Гарантии прав и законных интересов

Административные гарантии прав и свобод граждан

Под современными гарантиями, которые касаются системы юридических обязанностей, законных интересов и прав, прежде всего, понимаются средства и условия, направленные на процесс фактической реализации и охрану. Если рассматривать данный вариант в широком понимании, то можно прийти к следующим полномочиям системы государственного управления:

  • Действия по созданию правильных и необходимых условий для процессов их реализации.
  • Действия, которые направлены на выполнение установленных юридических обязанностей с целью обеспечения и дальнейшей реализации конституционных свобод и прав граждан страны.
  • Действия, направленные на постоянное наблюдение, а также контроль. Контроль происходит за процессами их дальнейшей реализации.
  • Действия, обеспечивающие охрану прав и соответствующих свобод граждан, проживающих на территории Российской Федерации.
  • Действия, которые обеспечивают штрафные санкции, если происходит какое – то нарушение или нарушение установленного правового режима.

Основные направления административных гарантий

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Сегодня можно выделить два основных направления, которые отвечают за гарантии в государственной и управленческой деятельности. Во-первых, это административно – правовые гарантии, которые направлены на процессы реализации свобод и прав граждан страны. Здесь речь идет также об установленных юридических обязанностях всех имеющихся исполнительных органов, то есть их должностных лиц. Во-вторых, это административно – правовые гарантии, которые обеспечивают процессы охраны свобод и прав граждан Российской Федерации. Такие гарантии направлены на наблюдение за свободами и правами граждан страны при помощи должностных лиц, которые работают в системе исполнительной власти.

В свою очередь административно – правовые гарантии могут детально рассматривать имеющиеся отношения, которые формируются при помощи юридических действий:

  • Как правило, это обращение гражданина страны к определенному исполнительному органу, то есть конкретному должностному лицу. Основанием для такого обращения могут служить самые различные права, которыми наделен каждый гражданин Российской Федерации.
  • Это процесс, который направлен на рассмотрение полученных обращений граждан страны с целью установления его правомерности и естественной обоснованности. Рассмотрение проводится исполнительной властью, то есть ее должностными лицами.
  • Это детальное вынесение решений по конкретном обращению, которое направлено от граждан Российской Федерации к исполнительной власти и определенным должностным лицам.
  • Это процесс, который направлен ан исполнение соответствующего обращения гражданина страны.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Гарантии прав и свобод человека и гражданина

Гарантия (от фр. garantie) – ручательство, поручение, обеспечение, условие, обеспечивающее что-либо. Гарантии прав и свобод человека и гражданина являются составляющей, с одной стороны, правового статуса личности, с другой – более емкого понятия «конституционные гарантии», под которыми следует понимать совокупность правовых норм и институтов, обеспечивающих защиту конституционных принципов, прав человека, основ конституционного строя, выполнения конституционных обязанностей и функционирования различных органов публичной власти. Таким образом, гарантии прав и свобод человека и гражданина – это совокупность конституционно-правовых норм, институтов, средств, способов, механизмов и процедур, обеспечивающих реализацию, охрану и защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Система гарантий прав и свобод достаточно обширна и включает следующие составляющие (схема 7):

  • социально-экономические (материальные) гарантии – стабильность экономики, отношений собственности, эффективность налоговой системы и собираемости налогов и пр. (а отсюда – качественное выполнение различных социальных программ, эффективное осуществление личных, политических, социально-экономических и культурных прав и свобод);
  • политические гарантии – демократический характер власти и соответствующий государственный режим, обеспечивающие политическую стабильность, высокий уровень политической культуры власти, личности, различных институтов гражданского общества;
  • юридические гарантии – собственно правовые средства и способы реализации и защиты прав и свобод.

Схема 7. Система гарантий прав и свобод человека и гражданина.

Юридические гарантии в свою очередь делятся на две группы: формально-юридические и институциональные гарантии.

Формально-юридические гарантии заключаются в нормативном закреплении (непосредственно в Конституции РФ и в других законах) рассмотренных выше и других положений, направленных на обеспечение прав и свобод. Трудно переоценить значение таких конституционных положений, как провозглашение прав и свобод высшей ценностью в качестве одной из основ конституционного строя, определение соблюдения прав и свобод человека в качестве основной обязанности государства (ст. 2 Конституции РФ), закрепление основных прав и свобод на уровне Основного Закона (гл. 2) и признание общепризнанных норм и принципов международного права (в том числе международных стандартов в области прав человека) составной частью российской правовой системы (ч. 4 ст. 15), запрет применения любых неопубликованных нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина (ч. 3 ст. 15), установление равенства каждого перед законом и судом (ч. 1 ст. 19), закрепление за Президентом РФ функции гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 80), запрет на издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55), предоставление каждому права защищать свои права и свободы всеми не запрещенными законом способами, включая самозащиту (ч. 2 ст. 45), и др.

