Философия права социального обеспечения

Понятие права социального обеспечения

Социальное обеспечение как самостоятельная отрасль права.

1. Понятие права социального обеспечения

2. Понятие социального страхования.

3. Предмет права социального обеспечения.

4. Отграничение права социального обеспечения от смежных отраслей права.

5. Метод права социального обеспечения.

6. Система права социального обеспечения

Понятие права социального обеспечения

Право на социальное обеспечение каждого человека закреплено в ст. 7 Конституции, где провозглашено, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. При этом в рамках социальной политики в России охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно > С.И. Ожегова социальное обеспечение означает предоставление достаточных материальных средств к жизни кому-либо со стороны общества.

Таким образом, право социального обеспечения — это отрасль российского права, представляющая собой совокупность норм и правовых институтов, регулирующих отношения по материальному обеспечению из государственных целевых внебюджетных фондов социального назначения или за счет средств государственного бюджета лиц, застрахованных по обязательному государственному страхованию или нуждающихся в государственной социальной помощи и обслуживании.

Другими словами, социальное обеспечение — это форма распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личностных потребностей (физических, социальных, интеллектуальных) стариков, больных, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе на страховой основе, или ассигнований государства в случаях и на условиях, установленных законом (по Р.И. Ивановой).

Право российских граждан на социальное обеспечение конкретизируется в ст. 39 Конституции. В ней говорится, что каждому гражданину Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Социальное обеспечение является выражением социальной политики государства на данном этапе его развития. Изменение социальных приоритетов неизбежно влечет за собой и изменения в содержании понятия социального обеспечения. Россия должна проводить социальную политику такого уровня, который закреплен в международных актах, ратифицированных нашей страной. Формирование современной российской государственной системы социального обеспечения происходит на основе учета основных положений международных норм. К ним относятся прежде всего Всеобщая декларация прав и свобод человека и гражданина (1948), а также Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина (1973).

Следовательно, социальное обеспечение — это форма выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

Социальное обеспечение как особый социальный институт государства является гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков. Его содержание и параметры формировались постепенно по мере развития самой системы социального обеспечения в российском государстве, и до сих пор в отечественной экономической и юридической науке указанное понятие трактуется неоднозначно.

Учитывая различные точки зрения, связанные с определением понятия социального обеспечения, следует выделить основные признаки, в соответствии с которыми тот или иной вид обеспечения можно назвать социальным:

— необходимо наличие объективных оснований для обеспечения граждан определенными видами социальной помощи;

— осуществление финансирования социального обеспечения за счет специальных фондов или из бюджета;

— установление в законодательном порядке условий предоставления определенных видов социальной помощи;

— закрепление круга лиц, подлежащих социальному обеспечению, и условий его предоставления в правовых нормах.

Сущность социального обеспечения наиболее рельефно отражают его функции:

Основными из них являются экономическая и социально-реабилитационная функции. Экономическая функция социального обеспечения заключается в полном или частичном замещении заработка или другого источника средств существования, утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособностью или потерей кормильца, частичном возмещении дополнительных расходов при наступлении определенных жизненных обстоятельств, а также оказании минимальной денежной или натуральной помощи малоимущим гражданам.

Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса нетрудоспособных граждан и другой социально менее защищенной части населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества.

Поскольку существует какая-либо область отношений между людьми, постольку существует и специальная отрасль права, которая регулирует отношения в этой области, следовательно, социальное обеспечение как деятельность и как совокупность общественных отношений регулирует особая отрасль права — право социального обеспечения.

В самостоятельную отрасль оно выделилось в конце 1960-х — начале 1970-х гг., а до этого времени отношения по социальному обеспечению рассматривались в рамках административного, гражданского, трудового и колхозного права.

В понятие социального обеспечения не включается право на бесплатное образование и обеспечение жильем по причине отсутствия событий, с которыми связывается социальное обеспечение.

Исходя из приведенного выше определения, к системе социального обеспечения в современной России следует относить все виды пенсий, пособий, компенсационных выплат, социальное обслуживание, медицинскую помощь, санаторно-курортное лечение, а также различные льготы для отдельных категорий граждан.

Понятие социального обеспечения тесно увязывается с понятием социальной защиты, под которой понимается конкретная социальная политика государства, стремящаяся правовыми мерами обеспечить удовлетворительное или безбедное существование тем группам населения, которые находятся в особо сложном материальном положении и неспособны без внешней поддержки улучшить его.

Взаимосвязь социальной защиты и социального обеспечения более объективно выявляется на базе международного опыта правового регулирования обеих этих общественных категорий.

Необходимо также отметить, что систему социального обеспечения следует рассматривать как составную часть государственной системы социальной защиты населения, которая помимо социального обеспечения включает гарантии по охране труда, здоровья и окружающей природной среды, минимальной оплате труда и другие меры, необходимые для нормальной жизнедеятельности человека и функционирования государства.

