Гарантия дошкольного образования

Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации

Статья 5 . Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 5 настоящего Федерального закона

1. В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.

2. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

3. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

4. В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.

5. В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:

1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;

ГАРАНТ:

См. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

2) оказывается содействие лицам, которые проявили выдающиеся способности и к которым в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся обучающиеся, показавшие высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте;

ГАРАНТ:

О стипендиях Президента РФ и Правительства РФ см. справку

3) осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования.

ФГОС ДО как гарантия качества дошкольного образования
материал на тему

С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).

«Это не должно быть повторением школьного стандарта.

Надеюсь, это даст системе дошкольного образования

прочность, доступность и современность. «

Скачать:

Вложение Размер
fgos_do_kak_garantiya_kachestva.docx 21.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 «Рябинка» города Котовска Тамбовской области

ФГОС как гарантия качества дошкольного образования

Пронина Виолетта Валерьевна

В 2013 году в системе дошкольного образования многое произошло впервые. Так, согласно новому Закону “Об образовании в РФ” оно наконец-то стало самостоятельным уровнем общего образования.

Федеральный Государственный Стандарт Дошкольного Образования разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации с учетом Конвенции ООН о правах ребенка.

Основными целями ФГОС ДО являются:

• обеспечения государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;

• обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам освоения;

• сохранения единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования.

Именно стандарт как нормативный правовой документ призван обеспечить достижение каждому ребенку независимо от национальных, территориальных, имущественных и других различий возможность достижения необходимого и достаточного уровня развития для последующего успешного обучения на следующем уровне системы непрерывного образования РФ.

Так как любой стандарт представляет собой образец, следовательно, одна из главных функций ФГОС — являться ориентиром, инструментом и одновременно критерием оценки состояния и развития системы дошкольного образования. Требования ФГОС – обязательные требования к минимуму содержания, структуре программ, условиям и срокам их реализации.

Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учетом Примерных программ Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области): социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

1. Использование в образовательном пространстве форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-педагогическим особенностям;

2. Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности;

3. Построения взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребенка, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.

4. Организация должна создавать возможности для предоставления информации о программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательный процесс, а также широкой общественности.

Требования к развивающей предметно-развивающей среде:

1. предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.

2. Доступность среды предполагает:

2.1. доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.

Читайте так же:  Право социального обеспечения основные задачи

2.2. свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

В Стандарте также указано, что право на мониторинг развития ребенка имеет не воспитатель, а человек, обладающий соответствующими компетенциями, то есть педагог-психолог. И только с разрешения родителей!

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

Данные требования позволят в будущем минимизировать существующие социально-экономические риски: граждане России получат право не только на общедоступное и бесплатное, (ст. 43 Конституции Российской Федерации) но и по-настоящему качественное дошкольное образование.

Ориентированность стандарта на упорядочение, нормирование системы дошкольного образования, особенно ее ресурсного компонента, позволяет осуществлять оптимизацию условий образовательного процесса. Понятие условий реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования не тождественно понятию потребностей. Потребности направлены на достижение желаемо-необходимого состояния системы дошкольного образования (они не всегда могут быть удовлетворены в связи с объективной ограниченностью большинства ресурсов) условия – на достижение нормативно-необходимого состояния. Таким образом, условия реализации основной общеобразовательной программы должны отражать возможности и гарантии общества и государства в организации и предоставлении общедоступного и бесплатного дошкольного образования.

Пример : Ребенку 3 ͯ лет дали картинку, он приставил пальчики и стал раздвигать эту картинку. Но она, естественно, не двигалась, и он, обиженно вытянув губки, отбросил ее. Дети с самых малых лет приобщаются к информационной социализации, уже становятся информационными акселератами, они становятся другими. Для них нужны совсем другие игры.

Закончить выступление хочется словами нашего премьер-министра Дмитрия Медведева: «Это не должно быть повторением школьного стандарта. Надеюсь, это даст системе дошкольного образования прочность, доступность и современность… » Ведь именно дошкольное время – ключевое для становления личности человека и формирования у него основных жизненных навыков.

1. Федеральный закон об образовании в РФ (№273-Ф3) ;

2.Проект Федерального государственного образовательного стандарта.