Принципиально важным является конституционный запрет произвольного ограничения прав и свобод человека и гражданина в России. Свобода не беспредельна. Будучи членом общества, человек имеет и определенные обязанности перед другими людьми, обществом, государством, в том числе и обязанность пассивного типа – не нарушать права и законные интересы других лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции). Исходя из этого, Основной Закон российского государства предусматривает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина в России. Однако такое ограничение не может быть произвольным и беспредельным, и в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ обусловлено тремя условиями.

Во-первых, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом. Таким образом, буквальное толкование данного конституционного положения исключает возможность ограничения прав и свобод законами субъектов РФ (что, к сожалению, на практике распространено достаточно широко) и правовыми актами подзаконного характера (президентскими указами, правительственными постановлениями, ведомственными актами, актами глав регионов, органов местного самоуправления и т. п.).

Во-вторых, ограничение прав и свобод человека и гражданина возможно только в строго определенных целях, обеспечивающих защиту важных социальных ценностей. Перечень таких целей (оснований) обширен, что дает возможность расширительного толкования, но тем не менее исчерпывающий:

  1. защита основ конституционного строя;
  2. защита нравственности;
  3. защита здоровья других лиц;
  4. защита прав и законных интересов других лиц;
  5. обеспечение обороны и безопасности государства.
Читайте так же:  Фсс тверская область выплаты на третьего ребенка

В-третьих, даже при наличии указанных оснований ограничение прав и свобод возможно только в той мере, в какой это необходимо для достижения данных целей.

Помимо общих условий ограничения прав и свобод Конституция РФ содержит и некоторые специальные условия. В частности, в соответствии с ч. 1 ст. 56 в связи с введением на всей территории России или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения такие ограничения могут устанавливаться с обязательным указанием пределов и срока их действия.

Примеры законодательного ограничения прав и свобод человека и гражданина в указанных целях содержатся, в частности, в Федеральных конституционных законах от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» и от 30.01.2001 № 1-ФКЗ «О военном положении», в законах РФ от 05.03.1992 № 2446-1 «О безопасности», от 01.04.1993 № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации», в Федеральных законах от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», и от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и др. Речь здесь идет об общих ограничениях для неопределенного круга лиц, конкретные же ограничения отдельных прав и свобод (свободы передвижения, права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью, свободного распоряжения своим имуществом и т. д.) отдельных лиц могут иметь место на основе решения суда (в качестве санкции за совершенное правонарушение или меры, направленной на обеспечение вынесения справедливого и объективного решения судом) или мотивированного постановления иных компетентных государственных органов (например, постановления следователя о применении в качестве меры пресечения подписки о невыезде).

Предусмотренные в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ условия ограничения прав и свобод человека и гражданина должны соблюдаться не только в отношении прав и свобод, закрепленных непосредственно в Основном Законе, но и в отношении иных прав, предоставленных отдельным категориям граждан в России (ветеранам, пенсионерам, студентам, военнослужащим и др.) отраслевым и текущим законодательством.

В соответствии с ч. 2 ст. 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Буквальное толкование данной нормы (т. е. запрет отменять и умалять не только права, предусмотренные в Конституции, но и права, составляющие так называемый специальный правовой статус и закрепленные в отраслевом и специальном законодательстве) «связывает» законодателя, не позволяя ни при каких условиях издавать законы, повышающие налоги и иные платежи, устанавливающие более суровые меры ответственности, отменяющие какие-либо льготы отдельным категориям граждан и т. п. Конституционный Суд РФ, в частности, неоднократно указывал в своих актах, что в правовом социальном государстве недопустима отмена прав, льгот и преимуществ, установленных в том числе и в законах специального характера (в Федеральном законе от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», в законах РФ от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах», от 09.06.1993 № 5142-1 «О донорстве крови и ее компонентов» и др.).

Конституция РФ предусматривает так называемые абсолютные права и свободы (ч. 3 ст. 56), которые не могут быть нормативно ограничены ни при каких условиях, даже если введено чрезвычайное положение, имело место масштабное стихийное бедствие, техногенная катастрофа и т. п. К ним, в частности, относятся право на жизнь, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни, свобода совести, свобода предпринимательской деятельности, право на жилище, право на судебную защиту с соответствующими процессуальными гарантиями.

