеспечению пособиями), выплат, которые осуществляются в компенсационном порядке, по медицинской помощи, обслуживанию социальной направленности, предоставлению определенных мер социальной поддержки. Такие виды правовых отношений в свое время содержат более мелкие единицы классификации – которые обычно называют подвидами. Например, правовые отношения пенсионного характера подразделяются на правоотношения по поводу предоставления пенсии по старости, а также пенсии по инвалидности в ситуации потери кормильца и пенсия, которая выдается за выслугу лет и какой-либо социальной пенсии.

По сроку действия отношения правовой направленности по социальному обеспечению могут быть длительными (то есть осуществляется выплата пенсии, пособий), пожизненные выплаты, и единовременными (кратковременными) (например, выплата единовременного пособия).

Предпосылками появления правовых отношений по обеспечению социального характера являются правосубъектность сторон, а также определенные юридические факты.

Правовой статус

Правовой статус субъектов в праве социального обеспечения порядка характеризуется такими чертами. Граждане в нем выступают в роли носителей правомочий, которые имеют связь с применением материальных благ, а также услуг из фондов, которые являются федеральной собственностью, государственной собственностью субъектов Российской Федерации, собственностью муниципальной направленности, частной собственностью лиц юридического характера. Поэтому, в данном случае по существу нет определенного равенства сторон (граждан, и органов, предоставляющих обеспечение), которое в свое время давало бы им возможность своим положением определять объем их прав. Тем не менее мы не видим в данных отношениях правового характера и подчиненности граждан по отношению к органам социальной защиты населения. Помимо этого, их положение по отношению к последним можно считать активным. Далее, какой-либо свободой распоряжения правами обладают только граждане, в то время как имущественные обязанности в большинстве случаев, возлагаются на органы социальной защиты населения. Для положения органов защиты социальной направленности населения считается характерным также определенное ограничение диспозитивности, а также усмотрения.

Читайте так же:  Почему пенсия за январь пришла без индексации

Отсюда можно сделать вывод, что есть все необходимые основания для того чтобы можно было говорить о специфическом правовом статусе субъектов в праве социального обеспечения — о главной черте метода отрасли в целом. Такая черта выражается в отсутствии как равенства, так и подчиненности между ними.

Функцию фактов юридической направленности в праве обеспечения социального характера исполняют такие жизненные обстоятельства и состояния, как достижения возраста, когда начинается получение пенсии, наличие определенного трудового стажа конкретной продолжительности, наступление постоянной или же временной потери трудоспособности, беременность, роды, рождение ребенка.

Отношения правовой направленности по соц обеспечению в своей основе появляются во время наличия специальной совокупности юридических фактов (а точнее фактического состава). При этом наступлению каких-то отдельных обстоятельств в жизни, имеющих юридическое значение, сопутствуют определенные специфические последствия: утрата дохода или же заработка, расходы, которые можно считать повышенными, понижение способности к труду за который собственно происходит оплата.

Система социального обеспечения

Человек, его права и свободы являются по Конституции РФ высшей ценностью. Их признание, соблюдение и защита – важнейшая обязанность государства. Право на социальное обеспечение раскрывается в ст.ст.7, 37-41 Конституции РФ.

Рассмотрим систему социального обеспечения (НЕ систему права социального обеспечения, не путать!).

Система права социального обеспечения

В соответствии с положениями общей теории права под системой правовой отрасли принято понимать объективно существующее внутреннее ее подразделение на подотрасли, институты, подинституты.

Право социального обеспечения, как и любая правовая отрасль, делится на общую и особенную части.

В общую часть входят институты, которые содержат положения, «обслуживающие» практически все институты особенной части. Именно поэтому в общую часть входят нормы права, действие которых распространяется на все отношения, входящие в предмет права социального обеспечения.
К общей части относятся такие институты, как:

  • субъекты права социального обеспечения;
  • основания обеспечения и его виды;
  • принципы права социального обеспечения.

Особенная часть отрасли состоит из институтов, имеющих самостоятельный объект регулирования. К ним относятся следующие институты:

  • трудовой стаж;
  • пенсии;
  • пособия;
  • компенсационные выплаты;
  • социальное обслуживание;
  • медицинская помощь и лечение;
  • льготы по системе социального обеспечения.

