Институты особенной части права социального обеспечения

Система права социального обеспечения

Система права социального обеспечения — это научно обоснованная, объективно существующая последовательность связи правовых институтов и норм социального обеспечения, составляющих в целом единую отрасль права (схема 2). Социальное обеспечение можно разделить на общую, особенную и специальную части.

В соответствии с положениями теории права общая часть охватывает положения и нормы, регулирующие все отношения по социальному обеспечению, и состоит из общих правовых институтов, нормы которых в концентрированном виде отражают специфику данной отрасли права и являются основополагающими для всех общественных отношений, входящих в предмет отрасли.

Общая часть права социального обеспечения находится сегодня в стадии формирования. В современной литературе нет однозначного подхода к определению ее структуры и содержания. Происходящие изменения в законодательстве о социальном обеспечении отражаются на методе регулирования общественных отношений, входящих в предмет права социального обеспечения. Меняются и руководящие начала, определяющие основные черты права социального обеспечения (принципы правового регулирования), расширяется круг субъектов социального обеспечения и т.д. Указанные факторы замедляют темпы формирования общей части этой отрасли права.

К Общей части отрасли права социального обеспечения относятся правовые нормы, главным образом содержащие указание на сферу действия и предмет регулирования, а также выражающие принципы данного права:

•понятие, предмет, метод, система права социального обеспечения;

•принципы права социального обеспечения;

•источники права социального обеспечения;

•правоотношения по социальному обеспечению;

•история отечественного законодательства о социальном обеспечении.

К Особенной части отрасли права социального обеспечения относятся все другие нормы законодательства о социальном обеспечении. Они детально регламентируют основания, порядок и размеры предоставления гражданам различных видов обеспечения. Данные нормы объединяются в институты, которые регулируют отдельный вид пенсионных отношений или отдельные виды иных отношений, являющихся предметом этой отрасли права.

В структуре Особенной части права социального обеспечения сегодня сформировался достаточно устойчивый комплекс самостоятельных институтов трудового стажа, пенсионного обеспечения, пособий и компенсационных выплат, обеспечения по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, социального обслуживания, медицинской помощи и лечения, установления юридических фактов, разрешения жалоб и споров, институт юридической ответственности. При этом институт пенсионного обеспечения, институт пособий и компенсационных выплат, институт социального обслуживания, а также институт медицинской помощи и лечения считаются комплексными’, состоящими из нескольких подинститутов.

Нормы, регулирующие пенсионные отношения, многочисленны и разнообразны. Поэтому они подразделяются по общим признакам на несколько институтов, в соответствии с которыми устанавливаются нормы о пенсиях: по старости; инвалидности; за выслугу лет; по случаю потери кормильца; социальные.

В особый институт выделяются нормы, определяющие порядок назначения и выплаты пенсий, исчисления среднего заработка и пенсий. Нормы, регулирующие другие отношения, объединяются в следующие институты: стаж; пособия; социальное обслуживание; медицинская помощь; социальные льготы; и т.д.

Каждый из институтов делится на пединституты. Так, институт трудового стажа подразделяется на пединституты в зависимости от общего, специального, непрерывного и страхового стажа. В системе права социального обеспечения выделяется Специальная часть, в которую включены нормы, регулирующие международно-правовые аспекты социального обеспечения.

Следует также отметить, что большинство норм права социального обеспечения имеет управомочивающий характер и является дозволениями. При этом используется разрешительное регулирование: субъектам дозволяется только то, что прямо предусмотрено законом. Запрещающие нормы возникли относительно недавно — на современном этапе развития социального обеспечения.

Система науки права социального обеспечения (так же, как ее предмет) традиционно более широка, чем система соответствующей отрасли. Система законодательства о социальном обеспечении как совокупность нормативных актов, обладающих внутренним единством и взаимосвязью, хотя и отражает структуру отрасли права, однако также не совпадает с ней.

Показателем самостоятельности той или иной отрасли права является наличие не только предмета и метода правового регулирования общественных отношений, но и специфических отраслевых принципов.

Таким образом, право на социальное обеспечение каждого человека, закрепленное в ст. 7 Конституции, представляет собой совокупность общественных отношений по распределению внебюджетных фондов социального страхования и перераспределению части государственного бюджета в целях удовлетворения потребностей физических лиц в случаях утраты заработка (иного трудового дохода), несения дополнительных расходов по содержанию и воспитанию детей, поддержки других членов семьи, нуждающихся в уходе, отсутствия средств в объеме прожиточного минимума по объективным социально значимым причинам, а также по оказанию медицинской помощи и социальному обслуживанию.