Читайте так же:  Пенсии за выслугу лет закон области

По источникам и способам формирования специальных социальных фондов, а также в зависимости от органов, осуществляющих социальное обеспечение, и соответствующей нормативной базы выделяют различные роды, виды и формы социального обеспечения.

Таким образом, понятие «социальная защита» значительно шире понятия «социальное обеспечение», так как последнее входит в категорию первого.

Следует различать понятия социального обеспечения и социального страхования.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Философия права социального обеспечения

Учения представителей школы позитивного права о социально-обеспечительных правоотношениях. Философско-правовое осмысление права на существование, труд и социальное обеспечение. Обоснование права человека на существование в российской юридической науке.

Рубрика Государство и право
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 13.02.2016
Размер файла 50,7 K

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте, исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Источники права как одна из важнейших ключевых правовых категорий в юридической науке. Обновление законодательства в области социального обеспечения. Анализ основных источников права социального обеспечения России, их изменений на период 2010-2014 гг.

контрольная работа [52,2 K], добавлен 22.03.2015

Понятие источников права социального обеспечения, их классификация. Правотворчество — источник права. Общая характеристика основных источников права социального обеспечения. Финансирование социального обеспечения: общие положения. Единый социальный налог.

курсовая работа [27,8 K], добавлен 11.07.2010

Понятие и классификация источников права социального обеспечения. Рассмотрение общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров РФ в системе социального обеспечения. Последние реформы в области права социального обеспечения.

курсовая работа [39,3 K], добавлен 19.02.2015

Общественные отношения, возникающие при реализации норм права социального обеспечения. Нормы права, составляющие систему права социального обеспечения. Понятие кодификации как способа систематизации права. Виды кодификационных нормативных правовых актов.

курсовая работа [32,1 K], добавлен 09.06.2014

Предмет, метод, принципы права социального обеспечения. Виды социального обеспечения: льготы, государственная адресная социальная помощь, пенсии, пособия, компенсации. Демографическая, социально-реабилитационная и защитная функция социального обеспечения.

презентация [347,5 K], добавлен 12.04.2014

Социальное обеспечение — социальный институт государства, который является гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков. Характеристика права социального обеспечения.

реферат [34,9 K], добавлен 07.03.2010

Социальное обеспечение как форма выражения социальной политики государства, ее правовое обеспечение. Основные субъекты и объекты правоотношения. Принципы права социального обеспечения. Особенности классификации правоотношений по социальному обеспечению.

шпаргалка [39,1 K], добавлен 18.12.2014

Сущность правовых основ и принципов социального обеспечения. Всеобщность права на соцобеспечение. Дифференциация его условий. Комплексность правового регулирования. Адекватность уровня обеспечения для удовлетворения основных потребностей человека.

контрольная работа [34,4 K], добавлен 11.04.2012

Упоминание принципа справедливости в социально-обеспечительных актах. Конституционные гарантии соблюдения принципа законности. Общий запрет на дискриминацию человека и гражданина. Принцип гарантированности признания, соблюдения и защиты прав и свобод.

курсовая работа [42,1 K], добавлен 04.03.2015

Концепция социальной защиты населения в Российской Федерации. Предмет и метод права социального обеспечения. Структура системы права социального обеспечения. Характеристика пенсионной системы. Обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации.

курсовая работа [100,4 K], добавлен 24.04.2015

Размещено на реф.рф
Это результат теоретического обобщения положений практической юриспруденции.

Социология права имеет своим предметом общественные отношения, регулируемые нормами права, эффективность правового регулирования и др.

Более высокой степенью абстрактности и выходом за пределы юридической проблематики обладает третий уровень познания — философия права социального обеспечения. Она, как часть философии права, изучает смысл, назначение и социальную ценность права социального обеспечения. Философия ᴇᴦο права основана на нравственных идеалах, учениях о правах человека, идеалах естественного и позитивного права.

Прежде чем обратиться к философии права социального обеспечения, совершим небольшой экскурс в историю философии права вообще. Стремление создать науку, которая дала бы целостное представление о праве, существовала издавна. Древнегреческие философы видели в законах произведение человеческого разума, подавляющего страсти во имя справедливости либо созданного в интересах общего блага (Платон, Аристотель). Средневековые мыслители (Фома Аквинский, Марсилий Падуанский) делили законы на «божественные» и «человеческие». В корне науки философии права лежат вопросы о сущности права, ᴇᴦο оценки, социальной ценности. Философия права призвана «указать идеалы, к которым стремится право»*(340).

Философия права как наука не имеет однозначной оценки. Начнем с того, что по-разному решается вопрос о том, является ли философия права юридической или философской дисциплинои̌. Г. Гегель в классическом труде «Философия права» (1820 г.), утверждал, что философия права есть часть философии и имеет своим предметом идею права как свободы, как проявление свободной воли и её осуществление*(341). Он считал философию права философской наукой и в качестве таковой отличал её от правовой науки, или юриспруденции*(342). Такие подходы встречаются и в современной литературе.