Каждый из указанных институтов делится на подинституты. Так, институт пенсий делится на подинституты: пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии. Институт трудового стажа — на подинституты в зависимости от общего, специального, непрерывного, страхового стажа.

Система науки традиционно более широка, нежели система отрасли. Так, в общую часть науки включаются такие институты, как понятие, предмет, метод, системы, правоотношения, принципы, источники прав социального обеспечения, а также история и перспективы развития этой отрасли. Особенная часть науки совпадает с особенной частью этой отрасли права, поэтому состоит из тех же институтов.

Классификация правоотношений по социальному обеспечению

Все правоотношения по социальному обеспечению следует классифицировать по следующим основаниям:

1. по характеру правоотношения, определяемому целями правоотношения:

  • процедурные правоотношения по установлению юридических фактов, их составов для права на определенный вид социального обеспечения и назначение этого обеспечения или отказ в нем;
  • основные материальные правоотношения по выплате уже назначенных пенсий, пособий, социальных компенсаций и оказанию социальных услуг действиями в натуральном виде;
  • процессуальные правоотношения по разрешению споров о социальном обеспечении.
  • для назначения вида обеспечения;
  • для получения вида обеспечения;
  • для рассмотрения спора о социальном обеспечении;

2. по видам социального обеспечения:

  • пенсионные;
  • по поводу пособий и иных социальных выплат;
  • по оказанию бесплатной медицинской помощи, бесплатному и льготному лекарственному обеспечению;
  • по бесплатному и льготному социальному обслуживанию.

3. по срокам правоотношений:

  • длящиеся постоянно;
  • до конкретного определенного срока (т.е. периодические);
  • разовые (единовременные);

4. по формам социального обеспечения:

  • государственное социальное страхование;
  • социальное обеспечение из государственного и муниципального бюджета;
  • дополнительные виды добровольного страхования.

Понятие, система и функции права социального обеспечения.

Понятие социального обеспечения

В течение жизни каждый человек подвергается различным социальным рискам, которые могут самым непосредственным образом отразиться на состоянии его здоровья и трудоспособности, привести к утрате заработной платы или иного трудового дохода, служащего основным источником средств существования.

Социальный риск – это вероятное событие, наступление которого приводит к материальной необеспеченности в связи с утратой дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания, а также возникновением дополнительных расходов на детей и других нетрудоспособных членов семьи, потребности в медицинских или социальных услугах.

Характерными признаками, позволяющими называть определенные события, происходящие в жизни человека, социальным риском , служат:

  • обусловленность экономической системой и общественной организацией труда;
  • имущественные последствия в виде отсутствия дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания, дополнительные расходы на нетрудоспособных членов семьи;
  • заинтересованность государства и общества в смягчении и преодолении последствий наступления указанных событий.

С учетом объективной природы и в зависимости от влияния на трудоспособность человека социальные риски можно объединить в 4 группы (виды социальных рисков).

  1. экономического характера (безработица);
  2. физиологического характера (временная или стойкая утрата трудоспособности, беременность и роды, старость, смерть);
  3. производственного характера (трудовое увечье, профессиональное заболевание);
  4. демографического и социального характера (многодетность, неполнота семьи, сиротство).

Экономические и демографические риски прямо не отражаются на трудоспособности человека.
Как правило, человек не может преодолеть последствия наступления социального риска самостоятельно, т.к. они обусловлены объективными социально-экономическими условиями жизни, тесно связаны с производственной деятельностью и не зависят от его воли.

Государство, обеспечивающее своим гражданам, иностранцам и лицам без гражданства, находящимся на его территории на законных основаниях, достойный уровень жизни и свободное развитие, называют «социальным». Оно создает государственную систему социального обеспечения, участвует в финансировании пенсий, пособий, компенсаций, медицинских и социальных услуг.

Читайте так же:  Детям войны к 9 мая какие выплаты

Основные критерии (признаки) социального обеспечения:

Социальное обеспечение — форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества.

Особенность правовых норм

Особенность правовых норм содержания социального обеспечения кроется в том, что их подавляющее большинство содержит в себе только правомочия граждан на получение обеспечения, а также подразумевает определенные обязанности соответствующих органов предоставить данное обеспечение. Число же норм, которые предусматривают обязанности граждан в каких-либо правоотношениях по социальному обеспечению, крайне ограничено. Это нормы о выплате различных видов обеспечения и нормы, которые включают в себя конкретные правила поведения лиц, находящихся в учреждениях соц. защиты населения.