Доклад «Обеспечение доступности качественного дошкольного образования в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

Ткаченко Юлия
Доклад «Обеспечение доступности качественного дошкольного образования в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

«Воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка. Воспитание достигает своих целей, если умеет направить собственную деятельность ребенка»

(В. В. Давыдов, советский педагог и психолог,академик

и вице-президент Российской академии образования,

доктор психологических наук, профессор.)

С 01.09.2013 года с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании» детский сад становится первой обязательной ступенью образовательного процесса. Государство теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой ступени. Вводится Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, что согласно статье 2 пункту 6 нового закона «Об образовании» означает «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования».

Согласно статье 5 пунктам 3, 4 этого же закона «…в РФ гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с ФГОС дошкольного образования…», а также «…в РФ реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами местного самоуправления соответственно социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни…»

Эта норма была введена в Закон Российской Федерации «Об образовании» в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития, обучения каждого человека, доступности для каждого гражданина – где бы он ни проживал в нашей огромной стране – качественного образования.

Для обеспечения каждому ребенку того самого равного старта, который позволит ему успешно обучаться в школе, необходимо определенным образом стандартизировать содержание дошкольного образования, в каком бы образовательном учреждении (или в семье) ребенок его ни получал.

Основными ЦЕЛЯМИ федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ЯВЛЯЮТСЯ:

обеспечения государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;

обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам освоения;

• сохранения единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования.

Именно стандарт как нормативный правовой документ призван обеспечить достижение каждому ребенку независимо от национальных, территориальных, имущественных и других различий возможность достижения необходимого и достаточного уровня развития для последующего успешного обучения на следующем уровне системы непрерывного образования России.

В настоящее время дошкольное образование населению Российской Федерации предоставляется в различных моделях и формах, значительно различающихся и по условиям осуществления образовательного процесса, и по содержанию дошкольного образования. Вариативность дошкольного образования как явление в целом положительное имеет ряд негативных последствий (осуществление образовательного процесса в условиях, не адекватных возрасту детей дошкольного возраста, преодолеть которые возможно только через определение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, одно из назначений которого — нормативно-правовое регулирование содержания, условий и результатов дошкольного образования в объеме, обязательном для всех учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Стандарт будет задавать нижнюю допустимую границу как создания условий для осуществления образовательного процесса, так и результатов освоения основной общеобразовательной программы. С учетом неравномерности развития образовательных систем на уровне субъектов Российской Федерации в массовой практике обязательность соблюдения ФГОС позволит в целом повысить качество российского дошкольного образования.

Так как любой стандарт, в широком смысле слова, представляет собой эталон (образец, принимаемый за исходный для сопоставления с ним объектов, явлений того же порядка, следовательно, одна из главных функций ФГОС — являться ориентиром, инструментом и одновременно критерием оценки состояния и развития системы дошкольного образования. Требования ФГОС – обязательные требования к минимуму содержания, структуре программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам.

Читайте так же:  Освидетельствование стойкой утраты трудоспособности в мсэ кратко

ФГОС дошкольного образования состоит из трех групп требований.

1. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

2. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ,которые включают в себя:

2.1. требования к психолого — педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования:

2.2. к развивающей предметно-пространственной среде;

2.3. к кадровым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования;

2.4. к материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования;

2.5. к финансовым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Остановимся на основных требованиях, позволяющих получить дошкольнику доступное и качественное образование.

1. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на уровне дошкольного образования.

2. Программа обеспечивает развитие детей дошкольного возраста с учетом их психолого-возрастных и индивидуальных особенностей.

3.Содержание Программы должно охватывать следующие ОО:

3.1. Коммуникативно-личностное развитие;

3.2. Познавательно-речевое развитие;

3.3. Художественно-эстетическое развитие;

3.4. Физическое развитие.

Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

1. Использование в образовательном пространстве форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-педагогическим особенностям;

2. Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности;

3. Построения взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребенка, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.

4. Организация должна создавать возможности для предоставления информации о программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательный процесс, а также широкой общественности.

Требования к развивающей предметно-развивающей среде:

1. предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.

2. Доступность среды предполагает:

2.1. доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.

