Акты судебных органов в праве социального обеспечения

Акты судебных органов в праве социального обеспечения

§ 5.6. Акты судебных органов как источники права социального обеспечения

Принципы социального равенства нашли отражение и в решении Конституционного Суда Республики Беларусь от 31 октября 2003 г. по вопросам защиты прав инвалидов, обеспечения им равенства и полноправного участия в жизни общества. В связи с этим Суд предложил Правительству принять меры по устранению коллизий и обеспечить справедливость в отношении защиты пенсионных и других прав инвалидов.

99 Василевич, Г.А. Послания Конституционного Суда Республики Беларусь о состоянии конституционной законности — реальный вклад в развитие правовой системы Текст. / Г.А. Василевич; Конституционный Суд Республики Беларусь. — Минск: Право и экономика, 2007. — 341 с.

100 Василевич, Г.А. Послания Конституционного Суда Республики Беларусь о состоянии конституционной законности — реальный вклад в развитие правовой системы Текст / Г.А. Василевич; Конституционный Суд Республики Беларусь. — Минск: Право и экономика, 2007. — С. 21-22.

Источники права социального обеспечения

Источники права социального обеспечения – акты, содержащие нормы права, касающиеся регулирования вопросов социального обеспечения.

Система источников – совокупность нормативных актов, регулирующих отношения в сфере социального обеспечения.

а) Конституция РФ, закрепляющая, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность;

б) международные акты:

  • Всеобщая декларация прав человека;
  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;
  • Европейская конвенция о социальном обеспечении;
  • Конвенция «О правах ребенка»;
  • Соглашение стран СНГ «О гарантиях прав граждангосударств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения» и др.;

в) Федеральные законы:

  • «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», который устанавливает организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в РФ;
  • «Об основах социального обслуживания населения в РФ», который устанавливает основы правового регулирования в области социального обслуживания населения в РФ;
  • «О социальной защите инвалидов в РФ», который определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ;
  • «О медицинском страховании граждан в РФ», который направлен на усиление заинтересованности и ответственности населения и государства, предприятий, учреждений, организаций в охране здоровья граждан в новых экономических условиях и обеспечивает конституционное право граждан РФ на медицинскую помощь и др.;

г) подзаконные акты:

  1. Указы Президента РФ: «О размере пособия по временной нетрудоспособности»; «О Фонде социального страхования»; «О мерах по социальной поддержке отдельных категорий граждан»; «О дополнительных мерах по социальной защите беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, уволенных в связи с ликвидацией организации» и т. д.;
  2. постановления Правительства РФ: «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития РФ»; «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и др.;
  3. иные нормативные акты: постановление Минтруда РФ «Об утверждении порядка установления стажа работы при утрате документов в результате чрезвычайных ситуаций»; Приказ Мин-здравсоцразвития России «Об утверждении формы индивидуальной программы реабилитации инвалида, выдаваемой федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы».

Судебное решение как источник трудового права и права социального обеспечения: проблемы и перспективы

(Киселев И. Н.) («Социальное и пенсионное право», 2008, N 1)

СУДЕБНОЕ РЕШЕНИЕ КАК ИСТОЧНИК ТРУДОВОГО ПРАВА И ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Киселев И. Н., доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Брянского государственного университета им. академика И. Г. Петровского, кандидат юридических наук.

Высказывается и противоположная точка зрения. В частности, В. А. Свечкаренко, анализируя Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 «О применении судами РФ Трудового кодекса РФ» , характеризует отсутствие у судебной власти права принимать нормативные правовые акты как один из элементов системы сдержек и противовесов, обеспечивающей реализацию принципа разделения властей. Если суды будут обязаны следовать предписаниям Верховного Суда, фактически роль законов будет сведена к минимуму . ——————————— Российская газета. 2004. 8 апреля. Свечкаренко В. А. Юридическое и фактическое значение постановлений Пленума Верховного Суда РФ в трудовом праве с учетом принципа разделения властей // Научные труды РАЮН. Вып. 6. Т. 3. С. 139.

Компромиссная позиция по данному вопросу высказывается М. В. и А. М. Лушниковыми, по мнению которых судебная практика может быть отнесена к источникам трудового права, но не в полном объеме, а лишь частично, причем речь идет о руководящей судебной практике и о судебных решениях в отношении признания нормативных актов недействующими . В обоснование данной точки зрения приводятся следующие аргументы. ——————————— Лушникова М. В., Лушников А. М. Очерки теории трудового права. СПб., 2006. С. 466.