Система права социального обеспечения — это научно обоснованная, объективно существующая последовательность связи правовых институтов и норм социального обеспечения, составляющих в целом единую отрасль права.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Система права социального обеспечения

Статью подготовил ведущий корпоративный юрист Шаталов Станислав Карлович. Связаться с автором

Вернуться назад на Право на социальное обеспечение

Система права социального обеспечения — это научно обоснованная, объективно существующая последовательность связи правовых институтов и норм социального обеспечения, составляющих в целом единую отрасль права. Социальное обеспечение можно разделить на общую, особенную и специальную части.

В соответствии с положениями теории права общая часть охватывает положения и нормы, регулирующие все отношения по социальному обеспечению, и состоит из общих правовых институтов, нормы которых в концентрированном виде отражают специфику данной отрасли права и являются основополагающими для всех общественных отношений, входящих в предмет отрасли.

Общая часть права социального обеспечения находится сегодня в стадии формирования. В современной литературе нет однозначного подхода к определению ее структуры и содержания. Происходящие изменения в законодательстве о социальном обеспечении отражаются на методе регулирования общественных отношений, входящих в предмет права социального обеспечения. Меняются и руководящие начала, определяющие основные черты права социального обеспечения (принципы правового регулирования), расширяется круг субъектов социального обеспечения и т.д. Указанные факторы замедляют темпы формирования общей части этой отрасли права.

Читайте так же:  Задачи по праву социального обеспечения с ответами

К Общей части отрасли права социального обеспечения относятся правовые нормы, главным образом содержащие указание на сферу действия и предмет регулирования, а также выражающие принципы данного права:

• понятие, предмет, метод, система права социального обеспечения;
• принципы права социального обеспечения;
• источники права социального обеспечения;
• правоотношения по социальному обеспечению;
• история отечественного законодательства о социальном обеспечении.

К Особенной части отрасли права социального обеспечения относятся все другие нормы законодательства о социальном обеспечении. Они детально регламентируют основания, порядок и размеры предоставления гражданам различных видов обеспечения. Данные нормы объединяются в институты, которые регулируют отдельный вид пенсионных отношений или отдельные виды иных отношений, являющихся предметом этой отрасли права.

В структуре Особенной части права социального обеспечения сегодня сформировался достаточно устойчивый комплекс самостоятельных институтов трудового стажа, пенсионного обеспечения, пособий и компенсационных выплат, обеспечения по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, социального обслуживания, медицинской помощи и лечения, установления юридических фактов, разрешения жалоб и споров, институт юридической ответственности. При этом институт пенсионного обеспечения, институт пособий и компенсационных выплат, институт социального обслуживания, а также институт медицинской помощи и лечения считаются комплексными’, состоящими из нескольких подинститутов.

Нормы, регулирующие пенсионные отношения, многочисленны и разнообразны.

Поэтому они подразделяются по общим признакам на несколько институтов, в соответствии с которыми устанавливаются нормы о пенсиях:

— по старости;
— инвалидности;
— за выслугу лет;
— по случаю потери кормильца;
— социальные.

В особый институт выделяются нормы, определяющие порядок назначения и выплаты пенсий, исчисления среднего заработка и пенсий.

Нормы, регулирующие другие отношения, объединяются в следующие институты:

— стаж;
— пособия;
— социальное обслуживание;
— медицинская помощь;
— социальные льготы; и т.д.

Каждый из институтов делится на пединституты. Так, институт трудового стажа подразделяется на пединституты в зависимости от общего, специального, непрерывного и страхового стажа.

В системе права социального обеспечения выделяется Специальная часть, в которую включены нормы, регулирующие международно-правовые аспекты социального обеспечения.

Следует также отметить, что большинство норм права социального обеспечения имеет управомочивающий характер и является дозволениями. При этом используется разрешительное регулирование: субъектам дозволяется только то, что прямо предусмотрено законом. Запрещающие нормы возникли относительно недавно — на современном этапе развития социального обеспечения.

Система науки права социального обеспечения (так же, как ее предмет) традиционно более широка, чем система соответствующей отрасли. Система законодательства о социальном обеспечении как совокупность нормативных актов, обладающих внутренним единством и взаимосвязью, хотя и отражает структуру отрасли права, однако также не совпадает с ней.

Показателем самостоятельности той или иной отрасли права является наличие не только предмета и метода правового регулирования общественных отношений, но и специфических отраслевых принципов.

Система права социального обеспечения

Современной наукой системность рассматривается в качестве одного их фундаментальных свойств объективного мира. Как метод научного познания, системный подход включает в себя ряд взаимосвязанных аспектов изучения объекта (компонентный, структурный, функциональный), которые позволяют в совокупности дать более глубокое представление о системе в целом.

