Формы применения норм права социального обеспечения

5.Источники права социального обеспечения: понятие, виды.

Источники права – внешние формы выражения правовых норм и их организационной индивидуализации. В качестве такой формы выступает нормативный правовой акт.

Высшей юридической силой в РФ обладает Конституция, являющаяся актом прямого действия. В этом качестве она выступает основополагающим источником права социального обеспечения:

Статье 7 – закреплены исходные юридические начала развития РФ как социального государства.

Статья 38 Конституции РФ декларирует, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Статьей 39 каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Согласно этой же статье каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Статья 41 – каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В РФ финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

С точки зрения юридической силы выделяют также законы. В силу принадлежности ПСО к числу комплексных отраслей, оно не имеет единого кодифицированного законодательного источника регулирования.

ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»,

«О трудовых пенсиях в РФ»,

«Об основах социального обслуживания населения в РФ»,

«О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»,

Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан и др.

В иерархии подзаконных нормативных актов наибольшей юридической силой обладают

указы и распоряжения Президента РФ.

постановления и распоряжения Правительства РФ.

органы исполнительной власти — министерства, федеральные агентства, федеральные службы.

акты, принимаемые в пределах своей компетенции исполнительными органами государственной власти субъектов РФ

исполнительными органами местного самоуправления.

С точки зрения территориальной сферы действия нормативные акты делятся на

нормативные акты субъектов РФ и

муниципальные нормативные акты.

ФЗ и другие федеральные нормативные акты, принятые по вопросам, отнесенным в соответствии с Конституцией РФ к числу ее предметов ведения и полномочий, обладают приоритетом перед нормативными актами, исходящими от органов государственной власти РФ, и муниципальными нормативными актами. Соответственно, законы и другие нормативные акты субъектов РФ в части регулирования вопросов, составляющих предметную сферу их компетенции, имеют большую юридическую силу, чем муниципальные акты.

Актами международного права, имеющими статус источника права социального обеспечения, являются конвенции:

Международной организации труда (МОТ),

межгосударственные договоры и соглашения РФ: Соглашения от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения», «Об оказании медицинской помощи гражданам государств — участников СНГ» 1997 года и др.

Из теории государства и права мы знаем, что под источниками права понимаются внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.

В нашем государстве для права характерно то, что основными его источниками являются нормативные правовые акты, рассчитанные на неоднократное применение.

Источники права социального обеспечения — это различные нормативные правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который составляет предмет данной отрасли права.

В источниках ПСО России отражены материальные условия жизни нашего общества. При изменении условий жизни в стране, меняются и источники права социального обеспечения. Устаревшие нормативные акты отменяются или изменяются, дополняются либо принимаются новые, более прогрессивные, соответствующие рыночным отношениям.

Источники ПСО можно классифицировать по различным основаниям:

1. по юридической силе (по степени важности и субординации),

2. по сфере их действия;

3. по органам, принявшим нормативный акт;

4. по форме акта;

5. по правовым институтам.

При этом наибольшее практическое значение принадлежит первой и третьей группам.

1. По юридической силе источники делятся на законы и подзаконные акты законодательства в сфере социального обеспечения. Законы обладают высшей юридической силой и имеют приоритет по сравнению с любыми другими нормативными правовыми актами. Это объясняется тем, что законы принимаются высшим законодательным органом власти РФ и его субъектов.

Законы делятся на:

Основной Закон РФ — это Конституция РФ, принятая 12.12.1993г., которая является базой для всего текущего законодательства в РФ. В ст.7 Конституции записано, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В ряде статей Конституции РФ изложены основные права граждан в сфере социального обеспечения. Так, например, в ст.39 Конституции РФ записано, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом.

В качестве примера кодификационного акта в области социального обеспечения являются Основы законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» от 22.07.1993г. Этот нормативный акт закрепляет право граждан на охрану здоровья, а также гарантии обеспечения этого права, среди которых право на бесплатное получение различных видов медико-социальной помощи.

При этом следует отметить, что для ПСО характерным является то, что в этой отрасли действует большое количество законов и отсутствует единый кодификационный источник, регулирующий весь комплекс отношений, составляющих предмет ПСО. Так, на сегодняшний день права граждан на тот или иной вид социального обеспечения, как правило, регулируется разными законами. Например, право на пенсию — Федеральными законами «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001г.

Читайте так же:  Пенсия по потере кормильца магистратура

Текущие законы касаются отдельных институтов ПСО.