1. Указанные решения исходят от одной из ветвей государственной власти (судебной). 2. Они содержат нормативную новизну, восполняя пробелы в праве или фактически прекращая действие нормативного акта, его части. 3. Они имеют обязательный императивный характер. 4. Они распространяются на неопределенный круг лиц. 5. Они рассчитаны на многократность применения . Думается, для того чтобы найти позитивный ответ на поставленный вопрос, необходимо кратко проанализировать судебную практику в социально-трудовой сфере, выявить позитивные и негативные стороны актов органов судебной власти различного уровня. ——————————— Там же. С. 494.

Примеров таких решений можно привести немало. К сожалению, именно в рассматриваемой нами сфере правоотношений наметилась вполне опасная тенденция зависимости исполнения решений высшего органа судебной власти от усмотрения законодателя. Пожалуй, впервые такая тенденция проявилась в отношении граждан, подвергшихся радиационному воздействию. В соответствии с п. 3 Постановления КС РФ от 1 декабря 1997 г. N 18-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 1 ФЗ от 24 ноября 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» законодателю было предписано в течение шести месяцев со дня провозглашения решения внести изменения в чернобыльский Закон в интересах изъятия признанных противоречащими Конституции норм. Как отмечалось в особом мнении по упомянутому Постановлению судьи КС РФ Т. Г. Морщаковой, такая позиция не обеспечивает безусловного восстановления нарушенных прав, поскольку таковое зависит от нового решения законодателя. В действительности реализация Постановления КС РФ была отложена более чем на три года, соответствующие изменения в чернобыльский Закон были внесены только 12 февраля 2001 г. ——————————— Российская газета. 1997. 19 декабря.

Читайте так же:  Федеральные льготы работающим пенсионерам

В Постановлении Пленума ВС РФ от 20 декабря 2005 г. N 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» нашли отражение ряд позиций, изложенных ранее высшими органами судебной власти. В частности, положения Постановления о реализации права досрочного выходя на пенсию для работников образования и здравоохранения обеспечили почти стопроцентную вероятность положительного для граждан рассмотрения соответствующих исков. Вместе с тем п. 21 Постановления исключает возмещение морального вреда при нарушении пенсионных прав, т. е. фактически освобождает пенсионные органы от ответственности за правонарушения. В результате учителям и врачам по-прежнему отказывают в досрочном назначении пенсии по возрасту, принуждая их к прохождению затяжных судебных процедур. ——————————— БВС РФ. 2006. N 2.

Постановление Пленума ВС от 17 марта 2004 г. N 2 уже неоднократно подвергалось критике. Среди его положений, в частности, следует отметить п. 27 в части трактовки принципа недопустимости злоупотребления правом со стороны работника. Приведенные примеры злоупотреблений, такие как сокрытие работником временной нетрудоспособности на время его увольнения с работы или сокрытие членства в профсоюзе вряд ли представляются адекватными. В данном случае можно говорить о внедрении в механизм регулирования трудовых отношений презумпции знания работниками закона, что традиционно не практиковалось в цивилистике. В современной правовой системе злоупотребление правом практически приравнивается к правонарушению, влекущему неблагоприятные последствия (отказ суда в удовлетворении иска). В то же время уровень правовой грамотности значительной части работников по-прежнему остается весьма низким, а неграмотность традиционно рассматривалась как объективный фактор в гражданском праве . ——————————— В качестве примера можно привести ст. 205 ГК РФ о восстановлении срока исковой давности.

Тема 2. Правоотношения в сфере социального обеспечения

Понятие и общая характеристика правоотношений по социальному обеспечению. Виды правоотношений.

Субъекты правоотношений по социальному обеспечению.

Объекты правоотношений по социальному обеспечению.

Основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений по социальному обеспечению.

Нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)// Российская газета от 25 декабря 1993 года.

Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // Библиотечка «Российской газеты». 1999. № 22—23.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. // ВВС РФ. 1994. № 12.

Соглашение о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. // БМД. 1993. № 4.

Конвенция о правах ребенка. Одобрена ГА ООН 20 ноября 1989 г. Ратифицирована СССР 13 июня 1989 г. // Ведомости СССР. 1990. № 45.