Учения о праве и философия права социального обеспечения — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Учения о праве и философия права социального обеспечения» 2015, 2017-2018.

Философия права социального обеспечения

Учения представителей школы позитивного права о социально-обеспечительных правоотношениях. Философско-правовое осмысление права на существование, труд и социальное обеспечение. Обоснование права человека на существование в российской юридической науке.

Рубрика Государство и право
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 13.02.2016
Размер файла 50,7 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Впервые концептуально право на труд обосновали французские социалисты Г. Бабеф (1760-1797) и Ш. Фурье (1772-1837). Первый из них отмечал: «Общество должно обеспечивать своим членам работу и определенную заработную плату в соответствии с ценами на все товары с тем, чтобы этой заработной платы было достаточно для приобретения продовольствия и для удовлетворения потребностей каждой семьи»*(395). В этом определении очевидна связь права на существование с правом на определенную заработную наемных работников. Великая Французская революция проходила под лозунгом «свобода, равенство, братство». Именно противоречие между свободой и равенством стало одним из главных предметов осмысления для многих социальных наук, в том числе права. Ш. Фурье доказывал, что право на существование человека в обществе должно было заменить те основные естественные права, которые он имел до образования общества.

Читайте так же:  Через какое время выплачивается пособие по безработице

Эпоха рационализма связана с повсеместной легализацией права на труд и права на социальное обеспечение, обособлением отраслей трудового права и права социального обеспечения*(397). В этот период труд оценивался большинством исследователей как высшая добродетель. Вот как писал об этом француз А. Моро-Кристоф в середине XIX в.: «Труд — это живая материя, из которой соткана жизнь; это — клетчатая ткань всего социального строя, непременное условие жизнеспособности отдельного человека и целых народов, единственный и верный источник, из которого берет свое начало и богатство богача, и улучшение состояния бедняка, и процветание целых государств и народов».

На Западе проблемы права на труд и на существование в концентрированном виде были поставлены австрийским юристом и философом А. Менгером (1841-1907). Но он так и не дал их юридических конструкций, ограничившись в основном экономическим и социальным анализом. Он выделил у рабочих три основных экономических права: право на полный результат труда, право на существование, право на труд. Последнее А. Менгер понимал следующим образом: «В силу права на труд каждый трудоспособный гражданин, не находящий себе работы у частного предпринимателя, может требовать от государства или от общественных союзов (общин и т.п.) обыкновенной поденной работы с уплатой обычной заработной платы». В этой части А. Менгер развил учение британца В. Томсона, который еще в 20-х гг. XIX в. обосновал три теоретических положения: труду должна быть предоставлена полная свобода; весь продукт труда должен быть гарантирован производителю; обмен продуктами труда должен быть свободен.

По мнению некоторых российских ученых, на эти положения при построении своего учения опирался К. Маркс.

В этой части неоспоримая заслуга принадлежит немецкому ученому Г. Еллинеку (1851-1911), который разграничивал «социальный» и «правовой» подходы к государству. Он определял государство как целое единство индивидов, наделенное качествами юридического субъекта, обладающее волей и являющееся носителем права. Он поддерживал идею о самоограничении государства изданными им же правовыми нормами. Для нас наиболее интересно предложенное им деление субъективных прав на частные субъективные и публичные субъективные права. Последние включали право на положительные услуги со стороны государства. Этим подводилась правовая основа под его социально-обеспечительные функции. С этим связана и проблема государственных гарантий и защиты индивидуальных социально-обеспечительных прав человека. Отметим, что российские ученые отнеслись к этой теории неоднозначно. Некоторые из них заняли позицию позитивных критиков, но некоторые однозначно поддержали эту теорию. Из этого следует разграничение между правами человека, которым корреспондирует пассивная обязанность государства не нарушать их (политические и гражданские права) и правами, которым корреспондирует активная обязанность государства не только защищать, но и осуществлять их. К последним относятся и социальные права человека.

Русский и американский ученый П.А. Сорокин (1889-1968) в борьбе труда и капитала предрекал победу первому, но только через расширение полноты прав на «низы». Рост прав трудовых классов виделся П.А. Сорокину «в стремлении к равенству экономических благ, проявляющемуся в постепенном повышении заработной платы, в создании союзов рабочих для борьбы за ее повышение, в страховании от безработицы, старости, болезни. «.

По мнению английского ученого Т. Фауля, к концу XIX в. неимущие имели право на необходимую помощь в Швеции, Дании и Германии. Аналогичная ситуация имела место в Голландии. На уровне судебных прецедентов право требования общественного призрения закреплялось в Англии и отчасти в США. Отсюда он вывел своеобразный закон о том, что «каждое общество, достигшее известной степени цивилизации, находит решительно необходимым ради себя самого, т.е. ради удовлетворения чувства гуманности и надлежащего осуществления целей, для которых оно существует, принять меры, чтобы никто, несмотря на свою прошлую жизнь и на ее последствия, не погиб от недостатка необходимейших средств к существованию».