2. По форме акта источники ПСО делятся на:

законы (примеры приводились выше);

указы и распоряжения Президента РФ

(например, Указ Президента РФ от 21.01.2000г. N 89 «О повышении размера компенсационной выплаты малообеспеченным категориям пенсионеров»);

постановления и распоряжения Правительства РФ

(например, Постановление Правительства РФ от 08.07.2002г. N 1510 «Об утверждении Положения о порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы РФ»);

постановления и разъяснения Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ, и других министерств и ведомств

(например, постановление Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ от 27.02.2002г. N 17/19пб, которым утверждены «Правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении»);

другие нормативные акты.

3. По сфере действия источники ПСО делятся на:

общефедеральные (например, Закон РФ «О занятости населения РФ» от 19.04.91г. N 1032-1, с изменениями и дополнениями, которым регулируются, к примеру, вопросы выплаты пособий по безработице на территории всей России),

республиканские в составе РФ и других субъектов РФ (областные, краевые)

(например, Указ Президента Республики Адыгея от 21.08.96г. N 145 «О выделении средств для адресной помощи детям-сиротам и школьникам из особо нуждающихся семей»).

4. Источники ПСО можно классифицировать также и в зависимости от вида общественных отношений, регулируемых ими. Здесь можно выделить 3 группы:

1. по пенсионному обеспечению граждан,

2. по обеспечению граждан пособиями и компенсационными выплатами.

3. по предоставлению социальных услуг по системе социального обеспечения.

http://studfile.net/preview/7373668/page:5/

2.5. Нормы Общей части права социального обеспечения

Общая часть права социального обеспечения до настоящего времени находится в стадии формирования. В Общей части находят свое закрепление наиболее важные, специфические и отправные для данной отрасли положения, здесь содержатся нормы «сквозного» действия, пронизывающие все структурные элементы Особенной части.

К числу элементов в структуре Общей части отрасли права социального обеспечения следует отнести следующие:

В основном институте объединяются нормы, отражающие сферу действия данной правовой отрасли (предмет), общие приемы и способы воздействия на общественные отношения, входящие в предмет отрасли (метод), цели, задачи и принципы права социального обеспечения.

институт субъектов права социального обеспечения;

В институте субъектов сгруппированы нормы, закрепляющие виды и статус (компетенция) субъектов права социального обеспечения, общие условия приобретения социально-обеспечительной право- и дееспособности.

институт юридических фактов (включая группу норм о социально-обеспечительном стаже);

Институт юридических фактов включает нормы, устанавливающие виды оснований возникновения, изменения и прекращения социально-обеспечительных правоотношений.

институт форм и видов социального обеспечения нуждающихся;

Институт форм и видов социального обеспечения сосредотачивает нормы, закрепляющие юридические определения указанных категорий, основные характеристики конкретного вида социального обеспечения и формы его предоставления.

институт коллизионного регулирования.

Институт коллизионного регулирования заключает в своей структуре нормативные положения технико-юридического характера, касающиеся сферы, пределов и условий действия норм законов и иных нормативных правовых актов системы социального обеспечения, по юридической силе, компетенции нормотворческого органа, во времени, в пространстве, по кругу лиц, а также закрепляющие порядок применения тех или иных норм в случае возникновения правовых коллизий.

2.6. Нормы Особенной части права социального обеспечения

Нормы особенной части права социального обеспечения закрепляют права и обязанности субъектов, основания и условия, с которыми связывается возникновение, изменение или прекращение конкретных правоотношений, а также порядок предоставления отдельных видов обеспечения.

Современное состояние Особенной части права социального обеспечения характеризуется наличием в ее составе следующих относительно самостоятельных блоков правовых норм:

о социально-обеспечительном стаже;

о пенсионном обеспечении;

об обеспечении пособиями;

о социально-обеспечительных компенсациях;

об обеспечении предметами первой необходимости;

о социальном и медицинском обслуживании;

об установлении фактов, имеющих юридическое значение для целей социального обеспечения;

Порядок признания лица инвалидом. Переосвидетельствование инвалидов и его правовые последствия.

Правила подтверждения стажа в праве социального обеспечения.

о защите прав субъектов в сфере социального обеспечения.