Основы законодательства об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 33. Ст. 1318.

Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ // Российская газета. 1999. 21 июля.

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Российская газета от 5 августа 1998г.

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»// Российская газета от 12 августа 1998 г., Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г., N 31, ст. 3803

Федеральный закон от 31 декабря 2002 г. N 190-ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан»// Российская газета от 31 декабря 2002 г. N 246 (специальный выпуск),

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»// Российская газета от 20 декабря 2001 г., N 247

Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». // СЗ РФ. 1995. № 32. Ст. 3198.

Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». // СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4872.

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». // СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3699.

Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // Библиотечка Российской газеты. 1999. № 16.

Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию// Собрание законодательства РФ», 01.01.2007, N 1 (1 ч.), ст. 18.

Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»// СЗ РФ. 2007, N 1 (1 ч.), ст. 19

Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»// Российская газета от 20 января 1996 г.

Федеральный закон от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в РФ»// Ведомости СНД и ВС РСФСР, 04.07.1991, N 27, ст. 920.

Закон РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»// Ведомости РФ. 1993. № 9. Ст. 328.

Закон РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»// Ведомости РФ. 1992. № 32. Ст. 1861.

Читайте так же:  Социальная стипендия работающим студентам

Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»// Российская газета от 20 декабря 2001 г., N 247

3. Классификация нормативно- правовых актов

В основе самой распространенной классификации нормативно-правовых актов лежит их юридическая сила, которая определяется компетенцией и положением органа, его издавшего, в системе правотворческих органов.

Закон – это нормативный акт, принятый высшим законодательным органом государства с соблюдением особой процедуры. Законы являются основным источником права социального обеспечения.

Среди законов особое место принадлежит Конституции РФ, которая РФ является юридической базой для всего законодательства страны, в том числе и в области социального обеспечения. Первостепенное значение имеет ст.7, характеризующая основы конституционного строя РФ по целевой направленности социальной политики. Права человека в сфере социального обеспечения изложены в ряде статей Конституции РФ (ст.ст.37-41).

Осуществление названных прав производится путем перевода конституционных предписаний в плоскость отраслевого законодательства о социальном обеспечении, разработки процедурных форм их реализации и способов защиты. Запрещено издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека. Последние могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст.55 Конституции РФ).

Важнейшей юридической гарантией права человека на социальное обеспечение является право обжаловать действия государственных органов и учреждений, предоставляющих социальное обеспечение, в суд. Это право получило воплощение в отраслевых законах под влиянием ст.46 Конституции РФ. Следует напомнить, что в советский период споры по вопросам социального обеспечения рассматривались только вышестоящими органами в порядке подчиненности.

С точки зрения организации содержания законы принято делить на кодифицированные и обыкновенные (или текущие).

Единого кодифицированного закона (типа кодекса или Основ), охватывающего всю совокупность отношений, в сфере социального обеспечения до сих пор не принято, хотя эта проблема остается чрезвычайно актуальной. Разработка Основ законодательства о социальном обеспечении или Кодекса социального обеспечения (КСО РФ) позволила бы не только упорядочить правовое регулирование и устранить противоречия, порождаемые отсутствием системного подхода, но и поднять на более высокий качественный уровень содержание нормативного материала.

Кодекс социального обеспечения нельзя заменить отдельными кодифицированными законами, т.к. это не решает проблемы в целом и касаются лишь определенных групп отношений. Такими законами являются: ФЗ от 19.05.1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», ФЗ от 10.12.1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», ФЗ от 16.07.1999 г. «Об основах обязательного социального страхования».

Среди источников права социального обеспечения необходимо назвать и рамочные законы смешанного типа, регулирующие общественные отношения, входящие в предметы различных отраслей. В частности, нормы социального обеспечения содержатся в Основах законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» от 22.07.1993г., Законе РФ от 19.04.1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации» и др.

Не отрицая актуальности кодификации законодательства о социальном обеспечении, ученые занимают различные позиции по поводу его формы – Основы или кодекс (Миронова Т.К. Право и социальная защита. М: Издательство «Права человека», 2006. С.206-207.). Очевидно, что разработка такого акта пока остается лишь перспективной задачей. Для перевода ее в практическую плоскость необходимо: разработать единую концепцию регулирования социально-обеспечительных отношений; завершить реформирование основных сфер социального обеспечения; устранить внутренние противоречия действующего законодательства (Филлипова М.В. Там же. С.121.).