При всей значимости формально-юридических гарантий ведущая роль в деле защиты прав и свобод принадлежит институциональным гарантиям. Можно нормативно закрепить общепринятые демократические подходы к основным характеристикам конституционно-правового статуса личности, но если человек в том или ином государстве не будет иметь реальной возможности восстановить и защитить свои нарушенные права, то и значение формально-юридических гарантий будет сведено на нет и восприниматься они будут как фиктивные нормы.

Система институциональных гарантий включает, во-первых, различные государственные и общественные органы и организации, в которые может обратиться гражданин за защитой своих прав; во-вторых, способы осуществления прав и свобод и процессуальные гарантии, т. е. процедуры, обеспечивающие реализацию, охрану и защиту прав и свобод (парламентские процедуры, процедуры административной жалобы, осуществления амнистии и помилования, судебные процедуры и т. д.).

Существуют следующие способы осуществления прав и свобод и исполнения обязанностей:

  • явочный, при котором для осуществления прав и свобод не требуется не только получения разрешения, но и уведомления каких-либо органов власти. В таком порядке осуществляются, в частности, свобода мысли и слова, свобода совести, право собственности, свобода творческой деятельности, право на национальную и культурную самоидентификацию, на участие в культурной жизни и др.;
  • заявительный (уведомительный). Так реализуются право на забастовку, на осуществление предпринимательской деятельности, свобода выбора места жительства, свобода митингов, шествий и др.; обязанность государства по извещению граждан об уплате налогов и иных платежей, вызову в суд и в правоохранительные органы и т. п.;
  • разрешительный, связанный с необходимостью получить разрешение компетентных государственных органов для реализации некоторых прав и свобод (например, для осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, посещения отдельных местностей и объектов и др.).

К звеньям системы государственных и негосударственных органов и организаций, призванных обеспечивать охрану и защиту прав и свобод человека и гражданина, относятся:

Основной институциональной гарантией прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации является гарантия судебной защиты. Право на судебную защиту нарушенных прав относится к личным неотъемлемым правам каждого и подкреплено целым рядом процессуальных гарантий (ст. 46–54 Конституции РФ). Оно включает право на получение квалифицированной юридической помощи (в том числе и бесплатно в определенных законом случаях), презумпцию невиновности в уголовном процессе, запрет повторного осуждения за одно и то же преступление, право на пересмотр судебного решения, запрет на использование незаконных доказательств, гарантии от самообвинения, запрет обратной силы закона (но только закона, ухудшающего положение субъектов правоотношений), гарантии прав потерпевших и др.

Именно судебный порядок защиты нарушенных прав является общим порядком, альтернативой использованию специального (административного, претензионного и пр.) порядка защиты. При этом право выбора инстанции для обращения за защитой нарушенного права принадлежит самому управомоченному лицу, за исключением ограниченного круга предусмотренных законом случаев, когда использование досудебной процедуры – обязательная предпосылка для обращения в суд, в частности, при разрешении транспортных споров, споров в сфере патентных правоотношений и др.

Российские граждане имеют конституционную возможность обращаться за защитой своих прав в межгосударственные органы (ч. 3 ст. 46 Конституции РФ). Следует иметь в виду, что такое обращение – процедура достаточно сложная, обусловленная рядом обстоятельств, основными из которых являются, во-первых, наличие соответствующего международного договора Российской Федерации и, во-вторых, исчерпание всех возможных внутригосударственных средств правовой защиты.

Из международных органов по защите прав и свобод человека и гражданина наиболее известным и авторитетным является Европейский суд по правам человека (в Страсбурге), доступ в который российские граждане получили после вступления России в Совет Европы в феврале 1996 г. и ратификации Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод в марте 1998 г. Решения Европейского суда для государств, признавших его юрисдикцию, являются обязательными. Несмотря на сложную процедуру обращения в Европейский суд по правам человека, количество жалоб и обращений из России уже исчисляется тысячами (по отдельным оценкам, до 10 % всех дел, принятых Судом к рассмотрению). 7 мая 2002 г. по итогам рассмотрения дела «Бурдов против России» было вынесено первое решение в пользу российского гражданина: Суд постановил выплатить из российской государственной казны 3 тыс. евро участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС А. Бурдову в качестве компенсации за задержку предусмотренных российским законодательством выплат.