2.7. Система науки права социального обеспечения

Система науки права социального обеспечения представляет собой отражение общих и специальных закономерностей формирования, функционирования и развития права социального обеспечения и его структурных элементов (институтов, субинститутов) с применением научных методов познания действительности. В системе науки определенным образом выстраивается комплекс теоретических понятий и категорий, сочетающийся с эмпирическими (практическими) данными в контексте исторического развития законодательства о социальном обеспечении, а также анализа действующих законов и иных нормативных правовых актов в этой сфере правового регулирования.

http://studfile.net/preview/4271891/page:8/

Система права социального обеспечения

Современной наукой системность рассматривается в качестве одно­го их фундаментальных свойств объективного мира. Как ме­тод науч­но­го познания, системный подход включает в себя ряд взаимосвязанных аспектов изучения объекта (компонентный, струк­турный, функцио­наль­ный), которые позволяют в совокупности по­лучить более глубокое пред­ставление о системе в целом.

Применительно к праву системный анализ требует:

1) исторического подхода к юридической фор­ме;

2) выявления связей права с иными социальными системами;

3) рассмотрения взаимодействия системы «право — общественные отношения»;

4) изучения компонентов права.

Центральное место в системном подходе занимает компонент­ный аспект исследования, позволяющий ответить на вопрос, из каких частей состоит системное целое.

Другой важный аспект системного подхода связан с изучением внутренней организации содержания системы, т.е., ее структуры, оп­ре-де­ляемой природой составляющих ее компонентов. Составляющие стру­к­туру компоненты динамичны. Они видоиз­меняются, взаимодействуют друг с другом. Поэтому структура — это одновременно и способ функ­цио­нирования конкретной систе­мы, и форма, в рамках которой происходят преобразования.

Читайте так же:  Пенсия перерасчет в баллах инвалидом детства

Применительно к праву структурный анализ означает выявле­ние отраслевого состава, установление места конкретных отраслей в общей системе права, изучение взаимодействия отраслей друг с другом и сис­те­мой в целом. В то же время, на уровне отрасли права его при­ме­не­ние позволяет определить состав ее институтов, их соот­ношение и характер воздействия друг на друга.

Функциональный аспект заключается в установлении способов про­яв­ления активности системы и ее компонентов. Право занима­ет ведущее место в системе социального регулирования.

Генезис права показывает, что его становление в качестве це­лос­тной системы, охватывающей своим регулирующим воздействи­ем все основные сферы жизни общества, является результатом длительного исторического развития. Только на определенной сту­пени обществен­ного развития право приобретает интегративное качество общеобяза­тельного социального регулятора обществен­ных отношений.

В системе права, рассматриваемой со стороны ее нормативно­го со­держания, в качестве компонентов выступают отрасли, инсти­туты, нор­мы права и иные образования, занимающие промежуточ­ное положение (в частности, подотрасли). Компоненты права (отрасли, институты, нор­мы) проявляют свое регулятивное свой­ство лишь в определенных пре­делах и формах. В частности, от­расль обеспечивает регламентацию в пределах конкретной груп­пы общественных отношений, а правовая нор­ма затрагивает лишь отдельные стороны определенного общественного отношения.

Норма права является минимальным компонентом системы, который обладает способностью быть регулятором поведения уча­стников общес­т­венных отношений. Норма может выражать общие, принципиальные положения, относящиеся в равной степени ко всему комплексу общес­твенных отношений в целом, либо закреп­лять правило, касающееся толь­ко одного вида отношений, входя­щих в предмет отрасли. Руко­вод­ствуясь этим критерием, нормы отрасли можно группировать на общую, особенную и специальную части.

К общей части отрасли права социального обеспечения отно­сятся но­р­мы, выражающие принципы и задачи правового регули­рования, ос­новные права граждан в области социального обеспе­чения, разгра­ни­че­ние компетенции РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления по правовому регулированию социаль­ного обеспечения.

Особенную часть составляют нормы, определяющие условия предо­ставления отдельных видов обеспечения. Эти группы норм образуют ин­­ституты отрасли права. В качестве примера можно назвать следую­щие институты: пенсий по старости, по инвалидно­сти, по случаю поте­ри кормильца, за выслугу лет, пособий по без­работице, по временной не­трудоспособности и пр. Внутри инсти­тутов нормы права также распо­лагаются по определенной системе с учетом структуры право­от­но­ше­ний, единства и дифференци­ации норм, выделяемых по различным ос­но­ваниям. В частности, внутри института пенсий по старости можно выделить:

1) общие нормы, определяющие субъектов и содержание пенсионных пра­воотношений, юридические факты, порождающие, изменяющие или прекращающие действие данных правоотношений (действие ука­занных норм распространяется на все группы лиц, если они не имеют права на получение пенсий по старости на основании спе­циальных норм);

2) специальные нормы, закрепляющие льготные основания обеспечения пенсиями по старости с учетом вреднос­ти, тяжести, природно-климатических условий труда, а также пен­сионного обеспечения за выслугу лет;

3) нормы, регламентирую­щие условия обеспечения социальными пенсиями лиц, не имею­щих права на трудовую пенсию.