Текущие законы касаются отдельных видов социального обеспечения (например, трудовых пенсий, пенсий за выслугу лет и пр.)

Сфера действия законов обусловливается федеративным устройством государства. В соответствии со ст.72 Конституции РФ координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Это означает, что нормативно-правовые акты по вопросам социального обеспечения могут приниматься на федеральной и региональном уровне. К исключительной компетенции федерации относится определение основ федеральной политики и принятие федеральных программ в области социального развития, утверждение федерального бюджета, введение федеральных налогов и сборов, служащих источником финансирования государственных пенсий, пособий, субсидий, льгот и оплаты медицинских и социальных услуг.

Определенной компетенцией в области социального обеспечения обладают и органы местного самоуправления. Федеральным законом от 06.10.2003 г. «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесены организация оказания скорой медицинской помощи, первичной медико-санитарной помощи в стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи беременным женщинам и матерям, предоставление жилых помещений малоимущим лицам, организация ритуальных услуг и др.

Согласно ст.85 Бюджетного кодекса РФ меры социальной защиты населения финансируются совместно за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований. Поэтому правотворческая активность законодательных органов всех уровней в данной сфере отношений ограничивается бюджетными возможностями.

В случае расхождения федеральных законов с законами субъектов РФ действуют федеральные законы. Согласно ст.76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам исключительного ведения РФ или же предметам совместного ведения РФ и субъектов федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Это же правило применяется и в отношении актов органов местного самоуправления.

Региональное законотворчество в сфере социального обеспечения динамично развивается. Законами субъектов РФ регулируются условия предоставления адресной социальной помощи; утверждается состав потребительской корзины и величина прожиточного минимума; закрепляются стандарты максимально допустимой доли расходов на оплату жилищных и коммунальных услуги в совокупном доходе семьи; вводятся дополнительные пенсии для престарелых граждан и пособия в связи с рождением детей; определяется порядок исчисления выслуги лет государственных служащих в органах власти субъектов РФ и решаются другие вопросы.

Разновидностью классификации по сфере действия является объединение источников по кругу лиц.

Речь идет о дифференциации социального обеспечения с учетом субъектов, нуждающихся в особой социальной защите (женщины, дети, инвалиды, престарелые) и их материального положения. Дифференциация осуществляется с помощью специальных законов и норм, которыми устанавливаются различные льготы.

Иные нормативные правовые акты по социальному обеспечению имеют форму: указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, правил, инструкций, приказов и других нормативных актов министерств, ведомств и органов исполнительной власти субъектов РФ.

Читайте так же:  Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в случае

Указы Президента РФ, имеющие нормативный характер, устраняют противоречия и восполняют пробелы федерального законодательства, вводят дополнительные виды обеспечения.

Указом Президента РФ от 27 сентября 2000 г. № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» государственная система пенсионного обеспечения была кардинальным образом реорганизована. Полномочия по выплате трудовых пенсий были закреплены за Пенсионным фондом Российской Федерации (ПФР) и его территориальными органами, которые не входят в систему органов исполнительной власти.

Указы Президент РФ касаются широкого круга вопросов социального обеспечения. В частности, Указом Президента РФ от 17.12.2002 г. утвержден перечень должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих; Указом Президента РФ от 26.06.2001 г. повышен размер компенсационной выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными; Указом Президента РФ от 25.09.1999 г. утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» и т.п.

Постановления Правительства РФ не только координируют деятельность органов государственной власти по реализации принятых федеральных законов и Указов Президента РФ, но и определяют стратегию социальной защиты отдельных категорий граждан.

Правительством РФ установлены многочисленные списки, перечни видов работ, профессий и должностей, с учетом которых назначаются досрочные трудовые пенсии.

Ежеквартально Правительство РФ утверждает величину прожиточного минимума в целом по Российской Федерации и для основных социально-демографических групп, с учетом которой предоставляется государственная социальная помощь.