Читайте так же:  Уменьшение пенсии работающим пенсионерам

Глава 2. Гарантии прав и законных интересов концессионеров (ст.ст. 18 — 20)

Глава 2. Гарантии прав и законных интересов концессионеров

>
Гарантии осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением
Содержание
Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (с изменениями и дополнениями)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

«Обеспечение прав и законных интересов потерпевших – обязательная оставляющая досудебного производства по уголовным делам». Разъяснение основных положений уголовно-процессуального законодательства.

В статье 52 Конституции Российской Федерации указано, что права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом, а государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. Положения федерального законодательства, касающиеся прав и законных интересов граждан, пострадавших от преступлений, разъясняет старший прокурор отдела по надзору за оперативно-розыскной и процессуальной деятельностью управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Уральском федеральном округе старший советник юстиции Леонид Масалов:

Статья 31. Гарантии прав и законных интересов лиц, в отношении которых производится судебная экспертиза

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ в статью 31 настоящего Федерального закона внесены изменения

Статья 31. Гарантии прав и законных интересов лиц, в отношении которых производится судебная экспертиза

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 31 настоящего Федерального закона

При производстве судебной экспертизы в отношении живых лиц запрещаются:

ограничение прав, обман, применение насилия, угроз и иных незаконных мер в целях получения сведений от лица, в отношении которого производится судебная экспертиза;

испытание новых лекарственных препаратов для медицинского применения, специализированных продуктов лечебного питания и медицинских изделий, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также проведение биомедицинских экспериментальных исследований с использованием в качестве объекта лица, в отношении которого производится судебная экспертиза.

Лицо, в отношении которого производится судебная экспертиза, вправе давать эксперту объяснения, относящиеся к предмету данной судебной экспертизы.

Эксперт не может быть допрошен по поводу получения им от лица, в отношении которого он проводил судебную экспертизу, сведений, не относящихся к предмету данной судебной экспертизы.

Свидания лица, госпитализированного в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях, с его защитником, законным представителем или иными представителями, допущенными к участию в деле, организуются в условиях, исключающих возможность получения информации третьими лицами.

Медицинская помощь лицу, в отношении которого производится судебная экспертиза, оказывается в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья.

Лицу, госпитализированному в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях, должна быть предоставлена реальная возможность подачи жалоб, заявлений и ходатайств. Жалобы, поданные в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации, цензуре не подлежат и в течение 24 часов направляются адресату.

Лица, не содержащиеся под стражей, имеют право на возмещение расходов, связанных с производством судебной экспертизы, по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

Гарантии прав и свобод человека и гражданина

Гарантии прав и свобод человека и гражданина

Провозглашение самых широких гражданских свобод никак не повлияет на повседневную жизнь населения, если реализация этих прав не будет гарантирована. Создание благоприятных условий для их осуществления – задача органов государственной власти.

Гарантии прав и свобод – это мероприятия и средства, направленные на защиту и обеспечение практического применения возможностей и полномочий, предоставленных гражданам Конституцией России.

Современная наука выделяет два вида таких гарантий: международные и внутригосударственные. Первые связаны, например, с деятельностью Европейского суда по правам человека и других интернациональных организаций, отстаивающих демократические ценности.

Деятельность Уполномоченного по правам человека в РФ

Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации была учреждена Конституцией РФ, принятой в 1993 году. Его деятельность направлена на обеспечение гарантий реализации гражданских свобод, их соблюдения и уважения властными структурами разного уровня.

Данное должностное лицо рассматривает индивидуальные и коллективные жалобы на действия или бездействие государственных органов, руководителей местного самоуправления, служащих, если заявитель не согласен с решениями судебных инстанций, принятыми по его обращению.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Уполномоченный по правам человека может совершать следующие действия:

  1. обратиться в суд с требованием о защите прав конкретного гражданина;
  2. ходатайствовать о возбуждении административного производства или уголовного дела в отношении госслужащего, нарушившего права человека;
  3. потребовать проверки вступившего в законную силу решения суда;
  4. осуществлять надзор при рассмотрении конкретного дела;
  5. жаловаться в Конституционный суд на несоблюдение гражданских свобод, допущенное властными структурами и должностными лицами.

В случае массовых или грубых нарушений прав человека уполномоченный может инициировать создание в Государственной Думе специальной комиссии по расследованию причин сложившейся ситуации и выработке приемлемого решения.

Кроме того, данное должностное лицо вправе обратиться в международные инстанции, если исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты граждан.

Внутригосударственные гарантии прав и свобод

Выделяют следующие внутригосударственные гарантии гражданских прав и свобод:

  1. политические;
  2. экономические;
  3. юридические;
  4. организационные.


Остановимся на каждой из этих групп подробнее.