К специальной части отрасли права социального обеспечения отно­сят право со­ци­ального обес­печения зарубежных стран, а также между­на­родно-пра­вовое регу­лирование социального обеспечения.

Система права социального обеспечения представляет собой сово­куп­ность объективно взаимосвязанных правовых институтов и норм, расположенных в определенной структурированной пос­ледовательности в соответствии со спецификой регулируемых общественных отношений.

Большинство норм права социального обеспечения имеют управомочивающий характер, что обусловливается природой опосредуемых ими общественных отношений. Они создают реальные предпосылки для реа­лизации жизненно необходимых потребнос­тей граждан в старости, при нетрудоспособности, потере кормиль­ца и в других случаях. При этом используется разрешительное регулирование: субъектам право­от­ношений дозволяется только то, что прямо предусмотрено нормами.

Что касается запретов, то для советского периода истории права социального обеспечения они были не свойственны. Прямые зап­реты практически отсутствовали, хотя они логически следовали из содер­жа­ния норм. Отличительной особенностью современного этапа развития права социального обеспечения является возник­новение запрещающих норм (например, в Федеральном законе от 02.08.95 № 122-ФЗ «О соци­альном обслуживании граждан пожило­го возраста и инвалидов» и др.).

Видео (кликните для воспроизведения).

Систему отрасли права необходимо отличать от системы законодательства. Система законодательства в разной степени обоб­щения офо­р­мляет и закрепляет систему отрасли. Систему законо­дательства мо­ж­но определить как совокупность нормативных ак­тов о социальном обе­с­печении, обладающих внутренним един­ством и взаимосвязью, от­ра­жа­ю­щей структуру отрасли права.

Наиболее последовательное выражение структура отрасли получает в едином, консолидированном нормативном акте типа Основ законо­да­тельства или Кодекса. К сожалению, такого нормативного акта в об­лас­ти социального обеспечения до сих пор нет. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.93 являются кодифици­ро­ван­ным законом, но они содержат лишь нормы, определяющие условия и порядок оказания меди­цинской помощи.

Такое положение существенно усложняет систему законода­тельства о социальном обеспечении, порождает расхождения в регулировании одних и тех же отношений, приводит к дублирова­нию норм.

Предпринимаемые попытки разработать соответствующий кон­соли­дированный нормативный акт пока не привели к положитель­ному ре­зуль­тату, что объясняется рядом объективных причин:

— про­тиворечиями переходного периода;

— сложной экономической ситу­ацией в стране;

— отсут­­ствием единой концепции социального обес­печения в новых социально-экономических условиях; большим разнообразием отноше­ний по социальному обеспечению;

— посто­янным реформированием органов управления социальным обес­печением.

Вместе с тем, разработка и принятие соответствующего Кодекса по­з­волила бы существенно обновить и развить все без исключения ин­с­ти­туты и нормы права социального обеспече­ния.

По состоянию на январь 2010 года Законодательным собранием Санкт-Петербурга разрабатывается кодифицированный закон, на осно­ва­нии действующего законодательства, по пенсионному обеспечению для всех категорий граждан – жителей Санкт-Петербурга.

Вопросы для самопроверки:

1. Как можно сформулировать понятие предмета права социаль­ного обеспечения как самостоятельной отрасли права?

Читайте так же:  Модель помощи детям инвалидам андреева

2. Какие отличительные признаки метода права социального обес­печения вы можете назвать?

3. В чем заключается отличие предмета отрасли права социаль­ного обеспечения от предмета науки?

4. Что такое система отрасли права?

Тема 3

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10204 — | 7912 — или читать все.

http://studopedia.ru/5_141904_sistema-prava-sotsialnogo-obespecheniya.html

Система права социального обеспечения

Современной наукой системность рассматривается в качестве одного их фундаментальных свойств объективного мира. Как метод научного познания, системный подход включает в себя ряд взаимосвязанных аспектов изучения объекта (компонентный, структурный, функциональный), которые позволяют в совокупности дать более глубокое представление о системе в целом.