Довольно активное участие в нормотворчестве по социальному обеспечению в пределах своей компетенции принимают министерства и ведомства. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации является центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим руководство по обеспечению единой государственной политики в области здравоохранения, социальной защиты пенсионеров, инвалидов, семей с детьми, женщин и детей, а также нуждающихся в государственной поддержке других групп населения. В ведении этого министерства находится разработка предложений по совершенствованию законодательства о социальном обеспечении, подготовка по поручениям Правительства РФ заключений по проектам законов, а также нормативных актов министерств и ведомств РФ, обобщение практики применения законодательства и обеспечение единообразного его применения на всей территории РФ.

Большое количество нормативных правовых актов принимается органами исполнительной власти (например, Правительством РФ, Министерством финансов РФ) совместно с государственными внебюджетными фондами – Пенсионным фондом, Фондом обязательного социального страхования, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования.

1. Как можно сформулировать понятие источника права?

2. Можно ли считать источниками права социального обеспечения общепризнанные принципы и нормы международного права?

3. Являются ли источниками права социального обеспечения международные договоры? Приведите примеры.

4. Можно ли признать источниками права социального обеспечения постановления и определения Конституционного Суда РФ? Приведите примеры.

5. Какое значение придается постановлениям Пленума Верховного Суда РФ по вопросам социального обеспечения?

6. Входят ли в круг источников права социального обеспечения локальные нормативные акты?

7. Как можно классифицировать источники права социального обеспечения по юридической силе и по сфере действия?

8. В каких статьях Конституции РФ закреплены основные права человека в области социального обеспечения?

9. Какова компетенция субъектов РФ и органов местного самоуправления в области социального обеспечения?

10. Есть ли в системе источников права социального обеспечения кодифицированные акты? Приведите примеры.

11. Какую роль играют указы Президента РФ в регулировании отношений по социальному обеспечению? Приведите примеры.

12. Какие подзаконные акты по социальному обеспечению вы можете назвать?

Андреев В.С. Право социального обеспечения в СССР. М.,1987. Гл.3.С.72-82.

Батыгин К.С. Право социального обеспечения. Общая часть. Уч.пособие М., 1995.

Гусов К.Н. (отв.ред.) Право социального обеспечения. Учебник. М: ООО «Издательство Проспект», 2007. С.99-120.

Зайкин А.Д.(отв.ред.) Советское право социального обеспечения. М: МГУ, 1982. Гл.3. С.66-76.

Захаров М.Л., Тучкова Э. г. Право социального обеспечения. Учебник. М: Волтерс Клувер, 2004. С.127-141.

Марченко М.Н. (ред.). Источники российского права. Вопросы теории и истории. Учебное пособие. М., 2005. С.205-226.

Смирнова М.О. Источники права социального обеспечения. Автореф.дис.к.ю.н. М.,1983.

Филиппова М.В.(ред.). Право социального обеспечения. Учебник. М: «Юристъ», 2006. С.112-150.

Официальные акты высших судебных органов

1. Определение Верховного Суда РФ от 24 июля 2003 года № КАС03-291 «Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 22 апреля 2003 года № ГКПИ03-323, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании незаконными (недействующими) пунктов 1 и 5 постановления Правительства РФ от 17 апреля 2002 года № 244 «О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов».

Видео (кликните для воспроизведения).

2. Определение Конституционного суда РФ от 2 марта 2006 года №16-О «По жалобе гражданина Корнилова Владимира Петровича на нарушение его конституционных прав положениями указа Президента РФ от 15 марта 2000 года №508 «О размере пособия по временной нетрудоспособности», правил исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию, основных условий обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию и положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию».

3. Определение Конституционного Суда РФ от 2 октября 2003 года №382-О «По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности положений статей 8, 15 и 17 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам имеющим детей».

4. Определение Конституционного Суда РФ от 27 июня 2005 года № 231-О «По жалобе гражданина Галеева Конспая Амамбаевича на нарушение его конституционных прав положением подпункта 1 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовыхенсиях в РФ»

5. Определение Конституционного Суда РФ от 8 июня 2000 года №134-О «По запросу Военного Суда — Войсковая часть 63028 о проверке конституционности абзаца 3 части 1 статьи 1 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам имеющим детей».

6. Решение Верховного Суда РФ от 9 ноября 2004года № ГКПИ2004-1305 «Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующими примечания (частично) к пункту 12 положения о порядке заключения, изменения и расторжения договоров о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, и пункта 4.5 примерного договора о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, утвержденных постановлением Минтруда РФ от 17 мая 2002 года №35».