Центральное место в системном подходе занимает компонентный аспект исследования, отвечающий на вопрос, из каких частей состоит системное целое.

Другой важный аспект системного подхода связан с изучением внутренней организации содержания системы, т.е. ее структуры. Применительно к праву структурный анализ означает выявление отраслевого состава, установление места конкретных отраслей в общей системе права, изучение взаимодействия отраслей друг с другом и системой в целом. А на уровне отрасли права его применение позволяет определить состав ее институтов, их соотношение и характер воздействия друг на друга.

Функциональный аспект заключается в установлении способов проявления активности системы и ее компонентов. Право занимает ведущее место в механизме социального регулирования.

Компонентами системы права являются: отрасли, институты, нормы права и иные образования, занимающие промежуточное положение (подотрасли, подинституты). Они проявляют свое регулятивное свойство лишь в определенных пределах и формах. В частности, отрасль обеспечивает регламентацию в пределах конкретной группы общественных отношений, а правовая норма затрагивает лишь отдельные стороны определенного общественного отношения.

Норма может выражать общие, принципиальные положения, относящиеся в равной степени ко всему комплексу общественных отношений в целом, либо закреплять правило, касающееся только одного вида отношений, входящих в предмет отрасли. Руководствуясь этим критерием, нормы отрасли можно группировать на общую и особенную части.

Система права социального обеспечения представляет собой совокупность объективно взаимосвязанных правовых институтов и норм, расположенных в определенной структурированной последовательности в соответствии со спецификой регулируемых общественных отношений, в которой можно выделить общую и особенную части (Приложение. Рис.6.).

Рисунок 6. Система права социального обеспечения

К Общей части отрасли права социального обеспечения относятся нормы, выражающие цели и задачи правового регулирования, основные права человека в области социального обеспечения, принципы правового регулирования, разграничение компетенции РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления в сфере социального обеспечения, виды социальных рисков.

Особенную часть составляют нормы, определяющие условия предоставления отдельных видов обеспечения. Эти группы норм образуют институты отрасли права. В качестве примера можно назвать следующие институты: пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, пособий по безработице, по временной нетрудоспособности и пр.

Внутри институтов нормы права также располагаются по определенной системе с учетом дифференциации условий обеспечения.

В частности, внутри института трудовых пенсий по старости можно выделить:

1) общие нормы, определяющие субъектов и содержание пенсионных правоотношений, юридические факты, порождающие, изменяющие или прекращающие действие данных правоотношений, перерасчет и индексацию трудовых пенсий, процедуру их назначения и выплаты. Действие указанных норм распространяется на все группы лиц, если они не имеют права на получение трудовых пенсий по старости на основании специальных норм;

Читайте так же:  Пособие по уходу за ребенком многодетной семье

2) специальные нормы, закрепляющие право на досрочное обеспечение трудовыми пенсиями по старости с учетом вредности, тяжести, природно-климатических условий труда.

Комплексными институтами в праве социального обеспечения можно назвать институты пенсионного обеспечения, обеспечения пособиями, бесплатной и частично-платной медицинской помощи, бесплатного и частично-платного социального обслуживания. Указанные комплексные институты охватывают несколько блоков самостоятельных институтов (например, трудовых пенсий и социальных пенсий).

Большинство норм права социального обеспечения имеют управомочивающий характер, что обусловливается природой опосредуемых ими общественных отношений. Они создают реальные предпосылки для удовлетворения жизненно необходимых потребностей граждан в старости, при нетрудоспособности, потере кормильца и при наступлении других социальных рисков. При этом используется разрешительное регулирование: субъектам правоотношений дозволяется только то, что прямо предусмотрено нормами.

Систему отрасли права необходимо отличать от системы законодательства. Система законодательства с разной степенью обобщения оформляет и закрепляет систему отрасли. Систему законодательства можно определить как совокупность нормативных актов о социальном обеспечении, обладающих внутренним единством и взаимосвязью, отражающей структуру отрасли права.

Контрольные вопросы

1. Кто и когда обосновал наличие права социального обеспечения в качестве самостоятельной отрасли права?

2. Какие отличительные признаки отношений по социальному обеспечению выделены советскими учеными?

3. Какие отношения образуют предмет права социального обеспечения в современных условиях? Сформулируйте понятие предмета.

4. Входят ли в предмет права социального обеспечения отношения по предоставлению дополнительных пенсий, пособий и услуг, возникающие на основании коллективных договоров?