3. Российское философско-правовое обоснование права на существование

Идея права на существование «носилась в воздухе» в России, вероятно, уже на рубеже XVIII-XIХ вв., впрочем, имея слабую опору в крепостной действительности. Некоторые исследователи считают, что уже у декабристов прослеживается «расширенное понимание права на жизнь», от которого совсем немного до обоснования права на существование. Но эта подготовительная интеллектуальная работа заняла почти век.

Во-вторых, В.С. Соловьев первым из отечественных исследователей перенес проблему социальной поддержки неимущих слоев населения из сферы морали в сферу права. По мнению Б.А. Кистяковского, он сделал это последовательнее и убедительнее, чем даже его сторонники — профессиональные юристы. Само государство виделось русскому философу В.С. Соловьеву как «собирательно-организованная жалость», в связи с чем должна была решаться проблема обеспечения каждому материальных средств к достойному существованию и развитию не в силу жалости, а «в силу самой природы правовой организации». В.С. Соловьев впервые в нашей литературе использовал понятие «право на достойное существование», объект этого права он определял в виде требования «чтобы всякий человек имел не только обеспечение средствами к существованию (т.е. одежду, жилище с теплом и воздухом) и достаточный физический отдых, . но чтобы он также мог пользоваться и досугом для своего духовного совершенствования». «Экономическая задача государства, действующего по мотиву жалости, — писал Соловьев, — состоит в том, чтобы принудительно обеспечить каждому известную минимальную степень материального благосостояния как необходимое условие для достойного человеческого существования».

Постановка проблемы о праве человека на существование в российской юридической науке связана с именами П.И. Новгородцева и известного теоретика права и цивилиста И.А. Покровского (1868-1920).

П.И. Новгородцев вслед за В.С. Соловьевым подчеркивал юридическое значение права на достойное человеческое существование. Он обосновывал необходимость признания в законе права именно на достойное человеческое существование, отмечая, что в каждом обществе, в каждом положении есть свой уровень жизни, который считается нормой, и есть предел, за которым начинается недопустимая крайность. При этом он выводил из признания права на достойное человеческое существование конкретные юридические последствия в виде права на труд, права на обеспечение на случай болезни, неспособности к труду и старости, обязательное общественное и государственное призрение беспомощных и неспособных к труду, широкое допущение профсоюзов.

Читайте так же:  Источники накопительной части пенсии

Между тем И.А. Покровский не определяет характер этого права на существование, предлагая относить его к сфере частного права. В этой связи вполне обоснованна критика позиции этого цивилиста, который даже не вспомнил о публичных субъективных правах (концепция Г. Еллинека), слишком противопоставлял частное (децентрализованное) и публичное (централизованное) право. Б.А. Кистяковский по этому поводу писал, что односторонний цивилистический взгляд И.А. Покровского способствовал тому, что он не заметил нарастающих процессов децентрализации в публичном праве и все более усиливающееся проникновение публичных норм в частное право. По мнению Б.А. Кистяковского, два названных известных русских ученых поставленную ими проблему в целом не разрешили.

Вместе с тем заслугой П.И. Новгородцева и И.А. Покровского являются следующие обоснованные ими принципиальные положения. Во-первых, от государства требуется не только устранение юридических препятствий к устранению свободы, но и доставление материальной возможности для наилучшего проявления свободы. Во-вторых, пользование свободой может быть парализовано недостатком средств. В этой связи социальное и фабричное законодательство — это забота об известной части общества, нуждающейся в помощи, работа, восполняющая недостаток средств «в неравном состязании труда с капиталом». В-третьих, помощь нуждающимся является обязанностью государства, и у первых есть на нее право, опирающееся не на милость и человеколюбие, а на законодательство, которое должно быть принято. Здесь ясно и недвусмысленно выражена основная идея права социального обеспечения. Характерна последняя фраза статьи И.А. Покровского, которая очень часто повторялась в нашей не столь давней истории: «Так дальше жить нельзя!»

Своеобразный итог дискуссии подвел Б.А. Кистяковский, который ратовал за справедливое решение социального вопроса и защиту неимущих на основе христианских представлений об осуществлении солидарности интересов людей. Он видел в продвижении к реализации принципа солидарности и возрастание социальных функций государства в следующем: страхование различного рода (по болезни, от несчастных случаев на производстве, по инвалидности, по старости) при усиливающейся роли государства. При этом страхование должно носить публично-правовой характер. На очереди оказывалось страхование от безработицы и законодательное признание субъективного публичного права на труд. Достойное человеческое существование он предлагал считать критерием для разграничения индивидуального и общего интереса, субъективного и объективного права. Либерально-социалистические взгляды в то время развивали и другие мыслители, в основном «легальные марксисты».