7. Решения Верховного Суда РФ от 14 апреля 2006 года № ГКПИ06-300 «Об оставлении без удовлетворения заявления о признании частично недействующим подпункта «Б» пункта 6 «правил исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию», утв. Постановлением Совмина СССР от 13 апреля 1973 года № 252».

Читайте так же:  Единовременное пособие 40000

Дополнительная и основная литература

1. Абросимова А.А. История законодательного регулирования создания и деятельности Российских благотворительных организаций. //Известия ВУЗов. Правоведение.1992 №6.

2. Александрова А.А. Оформление пенсий по новому законодательству. М. 2003.

3. Анисимов Л.Н. Трудовое и социальное право России. М. 1999.

4. Басанова Ц.А. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. М.2002.

5. Батыгин К.С. Правоотношения по социальному страхованию. Дис. канд. юрид. наук. М. 2000.

6. Большакова М. Г. Система государственной поддержки в регионе. Женщина за социальную безопасность и устойчивое развитие. М.,1997.

7. Братчикова Н.В. Материальная помощь – отчисления во внебюджетные фонды \ Юрист.1998 . № 6*.

8. Буянова М.О., Кобзева С.И., Право социального обеспечения. М.,2001

9. Вернадский Т.В. Очерки истории права Русского государства 18 – 19 века. М. 1998.*

10. Виноградова З.Д. Размер пособия по временной нетрудоспособности и основания его дифференциации // Трудовое право. 2006. N4.*

11. Володин Н. Опыт адресной поддержки // Человек и труд . 1999. № 4.

12. Гейц И.В. Новое в пенсионном и социальном страховании. М.2004.*

13. Гейц И.В. Расчеты по средствам социального страхования. М. 2002.

14. Голенко Е.И., Ковалев В. И. Право социального обеспечения. М.2001.

15. Голенко Е.Н., Ковалева В.И. Право социального обеспечения М.1999.

16. Гусов К.Н. Право социального обеспечения М. 2000.

17. Дегтярев Г.П. «Корректировка базовой и страховой части трудовой пенсии». //Трудовое право.2006. N 5.*

18. Долотин Б. Обеспечить реальную адресную помощь // Социальное обеспечение 1999. № 11.

19. Дохунаева. Т.Н. Миграция населения // Трудовое право. 2006. N 7.*

20. Исаев И.А. История государства и права России. М. Юрист.1997.

21. КалашниковС.В. Социальная политика должна быть прозрачной // Социальное обеспечение. 1999. № 11.

22. Коршунов Ю.Н. Правила возмещения вреда, причиненного при исполнении трудовых обязанностей// Хозяйство и право. 1996 №5-6.

23. Косаренко Н.Н. Финансово-правовое регулирование социального страхования. М.,2003.

24. Кульбовская Н. О реформировании системы социальных гарантий, выплат и льгот // Человек и труд, 1999. № 7.

25. Малева Т. Современные проблемы пенсионной сферы. Комментарии экономистов и демографов. М.1997.// Научные доклады. Выпуск 16.

26. Матвеев А. Среднедушевые унижения //Экономика и жизнь. 1999.№ 36.

27. Мачульская Е.Е. Проблемы социального страхования в современных условиях. М.,2000.

28. Мачульская Е.Е. Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения М., 2001.*

29. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. Учебное пособие. М.,2000.

30. Мельников В.П. История социальной работы в России. Учебное пособие. М.,2002.

31. Миронов В.И. Занятость и трудоустройство. Трудовое право М., 2001. № 4.

32. Монусова Г. Незанятость в России: вынужденная или добровольная.// Вопросы экономики. 2001. № 9.*

33. Назаров А.С. Савицкая Т.М. Досрочное назначение пенсии по старости педагогическим и медицинским работникам М.2003.

34. Нещеретный П.И. Исторические корни и традиции развития благотворительности в России. М. Союз.1993.

35. Обыденова А.Ф. Социальное обеспечение материнства и детства в Российской Федерации. М., 2004.

36. Ракитская Л.В. Пенсионное законодательство в России в 19 веке. В мире права. 2000. №1.

37. Ржаницына Л. Выход не в адресности, а в развитии социальной сомозащите граждан // Человек и труд. 1999. №7.

38. Рыбаков Ю.А. Промышленное законодательство в России 1 половины 19 века. М. 1986.

