История развития пособия по временной нетрудоспособности

СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПОСОБИЯХ ПО ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ

Описание

Содержание

Введение

Объектом исследования является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе назначения, исчисления, определения размера и выплаты пособий по временной нетрудоспособности.

Предметом являются нормы действующего законодательства, касающиеся вопросов правового регулирования пособий по временной нетрудоспособности, юридическая и иная литература, относящаяся к анализируемой проблеме.

Цели данной дипломной работы заключаются в рассмотрении теоретических проблем правового регулирования пособий по временной нетрудоспособности, изучении истории и определении перспектив развития законодательства о пособиях, разработке предложений по совершенствованию законодательства, а также правотворческой и правоприменительной деятельности.

Эти цели конкретизируются следующими задачами:
1. Выявить специфические особенности и уточнить понятие пособий по временной нетрудоспособности, определить их роль в системе социальных
пособий и иных выплат социального характера.
2. Определить место правовых норм, регулирующих обеспечение пособиями по временной нетрудоспособности, в системе права социального обеспечения; раскрыть структуру указанной совокупности норм и регулируемых ими общественных отношений;
3. Установить функции пособий по временной нетрудоспособности определением приоритетных, сформулировать принципы соответствующего правового института, раскрыть их содержание и значение для совершенствования законодательства.
4. Провести исторический анализ развития законодательства о пособиях по временной нетрудоспособности, дать характеристику нормативных правовых актов, как регулировавших обеспечение пособиями в прошлом, так и действующих, наметить пути совершенствования законодательства о пособиях.
5. Исследовать проблемы правового регулирования пособий по временной нетрудоспособности в современный период.
Методологической основой работы являются общенаучные методы исследования, а также частно-научные методы: исторический, сравнительно-правовой, системного анализа и технико-юридический метод.

Научной базой являются труды по общей теории права, конституционному, административному, гражданскому, трудовому праву, праву социального обеспечения, философские, экономические и медицинские исследования.
Дипломная работа написана на 72 листах и состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения и списка использованной литературы.

Фрагмент работы для ознакомления

Список литературы

Объектом исследования является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе назначения, исчисления, определения размера и выплаты пособий по временной нетрудоспособности.

Предметом являются нормы действующего законодательства, касающиеся вопросов правового регулирования пособий по временной нетрудоспособности, юридическая и иная литература, относящаяся к анализируемой проблеме.

Цели данной дипломной работы заключаются в рассмотрении теоретических проблем правового регулирования пособий по временной нетрудоспособности, изучении истории и определении перспектив развития законодательства о пособиях, разработке предложений по совершенствованию законодательства, а также правотворческой и правоприменительной деятельности.

Эти цели конкретизируются следующими задачами:
1. Выявить специфические особенности и уточнить понятие пособий по временной нетрудоспособности, определить их роль в системе социальных
пособий и иных выплат социального характера.
2. Определить место правовых норм, регулирующих обеспечение пособиями по временной нетрудоспособности, в системе права социального обеспечения; раскрыть структуру указанной совокупности норм и регулируемых ими общественных отношений;
3. Установить функции пособий по временной нетрудоспособности определением приоритетных, сформулировать принципы соответствующего правового института, раскрыть их содержание и значение для совершенствования законодательства.
4. Провести исторический анализ развития законодательства о пособиях по временной нетрудоспособности, дать характеристику нормативных правовых актов, как регулировавших обеспечение пособиями в прошлом, так и действующих, наметить пути совершенствования законодательства о пособиях.
5. Исследовать проблемы правового регулирования пособий по временной нетрудоспособности в современный период.
Методологической основой работы являются общенаучные методы исследования, а также частно-научные методы: исторический, сравнительно-правовой, системного анализа и технико-юридический метод.

Научной базой являются труды по общей теории права, конституционному, административному, гражданскому, трудовому праву, праву социального обеспечения, философские, экономические и медицинские исследования.
Дипломная работа написана на 72 листах и состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения и списка использованной литературы.

ПОСОБИЯ СОЦИАЛЬНЫЕ

ПОСОБИЯ СОЦИАЛЬНЫЕ — денежные выплаты по системе социального обеспечения, представляющие собой социальную поддержку гражданам в установленных законом случаях.

Пособия, в от­ли­чие от пен­сий, вре­мен­но за­ме­ня­ют или до­пол­ня­ют в ви­де со­ци­аль­ной под­держ­ки основных ис­точ­ни­ки средств су­ще­ст­во­ва­ния (за­ра­бот­ную пла­ту, пен­сию).