Центральное место в системном подходе занимает компонентный аспект исследования, отвечающий на вопрос, из каких частей состоит системное целое.

Другой важный аспект системного подхода связан с изучением внутренней организации содержания системы, т.е. ее структуры. Применительно к праву структурный анализ означает выявление отраслевого состава, установление места конкретных отраслей в общей системе права, изучение взаимодействия отраслей друг с другом и системой в целом. А на уровне отрасли права его применение позволяет определить состав ее институтов, их соотношение и характер воздействия друг на друга.

Функциональный аспект заключается в установлении способов проявления активности системы и ее компонентов. Право занимает ведущее место в механизме социального регулирования.

Компонентами системы права являются: отрасли, институты, нормы права и иные образования, занимающие промежуточное положение (подотрасли, подинституты). Они проявляют свое регулятивное свойство лишь в определенных пределах и формах. В частности, отрасль обеспечивает регламентацию в пределах конкретной группы общественных отношений, а правовая норма затрагивает лишь отдельные стороны определенного общественного отношения.

Норма может выражать общие, принципиальные положения, относящиеся в равной степени ко всему комплексу общественных отношений в целом, либо закреплять правило, касающееся только одного вида отношений, входящих в предмет отрасли. Руководствуясь этим критерием, нормы отрасли можно группировать на общую и особенную части.

Система права социального обеспечения представляет собой совокупность объективно взаимосвязанных правовых институтов и норм, расположенных в определенной структурированной последовательности в соответствии со спецификой регулируемых общественных отношений, в которой можно выделить общую и особенную части (Приложение. Рис.6.).

Рисунок 6. Система права социального обеспечения

К Общей части отрасли права социального обеспечения относятся нормы, выражающие цели и задачи правового регулирования, основные права человека в области социального обеспечения, принципы правового регулирования, разграничение компетенции РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления в сфере социального обеспечения, виды социальных рисков.

Особенную часть составляют нормы, определяющие условия предоставления отдельных видов обеспечения. Эти группы норм образуют институты отрасли права. В качестве примера можно назвать следующие институты: пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, пособий по безработице, по временной нетрудоспособности и пр.

Внутри институтов нормы права также располагаются по определенной системе с учетом дифференциации условий обеспечения.

В частности, внутри института трудовых пенсий по старости можно выделить:

1) общие нормы, определяющие субъектов и содержание пенсионных правоотношений, юридические факты, порождающие, изменяющие или прекращающие действие данных правоотношений, перерасчет и индексацию трудовых пенсий, процедуру их назначения и выплаты. Действие указанных норм распространяется на все группы лиц, если они не имеют права на получение трудовых пенсий по старости на основании специальных норм;

2) специальные нормы, закрепляющие право на досрочное обеспечение трудовыми пенсиями по старости с учетом вредности, тяжести, природно-климатических условий труда.

Комплексными институтами в праве социального обеспечения можно назвать институты пенсионного обеспечения, обеспечения пособиями, бесплатной и частично-платной медицинской помощи, бесплатного и частично-платного социального обслуживания. Указанные комплексные институты охватывают несколько блоков самостоятельных институтов (например, трудовых пенсий и социальных пенсий).

Большинство норм права социального обеспечения имеют управомочивающий характер, что обусловливается природой опосредуемых ими общественных отношений. Они создают реальные предпосылки для удовлетворения жизненно необходимых потребностей граждан в старости, при нетрудоспособности, потере кормильца и при наступлении других социальных рисков. При этом используется разрешительное регулирование: субъектам правоотношений дозволяется только то, что прямо предусмотрено нормами.

Систему отрасли права необходимо отличать от системы законодательства. Система законодательства с разной степенью обобщения оформляет и закрепляет систему отрасли. Систему законодательства можно определить как совокупность нормативных актов о социальном обеспечении, обладающих внутренним единством и взаимосвязью, отражающей структуру отрасли права.

Контрольные вопросы

1. Кто и когда обосновал наличие права социального обеспечения в качестве самостоятельной отрасли права?

2. Какие отличительные признаки отношений по социальному обеспечению выделены советскими учеными?

3. Какие отношения образуют предмет права социального обеспечения в современных условиях? Сформулируйте понятие предмета.

4. Входят ли в предмет права социального обеспечения отношения по предоставлению дополнительных пенсий, пособий и услуг, возникающие на основании коллективных договоров?

5. Какие отличительные признаки метода права социального обеспечения вы можете назвать?