2.2. свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

Важно также отметить, что в проекте Стандарта наложено вето на требования к оценке образовательных результатов. Разработчики исходили из того посыла, что все дети разные и у каждого будет своя траектория развития. А чтобы вариативность не превратилась в хаос, в Стандарт заложены требования к содержанию, которые будут ориентирами для разработчиков программ. К примеру, инновационность Стандарта определяется тем, что он сочетает в себе одновременно индивидуализацию и социализацию на уровне дошкольника. Индивидуализация характеризует уникальный вектор развития ребенка в этом возрасте. Социализация же выражена в регламентации системы условий развития ребенка. Это не только материальные условия в детских садах, но и воспроизведение различных форм деятельности — система общения ребенка с воспитателями и сверстниками. В Стандарте часто повторяется целевая установка — поощрение инициативы самостоятельности ребенка. Раньше делали упор на то, что взрослый — главный, направляющий. Теперь он — посредник, который поддерживает активную инициативу ребенка.

В Стандарте также указано, что право на мониторинг развития ребенка имеет не воспитатель, а человек, обладающий соответствующими компетенциями, то есть педагог-психолог. И только с разрешения родителей!

Требования к результатам освоения представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

«В Стандарте нет ничего о ЕГЭ для дошкольников, ничего о контроле и тестировании дошкольных учреждений; он не сводится к школьным формам жизни, — подчеркнул Александр Асмолов, руководитель рабочей группы по подготовке Стандарта. При разработке стандарта мы придерживались формулы Гиппократа с главным посылом “Не навреди”,— просчитывая многие социокультурные риски и учитывая ожидания общества».

Если школьный стандарт предполагает три направления развития ребенка — личностное развитие, предметное развитие и метапредметное развитие, — то в дошкольном стандарте оставили только одно — личностное. Особое внимание уделено ДОУ как институту социализации. По его словам, в отличие от других стандартов, в ФГОС дошкольного образования освоение образовательных программ не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. » В этом стандарте вы не услышите ничего о том, что какой-то злоумышленник хочет сделать ЕГЭ для дошкольников, здесь подобных безумцев не существует. Здесь вы не услышите, что кто-то жаждет напустить на дошкольные образовательные учреждения целые орды контролеров, которые будут заниматься изучением, сколько в ребенке патриотизма», — сказал руководитель группы разработчиков.

Данные требования позволят в будущем минимизировать существующие социально-экономические риски: граждане России получат право не только на общедоступное и бесплатное (ст. 43 Конституции Российской Федерации, но и по-настоящему качественное дошкольное образование.

Ориентированность стандарта на упорядочение, нормирование системы дошкольного образования, особенно ее ресурсного компонента, позволяет осуществлять оптимизацию условий образовательного процесса. Понятие условий реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования не тождественно понятию потребностей. Потребности направлены на достижение желаемо-необходимого состояния системы дошкольного образования (они не всегда могут быть удовлетворены в связи с объективной ограниченностью большинства ресурсов, условия – на достижение нормативно-необходимого состояния. Таким образом, условия реализации основной общеобразовательной программы должны отражать возможности и гарантии общества и государства в организации и предоставлении общедоступного и бесплатного дошкольного образования.

Закончить выступление хочется словами нашего премьер-министра Дмитрия Медведева: «Это не должно быть повторением школьного стандарта. Надеюсь, это даст системе дошкольного образования прочность, доступность и современность…» Ведь именно дошкольное время – ключевое для становления личности человека и формирования у него основных жизненных навыков.

Читайте так же:  Регламент признания семьи малоимущей
Видео (кликните для воспроизведения).

1. Федеральный закон об образовании в РФ (№273-Ф3);

2. Проект Федерального государственного образовательного стандарта.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 133» города Ярославля

  • Документы
  • Нормативы к ФГОС

Государственные нормы, обеспечивающие гарантии уровня и качества дошкольного образования

Нормативные документы федерального уровня

— Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Роспотребнадзор) от 07.02.2014г.№ 01-52-22/05-382

— План действий по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования от 31.12.2013

— Министерство образования и науки Российской Федерации приказ от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Нормативные документы регионального уровня

— Департамент образования Ярославской области от 02.04.2014 № 761/01-10 «Об утверждении планов-графиков введения ФГОС ДО»

Методические материалы к ФГОС ДО федерального уровня

— Министерство образования и науки Российской Федерации Департамент общего образования от 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»

— Министерство образования и науки Российской Федерации Департамент общего образования от 01.10.2013 № 08-1408 «Методические рекомендации по реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации»

Инструктивно-методические материалы регионального уровня

Система дошкольного образования в новом Законе «Об образовании»

Надежда Корнилова
Система дошкольного образования в новом Законе «Об образовании»

Изменений в системе дошкольного образования в новом Законе «Об образовании» немного, но они очень существенные. В соответствии с п. 4 С. 10 Г. 2 Закона «Об образовании» в РФ устанавливаются следующие уровни общего образования:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование.