В советский период при государственном социальном обеспечении даже постановка вопроса о праве на существование выглядела бы весьма странной, т.к. конституционные гарантии на все виды социального обеспечения формально снимали этот вопрос. Между тем, и в тот период жизнь значительной части населения (пенсионеров, инвалидов, многодетных семей и др.) сложно было назвать достойной, хотя голодная смерть никому и не грозила. Очевидно, что право на существование в настоящее время имеет два аспекта, прямо выходящих на проблемы действующего законодательства. Во-первых, это — право работающего по трудовому договору лица на заработную плату, обеспечивающую реальный прожиточный минимум. Во-вторых, право лица, утратившего работу или заработок, на социальное обеспечение, отвечающее международным стандартам. Важнейший из них — размер пенсии по возрасту в объеме не менее 40% заработка.

Вопрос о необходимости социальной ориентированности государства, постепенном гарантировании права на существование признается международным сообществом. Трудности, стоящие перед социально ориентированным государством, связаны с тем, что оно должно соблюдать баланс между свободной рыночной экономикой и определенными способами воздействия на распределительные процессы в духе справедливости, «выравнивания социальных неравенств», обеспечения всем гражданам минимальных средств к существованию. Отказываясь от роли «ночного сторожа» и стремясь обеспечить всем гражданам достойный уровень жизни, государство не должно переступать черту, за которой начинается грубое вмешательство в экономику, подавление инициативы и свободы предпринимательства. Поэтому правовое и социальное государство — это не антитезы, а диалектика развития государства, признающего приоритет прав человека и определяющего в соответствии с этим формы и методы своей деятельности.

1. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 №197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (действующая редакция от 28.06.2014)

2. Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 г. №81-ФЗ (действующая редакция от 02.07.2013)

Видео (кликните для воспроизведения).

3. Федеральный закон №256-ФЗ от 29.12.2006 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

4. Приказ Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 №1012н (ред. от 21.10.2013) «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2009 №15909)

5. Как получить пособия и другие выплаты при рождении ребенка //»Электронный журнал «Азбука права», 08.08.2014 [Электронный источник]

6. Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения: Учебное пособие. 3-е изд. — М.: Книжный мир, 2011.

7. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. Перспективы развития. — М.: Городец, 2013.

8. Никонов Д.А., Стремоухов А.В., Крюков С.В. Право социального обеспечения России: Краткие учебные курсы юридических наук. — М.: Норма, 2013.

9. Рождествина А.А. Право социального обеспечения / М. Дана. 2013 г. — 487с.

10. Шайхатдиной В.Ш. Право социального обеспечения Российской Федерации: Учебное пособие. — Екатеринбург, 2012 г.

ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ,

ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ — в Российской Федерации со­во­куп­ность пра­во­вых норм, ре­гу­ли­рую­щих спе­ци­фическим ме­то­дом об­ще­ст­вен­ные от­но­ше­ния, в рам­ках ко­то­рых гра­ж­да­не реа­ли­зу­ют га­ран­ти­ро­ван­ное статьей 37 Кон­сти­ту­ции Российской Федерации пра­во на ма­те­ри­аль­ное обес­пе­че­ние в ус­та­нов­лен­ных за­ко­ном слу­ча­ях.

Право социального обеспечения как са­мо­стоя­тель­ная от­расль пра­ва сфор­ми­ро­ва­лось в об­щей сис­те­ме российского пра­ва от­но­си­тель­но не­дав­но, в середины 1960-х годов. В ус­ло­ви­ях ста­нов­ле­ния в Рос­сии ры­ноч­ных от­но­ше­ний, ко­гда на со­вер­шен­но иных прин­ци­пах фор­ми­ру­ет­ся сис­те­ма со­ци­аль­ной за­щи­ты на­се­ле­ния, нор­мы право социального обеспечения за­ни­ма­ют осо­бое ме­сто в сис­те­ме российского пра­ва.

Пред­мет права социального обеспечения — пре­ж­де все­го от­но­ше­ния ма­те­ри­аль­но­го ха­рак­те­ра — соб­ст­вен­но обес­пе­чи­тель­ные от­но­ше­ния, воз­ни­каю­щие ме­ж­ду гра­ж­да­на­ми и упол­но­мо­чен­ны­ми ор­га­на­ми по по­во­ду реа­ли­за­ции прав гра­ж­дан на тот или иной вид со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния (пен­сию, по­со­бие, ус­лу­гу и так далее). Про­из­вод­ны­ми от ма­те­ри­аль­ных от­но­ше­ний яв­ля­ют­ся но­ся­щие вспо­мо­гательный ха­рак­тер от­но­ше­ния про­це­дур­ные (по ус­та­нов­ле­нию юри­дических фак­тов) и про­цес­су­аль­ные (по рас­смот­ре­нию спо­ров).