Политические гарантии реализации гражданских свобод возможны только в демократическом государстве. Если система организации власти в стране предполагает плюрализм мнений, свободу слова, учет общественного мнения при определении внутренней и внешнеэкономической стратегии, то граждане такого государства могут в полной мере пользоваться своими правами.

Обязательными условиями политических гарантий являются: соблюдение принципа многопартийности, наличие легальной оппозиции, ответственность властных структур перед избирателями.

Экономические гарантии обеспечиваются как высоким уровнем благосостояния населения, так и ростом общенациональных доходов.

Стабильность налоговой и финансовой системы государства, поддержка малого и среднего бизнеса, увеличение количества трудовых мест – все это является гарантиями реализации большинства прав и свобод.

Только экономически независимые граждане, имеющие возможность заниматься предпринимательской деятельностью, могут отстаивать свои законные интересы по отношению к органам власти.

Юридические гарантии связаны с эффективной работой правоохранительных и судебных органов, совершенствованием механизмов, позволяющих членам общества защищать свои права и свободы.

Читайте так же:  Документ гарантия

В число юридических гарантий входят: открытость судебного разбирательства, право на бесплатную адвокатскую помощь, возможность обжаловать решение одного органа власти в другой инстанции.

Организационные гарантии реализации гражданских свобод предполагают разработку и реализацию программ, направленных на обеспечение высоких стандартов качества жизни населения. Речь идет об улучшении экологической ситуации, развитии системы оказания медицинской помощи, борьбе с наркоманией, снижении уровня преступности, сокращении количества безработных граждан, а также о благоустройстве городов и других населенных пунктов нашей страны.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Конституционные гарантии прав и свобод граждан

Основные гарантии прав и свобод граждан закреплены в Конституции РФ. Например, этот документ содержит положение о том, что каждому человеку в случае необходимости должна быть предоставлена квалифицированная юридическая помощь. При отсутствии средств она может быть и бесплатной.

Обвиняемый в совершении преступления имеет право на адвоката с момента задержания, предъявления обвинения или заключения под стражу. А люди, пострадавшие от самоуправства или некомпетентности должностных лиц, могут получить компенсацию причиненного им ущерба.

Одной из важнейших гарантий соблюдения гражданских свобод является утвержденная в Конституции РФ презумпция невиновности. Она заключается в том, что подозреваемый в совершении уголовного преступления чист перед законом, пока его вина не подтверждена решением суда, вступившим в законную силу. Любые обоснованные сомнения трактуются в пользу подозреваемого, который не обязан доказывать свою невиновность.

В Конституции РФ содержатся и другие нормы, обеспечивающие справедливость при исполнении правосудия. Основными среди них являются:

  1. возможность обжалования приговора в вышестоящей судебной инстанции;
  2. принцип единственной уголовной ответственности за одно преступление;
  3. недопустимость использования в суде доказательств, полученных с нарушениями закона;
  4. право осужденного просить о помиловании или смягчении наказания.

Кроме того, Конституция РФ в некоторых случаях освобождает граждан от необходимости давать показания в суде. Так, ни один человек не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга (супруги) и близких родственников.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Судебные гарантии защиты прав и законных интересов

Видео (кликните для воспроизведения).

Институт Уполномоченного по правам человека в России.

Понятие и классификация основных гарантий прав и свобод человека и гражданина.

Соблюдение официально признанных государством прав и свобод — обязанность государства. Для этого государство развивает и создает соответствующие гарантии и устанавливает юридические механизмы их осуществления.

Гарантии — это система социально-экономических, политических, нравственных, юридических, организационных предпосылок, условий, средств и способов, создающих равные возможности личности для осуществления своих прав, свобод и интересов[114]. Гарантии как социально-правовые меры всесторонне показывают уровень развития государства, демократичности общества, общественного и правового сознания населения. Гарантии связывают воедино и правовое и фактическое положения человека в гражданском обществе, служат выражением социальной свободы, ответственности и активности граждан.

В юридической литературе много внимания уделяется классификации гарантий прав личности. Справедливо утверждение, что политические, экономические, духовные предпосылки и условия сами по себе не служат основанием для реализации прав и свобод личности. Собственно гарантиями они становятся лишь через юридическую форму и организационные усилия государства и общества. Отсюда и выделение гарантий прав человека и гражданина с позиции системы, включающей в себя гарантии общие и юридические. В свою очередь, названные виды гарантий имеют свое содержание и формы выражения[115].

Так, общие гарантии делятся по социальной направленности на материальные, политические, духовные.

Материальные гарантии — это единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иной форм собственности, социальное партнерство между человеком и государством, работником и работодателем, производителем и потребителем.