5. Какие отличительные признаки метода права социального обеспечения вы можете назвать?

6. Какие меры ответственности применяются к получателям выплат или услуг в случае злоупотреблений с их стороны?

7. Несут ли государственные органы (или учреждения) ответственность за несвоевременную выплату пенсий или пособий?

8. Из каких компонентов складывается система отрасли права социального обеспечения?

9. Какие институты составляют Общую часть права социального обеспечения?

10. Какие институты образуют Особенную часть права социального обеспечения?

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Жилищное право и право социального обеспечения

Нормы Жилищного права закрепляют различные виды жилых помещений специализированного жилищного фонда (в т.ч. жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения). В нормах права социального обеспечения определяется круг субъектов, имеющих право на проживание (постоянно или временно) в указанных помещениях

В соответствии с нормами, закрепленными в Жилищном кодексе РФ, гражданам предоставляются субсидии на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. Право социального обеспечения определяет круг лиц, которые признаются нуждающимися в данном виде социальной поддержки.

Система права социального обеспечения

Система отрасли права социального обеспечения – это организованная определенным образом совокупность правовых норм, сгруппированных в институты, которые регулируют общественные отношения по поводу того или иного вида социального обеспечения.

В системе права социального обеспечения различаются Общая и Особенная части.

Характеристика норм Общей и Особенной частей

Нормы Общей части оказывают свое регулятивное воздействие на все общественные отношения, входящие в предмет права социального обеспечения. Нормы Особенной части регулируют конкретный вид отношений, основания, порядок и размеры предоставления гражданам различных видов социального обеспечения.

В Общую часть включается ряд институтов:

· основной институт, который составляют правовые нормы, закрепляющие отраслевой предмет правового регулирования, право на социальное обеспечение, виды обеспечения и отраслевые принципы;

· институт правосубъектности включает в себя комплекс правовых норм, регламентирующих правовой статус субъектов;

· институт социальных рисков – определяет основания, влекущие возникновение права на различные виды социального обеспечения

Институты Особенной части права социального обеспечения

Одним из центральных институтов Особенной части является институт пенсионного обеспечения.

В зависимости от специфики события, с которым связано предоставление пенсионного обеспечения, нормы дифференцированы по видам пенсий.

Институт пенсионного обеспечения – комплексный институт, включает предметные регулятивные институты по видам пенсионных отношений:

· пенсии по старости;

· пенсии по инвалидности;

· пенсии по случаю потери кормильца;

· пенсии за выслугу лет;

В составе данного комплексного института выделяют также функциональные институты, регулирующие порядок назначения, перерасчета, выплаты пенсий.

Самостоятельным комплексным институтом Особенной части отрасли является институт социальных пособий.

Правовые нормы, регулирующие предоставление гражданам того или иного вида пособия, образуют устойчивые совокупности норм (институты), имеющие своей целью компенсировать гражданам в денежной форме полностью или частично утраченный заработок, либо оказать материальную поддержку в связи с наступлением какого-либо социального риска.

Институты по отдельным видам пособий:

· по временной нетрудоспособности;

· по беременности и родам;

· по уходу за ребенком;

Видео (кликните для воспроизведения).

· другие институты пособий

Институт трудового стажа

Особое место в структуре Особенной части занимает институт трудового стажа. Его специфика заключается в том, что нормы данного института содержатся в нескольких нормативных правовых актах.

Институт страхового обеспечения пострадавших от несчастных случаев на производстве

В Особенной части выделяется Институт страхового обеспечения пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Его содержание составляют правовые нормы, устанавливающие круг лиц, подлежащих данному виду социального страхования, виды обеспечения, размер страховых выплат, а также права и обязанности субъектов страхования.

Комплексный институт медицинской помощи и лечения также является структурным элементом Особенной части отрасли.

В составе данного института сформировались простые регулятивные институты в зависимости от видов медицинской помощи:

· институт первичной медико-санитарной помощи;

· институт скорой (в т.ч. скорой специализированной) помощи;

· институт специализированной (в т.ч. высокотехнологичной) медицинской помощи;

· институт паллиативной медицинской помощи

Особое место в структуре данного института занимают:

· правовые нормы, регулирующие порядок предоставления гражданам санаторно-курортного лечения;

· правовые нормы, регулирующие порядок предоставления бесплатной или со скидкой лекарственной помощи

Они образуют простые предметные регулятивные институты санаторно-курортного лечения и лекарственной помощи.

Достаточно сложным комплексным институтом Особенной части считается институт социального обслуживания.