На фе­де­раль­ном уров­не ус­та­нов­ле­ны: по­со­бие по временной не­тру­до­спо­соб­но­сти; по­со­бие по без­ра­бо­ти­це; еди­но­вре­мен­ное по­со­бие медицинским ра­бот­ни­кам, за­ра­зив­шим­ся ВИЧ че­ло­ве­ка при ис­пол­не­нии сво­их слу­жеб­ных обя­зан­но­стей; еди­но­вре­мен­ное по­со­бие гра­ж­да­нам при воз­ник­но­ве­нии по­ствак­ци­наль­но­го ос­лож­не­ния; еди­но­вре­мен­ное по­со­бие гра­ж­да­нам, при­вле­чён­ным для борь­бы с тер­ро­риз­мом; еже­ме­сяч­ное по­со­бие де­тям по­гиб­ших (про­пав­ших без вес­ти) во­ен­но­служа­щих; еже­ме­сяч­ное по­со­бие суп­ру­гам во­ен­но­слу­жа­щих, про­хо­дя­щих во­енную служ­бу по кон­трак­ту; еди­но­вре­мен­ное и еже­ме­сяч­ное по­со­бия гра­ж­да­нам, про­хо­див­шим во­енную служ­бу, при уволь­не­нии с во­енной служ­бы; еди­но­вре­мен­ное по­со­бие вы­ну­ж­ден­ным пе­ре­се­лен­цам; еди­но­вре­мен­ное по­со­бие бе­жен­цам; по­со­бие на по­гре­бе­ние.

Сре­ди пособий, ус­та­нов­лен­ных за­ко­но­да­тель­ст­вом РФ, осо­бое ме­сто за­ни­ма­ют се­мей­ные по­со­бия: по­со­бие по бе­ре­мен­но­сти и ро­дам; еди­но­вре­мен­ное по­со­бие жен­щи­нам, встав­шим на учёт в медицинских уч­ре­ж­де­ни­ях в ран­ние сро­ки бе­ре­мен­но­сти; еди­но­вре­мен­ное по­со­бие при ро­ж­де­нии ре­бён­ка; еже­ме­сяч­ное по­со­бие по ухо­ду за ре­бён­ком; еже­ме­сяч­ное по­со­бие на ре­бён­ка; еди­но­вре­мен­ное по­со­бие при пе­ре­да­че ре­бён­ка на вос­пи­та­ние в се­мью; еди­но­вре­мен­ное по­со­бие для гра­ж­дан из чис­ла де­тей-си­рот; еди­но­вре­мен­ное по­со­бие бе­ре­мен­ной же­не во­ен­но­слу­жа­ще­го, про­хо­дя­ще­го во­енную служ­бу по при­зы­ву; еже­ме­сяч­ное по­со­бие на ре­бён­ка во­ен­но­слу­жа­ще­го, про­хо­дя­ще­го во­енную служ­бу по при­зы­ву.

Все ви­ды пособий еже­год­но ин­дек­си­ру­ют­ся, а в рай­онах и ме­ст­но­стях, где ус­та­нов­ле­ны рай­он­ные ко­эф­фи­ци­ен­ты к за­ра­бот­ной пла­те, — с при­ме­не­ни­ем этих ко­эф­фи­ци­ен­тов. Пра­вом на по­лу­че­ние по­со­бий, имею­щих в ка­ж­дом слу­чае стро­го це­ле­вое на­зна­че­ние, при на­сту­п­ле­нии со­от­вет­ст­вую­щих об­стоя­тельств поль­зу­ют­ся все гра­ж­да­не РФ, указанные в законе категории иностранных гра­ж­дан и лиц без гра­ж­дан­ст­ва, про­жи­ваю­щих на тер­ри­то­рии Рос­сии.

Все ви­ды пособий раз­ли­ча­ют­ся по сро­кам и ис­точ­ни­ку вы­пла­ты. Пер­вая груп­па пособий (по временной не­тру­до­спо­соб­но­сти, по бе­ре­мен­но­сти и ро­дам, по без­ра­бо­ти­це) вы­пла­чи­ва­ет­ся с це­лью ока­за­ния со­ци­аль­ной под­держ­ки в те­че­ние не­про­дол­жи­тель­но­го пе­рио­да вре­ме­ни вме­сто за­ра­бот­ка, ут­ра­чен­но­го по ува­жи­тель­ной при­чи­не. Раз­ме­ры та­ких пособий со­из­ме­ря­ют­ся с основном ис­точ­ни­ка­ми средств су­ще­ст­во­ва­ния и мо­гут быть рав­ны ут­ра­чен­но­му за­ра­бот­ку или при­бли­жать­ся к не­му. Вто­рая груп­па пособий (еже­ме­сяч­ные по­со­бия оди­но­ким и мно­го­дет­ным ма­те­рям, по слу­чаю ро­ж­де­ния ре­бён­ка, на по­гре­бе­ние и другие) вы­пла­чи­ва­ет­ся как до­пол­нительная со­ци­аль­ная под­держ­ка к основным ис­точ­ни­кам средств су­ще­ст­во­ва­ния (за­ра­бот­ной пла­те, пен­сии) или к пер­вой груп­пе по­со­бий. Раз­мер та­ких пособий ус­та­нав­ли­ва­ет­ся в твёр­дой сум­ме и оп­ре­де­ля­ет­ся с учё­том до­пол­ни­тель­ных за­трат. Тре­тья груп­па пособий (еже­ме­сяч­ные по­со­бия де­тям во­ен­но­слу­жа­щих сроч­ной служ­бы) вы­пла­чи­ва­ет­ся как со­ци­аль­ная под­держ­ка при от­сут­ст­вии основных ис­точ­ни­ков средств су­ще­ст­во­ва­ния.