Это значит, что дошкольное образование теперь становится самостоятельным уровнем образования. И поэтому параллельно с Законом «Об образовании» разрабатывался федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В июне опубликован проект ФГОС ДО, который в настоящее время находится в стадии широкого обсуждения общественностью, в том числе и педагогами Дош. Учр. Хвалынского района. Именно введение ОС и повлечет за собой существенные изменения в организации воспитательно-образовательной деятельности дошкольных организаций.ФГОС включает в себя требования: 1) к структуре основных образовательных программ ; 2) к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 3) к результатам освоения основных образовательных программ. В отличие от других стандартов, дошкольные С. не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников.

Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. Стандарт должен нормативно обеспечить государственные гарантии равенства возможностей для каждого ребенка в получении дошкольного образования.

В новом законе «Об образовании» прописаны гарантии государства по «обязательности дошкольного образования«. П. 3.Статьи 5 Главы 1 трактует: «В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования…» и т. д.

Это не обязательность для всех детей ходить в д/с, а гарантии государства, что оно берет на себя обязательства и официально фиксирует это в законе — обеспечить всех полноценным дошкольным образованием«. Родитель сам будет решать, куда отдавать ему ребенка — в д/с, семейную группу, негосударственное учреждение или будет его

воспитывать самостоятельно. Дошкольное образование может осуществляться как в дошкольном учреждении, так и в форме семейного образования. В соответствии с п. 3 Статьи 64 Главы 1 «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации».

Согласно новому Закону «Об образовании» ДО отделено от присмотра и ухода за детьми. Присмотр и уход за детьми могут осуществлять не только образовательные организации, но и иные организации, осуществляющие образовательную деятельность. Присмотр и уход за детьми – это комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.

Дошкольное образование бесплатное, а присмотр и уход за детьми становится платным. Сумма будет зависеть от учредителя садика. В то же время учредителю предоставлено право не взимать плату или снизить ее размер для отдельных категорий родителей. За присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, родительская плата не взимается.При этом сохраняются нормы компенсации части родительской платы: не менее 20% среднего размера родительской платы — на первого ребенка, не менее 50% — на второго ребенка, не менее 70% размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей.

Вступление нового Законав силу вызвало появление еще одного нормативного документа: в соответствии с частью 2 статьи 13 Министерством образования РФ опубликован «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программам дошкольного образования». Данный нормативный акт устанавливает правила организации и осуществления образовательной деятельности как для дошкольных организации, так и для иных организаций, реализующих программы дошкольного образования или осуществляющих присмотр и уход за детьми.

Итак, уважаемые коллеги, мы вступаем в новый учебный год с новым Законом. Поздравляю Вас с началом учебного года и желаю творческих, плодотворных успехов в реализации Закона на благо подрастающего поколения!

Правовые аспекты повышения квалификации работников образования Уважаемые коллеги! Приближается новый учебный год, а значит, и новый аттестационный период и связанные с ним многочисленные требования,.

Читайте так же:  Льготные пенсии до какого года

Презентация «Профессиональный стандарт педагога» Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию материал о внедрении Профессионального стандарта педагога дошкольного образования. Полномасштабно.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

магистрант юридического факультета УИУ РАНХиГС при Президенте РФ,

РФ, г. Екатеринбург

канд. юрид. наук, доцент кафедры, декан юр. факультета, УИУ РАНХиГС при Президенте РФ,

РФ, г. Екатеринбург

Образование в современном мире является актуальной и проблематичной областью. Вызвано это тем, что в мировом сообществе утверждены и приняты положения, закрепляющие права всех людей в сфере образования, однако часто встречаются случае ущемление таких прав.