Читайте так же:  Зависимость больничного листа от стажа

Ме­тод права социального обеспечения ос­но­ван на со­че­та­нии цен­тра­ли­зо­ван­но­го (фе­де­раль­но­го), ре­гио­наль­но­го (на уров­не субъ­ек­тов Российской Федерации), му­ни­ци­паль­но­го (на уров­не му­ни­ци­паль­ных об­ра­зо­ва­ний), ло­каль­но­го (на уров­не ра­бо­то­да­те­ля), нор­ма­тив­но­го и до­го­вор­но­го спо­со­бов ус­та­нов­ле­ния прав и обя­зан­но­стей субъ­ек­тов, с учё­том спе­ци­фи­ки юри­дических фак­тов, вле­ку­щих воз­ник­но­ве­ние, из­ме­не­ние и пре­кра­ще­ние пра­во­от­но­ше­ний, а так­же спо­со­бов за­щи­ты субъ­ек­тив­ных прав и обес­пе­че­ния ис­пол­не­ния обя­зан­но­стей.

Право социального обеспечения со­сто­ит из Об­щей и Осо­бен­ной час­тей, вклю­чаю­щих в се­бя ряд ин­сти­ту­тов. В российской нау­ке по­ка нет един­ст­ва мне­ний учё­ных от­но­си­тель­но мес­та в сис­те­ме от­рас­ли ин­сти­ту­та тру­до­во­го (стра­хо­во­го) ста­жа. В дан­ный пра­во­вой ин­сти­тут вхо­дят нор­мы о стра­хо­вом ста­же (об­щем и спе­ци­аль­ном), об­щем тру­до­вом ста­же, вы­слу­ге лет во­ен­но­слу­жа­щих и других лиц, про­хо­дя­щих во­ен­ную ли­бо иную служ­бу с при­свое­ни­ем во­ин­ских (спе­ци­аль­ных) зва­ний, ста­же государственной гражданской служ­бы. К Об­щей час­ти право социального обеспечения, на­хо­дя­щей­ся в ста­дии фор­ми­ро­ва­ния, от­но­сят­ся нор­мы, за­кре­п­ляю­щие ос­но­во­по­ла­гаю­щие по­ло­же­ния и оп­ре­де­ляю­щие пред­мет и ме­тод от­рас­ли, за­да­чи, от­рас­ле­вые прин­ци­пы, пра­во­вой ста­тус субъ­ек­тов, ви­ды со­ци­аль­ных рис­ков, при на­сту­п­ле­нии ко­то­рых пре­дос­тав­ля­ет­ся со­ци­аль­ное обес­пе­че­ние.

В стра­нах, где сло­жи­лась мно­го­ук­лад­ная эко­но­ми­ка, пра­во­вое ре­гу­ли­ро­ва­ние от­но­ше­ний в сфе­ре со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния осу­ще­ст­в­ля­ет­ся на трёх уров­нях. Пер­вый уро­вень ха­рак­те­ри­зу­ет­ся ус­та­нов­ле­ни­ем обя­за­тель­ной государственной сис­те­мы со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния (со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния). При­чём в не­ко­то­рых стра­нах осу­ще­ст­в­ля­ет­ся пе­ре­ход от уни­вер­саль­но­го прин­ци­па пре­дос­тав­ле­ния от­дель­ных ви­дов со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния к пре­дос­тав­ле­нию их толь­ко бед­ным (ма­ло­обес­пе­чен­ным) по­сле про­вер­ки ма­те­ри­аль­но­го по­ло­же­ния та­ких лиц. Вто­рой уро­вень со­став­ля­ют кор­по­ра­тив­ные сис­те­мы со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния (в рам­ках кон­крет­ных ор­га­ни­за­ций). Как пра­ви­ло, соз­да­ние та­кой сис­те­мы яв­ля­ет­ся доб­ро­воль­ным, хо­тя ино­гда и по­ощ­ря­ет­ся го­су­дар­ст­вом. Тре­тий уро­вень пред­став­ля­ет со­бой ин­ди­ви­ду­аль­ное доб­ро­воль­ное стра­хо­ва­ние и ча­ст­ные сбе­ре­же­ния.

В стра­нах «третье­го ми­ра» раз­ви­тие национальных сис­тем со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния за­ви­сит от уров­ня эко­но­мического раз­ви­тия, с учё­том ко­то­ро­го пре­об­ла­да­ет тот или иной уро­вень пра­во­во­го ре­гу­ли­ро­ва­ния и оп­ре­де­ля­ет­ся круг лиц, на ко­то­рых рас­про­стра­ня­ют­ся государственной сис­те­мы со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния (со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния).

Принципы права социального обеспечения

Рассмотрение данной темы требует знания общих теоретических положений о понятии правового принципа, обусловленности правовых принципов политической и экономической системой государства.

Общепризнанным считается понятие принципа права как основной идеи, исходного направляющего начала, определяющего сущность и содержание права, его внутреннее строение, дальнейшее развитие и функционирование.