По про­дол­жи­тель­но­сти вы­пла­ты пособия мо­гут быть еди­но­вре­мен­ны­ми (по­со­бие жен­щи­не, встав­шей на учёт в ран­ние сро­ки бе­ре­мен­но­сти; по­со­бие на по­гре­бе­ние) и еже­ме­сяч­ны­ми (по­со­бие на ре­бён­ка, по­со­бие по без­ра­бо­ти­це), а так­же пе­рио­ди­че­ски­ми (по­со­бие по временной не­тру­до­спо­соб­но­сти).

В за­ви­си­мо­сти от ис­точ­ни­ка средств вы­пла­ты пособий мо­гут на­зна­чать­ся за счёт средств цен­тра­ли­зованных вне­бюд­жет­ных фон­дов обя­зательного со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния или за счёт бюд­жет­ных средств.

Прак­ти­ка при­ме­не­ния со­ци­аль­ных пособий в национальных сис­те­мах со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния от­ли­ча­ет­ся зна­чительным раз­но­об­ра­зи­ем, что обу­слов­ле­но раз­ным уров­нем эко­но­мического раз­ви­тия. Со­ци­аль­ные пособия, по­доб­ные рос­сий­ским, ус­та­нав­ли­ва­ют­ся прак­ти­че­ски во всех раз­ви­тых стра­нах, в ко­то­рых сло­жи­лась мно­го­ук­лад­ная сис­те­ма эко­но­мических от­но­ше­ний. Сис­те­ма со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния функ­цио­ни­ру­ет главным образом по прин­ци­пу стра­хо­ва­ния — по бо­лез­ни, ста­рос­ти, ин­ва­лид­но­сти, в свя­зи с ма­те­рин­ст­вом, на­ли­чи­ем де­тей, на слу­чай без­ра­бо­ти­цы и так далее. Как пра­ви­ло, дей­ст­ву­ют две сис­те­мы со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния: обя­за­тель­ное (пол­ное или час­тич­ное) и доб­ро­воль­ное. Од­но­вре­мен­но дей­ст­ву­ет пре­дос­тав­ле­ние со­ци­аль­ной по­мо­щи как за счёт средств бюд­же­та, так и в рам­ках бла­го­тво­ри­тель­но­сти. Во мно­гих стра­нах «третье­го ми­ра» не су­ще­ст­ву­ет стра­хо­ва­ния на слу­чай без­ра­бо­ти­цы, вы­пла­та пособия по бо­лез­ни, бе­ре­мен­но­сти и ро­дам воз­ло­же­на за­час­тую на ра­бо­то­да­те­ля. По­лу­ча­ют раз­ви­тие различные фор­мы взаи­мо­по­мо­щи (в том числе и в рам­ках се­мьи) и са­мо­ор­га­ни­за­ции, бла­го­тво­ри­тель­но­сти. Ка­кой-ли­бо еди­ной мо­де­ли пре­дос­тав­ле­ния со­ци­аль­ной по­мо­щи из средств государственного бюд­же­та не су­ще­ст­ву­ет, по­сколь­ку её фи­нан­си­ро­ва­ние за­ви­сит от воз­мож­но­стей национальной эко­но­ми­ки.

Пособие по временной нетрудоспособности в системе страхового обеспечения

Рубрика: 15. Трудовое право

Дата публикации: 14.04.2016

Статья просмотрена: 1826 раз

Библиографическое описание:

Богатырская В. А., Какорина Э. Н., Кильдюшкина И. П. Пособие по временной нетрудоспособности в системе страхового обеспечения [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 213-215. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/181/10157/ (дата обращения: 06.03.2020).

Статья посвящена изучению пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями. В статье рассматриваются: комплекс вопросов, касающихся теоретического осмысления сущности пособия по временной нетрудоспособности, его роль в жизни обычного работающего гражданина, проблемы правового регулирования назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями.

Ключевые слова: пособие, временная нетрудоспособность, работник, профессиональное заболевание.

Становление РФ как социального государства началось еще со времен Князя Ярослава, издавшего первый славянский закон «Русская Правда», в котором было закреплено подобие первой социальной программы. В современной России документом, регулирующим основы социальной политики, является Конвенция МОТ 1962 г. № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» [2]. В которой отмечается важнейшая роль социальной политики государства, а именно-способствование росту благосостояния и развития населения, стремление к социальному прогрессу. Аналогом Конвенции выступает основной Закон РФ — Конституция РФ [1], устанавливающая основные социально-экономические права человека.

«Социальным» принято называть государство, обеспечивающее своим гражданам, иностранцам и лицам без гражданства, находящимся на его территории на законных основаниях, достойный уровень жизни и свободное развитие. Согласно ст. 25 Декларации прав человека, право на достойный уровень жизни- это право на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, а также право на обеспечение в связи с безработицей, инвалидностью, наступлением старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам. Государство РФ признает данное право и создает государственную систему социального обеспечения.

В силу обязанности страховщика [3], Фонд социального страхования производит финансирование предупредительных мероприятий по сокращению травматизма на производстве и профессиональных заболеваний, что означает заинтересованность страхователя в сокращении и ликвидации несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Но не все работодатели понимают это, тем самым скрывают произошедшие несчастные случаи, ссылаясь на недостаток денежных средств на лечение и восстановление работника. В данной ситуации работодатели забывают о том, что финансовое обеспечение предупредительных мероприятий осуществляется по правилам приказа Минтруда России от 10.12.2012 г.