К основным международным документам, затрагивающим вопросы права на образование, являются:

  1. Всеобщая декларация прав человека (статья 26).
  2. Конвенция о правах ребенка (статья 28 и 29).
  3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (статья 13 и 14).
  4. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (статья 2).
  5. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования.

Проанализировав положения вышеуказанных документов, обозначим государственные гарантии в сфере образования в соответствии с нормами международного сообщества:

  • предоставление права на образование каждому;
  • доступность и бесплатность начального, общего и среднего образования;
  • доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого;
  • поощрение выдающихся обучающихся;
  • признание права родителей на свободное воспитание и решение вопросов в сфере образования их детей (выбор образовательного учреждения, формы образования и др.).

В Российской Федерации согласно п.2. статьи 43 Конституции Российской Федерации «гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях» [4].

Вопрос о государственных гарантиях раскрыт подробно в Федеральном законе от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а именно в статье 5 [7]:

  • гарантируется право каждого человека на образование;
  • право на образование гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
  • гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые;
  • создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья;
  • оказывается содействие лицам, проявившим выдающиеся способности и обучающимся, показавшим высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в учебной, научной, творческой и спортивной деятельности;
  • осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в период получения ими образования.

Таким образом, мы видим, что на нормативном уровне государственные гарантии в сфере образования в Российской Федерации не противоречат нормам, принятым в мировом сообществе, а дополняют их.

Однако современная российская судебная практика имеет большой массив судебных разбирательств касаемо невыполнения со стороны государства тех гарантий, которые отражены в нормативно-правовых документах.

Например, согласно положению статьи 5 Федерального заокна № 273 «право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств» [7].

На практике данное положение не всегда является действующим. Часто обучающиеся зачисляются в образовательную организацию по месту жительства, которое толкуется администрацией образовательной организации как место официальной регистрации ребенка либо его законных представителей. Отсюда следует, что ребенок ограничивается в праве выбора образовательной организации, в которой он планирует проходить обучение. В случае если у законных представителей ребенка отсутствует штамп в паспорте о регистрации по месту жительства, то обычно это служит основанием для отказа в приеме в соответствующую образовательную организацию [6].

Обратим внимание на то, что согласно статье 3 ФЗ № 273 в Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, однако ежегодно родители детей дошкольного возраста сталкиваются с проблемой устройства своих детей в дошкольные образовательные организации. Такой проблемой является нехватка мест в дошкольных образовательных организациях и соответственно очереди на эти места. Однако в судебной практике наблюдаются две противоположных точки зрения к даннойпроблеме. По решению одних судов наличие очереди не является нарушением государственных гарантий права на образование, в то время как другие суды решают, что реализация конституционного права на образование не может быть поставлена в зависимость от фактического наличия мест в дошкольных образовательных организациях.

В соответствии с п1. статьи 5 Федерального закона №273 «создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи…»[7]. В качестве специальных условий в законе понимается использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь и др.

Однакомногие образовательные организации не могут обеспечить такие специальные условия для обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья в силу отсутствия специально подготовленных специалистов, устаревшей материально-технической базы, финансовой поддержки со стороны органов государственной власти и т.д.

Таким образом, мы видим, что на нормативно-правовом уровне государственные гарантии права на образование в Российской Федерации закрепленыв соответствие с положениями международных документов, но на практике происходит нарушение или частичная реализации таких государственных гарантий.

Гарантия дошкольного образования

ГУБЕРНАТОР ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

от 9 сентября 2013 года N 998

Об утверждении нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях

Читайте так же:  Перечень заболеваний для получения бессрочной инвалидности

(с изменениями на 2 декабря 2019 года)

1. Утвердить нормативы обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, включающих расходы на оплату труда, на приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), согласно приложению.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора области, курирующего вопросы социальной политики.

3. Настоящее постановление вступает в силу с 01 января 2014 года и подлежит официальному опубликованию.

Временно исполняющий обязанности
Губернатора области
С.Ю.ОРЛОВА

Приложение. Нормативы обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, включающих расходы на оплату труда, на приобретение .