6. Какие меры ответственности применяются к получателям выплат или услуг в случае злоупотреблений с их стороны?

7. Несут ли государственные органы (или учреждения) ответственность за несвоевременную выплату пенсий или пособий?

8. Из каких компонентов складывается система отрасли права социального обеспечения?

9. Какие институты составляют Общую часть права социального обеспечения?

10. Какие институты образуют Особенную часть права социального обеспечения?

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9150 — | 7768 — или читать все.

http://studopedia.ru/7_89669_sistema-prava-sotsialnogo-obespecheniya.html

1. Общая характеристика права социального обеспечения как отрасли права. Предмет, метод, система

В данной норме в общем виде отражены целевые установки и задачи, с решением которых связывается обеспечение достойных условий жизни для всех членов общества и создание равных и справедливых возможностей для развития каждой конкретной личности. Достижение данных целей составляет содержание социальной функции государства, реализуемой в рамках его социальной политики на основе нормативного и организационного механизмов.

Читайте так же:  Как подтвердить трудовой стаж для пенсии

Социальная политика, направленная на реализацию конституционных установок по обеспечению достойной жизни и свободного развития человека и общества, является достаточно широкой категорией. Важным системообразующим ее элементом является социальное обеспечение, представляющее собой комплексный государственный, правовой и общественный институт, выступающий в качестве формы распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей нуждающихся в этом членов общества. Общественные отношения, возникающие в связи с предоставлением указанных материальных благ, составляют предмет права социального обеспечения.

Право социального обеспечения как образование системы российского права представляет собой комплексную отрасль. Возникновение и развитие комплексных отраслей обусловлено необходимостью правового регулирования общественных отношений, сочетающих в себе публично-правовые и частноправовые начала. Главным отличительным признаком комплексной отрасли права является включение в ее систему норм, относящихся изначально к другим отраслям.

Право социального обеспечения образуется за счет системной интеграции:

— норм конституционного права (в части установления основополагающих императивов правового регулирования в соответствующей сфере);

— норм трудового права (в части определения трудового стажа и других, связанных с трудовыми отношениями, оснований социального обеспечения);

— норм административно права (в части установления компетенции органов государственной власти и местного самоуправления и их должностных лиц по реализации прав граждан в сфере социального обеспечения);

— норм гражданского права (в части установления базовых начал регулирования отношений между сторонами договоров социального страхования и других договоров, предметом которых является предоставление услуг по социальному обеспечению);

— финансового (включая налоговое и бюджетное) права (в части установления механизмов финансирования исполнения обязательств по социальному обеспечению);

— норм, не входящих в какие-либо другие отрасли, кроме права социального обеспечения (в части установления субъективных прав граждан на социальное обеспечение).

Общественные отношения, составляющие предмет права социального обеспечения, помимо характеристик, связанных с отраслевой принадлежностью, в соответствии с общетеоретической классификацией могут быть материальными и процессуальными.

В рамках материального правоотношения реализуются материальные нормы права, то есть права, устанавливающие субъективные права и обязанности субъектов, а также ответственность за несоблюдение прав и неисполнение обязанностей.

Наличие конкретных носителей субъективных прав на социальное обеспечение, с которыми корреспондируют юридические обязанности других конкретно установленных субъектов, позволяет определить правоотношения по социальному обеспечению как относительные.

Процессуальные отношения по социальному обеспечению выступают формой реализации указанных субъективных прав и юридических обязанностей. Например, они включают отношения, связанные, с одной стороны, с обращением субъекта за тем или иным материальным благом, составляющим предмет обязательств по социальному обеспечению, а также с совершением правообязанными субъектами, с другой стороны, действий, направленных на предоставление данных благ.

В зависимости от институциональных норм регулируемые ими отношения по социальному обеспечению могут составлять следующие классификационные группы, в том числе:

1) отношения по социальному страхованию, которое исходя из вида страхового риска включает:

— обязательное медицинское страхование;

— обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (страхование профессиональных рисков);

— страхование на случай временной нетрудоспособности, материнства, смерти;

2) отношения по пенсионному обеспечению, включая отношения, связанные с государственным пенсионным обеспечением, и отношения по предоставлению трудовых пенсий;

3) отношения по предоставлению пособий;

4) отношения по социальному обслуживанию.

Эти же отношения образуют организационно-правовые формы социального обеспечения.

В общем же виде правовые отношения по социальному обеспечению можно определить как урегулированные нормами права общественные отношения по реализации субъективных прав граждан на предоставление им в порядке социального обеспечения предусмотренных законом материальных благ.