Политические гарантии — это система народовластия, возможности личности принимать участие в управлении делами государства и общества. В Российской Федерации признаются и гарантируются местное самоуправление, политическое многообразие, право народа России на сохранение и развитие родного языка, а также возможности пользоваться правами человека и основными свободами, защищать свои интересы.

Духовные гарантии — система культурных ценностей, основанных на любви и уважении к Отечеству, вере в добро и справедливость; это общественная сознательность и образованность человека. К числу духовных гарантий относятся: идеологическое многообразие, запреты на монополизацию идеологии, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, общедоступность и бесплатность основного общего и среднего профессионального образования, свобода творчества.

Юридические гарантии представляют собой систему средств и способов охраны и защиты прав человека и гражданина. Прежде всего, речь идет об обязанности государства обеспечить личности право на судебную защиту, право на получение квалифицированной юридической помощи, на доступ к правосудию и на компенсацию причиненного ущерба. Среди юридических гарантий прав личности следует различать гарантии реализации и гарантии охраны. К первой группе относятся: пределы прав и свобод, их конкретизация в текущем законодательстве; юридические факты, с которыми связывается их обладание и непосредственное пользование; меры поощрения и льготы для стимулирования правомерной и инициативной их реализации. Вторую группу юридических гарантий составляют конституционный контроль и надзор; механизмы защиты и меры ответственности виновных за нарушение прав и свобод личности; средства предупреждения и профилактики нарушений прав личности.[116]

Гарантии, представляют собой определенные нормами конституционного права средства и условия, обеспечивающие фактическую исполнимость, охрану и защиту прав и свобод личности. Одной из важнейший функций гарантий является регулятивная. Особенности регулятивной функции заключаются в установлении позитивных правил поведения, в организации общественных отношений, в координации социальных взаимосвязей. Другой немаловажной функцией является охранительная, которая направлена на борьбу и вытеснение опасных для общества вариантов поведения, охрану и защиту от нарушений прав личности и других субъектов права, обеспечение законности в стране. Гарантии выполняют также превентивную функцию, суть которой выражена в создании эффективных правовых преград, препятствующих развитию негативных сторон. Кроме того, гарантии должны действовать в случае нарушения субъективных прав, устранять последствия нарушений последних, что обуславливает восстановительную функцию гарантий [117] . Интересна позиция Т.В. Синюковой, которая считает, что в механизме правового регулирования гарантии выполняют мотивационные функции. Они играют определенную роль в генезисе правового поведения граждан, влияют на выбор субъектами права его определенного варианта.[118]

Таким образом, понятием «гарантии» охватывается вся совокупность объективных и субъективных факторов, которые направлены на полную реализацию и всестороннюю охрану прав и свобод граждан, на устранение возможных причин и препятствий их неполного или не подлежащего осуществления и защиту прав от нарушений.

Особую роль в защите прав и свобод человека и гражданина принадлежит Президенту Российской Федерации как гаранту прав и свобод человека и гражданина (ст. 80 Конституции РФ). Как глава государства Президент обладает широкими полномочиями и имеет большие возможности для выполнения этой обязанности. В его непосредственном подчинении имеется аппарат, в частности специальные структурные подразделения, которые способствуют ему в исполнении этой важнейшей государственной задачи (подразделения, которые занимаются рассмотрением поступающих к Президенту жалоб, предложений и других обращений по вопросам гражданства, реабилитации жертв политических репрессий и др.)

Читайте так же:  Новые критерии оформления инвалидности

Многие вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина разрабатываются и решаются на уровне Правительства РФ и его аппарата. В этом участвуют практически все министерства и ведомства.

Конституция Российской Федерации предусматривает существование государственной должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Впервые институт уполномоченного (омбудсмена) был основан в Швеции в 1809г. Институт такого типа, существующий в разных государствах мира, обобщённо называется институтом омбудсмена, хотя официальные названия должности в разных странах различные.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации — назначенное Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации должностное лицо, призванное осуществлять контроль за соблюдением прав и свобод человека в деятельности государственных органов и должностных лиц[119]. Данный институт впервые в российской практике введён Конституцией Российской Федерации 1993 г. (статья 103 «д»), которая устанавливает, что Уполномоченный по правам человека назначается Государственной Думой и действует в соответствии с федеральным конституционным законом. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчётен каким-либо государственным органам и должностным лицам. Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.[120] По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный по правам человека вправе:

— обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица. а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах;

— обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;

— обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи;

— изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора;

— обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, применённым или подлежащим применению в конкретном деле.