39. Сулейманова Г. Социальное обеспечение и социальное страхование. М. 1998.

40. Толмачев А.П. Права социального обеспечения. Конспект лекций. М., 2001.

41. Тучкова Э.Г. Формирование системы пенсионного обеспечения России. Трудовое право и право социального обеспечения. Актуальные проблемы. М.Проспект.2000.

42. Умурзаков.Б.В. Роль и место пенсионного обеспечения в экономических отношениях людей в условиях углубления рынка. «Трудовое право». 2006. №7.*

43. Филипчук М. Взамен заработка – приработок \ Экономика и жизнь.1999. № 50.

44. Фомина Т.И. Законодательные акты Российской Империи в области социальной работы (1910 – 1914 г.г.). М., Союз.,1999.

45. Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация. М. 2003.

46. Цуканова.Н.П. Внутригосударственные и международные механизмы обеспечения права граждан на защиту от безработицы // Трудовое право. 2006. N 5.*

47. Чекулаев М.В. Богатый пенсионер. М., 2003.

48. Чоксум Ч.Д. Правовое регулирование занятости населения в РФ. Право и политика. М. 2000. № 7.*

49. Щавель С. Социализация и социальная защита пенсионеров // Общество и экономика. 1999. № 1.

* В рамках гражданско-правовой специализации

* Издания, отмеченные таким значком, имеются в фондах библиотеке РАП

* Издания, отмеченные таким значком, имеются в фондах библиотеке РАП

* Издания, отмеченные таким значком, имеются в фондах библиотеке РАП

Источники права социального обеспечения: понятие, классификация и общая характеристика

Понятие источника права социального обеспечения

Термин «источник права» обычно имеет два значения:

  1. раскрывает причину создания права. Государство выступает в основном правообразующей силой, закрепляющей в праве волю и интересы народа.
  2. характеризует его юридическую природу. В этом смысле оно определяет результаты правотворческой деятельности.

Источник права – исходящие от государства или официально признаваемые им формы выражения и закрепления норм права.

Для российского права характерно то, что основными его источниками являются нормативные правовые акты. В отличие от других правовых актов нормативные акты рассчитаны на неоднократное применение.

Источники права социального обеспечения — это различные нормативные правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который составляет предмет данной отрасли права (т.е. общественные отношения в сфере социального обеспечения).

В источниках права социального обеспечения России отражены материальные условия жизни нашего общества, с их изменениями меняются и источники права социального обеспечения. В настоящее время это происходит довольно часто, в связи с чем законодательство в области социального обеспечения быстро обновляется.

Классификация источников права социального обеспечения

  1. по степени их важности и субординации, т.е. по юридической силе:
    • законы;
    • подзаконные акты.
  2. по сфере их действия:
    • федеральные;
    • субъектов РФ (областные, краевые);
    • отраслевые;
    • муниципальные;
    • локальные.
  3. по органам, принявшим нормативный акт;
  4. по форме акта:
    • законы;
    • указы и распоряжения Президента РФ;
    • постановления и распоряжения Правительства РФ;
    • постановления, разъяснения Минтруда РФ, Миграционной службы и др.
  5. по правовым институтам.

По степени важности и субординации

Законы обладают высшей юридической силой и имеют приоритет по сравнению с любыми другими нормативными правовыми актами. Это объясняется тем, что законы принимаются высшим законодательным (представительным) органом власти РФ и ее субъектов. По Конституции РФ вопросы регулирования отношений в области социального обеспечения относятся к совместной компетенции РФ и ее субъектов (п. « ж» ч. 1 ст. 72).

Читайте так же:  Условия назначения трудовой пенсии по инвалидности

Законы делятся на конститутивные, кодифицированные и текущие.

Основной закон РФ — это Конституция Российской Федерации.

Кодифицированным актом в области социального обеспечения является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Текущие законы касаются отдельных институтов права социального обеспечения.

По сфере действия

Источники права социального обеспечения по сфере действия делятся на федеральные, субъектов РФ (областные, краевые), отраслевые, муниципальные и локальные.

Разновидностью классификации по сфере действия является круг лиц, на которых распространяются отдельные нормы законодательства о социальном обеспечении. Здесь следует иметь в виду, что дифференциацию в праве социального обеспечения можно проводить в зависимости от объективных производственных факторов, природно-климатических условий либо с учетом субъективных особенностей (например, женщины, инвалиды, дети, престарелые).