Приложение
к постановлению
Губернатора
Владимирской области
от 09.09.2013 N 998

НОРМАТИВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ НА ПОЛУЧЕНИЕ ОБЩЕДОСТУПНОГО И БЕСПЛАТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, ВКЛЮЧАЮЩИХ РАСХОДЫ НА ОПЛАТУ ТРУДА, НА ПРИОБРЕТЕНИЕ УЧЕБНИКОВ И УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ, СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ, ИГР, ИГРУШЕК (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ РАСХОДОВ НА СОДЕРЖАНИЕ ЗДАНИЙ И ОПЛАТУ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ)

Группы в дошкольной образовательной организации

Группы кратковременного пребывания

(от 3 до 5 часов)

Группы сокращенного дня

Группы полного дня

Группы круглосуточного пребывания

Городские населенные пункты

для детей раннего возраста (от 2 месяцев до 3 лет)

для детей дошкольного возраста (старше 3 лет)

для детей раннего возраста (от 2 месяцев до 3 лет)

для детей дошкольного возраста (старше 3 лет)

Сельские населенные пункты

для детей раннего возраста (от 2 месяцев до 3 лет)

для детей дошкольного возраста (старше 3 лет)

для детей раннего возраста (от 2 месяцев до 3 лет)

для детей дошкольного возраста (старше 3 лет)

Реализация образовательных программ дошкольного образования с использованием дистанционных образовательных технологий в дошкольной образовательной организации и при организации обучения на дому

Городские населенные пункты

Сельские населенные пункты

от 1,5 до 3 лет включительно

от 3 до 5 лет включительно

от 5 до 6 лет включительно

от 6 до 7 лет включительно

Нормативы обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях определяются по следующей методике.

1. Нормативы расходов на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, включающие расходы на оплату труда, на приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), на одного обучающегося включают в себя следующие виды расходов (далее — нормативы):

— расходы на оплату труда работников дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях (далее — дошкольных организациях) (заработная плата работников муниципальных дошкольных образовательных организаций за исключением оплаты труда работников, осуществляющих присмотр и уход за детьми, начисления на заработную плату);

— расходы дошкольных организаций на приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг).

2. Нормативы рассчитываются по следующей формуле:

Nобр = (Nnn + Nуч), где

Nnn — норматив расходов на оплату труда с начислениями работников дошкольного образования в дошкольных организациях;

Nуч — норматив расходов на приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг) определяется ежегодно на каждого обучающегося путем соотношения расходов на оплату труда педагогического, административно-управленческого, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала и расходов на приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг) — 97/3.

3. Нормативы определяются в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом с учетом форм обучения, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

4. Расчет на одного обучающегося, осваивающего образовательную программу дошкольного образования, осуществляется исходя из ставки заработной платы педагогического работника, определяемой на соответствующий финансовый год.

5. Объем средств для целей стимулирования труда педагогических работников дошкольных организаций к качественным результатам труда и поощрения за качественно выполненную работу предусматривается в размере 30 процентов в фонде оплаты труда образовательного учреждения.

6. Норматив расходов на оплату труда с начислениями педагогических работников дошкольных организаций включает в себя затраты на оплату труда педагогических работников с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников за выполняемую ими работу, определяемого в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, соответствующего средней заработной плате во Владимирской области.

Норматив расходов на оплату труда с начислениями работников дошкольных образовательных организаций (за исключением реализации образовательных программ дошкольного образования с использованием дистанционных образовательных технологий в дошкольной образовательной организации и при организации обучения на дому) определяется по формуле:

Nnn = (a x b/nl + c1 + c2 + c3 + c4) x sl x d x f x 12 x 1,1 x i х j x t x q / m, где

a — время пребывания воспитанников в группе:

— в группах круглосуточного пребывания — 24 часа;

— в группах полного (12 часов) и продленного (14 часов) пребывания — 12 часов;

— в группах сокращенного пребывания (8 — 10 часов) — 10 часов;

— в группах кратковременного пребывания (от 3 до 5 часов) — 3 часа;

b — количество дней работы дошкольной организации в неделю (5-дневная рабочая неделя);

nl — норма часов учебной нагрузки (объем педагогической работы) педагогического работника в неделю — 36 часов;

Видео (кликните для воспроизведения).

с1, с2, с3, с4 — нормативная численность других педагогических работников: музыкальных руководителей, инструкторов по физической культуре, учителей-логопедов (логопедов, учителей-дефектологов), педагогов-психологов, представленная в таблице 1.

Источники

Гарантия дошкольного образования
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here