№ 580н «Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами» [9] из средств Фонда социального страхования РФ, а не из собственного бюджета. Вследствие этого, разумно было бы дополнить законодательство о труде и об охране труда положениями, которые предусмотрели бы санкции к работодателям, скрывающим информацию о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях.

По статистическим данным Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия очевидна положительная динамика, связанная с профессиональными рисками [8]. Уменьшилась численность несчастных случаев и профессиональных заболеваний, что способствовало снижению уровня расходов на данных вид обязательного социального страхования. Так в 2014 году Фондом социального страхования был отмечен 321 несчастный случай, из них признано страховыми — 256. В 2013 году уровень был выше, хоть и не значительно. Было выявлено 336 несчастных случаев и впервые выявленных профзаболеваний, в том числе 284 страховых случаев.

Так же значительно снизились расходы на лечение пострадавших после тяжелых несчастных случаев на производстве: в 2013 году количество пострадавших после тяжелых несчастных случаев насчитывалось 44, и на лечение Фондом социального страхования РФ по Республике Мордовия было потрачено 4 083,9 тыс. рублей. В 2014 году количество пострадавших снизилось на 10 человек, что позволило снизить расходы на лечение до 3 075,0 тыс. рублей [8].

Снижение производственного травматизма обусловлено различными признаками. Центральное место в этой работе занимают Федеральные службы по труду и занятости, в лице государственной трудовой инспекции, осуществляющей контроль, надзорные и профилактические функции и работа государственных органов по контролю и профилактике данных процессов с точки зрения их соответствия требованиям законодательства. Во-вторых, это усилия работодателей, большинство которых сегодня все больше понимает важность вопросов повышения безопасности работников в процессе производственной деятельности.

Расследование и квалификация производственных заболеваний и травматизма закреплены законодательно [10]. Однако, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний — это единственный вид страхования, где расследование и квалификацию случая в качестве страхового проводит сам страхователь [3]. Проблема возникает в том, что при легких несчастных случаях комиссию по расследованию несчастных случаев в целом формирует страхователь, и представители страховщика в нее не входят вовсе, а ведь это — около 90 % всех несчастных случаев на производстве. В следствие этого, работник может оказаться вовсе не пострадавшим и пособия не получит. Аналогичная ситуация могла бы произойти, если собственник транспортного средства (страхователь) самостоятельно квалифицировал случай в качестве страхового по КАСКО, что доказывает абсурдность положения.

Необходимо отметить, что пособие по временной нетрудоспособности предназначено для тех граждан, которые выполняют работу по найму, т. е. на основании трудового договора (контракта), и в связи с этим подлежат государственному социальному страхованию. Во избежание наступления несчастных случаев на производстве, работодатели должны обеспечить в офисах и на предприятиях соблюдение правил гигиены, безопасности и охраны труда [4]. Это является одним из условий благополучного прохождения организацией процедуры аттестации рабочих мест. Организации и предприятия, успешно прошедшие проверку проводят специальные лабораторно-инструментальные замеры параметров производственной среды в целях установления соответствия их нормативам. Выявление отклонений от нормы позволяет оценить и рассчитать риск возникновения несчастного случая или профзаболевания.

Таким образом, пособие по временной нетрудоспособности занимает важное место в государственной системе страхового обеспечения и является неотъемлемой частью права граждан на социальное обеспечение. Выплата данного вида пособия призвана временно заменить гражданину заработок, который он утратил в связи с болезнью, вследствие несчастного случая на производстве или профзаболевания, а также необходимостью ухаживать за нетрудоспособным членом семьи. Несмотря на то, что нормативно-правовая база, регулирующая данный вопрос, достаточно широка и многоаспектна, на практике проблемы создания и обеспечения безопасных условий труда, предупреждение несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, связанных сними экономических потерь являются очень острыми.

Данные проблемы требуют немедленного разрешения, так как всерьез угрожают полноте реализации прав граждан на социальное обеспечение в области социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а для государства, позиционирующего себя как социальное, это недопустимо. Названные проблемы могут быть решены с помощью устранения неоднозначности толкования правовых норм и усиления государственного контроля. Только когда работникам, работодателям и другим субъектам соответствующих правоотношений будет предельно ясен круг их прав и обязанностей, будет возможна реализация права граждан в области назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности на должном уровне.

Пособие по временной нетрудоспособности

Код 289760
Дата создания 22 августа 2014
Страниц 72
Subbotina Anna / Shutterstock.com

Данное пособие по сути является компенсацией работнику заработка, утраченного из-за болезни или по некоторым другим причинам. Узнать, на сколько денег вы можете рассчитывать и что нужно для их получения, вы сможете, прочитав эту страницу.

Кто имеет право на пособие по временной нетрудоспособности

Застрахованное лицо имеет право на пособие по временной нетрудоспособности в случаях:

  • утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы (в том числе аборты и осуществление ЭКО);
  • ухода за больным членом семьи;
  • карантина застрахованного лица, а также карантина ребенка в возрасте до семи лет, посещающего детский сад, или другого недееспособного члена семьи;
  • осуществления протезирования по медицинским показаниям в стационарном специализированном учреждении;
  • долечивания в российских санаториях непосредственно после стационарного лечения (ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»; далее – закон об обязательном социальном страховании).