Но сказанное не означает, что в праве соц. обеспечения нет норм, которые содержали бы какие-либо правомочия иной стороны органов, предоставляющих обеспечение. Активные правомочия такие органы имеют во время решения вопросов так называемого факультативного обеспечения (что означает определенную материальную помощь, какое-либо помещение в домах-интернатах, помощь за счет средств организаций).

По форме выражения содержащихся в них правил нормы права соц. обеспечения в большинстве своем являются категорическими. Гражданские права на отдельные виды обеспечения реализуются императивно, их ограничение волей участников правоотношений, как правило не допускается.

Определенные рекомендательные нормы содержатся в составе права социального обеспечения. Их назначение служебной направленности заключается в предложении субъектам, а также органам, которые предоставляют обеспечение, наиболее целесообразного с точки зрения государства варианта поведения (то есть каких-либо доплат, компенсаций).

Среди норм права управомочивающего характера соц. Обеспечения достаточно таких, чьи диспозиции содержат льготный режим обеспечения. Такие нормы об обеспечении инвалидов и участников ВОВ, лиц, которые пострадали от радиационных воздействий, реабилитированных, лиц, занятых на работах с вредными и тяжелыми трудовыми условиями. В роли льгот тут выступает определенное снижение пенсионного возраста, а также повышение размера самой пенсии.

В праве социального обеспечения регулирование имеет достаточно важное место, так как именно при помощи такого способа происходит своего рода воздействие на поведения людей, как позитивное обязывание. В нормах такой отрасли есть обязывания, которые в свое время адресованы именно органам, предоставляющим обеспечение. Из-за этого способ запрещения в данной ситуации применяется очень редко, а число норм запрещающего характера ограничено.

Опираясь на эту информацию, можно выделить следующие черты метода права обеспечения социальной направленности.

Правоотношения по социальному обеспечению

Нормы права социального обеспечения живут и действуют лишь в правоотношениях сферы данной отрасли.

Все правоотношения по социальному обеспечению — это система конкретных юридических связей субъектов права социального обеспечения.

Правоотношение — это урегулированное нормами права общественное отношение, т.е. предписанное нормами права правомерное поведение субъектов права в определенных отношениях.

Правоотношения по социальному обеспечению — это урегулированные нормами права социального обеспечения социально-обеспечительные отношения граждан (семей) с органами социального обеспечения, социальной защиты по вопросам назначения и выплаты пенсий, пособий, социальных компенсаций и предоставлению социальных услуг в натуральном виде. Это юридические связи субъектов права социального обеспечения, в которых один субъект — гражданин (семья) — реализует свои права на определенный вид социального обеспечения, а второй субъект — орган социального обеспечения — обязан обеспечить эту реализацию.

Все социальное обеспечение граждан производится через вступление их в соответствующие правоотношения (юридические связи) с органами социального обеспечения. Они являются субъектами данных правоотношений.

Правоотношения по социальному обеспечению имеют претензионно-обеспечительный характер , когда один субъект — гражданин (семья) — правомочен требовать предоставления полагающегося ему вида социального обеспечения, а другой субъект — орган социального обеспечения — обязан его предоставить. Хотя эти правоотношения являются двусторонними и оба субъекта имеют в них и права и обязанности, но право по обеспечению — на стороне гражданина (семьи), а обязанности по его предоставлению — у органа социального обеспечения.

Санкции

В праве социального обеспечения существует два вида санкций. В ситуации, когда происходит невыполнением получателями пенсий и пособий возложенных на них обязанностей в составе семьи, на которую выплачивается пенсия по какому-либо определенному случаю, например, потери кормильца, то виновные лица обязаны полностью возвратить полученные ими средства, на которые они не имеют права. Но также стоит отметить, что несмотря на причиненный имущественный вред, виновные лица не несут никакого материального ущерба.

Поэтому из вышесказанного можно подвести итог, что санкции данного вида относятся к числу правовосстановительных, а не штрафных.