В составе указанного института имеются простые предметные регулятивные институты, нормы которых регулируют отдельные виды социального обслуживания:

Читайте так же:  Установление индексация и корректировка пенсий

· социальная помощь на дому;

· социальная и консультативная помощь;

· профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов и другие

Правовые нормы, регулирующие отношения по государственной социальной помощи

В последние годы активное развитие получили общественные отношения по поводу предоставления государственной социальной помощи гражданам, различных видов субсидий, компенсационных выплат, материнского (семейного) капитала.

Правовые нормы, их закрепляющие, образуют соответствующие предметные регулятивные институты, которые обеспечивают регулирование общественных отношений по поводу предоставления определенного вида социальной помощи в случае нуждаемости граждан.

Институты, объединяющие нормы процедурного характера

В структуру Особенной части отрасли права социального обеспечения, помимо институтов, регулирующих сложный комплекс материальных отношений, включаются специализированные процедурные институты, правовые нормы которых регулируют отношения:

· по поводу установления юридических фактов (установление инвалидности, временной нетрудоспособности, стажа по свидетельским показаниям и т.п.);

· по поводу реализации права на тот или иной вид социального обеспечения

Нормы, регулирующие отношения по разрешению споров по поводу нарушенного права

Спецификой процессуальных отношений является то, что они регулируются нормами не только права социального обеспечения, но и нормами гражданского процессуального права и административного права

В самих социально-обеспечительных нормативных правовых актах появились нормы, закрепляющие право гражданина в случае спора по вопросам, возникающим из правоотношений по социальному обеспечению, обращаться непосредственно в суд.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Характеристика элементов системы права социального обеспечения. Разделение институтов и норм права социального обеспечения на общую и особенную части.

Система права социального обеспечения в целом носит объективный характер и обусловлена экономическим базисом общества. Говоря о системе права социального обеспечения , необходимо четко различать три различных понятия: система отрасли права , система науки и система учебного курса.

Право социального обеспечения представляет собой самостоятельное, относительно обособленное и цельное правовое образование. Право социального обеспечения , как и любая другая отрасль права , – это совокупность правовых норм, регулирующих определенную группу общественных отношений. Эти правовые нормы определенным образом между собой взаимосвязаны и объединяются в различные институты и подинституты. Поэтому можно сказать, что система права социального обеспечения – это совокупность объективно взаимосвязанных правовых институтов и норм, расположенных в определенной, научно обоснованной последовательности в соответствии со спецификой регулируемых общественных отношений. Элементами системы права социального обеспечения являются: норма права , институт, подинституты, комплексные институты, отрасль, призванные максимально учитывать многообразие регулируемых общественных отношений, их специфику и динамизм.

Нормы права , объединяясь по предметному признаку, образуют институты, подинституты и комплексные институты. Основными институтами права социального обеспечения являются: трудовой стаж, пенсии, пособия и компенсационные выплаты, медицинское обслуживание, социальное обслуживание, которые в свою очередь делятся на подинституты. Так, институт пособий включает в себя следующие подинституты: пособия гражданам, имеющим детей; пособия по временной нетрудоспособности; пособия по безработице и др.

Институт пенсий включает в себя такие подинституты, как: пенсии по государственному пенсионному обеспечению ; пенсии по государственному пенсионному страхованию, негосударственные пенсии.

Некоторые институты права социального обеспечения носят комплексный характер, так как объединяют нормы различных отраслей права . Так, к числу комплексных институтов права социального обеспечения относится институт пенсий, так как он включает в себя: нормы, относящиеся к финансовому праву (регулирующие отношения по формированию соответствующих пенсионных фондов, за счет которых выплачиваются пенсии); нормы, относящиеся к праву социального обеспечения (регулирующие отношения по материальному обеспечению населения в старости, при потере кормильца, инвалидности и в других, предусмотренных законодательством случаях); нормы, относящиеся к административному праву (регулирующие отношения по управлению и организации пенсионного обеспечения ); нормы, относящиеся к гражданскому праву (регулирующие отношения по заключению и выполнению договоров негосударственными пенсионными фондами).

Наличие таких комплексных институтов позволяет говорить о том, что в структуру отрасли права входят не только институты и подинституты, но и такие крупные объединения правовых норм, как отрасли. В частности, в праве выделяют такие подотрасли, как пенсионное право , право социального обслуживания и др.