Законодательная база

Право на компенсацию прописано в ТК, ст. 183 «Гарантии работнику при временной нетрудоспособности». Основной закон, регулирующий правила ее предоставления – ФЗ № 255 «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Закон отвечает на все вопросы, касающиеся возмещения:

  • права застрахованного лица;
  • кто может получать средства;
  • период предоставления;
  • размер пособия;
  • правила расчета суммы;
  • условия для снижения или прекращения выплаты компенсации.

Рассмотрим подробнее на основе этого нормативного акта о порядке начислений компенсации, условиях и его размере.

Понятие и виды пособий по временной нетрудоспособности

Утрата трудоспособности в контексте трудовых отношений – это состояние человека, при котором он не имеет возможности выполнять свои профессиональные функции.

Пособие по временной нетрудоспособности – это денежное возмещение оплаты труда за период лечения, реабилитации или ухода за больным. Данная компенсация назначается всем, кто участвует в системе обязательного страхования.

Различают несколько видов выплат:

  • при заболевании, повреждениях, вставке протеза;
  • карантине;
  • лечении в медучреждении;
  • реабилитации после травм и болезней;
  • уходе за больным.

Средства по больничному в течение первых трех дней предоставляет предприятие, в котором работает человек, а в остальное время они начисляются из Фонда социального страхования.

Размер пособия

Размер пособия исчисляется исходя из среднего заработка за два календарных года, предшествовавших году наступления нетрудоспособности (ч. 1 ст. 14 закона об обязательном социальном страховании). То есть если работник болел в 2016 году (неважно, в январе или ноябре), средний заработок должен считаться за 2015 и 2014 годы.

За 2017 год можно учесть заработок в размере, не превышающем 755 тыс. руб. (даже если он фактически больше), а за 2016 и 2015 годы – в размере, не превышающем 718 тыс. руб. и 670 тыс. руб. соответственно (постановление Правительства РФ от 29 ноября 2016 г. № 1255, постановление Правительства РФ от 26 ноября 2015 г. № 1265, постановление Правительства РФ от 4 декабря 2014 г. № 1316).

При этом в расчет среднего заработка будут включены только те суммы, на которые начислялись страховые взносы. К примеру, отпускные облагаются взносами, а вот на выплаты по гражданско-правовым договорам взносы в ФСС России не начисляются (п. 2 ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»).

По общему правилу пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы, при карантине, протезировании по медицинским показаниям и долечивании в санаторно-курортных учреждениях непосредственно после стационарного лечения выплачивается в следующем размере:

  • застрахованному лицу, имеющему страховой стаж восемь и более лет, – 100% среднего заработка;
  • застрахованному лицу, имеющему страховой стаж от пяти до восьми лет, – 80% среднего заработка;
  • застрахованному лицу, имеющему страховой стаж до пяти лет, – 60% среднего заработка (ч. 1 ст. 7 закона об обязательном социальном страховании).

Страховой стаж – это суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов. В страховой стаж для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам включаются периоды работы застрахованного лица по трудовому договору, государственной гражданской или муниципальной службы, а также периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В страховой стаж входит помимо этого время военной службы, службы в полиции, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, а также в Росгвардии (ч. 1-2 ст. 16 закона об обязательном социальном страховании).

Рассчитаем размер пособия по временной нетрудоспособности для работника, который трудится в компании с 2013 года по настоящее время. Его общий трудовой стаж составляет на момент назначения пособия семь лет и два месяца. Зарплата работника за 2016 год составила 780 тыс. руб., за 2015 год – 612 тыс. руб.

Предположим, работник болел с 17 по 23 апреля включительно (семь календарных дней), что подтверждается больничным.

Для начала сравним годовую зарплату работника с максимальными значениями. Вознаграждение за труд в 2015 году не превысило допустимый показатель (670 тыс. руб.), значит, можно использовать всю его сумму – 612 тыс. руб. В отличие от заработка за 2016 год, который больше максимального (780 тыс. руб. против 718 тыс. руб.). Следовательно, в отношении зарплаты за 2016 год нужно использовать максимальное значение.

Таким образом, заработок за два года составит:
612 000 руб. + 718 000 руб. = 1 330 000 руб.
Теперь эту сумму нужно разделить на 730, чтобы определить средний дневной заработок:
1 330 000 : 730 = 1821,92 руб.
Размер пособия по временной нетрудоспособности будет равен:
1821,92 x 7 x 80% = 10 202,75 руб.

Есть случаи, когда пособие рассчитывается исходя из МРОТ, их два: если работник за расчетный период вообще не получал заработок или если его заработок оказался ниже МРОТ в пересчете на дни. В этом случае для определения суммы пособия будет использоваться МРОТ на день наступления страхового случая, то есть на день заболевания (ч. 1.1 ст. 14 закона об обязательном социальном страховании).

Средний дневной заработок определяется по формуле: МРОТ х 24/730 (7800 х 24/730 = 246,58 руб.). Затем по аналогии с расчетом из примера выше нужно определить сумму пособия в зависимости от времени, на которое был выдан больничный, и стажа.