Данные материальные блага являются объектом правоотношений по социальному обеспечению. Субъектами этих отношений выступают, с одной стороны, граждане, имеющие в соответствии с законом право на получение названных благ (правоуполномоченные субъекты), и, с другой стороны, органы государственной власти и местного самоуправления, их должностные лица, иные государственные и муниципальные организации, на которых законом возложены обязанности по социальному обеспечению граждан (правообязанные субъекты).

Исходя из приведенной характеристики правовых отношений по социальному обеспечению, составляющих предмет права социального обеспечения, можно сформулировать следующее его определение. Право социального обеспечения представляет собой совокупность относящихся к разным отраслям права и образующих комплексную отрасль правовых норм, регулирующих общественные отношения по поводу предоставления гражданам в порядке социального обеспечения предусмотренных законом материальных благ.

Помимо предмета важной характеристикой отрасли права и осуществляемого в ее рамках правового регулирования является метод регулирования, представляющий собой совокупность юридических средств и способов, при помощи которых государство достигает необходимого эффекта регулирования.

В общей теории выделяют, прежде всего, императивный и диспозитивный методы. Императивный метод характеризуется установлением безальтернативного варианта поведения субъектов. Примером применения императивного метода в праве социального обеспечения может служить регулирование обязанностей государственных и муниципальных органов, которые не могут отказать управомоченному субъекту (при наличии у него соответствующих оснований) в предоставлении ему соответствующего вида социального обеспечения.

Диспозитивный метод выражается в закреплении нормой права определенного диапазона вариантов возможного поведения, который может быть выбран субъектом по его усмотрению. Например, некоторым категориям граждан предоставлено право выбора вида пенсионного обеспечения (если они имеют право на оба этих вида), право отказа от социального обслуживания и т.д.

Другим немаловажным отличительным признаком любой отрасли права является ее системность. Система отрасли образуется путем институционального упорядочивания и структурирования соответствующих правовых норм. Нормы и институты, содержащие базовые начала правового регулирования, принципы отрасли права социального обеспечения, образуют в своей совокупности ее общую часть. Особенная часть права социального обеспечения представлена институтами, образующими организационно- правовые формы социального обеспечения. Последние, собственно, содержат нормы, закрепляющие субъективные права и обязанности по социальному обеспечению, механизм их реализации, ответственность.

Читайте так же:  Звонят из министерства финансов предлагают компенсационную выплату

http://all-sci.net/sotsialnogo-obespecheniya-pravo/obschaya-harakteristika-prava-sotsialnogo.html

Ответы на экзаменационные вопросы по праву социального обеспечения (Е. А. Исайчева, 2009)

Настоящее издание содержит примерные вопросы и ответы на экзаменационные вопросы по праву социального обеспечения, составленные в соответствии с программой курса «Социальное обеспечение». В книге даны основы организации деятельности органов социального обеспечения, основные понятия этой деятельности и порядок обращения граждан и организаций в эти органы, а также особенности прав и обязанностей органов социального обеспечения. Предлагаемое издание рассчитано на студентов средних специальных, а также высших учебных заведений, в которых предусмотрено изучение курса «Социальное обеспечение».

Оглавление

  • Вопрос 1. Понятие права социального обеспечения, его функции, современное состояние, формы
  • Вопрос 2. Понятие права социального обеспечения, его предмет, метод и система
  • Вопрос 3. Источники права социального обеспечения. Международное правовое регулирование вопросов социального обеспечения
  • Вопрос 4. Нормы права социального обеспечения: понятие, структура и классификация
  • Вопрос 5. Понятие и субъекты социального страхования
  • Вопрос 6. Понятие и субъекты медицинского страхования
  • Вопрос 7. Понятие и субъекты пенсионного страхования
  • Вопрос 8. Понятие и виды трудового стажа
  • Вопрос 9. Понятие страхового стажа, порядок его исчисления
  • Вопрос 10. Подтверждение страхового стажа
  • Вопрос 11. Понятие и виды пенсий
  • Вопрос 12. Общий порядок назначения и исчисления пенсий
  • Вопрос 13. Понятие и организация индивидуального (персонифицированного) учета
  • Вопрос 14. Пенсия по старости: понятие, условия назначения и размер

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ответы на экзаменационные вопросы по праву социального обеспечения (Е. А. Исайчева, 2009) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Вопрос 4. Нормы права социального обеспечения: понятие, структура и классификация

Норма права социального обеспечения – это общеобязательное, санкционируемое государством в соответствующих нормативно-правовых актах в сфере социального обеспечения и обеспечиваемое его принудительной силой правило поведения, регулирующее отношения, возникающие по поводу материального обеспечения и социального обслуживания социально незащищенных слоев населения.