Система науки права социального обеспечения – это система научных знаний, взглядов, идей о том комплексе общественных явлений, которые входят в сферу социального обеспечения . Прежде всего, наука изучает саму отрасль как систему права . Во-вторых, наука изучает историю возникновения и перспективы развития данной отрасли. В-третьих, научный анализ международно-правовых норм позволяет составить представление об уровне международного стандарта в сфере социального обеспечения , закрепленного в международных конвенциях, пактах, договорах, соглашениях, как ратифицированных, так и не ратифицированных СССР либо Российской Федерации. В-четвертых, наука изучает общие закономерности и тенденции в становлении и развитии систем социального обеспечения в других странах и особенности правового регулирования отношений по социальному обеспечению в них. В-пятых, результаты научных исследований, их объективные, беспристрастные выводы призваны предопределять содержание правовых предписаний в сфере социального обеспечения , как и в других странах. Таким образом, предмет науки права социального обеспечения значительно шире предмета этой отрасли.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8715 — | 8262 — или читать все.

Система права социального обеспечения, страница 2

Институты отрасли права, регулирующие социально-обеспечительные отношения одного рода объединяются в подотрасли права социального обеспечения. Таких подотраслей пять: 1) социальное страхование; 2) государственное пенсионное обеспечение; 3) социальная поддержка; 4) социальная помощь; 5) социальное обслуживание. Все названные подотрасли регулируют отдельные массивы социально-обеспечительных отношений, характеризующихся своей спецификой (источник финансирования, органы, осуществляющие обеспечение) и известной родовой обособленностью (особенная совокупность субъектов получения социального обеспечения).

Основу всех структурных элементов системы права социального обеспечения составляют нормы права. Норма может выражать общие, принципиальные положения, относящиеся в равной степени ко всему комплексу общественных отношений в целом, либо закреплять правило, касающееся только одного вида отношений, входящих в предмет отрасли права социального обеспечения. С учетом этого нормы указанной отрасли образуют общую и особенную части.

К общей части отрасли права социального обеспечения относятся такие институты, как: принципы и задачи правового регулирования; институт оснований и задач обеспечения; субъекты права социального обеспечения; институт основных прав и обязанностей субъектов в области социального обеспечения; институт разграничения компетенции Российской Федерации, её субъектов и органов местного самоуправления по правовому регулированию и финансированию социального обеспечения.

Читайте так же:  Справка о назначенных пенсиях и социальных выплатах

В структуре особенной части права социального обеспечения как отрасли права можно выделить комплекс устоявшихся подотраслей и институтов, нормы которых имеют собственную часть предмета и особенностей метода регулирования. В зависимости от того, охватывает ли эта часть предмета все виды однородных отношений или лишь отдельные из них, регулируемые данной совокупностью правовых норм, они группируются в подотрасли, институты либо в субинституты.

Первой в особенную часть входит подотрасль социального страхования. Её предмет, особенности субъектов и метода регулирования определяют Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» и законы о конкретных видах социального страхования. «Полнокровными» институтами социального страхования являются институты: страхового (трудового) стажа, обязательного пенсионного страхования, обязательного медицинского страхования, обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

Право социального обеспечения в России

Система права социального обеспечения

Система права социального обеспечения — научно обоснованное расположение правовых норм внутри данной отрасли. В системе права социального обеспечения можно выделить две части — общую и особенную.

Общая часть права социального обеспечения включает нормы, относящиеся ко всем отношениям по социальному обеспечению или к большинству из них. Это комплекс нормативных предписаний, определяющих предмет, метод, задачи, принципы, источники отрасли права социального обеспечения.

Особенная часть права социального обеспечения охватывает отношения, регламентирующие отдельные виды (элементы) социального обеспечения.

В структуре особенной части можно выделить ряд самостоятельных структурных формирований правовых институтов:

Понятие и система права социального обеспечения

Общая часть права ПСО

Если рассматривать положения, то Общая часть включает нормы, которые относятся к любым отношениям в сфере социального обеспечения. Она состоит в общих правовых институтах, нормы которых в концентрированном виде показывают специфику этой отрасли и являются основой для всех общественных отношений, состоящих в предмете отрасли.

Большая часть права социального обеспечения сегодня находится на этапе формирования. В современной теории нет однозначного понимания его структуры и состава.

В законодательстве выявление созданных модификаций о социальном обеспечении происходит в соответствии с методом регулирования общественных отношений. Они и представляют собой предмет права социального обеспечения. В этой области происходит изменение руководящих начал, которые контролируют базовые аспекты ПСО. В этом процессе происходит расширение перечня субъектов социального обеспечения, а указанные факторы способны замедлить темпы развития Общей части данной правовой отрасли.

Исследователи считают, что Общая часть права не должна иметь самостоятельных институтов, поскольку представлена только совокупностью соответствующих норм без их организации в самой части. Есть еще мнения авторов, которые полагают, что Общая часть ПСО включает всегда самостоятельные правовые институты, в том числе институт правосубъектности, главный институт, институт социальных рисков. Второй из них представляет собой систему юридических предписаний, освещающих предмет отрасли, ее задачи и отраслевые принципы.