Кому положено

Материальное обеспечение положено лицам, работающим на основании трудового договора, и только в том случае, если учреждение перечисляет за своих работников взносы в ФСС. Однако получателями средств могут стать и граждане, не трудоустроенные на предприятия:

  • лица, ведущим адвокатскую деятельность, нотариусам и ИП;
  • лица, работающие в собственных фермерских хозяйствах;
  • представители общин исчезающих северных народов.

Главное условие – это уплата взносов в Фонд от полученных доходов. Причем неважно, как именно уплачивались взносы — бухгалтерией предприятия или самим человеком. Также для получения материальной компенсации работнику нужно подтвердить невозможность работать.

Подтверждением нетрудоспособности является заключение врача.

Видео (кликните для воспроизведения).

Выплаты по листку нетрудоспособности не положены или прекращают перечисляться, если:

  • человек нарушил режим лечения;
  • больничный был выдан учреждением без лицензии;
  • если работника отстранили без сохранения зарплаты;
  • если утрата здоровья произошла в результате правонарушения.

Компенсация также не предоставляется безработным гражданам, не получающим пособие по безработице. Но если человек уволился с работы, но в течение месяца после ухода потерял возможность трудиться, то ему положена компенсация.

В каких случаях выплачивается пособие по временной нетрудоспособности

Пособие выплачивается, если нетрудоспособность наступила в период работы, а также в случаях, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения работы либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования (ч. 2 ст. 5 закона об обязательном социальном страховании).

С 1 июля 2017 года медицинские организации вправе по выбору пациента и с его письменного согласия выдавать больничный лист в виде электронного документа, подписанного лечащим врачом и медучреждением с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи (Федеральный закон от 01.05.2017 № 86-ФЗ).

Выплачивается оно по общему правилу за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности или установления инвалидности (ст. 6 закона об обязательном социальном страховании).

Застрахованному лицу, признанному инвалидом (за исключением заболевания туберкулезом), пособие выплачивается не более четырех месяцев подряд или пяти месяцев в календарном году.

Если был заключен срочный трудовой договор на срок до шести месяцев, а также если заболевание или травма наступили в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования, пособие по временной нетрудоспособности (за исключением заболевания туберкулезом) выплачивается не более чем за 75 календарных дней.

Больным туберкулезом в двух последних случаях пособие выплачивается до дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности).

Пособие по временной нетрудоспособности при необходимости ухода за больным членом семьи выплачивается за определенный законом срок. Подробнее об этом – в таблице 1.

Таблица 1. Срок выплаты пособия по временной нетрудоспособности при уходе за больным членом семьи в зависимости от его возраста и заболевания.

Возраст и заболевание члена семьи

Срок, за который выплачивается пособие

З а весь период амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребенком в стационаре, но не более чем за 60 календарных дней в году по всем случаям ухода за этим ребенком.

Этот срок увеличивается до 90 дней в году, если ребенок страдает заболеванием, включенным в специальный перечень (приказ Минздравсоцразвития России от 20 февраля 2008 г. № 84н). К таким болезням относятся многие виды рака, инсулинзависимый диабет, артрит, шизофрения, аутизм, эпилепсия, астма и т. д. В перечень включены также травмы (например, внутричерепные травмы и травмы внутренних органов), ожоги, обморожения и т. д.

О т 7 до 15 лет

З а период до 15 календарных дней по каждому случаю амбулаторного или стационарного лечения ( если родитель ложится в больницу вместе с ребенком).

При этом максимальный срок не должен превышать 45 календарных дней в году

Р ебенок-инвалид в возрасте до 18 лет

З а весь период амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении. Но не более чем за 120 календарных дней в году по всем случаям ухода за этим ребенком

Д о 18 лет, если ребенок ВИЧ-инфицирован либо страдает от поствакцинального осложнения либо раком ( включая злокачественные новообразования лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей )

З а весь период совместного пребывания с ребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении без максимального ограничения срока

В остальных случаях ухода за больным членом семьи при амбулаторном лечении

Н е более чем за семь календарных дней по каждому случаю заболевания, но не более чем за 30 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим членом семьи

Есть еще два случая выплаты пособия по временной нетрудоспособности. Первый касается ситуаций, когда вводился карантин. На пособие могут рассчитывать те, кто контактировал с инфекционным больным или сам является носителем бактерий – на весь период отстранения от работы в связи с карантином. А если под карантин попали дети до семи лет, посещающие детский сад, или недееспособные члены семьи, пособие будут выплачивать их законным представителям на протяжении всего периода карантина.

Второй случай – это протезирование по медицинским показаниям в условиях стационара. Пособие должны выплачивать за весь период освобождения от работы по этой причине, включая время проезда к месту протезирования и обратно.

Кто выплачивает пособие по временной нетрудоспособности

Пособие по общему правилу выплачивается работодателем по месту работы.
Если застрахованное лицо работает у нескольких работодателей и в течение последних двух календарных лет трудилось у них же, пособия назначаются и выплачиваются ему по каждому месту работы.

Если работник трудится в нескольких компаниях, а в течение последних двух лет работал тоже в нескольких организациях, но уже других – пособие будет выплачено по одному из последних мест работы по выбору работника. В этом случае ему надо будет принести справки от остальных работодателей о размере зарплаты у них и о том, что они пособие не назначали.