В случае грубого или массового нарушения прав и свобод граждан Уполномоченный вправе выступить с докладом на очередном заседании Государственной Думы. Уполномоченный вправе обратиться в Государственную Думу с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний, а также непосредственно либо через своего представителя участвовать в работе указанной комиссии и проводимых слушаниях[121].

Дата добавления: 2014-10-15 ; Просмотров: 1008 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Административно-правовые гарантии прав, свобод и законных интересов граждан

Закон является изначальным и универсальным гарантом прав граждан. Однако закон может выполнять функцию гаранта при соблюдении ряда условий:

— должен быть адекватным экономической и политической ситуации в стране и в то же время стабильным;

— должен отвечать высокому уровню юридической техники и быть органичным звеном всей правовой системы;

— содержать вместо деклараций конкретные нормы и механизмы их реализации;

— определять круг органов и должностных лиц, на которых возлагается обязанность создавать условия для реализации прав и свобод, принимать меры к их обеспечению;

— предусматривать ответственность органов и должностных лиц за ущемление прав граждан и за несвоевременное принятие мер по их защите.

В широком смысле закон – это все законодательство, и прежде всего нормы административного права, включающие в себя не только законы, но и подзаконные акты, которые в большом количестве принимаются органами исполнительной власти и в целом органами государственного управления.

К гарантиям прав и обязанностей граждан обычно относят экономические, политические, организационные и юридические гарантии.

1. Экономические гарантии – это материальные условия для фактической реализации прав и свобод граждан. Экономические гарантии предполагают стабильную и эффективную работу промышленности, аграрного комплекса, устойчивую финансовую и денежную систему, твердый курс рубля, своевременную выплату зарплаты, пенсий и пособий, высокий прожиточный уровень населения, рост благосостояния граждан и многое другое. С этой точки зрения экономические гарантии прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления в современных условиях, конечно, еще мало эффективны и недостаточны.

2. Политические гарантии – это признание источником власти народа, его возможность осуществлять свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Политические гарантии прав и обязанностей гражданина предусматривают: приоритет личности и гражданина в обществе и государстве; признание прав и свобод человека высшей ценностью; многопартийность; идеологическое разнообразие; сильную государственную власть во главе с Президентом РФ как гарантом Конституции РФ; разумный компромисс законодательной и исполнительной власти, исключающий конфронтацию; широкое согласие в многонациональном обществе и огромном федеративном государстве, объединяющем 87 субъектов РФ и т.д.

3. Организационные гарантии – система государственных и негосударственных субъектов, имеющих полномочия участвовать в обеспечении прав, свобод и обязанностей граждан, их охране и защите.

Организационные гарантии представляют собой разветвленную систему правоохранительных, контролирующих, инспектирующих, надзирающих организаций. Это судебные органы, прокуратура, органы внутренних дел, органы юстиции, адвокатура, нотариат, многочисленные контрольные органы, например Главное контрольное управление, Управление по работе с обращениями граждан Администрации Президента РФ, Счетная палата, разнообразные государственные инспекции, государственные надзорные органы. Все эти организационные структуры повседневно на основе и во исполнение законов осуществляют деятельность по практическому претворению в жизнь предоставленных гражданам прав и свобод и возложенных на них обязанностей.

4. Юридические гарантии– это система правовых норм, закрепляющих условия и порядок реализации прав, свобод граждан, меры их охраны и защиты в случае их нарушения. Они включают в себя нормы, прямо направленные на реализацию прав и свобод граждан от их нарушений. Без юридических гарантий невозможно само правовое положение. Однако их действенность во многом зависит от организационных гарантий, которые, в свою очередь, имеют правовое закрепление и выражение. Взаимосвязь правовых и организационных гарантий позволяет объединить их в группу организационно-правовых гарантий.

§ 4

. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

Читайте так же:  Единовременное пособие при рождении ребенка ндфл облагается

Правовое положение иностранных граждан на территории РФ регулируется российским законодательством, а также международными договорами.

Основными актами, определяющими правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, являются Конституция РФ (ст. 27, 62, 63), Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25июля 2002 г., Закон РФ «О беженцах» от19 февраля 1993 г., Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища, утв. Указом Президента РФ от 21 июля 1997г. и целый ряд правительственных нормативных актов. Согласно действующему законодательству иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральными законами и международными договорами.

Иностранные граждане на территории Российской Федерации подразделяются на три категории

1. Постоянно проживающие –имеющие вид на жительство, выданный органами Федеральной миграционной службы. Для получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в России не менее одного года на основании разрешения на временное проживание. Вид на жительство выдается на пять лет, по окончании данного срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина может быть продлен на пять лет. Причем количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено.