Таким образом, норма права социального обеспечения представляет собой властное предписание государства относительно возможного и должного поведения людей в сфере социального обеспечения и социальной защиты нуждающихся в этом категорий граждан.

Структура нормы права социального обеспечения, как и нормы других отраслей права, состоит из следующих взаимосвязанных необходимых элементов:

– гипотеза, которая представляет собой элемент нормы права, описывающий условия, при которых данная норма действует;

– диспозиция, т. е. элемент нормы права, устанавливающий правила поведения субъектов в форме прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе условий;

санкция – это элемент нормы права, закрепляющий определенные последствия для субъекта, реализующего диспозицию, как негативные – в виде мер наказания, так и позитивные – в виде мер поощрения.

Особенность структуры норм права социального обеспечения заключается в том, что зачастую в одной норме встречаются только гипотеза и диспозиция, санкция же содержится в другой норме либо в другом нормативно-правовом акте.

Классификация норм права социального обеспечения проводится по различным основаниям:

1) по содержанию выделяют следующие виды правовых норм:

– материальные, которые закрепляют фактическое содержание юридических прав и обязанностей участников правоотношений по социальному обеспечению;

– процессуальные, выражающиеся в непосредственной юридической регламентации реализации прав и обязанностей в сфере социального обеспечения и процессуальных форм судебной защиты этих прав;

2) по характеру воздействия на субъектов правоотношений правовые нормы бывают:

– обязывающие, которые в категоричной форме устанавливают обязанность лица придерживаться определенного поведения и совершать определенные действия;

– запрещающие, т. е. устанавливающие обязанность лица воздерживаться от совершения определенных действий;

– управомочивающие, которые закрепляют возможность участников правоотношений по своему усмотрению действовать в рамках требований нормы права социального обеспечения;

3) в зависимости от методов правового регулирования нормы делятся на:

– императивные (содержащие обязательные правила поведения, поддерживаемые мерами государственного принуждения);

– диспозитивные (предусматривающие возможность выбора);

– поощрительные (стимулирующие социально полезное поведение);

– рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения);

4) в зависимости от объема действия нормы права социального обеспечения нормы права подразделяются на:

– общие (распространяющиеся на несколько категорий отношений по социальному обеспечению);

– специальные (распространяющиеся на конкретную категорию правоотношений по социальному обеспечению);

5) в зависимости от времени действия различают нормы права:

Классификация норм права таким образом позволяет четче обозначить их роль и место в системе правового регулирования отношений по социальному обеспечению и социальной защите отдельных категорий граждан, а также глубже познать их природу и назначение.

Оглавление

  • Вопрос 1. Понятие права социального обеспечения, его функции, современное состояние, формы
  • Вопрос 2. Понятие права социального обеспечения, его предмет, метод и система
  • Вопрос 3. Источники права социального обеспечения. Международное правовое регулирование вопросов социального обеспечения
  • Вопрос 4. Нормы права социального обеспечения: понятие, структура и классификация
  • Вопрос 5. Понятие и субъекты социального страхования
  • Вопрос 6. Понятие и субъекты медицинского страхования
  • Вопрос 7. Понятие и субъекты пенсионного страхования
  • Вопрос 8. Понятие и виды трудового стажа
  • Вопрос 9. Понятие страхового стажа, порядок его исчисления
  • Вопрос 10. Подтверждение страхового стажа
  • Вопрос 11. Понятие и виды пенсий
  • Вопрос 12. Общий порядок назначения и исчисления пенсий
  • Вопрос 13. Понятие и организация индивидуального (персонифицированного) учета
  • Вопрос 14. Пенсия по старости: понятие, условия назначения и размер

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ответы на экзаменационные вопросы по праву социального обеспечения (Е. А. Исайчева, 2009) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://kartaslov.ru/%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%98%D1%81%D0%B0%D0%B9%D1%87%D0%B5%D0%B2%D0%B0_%D0%95_%D0%90_%D0%9E%D1%82%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%8B_%D0%BD%D0%B0_%D1%8D%D0%BA%D0%B7%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%8B_%D0%BF%D0%BE_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D1%83_%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE/4

Формы применения норм права социального обеспечения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here