Для состава Особенной части ПСО сегодня характерен достаточно устоявшийся комплекс самостоятельных институтов. Они состоят в трудовом стаже, пенсионном обеспечении, пособиях и компенсационных выплатах, обеспечении в области страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве, социальном обслуживании, медицинской помощи и лечении, установке правовых фактов, разрешении жалоб и споров, институте правовой ответственности.

Институты в области обеспечения пенсиями, пособиями и компенсационными выплатами, социального обслуживания человека, медицинской помощи и лечения представляют собой комплексные институты. Они состоят из нескольких вспомогательных институтов.

Любой из рассмотренных институтов включает собственный отдельный комплекс юридических норм, с помощью которого производится целостное регулирование этого типа отношений в обществе.

Понятие ПСО

Понятие «право социального обеспечения» является самостоятельным, относительно обособленным и цельным правовым образованием. Оно регулирует определенный перечень специфических отношений в обществе через использование определенных принципов. Для этого право использует своеобразный метод правового регулирования.

Система норм, институтов и под институтов, которые входят в подобное правовое образование, представляет собой отрасль права социального обеспечения. В составе структуры нормативных актов, которые регулируют общественные отношения в области социального обеспечения, принято различать несколько правовых норм, которые:

  • определяют содержание соответствующих отношений в рамках всех составляющих элементов (Общая часть права);
  • регламентируют отдельные виды (части) данных отношений (Особенная часть).

Внутренняя структурная дифференциация любой отрасли отечественного права заключается в классификации на несколько правовых институтов.

Наука определяет категорию «правовой институт» в качестве законодательно обособленного комплекса юридических норм. С их помощью обеспечивается общее регулирование этой разновидности общественных отношений или ее элементов.

Отрасль права регулирует посредством особого метода всю систему качественно однородных отношений в обществе, для чего применяются специфические приемы и способы их юридического опосредования. Правовой же институт должен детально регулировать с помощью тех же способов и приемов только конкретное общественное отношение, которое включено в систему рассматриваемых отношений в обществе. По этой причине правовой институт можно считать однородным в соответствии с фактическим содержанием, для чего характерно, что правовые нормы, которые его формируют, выступают в качестве единого комплекса (цельной системы). Он представляет собой относительно обособленный «блок», который образует в совокупности с прочими институтами, которые формируют нормативный механизм отрасли.

Система ПСО

Каждый институт ПСО разделяется на внутренние элементы, которые составляют систему. Это происходит на основании соответствующей системы классификатора юридических актов, которые одобрены президентским Указом № 511. С помощью классификатора закрепляются законы, касающиеся социального страхования и обеспечения как самостоятельной правовой системы.

Отдельный блок представлен законодательством о социальном обслуживании. Оно состоит из нескольких групп норм:

  • общие положения;
  • соц. обслуживание в государственных учреждениях;
  • домашнее социальное обслуживание;
  • операции в области реабилитации (социальные, медицинские и др.);
  • ритуальные услуги;
  • прочие формы соц. обслуживания;
  • негосударственное социальное обслуживание.
Читайте так же:  Единовременное пособие инвалидам 2 группы

В классификаторе (раздел 070.000.000 «Социальное обеспечение и социальное

страхование») закрепляется такая система законодательства о соц. обеспечении, которая не полностью соответствует системе права данной отрасли.

В систему законодательства ПСО включены подсистемы. Их можно отнести в состав предмета деятельности в сфере ПСо, включая финансирование социального обеспечения, негосударственное пенсионное страхование и обслуживание, управление соц. страхованием и обеспечением. Также они входят в предмет административного, финансового и гражданского права. Система норм, касающихся социального обслуживания, также не соответствует системе данного института в ПСО. ТАк, в ее состав входит раздел «Негосударственное социальное обслуживание».

Отметим, что в юридической литературе до настоящего времени идут споры в области соотношения между системой права и законодательства.

Некоторые представители правовой науки (например, М. Д. Шаргородский, О. С. Иоффе) относят систему права к «объективному» явлению, которое существует и развивается вне зависимости от человеческой воли и воли законодателя.

Есть исследователи, которые полагают, напротив, что «объективно обусловленной» можно считать систему права, которая отличается от системы законодательства, созданной только логическим путем при систематизации законов.

Подобное несоответствие может объясняться тем, что система законов была создана из соображения политической целесообразности. Она отражает особенности национальной системы права.