2. Временно проживающие – имеющие разрешение на временное проживание. Такое разрешение может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, установленной Правительством РФ.[13] Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года. Такое разрешение может быть выдано без учета квоты иностранному гражданину: родившемуся на территории РСФСР и состоявшем в прошлом в гражданстве СССР или родившемуся на территории Российской Федерации; признанному нетрудоспособным и имеющему дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве Российской Федерации; имеющему хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве Российской Федерации; состоящему в браке с гражданином Российской Федерации, имеющим место жительства в Российской Федерации; осуществляющему инвестиции в Российской Федерации в размере, установленном

Правительством РФ; поступившему на военную службу – на срок его военной службы.

3. Временно пребывающие – иностранные граждане, прибывшие на территорию Россию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживания. Временное пребывание иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы. Этот срок не может превышать 90 суток. Срок может быть продлен либо сокращен в случае, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию. Срок может быть продлен и в случае заключения временно прибывшим в Российскую Федерацию иностранцем трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг)на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год.

4. Проезжающие через территорию Российской Федерации. Транзитный проезд через территорию осуществляется , как правило, без права на остановку и разрешается по предъявлении российской транзитной визы, визы на въезд в сопредельное с Российской Федерацией по маршруту следования государство либо визы государства назначения и действительных для выезда из Российской Федерации проездных документов.

Особый административный статуссреди иностранных граждан и лиц без гражданства занимают беженцы. Порядок предоставления статуса беженца установлен Федеральным законом от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О беженцах». Беженец – это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны либо не желает пользоваться такой защитой вследствие указанных опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего местожительства в результате подобных событий, не может либо не желает вернуться в нее вследствие таких опасений. Отсюда следует, что к категории беженцев могут относиться как иностранные граждане, так и лица без гражданства.

§ 5

. Обращения граждан

Жалобу как вид обращения следует разделить на два подвида:

а) общая административная жалоба, правом подачи которой обладают все граждане;

б) специальная административная жалоба, право подачи которой предоставляется лицам как участникам административного процесса (производство по делам об административных правонарушениях, дисциплинарное производство).

Общая административная жалоба характеризуется рядом особенностей:

— право на жалобу не ограничено по содержанию, т.е.могут быть обжалованы незаконные, нецелесообразные и аморальные действия и бездействие, индивидуальные и нормативные акты различных сфер управления, производства, обслуживания;

— по форме жалоба может быть устной или письменной, индивидуальной или коллективной;

— объект обжалования – неправильные, по мнению лица, подающего жалобу, действия или бездействие любого работника государственных органов, предприятий, учреждений, организаций;

— запрещается направление жалобы на рассмотрение того органа, должностного лица, государственного служащего, на действие или бездействие которого подана жалоба;

Основным нормативным правовым актом, определяющим юридическую природу, механизм реализации и порядок осуществления обращений граждан, является Федеральный закон РФ от 2 мая 2006г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Общая административная жалоба реализуется также в порядке, определенном Федеральным законом РФ от 27 апреля 1993г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Право на специальную административную жалобу дополняет право на общую жалобу. Ее основания и порядок разрешения регламентируются особыми административно – правовыми актами – Кодексом РФ об административных правонарушениях, Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил, Трудовым кодексом, Таможенным кодексом и другими нормативными актами.

Специальная административная жалоба характеризуется следующими признаками:

наличием специальных норм, устанавливающих особый порядок ее рассмотрения;

— особыми основаниями для обжалования, названными в нормативном акте;

— определением в качестве субъектов обжалования только лично заинтересованных в деле лиц и их законных представителей;

— установлением только письменной формы жалобы;

— специальными сроками подачи жалобы и более краткими сроками ее рассмотрения;

— особенностями процедуры рассмотрения отдельных видов жалоб;

юридическими последствиями подачи жалобы.

Право на обращения является абсолютным, неограниченным и неотчуждаемым правом гражданина. Каждый дееспособный человек может обратиться в любую государственную или негосударственную организацию, к любому должностному лицу, по любому значимому для него поводу и в любое время. Этому праву граждан корреспондирует обязанность государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц принимать граждан, принимать обращения, регистрировать их, рассматривать эти обращения и давать на них своевременные ответы.

Дата добавления: 2014-01-03 ; Просмотров: 6008 ; Нарушение авторских прав?

Видео (кликните для воспроизведения).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источники

Гарантии прав и законных интересов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here