По сфере действия принципы принято классифицировать:

— на общеправовые, свойственные всем отраслям права;

— межотраслевые, отражающие общие черты нескольких отраслей;

— отраслевые, определяющие специфику конкретной отрасли;

— внутриотраслевые, относящиеся к отдельным институтам отрасли.

К общеправовым относятся, в частности, следующие:

— человек, его права и свободы являются высшей ценностью;

— признание, соблюдение и защита прав и свобод человека
и гражданина — обязанность государства;

— признание и гарантированность прав и свобод каждому человеку от рождения, их неотчуждаемость;

— права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов.

К общим принципам права обычно относят также принципы социальной справедливости, гуманизма, законности и юридической гарантированности прав и свобод личности, зафиксированных в законе, связанности нормами закона деятельности всех должностных лиц и государственных органов, единства юридических прав и обязанностей, демократизма.

Эти общие принципы права являются руководящими, основополагающими идеями, отражающими сущность правового регулирования общественных отношений в сфере социального обеспечения, как и в иных сферах общественной жизни.

Межотраслевые правовые принципы охватывают две и более отрасли права. К ним относятся:

— право на защиту от безработицы;

— право на охрану здоровья;

— государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;

— право пожилых граждан, инвалидов на социальную защиту;

— право на защиту от бедности.

Следующий уровень — отраслевые принципы. Каждая отрасль права, помимо общих и межотраслевых, строится на основе своих собственных, присущих лишь ей правовых принципов. Они отражают сущность и пронизывают содержание конкретной отрасли права.

Специфику принципов права социального обеспечения обусловливает распределительный характер общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли. Средства, аккумулируемые на цели социального обеспечения, ограничены и имеют строго целевой характер.

В науке права социального обеспечения к отраслевым относятся принципы:

— всеобщности социального обеспечения;

— осуществления социального обеспечения за счет средств фондов социального страхования и средств государственного бюджета;

— гарантированности социального обеспечения во всех случаях, когда гражданин нуждается в нем в силу обстоятельств, признаваемых обществом социально уважительными;

— многообразия оснований видов и социального обеспечения;

— гарантированности уровня социального обеспечения для достойной жизни;

— дифференциации видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств.

Принцип всеобщности социального обеспечения предполагает, что Конституция устанавливает равную и одинаковую для каждого возможность при наступлении объективных социально значимых обстоятельств получать определенные виды социальных выплат или услуг и не ограничивает ее по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и другими условиями.

На равных основаниях с гражданами Российской Федерации право на социальное обеспечение имеют постоянно проживающие в России иностранные граждане, если международными соглашениями не предусмотрено иное, и лица без гражданства. Постоянно проживающими считаются лица, получившие в установленном законом порядке вид на жительство.

Иностранные граждане, временно находящиеся на территории России, имеют право на социальное обеспечение при наличии соответствующих двусторонних и многосторонних договоров. Беженцам предоставляются лишь отдельные виды обеспечения.

Принцип осуществления социального обеспечения за счет средств фондов социального страхования и средств государственного бюджета означает, что получение работающими лицами (их семьями) обеспечения за счет средств обязательного социального страхования при наступлении социальных страховых рисков не лишает их права на социальное обеспечение в тех случаях, когда оно предоставляется за счет средств бюджета без какой-либо связи с трудовой деятельностью.

Принцип гарантированности социального обеспечения во всех случаях, когда гражданин нуждается в нем в силу обстоятельств, признаваемых обществом социально уважительными, выражает идею об обеспечении при наступлении всех общепризнанных социальных рисков: болезнь, безработица, старость, трудовое увечье, многодетность, беременность и роды, инвалидность, потеря кормильца, необходимость в медицинской помощи.

Многообразие оснований и видов социального обеспечения как принцип права социального обеспечения обусловлен тем, что действующее российское законодательство закрепляет в качестве оснований для социального обеспечения широкий перечень социальных рисков:

Читайте так же:  Получение социального пособия на погребение

— достижение установленного законом возраста (старость);

— потребность в медицинской помощи и лечении, лекарственной, протезно-ортопеди-
ческой помощи, транспортном средстве либо средстве передвижения;

— материнство и др.

С многообразием оснований социального обеспечения напрямую связано и многообразие его видов. При этом социальное обеспечение предоставляется физическим лицам как в денежной, так и в натуральной форме.

К денежной форме обеспечения относятся пенсии (по старости, инвалидности, в случае потери кормильца, за выслугу лет), доплаты к пенсиям, социальные пособия (по временной нетрудоспособности, безработице и др.), компенсационные выплаты (на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет; трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными и др.).

Натуральной формой обеспечения охватываются разнообразные виды социальных услуг (медицинская помощь, лекарственная помощь, социальное обслуживание на дому и др.), а также различные льготы по системе социального обеспечения (по проезду и др.).