Законодательство представляет собой одну из форм установки и выражения норм позитивного права. По этой причине невозможно в такой степени оторвать форму права в качестве явления от его содержания в виде правовых норм. Объективность характерна для развития и законодательства, и права, при этом она заключается не определении структуры законов с помощью природы норм.

Существует мнение, что общие аспекты системы отрасли права и соответствующих ей законов должны быть едины и находиться в согласии в качестве формы (системы законодательства) и содержания (системы права). Наряду с этим, система права социального обеспечения и его институтов представляет собой основу системы законодательства о социальном обеспечении.

Система права социального обеспечения.

Система права социального обеспечения — это научно обоснованная, объективно существующая последовательность связи правовых институтов и норм социального обеспечения, составляющих в целом единую отрасль права (схема 2).

В соответствии с положениями теории права общая часть охватывает положения и нормы, регулирующие все отношения по социальному обеспечению, и состоит из общих правовых институтов, нормы которых в концентрированном виде отражают специфику данной отрасли права и являются основополагающими для всех общественных отношений, входящих в предмет отрасли.

Общая часть права социального обеспечения находится сегодня в стадии формирования. В современной литературе нет однозначного подхода к определению ее структуры и содержания. Происходящие изменения в законодательстве о социальном обеспечении отражаются на методе регулирования общественных отношений, входящих в предмет права социального обеспечения. Меняются и руководящие начала, определяющие основные черты права социального обеспечения (принципы правового регулирования), расширяется круг субъектов социального обеспечения и т.д. Указанные факторы замедляют темпы формирования общей части этой отрасли права.

К Общей части отрасли права социального обеспечения относятся правовые нормы, главным образом содержащие указание на сферу действия и предмет регулирования, а также выражающие принципы данного права:

• понятие, предмет, метод, система права социального обеспечения;

• принципы права социального обеспечения;

• источники права социального обеспечения;

• правоотношения по социальному обеспечению;

• история отечественного законодательства о социальном обеспечении.

К Особенной части отрасли права социального обеспечения относятся все другие нормы законодательства о социальном обеспечении. Они детально регламентируют основания, порядок и размеры предоставления гражданам

различных видов обеспечения. Данные нормы объединяются в институты, которые регулируют отдельный вид

пенсионных отношений или отдельные виды иных отношений, являющихся предметом этой отрасли права.

В структуре Особенной части права социального обеспечения сегодня сформировался достаточно устойчивый комплекс самостоятельных институтов трудового стажа, пенсионного обеспечения, пособий и компенсационных выплат, обеспечения по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, социального обслуживания, медицинской помощи и лечения, установления юридических фактов, разрешения жалоб и споров, институт юридической ответственности. При этом институт пенсионного обеспечения, институт пособий и компенсационных выплат, институт социального обслуживания, а также институт медицинской помощи и лечения считаются комплексными’, состоящими из нескольких подинститутов.

Нормы, регулирующие пенсионные отношения, многочисленны и разнообразны. Поэтому они подразделяются

по общим признакам на несколько институтов, в соответствии с которыми устанавливаются нормы о пенсиях:

по старости; инвалидности; за выслугу лет; по случаю потери кормильца; социальные.

В особый институт выделяются нормы, определяющие порядок назначения и выплаты пенсий, исчисления среднего заработка и пенсий. Нормы, регулирующие другие отношения, объединяются в следующие институты:

стаж; пособия; социальное обслуживание; медицинская помощь; социальные льготы; и т.д.

Каждый из институтов делится на пединституты. Так, институт трудового стажа подразделяется на пединституты

в зависимости от общего, специального, непрерывного и страхового стажа.

В системе права социального обеспечения выделяется Специальная часть, в которую включены нормы, регулирующие международно-правовые аспекты социального обеспечения. Следует также отметить, что большинство норм права социального обеспечения имеет управомочивающий характер и является дозволениями. При этом используется разрешительное регулирование: субъектам дозволяется только то, что прямо предусмотрено законом. Запрещающие нормы возникли относительно недавно — на современном этапе развития социального обеспечения.

Система науки права социального обеспечения (так же, как ее предмет) традиционно более широка, чем система соответствующей отрасли. Система законодательства о социальном обеспечении как совокупность нормативных актов, обладающих внутренним единством и взаимосвязью, хотя и отражает структуру отрасли права, однако также не совпадает с ней.

Видео (кликните для воспроизведения).

Показателем самостоятельности той или иной отрасли права является наличие не только предмета и метода правового регулирования общественных отношений, но и специфических отраслевых принципов. 5.

Источники

Институты особенной части права социального обеспечения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here