Общая характеристика основных источников права социального обеспечения

Право социального обеспечения в условиях перехода к рыночным отношениям располагает довольно сложной системой юридических источников, что обусловлено характером правового регулирования этой отрасли права. Указанный выше предмет данной отрасли включает разнообразные общественные отношения, а именно:

  1. отношения по поводу денежных выплат;
  2. отношения по поводу натуральных видов социального обеспечения (социальных услуг);
  3. отношения процедурного характера;
  4. отношения процессуального характера.

Множество и разнообразие источников права социального обеспечения предопределяют возможность охарактеризовать только важнейшие, основополагающие акты, в которых закрепляются права граждан на те или иные виды социального обеспечения, отражаются требования и условия их предоставления, регламентируется организационно-правовой порядок осуществления указанных предписаний соответствующих нормативных актов.

Международные договоры и конвенции

Первую группу источников права социального обеспечения составляют международные договоры и конвенции Международной организации труда (МОТ).

В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Следовательно, можно сделать вывод, что нормы международных договоров должны обладать высшей юридической силой по отношению к законам Российской Федерации. Сюда относятся нормы Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина, который был ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г. Важное место отводится Всеобщей декларации прав человека 1948 г.

К первой группе источников также относятся Конвенции МОТ. Например, Конвенция № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» (1962 г.), где закрепляется важное положение, согласно которому повышение жизненного уровня рассматривается в качестве основной цели при планировании экономического развития, Конвенция № 118 «О равноправии в социальном обеспечении» (1962 г.).
Важное значение, кроме конвенций, в области права социального обеспечения играют рекомендации МОТ, например, Рекомендация № 167 «О сохранении прав в области социального обеспечения» (1983 г.) и др.

Законы Российской Федерации

Вторую группу источников права социального обеспечения составляют законы Российской Федерации. Среди них особое место занимает Конституция Российской Федерации. В действующей Конституции закреплен правовой статус граждан в области социального обеспечения (ст. 7, 18, 33, 38, 39, 41, 45, 46 и 53).

Важное место отводится Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Этот нормативный акт закрепляет право граждан на охрану здоровья различных категорий субъектов.

В сфере права социального обеспечения действует большое количество нормативных актов. Однако для данной отрасли характерным является то, что отсутствует единый кодифицированный источник, регулирующий весь комплекс общественных отношений, составляющий предмет права социального обеспечения.

На сегодняшний день права граждан на тот или иной вид социального обеспечения закреплены в законах РФ, к которым относятся:

  • Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
  • Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;
  • Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;
  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и т.д.

Подзаконные нормативные акты

Третью группу составляют подзаконные нормативные акты, среди которых особое место занимают Указы Президента РФ в сфере социального обеспечения. Они имеют нормативный характер и восполняют пробелы федеральных законов

Постановления Правительства РФ устанавливают порядок применения норм законов по отдельным видам социального обеспечения (пенсии, пособия, компенсации). Кроме того, они могут устанавливать дополнительные меры социальной защиты для конкретных слоев населения в РФ.

Важную роль в нормотворчестве по социальному обеспечению в пределах своей компетенции играют министерства и ведомства. Среди них особое место занимает Министерство здравоохранения и социального развития РФ, так как оно является центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим руководство по обеспечению единой государственной политики в области социальной защиты инвалидов, пенсионеров, женщин, детей и других слоев населения, которые нуждаются в поддержке со стороны государства.

На современном этапе развития нашего государства, когда формируется рыночная экономика, важное значение приобретают локальные нормативные акты как источники права социального обеспечения.

В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения кроме федеральных нормативных актов издаются акты субъектов Российской Федерации. Главная цель таких источников — это повышение уровня социальной защиты граждан на соответствующих уровнях (региональном, муниципальном), а также на уровне конкретной организации. Они предусматривают дополнительные, более повышенные меры социальной поддержки граждан по сравнению с федеральными.

Видео (кликните для воспроизведения).

К локальным источникам могут относиться территориальные согласия, акты органов местного самоуправления . Цель локальных актов — устанавливать более высокий уровень социальной защиты граждан на территориальном, муниципальном уровне, на уровне конкретной организации.

Источники

Акты судебных органов в праве социального обеспечения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here