По разнообразию видов обеспечения система социального обеспечения в России в целом сопоставима с системами социального обеспечения развитых стран. Но необходимо отметить, что некоторые виды обеспечения носят временный характер, что связано со сломом прежней и становлением современной системы социального обеспечения и значительным снижением уровня жизни населения.

Гарантированность уровня социального обеспечения для достойной жизни. В настоящее время данный принцип полностью не реализован, поскольку большинство выплат по системе социального обеспечения данную задачу не выполняют. Однако это не означает, что государство освобождается от обязанности гарантировать человеку достойный уровень жизни.

Такая обязанность вытекает как из Пакта об экономических, социальных и культурных правах, так и из ст. 7 Конституции, согласно которой Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Главной целью экономического развития социального государства является повышение благосостояния населения, поэтому экономическая и социальная стороны его деятельности не должны противопоставляться.

Производство должно создавать необходимые источники для вложений в социальную сферу, развитие которой, в свою очередь, будет стимулировать хозяйственную деятельность. А показателем достижения баланса между ними станет повышение всех видов пенсий и пособий до уровня прожиточного минимума
и автоматическая индексация их в соответствии с ростом цен.

Что касается обеспечения сверх прожиточного минимума, то рыночная экономика предполагает индивидуальную ответственность человека за собственное материальное благополучие, личное участие в создании финансовой базы социального страхования. При этом степень такого участия будет прямо влиять на содержание правового регулирования и определять объем правомочий лиц, подлежащих государственному социальному страхованию. Эта идея заложена в пенсионную систему в виде страховой и накопительной частей трудовой пенсии.

Механизм соизмерения трудовых пенсий и всех видов краткосрочных страховых пособий (по безработице, по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и др.) с прежней заработной платой (трудовым доходом) является вполне приемлемым, поскольку именно она формирует уровень жизни человека и при нормально функционирующей экономике позволяет удовлетворять не только физиологические, но и социальные и духовные потребности человека.

Помимо прежней заработной платы на уровень жизни лиц, пострадавших от социального риска, существенное влияние оказывают индивидуальные потребности, связанные с состоянием здоровья, наличием детей и другими факторами. Указанные обстоятельства должны находить отражение в правовом регулировании.

Дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств. Социальное обеспечение не может игнорировать такие факторы, как пол, возраст, условия прошлой трудовой деятельности, состояние здоровья и прочие обстоятельства, влияющие на трудоспособность и во многих случаях приводящие к утрате источника средств существования.

Они непосредственно отражаются в содержании конкретных институтов и норм, обусловливают их дифференциацию. Критерии дифференциации могут не иметь никакой связи с субъектом отношений, т. е. носить объективный характер: природно-климатические условия, вредные, тяжелые и особо вредные условия прошлого труда, либо зависеть от субъективных свойств участников правоотношений, например физиологических особенностей и состояния здоровья (женщины, несовершеннолетние, инвалиды).

Дифференциация объективно необходима в целях выравнивания материального положения указанных лиц и восстановления их статуса как полноценных членов общества. Однако она не должна быть чрезмерной и тормозить развитие системы социального обеспечения в целом.

Основания дифференциации различаются в зависимости от вида обеспечения. При предоставлении одних видов обеспечения преобладают трудовые критерии (обеспечение застрахованных по обязательному социальному страхованию), других — критерии материального положения (государственная социальная помощь).

К внутриотраслевым принципам права социального обеспечения (т. е. принципам отдельных институтов) относятся, в частности, такие принципы пенсионного обеспечения, как дифференциация пенсионного возраста по признаку пола, установление размеров государственных пенсий в твердой финансированной сумме (за исключением пенсии за выслугу лет), зависимость размера трудовых пенсий от пенсионного капитала.

Контрольные вопросы и задания

1. Что понимается под правовым принципом?

2. Как можно классифицировать правовые принципы по сфере действия?

3. Какие общеправовые принципы проявляются в правовом регулировании общественных отношений по социальному обеспечению?

4. Какие межотраслевые принципы имеют значение для регулирования общественных отношений по социальному обеспечению?

5. Назовите отраслевые принципы права социального обеспечения.

6. Раскройте содержание принципа всеобщности социального обеспечения.

7. Раскройте содержание принципа осуществления социального обеспечения за счет средств фондов социального страхования и средств государственного бюджета.

8. Раскройте содержание принципа гарантированности социального обеспечения во всех случаях, когда гражданин нуждается в нем в силу обстоятельств, признаваемых обществом социально уважительными.

9. Раскройте содержание такого отраслевого принципа, как многообразие оснований и видов социального обеспечения.

10. Раскройте содержание такого отраслевого принципа, как гарантированность уровня социального обеспечения для достойной жизни.

11. Раскройте содержание такого отраслевого принципа, как дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Видео (кликните для воспроизведения).

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8716 — | 8262 — или читать все.

Источники

Философия права социального обеспечения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here