Если же гражданин работает у нескольких работодателей, а в течение прошлых двух календарных лет работал как у них, так и других – пособие будет выплачено либо по всем местам работы либо по одному по выбору работника (ч. 2-2.2, ч. 5.1 ст. 13 закона об обязательном социальном страховании). В последнем случае также понадобятся справки от работодателей.

Лицам, утратившим трудоспособность в течение 30 дней после увольнения, пособие выплачивает либо работодатель по последнему месту работы, либо территориальный орган ФСС России. К слову, в Фонд могут обратиться и иные застрахованные лица, к ним относятся самозанятые (адвокаты, ИП, члены крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, частные нотариусы, иные лица, занимающиеся частной практикой), а также члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера. Но претендовать на выплату все эти лица могут только в том случае, если добровольно уплачивали взносы в ФСС России – обязанности производить отчисления у них нет (ч. 3 ст. 2 закона об обязательном социальном страховании).

Кроме того, обратиться в ФСС России за назначением и выплатой пособия могут обычные работники, если:

  • работодатель прекратил свою деятельность;
  • на его счетах недостаточно денег для выплаты пособия;
  • невозможно установить местонахождения работодателя и его имущества при наличии вступившего в силу решения суда, которое подтверждает факт невыплаты пособия;
  • в отношении работодателя проводятся процедуры банкротства (ч. 4 ст. 13 закона об обязательном социальном страховании).

Данное пособие назначается и выплачивается только на основании листка нетрудоспособности (больничного листа) (ч. 5 ст. 13 закона об обязательном социальном страховании).

Пособие по временной нетрудоспособности в 2020 году

Если работающий гражданин желает воспользоваться больничным «отпуском», то ему полагается пособие по временной нетрудоспособности. Оказание такой «услуги» производится из «казны» специализированного страхового фонда, что предполагает отсутствие какого-либо ущерба предприятию, где трудится заболевший. Каким группам лиц положены выплаты на период болезни, и как рассчитывается сумма материальной поддержки?

Когда нужно обратиться за пособием по временной нетрудоспособности

Обратиться за выплатой следует не позднее шести месяцев со дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности) либо окончания периода освобождения от работы в случаях ухода за больным членом семьи, карантина, протезирования и долечивания (ч. 1 ст. 12 закона об обязательном социальном страховании).

Если есть уважительные причины, то срок может быть продлен. Решение о продлении должен принять территориальный орган ФСС России. Перечень уважительных причин содержит следующие:

  • чрезвычайные, непредотвратимые обстоятельства (землетрясение, ураган, наводнение, пожар и др.);
  • длительная временная нетрудоспособность вследствие заболевания или травмы продолжительностью более шести месяцев;
  • переезд на место жительства в другой населенный пункт, смена места пребывания;
  • вынужденный прогул при незаконном увольнении или отстранении от работы;
  • повреждение здоровья или смерть близкого родственника;
  • иные причины, признанные уважительными в судебном порядке, при обращении застрахованных лиц в суд (Приложение к приказу Минздравсоцразвития России от 31 января 2007 г. № 74).

Расчет пособия по временной нетрудоспособности

На сумму влияют:

  • причина утраты здоровья;
  • страховой стаж;
  • размер заработной платы;
  • количество календарных дней нетрудоспособности.

Расчет больничного листа производится по формуле:

СД х ПТС х Д = Сумма ежемесячного пособия.

  • СД – среднедневной заработок;
  • ПТС – процент стажа;
  • Д – количество дней, проведенных на больничном.

Для расчета средней дневной зарплаты нужно посчитать общую сумму полученного дохода и разделить ее на 730 дней.

Следующий искомый показатель – процент трудового стажа – определен ФЗ №255. Он зависим от стажа и причины потери возможности работать.

Таблица зависимости стажа и процентов выплат больничного

Процент от зарплаты, который учитывается при расчете пособия

Болезнь или травма, карантин, протезирование, реабилитация

Пособие по временной нетрудоспособности в системе страхового обеспечения

Рубрика: 15. Трудовое право

Дата публикации: 14.04.2016

Статья просмотрена: 1826 раз

Библиографическое описание:

Богатырская В. А., Какорина Э. Н., Кильдюшкина И. П. Пособие по временной нетрудоспособности в системе страхового обеспечения [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 213-215. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/181/10157/ (дата обращения: 06.03.2020).

Статья посвящена изучению пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями. В статье рассматриваются: комплекс вопросов, касающихся теоретического осмысления сущности пособия по временной нетрудоспособности, его роль в жизни обычного работающего гражданина, проблемы правового регулирования назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями.

Ключевые слова: пособие, временная нетрудоспособность, работник, профессиональное заболевание.

Становление РФ как социального государства началось еще со времен Князя Ярослава, издавшего первый славянский закон «Русская Правда», в котором было закреплено подобие первой социальной программы. В современной России документом, регулирующим основы социальной политики, является Конвенция МОТ 1962 г. № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» [2]. В которой отмечается важнейшая роль социальной политики государства, а именно-способствование росту благосостояния и развития населения, стремление к социальному прогрессу. Аналогом Конвенции выступает основной Закон РФ — Конституция РФ [1], устанавливающая основные социально-экономические права человека.