Санкции второго вида используются в специальной области предоставления пособий по временной нетрудоспособности. Лицам, которые нарушили конкретный режим, установленный для них врачом, или не являющимся без определенных уважительных причин в назначенный срок на врачебный осмотр, или на освидетельствование в бюро медико-социальной экспертизы, происходит снижение пособия с того момента, как было допущено одно из нарушений. В данной ситуации, нет вреда имущественной направленности, что означает, и нет обязанности загладить этот вред. Тем не менее в показанных случаях виновные получатели пособий несут имущественный ущерб в результате применения к ним каких-либо санкций.

В случае же, предоставления других , кроме пенсий, пособий, видов обеспечения, происходит применение специфических для каждого из них санкций. Например, к гражданам, которые достаточно часто нарушают правила внутреннего распорядка в домах-интернатах, может быть применена такая мера, как выписка из данного учреждения.

Одним из элементов отраслевого метода контроля правовой направленности является определенный порядок разрешения споров. В праве соц. обеспечения есть два основных порядка по решению споров — судебный, а также внесудебный. Поэтому, по вопросам назначения, выплаты и исчисления пенсий споры разрешаются вышестоящим органом социальной защиты населения, а при несогласии одной или обеих сторон уже судебным органом.

В самих судах происходит процесс решения споров между гражданами и органами, которые предоставляют обеспечение, об установлении фактов, которые имеют определенное юридическое значение для разрешения вопрос обеспечения социальной направленности, о причинении ущерба материального характера и о праве на какие-либо отдельные виды обеспечения.

У основных элементов есть своя определенная специфика отраслевого метода, которая находит свое выражение в специальных приемах и способах правового контролирования.

Читайте так же:  Гарантия качества работ

В праве обеспечения социальной направленности имеет место сочетание четырех типов нормативно-правового регулирования отношений общественного характера: муниципально (на уровне образования муниципальной направленности), централизованного (федерального), локального (на уровне каких-либо организаций), региональное (на уровне субъектов Российской Федерации).

Стоит отметить, что преобладающим способом контролирования в праве соц. Обеспечения является дозволением, а основным видом норм — нормы управомочивающего порядка, которые в свое время содержат в своих диспозициях правомочия граждан на получение различных видов обеспечения во время наличия предусмотренных в гипотезах норм условий.

Чаще всего, диспозиции данных норм определенны и не предусматривают никакой возможности изменения условия возникновения прав и обязанностей сторон. Такими являются нормы о возрасте для назначения пенсии, стажа работы, размера пособия и пенсии. Но при этом у дозволительных норм, диспозиции от части считаются определенными. К их числу можно отнести такие нормы, которые имеют в себе определенные возможности для граждан выбирать наиболее оптимальный вариант обеспечения: какой-то один вид пенсий из нескольких, заработок среднемесячного характера для исчисления пенсии за период, когда он был наиболее высоким. В тоже время вышеперечисленные нормы носят специальный обязывающий характер для иных участников правоотношений — органов, предоставляющих обеспечение.

Функции права социального обеспечения

Сущность социального обеспечения проявляется в его функциях:

  1. экономической;
  2. политической;
  3. демографической;
  4. социально-реабилитационной;
  5. профилактической.

Экономическая функция заключается:

  1. в частичном возмещении заработка или иного трудового дохода, утраченного в связи с безработицей, нетрудоспособностью, а также внутрисемейного содержания в связи с потерей кормильца;
  2. в частичной компенсации дополнительных расходов, вызванных наступлением определенных жизненных обстоятельств (например, наличием детей);
  3. в оказании минимальной денежной, натуральной и иной помощи безработным, малоимущим лицам и семьям;
  4. в предоставлении бесплатных для потребителя медицинских и социальных услуг в пределах государственных минимальных стандартов (например, лекарственной помощи).

Источниками финансирования социального обеспечения служат единый социальный налог (ЕСН), средства бюджетов различных уровней, страховые взносы, а также иные установленные законом поступления. Часть ЕСН перечисляется в виде страховых взносов во внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ (ПФР), Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС), Фонд социального страхования РФ (ФСС). Средства фондов являются федеральной собственностью.

Политическая функция социального обеспечения способствует ослаблению социальной напряженности в обществе, порождаемой чрезмерными различиями в уровне жизни различных слоев населения.

Демографическая функция призвана стимулировать воспроизводство населения, необходимое для нормального развития страны.

Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса инвалидов и других социально слабых групп населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества.

Профилактическая функция заключается в предотвращении возникновения социально-рисковых ситуаций (например, несчастных случаев на производстве).

Правоотношения по социальному обеспечению: понятие, виды, субъекты, объекты, содержание

Правоотношения по социальному обеспечению – общественные отношения, которые в свое время являются урегулированными специальными правовыми нормами, появившиеся между органами, а также гражданами определенного государства, самоуправления местной направленности, организациями и гражданами-работодателями, по предоставлению гражданам какого-либо материального и других видов обеспечения в ситуации наступления социальных рисков.

Стоит отметить существующие признаки правовых отношений по социальному обеспечению:

  1. отношения правовой направленности в большинстве случаев имеют именно волевой характер;
  2. обладают определенным урегулированы правом;
  3. складываются между обязанными (сюда имеют отношение органы государственной власти, органы местного самоуправления, граждане-работодатели, а также различные организации) и уполномоченными субъектами;
  4. появляются относительно материального, а также совершенно иных видов обеспечения;
  5. возникают на основе определенных факторов юридической направленности.

Волеизъявление граждан

Активное положение граждан, о котором говорилось ранее, влечет за собой такой факт юридической направленности, как волеизъявление граждан. Такое волеизъявление людей сочетается в данном случае с документами органов, предоставляющих обеспечение.

Для формирования определенных отношений правовой направленности по социальному обеспечению характерно также и то, что состав фактов юридического характера и время появления правоотношений, чаще всего, не могут определяться по соглашению сторон. Что же касается правоотношений по предоставлению конкретных видов обеспечения в связи с волеизъявлением граждан, они прекращаются, а также появляются в конкретно установленный нормами правового характера срок.

Правовому методу обеспечения присущи специальные специфические способы определения содержания каких-либо правоотношений. Обязанности и права субъектов в данной отрасли, зачастую, устанавливаются непосредственно именно нормами права, а не соглашением сторон.

Помимо этого, содержание отношений правового характера в большинстве ситуаций не может измениться по соглашению их участников.

Способы охраны прав субъективного порядка и обеспечения исполнения обязанностей в праве социального обеспечения обычно характеризуется следующими особенностями.

Взыскания имущественного характера в социальном праве обеспечения может быть обращено только на самих людей, которые в результате своей вины получили больше денег, чем им положено. Что же касается органов, которые занимаются предоставлением обеспечения, если происходит невыплата по их вине каких-либо денежных сумм гражданам, то процесс восстановления прав граждан производится путем выплаты причитающихся им средств. Данную выплату принудительного характера нельзя считать санкцией, так как орган соц. защиты населения не несет никакого материального ущерба, а только исполняет обязанности, которые на него возложены.

Возникновение правовых отношений

Возникновение правовых отношений по социальному обеспечению в большей мере связывается с наступлением таких обстоятельств, как наличие страхового стажа на протяжении определенного срока, достижение определенного возраста, наступление нетрудоспособности (но важно заметить, что временной), инвалидность, беременность, рождение ребенка, смерть гражданина, который являлся кормильцем, факт иждивения, потеря источника средств существования. На появление данных правовых отношений влияют также причины инвалидности, размер зарплаты, факт подачи заявления в какой-либо уполномоченный орган, вынесение специального решения уполномоченным органом о предоставлении обеспечения.

Правовые отношения вполне могут появляться только при наличии полного состава юридического характера, которые в свое время были предусмотрены правовыми нормами. Так, для появления правоотношения по обеспечению пенсией по старости необходимо наличие страхового стажа сроком не меньше 5 лет, достижение пенсионного возраста, а также подача заявления в Пенсионный фонд РФ, вынесение этим Фондом определенного решения свидетельствующего о предоставлении пенсии.

Какие-либо изменения правовых отношений вполне могут повлечь такие юридические факты, как увеличение продолжительности стажа, увеличение заработной платы, изменение группы инвалидности, семейного состава, нарушение режима содержания в лечебно-профилактических учреждениях.

Видео (кликните для воспроизведения).

Прекращение отношений правового порядка по социальному обеспечению может произойти из-за смерти пенсионера, восстановления трудоспособности, истечения срока выплаты.

Источники

К субъектам права социального обеспечения относятся
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here