«Социальным» принято называть государство, обеспечивающее своим гражданам, иностранцам и лицам без гражданства, находящимся на его территории на законных основаниях, достойный уровень жизни и свободное развитие. Согласно ст. 25 Декларации прав человека, право на достойный уровень жизни- это право на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, а также право на обеспечение в связи с безработицей, инвалидностью, наступлением старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам. Государство РФ признает данное право и создает государственную систему социального обеспечения.

В силу обязанности страховщика [3], Фонд социального страхования производит финансирование предупредительных мероприятий по сокращению травматизма на производстве и профессиональных заболеваний, что означает заинтересованность страхователя в сокращении и ликвидации несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Но не все работодатели понимают это, тем самым скрывают произошедшие несчастные случаи, ссылаясь на недостаток денежных средств на лечение и восстановление работника. В данной ситуации работодатели забывают о том, что финансовое обеспечение предупредительных мероприятий осуществляется по правилам приказа Минтруда России от 10.12.2012 г.

№ 580н «Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами» [9] из средств Фонда социального страхования РФ, а не из собственного бюджета. Вследствие этого, разумно было бы дополнить законодательство о труде и об охране труда положениями, которые предусмотрели бы санкции к работодателям, скрывающим информацию о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях.

По статистическим данным Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия очевидна положительная динамика, связанная с профессиональными рисками [8]. Уменьшилась численность несчастных случаев и профессиональных заболеваний, что способствовало снижению уровня расходов на данных вид обязательного социального страхования. Так в 2014 году Фондом социального страхования был отмечен 321 несчастный случай, из них признано страховыми — 256. В 2013 году уровень был выше, хоть и не значительно. Было выявлено 336 несчастных случаев и впервые выявленных профзаболеваний, в том числе 284 страховых случаев.

Так же значительно снизились расходы на лечение пострадавших после тяжелых несчастных случаев на производстве: в 2013 году количество пострадавших после тяжелых несчастных случаев насчитывалось 44, и на лечение Фондом социального страхования РФ по Республике Мордовия было потрачено 4 083,9 тыс. рублей. В 2014 году количество пострадавших снизилось на 10 человек, что позволило снизить расходы на лечение до 3 075,0 тыс. рублей [8].

Снижение производственного травматизма обусловлено различными признаками. Центральное место в этой работе занимают Федеральные службы по труду и занятости, в лице государственной трудовой инспекции, осуществляющей контроль, надзорные и профилактические функции и работа государственных органов по контролю и профилактике данных процессов с точки зрения их соответствия требованиям законодательства. Во-вторых, это усилия работодателей, большинство которых сегодня все больше понимает важность вопросов повышения безопасности работников в процессе производственной деятельности.

Расследование и квалификация производственных заболеваний и травматизма закреплены законодательно [10]. Однако, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний — это единственный вид страхования, где расследование и квалификацию случая в качестве страхового проводит сам страхователь [3]. Проблема возникает в том, что при легких несчастных случаях комиссию по расследованию несчастных случаев в целом формирует страхователь, и представители страховщика в нее не входят вовсе, а ведь это — около 90 % всех несчастных случаев на производстве. В следствие этого, работник может оказаться вовсе не пострадавшим и пособия не получит. Аналогичная ситуация могла бы произойти, если собственник транспортного средства (страхователь) самостоятельно квалифицировал случай в качестве страхового по КАСКО, что доказывает абсурдность положения.

Необходимо отметить, что пособие по временной нетрудоспособности предназначено для тех граждан, которые выполняют работу по найму, т. е. на основании трудового договора (контракта), и в связи с этим подлежат государственному социальному страхованию. Во избежание наступления несчастных случаев на производстве, работодатели должны обеспечить в офисах и на предприятиях соблюдение правил гигиены, безопасности и охраны труда [4]. Это является одним из условий благополучного прохождения организацией процедуры аттестации рабочих мест. Организации и предприятия, успешно прошедшие проверку проводят специальные лабораторно-инструментальные замеры параметров производственной среды в целях установления соответствия их нормативам. Выявление отклонений от нормы позволяет оценить и рассчитать риск возникновения несчастного случая или профзаболевания.

Таким образом, пособие по временной нетрудоспособности занимает важное место в государственной системе страхового обеспечения и является неотъемлемой частью права граждан на социальное обеспечение. Выплата данного вида пособия призвана временно заменить гражданину заработок, который он утратил в связи с болезнью, вследствие несчастного случая на производстве или профзаболевания, а также необходимостью ухаживать за нетрудоспособным членом семьи. Несмотря на то, что нормативно-правовая база, регулирующая данный вопрос, достаточно широка и многоаспектна, на практике проблемы создания и обеспечения безопасных условий труда, предупреждение несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, связанных сними экономических потерь являются очень острыми.

Данные проблемы требуют немедленного разрешения, так как всерьез угрожают полноте реализации прав граждан на социальное обеспечение в области социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а для государства, позиционирующего себя как социальное, это недопустимо. Названные проблемы могут быть решены с помощью устранения неоднозначности толкования правовых норм и усиления государственного контроля. Только когда работникам, работодателям и другим субъектам соответствующих правоотношений будет предельно ясен круг их прав и обязанностей, будет возможна реализация права граждан в области назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности на должном уровне.

Источники

История развития пособия по временной нетрудоспособности
Оценка 5 проголосовавших: 1
Читайте так же:  Образец автобиографии в мвд

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here